Евреи граждане какой страны

Обновлено: 04.07.2024

Изначальное название иехуди относилось к потомкам (колену) Иехуды (см. также Колена Израилевы), впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Израильского царства название иехуди потеряло специфическую связь именно с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или племенными границами. Говорившие на иврите евреи Эрец-Исраэль обычно называли себя Исраэль (`Израиль`), и начиная со времени Эзры последний термин почти полностью вытеснил в иврите все остальные названия.

В библейский период евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Эрец-Исраэль неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа как самостоятельной этнической единицы, и ослабление национально-религиозного сознания у евреев, остававшихся в стране. В противоположность евреям, которые оставались в период изгнания в Эрец-Исраэль, евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения, обладали обостренным национально-религиозным самосознанием. Опасаясь ослабления национально-религиозного самосознания и у евреев, вернувшихся из Вавилона, Эзра потребовал от тех из местных евреев, кто желал сохранить верность еврейству, развестись с чужеплеменными женами (Эз. 9–10), поскольку, по его мнению, смешанные браки были одним из факторов отхода от иудаизма. Принадлежность к общине определялась теперь, в первую очередь, на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Санкция Эзры позволила отделить еврейскую общину от маргинальных групп (например, самаритян).

Строго религиозный критерий еврея, введенный Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира, и хотя контакты с эллинистическим миром (завоевание Эрец-Исраэль Александром Македонским в 332 г. до н. э.) имели на первых порах дружественный характер, столкновение между еврейством и эллинизмом было неизбежно.

К концу 1 в. в Амиду была включена особая бенедикция, которую некоторые авторитеты толкуют как направленную, в первую очередь, против христиан. В это же время римские власти официально признали христианство самостоятельной религией, и император Нерва (96–98) освободил евреев, принявших христианство, от налога фискус йудаикус (fiscus judaicus). Разрыв еще более углубился во время восстания Бар-Кохбы (132–135) и предшествовавших ему восстаний евреев Киренаики и Египта во времена Траяна: в этот период руководство христианскими общинами почти полностью перешло к христианам из язычников и христианство окончательно отделилось от иудаизма.

Относительно возникшего в 8 в. движения караимов, отвергавших все послебиблейское законодательство, включая Талмуд, среди законоучителей преобладало мнение, что правовые нормы, которым следуют караимы, исключают их из еврейства. Однако, несмотря на резкую взаимную полемику, на ежегодно провозглашавшиеся раббанитами отлучения караимов, несмотря на отказ караимов признавать авторитет духовных и общественных лидеров вавилонской диаспоры — гаонов и эксилархов (поскольку те были раббанитами) — обе группы ожидали общего национально-религиозного избавления: караимы разделяли общую судьбу еврейского народа, и в глазах евреев (как и большинства неевреев) были евреями. Где бы ни жили караимы, они всегда рассматривались как принадлежащие к еврейской общине, и браки между караимами и евреями-раббанитами не прекращались вплоть до 16 в. Единственным исключением была Россия, где в 1795 г. в отношении караимов были отменены законодательные ограничения, направленные против евреев, и с течением времени караимы перестали рассматривать себя как часть еврейского народа.

Возвращавшиеся в лоно иудаизма, число которых особенно увеличилось в 17–18 вв., считались евреями, и раввинистические авторитеты (например, Маймонид; см. Яд., Хилхот тшува 3:14; 7:8) строго запрещали напоминать этим людям об их прошлом. Применительно к марранам галахический критерий (см. Галаха), согласно которому насильственно обращенный, хотя и рассматривается как совершивший тяжкий проступок, тем не менее продолжает считаться евреем, вызвал противоречивые интерпретации, поскольку обращение марранов не всегда было принудительным и подчас диктовалось имущественными соображениями и нежеланием бежать из Испании. Мнения раввинистических авторитетов относительно принадлежности марранов к еврейству разделились. Придерживавшийся наиболее либеральной точки зрения Цемах Дуран полагал, что даже считая маррана подлинным отступником, согласно Галахе, его следует рассматривать как еврея; Я‘аков Берав, сам бежавший из Испании, чтобы избежать насильственного крещения, считал, что марранов следует рассматривать как неевреев во всех аспектах религиозного права, кроме законов о браке и разводе. Однако на практике отношение еврейской общины к марранам не определялось галахическими соображениями: на протяжении 15–16 вв. всюду, где бы ни появлялись марраны, заявлявшие о своем еврействе — в Венеции, Бордо, Гамбурге или других городах, — они принимались в общину. Мужчины проходили обряд обрезания, действительность браков марранов торжественно подтверждалась, и, как правило, сомнения раввинистических авторитетов оставались лишь теорией перед лицом акта возвращения.

Если еще в 17–18 вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием (а потому переход из иудаизма в другую религию был единственно возможным способом изменения статуса), то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестает служить основанием правового статуса. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию более не является основанием правового статуса лица; выбор религии рассматривается теперь как личное дело индивида, и закон предусматривает право граждан на свободу ассоциации для отправления религиозных культов. Возникший в этих условиях реформизм в иудаизме выдвинул новое определение еврея как лица, исповедующего иудаизм, который в основном рассматривался как этическая доктрина.

Во второй половине 19 в., когда либерализм в Европе и Северной Америке достиг расцвета, не требовалось никаких формальных шагов для разрыва с еврейской общиной. В Австрии и Пруссии, где граждане были обязаны платить особый налог в пользу своей конгрегации, для выхода из общины достаточно было объявить себя лицом во вневероисповедном состоянии, что освобождало от уплаты налога и таким образом прекращало формальную принадлежность к общине. Несмотря на это, многие евреи, формально вышедшие из общины, сохраняли чувство принадлежности к еврейскому народу. Возникновение добровольных общественных культурных и филантропических еврейских организаций (как в отдельных странах, так и международных, например Альянс) открывало возможность реализовать это чувство в практической деятельности на пользу еврейского народа. Появилась фигура маргинального еврея, пытающегося совместить в себе ощущение общности с еврейством и сознание принадлежности к нееврейскому национальному большинству, интегральной частью которого он стремился стать.

В отличие от Западной Европы и Северной Америки в Восточной Европе и Российской империи, где в 19 в. — начале 20 в. была сосредоточена большая часть еврейского народа, а также в ближневосточных и североафриканских странах продолжало доминировать традиционное понимание принадлежности к еврейству как со стороны самих евреев, так и со стороны национального большинства, сохранившего взгляд на еврея как на члена обособленной национально-религиозной группы. Во время массовой эмиграции евреев России и Восточной Европы на Запад, главным образом в США, эмигранты переносили на новую родину как традиционный уклад жизни, так и традиционную точку зрения на принадлежность к еврейству, зачастую сохраняемые их потомками.

В этот период с наибольшей полнотой проявилось действие двух в равной мере характерных для еврейской истории тенденций — центробежной и центростремительной. Первая тенденция выражалась в стремлении полностью интегрироваться в окружающем обществе, разрушив все барьеры, отделяющие еврея от этого общества, — воздвигаемые как средой, так и сознанием самого еврея. Однако подъем национализма в Европе показал, что идентификация с окружающим обществом может означать только идентификацию с той или иной определенной нацией. Особенно сложной эта проблема оказалась в многонациональных государствах, где евреи были поставлены перед выбором присоединения либо к господствующей, либо к подвластным нациям. В большинстве евреи идентифицировали себя с народами, обладавшими в данном обществе наиболее развитой культурой; вместе с тем многие, учитывая уроки еврейской истории, сочувствовали угнетенным народам и низшим классам общества и включались в их борьбу за национальное и социальное освобождение. Однако даже участие в национальной борьбе угнетенных наций не могло обеспечить евреям возможность самоотождествления с этими народами: достигнув национального освобождения, эти народы не были готовы безоговорочно принять евреев в свою среду. Во всех странах, где жили евреи, продолжал существовать антисемитизм, достигший апогея в расистской теории нацизма.

Все эти внешние факторы наряду с инстинктом национального самосохранения и чувством принадлежности к одному из древнейших народов, создавшему великую культуру и не утратившему жизненных сил на протяжении трех тысяч лет, привели к усилению центростремительной тенденции в еврействе. Эта тенденция нашла выражение как в усилении религиозно-культурных национальных традиций, так и в поисках нового содержания и форм для национальной жизни — от разных компромиссов между национальным традиционализмом и современным светским обществом до чисто секулярного национализма. В период между двумя мировыми войнами были предприняты попытки осуществить в ряде стран Восточной Европы (Польше, Румынии, Литве, Латвии) культурную и общественную автономию евреев (см. автономизм, Бунд) и усилить национальное самосознание путем развития еврейской секулярной культуры. Большинство еврейских детей в этих странах получало еврейское воспитание в школах на иврите и на идиш, обширная литература на этих языках имела значительный круг читателей.

Самое радикальное решение проблемы еврейского самоопределения было предложено сионизмом, объявившим своей целью полную нормализацию жизни еврейского народа путем репатриации (см. алия) в Эрец-Исраэль, где будет создано национальное хозяйство, возрожден древний язык народа — иврит, обновлена еврейская культура и восстановлена еврейская государственность. Сионизм сыграл важную роль в формировании национального самосознания евреев, в первую очередь — в Восточной Европе. Однако несмотря на политические достижения сионистского движения и на значительные успехи поселенческой деятельности в подмандатной Палестине, лишь небольшая часть евреев переселилась в этот период в Страну Израиля. С приходом к власти в Германии нацистов (1933) еврейское население Палестины насчитывало четверть миллиона человек, тогда как в других странах проживало в это время около шестнадцати миллионов евреев.

В то время как в странах Запада, в первую очередь — в США, принадлежность к еврейству основывалась на внутреннем самоопределении и внешне обычно выражалась в добровольном вступлении в одну из религиозных еврейских конгрегаций — ортодоксальную, консервативную (см. консервативный иудаизм) или реформистскую, в СССР была введена обязательная регистрация национальности (1930), хотя формальная принадлежность к еврейской национальности не всегда совпадала с самоидентификацией тех, кого регистрировали как еврея, и многие из тех, кто официально числился евреем и рассматривался в качестве такового окружающими, фактически утратили всякую связь с еврейством (в особенности после жестоких гонений на еврейскую религию и разгрома еврейской культуры) и отождествляли себя с национальным большинством среди которого они жили.

В середине 20 в. произошло два величайших, диаметрально противоположных события в еврейской истории — уничтожение европейского еврейства (свыше трети еврейского народа) в ходе Второй мировой войны и создание независимого еврейского государства. Постигшая еврейский народ Катастрофа потрясла еврейские массы и заставила многих евреев осознать обреченность существования в рассеянии. Сложившееся в Государстве Израиль процветающее демократическое общество, стремящееся совместить трехтысячелетнее историческое наследие с современной европейской цивилизацией, успешная борьба молодого государства за существование стали притягательной силой для еврейских масс, в особенности для переживших Катастрофу евреев Восточной Европы и еврейского населения арабских стран. Уже к 1970 г. Израиль стал вторым по численности (после США) местом сосредоточения евреев.

Однако с возникновением Государства Израиль диаспора не перестала существовать, и до сих пор большая часть еврейского народа остается в рассеянии. Культурно-психологическая связь со страной рождения и высокий социальный статус, достигнутый благодаря огромному — сравнительно с процентным отношением к основному населению — вкладу в культуру, науку и экономику, являются главными факторами, препятствующими массовому возвращению евреев диаспоры на свою историческую родину. Вместе с тем глубокая эмоциональная связь с Израилем, с особой силой проявляющаяся в критические моменты его существования (Шестидневная война, Война Судного дня и т. п.), поддерживает в евреях рассеяния еврейское национальное самосознание.

Евреи – одна из древнейших национальностей в мире. За свою историю были у еврейской национальности и свои взлеты, и падения. Если вы не испытываете к евреям неприязненных чувств, вам интересна история и культура еврейского народа, где живут евреи, есть ли у них свое государство, тогда эта статья написана специально для вас.

Где живут евреи

Многие интересуются, а где собственно живут (см. Где живут кенгуру?) евреи? На наш взгляд, гораздо проще ответить на вопрос, где евреи не живут, так как живут они практически во всех уголках Земли и являются одной из самых многочисленных национальностей.

Согласно последним исследованиям, численность евреев в 2011 году составила чуть менее 14 млн. человек, 43% из которых проживают на территории Израиля.

Распределение евреев по странам мира:

  1. Большее количество евреев осело, конечно же, в Штатах. По данным за 2009 год доля еврейского населения составляла 2,1% населения страны – это 45% (!) численности евреев во всем мире.
  2. Второе место – за Израилем. 75,5% населения идентифицируют себя с евреями. Таким образом, израильские евреи составляют 42% от всех евреев в мире.
  3. Третье место – Франция. 1% и 4,2% соответственно.
  4. Четвертой стала Канада – 1,2% и 3%.
  5. Пятая – Великобритания с ее 0,57% количеством евреев по стране. 2,3% всех евреев в мире.
  6. На шестом месте, как ни странно, — Аргентина. 0,8% и 2,3% соответственно.
  7. Россия занимает только седьмое место (а мы думали вырваться в лидеры) – 0,14% и 1,7 %.

Далее идут Австралия, Германия, Бразилия, Украина, Южная Африка, Польша. Меньше всего евреев в Перу (46 место из 49), Коста-Рике (47), Болгарии (48) и Ирландии (49).

При всем при этом ежегодно численность евреев увеличивается на несколько десятков тысяч человек. Так, в прошлом году численность еврейского народа увеличилась на 88 тысяч человек. Получается, каждый 514 человек на Земле является евреем! Таким образом, евреи составляют 0,2% всей человеческой популяции.

Где живут евреи. Израильское государство

До недавнего времени евреев, как и цыган, можно было назвать бездомными кочевниками, у которых не было своего государства. В мае 1948 года такое государство было провозглашено. Конечно же, речь идет об Израиле. Именно Израиль практически каждый еврей считает своим домом (см. С чего начать постройку дома?).

Израиль является страной с самым многочисленным еврейским населением в мире. А это ни много ни мало, а 42%.

В стране проживает порядка 6 миллионов евреев, что составляет 75,5% от всего населения государства. За 2011 год население государства увеличилось приблизительно на 96 тысяч человек, при этом в страну въехало более 16 тысяч репатриантов, преимущественно из России (3,7 тысяч человек), Эфиопии (2,7 тысяч), США (2,4 тысяч), Украины (2,0 тысяч человек) и Франции (1,8 тысяч).

Порядка 40% жителей Израиля проживает в агломерации Тель-Авива, самом густонаселенном и урбанизированном регионе страны. Около 14% израильтян живут на юге государства и 17% — на севере страны.

Евреи в США

Одна из крупнейших еврейских общин проживает в Соединенных Штатах Америки — чуть более 5 млн. человек. Некоторые демографы считают, что эти цифры не отражают реальное положение вещей, и количество евреев, проживающих в Штатах, в действительности намного больше – 6-7 млн. человек.

Что касается распределения по стране, еврейское население в основном сосредоточено в наиболее крупных мегаполисах. Порядка 2 млн. человек проживает в агломерации Нью-Йорка.

Крупнейшие центры концентрации еврейского населения:

  • Лос-Анджелес
  • Майами
  • Париж
  • Филадельфия
  • Буэнос-Айрес
  • Чикаго
  • Бостон
  • Сан-Франциско
  • Торонто
  • Монреаль
  • Вашингтон
  • Москва

Интересен тот факт, что есть за пределами Израиля два города, население которых в большинстве своем евреи, — это Хемпстед и Кот-Сен-Люк, пригороды Монреаля, Канада.

Евреи в России

По данным российской переписи, в 2010 году на территории РФ проживало около 157 тысяч евреев. Демографы считают подобные цифры заниженными. Реальные цифры, по их мнению, гораздо больше – 230 тысяч человек и более.

55% российского еврейского населения сосредоточено в следующих регионах:

  • Москва и область;
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Наиболее благоприятные страны для проживания евреев

Наименее антисемитской страной является Голландия. Всего немного больше 5% населения страны считает, что евреям нечего делать в Голландии, что они обладают слишком большим влиянием в этой стране.

Похожая ситуация в Германии. Антисемитские настроения здесь разделяют 19,7%. В Англии неприязнь к евреям испытывает 13,9% населения, в Италии – порядка 20%, во Франции – почти 28%, в Португалии – около 20%.

Наименее дружелюбны к еврейскому народу жители Польши (почти половина населения страны), где и евреев-то почти нет (может, именно по причине недружественных настроений местного населения) и венгры (69%).

Надеемся, мы смогли ответить на вопрос, где живут евреи и как живут (см. Где живут курды?).

Евреи — один из древнейших народов, который сейчас проживает на земле. Первые воспоминание о них датируются еще 20 в. до н.э. Это народ имеет одну из самых тяжелых и драматичных историй, но более 50 лет назад ему все же удалось создать свою страну на мировой карте – Израиль.

Содержание статьи

В какой стране живут евреи

  • В какой стране живут евреи
  • Почему не любят евреев
  • Когда было основано государство Израиль

История государства

Согласно преданиям, исторической родиной евреев является Ближний Восток, где более 1 тыс. лет назад было Израильское царство Давида. Но после того как в 586 г. до н.э. их земля была завоевана Вавилоном и большая часть население была уведена в Вавилон, евреи на протяжении 2500 тыс. лет не могли стать хозяевами своей территории.

Потом эти земли были завоеваны Персидской империей, и большая часть евреев вернулась на родину. Но с этого момента формируется модель существования евреев, которая фактически существует и сейчас – культурное доминирование на территории современного Израиля и поддержка большой диаспоры. Впоследствии персы были подчинены династиями Селевкидов и Птолемеев, которые проводили эллинистическую экспансию. Но более всего евреям досталось во времена правления Рима – большая часть народа была изгнана, язык запрещен, а название Земли Израиля было заменено на Палестину.

В период правления арабов, еврейское присутствие сохранялось на территории, но она перестала быть культурным или политическим центром для народа. На протяжении тысячелетия война за эти земли ввелась между мусульманами и христианами, для которых они были священными. Но даже во времена войн между такими большими культурами евреи никогда не оставляли мысль вернутся на свои земли, так появилось движение сионизм (от названия горы Сион).

После того как церковь начала преследовать евреев, они начали возвращаться на Святую землю. После массовых гонений в Испании они создали свою общину в городе Цфата. Далее на протяжении многих веков они волнами возвращались на Палестину.

Отправной точкой создания еврейского государства принято считать 14 мая 1948 года, когда была провозглашена декларация о независимости Израиля.

Еврейские диаспоры

И, хотя евреи и создали свое государство, большая часть народа живет за его пределами, в диаспорах. Еврейская диаспора является самой древней и уникальной в мире. Ее уникальность заключается в том, что на протяжении многих веков евреи не потеряли своей национальной идентификации, культурного наследства и в большинстве случаев сохранили язык.

Самую большую диаспору в мире евреи имеют в США. Во времена Второй мировой войны евреи бежали с территорий, подконтрольных немцам. Изначально они старались попасть в Палестину, но из-за лимита, который создала Великобритания, большинство из них, чтобы спастись, бежали в США. Высокое экономическое благосостояние и снижение антисемитских настроений способствовало дальнейшему переселению евреев. Многие даже предпочли США Израилю, где очень долго были войны с соседними арабскими странами. Современная численность евреев в США оценивается в 6 - 7 млн человек, что составляет более трети всего еврейского населения планеты.

В СССР диаспора евреев до 1990 г. составляла почти 2 млн человек. Но после распада СССР в связи с затянувшимся кризисом численность евреев на всей постсоветской территории упала почти до 400 тыс. человек. Большая часть эмигрировала либо в Израиль, либо в США.

Французская диаспора насчитывает около 600 тыс. человек. Численность диаспоры стремительно увеличилась в 50-60 гг., когда французские колонии обрели независимость, и большинство евреев вернулись во Францию. Но в последние года отмечается повышение антисемитских настроений у мусульманского населения страны.

Еще в 19 веке было создано Еврейское Координационное Общество, которое занималось проблемами переселения евреев в Южную Америку для привлечения их в сельскохозяйственную отрасль экономики. Но они преимущественно оставались в больших городах, как Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Сан-Пауло, Монтевидео.


Израиль опубликовал данные о численности евреев населяющих планету. Согласно оценке Центрального статистического бюро еврейского государства в конце 2019 года в мире насчитывалось 14,8 млн евреев. Это равняется численности евреев в 1925 году. Численность имеет тенденцию к медленному (из-за высоких темпов ассимиляции в диаспоре) росту, однако оно еще не достигло довоенного уровня (в 1939 году в мире жили 16,6 млн евреев, из которых только 449 тысячи (3%) проживали в Эрец-Исраэль (на иврите Земля Израиля) . Накануне провозглашения независимости Государства Израиль в 1948 году численность евреев в мире составляла 11,5 млн, из которых 650 тысяч или 6% проживали в Эрец-Исраэль. Сейчас в Израиле проживают 46% всех евреев мира (6,8 млн). 5,3 млн из них – уроженцы страны, а порядка 1,5 млн родились в диаспоре, в том числе 1 млн в Европе и в Америке, 289 тысяч – в Африке, а 159 тысяч – в Азии. Таким образом тенденция к стремительной концентрации евреев в своем национальном государстве, наблюдавшаяся на протяжении всей второй половины 20 века и сохраняющаяся в 21 веке налицо.

На втором месте в мире по численности еврейского населения находится сейчас США, где, согласно оценке израильского статистического бюро, проживают 5,7 млн евреев. Еврейское население США среднестатистически значительно старше израильских евреев. Уровень ассимиляции в его среде высок, а сокращение его численности тормозиться в первую очередь эмиграцией евреев из других стран диаспоры, а также из Израиля. Так или иначе, на сегодняшний день в Израиле и США суммарно сосредоточены 12,5 млн евреев или более 80% всех евреев мира. Далее в порядке убывания следуют по этому показателю: Франция (448 тысяч евреев). Следует отметить, что в 1970 году численность еврейского населения Франции достигла своего максимума (530 тысяч человек) и с тех пор непрерывно сокращается, прежде всего, за счет репатриации в Израиль и эмиграции (главным образом во франкоязычную канадскую провинцию Квебек). Канада (393 тысячи евреев), Великобритания (292 тысячи евреев), Аргентина (180 тысяч евреев), Россия (155 тысяч евреев), Германия (118 тысяч евреев) и Австралия (118 тысяч евреев). В остальных странах мира численность евреев не достигает в настоящее время 100 тысяч человек.

Однако приведённые Центральным статистическим бюро Израиля данные нуждаются в пояснениях. Основной проблемой при оценке численности евреев является сейчас критерий определения принадлежности к еврейству. В первой половине ХХ века, когда уровень ассимиляции среди евреев был низок, это было мало актуальным, однако теперь картина принципиально иная. Так в самом Израиле, помимо упомянутых 6,8 млн (а точнее, 6,85 млн евреев), проживают более 300 тысяч лиц смешанного происхождения не прошедшие гиюра (установленный ритуал перехода в еврейство) дети еврейских отцов от нееврейских матерей и внуки евреев, которые не рассматриваются в качестве евреев, согласно принятым в Израиле критериям традиционного еврейского религиозного права – Галахи, однако, несомненно, являющихся при этом членами расширенного еврейского национального коллектива и однозначно идентифицирующих себя с израильскими евреями. В то же время в том, что касается численности евреев США, были использованы критерии самоидентификации и принадлежности к еврейским религиозным общинам, большинство из которых принадлежат в США к неортодоксальным течениям иудаизма (реформистам, консерваторам и реконструктивистам), значительная часть членов которых с точки зрения принятого в Израиле галахического определения еврейства евреями не является. Встречающиеся же в публикациях американских еврейских организаций оценки численности еврейского населения США колеблются – в зависимости от избранного демографами критерия от 5,2 млн до 7,4 млн человек (последняя цифра касается численности лиц еврейского, в том числе смешанного происхождения, вне зависимости от их этнического самосознания и религиозной принадлежности). Подобные расхождения оценок встречаются и в отношении численности еврейского населения целого ряда других стран мира.

Поскольку публикация статистических данных была приурочена к Дню Память Катастрофы и Героизма ( день памяти жертв Холокоста - шесть миллионов евреев, уничтожены нацистами в период Второй мировой войны) к данным ЦСБ Израиля были присоединены цифры по лицам, лично пережившим Катастрофу (Холокост), делами которых в еврейском государстве занимается специальное государственное Управление по правам переживших Катастрофу. Согласно данным этого управления, в Израиле насчитывается сейчас примерно 174,5 тысячи граждан имеющих официальный статус лиц переживших Катастрофу или пострадавших от антисемитских преследования в период Катастрофы. Средний их возраст составляет 84,5 года. 18% из них (примерно 31 тысяча человек) уже более 90 лет, а возраст более, чем 900 уже перевалил за 100 лет. За последний год в Израиле умерли 14264 гражданина, принадлежавших к этим категориям. 354 еврея, переживших Катастрофу репатриировались в Израиль из диаспоры в течение 2019, 2020 и первых месяцев 2021 года.

64% граждан этих категорий – уроженцы Европы, в том числе порядка 63,5 тысяч человек – уроженцы бывшего Советского Союза, 20,5 тысяч – уроженцы Румынии, 9,6 тысяч – уроженцы Польши, 4,8 тысяч Болгарии, 2,5 тысячи – уроженцы Венгрии, а еще 2,5 тысячи – уроженцы Германии. Помимо этого насчитывает порядка 32 тысяч уроженцев Северной Африки (Алжира, Марокко, Туниса и Ливии), пострадавших от антисемитских преследований и дискриминации в период правления вишистского режима и действий германской армии в Ливии, а также 19,2 тысяч бывших багдадских евреев, пострадавших от спровоцированных пронацистским режимом Рашида Али аль-Галайни кровавых событий в 1941 году.

Читайте также: