Фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак а карий цвет глаз доминирует над голубым

Обновлено: 12.05.2024


Задача 336.
Фенилкетонурия (нарушение кислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Муж гетерозигота по гену фенилкетонурии, а жена гомозигота по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка.
Решение:
А - ген нормального обмена кислоты;
а - ген фенилкетонурии.
Схема скрещивания
Р: АА х Аа
Г: А А, а
F1: AA - 50%; Aa - 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:1.
Фенотип:
АА - здоровый ребенок - 50%;
Аа - здоровый ребенок - 50%.

Выводы:
1) вероятность рождения в этой семье больного ребенка составляет 0%, все дети будут рождаться здоровыми.

Наследование формы семян у растения гороха


Задача 337.
Мендель скрещивал два сорта гороха: один с гладкими семенами, второй - с морщинистыми. Во втором поколении было получено 7234 семени. Из них 5474 гладких и 1850 морщинистых. Напишите схемы скрещивания.
Решение:
Схема скрещивания (1)
Р: АА х аа
Г: А а
F1: Aa – 100%.
Фенотип:
Aa – гладкие семена – 100%.
Расщепление по фенотипу во втором поколении -
гладкие семена : морщинистые семена =
= 5474/7234 : 1850/7234 =
= 0,5474 : 0,2557 = 2,96 : 1 ≈ 3:1.
А – аллель гена гладких семян;
а – аллель гена морщинистых семян.
Схема скрещивания
Р: Аа х Аа
Г: А, а А, а
F2: AA – 25%; Aa – 50%; aa – 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу – 25%:50%:25% = 1:2:1.
Фенотип:
AA – гладкие семена – 25%;
Aa – гладкие семена – 50%;
аa – морщинистые семена – 25%.
Наблюдаемый фенотип:
гладкие семена – 75%;
морщинистые семена – 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу – 75%:25% = 3:1.

Выводы:
1) гладкая форма семян у растений гороха является доминантным признаком, морщинистая – рецессивным.

Наследование окраски цветков у растения дурмана


Задача 338.
Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными и 9 с белыми цветами. Какие выводы можно сделать о наследовании окраски цветов у растений этого вида? Какая часть потомства F1 не даст расщепления при самоопылении.
Решение:
Так как при самоопылении получено потомство с расщеплением: пурпурные цветки : белые цветки = 30 : 9 приблизительно как 3:1, что свидетельствует о доминантном наследовании пурпурной окраски цветков у дурмана. Очевидно, что самоопылению подверглись гетерозиготы, так как при скрещивании гетерозигот происходит расщепление потомства в соотношении - 3:1.
Схема скрещивания
Р: Аа х Аа
Г: А; а А; а
F1: AA - 25%: Аа - 50%; aa - 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа, Расщепление по генотипу - 25%:50%:25% = 1:2:1.
Фенотип:
AA- пурпурные цветки - 25%:
Аа - пурпурные цветки - 50%;
aa - белые цветки - 25%.

Выводы:
1) примерно половина потомства не будут давать расщепление при самоопылении, потому что 25% доминантные гомозиготы (АА), 25% - рецессивные гомозиготы (аа).

Наследование формы плодов у растения томата


Задача 389.
Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. В парниках высажена рассада, полученная из гибридных семян. 31750 кустов имели плоды грушевидной формы, 92250 - круглой. Сколько было среди выросших кустов гетерозиготных растений?
Решение:
А - ген круглой формы плода;
а - ген грушевидной формы плода.
Схема скрещивания
Р: Аа х Аа
Г: А; а А; а
F1: AA - 25%: Аа - 50%; aa - 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа, Расщепление по генотипу - 25%:50%:25% = 1:2:1.
Фенотип:
AA- круглые плоды - 25%:
Аа - круглые плоды - 50%;
aa - грушевидные плоды - 25%.

Получено потомство с расщеплением: круглые плоды : грушевидные плоды = 92250 : 31750 приблизительно как 3:1, что свидетельствует о доминантном наследовании круглой формы плодов у томата.
Так как среди растений с круглыми плодами вероятность гетерозигот составляет 66,66%, то число гетерозиготных растений примерно равно 61494 [(66,66% . 92250)/100% = 61493,85].


Наследование оперения у андалузских кур


Задача 340.
У андалузских кур1 черный цвет преобладает над белым. Скрестили андалузских кур, имеющих черное оперение, с белыми курами. Если особи гомозиготны, то какими признаками будут обладать гибриды первого поколения? Почему? Каковы генотипы родителей и потомства? Каких по окраске кур можно иметь от скрещивания между собой гетерозиготных особей7
Решение:
А - ген черной окраски оперения;
а - ген белой окраски оперения;
Аа – пестрое оперение.
1. Схема скрещивания гомозигот:
Р: АА х аа
Г: А а
F1: Аа - 100%.
Фенотип:
Аа - пестрое оперение кур.
Расщепления по генотипу и фенотипу нет, но появился новый фенотипический признак - пестрое оперение.

Выводы:
1) В случае неполного доминирования признака, согласно первому закону Менделя, гибриды первого поколения единообразны, но проявляется новый признак - пестрое оперение. Поэтому при скрещивании гомозиготных черных кур с гомозиготными белыми все их потомство будет иметь пестрое оперение.
2) Генотипы родителей (АА) и (аа), а потомства - (Аа).

2. Схема скрещивания гетерозигот:
Р: Аа х Аа
Г: А, а А, а
F2: 1АА - 25%; 2Аа - 50%; аа - 25%.
Наблюдается три типа генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:1.
Фенотип:
АА - черное оперение кур - 25%;
Аа - пестрое оперение кур - 50%;
аа - белое оперение кур - 25%.
Наблюдается три типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 1:2:1.

Выводы:
1) В случае неполного доминирования признака, согласно первому закону Менделя, среди гибридов второго поколения проявляются все три фенотипа в соотношении - доминантный признак : новый признак : рецессивный признак = 1:2:1;
2) генотипы родителей - (АА) и (аа);
3) генотипы потомства F1 - Aa;
4) генотипы потомства F2 - АА, Аа, аа.


1 Ген чёрной окраски оперения у андалузских кур доминирует над геном белой окраски по принципу неполного доминирования. У гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака — серебристое оперение. У гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака — серебристое оперение. Сколько разных фенотипов получится в потомстве при скрещивании двух серебристых андалузских кур?

1.У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой — над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны? Какими могут быть дети, если отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглазая, но гетерозиготна.в отношении умения владеть руками.

Дано:

А --- карие глаза AA, Aa

а --- голубые глаза aa

В --- праворукость BB, Bb

b --- леворукость bb

Найти:

вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой --- ?

Решение:

F₁: AaBB --- карие глаза; праворукость;

AaBb --- карие глаза; праворукость;

aaBB --- голубые глаза; праворукость;

aaBb --- голубые глаза; праворукость;

AaBb --- карие глаза; праворукость;

Aabb --- карие глаза; леворукость;

aaBb --- голубые глаза; праворукость;

aabb --- голубые глаза; леворукость; ----1/8*100%=12,5 %

Ответ:вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой ---12,5 %.

2.Голубоглазый правша женился на кареглазой правше.У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

а – голубые глаза

Ответ: вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой, равна 1/8, или 12,5%.

3.У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубым. Гены обеих пар находятся в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных по обоим признакам родителей? Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготного мужчины с женщиной, имеющей голубые глаза и нормальное зрение?

1) А - близорукость, а - нормальное зрение, В - карие глаза, b - голубые глаза

АаВb - гетерозиготный мужчина

ааbb - женщина с нормальным зрением и голубыми глазами

P aabb x AaBb

F1 AaBb - близорукий с карими глазами

Aabb - близорукий с голубыми глазами

aaBb - кареглазый с нормальным зрением

aabb - голубоглазый с нормальным зрением

4.Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братьяи сестры, страдавшие фенилкетонурией, но сами они нормальны в отношении этого признака. В их семье первый ребенок был нормален в отношении всех трех признаков, второй был близоруким левшой, третий оказался больным фенилкетонурией. Определите генотипы родителей и всех детей. Определите вероятность того, что четвертый ребенок будет нормален по всем трем признакам.

А-близорукость,а-норма.В-правша,в-левша. С-норма,с- фенилкетонурия.Генотип отца АаввСс гаметы АвС, Авс, авС,авс, генотип женщины ааВвСс, гаметы аВС, аВс, авС, авс. Если расписать гаметы по решетки Пенетта, то вероятность рождения нормального ребенка 3/16.

5. Фенилкетонурия и одна из редких форм агаммаглобулинемии швейцарского типа (обычно ведет к смерти до шестимесячного возраста) наследуются как аутосомные рецессивные признаки. Успехи современной медицины позволяют избежать тяжелых последствий нарушения обмена фенилаланина. Какова вероятность рождения здоровых детей в семье,где оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов? Определите вероятность рождения больных фенилкетонурией и надежды на спасение новорожденных в семье, где обародителя гетерозиготны по обеим парам признаков.

Дано:

А --- здоров(а) АА, Аа

а --- фенилкетонурия аа

Найти:

а)вероятность рождения здоровых детей в семье(АА, Аа) --- ?

б)вероятность рождения больных фенилкетонурией(аа) --- ?

Решение:

здоровые дети фенилкетонурия

Ответ:

а)вероятность рождения здоровых детей в семье(АА, Аа)=75%;

б)вероятность рождения больных фенилкетонурией(аа)=25%.

6. Фруктозурия имеет две формы. Одна протекает без клинически выраженных симптомов, вторая ведет к торможению физического и умственного развития. Обе наследуются как рецессивные несцепленные между собой (т. е. находящиеся в разных парах хромосом) признаки. Один из супругов имеет повышенное содержание фруктозы в моче, следовательно, гомозиготен по фруктозурии, не проявляющейся клинически, но гетерозиготен во второй форме заболевания. Второй супруг в свое время прошел успешно курс лечения по второй форме фруктозурии, но гетерозиготен по бессимптомной ее форме. Какова вероятность рождения в этой семье детей, страдающих клинически выраженной формой фруктозурии?

7. У человека имеется два вида слепоты и каждая опре деляется своим рецессивным аутосомным геном. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность того, что ребенок родится слепым, если отец и мать его страдают одним и тем же видом наследственной cлепоты, а по другой паре генов слепоты нормальны? Какова вероятность рождения ребенка слепым в семьев том случае, если отец и мать страдают разными видамина следственной слепоты, имея в виду, что по обеим парам генов они гомозиготны?

Фенотип ген генотип

норм зрение А АА,Аа

слепота 1 а аа

норм зрение В ВВ,Вв

слепота 2 в вв

Какова вероятность того, что ребенок родится слепым, если отец и мать страдают одним и тем же видом наследственной слепоты, а по другой паре генов слепоты нормальны?

Р мать ааВВ*отец ааВВ

F1 ааВВ все дети будут слепыми по одному виду слепоты, будут здоровы по 2 виду слепоты.

Ответ: вероятность рождения ребенка слепым равна 100%

Какова вероятность рождения ребенка слепым в семье, если отец и мать страдают разными видами слепоты, имея ввиду, что они по обеим парам гомозиготны?

Р мать ааВВ*отец ААвв

F1 АаВв все дети будут иметь нормальное зрение.

Ответ: вероятность рождения здорового ребенка равна 100%

Определите вероятность рождения ребенка

слепым, если известно, что родители зрячие, а обе бабушки страдали

одинаковым видом наследственной слепоты, а по другой паре

анализируемых генов нормальны (дедушки – нормальны) и гомозиготны?

Р мать АаВВ* отец АаВВ

G АВ,аВ АВ,аВ

F1 ААВВ,АаВВ.АаВВ,ааВВ

нормальные / слепые

Ответ: вероятность рождения слепого ребенка равна 25%

8.Определите вероятность рождения ребенка слепым, если известно: родители его зрячие; обе бабушки страдают одинаковым видом наследственной слепоты, а по другой паре анализируемых генов они нормальны и гомозиготны; в родословной со стороны дедушек наследственной слепоты не отмечено.

Норма 1; Ген: А

Слепота 1; Ген: а

Норма 2; Ген: В

Слепота 2; Ген: в

По условию задачи мы понимаем что генотипы обоих родителей Аа ВВ, тогда:

Р: Аа ВВ (Мама) х Аа ВВ (Папа)

G: АВ аВ АВ аВ

F1: АА ВВ (норма); Аа ВВ (Норма); аА ВВ (Норма); аа ВВ (слепой)

Ответ: 25% вероятность что ребенок родится слепым.

9.Определите вероятность рождения детей слепыми в семье, о которой известно: родители зрячие; бабушки страдают разными видами наследственной слепоты, а по другой паре анализируемых генов они нормальны и гомозиготны; в родословной дедушек наследственной слепоты не было.

Генотип ген генотип

норм зрение А АА,Аа

слепота 1 а аа

норм зрение В ВВ,Вв

слепота 2 в вв

Определите вероятность рождения ребенка

слепым, если известно, что родители зрячие, абабушки страдали

видамим наследственной слепоты, а по другой паре анализируемых генов нормальны (дедушки – нормальны) и гомозиготны?

Р мать АаВВ* отец АаВВ

G АВ,аВ АВ,аВ

F1 ААВВ,АаВВ.АаВВ,ааВВ

нормальные / слепые

Ответ: вероятность рождения слепого ребенка равна 25%

10. У человека имеется две формы глухонемоты, которые определяются рецессивными аутосомными несцепленными генами.

Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где мать и отец страдают одной и той же формой глухонемоты, а по другой форме глухонемоты они гетерозиготны? Какова вероятность рождения детей глухонемыми в семье, где оба родителя страдают разными формами глухонемоты, а по второй паре генов глухонемоты каждый из них гетерозиготен?

Обозначим a - рецессивный ген первого типа глухонемоты, b - рецессивный ген второго типа глухонемоты.

1) Если оба родителя страдают одной и той же формой глухонемоты, то они, скорее всего, гомозиготны по этой форме, следовательно, вероятность рождения ребенка, страдающего этой же формой глухонемоты - 100%

2) Если родители страдают разными формами глухонемоты, а по второй форме гетерозиготны, то они имеют генотип примерно такой:

aaBb x Aabb

Следовательно, генотип потомства будет выглядеть так:

Aabb - глухонемой

Aabb - глухонемой

aAbb - глухонемой

aAbb - глухонемой

aaBb - глухонемой

aaBb - глухонемой

aabb - глухонемой

aabb - глухонемой

aaBb - глухонемой

aaBb - глухонемой

aabb - глухонемой

aabb - глухонемой

И вероятность рождения глухонемого ребенка будет равна 12/16 = 3/4

11. Глаукома взрослых наследуется несколькими путями. Одна форма определяется доминантным аутосомным геном, другая — рецессивным тоже аутосомным несцепленным с предыдущим геном. Какова вероятность рождения ребенка с аномалией в случае, если оба родителя гетерозиготны по обеим парам патологических генов?

Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где один из родителей гетерозиготен по обеим парам патологических генов, а другой нормален в отношении зрения и гомозиготен по обеим парам генов?

А – доминантная форма глаукомы, а – норма, В – норма, в - рецессивная форма глаукомы. Изобразим схему брака:

Дано: А – доминантная форма глаукомы а –норма В – норма в – рецессивная форма глаукомы Решение: Р ♀ АаВв х ♂ АаВв . Проведем анализ дигибридного брака, как двух моногибридных: 1)Р ♀ Аа х ♂ Аа 2) Р ♀ Вв х ♂ Вв F1 АА, 2 Аа, аа; Р1 =1/4; F1 ВВ, 2 Вв, вв; Р2 = 3/4. В соответствии с теоремой умножения вероятностей, вероятность рождения ребенка без аномалий равна Р =Р1 х Р2= 1/4 х 3/4 .
Найти : Р (ааВ_)

Ответ : вероятность рождения ребенка без аномалий 3/16.

12. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота — признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?

Фенотип ген генотип

вьющиеся А АА,Аа

гладкие а аа

норм. слух В ВВ,Вв

глухота в вв

Р мать ааВв*отец АаВв

G аВ,ав / АВ.Ав.аВ.ав

F1 АаВВ,АаВв.ааВВ.ааВв.АаВв.Аавв.ааВв.аавв

вьющ/вьющ/глад/глад/вьющ/вьющ/глад/глад

норм / норм/ норм/норм/норм/глух/норм/глух

генотип первого ребенка аавв

возможные генотипы второго ребенка АаВВ.или АаВв.

КАКОВА ВЕРОЯТНОСТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОЯВЛЕНИЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ С ВЬЮЩИМИСЯ ВОЛОСАМИ?

Ответ: вероятность 1/8 или 12,5%

13. Полидактилия, близорукость и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные аутосомные признаки. Гены всех трех признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают всеми тремя недостатками, но гетерозиготны по всем трем парам генов? Определите вероятность рождения детей без аномалий в семье, о которой известно следующее. Бабушка по линии жены была шестипалой, а дедушка — близорукий. В отношении других признаков они нормальны. Дочь же унаследовала от своих родителей обе аномалии. Бабушка по линии мужа не имела малых коренных зубов, имела нормальное зрение и пятипалую кисть. Дедушка был нормален в отношении всех трех признаков. Сын унаследовал аномалию матери.

14. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как аутосомные рецессивные несцепленные между собой признаки. Отсутствие резцов и клыков верхней челюсти также может передаваться как рецессивный признак, несцепленный с катарактой и глухонемотой. Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где оба родителя гетерозиготны по всем тремпарам генов? Какова вероятность рождения детей со всеми тремя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактойи глухонемотой, но гетерозиготен по третьему признаку, а второй супруг гетерозиготен по катаракте и глухонемоте, но страдает отсутствием резцов и клыков в верхней челюсти?

А-норм зрение

в- глухонемота

С-норма зубов

с- отсутствуют зубы

Р ааввСс х АаВвсс

Г авС, авс АВс, Авс, аВс, авс

Д вероятность рождения 1\8 или 12,5%

15. Катаракты имеют несколько разных наследственных форм. Большинство из них наследуются как доминантные аутосомные признаки, некоторые — как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. Какова вероятность рождения детей с аномалией, если оба родителя страдают ее доминантно наследующейся формой, но гетерозиготны по ней и еще гетерозиготны по двум рецессивным формам катаракты?

16. Серповидноклеточная анемия и талассемия наследуются как два признака с неполным доминированием, гены не сцеплены между собой и находятся в аутосомах. У гетерозигот по серповидноклеточной анемии, так же как и у гетерозигот по талассемии, заболевание не носит выраженной клинической картины. Во всех случаях носители гена талассемии или серповидноклеточной анемии устойчивы к малярии. У двойных гетерозигот (дигибриды по обеим парам анализируемых признаков) развивается микродрепаноцитарная анемия. Гомозиготы по серповидноклеточной анемии и талассемии в подавляющем большинстве случаев умирают в детстве. Определите вероятность рождения здоровых детей в семье, где один из родителей гетерозиготен по серповидноклеточной анемии, но нормален по талассемии, а второй — гетерозиготен по талассемии, но нормален в отношении серповидноклеточной анемии.

Дано:

ген признак

АА умирают в раннем детстве, серповидно-клеточная анемия

Аа серповидно-клеточная анемия

ВВ умирают в раннем детстве, талассемия

Вв талассемия

АаВв страдают микродрепацитарной анемией

Р Аавв х ааВв

Определить вероятность рождения здоровых детей в семье?

Р Аавв х ааВв

G Ав ав аВ ав

F1 АаВв ---- микродрепацитарной анемией

Аавв ---- серповидно-клеточная анемия

ааВв ---- талассемия

аавв ---- здоровы (25%)

Ответ: вероятность рождения здоровых детей в семье равна 25%

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Кейс (от английского case, случай) - это тип задания, приближенного к жизни. Ближе всего к понятию "ситуационная задача". Отличается сложностью, нелинейностью, вариативностью, отсутствием однозначного решения. Может требовать коллективного решения.

ВложениеРазмер
keys_po_genetike.docx 55.39 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Общая характеристика задачи.

Предмет: Биология (основы генетики и селекции).

Задача построена на основе материала, предложенного обучающимся 10 классов программой углубленного уровня изучения биологии, для изучения закономерностей наследования признаков.

Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:

• находить точную информацию в тексте;

• переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);

• работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);

• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;

• использовать результаты решения предыдущего задания для поиска решения следующих заданий внутри текста;

• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.

Педагогическая технология: кейс-технология

Кейс (от английского case, случай) - это тип задания, приближенного к жизни. Ближе всего к понятию "ситуационная задача". Отличается сложностью, нелинейностью, вариативностью, отсутствием однозначного решения. Может требовать коллективного решения.

То, что нам написано на роду,

надо ещё правильно прочитать.

Фенилкетонури́я — это наследственное заболевание, которое характеризуется нарушением белкового обмена. Заболевание группы ферментопатий , связанное с нарушением метаболизма аминокислот , главным образом фенилаланина . Для центральной нервной системы это очень опасно.

hello_html_34bd588b.jpg

Может происходить уменьшение образования пигмента меланина (светлые волосы) за счет уменьшения доли образования тирозина из фенилаланина. Очень важно начать лечение как можно раньше, чтобы избежать последствий токсического действия фенилаланина. Именно поэтому в нашей стране, как и в других странах, действует государственная программа неонатального скрининга. Это значит, что у каждого новорожденного в родильном доме на 3-4 день от рождения должны взять капельку крови и проверить на наличие некоторых заболеваний, в том числе и ФКУ. Если с первых дней жизни полностью исключить (или существенно ограничить количество) фениаланин из рациона больного ребенка до полового созревания, симптомы не развиваются.

Успешное лечение впервые было разработано и проведено в Англии (Бирмингемский детский госпиталь) группой медиков под руководством Хорста Биккеля в начале 50-х годов XX века, однако настоящий успех пришёл только после широкого применения ранней диагностики фенилкетонурии по повышенному содержанию фенилаланина в крови у новорождённых (метод Гатри, разработанный и внедренный в 1958—1961 гг).

Болезнь обусловлена мутациями в гене PAH , который кодирует фенилаланин-4-гидроксилазу. Ген PAH локализован в HSA12q24.1. Описано несколько десятков мутаций этого гена в разных популяциях. Существуют диагностические системы на основе ПЦР, которые позволяют выявлять гетерозиготное носительство. В последнее время разрабатываются новые подходы к лечению фенилкетонурии: заместительная терапия фенилаланинлиазой — растительным ферментом, который катализирует расщепление фенилаланина на безвредные метаболиты, и генная терапия путем встраивания в геном нормального гена фенилаланингидроксилазы.

В большинстве случаев заболевание связано с резким снижением или полным отсутствием активности печёночного фермента фенилаланин-4-гидроксилазы , который в норме катализирует превращение фенилаланина в тирозин . До 1 % случаев фенилкетонурии представлено атипичными формами, связанными с мутациями в других генах, отвечающих за кодирование ферментов, обеспечивающих синтез кофактора фенилаланингидроксилазы — тетрагидробиоптерина (BH 4 ). Заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу.

Несоблюдение низкобелковой диеты сопровождается накоплением фенилаланина и его токсических продуктов, что приводит к тяжёлому поражению ЦНС , проявляющемуся, в частности, в виде нарушения умственного развития (фенилпировиноградной олигофрении) . Одно из немногих наследственных заболеваний, поддающихся успешному лечению. Вовремя поставленный диагноз и адекватное лечение всегда дают положительный результат. Даже в случае задержки постановки диагноза есть огромные шансы наверстать упущенное. Правильно рассчитанная диета поможет восстановить потенциал ребенка, а дополнительные развивающие занятия и внимание со стороны родных и педагогов помогут ребенку развиваться дальше. Очень важно, чтобы родители всегда помнили, что здесь компромиссов быть не может - строжайшая диета необходима.

Выделены и описаны атипичные формы фенилкетонурии, разработаны новые методы лечения, в ближайшей перспективе — генотерапия этого тяжёлого заболевания, ставшего классическим образцом успешного оказания медицинской и организационной помощи при наследственной патологии.

Распространённость заболевания варьируется в различных группах населения. Например, среди европеоидных жителей США встречается в среднем в 1 случае на 10000. Наиболее высокий уровень — в Турции: 1 из 2600. В Финляндии и Японии уровень фенилкетонурии крайне низок: менее 1 случая на 119000 рождений. В исследовании 1987 года в Словакии среди отдельных цыганских популяций были обнаружены сверхвысокие уровни фенилкетонурии из-за инбридинга : 1 случай на 40 рождений. Мужчины и женщины страдают в равной степени.

При своевременной диагностике патологических изменений можно полностью избежать, если с рождения и до полового созревания ограничить поступление в организм фенилаланина с пищей . Позднее начало лечения хотя и даёт определённый эффект, но не устраняет развившихся ранее необратимых изменений ткани мозга.

При рождении ребёнка в роддомах на 3—4 сутки берут анализ крови и проводят неонатальный скрининг для обнаружения врождённых заболеваний обмена веществ . На этом этапе возможно обнаружение фенилкетонурии, и, как следствие, возможно раннее начало лечения для предотвращения необратимых последствий.

Лечение проводится в виде строгой диеты от обнаружения заболевания как минимум до полового созревания , многие авторы придерживаются мнения о необходимости пожизненной диеты. Диета исключает мясные , рыбные , молочные продукты и другие продукты, содержащие животный и, частично, растительный белок . Дефицит белка восполняется аминокислотными смесями без фенилаланина. Кормление грудью детей, больных фенилкетонурией, возможно и может быть успешным при соблюдении некоторых ограничений.

Расчет диеты для больного фенилкетонурией проводит врач с учётом потребности в фенилаланине и его допустимом количестве.

Задание: определите, верное или неверное утверждение. Аргументируйте свой выбор.

  1. При ФКУ содержание фенилаланина в крови снижается.
  2. ФКУ клинически можно выявить в первые дни жизни ребенка.
  3. У большинства детей, страдающих ФКУ светлые волосы и голубая радужная оболочка.

Задание № 2 . Тест

1. Популяционная частота фенилкетонурии в европейских популяциях составляет

2. Для фенилкетонурии характерны

1) высокий уровень фенилаланина в крови, взятой по скринингу

2) задержка психомоторного развития, микроцефалия

3) гипопигментация радужки, волос, кожи

6) бисексуальное строение наружных половых органов

3. Основным способом лечения фенилкетонурии является

1) диетотерапия с исключением фруктов

2) диетотерапия с ограничением/исключением молока

3) диетотерапия с ограничением сахара

4) диетотерапия с исключением животного белка

5) диетотерапия с ограничением естественного белка и введением гидролизатов белка

4. Профилактика повторного рождения в семье ребенка больного ФКУ включает

1) ДНК- диагностика мутаций у имеющегося больного ребенка и родителей

2) прием фолиевой кислоты до наступления планируемой беременности

3) УЗИ плода в 12 недель беременности

4) обращение в генетическую консультацию

5) диагностическая система на основе ПЦР

5. ФКУ связана с резким снижением или полным отсутствием активности печёночного фермента

6. Укажите вероятность рождения больных детей в семье, в которой отец болен ФКУ, но развитие болезни у него было предотвращено диетой, а мать гетерозиготна по анализируемому гену:

Задание: выскажите предположение и обоснуйте его.

  1. В больницу поступил 9-летний мальчик с отставанием в умственном и физическом развитии. В крови повышенное количество фенилаланина. Блокировка какого фермента привело к такому состоянию?
  2. У ребенка 6 месяцев наблюдается резкое отставание в психомоторном развитии, бледная кожа с экзематозными изменениями, светлые волосы, голубые глаза, приступы судорог. Какой лабораторный анализ крови и мочи позволит поставить диагноз?
  3. У больного при обследовании в моче и крови найдена фенилпировиноградная кислота. Был установлен диагноз - фенилкетонурия. Каким методом ее можна подтвердить?
  4. У ребенка в крови повышенное количество фенилпировиноградной кислоты. Какой вид лечения необходим при фенилкетонурии?

Задание: решите задачу

Фенилкетонурия — наследственное заболевание, связанное с нарушением метаболизма аминокислоты фенилаланина. Заболевание характеризуется главным образом поражением нервной системы. Заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Какова вероятность (%) рождения больного ребенка в семье:

1) где мать гетерозиготна по обеим парам генов, а отец – болен?

2) где оба супруга гетерозиготны по обеим парам генов?

Задание: решите ситуационную задачу

У здоровых родителей родился ребёнок с наследственным заболеванием фенилкетонурией (аутосомно-рецессивный тип наследования).

1. Объясните причину рождения больного ребёнка.

2. Какой вид изменчивости проявился в данном случае? Назовите все возможные механизмы возникновения такой изменчивости.

3. Назовите другие виды изменчивости и охарактеризуйте их.

4. Определите вероятность рождения здорового ребёнка у этих родителей.

5. Применение какого метода генетики человека поможет точно установить гомозиготность новорожденного по гену фенилкетонурии?

  1. При ФКУ содержание фенилаланина в крови снижается - неверно

(При ФКУ происходит накопление фенилаланина в жидких средах организма.)

  1. ФКУ клинически можно выявить в первые дни жизни ребенка - неверно

(При рождении ребенок выглядит здоровым.)

  1. У большинства детей, страдающих ФКУ светлые волосы и голубая радужная оболочка. – верно

(Это связано с недостаточным образованием меланина)

Сделан правильный выбор и приведено обоснование – 3 балла.

Сделан 1 неправильный выбор, или не приведено 1обоснование – 2 балла.

Сделано 2 неправильных выбора, или не приведено 2обоснование – 1 балл

Ответ неверный – 0 баллов.

Правильный ответ в 1, 5, 6 вопросе – 1 балл

Правильный ответ в 2, 3, 4 вопросе – 2 балла (без ошибок), 1 балл (1 ошибка), 0 баллов (2 и более ошибок)

Деятельность: высказать предположение и обосновать его.

Фермент фенилаланин-4-монооксигеназы катализирует превращение фенилаланина в тирозин (гидроксилирование). При врожденном дефекты этого фермента (болезнь - фенилпировиноградная олигофрения) фенилаланин превращается не в тирозин, а в фенилпируват, который накапливается в клетках ЦНС, крови и мочи (фенилкетонурия). У таких детей наблюдается умственная и физическая отсталость

  1. Ответ: Определение концентрации фенилпирувата

Определение концентрации фенилпирувата подтверждает (или исключает) диагноз фенилкетонурии - врожденного дефекта обмена аминокислоты фенилаланина, при котором нарушается психическое развитие ребенка . Светлый цвет волос и глаз объясняется пониженным синтезом пигмента меланина.

Установление диагноза - фенилкетонурия - проводится на основании наличия фенилпировиноградной кислоты в крови или моче. Такое определение производится биохимическим методом по реакции с трихлоруксусной железом.

Главным видом лечения при фенилкетонемии является диетотерапия, которая заключается в потреблении смесей, в которых практически отсутствует фенилаланин, но есть тирозин.

Критерии оценивания каждого задания:

Дан правильный ответ и приведено обоснование – 2 балла.

Дан правильный ответ, но не приведено обоснование – 1 балл.

Ответ неверный – 0 баллов.

Деятельность: решение задачи

Решение:
F - ген выработки фенилаланина;

f - ген нарушения выработки фенилаланина (фенилкетонурия).

1. Вероятность (%) рождения больного ребенка в семье, где мать гетерозиготна по обеим парам генов, а отец - болен

P: Ff x ff
Г: F, f f
F 1 : 1Ff - 50%; 1ff - 50%.
Наблюдается 2 типа генотипа. Расщепление по генотипу - (1:1).
Фенотипы:
Ff - здоровый организм - 50%;
ff - больной альбинизмом - 50%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 1:1.

Таким образом, вероятность (%) рождения больного ребенка в семье, где мать гетерозиготна по обеим парам генов, а отец - болен составляет 50%.

2. Вероятность (%) рождения больного ребенка в семье, где оба супруга гетерозиготны по обеим парам генов

Схема скрещивания:

P: Ff x Ff
Г: F, f F, f
F 1 : 1FF - 25%; 2Ff - 50%; 1ff - 25%.
Наблюдается 3 типа генотипа. Расщепление по генотипу - (1:2:1).
Фенотипы:
FF - здоровый организм - 25%;
Ff - здоровый организм - 50%;
ff - больной фенилкетонурией - 25%.
Наблюдается 2 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 3:1.

Таким образом, вероятность (%) рождения больного ребенка в семье, где оба супруга гетерозиготны по обеим парам генов составляет 25%.

Задача решена верно, есть две схемы скрещивания, есть ответы – 3 балла

Допущена одна ошибка, нет элементов схемы скрещивания, нет ответа – 2 балла

Решение неверное – 0 баллов

Деятельность: решение ситуационной задачи

1.Причина рождения ребёнка, больного фенилкетонурией, гетерозиготность родителей по рецессивному гену (а). Согласно второму закону Менделя вероятность рождения гомозиготного по рецессивным аллелям организма (аа) при скрещивании двух гетерозигот (Аа) равна 25%:

2.Вероятность рождения следующего ребёнка здоровым – 75%: 25% - гомозиготного по доминантному гену, 50% - гетерозиготного.

3.Для неонатальной диагностики фенилкетонурии следует использовать биохимический метод определения в моче новорожденного токсических продуктов нарушения метаболизма фенилаланина.

В данном случае проявилась генотипическая комбинативная изменчивость. В основе её возникновения лежит:

- разнообразие гамет (для независимого наследования – независимое расхождение хромосом в анафазе мейоза I; для сцепленного – кроссинговер);

- случайная встреча гамет (в данном случае);

- случайная встреча родительских пар.

Различают также мутационную генотипическую изменчивость, которая обусловлена изменением генотипа в результате мутаций, и фенотипическую изменчивость, связанную с воздействием факторов среды.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Тип урока : УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ

Цель урока: 1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

2. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ИЗУЧЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач, подготовку к ЕГЭ и поступлению в учебные заведения, связанные с биолого-химическим профилем.

развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;

воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах, взаимопроверке, самоконтроле, воспитывать культуру умственного труда.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД : умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Какая наука изучает наследственность и изменчивость?

Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний.

Статистика приводит печальные факты – сейчас в родильных домах практически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты.

Каким же будет поколение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать – полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди.

Это закон. Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы вы получите: нежизнеспособны и больные.

Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.

А как можно узнать какое потомство получится при скрещивании родителей?

Сможете сами сформулировать тему сегодняшнего занятия?

Итак, тема сегодняшнего занятия “Решение генетических задач”

-напишите схему скрещивания родительских особей (Основные символы).

- какие понятия, изученные на предыдущих уроках нам понадобятся при решении задач?

1. Моногибридное скрещивание?

4. Доминантный признак?

5. Рецессвный признак ?

слова, отвечающие за фенотип отца и ребѐнка ( стихотворение на плакате).

-найти и назвать слова, отвечающие за фенотип

отца и ребенка.

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью Каланча,

По фамилии – Степанов

И по имени – Степан,

Из районных великанов

Самый главный великан.

У Степана сын родился

Малыша зовут Егор

Возле мамы на кровати

На виду у прочих мам

Спит ребѐнок небывалый

Не малыш, а целый малый,

Весит он пять килограмм.

Богатырь, а не ребѐнок,

Как не верит чудесам,

Вырастает из пелѐнок

Не по дням, а по часам.

Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач. Вывести правила решения задач

Это занятие хочется начать словами

Напутственные слова на слайде.

Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них,

Или то, что сам ты знаешь, передай другим,

Или то, чего не знаешь, от других возьми. А. Анвари

3. Выявление места и причины затруднения

Постановка проблемы: Перечислите основные правила решения задач на моногибридное скрещивание

4.Построение проекта выхода из затруднения

Самостоятельная работа в группах: решить задачи и вывести правило решения.

1группа: (один из родителей гомозиготен доминантен)

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака гомозиготной женщины с нормальным слухом от глухого мужчины?

Задача 2. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены полидактилия, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Задача 3. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства все щенки с коричневой окраской. Чистопородна ли самка?

Группа 2 (Оба родителя гетерозиготны)

Задача 1. Определите вероятность рождения альбиноса в семье здоровых родителей, если матери обоих супругов страдали альбинизмом. Известно, что альбинизм наследуется как рецессивный признак.

Задача №2 У человека ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребёнок с сахарным диабетом. Определите генотип родителей.

Группа №3 (один родитель гетерозиготен, второй рецессивен)

Задача 1: У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких. Женщина с длинными ресницами, у отца которой короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

Задача 2. У человека ген дальнозоркости доминирует на геном нормального зрения. От брака дальнозоркой женщины и мужчины с нормальным зрением родились два ребёнка с нормальным зрением и один с дальнозоркостью. Определить генотипы родителей.

Группа№4 (Оба родителя рецессивны)

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Какой цвет глаз можно ожидать у детей от брака голубоглазых мужчины и женщины?

Группа №5 (Промежуточное наследование)

У коров породы шортгорн красная масть доминирует над белой, а в гетерозиготном состоянии животные имеют пеструю окраску. Какое потомство можно ожидать от пестрых родителей?

5.Реализация построенного проекта

. Приглашаются представители каждой группы и делают выводы.( Все записывают в тетрадь правила решения задач.)

1. а)Если один из родителей гомозиготен доминантен(АА), то все потомство будут иметь его фенотип(единообразно).

б)Если потомство единообразно, то один из родителей гомозиготен доминантен.

2. а)Если родители гетерозиготны, признак в F 1 расщепляется в соотношении 3:1

б)Если признак в F 1 расщепляется в соотношении 3:1, то родители гетерозиготны

в)Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков в соотношении 3 : 1, то эти особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при полном доминировании.)

3. а)если один родитель гетерозиготен (Аа), а второй рецессивен(аа), то в F 1 признак расщепляется в соотношении 1:1

б)Если в F 1 признак расщепляется в соотношении 1:1, то один родитель гетерозиготен, а второй рецессивен

Если в результате скрещивания особей, отличающихся друг от друга фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по той же паре признаков в соотношении 1 : 1, то одна из родительских особей была гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

4. От рецессивных родителей (аа) можно ждать только рецессивное потомство.

5. Если при скрещивании фенотипически одинаковых (по одной паре признаков) особей в первом поколении гибридов происходит расщепление признака на три фенотипические группы в соотношении 1 : 2 : 1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны. (Моногибридное скрещивание при неполном доминировании.)

6.Первичное закрепление:

У собак висячее ухо доминирует над стоячим. Какое потомство можно получить от скрещивания гетерозиготных собак с висячим ухом с собаками, имеющими стоячее ухо?

8. Самостоятельная работа.

Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?

Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

дополнительно

Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. При скрещивании этого потомства опять с белыми получилось 172 особи, из которых 85 серых. Какой признак доминирует? Каковы генотипы обеих форм и их потомства?

9. Включение в систему знаний и повторение

- Какому закону Менделя соответствует а)1 правило решения задач?

б)2 правило решения задач?

- Какой тип скрещивания в 3 и 4 правиле?

- Чем отличается неполное доминирование от полного?

- Известно, что у человека рыжий цвет волос и наличие веснушек – доминантные признаки.

Рыжеволосый, гомозиготный по гену рыжеволосости, и без веснушек мужчина и русоволосая женщина с веснушками имеют 5 детей. Определите вероятность рождения у таких родителей детей с рыжими волосами и с веснушками, а также нерыжих без веснушек.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1.-Какие затруднения вызвали задачи, которые решали сегодня на на уроке?

2.- дайте самооценку деятельности на уроке.

11. д/з: Решение задач

1.От скрещивания комолого (безрогого) быка с рогатыми коровами получились комолые и рогатые телята. У коров комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип родителей и потомства?

2.Наследование резус-фактора осуществляется по обычному аутосомно-доминантному типу. Организм с резус-положительным фактором ( Rh+ ) несет доминантный ген R , а резус-отрицательный ( rh– ) – рецессивный ген r . Если муж и жена резус-положительны, то может ли их ребенок быть резус-отрицательным?

3.Подобрать задачи к каждому правилу решения задач на моногибридное скрещивание. ( те, кто выбрал это задание, не выполняет 1и 2)

1331. Красная окраска у плода земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с белыми плодами и нормальной чашечкой с растением с розовыми плодами и промежуточной чашечкой. Составьте схему решения задачи.

Добавить в избранное

1) Дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков и неполным доминированием
2) Генотипы родителей: белые плоды и нормальная чашечка aaBB (гаметы: aB); розовые плоды и промежуточная чашечка AaBb (гаметы: AB, Ab, aB, ab)
3) Схема скрещивания

Задание ЕГЭ по биологии

Соотношение фенотипов в F1: 1:1:1:1
1 AaBB - розовые плоды, нормальная чашечка
1 AaBb - розовые плоды, промежуточная чашечка
1 aaBB - белые плоды, нормальная чашечка
1 aaBb - белые плоды, промежуточная чашечка

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1331.

1359. Фенилкетонурия (ФКУ) - заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (а), и альбинизм (в) наследуются как рецессивные аутосомные несцепленные признаки.В семье мать и отец дигетерозиготны по генам альбинизма и ФКУ. Определите генотипы родителей. Составьте схему скрещивания, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, больных ФКУ. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Добавить в избранное

1) Генотипы родителей: мать AaBb, отец AaBb

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы потомства F1:
AABB, AABb, AaBB, AaBb, AABb, AaBb, AaBB, AaBb, AaBb - здоровые не альбиносы
AAbb, Aabb, Aabb - здоровые альбиносы
aaBB, aaBb, aaBb - больные ФКУ, не альбиносы
aabb - больной ФКУ альбинос
Соотношение фенотипов в F1: 9:3:3:1
Вероятность рождения детей-альбиносов, больных ФКУ - 6,25% (1/16)
3) Закон независимого наследования признаков

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1359.

1415. При скрещивании растения арбуза с круглыми полосатыми плодами с растением, имеющим длинные полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. При скрещивании растения арбуза с круглыми зелеными плодами с растением, имеющим длинные полосатые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза. Как называется такое скрещивание и для чего его проводят?

Добавить в избранное

1) Доминантные признаки - плоды круглые зеленые, рецессивные признаки - плоды длинные полосатые

Первое скрещивание: генотипы родителей: AAbb (круглые полосатые) и aabb (длинные полосатые)

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

3) Это анализирующее скрещивание, которое производится для определения генотипа особи с доминантными признаками

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1415.

1471. Может ли от брака голубоглазой (а) женщины с первой группой крови и кареглазого (А) мужчины с четвертой группой крови, мать которого имела голубые глаза, родиться ребенок с голубыми глазами и второй группой крови? Определите генотипы родителей и потомков. Составьте схему скрещивания. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Добавить в избранное

1) Генотип матери - aai 0 i 0 , отца AaI A I B
2) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

Голубоглазые со второй группой крови - aaI A i 0
Вероятность появления у этой пары голубоглазых детей со второй группой крови составляет 25%

3) Закон независимого наследования признаков, взаимодействие аллельных генов - кодоминирование

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1471.

1499. У человека ген альбинизма (а) наследуется как рецессивный аутосомный признак, а ген гемофилии (несвертываемости крови) - рецессивный признак - сцеплен с X-хромосомой. Женщина-альбинос, отец которой страдал гемофилией, выходит замуж за мужчину-альбиноса-гемофилика. Определите генотипы родителей и возможного потомства. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей-альбиносов. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Добавить в избранное

1) Генотипы родителей: мать aaX H X h , отец - aaX h Y
гаметы матери: aX H , aX h , гаметы отца : aX h , aY
2) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

aaX H X h - носители гемофилии, альбиносы
aaX H Y - здоровые альбиносы
aaX h Y - альбиносы, больные гемофилией
aaX h X h - нежизнеспособны
Вероятность рождения здоровых детей-альбиносов 50%
3) Проявляется закон независимого наследования признаков и наследования признаков, сцепленных с полом

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1499.

1527. Скрещивались две породы тутового шелкопряда, которые отличались двумя признаками: полосатые гусеницы плели желтые коконы, а одноцветные гусеницы плели белые коконы. В поколении F1 все гусеницы были полосатые и плетущие желтые коконы. В поколении F2 наблюдалось расщепление:

3117 - полосатые гусеницы, плетущие желтые коконы,
1067 - полосатые гусеницы, плетущие белые коконы,
1049 - одноцветные с желтыми коконами,
351 - одноцветные с белыми коконами.

Определите генотипы исходных форм и потомства F1 и F2

Добавить в избранное

1) Доминантными являются гены полосатой окраски гусениц и желтой окраски коконов. Согласно первому закону Менделя генотипы исходных форм (P) - AABB и aabb, единообразное потомство F1 - AaBb

Задание ЕГЭ по биологии

2) В потомстве F2 наблюдается расщепление, близкое к 9:3:3:1 (считаем по количеству особей). Полосатые особи с желтыми коконами имели генотипы AABB, AaBB, AABb и AaBb. Полосатые с белыми коконами - Aabb, одноцветные с желтыми коконами - aaBB и aaBb, одноцветные с белыми коконами - aabb

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1527.

1555. При скрещивании двух сортов томатов с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды получились шаровидные и красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и соотношение фенотипов второго поколения.

Добавить в избранное

1) Генотипы родителей: красные шаровидные плоды AABB, желтые грушевидные плоды aabb
2) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

Задание ЕГЭ по биологии

4) Соотношение фенотипов F2: 9 - красные шаровидные; 3 - красные грушевидные, 3 - желтые шаровидные, 1 - желтые грушевидные

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1555.

1611. У человека ген альбинизма (а) наследуется как рецессивный аутосомный признак, а ген гемофилии (несвертываемости крови) - рецессивный признак - сцеплен с X-хромосомой. Женщина-альбинос, отец которой страдал гемофилией, выходит замуж за здорового мужчину не альбиноса, гетерозиготного по признаку альбинизма. Определите генотипы родителей и возможного потомства. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность рождения в этой семье здоровых детей не альбиносов.

Добавить в избранное

1) Генотипы родителей: мать aaX H X h , отец AaX H Y
гаметы матери: aX H , aX h , гаметы отца: AY, AX H , aX H , aY
2) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

3) Вероятность рождения здоровых детей не альбиносов 3/8 или 2 здоровых ребенка не альбиноса AaX H X H , AaX H Y и одна девочка - носитель гемофилии не альбинос AaX H X h

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1611.

1639. У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты - дальтонизм - рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Определите генотипы родителей и возможного потомства. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами, определите их пол.

Добавить в избранное

1) Генотипы родителей: мать AaX D X d , отец aaX D Y
гаметы матери: AX D , aX D , AX d , aX d , гаметы отца: aX D , aY
2) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1639.

1667. У кроликов серая окраска тела доминирует над черной, а мохнатая шерсть над гладкой. Черную гладкошерстную самку скрестили с дигетерозиготным самцом. Укажите генотипы родителей и генотипы и фенотипы гибридов первого поколения. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Добавить в избранное

1) Генотипы родителей: самка aabb, самец AaBb
2) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

Генотипы потомков:
25% серые мохнатые - AaBb
25% черные гладкошерстные - aabb
25% черные мохнатые - aaBb
25% серые гладкошерстные - Aabb
3) Проявляется закон независимого наследования признаков

Читайте также: