Есть ли жизнь после смерти свидетельства людей православие

Обновлено: 02.07.2024

Что нас ждет после смерти с точки зрения христианской религии.

Что об этом думает буддизм — читайте здесь.

Что такое смерть в христианстве?

Здесь две стороны.

Первая.

Мы смертны за совершенный первородный грех. Смерть – кара за него. Мы уже рождены во грехе.

Вторая сторона.

Смерть – это просто продолжение жизни души, но уже без тела. Умирая, мы обретаем бессмертие, ведь душа вечна. Смерть – это лекарство, исцеление от греха.

Что из этого следует? Смерти нет. Это лишь разделение тела и души. Там, за порогом смерти душа жива, там нас ждет Господь. Смерти нет благодаря искуплению греха Иисусом Христом за весь человеческий род.

Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

Что нас ждет после смерти, там, за порогом?

Нам хочется конкретики. Но вера – вопрос души. Конкретность и четкость – это потребность рационального разума, мозга, тела. Жизнь после смерти – это жизнь души, а не тела. И описывать категории духовных понятий материальными и привычными, я думаю, не совсем правильно.

Все, что пишется, нужно пропускать через фильтр души.

Жизнь души после смерти — Страшный суд.

Христианство говорит о Страшном Суде, когда придет Сын Человеческий со Своими ангелами во славе Отца своего. И каждому воздаст по его делам.

Судить будут всех, и мертвых, и живых. В каком именно виде будет Суд, сказать сложно. Но каждый знает и понимает, по каким законам Он будет. По законам Божьим, по Его заповедям.

Заповеди Божьи – это главный закон души человека. Если бы все люди жили по заповедям, то не нужны бы нам были законы государственные – на всей Земле царили бы мир и любовь.

Судить будут каждого по делам его, по отношению к этим делам, по раскаянию и сокрушению в грехах. Не будет лицемерия, масок и лжи. Будет только голая, чистая душа, стоящая пред Богом. И все будет как на ладони. Ничего не утаишь и не скроешь.

В час Страшного Суда будет принято окончательное решение: либо вы остаетесь с Господом, либо покидаете Его навсегда. Поэтому он Страшный.

Ад – внутри человеческого сердца. И если в вашем сердце ад, то вы туда и уйдете после Страшного Суда. Если всю свою жизнь вы творили зло, которое стало частью вас самих. То вы его и получите в жизни вечной. Это будет ваш выбор.

Что нас ждет после смерти. Иисус Христос искупил наши грехи

Кто же пройдет испытание Судом – воскреснет в вечную жизнь. Это стало возможно благодаря Великой жертве Иисуса Христа, которую Он принес во благо всего человечества.

Это великая Божья милость – воскресить человека после всех согрешений его. Благодать воскресения не может быть описана никакими словами и понятиями. Это то, что осознать и представить обычному человеку просто невозможно.

Жизнь души после смерти. Душа в христианстве

Бессмертие души и воскресение – это главные столпы христианской религии. Этим живет человек и благодаря знанию об этом преодолевает тяжелейшие трудности жизненного пути.

Есть такое мнение, когда-то очень давно древняя христианская церковь даже принимала идею реинкарнации. Это, конечно, не было основной мыслью, но относились к ней спокойно.

Но с 553 года было установлено четко и конкретно, что переселения душ нет, и каждый, кто с этим не согласен – анафема.

После смерти душа сохраняет все чувства, мысли, которые она имела при жизни в теле. И чувства эти все усиливаются и обостряются. Поэтому, если человек живет праведной жизнью, в согласии с Божьими заповедями, то, выйдя из тела, душа сможет почувствовать присутствие Бога и успокоится.

Если же человек был очень привязан к телу, был объят страстями и желаниями, то они останутся с ним и будут терзать его дальше, причем избавиться от них уже не будет возможности. Ведь тела уже не будет. Рядом с такой душой будет множество бесов и нечистых духов. Они были с ним при жизни, они останутся с ним и после смерти.

Получается, что душа в христианстве продолжает жизнь тела. Поэтому очень важно покаяться перед смертью. Это важный момент, последний шанс очиститься. В этот момент вы определяете основное направление и жизнь души после смерти. Куда она пойдет: к Богу – свету, либо сатане – тьме.

Куда больше тянулась душа при жизни? Кто ей ближе? Нас ждет серьезное испытание искушениями, столкновение добра и зла.

Смерть в христианстве. Первые 2 дня.

Первые 2 дня после выхода из тела душа находится где-то возле тела, возле тех мест, которые ей были дороги при жизни, к которым она была привязана.

Но стоит также сказать, что святые люди, жившие только душой без привязанности к телу, сразу отправляются на небеса, минуя все те испытания, которые ожидают души обычных людей.

Что нас ждет после смерти? Взгляд христианства

Точно сказать, конечно, никто не может, что нас ждет после смерти и что конкретно там делает душа сразу после выхода из тела. Но, считается, что в первые 2 дня она относительно свободна и находится возле самых родных и близких мест или возле тела.

Рядом с душой находятся Ангелы, с позволения которых она ходит там, где ей хочется.

Третий день. Мытарства.

Празднословие и сквернословие, ложь, осуждение и клевета, объядение и пьянство, леность, воровство, сребролюбие и скупость, лихоимство (взяточничество, лесть), неправда и тщеславие, зависть, гордость, гнев, злопамятство, разбойничество, колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания), блуд, прелюбодеяние, содомство, идолослужение и ересь, немилосердие, жестокосердие.

Шага за шагом душа должна пройти испытание каждым грехом. И чтобы пойти дальше, испытания должны быть пройдены. Это как экзамены, говоря понятным языком.

Бесы же, могут быть не обязательно ужасными и устрашающими. Они могут представать в самой различной форме, возможно даже прекрасной, для соблазнения души. И как только душа обольщается и поддается, бесы несут ее туда, где ей место.

Душа в христианстве проходит испытания после смерти. И важно помнить и осознавать, что ее судьбу определяет только Господь, Творец всего. Но никак не злые силы. Жизнь важно прожить с Господом, ради Господа и во имя Его и уходить в другой мир без страха, зная, что судьба в руках Бога.

Оставшиеся дни.

С четвертого по девятый день – шесть дней – душа рассматривает рай. С десятого дня и до сорокового – сорок дней – она познает ужасы ада.

И в последний день душу снова приводят к Господу, и принимается решение о ее конечном месте.

Мощные продышки на каждый день, чтобы взять жизнь в свои руки, поставить эмоции под контроль и стать мастером своего настроения.

Что нас ждет после смерти? Рай и Ад.

Что такое рай и Ад? Наверное, ответить на этот вопрос невозможно. Чего бы вы не ожидали от рая, каким бы прекрасным местом вы его не представляли, как в уме, так и в сердце, оно не сравнится с тем, что перед вами предстанет. Описать его невозможно. Также невозможно описать и красоту Бога.

То же и с адом. За пределами нашего понимания то, что там испытает душа. Страдания ада бесконечно страшны. И нет четкого ответа на вопрос, а вечны ли эти страдания.

Лучше, конечно, этого не узнать.

Но для этого нужно жить правильной жизнью христианина.

Жизнь христианина.

Жизнь на Земле – это подготовка к вечной жизни. И то, как мы эту жизнь проживем, зависит и то, что мы получим на небесах.

Воторое пришествие Иисуса Христа

Второе пришествие Христа может состояться в любое мгновение, и мы должны быть к этому готовы. И с чем Господь застанет нас, с тем и судить будет. Поэтому нет возможности оттягивать момент прихода в церковь. Нет возможности жить без Бога в душе. Нет возможности бездумно прожигать жизнь и ни о чем не думать. Потом может уже не наступить. Никто не знает момента своей смерти.

Но это надо правильно понять. Потому что многие понимают это так: если я завтра могу умереть, то должен взять от жизни все. И курить можно, и пить, и просто отрываться на полную. Но, если ты христианин, то должен понимать, что ты не умрешь, а просто отправишься к Богу. И самое главное, какая душа придет к нему.

Вас может ждать великая радость на небесах. Готовьтесь к этому всю свою жизнь. Помните о том, где окажетесь после смерти. Все в наших руках.

Жить нужно по совести, с мыслями о Боге, молиться, ходить в церковь, причащаться и следовать заповедям Божьим, соблюдать посты, праздники, воскресения. Все должно сопровождаться искренностью в молитвах, раскаянием в грехам, смирением. Не должно быть места лицемерию и тщеславию.

Живите в любви, станьте проводником любви Господней!

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет - не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель - сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!

Согласно православному вероучению, каждый человек имеет душу – нематериальную и бессмертную духовную сущность. Она сотворена Богом и дана человеку в момент его зарождения в материнской утробе. Человек – это задуманный Богом таинственный союз души и тела. Святитель Григорий Нисский сравнивал душу с зеркалом, которое в чистом состоянии может отражать Божественный образ. Что происходит с душой, погрязшей в грехах? Она больше не может являть образ Бога и превращается в подобие беса по своему состоянию.

что происходит с душой после смерти

Православные надгробные кресты

Физическая смерть в Православии – это не тупик, а рождение в новую жизнь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в “Слове о смерти” писал:

“Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной, временной, жизни в вечность”.

После смерти тела душа продолжает существовать в духовном мире. Праведные души пребывают с Богом, а грешные находятся под властью темных сил. Спасение души, то есть очищение её от греха, подготовка к переходу в новую жизнь, – это смысл христианской жизни. Взгляд на смерть как на великий переход в новую жизнь отражен в церковной традиции основного поминовения святых именно в день их кончины, а не земного рождения.

Что происходит с душой после смерти

Согласно Церковному Преданию, в течение первых трёх дней душа после смерти свободна. Она может пребывать возле мёртвого тела или посещать дорогие ей земные места. С третьего по девятый день душа созерцает райскую обитель, прикасается к радости вечной жизни с Богом. С девятого по сороковой день душе показывается посмертная жизнь вдали от Бога – адские мучения. Между этими промежутками душа предстаёт перед Богом. На сороковой день душа вновь поклоняется Богу и происходит предварительный частный суд. На нем определяется место пребывания души до всеобщего Страшного суда.

То, куда попадает душа после смерти, зависит от духовного состояния, в котором она вошла в загробную жизнь. Один из этапов частного суда — прохождение души через мытарства (испытания). Источником церковного учения о мытарствах являются откровения Святых Отцов. Впервые об испытаниях говорится в “Житии преподобного Василия Нового” 5 века. Мытарства показывают, насколько различные страсти укоренились в душе.

Всего мытарств двадцать. Каждое соответствует одной из основных греховных страстей: гордыне, чревоугодию, блуду и так далее. Чем больше у души страстей и чем они сильнее, тем сложнее ангелам защитить её от демонов. Праведные души, ещё в земной жизни соединившиеся со Христом, проходят мытарства быстро и беспрепятственно. Бесы не имеют никакой власти над ними.

Поэтому для праведника быть с Богом – это утешение и радость, а для грешника – невыносимая мука. Следовательно, в раю ему будет ещё мучительнее, чем в аду. Поэтому ад нередко рассматривается как место особой милости Бога к грешникам.

Путь души после смерти

То, что происходит с душой после смерти – это закономерный итог её земной жизни. Однако частный суд над душой не является окончательным. Святитель Феофан Затворник в своём труде “Болезнь и смерть” писал:

“По смерти бывает частный суд, на котором определяется участь грешников… Но окончательное решение их участи последует на всеобщем Страшном Суде”.

Христиане ожидают Великого Второго Пришествия Христа и последнего всеобщего Страшного Суда над всеми жившими когда-либо людьми. Произойдет воскресение всех мёртвых, и души вернутся в свои воскресшие тела, чтобы окончательно войти в вечность: либо с Богом, либо без Него. Восстановление человека и преображение мира после конца времён называют апокатастасисом. Также этим термином именуют учение о конечности адских мук и всеобщем спасении людей, в том числе абсолютно всех грешников. Однако это учение не принято Православной Церковью.

Так как душа в загробном мире уже не способна ни на что влиять, помочь ей может только молитвенная забота живых людей. Она не только облегчит нынешнюю участь усопшего, но и может послужить оправданию его души на грядущем Страшном суде. Некоторые грешники всё же будут помилованы по молитвам их близких и по великому милосердию Божьему.

Итак, православному христианину не стоит подчиняться страху смерти и мытарств. Необходимо заранее позаботиться о жизни души после смерти тела, о спасении путём покаяния и совершения добрых дел. Также следует помнить о наших усопших близких и поминать их как дома, так и в церкви, давать милостыню для спасения их душ. Для праведного человека смерть – это не печаль и скорбь, а радость рождения в вечную жизнь во Христе.

“Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек” (Ин. 11: 25-26).


Совершаются ли чудеса в наше время? Одни их совсем не видят, другие замечают отдельные эпизоды со странными обстоятельствами, третьи же видят чудо во всем, и даже в самой жизни. Но бывают еще и откровения отдельным людям, когда что-то необычное показывается явно, не иносказательно. Это может служить свидетельством и напоминанием о вечности, о другом мире, о правде и справедливости, красоте, об ответственности человека. Главным мотивом в таких явлениях есть свидетельство о любви, о Боге и смысле всего существующего по Его Божественной воле.

Разум человека скептически относится к тем странным вещам, которым не может найти объяснения. И это нормально, так как критическое сознание позволяет со вниманием воспринимать все то, что выходит за рамки общепринятого. Безоговорочно доверять христианин может только Священному Писанию и самой Церкви в целом, свидетельства же отдельных личностей всегда анализируются, сравниваются со святоотеческим опытом и практикой, оцениваются сквозь призму авторитетности и репутации говорящего о горнем мире.



Рассказ человека, у которого мы взяли интервью, может представлять интерес для широких масс, для верующих и неверующих, для ученых и простых, для молодых и пожилых. Итак, наша беседа с Александром Гоголем, который служит пономарем в Андрее-Владимирском храме строящегося Кафедрального собора УПЦ в честь Воскресения Христова в Киеве.

О клинической смерти и нахождении души вне тела


– Александр, нам стало известно, что в вашей жизни произошел необыкновенный случай. Очень хотелось бы услышать эту историю.

– Быть может, мой рассказ заставит неверующих и сомневающихся задуматься и обрести веру в Бога, а верующих укрепит в вере. Дабы всякий обрел веру в Господа нашего Иисуса Христа, не погиб, но имел жизнь вечную.

– Вы пережили клиническую смерть. Когда это случилось, чем это было вызвано?

– Господь удостоил меня через состояние клинической смерти заглянуть за пределы нашего земного бытия. Я побывал вне своего тела и теперь более чем на 100% уверен в существовании жизни после смерти.

Случилось это в начале 90-х годов, еще в советское время, точнее, в период распада Советского Союза. Мне было лет двенадцать. Воспитывался я в обычной советской семье, где все были крещены, хотя не воцерковлены. Крестили меня в младенчестве, в 1979 году. Тайно, как и большинство крестившихся того времени, чтобы избежать проблем на работе или хотя бы простых насмешек.

Компьютеров и интернета у детей тогда не было, и мы проводили время в подвижных играх – на улице или в школе. Мы с одноклассниками придумали такую игру: несколько участников берутся за руки и сильно кружатся, а потом неожиданно отпускают руки и разлетаются в разные стороны. Главное после этого – устоять на ногах. Вдруг, неожиданно для меня, все разжали ладони, и я полетел назад. Я успел только заметить, что направляюсь в сторону окна. Впоследствии почувствовал твердый, тупой удар в затылочной части. (Как оказалось потом, это была чугунная батарея под подоконником.) Наступила полная темнота и глухота. Как будто ушел в небытие.


Смерти нет


Во время общения была показана моя жизнь в деталях от рождения, добрые и хорошие моменты. Учился я в школе плохо и Ангелу говорил, что мне тяжело, по математике не успеваю. Ангел отвечал, что нет ничего тяжелого, и показал мне один из институтов, где математики решали какую-то глобальную проблему. Сейчас уже объяснить не смогу в деталях, а тогда это настолько было все открыто, ничего непонятного. Там я серьезную взрослую задачу за секунду решил для себя.
Оттуда каждого человека видно насквозь: что он из себя представляет, что у него в сердце, о чем думает, все его страсти, к чему стремится его душа.

Сто лет – как один миг


– Вы хотите сказать, что даже мысли видны всем?

– Мысли само собой, там все видно, и человек виден, как на ладони, но при этом ощущаются любовь и свет, которые от Бога исходят. Сверху смотришь и думаешь: зачем тебе, человек, так много надо, сколько у тебя времени осталось? Кстати, о времени. Нашего исчисления (год, два, три, сто, пятьсот лет) там нет, там это миг, секунда. Ты прожил 10 лет или прожил 100 лет – как вспышка, раз – и все, и нет. Там вечность. Время совсем не так ощущается, как на Земле. И ты отчетливо понимаешь, что время нашей земной жизни – это то время, когда человек может покаяться и обратиться к Богу.

Мы поднимались все выше и достигли какого-то места, даже не места, как я понимал, а другого измерения или уровня, возвращение из которого могло стать невозможным.

Ангел мне намекал остаться. Признаюсь, я испытывал огромную любовь, заботу, блаженство, меня переполняли эмоции. Мне было настолько хорошо, что совсем не хотелось возвращаться обратно в тело. Голос из Света спросил, нет ли у меня каких-то незавершенных дел, которые меня держат на Земле, и все ли я успел сделать. Я не беспокоился о том, что там лежит мое тело. Мне совершенно не хотелось возвращаться. Единственная мысль, которая меня тревожила, – о маме. Я осознавал ответственность выбора, но понимал, что она будет волноваться. Я знал, что умер, что душа вышла из тела. Но страшно было представить, что случится с мамой, когда ей скажут, что ее сын мертв. И еще преследовало чувство какой-то незавершенности, чувство долга.


Во время полета с Ангелом я ощутил сильную любовь и понял, что Бог любит каждого человека. Мы на Земле часто кого-то осуждаем, о ком-то плохо думаем, а Бог любит абсолютно всех. Даже, скажем так, самых паршивых негодяев в нашем представлении. Господь хочет всех спасти. Мы все для Него дети.

Увидел я также издалека Землю (вопросов я много не задавал, не додумался, может, если бы постарше был, то больше бы спрашивал). Там, повторюсь, запахи настолько необычайно приятные, что если собрать все благовония Земли, то все равно таких ароматов не получится. И все оркестры мира не сыграют музыку, подобную той, которую я слышал. Язык там тоже есть, он многофункциональный, многозначный, однако все его понимают. Мы на нем общались, я его назвал Ангельским.

Нам для общения нужно прилагать усилия. Вначале следует подумать, что ты хочешь сказать, далее подобрать нужные слова, сформулировать предложение, а потом его еще и произнести с нужной интонацией. Там все не так.

– То есть там общаются без слов?

– На том свете то, о чем думаешь, то и говоришь. Можно сказать, прямой эфир. И все исходит от души и с невероятной легкостью. Если здесь мы можем лицемерить, то там нет. Лексикон Ангельского языка содержит во много раз больше слов, чем наш, земной. Ангельский язык необычайно красив. Я сам разговаривал на нем и прекрасно его понимал. Когда звучит этот язык, то появляется ощущение, будто рядом шумит вода с необычайным множеством звуков, похожих на музыку. Там вообще всего больше – цветов, звуков, запахов. И нет такого вопроса, на который ты бы не получил ответ. Этот поток Божественного Света – источник любви, жизни и абсолютный источник знаний.

Каждый судит себя сам

– Но все-таки Вы вернулись?

Нахождение мое в другом мире подошло к концу, и я вернулся в свое тело. Я почувствовал резкое падение, это и было возвращение. О, насколько тяжело пребывать в нашем теле по сравнению с тем, когда душа без него. Скованность, тяжесть, боль.

– Был ли показан ад или что-то подобное?

– Вот в аде я не был. Я знаю, что есть такие люди, которые находились там. Не знаю почему, может, не додумался тогда спросить об этом своего Спутника. Я даже в раю не был, только лишь до какого-то места мы долетели, и я внутренне осознавал, что если выше полететь, то уже возврата не будет.

– Все это очень удивительно. Нецерковные люди верят в это свидетельство? Если они скептически относились к Вашей истории, интерес рассказывать пропадал?


– Не может ли это быть состоянием прелести, что означает дьявольское наваждение?

– Если бы это было прелестью, то я, может, был бы сейчас неверующим или сумасшедшим. Какой смысл бесам показывать потусторонний мир, мою жизнь для моей же пользы? Наоборот, дьяволу нужно продемонстрировать, что ничего не существует, его задача – отвернуть от Бога. Более того, есть же евангельские слова и проповеди в моей встрече. Только со временем, когда уже повзрослел и воцерковился, стал знакомиться с Евангелием, я вспоминал слова, которые слышал при общении с Ангелами. Многие из Евангелия. Какой был смысл дьяволу сделать меня церковным человеком, христианином? Ему нужно отвести от веры, от Церкви.

– Какое было состояние после смерти и сколько оно продолжалось?

– На вашу духовную жизнь это событие сильно повлияло?

– Повлияло, конечно. Если у некоторых есть вера в иной мир, то у меня твердое убеждение. Меня уже никак не переубедишь в обратном. И если я слышу, как кто-то рассказывает, что нет загробной жизни, на меня такие атеистические лозунги никак не действуют.

– Что вы чувствуете при воспоминании об этом событии – страх, ответственность или радость?

– И радость, и страх. И обостренное чувство совестливости, если так можно сказать. Я еще тогда заметил: красота там такая, что даже если в земной жизни трудно, то это какая-то секунда, если судить относительно того мира. Ради вечного блаженства и той несказанной радости стоит жить, страдать, бороться. Вспоминаю также слова преподобного Серафима Саровского и его образное сравнение, что если нам здесь, на Земле, полагалось бы быть погруженными вместе с червями, то даже и в этом случае мы должны благодарить Господа ради того знания, что будем спасены.

– Что бы Вы хотели сказать людям, которые прочтут Ваше свидетельство?

279968.b.jpg

Ларше Жан-Клод. Жизнь после смерти согласно Православной Традиции: Пер. с фр. /
Сретенская духовная семинария. — М. : Изд-во Сретенского монастыря,
2017. — 400 с. — (Православное богословие).

Священное Писание подчеркивает непредсказуемый характер смерти (не знаете ни дня, ни часа — Мф. 25: 13), но при этом дает нам сведения о ее истоках (см.: Рим. 5: 12). Оно возвещает нам будущее воскресение тел и вечную жизнь грядущего Царствия, однако не дает практически никаких указаний о том периоде времени, что отделяет смерть каждого человека от Страшного и Всеобщего Суда и воскресения, которые должны произойти в конце времен. Кроме того, примечательно, что в рассказах о воскрешениях сына Наинской вдовы (см.: Лк. 7: 11–16) и Лазаря (см.: Ин. 11: 1–44) воскресшие не говорят ничего о том, что они пережили в период между смертью и возвращением к жизни. К тому же мы видим, что Бог не позволил умершим открывать живым их состояние даже с полезной для них целью — предупредить их; Сам Христос говорит в одной притче: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их (Лк. 16: 29).

Таким образом мы надеемся лучше донести до православных христиан учение их собственного Предания, часто разрозненное и потому плохо известное, а также открыть католическим и протестантским читателям учение, им не известное или давно переставшее быть составляющей их веры, но все же остающееся частью богатого наследия единой древней христианской традиции, которая, в принципе, для всех является или должна являться единой.

Об авторе

Жан-Клод Ларше (Jean-Claude Larchet; р. в 1949 г.) — современный французский православный богослов и патролог, доктор философии, доктор теологии Страсбургского университета. Становление Ж.-К. Ларше как православного богослова происходило под влиянием его духовного отца архимандрита Сергия (Шевича), а также благодаря общению с преподобным Иустином (Поповичем), архимандритом Софронием (Сахаровым), учениками старца Иосифа Исихаста — старцами Ефремом Катунакским и Харалампием, со старцами Ефремом Филофейским, Иосифом Ватопедским и преподобным Паисием Афонским.

Жан-Клод Ларше — автор 27 книг, переведенных на 17 иностранных языков, 150 статей и около 700 рецензий. Он считается одним из ведущих современных православных богословов и одним из редких авторов, способных совмещать в своих работах научную строгость и живое восприятие внутренней жизни Церкви.

Оглавление

Предисловие

Глава I. Смерть: ее происхождение и духовный смысл

Первая причина смерти — прародительский грех

Духовная двойственность смерти

А. Положительный аспект смерти

Б. Отрицательный аспект смерти

Победа Христа над смертью и ее значение

Глава II. Момент смерти

Испытание наступлением смерти

А. Природа этого испытания

Б. Важность семейного и церковного соприсутствия с умирающим

Что переживает человек перед тем как умереть

А. Ретроспектива всей жизни

Б. Сверхъестественные явления, видения и звуки

В. Опасность заблуждения

Г. Пограничный опыт и его ценность

Глава III. С первого по третий день после смерти:отделение души от тела

Природа смерти: отделение души от тела

Разделение души и тела проходит более или менее легко

Присутствие души на земле в первые три дня после смерти

Смерть как процесс

Отделение души от тела как испытание

Духовная поддержка умирающего со стороны его окружения и Церкви

Духовное состояние души после смерти

Сохранение связи души с телом в постоянстве ипостаси

Духовное состояние тела после смерти

Глава IV. С третьего по девятый день: прохождение воздушных мытарств

Восхождение души к небесам

Действия демонов, стремящихся завладеть душой

Прохождение воздушных мытарств

Глава V. С девятого по сороковой день: введение в мир иной

Глава VI. Сороковой день: частный суд

Кем совершается частный суд

Частный суд как следствие выбора самого человека

Частный суд как осуждение человека его собственной совестью

Частный суд и Всеобщий Суд

Глава VII. От сорокового дня до Последнего Суда: промежуточное состояние

Природа промежуточного состояния

Временный и частичный характер промежуточного состояния

Ложная концепция: сон души

Еще одна ложная концепция: переселение душ

Глава VIII. Проблема чистилища

А. Латинское учение о чистилище

Б. Новизна латинского учения о чистилище

В. Согласованность с принципами латинского богословия

Защита учения о чистилище латинянами и его опровержение православными богословами на Флорентийском соборе

А. Изложение латинской позиции кардиналом Чезарини

Б. Первое слово святого Марка Ефесского

В. Слово Виссариона Никейского

Г. Второе слово святого Марка Ефесского

Д. Третье слово святого Марка Ефесского

Учение православных богословов после Флорентийского собора

Краткий итог католической и православной позиций

А. Католическая позиция

Б. Православная позиция

Глава IX. Связь между живыми и умершими

Взаимоотношения живых с умершими

А. Запрещение Церковью оккультных связей с умершими

Б. Необходимость молитвы за умерших

В. Различные формы ходатайств за усопших

Г. Заупокойные молитвы возносятся за всех усопших

Д. Польза молитвы и иных форм ходатайств за усопших

Е. Ответственность живых за положение и участь усопших

Ж. При каких условиях усопшие получают пользу от того, что за них ходатайствуют

З. Какую пользу получают сами живые от своих молитв за усопших

Взаимоотношения умерших с живыми

А. Забвение мира при сохранении интереса к тем, кто остался жив

Б. Предстательство умерших за живых

В. Общность христиан умерших и живых в лоне Церкви

Взаимоотношения умерших между собой

Глава X. Воскресение и Последний Суд

А. Время и особенности воскресения

Б. Воскресение коснется всех людей

В. Природа воскресшего тела

Г. Состояние, которое является следствием воскресения

Д. Значение и конечная цель воскресения

Последний и Всеобщий Суд

А. Кто творит Суд

Б. Судимы будут все люди

Д. Критерии Суда

Ж. Истинный и окончательный характер Суда

Глава XI. Жизнь вечная. Царство Небесное и преисподняя

Глава XII. Подготовка к смерти и к загробной жизни

Когда умерший понял, что он умер, он все еще смущен, он не знает, куда идти и что делать. Некоторое время его душа остается вблизи тела, в знакомых ей местах. Согласно христианскому учению первые два дня душа сравнительно свободна. Потом она перейдет в иной мир, но в эти первые минуты, часы и дни она может посетить дорогие ей места на земле и людей, бывших ей близкими. Показателен в этом плане рассказ Э.В.П.:

«Весной 1942 года я уехала в город Углич по вызову своего больного отца. Моя мать была эвакуирована в Казань.

И тотчас же рядом со мной голос моей матери сказал:

Я сразу узнала, что это ее голос. И быстро обернулась, хотела ее увидеть, но никого не было.

Через неделю я вернулась в Москву и мне из больницы сообщили, что моя мама скончалась в ночь на 5 апреля (23 марта по старому стилю), — на Пасху.

Описаний подобных случаев явлений только что умерших людей своим близким и друзьям, как бы далеко они не находились, предостаточно, как в церковной, так и в светской литературе. Свидетельства многочисленных людей, лично присутствовавших при подобных событиях, не оставляют никакого сомнения в их правдивости.

Это новое знание имеет однако и свои границы. Мы теперь правильнее понимаем самую сущность смерти и знаем, что нас ждет после нее. Но это знание ограниченно во времени. Из свидетельств людей, переживших клиническую смерть, известно только то, что произойдет в первые минуты и часы, после того как дыхание остановилось и сердце перестало биться.

А что потом? Ответить на этот вопрос исходя из знаний науки о смерти мы не можем. Наука ничего не знает ни о дальнейшей, ни об окончательной судьбе той части человека, которая остается жить после смерти тела. Ответ на этот вопрос дает христианство.

Самое страшное в этих словах архиепископа то, что в момент смерти тела уже определилось все дальнейшее развитие души в направлении к добру или злу. В загробном мире перед душой две дороги — к свету или от него, и душа после смерти тела уже не может выбирать дорогу. Дорога предопределена жизнью человека на земле.

Архиепископ Антоний говорит то же самое и напоминает, что возможности души после смерти ограничены. Вот его слова: «Продолжая жить после смерти тела, душа всем своим существом располагает полнотою личности и самосознания. Она чувствует, сознает, воспринимает, рассуждает. Однако не будем забывать того, что душа вне тела — неполный человек, потому не все, возможное людям, возможно их душам. Несмотря на то, что души после смерти тела обладают полнотою личности и совершают все психические функции, возможности их ограничены. Так, например, человек живя на земле, может покаяться и более или менее изменить сам свою жизнь, от греха вернуться к Богу. Душа же сама не может, хотя бы и хотела, коренным образом измениться и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от ее жизни на земле, приобрести то, чего она не имела, будучи человеком.

Но Господь все же оставляет надежду душе даже и нераскаянного грешника, но для ее спасения уже требуется помощь извне. К этой помощи относятся молитвы за усопших, творимые от их имени милостыни и другие добрые дела.

Повествование священных книг и рассказы наших современников, заглянувших за завесу загробного мира, почти идентичны. Описываются одни и те же восприятия и феномены: прохождение через темный туннель, свет, способность мгновенно преодолевать любое пространство и проходить сквозь все материальное, сжатие времени, безуспешные попытки контакта с живущими на земле, видение своего тела со стороны. Потусторонняя природа — растения, животные, птицы, небесная музыка, хоровое пение описаны и там и здесь.

Труды реаниматоров показали, что очень скоро после попадания человека в потусторонний мир перед ним проходят картины его теперь уже прошедшей земной жизни. Это дает возможность просмотреть и переоценить свою жизнь в теле. Христианство тоже знает об этом просмотре прошедшей жизни, но смысл его понимает иначе и называет его посмертными мытарствами, где взвешиваются добрые и злые поступки, совершенные человеком в земной жизни, которые и определят дальнейшую судьбу души умершего.

§9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви.

§9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви. Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Цер­ковь начинает словом: верую. и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: “Бог непостижим для человеческого разума; люди могут

Первые минуты после смерти

5.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Грузии

5.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Грузии По преданию, Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария

6.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Сербии

6.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Сербии Нынешняя Сербская Православная Церковь сложилась из трех исторических ветвей: Православной Церкви в Сербии, митрополии в Черногории и Патриархата на территории бывшей Австро-Венгрии.Сербы

7.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Румынии

7.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Румынии В настоящее время считается, что территория между Дунаем и Черным морем известная из античных источников под названием Скифии, была крещена благодаря миссионерской деятельности св. Андрея

8.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Болгарии

8.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Болгарии Христианство на территории современной Болгарии начало распространяться очень рано. Согласно преданию, в Варне (древний Одесс) первым епископом был ученик апостола Павла Амплий. Церковный

9.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви на Кипре

9.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви на Кипре Кипр находится на пересечении основных торговых путей и в зоне политических интересов многих государств. Это определило сложную и подчас трагическую судьбу киприотов и их Церкви. По

10.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Элладе

10.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Элладе Первоначально проповедь евангельского учения на территории Греции — тогда провинции Римской империи Ахаия — была совершена апостолом Павлом во время второго и третьего миссионерского

12.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Польше

12.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Польше Христианство проникало на территорию славянской Польши с запада из Великой Моравии и Германии, и с востока из Киевской Руси. Археологи находят большое количество древнерусских нательных

13.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви Чешских земель и Словакии

13.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви Чешских земель и Словакии Славянское население в Центральной Европе достаточно рано познакомилось с евангельской верой. Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии восходит к первой

Первые два дня после смерти

Первые два дня после смерти В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви

Первые два дня после смерти

Первые два дня после смерти В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV

Читайте также: