Фиктивная смерть по программе защиты свидетелей что это

Обновлено: 16.05.2024

В связи с многими вопросами, решила скопировать вам одну статью о программе защиты свидетелей в США, она прояснит некоторые вопросы. В оригинале статья очень большая, поэтому я оставлю только те тезисы, которые имеют отношение к книге "Успокой меня".

Итак поехали:

Федеральная программа по защите свидетелей Соединенных Штатов Америки (WITSEC) – это программа по защите свидетелей, которым угрожает опасность в связи с участием в криминальных и судебных разбирательствах. Законодательно этой программой управляет Министерство юстиции, а практически исполняется Службой маршалов США. Несколько штатов, таких, как Калифорния, Иллинойс, Нью-Йорк и Техас имеют свои собственные программы защиты свидетелей в дополнение к федеральной государственной программе.
Стоит понимать, что под данную программу попадают только те люди, чьи показания имеют неоценимое значение для успешного проведения расследования и судебного разбирательства, которые ставят жизнь свидетеля или членов его семьи в опасность. Немаловажна и решимость свидетеля давать показания. Прежде, чем человек попадает под действие программы, он должен доказать свою решимость участвовать в расследовании и судебном разбирательстве до конца, дабы в дальнейшем он не смог отказаться от дачи показаний.

В США в программе WITSEC задействовано три организации:
1. Служба маршалов США непосредственно обеспечивает безопасность и здоровье не заключенных под стражу свидетелей.
2. Министерство юстиции США управляет операциями, которые проводятся. Сюда, прежде всего, входит принятие решения о вводе/выводе свидетеля в/из программу(ы), принятие решения о выезде/въезде свидетеля в страну, выдача ему гражданства и т.д. Свидетелями, которые могут попасть под данную программу, могут быть люди, чьи показания направлены против торговцев наркотиками, террористов, мафии и членов организованных преступных группировок.
3. Федеральное бюро тюрем - исполняет обеспечение опеки и защиты свидетелей, находящихся в заключении.


Ситуации, при которых человек и его родные могут получить статус защищаемого Федеральным законом свидетеля:
• любое преступление, связанное с рэкетом и организованной преступностью (раздел 18 Свода законов США, раздел 1961 (1);
• любое преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков (раздел 21 Свода законов США);
• любое другое серьезное федеральное уголовное преступление, по которым свидетель может давать показания, и из-за которых жизнь и здоровье свидетеля и его родных находятся в опасности;
• любое иное преступление, которое по своей природе сходно с описанными выше.

Исчезновение


Программа защиты свидетелей нацелена на создание новой личности человека, которому угрожает опасность. Ее целью является помощь в адаптации свидетеля к новой жизни, в которой он не будет никем узнан. В Соединенных Штатах Америки проживает более 300 миллионов человек. Страна насчитывает тысячи городов, и в каждом из них свидетель может найти новую жизнь.
После принятия свидетеля в программу, служба судебных маршалов создает ему новую личность, выбирает новое место жительства. Это требует координации от многих государственных органов, причем все эти процессы должны происходить быстро, отлаженно и в состоянии полной секретности.

Как выбирается место нового проживания
Чаще всего свидетелю предлагают назвать несколько мест в США, в которых он хотел бы жить. Кто-то говорит о том, что мечтал побывать на Гавайях, понежить косточки на пляжах Флориды или Калифорнии, кто-то всю жизнь мечтал обитать в Неваде или Атлантик-Сити. Вот в эти самые места, которые будут названы свидетелем, …он никогда не поедет по программе. Ибо, значит, он мог озвучивать свои желания и раньше в беседах со знакомыми. Такие места для исчезновения не годятся.
После вступления свидетеля в программу, поначалу маршалы немедленно увозят его и всех его родных с предыдущего места жительства - туда никто из них никогда больше не вернется. На первом этапе свидетель живет некоторое время в безопасном месте, которое является временным. Часто это могут быть номера отелей и гостиниц. И лишь затем он перемещается в так называемую новую жизнь.
Стоит учесть, что, не смотря на создание новой личности, в правоохранительных органах, занимающихся сокрытием свидетеля, остаются все упоминания о его преступлениях, если таковые были. Обычно, служба судебных маршалов под различными выдуманными предлогами уведомляет правоохранительные органы в месте новой жизни свидетеля о его криминальном прошлом.

Что входит в обязанности маршалов для проведения адаптации свидетеля на новом месте:
• помочь свидетелю с трудоустройством;
• найти ему место жительства;
• обеспечить свидетелю минимальный прожиточный минимум (эта сумма варьируется в зависимости от города и места, куда переселяется свидетель);
• создать новые документы, удостоверяющие личность для свидетеля и членов его семьи, чьи имена меняются в целях безопасности;
• обеспечить свидетеля медицинским обслуживанием (медицинская страховка);
• обеспечить свидетелю в случае необходимости консультации любых специалистов, в том числе психологов, психиатров и социальных работников.

И стоит опять-таки понимать, что участники программы по защите свидетелей получают деньги от государства только на проживание, оплату их услуг как свидетеля никто не производит. Средства, выделяемые на каждого свидетеля, в программе ограничены. За каждую потраченную копейку Министерство юстиции и служба маршалов сурово отчитываются. Так что миф о расходовании бесконечного количества средств на свидетеля не имеет под собой основания. Впрочем, изредка программа может оплачивать и такие не совсем целевые вещи, как проведение пластических операций участников, выплату пенсионных платежей престарелым родителям свидетеля, создание ему кредитной истории. Но все это является, по большей части, исключением, а не правилом.
Самым главным правилом программы является условие, что свидетель не может вступать в контакт с любыми родственниками или знакомыми, кто не состоит с ним в данной программе. Им запрещено возвращаться в места, где они жили раньше. В случае невыполнения этого условия, свидетель моментально выходит из программы.
По официальным данным Службы судебных маршалов, свидетели, которые подпали под действие программы по защите, и следовали предписанным правилам, крайне редко бывают убиты. За период создания программы и по сегодняшний день известно о 19 таких смертях. Каждая из них всегда становится серьезным опытом для недопущения ошибок маршалами в дальнейшем.

Цифровые технологии
Сегодня программа по защите свидетелей сталкивается с дополнительными нагрузками цифрового века. Facebook, Google, смартфоны и социальные сети, мгновенный доступ к информации через Интернет представляют для судебных маршалов новые угрозы. Поэтому теперь в их штате работают хакеры и программисты, спецы по компьютерным технологиям и всевозможные инженеры, способные обеспечить службе сохранность информации, "взламывание" чужих серверов, скачивание базы данных и иные компьютерные уловки.

Гаспарян Нвер

В судах принято считать, что ходатайства об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, можно заявлять при рассмотрении уголовного дела по существу, а вот при судебном разрешении ходатайств следствия о заключении под стражу или продлении сроков такое процессуальное право у стороны защиты отсутствует. Автор данной публикации попробует развенчать ошибочность этой позиции и расскажет, какие нормы призваны обеспечить исключение порочных доказательств на максимально ранних стадиях уголовного судопроизводства для того, чтобы они не смогли способствовать принятию судьями или должностными лицами правоохранительных органов незаконных процессуальных актов, в каких случаях защитник вправе ходатайствовать об исключении из доказательств результатов оперативно-розыскной деятельности, протокола допроса, рапортов, нарушение каких требований закона органом расследования позволяет это сделать.

Доводы суда и ответ защиты

Чем можно ответить нашим консервативным оппонентам, для которых рассмотрение соответствующих следственных ходатайств давно превратилось в обвинительный конвейер с почти неизменным результатом, и кому какая-то дополнительная адвокатская активность крайне нежелательна?

Рассмотрение судами ходатайств о заключении под стражу или продлении сроков содержания под стражей и есть осуществление правосудия как вид правоприменительной государственной деятельности, в результате которой и реализуется судебная власть.

То обстоятельство, что в ст. 108 УПК РФ ничего не говорится о возможности заявления ходатайства об исключении доказательств, вовсе не означает, что такие ходатайства не могут быть заявлены и соответственно рассмотрены судами. Например, в этой процессуальной норме ничего не сказано о праве сторон задавать вопросы или выступать в прениях, но ни у кого такие права не вызывают никаких сомнений и поэтому давно реализованы в судебной практике.

Если в ст. 108 УПК РФ какие-то процессуальные процедуры подробно не прописаны, то возникающий пробел легко восполняется предусмотренными уголовно-процессуальным законом общими условиями и правилами судебного разбирательства

Обязанность суда – проверить и оценить доказательства

Считаю принципиальным тезис о том, что интересы справедливого правосудия как раз требуют того, чтобы ходатайства об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, заявлялись в судебных заседаниях при рассмотрении ходатайств о заключении под стражу или продлении сроков содержания под стражей.

Данный тезис основан на следующем:

Согласно п. 2 Постановления № 41: «Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу допускается только после проверки судом обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению. Обоснованное подозрение предполагает наличие данных о том, что это лицо причастно к совершенному преступлению (застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; потерпевший или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление; на данном лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления и т. п.).

Обратить внимание судов на то, что проверка обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению не может сводиться к формальной ссылке суда на наличие у органов предварительного расследования достаточных данных о том, что лицо причастно к совершенному преступлению. При рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу судья обязан проверить, содержит ли ходатайство и приобщенные к нему материалы конкретные сведения, указывающие на причастность к совершенному преступлению именно этого лица, и дать этим сведениям оценку в своем решении.

Исключение из доказательств результатов оперативно-розыскной деятельности

Пленум Верховного Суда РФ недвусмысленно называет материалы, представляемые следователями, именно доказательствами, которые суду необходимо оценивать по правилам ст. 88 УПК РФ, в том числе и с точки зрения их допустимости. В развитие заявленного тезиса ч. 1 ст. 108 УПК РФ как раз и предусматривает один из видов недопустимых доказательств: «При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение.

Данная процессуальная норма позволяет заявить ходатайство об исключении из доказательств результатов оперативно-розыскной деятельности, если они представлены в нарушение закона.

Более того, по своему смыслу и предназначению норма Конституции РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, призвана обеспечить исключение порочных доказательств на максимально ранних стадиях уголовного судопроизводства для того, чтобы они не смогли способствовать принятию судьями или должностными лицами правоохранительных органов незаконных процессуальных актов. Это как борьба с коронавирусом, который желательно нейтрализовать как можно раньше, чтобы пандемия не заразила большее количество людей.

В противном случае может возникнуть трагическая ситуация, когда судья, рассматривая ходатайство о заключении под стражу либо о продлении сроков содержания под стражей, не обращает внимание на недопустимость материалов и доказательств, представленных стороной обвинения в суд, и, как результат, безосновательно лишает лицо свободы на несколько месяцев при отсутствии достаточных законных оснований.

Абсолютно очевидно, что суд не может дистанцироваться от решения вопроса о допустимости при разрешении соответствующих ходатайств следователя, а если он так поступает, то вынесенное им постановление уже не может считаться соответствующим закону.

Таким образом, причастность лица к совершенному преступлению (обоснованность подозрения) может быть установлена на основании конкретных доказательств (протоколов следственных действий, заключений экспертиз и т. д.), допустимость которых можно проверить в судебном заседании.

Исключение из доказательств протокола допроса

Если, например, следователь пытается обосновать то обстоятельство, что обвиняемый угрожает свидетелю протоколом допроса данного свидетеля, который не содержит разъяснения об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, то защитник вправе заявить ходатайство об исключении протокола допроса как полученного с нарушением требований ст. 56 УПК РФ, а судья обязан его рассмотреть.

Судей может остановить опасность исключения доказательств на этой стадии как предрешающая оценку доказательств при рассмотрении дела по существу. Но, как мне представляется, такие страхи беспочвенны.

Постановление судьи об исключении доказательств в силу требований ст. 90 УПК РФ не является преюдициальным и имеет бесспорную силу лишь при рассмотрении ходатайства о заключении под стражу (продлении срока содержания). Суд, рассматривающий само уголовное дело, не связан с этим решением и может иначе оценить исключенное доказательство. На это недвусмысленно указывает и ч. 7 ст. 235 УПК РФ, согласно которой при рассмотрении уголовного дела по существу суд по ходатайству стороны вправе повторно рассмотреть вопрос о признании исключенного доказательства допустимым.

При рассмотрении ходатайств следователей на основании представленных доказательств судом, как известно, могут устанавливаться следующие важные фактические обстоятельства:

  • о том, что лицо может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда (документы, подтверждающие факты продажи принадлежащего ему на праве собственности имущества на территории Российской Федерации, наличия за рубежом источника дохода, финансовых (имущественных) ресурсов, наличия гражданства (подданства) иностранного государства, отсутствия у такого лица в Российской Федерации постоянного места жительства, работы, семьи);
  • –о том, что лицо может продолжать заниматься преступной деятельностью (документы, подтверждающие совершение им ранее умышленного преступления, судимость за которое не снята и не погашена);
  • о том, что обвиняемый, подозреваемый может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу (протоколы допросов или иные документы, которые могут свидетельствовать о наличии угроз со стороны обвиняемого, подозреваемого, его родственников, иных лиц, предложение указанных лиц свидетелям, потерпевшим, специалистам, экспертам, иным участникам уголовного судопроизводства выгод материального и нематериального характера с целью фальсификации доказательств по делу, предъявление лицу обвинения в совершении преступления в составе организованной группы или преступного сообщества).

Исключение из доказательств рапортов

Согласно п. 21 вышеуказанного Постановления № 41 предусмотренные ст. 97 УПК РФ основания должны подтверждаться достоверными сведениями и доказательствами. Достаточно часто указанные обстоятельства устанавливаются судами на основании результатов оперативно-розыскной деятельности, а именно рапортов сотрудников о том, что лицо по имеющейся оперативной информации может скрыться от следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью либо может угрожать свидетелю, иному участнику уголовного судопроизводства и т. д.

В связи с этим у стороны защиты возникает возможность заявить ходатайство об исключении рапортов как полученных с нарушением:

1. Требований ч. 1 ст. 108 УПК РФ о том, что такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований ст. 89 настоящего Кодекса.

Например, Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в постановлении от 8 сентября 2015 г., удовлетворяя ходатайство следователя о заключении под стражу Л., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, вывод о том, что Л. скроется от предварительного следствия, обосновал имеющейся оперативной информацией о намерении Л. выехать в г. Москву.

Верховный Суд Республики Мордовия 23 сентября 2015 г. отменил постановление в апелляционном порядке и отказал в удовлетворении ходатайства следователя, указав на то, что суд не привел в постановлении каких-либо конкретных фактических данных, не проверил и не дал надлежащей оценки оперативной информации, на наличие которой ссылался следователь. (Обзор практики рассмотрения судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей. Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18 января 2017 г.).

Так, согласно надзорному определению Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2013 г. № 46-Д13–23:

2. Порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности в суд.

Я ни разу не встречал случая, чтобы рапорты как результаты оперативно-розыскной деятельности представлялись в судебное заседание при рассмотрении ходатайств о заключении под стражу вместе с постановлением руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Не стоит дополнительно объяснять, каким образом и при каких обстоятельствах пишутся такие рапорты.

Представители стороны обвинения, как правило, скрывают этот источник, обосновывая его соображениями секретности.

Если же оперативный сотрудник в своем рапорте указывает, что у него имеется значимая информация, но источник своей осведомленности не называет, то такой рапорт по правилу п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК РФ должен признаваться недопустимым доказательством.

Напомню, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК РФ показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности, не имеют юридической силы.

Суды, принимая ничем не подтвержденные рапорты и не желая проверять их достоверность и допустимость, тем самым в нарушение требований ч. 2 ст. 17 УПК РФ придают данному виду доказательств заранее установленную силу.

На практике могут возникнуть и иные основания для признания рапортов недопустимыми доказательствами, на которые следует обращать внимание.

В случае заявления таких ходатайств представителями стороны защиты судьи с учетом дефицита процессуального времени могут уклониться от удаления в совещательную комнату с целью их разрешения, но при этом будут обязаны в окончательном постановлении дать оценку заявленным доводам. Если же они этого не сделают, то появляется дополнительная убедительная аргументация при апелляционном обжаловании вынесенного судебного акта.

Отказ от дачи показаний: к каким последствиям он приведет?

Любой гражданин, хоть однажды побывавший на допросе или обращавшийся с заявлением в органы полиции знает о существовании ст.51 Конституции РФ, гласящей о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга и близких родственников (бабушек, дедушек, внуков, братьев и сестер, родителей, усыновителей и усыновленных). Смысл этой нормы, казалось бы, ясен: в ходе дачи объяснений или на допросе у следователя, дознавателя или в суде можно хранить молчание, если сказанное может навредить самому гражданину или его близким. Многие юристы призывают пользоваться предоставленным ст. 51 Конституции правом во всех случаях, утверждая, что молчание гарантированно избавит Вас от возможных неприятностей. Но на самом деле все не так просто.

Разберем некоторые утверждения, предлагаемые в Интернете как руководство к действию.

К чему же ведет отказ допрашиваемого от дачи показаний со ссылкой на ст.51 Конституции РФ? Фактически гражданин дает понять, что он или его близкие совершили то или иное преступление, но говорить о нем он не желает. Поэтому опытные уголовные адвокаты советуют не ссылаться в протоколах допросов на указанную статью: на практике это может трактоваться как косвенное признание своей вины.

Можете отказаться от дачи показаний, но сослаться на п.2 ч. 4 ст. 46 и п. 3 ч. 4 ст. 47 УПК РФ: эти положения закрепляют право подозреваемого и обвиняемого ничего не сообщать следствию относительно имеющихся в отношении них подозрений или обвинений. Тогда такой отказ будет воспринят правильно, а не как косвенное признание своей вины. При этом стоит быть готовыми к тому, что следователь или дознаватель будут настаивать на том, чтобы Вы объяснили свой отказ, сославшись на ст. 51 Конституции РФ; в этом случае можно напомнить следователю, что показания даёте Вы, пользуясь предоставленными Вам законом правами, при этом Вы, не являясь юристом, не обязаны знать номера статей законов.

Конечно, это касается не всех: так, например, свидетели и потерпевшие показания давать обязаны, а за отказ от дачи показаний этих лиц можно привлечь к уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ. Однако здесь действует оговорка: субъекту не грозит данная статья, если он отказывается свидетельствовать против самого себя или своих близких.

Таким образом, свидетель и потерпевший при даче показаний могут пользоваться ст. 51 Конституции РФ только в отношении тех сведений, которые могут повлечь привлечение их к уголовной ответственности. К примеру, отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний относительно фамилии, имени и отчества, иных персональных данных, также отказ дать показания относительно обстоятельств совершённого преступления другим лицом, не являющимся близким родственником допрашиваемого, повлечёт привлечение его к уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ.

В данном случае все зависит от ситуации. Отказ от дачи показаний можно использовать, если подозреваемый или обвиняемый не успел тщательно продумать стратегию защиты, сомневается насчет того, может ли ему навредить та или иная информация, не знает, какие доказательства собраны следствием против него Между тем, отказ от дачи показаний лицом, привлекаемым к уголовной ответственности, это по существу и отказ от своей защиты, отказ от опровержения обвинения или подозрения и отказ от предоставления своей версии событий.

Для следственных органов же отказ от дачи показаний – это, скорее плюс, поскольку если показаний нет, то и опровергать изложенные в них фактыне нужно, да и сама позиция защиты в деле отсутствуют. А это, в свою очередь, позволяет направлять ход следствия в обвинительное русло. Однако это утверждение справедливо, если других доказательств в деле достаточно.

К примеру, представим ситуацию, в которой в отношении Вас подано заявление о совершении преступления, например, об умышленном причинении телесных повреждений. После получения заявления, сотрудник полиции вызовет Вас для получения объяснения. Если Вы откажетесь от дачи объяснений, то при наличии объяснений заявителя и справки о тяжести телесных повреждений в отношении Вас наверняка будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела, и решён он будет положительно. Однако, если бы Вы в подобной ситуации дали объяснение о своей непричастности, например, сообщили о наличии алиби, то, возможно, дело в отношении Вас бы даже не возбудили.

Поэтому, советуем во всех случаях, когда Вы не совершали противоправных деяний, дать показания, хотя бы коротко.

Статьей 51 Конституции РФ следует пользоваться лишь в случаях, когда:

Вы понимаете, что привлечение Вас к ответственности не беспочвенно и имеет основания;

Когда нет определенности в позиции по делу (например, Вы не определились, стоит ли признавать вину, чтобы нацелиться на смягчение наказания, либо следует побороться за оправдательный приговор);

Когда Вы не доверяете следствию и нацелены на то, чтобы воспользоваться своими правами и опровергнуть обвинение в стадии судебного рассмотрения уголовного дела (данное основание наиболее актуально по общественно-значимым уголовным делам, в которых затронуты интересы государства, политических или финансовых элит).

Вы не хотите, чтобы Ваша позиция и версия событий стали известны до судебного рассмотрения дела, чтобы следствие не дополнило материалы дела доказательствами, опровергающими Вашу позицию (в подобной ситуации следует всегда учитывать риск возвращения уголовного дела судом прокурору на основании ст. 238 УПК РФ).

Вместо заключения

Проанализируйте ситуацию и выясните, обоснованны ли предъявляемые Вам претензии и достаточно ли в деле других доказательств. Если обвинение обоснованно и доказательств обвинения достаточно, то показания давать стоит, хотя бы коротко. Однако стратегию защиты нужно хорошо продумать.

Проверьте свой процессуальный статус. Если подозреваемые или обвиняемые могут отказаться от дачи показаний без негативных последствий для себя, то свидетелям и потерпевшим грозит уголовная ответственность по ст.308 УК РФ.

Отказываясь от дачи показаний, ссылайтесь на п.2 ч. 4 ст. 46 или п. 3 ч. 4 ст. 47 УПК РФ (если вы находитесь в статусе подозреваемого или обвиняемого). Если же вы – свидетель или потерпевший, можете руководствоваться ст.51 Конституции РФ. Указывать в Ваших объяснениях или показаниях номер статьи не обязательно, допрашиваемый не обязан знать и указывать процессуальное основание отказа от дачи показаний.

Заявляя отказ от дачи показаний, подозреваемый или обвиняемый вправе, но не обязан объяснять причины такого отказа и мотивы, побудившие его к этому; указывать мотивы и причины отказа или нет, следует решать в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела и избранной по делу позиции.

При наличии финансовой возможности пригласите с собой к следователю адвоката, который проконтролирует ход следственного мероприятия и не допустит нарушений со стороны следователя. Подозреваемым и обвиняемым (подсудимым) не следует при отсутствии средств на оплату услуг защитника по соглашению отказываться от участия в деле адвоката по назначению.

В связи с многими вопросами, решила скопировать вам одну статью о программе защиты свидетелей в США, она прояснит некоторые вопросы. В оригинале статья очень большая, поэтому я оставлю только те тезисы, которые имеют отношение к книге "Успокой меня".

Итак поехали:

Федеральная программа по защите свидетелей Соединенных Штатов Америки (WITSEC) – это программа по защите свидетелей, которым угрожает опасность в связи с участием в криминальных и судебных разбирательствах. Законодательно этой программой управляет Министерство юстиции, а практически исполняется Службой маршалов США. Несколько штатов, таких, как Калифорния, Иллинойс, Нью-Йорк и Техас имеют свои собственные программы защиты свидетелей в дополнение к федеральной государственной программе.
Стоит понимать, что под данную программу попадают только те люди, чьи показания имеют неоценимое значение для успешного проведения расследования и судебного разбирательства, которые ставят жизнь свидетеля или членов его семьи в опасность. Немаловажна и решимость свидетеля давать показания. Прежде, чем человек попадает под действие программы, он должен доказать свою решимость участвовать в расследовании и судебном разбирательстве до конца, дабы в дальнейшем он не смог отказаться от дачи показаний.

В США в программе WITSEC задействовано три организации:
1. Служба маршалов США непосредственно обеспечивает безопасность и здоровье не заключенных под стражу свидетелей.
2. Министерство юстиции США управляет операциями, которые проводятся. Сюда, прежде всего, входит принятие решения о вводе/выводе свидетеля в/из программу(ы), принятие решения о выезде/въезде свидетеля в страну, выдача ему гражданства и т.д. Свидетелями, которые могут попасть под данную программу, могут быть люди, чьи показания направлены против торговцев наркотиками, террористов, мафии и членов организованных преступных группировок.
3. Федеральное бюро тюрем - исполняет обеспечение опеки и защиты свидетелей, находящихся в заключении.


Ситуации, при которых человек и его родные могут получить статус защищаемого Федеральным законом свидетеля:
• любое преступление, связанное с рэкетом и организованной преступностью (раздел 18 Свода законов США, раздел 1961 (1);
• любое преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков (раздел 21 Свода законов США);
• любое другое серьезное федеральное уголовное преступление, по которым свидетель может давать показания, и из-за которых жизнь и здоровье свидетеля и его родных находятся в опасности;
• любое иное преступление, которое по своей природе сходно с описанными выше.

Исчезновение


Программа защиты свидетелей нацелена на создание новой личности человека, которому угрожает опасность. Ее целью является помощь в адаптации свидетеля к новой жизни, в которой он не будет никем узнан. В Соединенных Штатах Америки проживает более 300 миллионов человек. Страна насчитывает тысячи городов, и в каждом из них свидетель может найти новую жизнь.
После принятия свидетеля в программу, служба судебных маршалов создает ему новую личность, выбирает новое место жительства. Это требует координации от многих государственных органов, причем все эти процессы должны происходить быстро, отлаженно и в состоянии полной секретности.

Как выбирается место нового проживания
Чаще всего свидетелю предлагают назвать несколько мест в США, в которых он хотел бы жить. Кто-то говорит о том, что мечтал побывать на Гавайях, понежить косточки на пляжах Флориды или Калифорнии, кто-то всю жизнь мечтал обитать в Неваде или Атлантик-Сити. Вот в эти самые места, которые будут названы свидетелем, …он никогда не поедет по программе. Ибо, значит, он мог озвучивать свои желания и раньше в беседах со знакомыми. Такие места для исчезновения не годятся.
После вступления свидетеля в программу, поначалу маршалы немедленно увозят его и всех его родных с предыдущего места жительства - туда никто из них никогда больше не вернется. На первом этапе свидетель живет некоторое время в безопасном месте, которое является временным. Часто это могут быть номера отелей и гостиниц. И лишь затем он перемещается в так называемую новую жизнь.
Стоит учесть, что, не смотря на создание новой личности, в правоохранительных органах, занимающихся сокрытием свидетеля, остаются все упоминания о его преступлениях, если таковые были. Обычно, служба судебных маршалов под различными выдуманными предлогами уведомляет правоохранительные органы в месте новой жизни свидетеля о его криминальном прошлом.

Что входит в обязанности маршалов для проведения адаптации свидетеля на новом месте:
• помочь свидетелю с трудоустройством;
• найти ему место жительства;
• обеспечить свидетелю минимальный прожиточный минимум (эта сумма варьируется в зависимости от города и места, куда переселяется свидетель);
• создать новые документы, удостоверяющие личность для свидетеля и членов его семьи, чьи имена меняются в целях безопасности;
• обеспечить свидетеля медицинским обслуживанием (медицинская страховка);
• обеспечить свидетелю в случае необходимости консультации любых специалистов, в том числе психологов, психиатров и социальных работников.

И стоит опять-таки понимать, что участники программы по защите свидетелей получают деньги от государства только на проживание, оплату их услуг как свидетеля никто не производит. Средства, выделяемые на каждого свидетеля, в программе ограничены. За каждую потраченную копейку Министерство юстиции и служба маршалов сурово отчитываются. Так что миф о расходовании бесконечного количества средств на свидетеля не имеет под собой основания. Впрочем, изредка программа может оплачивать и такие не совсем целевые вещи, как проведение пластических операций участников, выплату пенсионных платежей престарелым родителям свидетеля, создание ему кредитной истории. Но все это является, по большей части, исключением, а не правилом.
Самым главным правилом программы является условие, что свидетель не может вступать в контакт с любыми родственниками или знакомыми, кто не состоит с ним в данной программе. Им запрещено возвращаться в места, где они жили раньше. В случае невыполнения этого условия, свидетель моментально выходит из программы.
По официальным данным Службы судебных маршалов, свидетели, которые подпали под действие программы по защите, и следовали предписанным правилам, крайне редко бывают убиты. За период создания программы и по сегодняшний день известно о 19 таких смертях. Каждая из них всегда становится серьезным опытом для недопущения ошибок маршалами в дальнейшем.

Цифровые технологии
Сегодня программа по защите свидетелей сталкивается с дополнительными нагрузками цифрового века. Facebook, Google, смартфоны и социальные сети, мгновенный доступ к информации через Интернет представляют для судебных маршалов новые угрозы. Поэтому теперь в их штате работают хакеры и программисты, спецы по компьютерным технологиям и всевозможные инженеры, способные обеспечить службе сохранность информации, "взламывание" чужих серверов, скачивание базы данных и иные компьютерные уловки.

Читайте также: