Есть ли у ребенка права злиться на родителей

Обновлено: 04.07.2024

Часто можно услышать вопрос: что делать, если рядом с вами кто-то бьет или унижает ребенка? Пройти мимо? Не обращать внимания, сами раз-берутся? Или вмешаться, чтобы остановить насилие над ребенком?

Это не самый простой вопрос. Если мы видим, что преступление (а фи-зическое насилие — это всегда преступление) совершают посторонние для ре-бенка люди, мы обязаны вмешаться. В этой ситуации рядом нет родителей, которые могли бы отстаивать интересы ребенка. Возможно, вы единственный человек, кто сможет в этой ситуации помочь ребенку.

Думаете, что жизни и здоровью ребенка угрожает опасность прямо сейчас? Звоните в полицию по телефону 02 или на телефон единой дежурно-диспетчерской службы — 112.

Сложнее принять решение, нужно ли вмешаться, если жестокость в от-ношении ребенка проявляют его родители или близкие люди. Ведь именно они должны отвечать за безопасность и здоровье ребенка, за его психологи-ческое благополучие. Но, к сожалению, у родителей не всегда хватает муд-рости, терпения, знаний, душевных сил, чтобы в сложных ситуациях дей-ствовать как Родитель — осознанно и с уважением.

Домашнее насилие — тема, которая все чаще и чаще становится предме-том обсуждения. Если мы закроем глаза и притворимся, что в мире нет про-блем, они никогда не решатся.

Возможно, молодые родители не справляются с новыми обязанностями или у матери случилось эмоциональное выгорание. Бывает, что агрессию проявляет отец, так что помощь нужна и ребенку, и матери.

Многих детей родители бьют. Кого-то шлепают ремнем за плохие оценки, кому-то оставляют раны и синяки. Насилие в семье недопустимо в любом виде.

Сообщить в полицию о насилии в отношении несовершеннолетнего — также наша обязанность. Если у вас за стенкой регулярно слышны крики, детский плач, звуки, характерные для драки, вы обязаны сообщить о воз-можном преступлении в отношении несовершеннолетнего в полицию — 02 или по телефону единой дежурно-диспетчерской службы — 112. Даже если насилие совершают родители или другие близкие ребенку люди.

Если окружающие начнут транслировать негативное отношение к насилию, родитель будет понимать, что это — не норма. И что он не справил-ся как родитель и ему нужна помощь.

Несовершеннолетние наравне со взрослыми могут защищать свои пра-ва. Особенно в тех случаях, когда защитить больше некому. В любом воз-расте ребёнок имеет право обратиться с заявлением в полицию или вызвать сотрудников полиции на место преступления, в том числе он может заявить о совершении преступления его родителями или другими родственниками и попросить защиты.

На маленького мальчика, играющего в уголке подъезда с машинкой, обратили внимание неравнодушные соседи. Как оказалось, ребёнка выстави-ли на лестницу родители, малыш мешал им выпивать в компании приятелей.

На тревожный сигнал сразу выехали сотрудники отдела полиции Управления МВД России по городу Краснодару, забрали малыша у сильно нетрезвых и невменяемых родителей. Мальчика поместили в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Эта история — лишь одна из тех ситуаций, когда неравнодушные люди, возможно спасли жизнь ребён-ку.

В городе Краснодаре осуществляет деятельность помощник Уполно-моченного по правам ребёнка в Краснодарском крае (ул. Северная, 279, каб. 68, тел. 2518645). Помощник Уполномоченного в своей работе взаимодей-ствует со всеми структурами профилактики безнадзорности и правонаруше-ний несовершеннолетних и оказывает помощь в сфере защиты прав и закон-ных интересов несовершеннолетних.

Порой детям или подросткам трудно решиться на откровенный разго-вор с родителями, так как они боятся столкнуться в ответ с непониманием, руганью и упреками в неправильном поведении. Далеко не все дети способ-ны общаться с мамой и папой, как с лучшими друзьями, и порой для того, чтобы поделиться наболевшим, им требуется человек со стороны. Если же рядом нет никого, кто мог бы помочь советом или просто выслушать, на по-мощь придут специалисты телефона доверия.

Детский телефон доверия на сегодняшний день — это настоящая палоч-ка-выручалочка для детей и подростков, попавших в сложную ситуацию и желающих получить ответы на свои вопросы, а также для родителей, не зна-ющих, как помочь своим детям.

Отношение к насилию в воспитании детей необходимо менять. И каж-дый гражданин может внести в это свой вклад осознанной родительской по-зицией и формированием нетерпимости к насилию. Не будьте равнодушны!

Когда рождается ребенок, у его родителей появляется много обязанностей: кормить, лечить, учить, воспитывать, обеспечивать. От родителей везде что-то требуют: сдайте деньги в школе, платите алименты, следите за детьми на детской площадке, отвечайте за причиненный ими ущерб.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Но у мамы с папой есть и права, которые помогут защитить интересы семьи, лучше обеспечить ребенка, сэкономить деньги и получить прибавку к бюджету от государства.

Равные права с другим родителем

Основание. СК РФ ст. 61

Как это работает. Когда рождается ребенок, у родителей появляются родительские права. Они закончатся, когда ребенок станет совершеннолетним или полностью дееспособным. Эти права одинаковые у матери и отца. Нет такого права, которое есть у матери, но отец по отношению к ребенку его не имеет. При этом родители могут быть женаты, в разводе или вообще не в браке и у них даже разные семьи. Права все равно равные, если только их не ограничил суд.

Единственное условие: оба родителя должны быть указаны в свидетельстве о рождении. Биологического отцовства для прав недостаточно: они появятся у того, кто записан в документах. Если отца формально как бы нет, то и родительских прав у него нет: он не может запретить ребенку выезд за границу, решать вопросы по месту жительства или получать информацию в поликлинике.

Право установить отцовство без согласия мужчины

Как это работает. При рождении ребенка женщине выдают справку, что она его мать. Мужчина не становится отцом автоматически. Если он в браке с родившей женщиной, тогда его признают отцом без спроса. А если не в браке, запись в свидетельство о рождении внесут только с его согласия или со слов матери, но это почти ничего не значит.

Юридическую силу имеет такое отцовство, которое установили официально — добровольно или через суд. Тогда у мужчины появятся права и обязанности по отношению к ребенку. Если женщина сама вписала любого мужчину в свидетельство о рождении, это еще не значит, что у него появились права и обязанности по отношению к ребенку. Они появятся только в том случае, если будет решение суда: вот этот мужчина — отец этого ребенка. Или мужчина сам согласится, чтобы его признали отцом, и подтвердит это в загсе.

Бывает, что мужчина не согласен устанавливать отцовство, тогда женщина может сама с этим разобраться. Нужно подать иск в суд: истец — мать ребенка, ответчик — предполагаемый отец.

Там могут назначить генетическую экспертизу, а могут обойтись и без нее: доказательствами станут совместные фотографии, показания свидетелей, переписка и что угодно еще. Например, мужчина отказывается от отцовства, но женщина приносит в суд фотографии за три года совместной жизни, где они вместе на праздниках, в отпуске, в кругу семьи. Еще приходят свидетели — родственники и соседи, которые подтверждают, что мужчина несколько лет жил с этой женщиной, в том числе во время беременности. И у женщины есть переписка, где они обсуждают роды, посещения врачей, покупки для ребенка. Все это подойдет, чтобы доказать отцовство даже без экспертизы.

Если мужчина откажется от генетической экспертизы, его все равно могут признать отцом. Если суд так решит, на этом основании можно внести запись об отцовстве в свидетельство о рождении. Срока давности по таким делам нет: отцовство могут признать хоть через десять лет после рождения ребенка.

Например, женщина с мужчиной жили как муж и жена, но без регистрации брака. Она родила ребенка, а мужчина отказался его признавать. В свидетельстве о рождении пришлось поставить прочерк. Но женщина идет в суд, чтобы официально установить отцовство и требовать алименты. Если она докажет, что ее бывший сожитель — отец ребенка, в свидетельство о рождении внесут запись, а мужчина получит права и обязанности по отношению к этому ребенку. Даже если он этого не хотел.

У мужчины есть право оспорить отцовство. Это нужно, например, чтобы не платить алименты чужому ребенку. И чтобы ребенок потом не смог претендовать на наследство.

Оспорить отцовство может как тот, кого суд признал отцом юридически, так и тот, кто считает себя настоящим отцом и хочет числиться в документах ребенка. И даже сам ребенок после 18 лет. Но у мужчины ничего не выйдет с оспариванием своего отцовства, если выяснится, что он не отец, но сам знал об этом и согласился на запись в документах.

Право представлять интересы ребенка без специальных полномочий

Как это работает. Родители — это законные представители ребенка. Если женщина и мужчина вписаны в свидетельство о рождении, значит, они могут защищать и представлять интересы ребенка везде, где это нужно: в школе, больнице, на улице, в суде или Росреестре. Родителям не нужен для этого специальный документ, подтверждающий полномочия, то есть доверенность. Они просто показывают свидетельство о рождении и могут делать все, что нужно в интересах сына или дочери: получить в подарок квартиру, открыть вклад или дать согласие на операцию.

Это не значит, что родители могут так же легко продать долю ребенка в квартире или снять деньги со вклада на его имя. Тут интерес ребенка уже под вопросом и придется получать разрешение органов опеки. А вот прийти за таким разрешением могут сами родители без доверенности.

Право воспитывать ребенка и выбирать учебные заведения

Как это работает. Родители имеют право воспитывать своего ребенка, заботиться о нем, общаться с ним и решать вопросы по поводу обучения. Право на воспитание — это личное право, его нельзя передать по доверенности или по наследству. Воспитывать может именно родитель. В законе нет конкретных требований, как нужно воспитывать детей. Установили только ограничения по поводу жестокости, грубости и унижения достоинства.

Отец и мать имеют одинаковые права на воспитание, но при этом у них могут быть разные взгляды. Договариваться нужно мирно. Если не получается, придется идти в органы опеки или суд.

Вопросы с образованием — это где, в какой форме и чему будет учиться ребенок. Здесь так же, как с воспитанием: права равные, решать полюбовно, а если не выйдет, поможет суд. Например, мама хочет, чтобы ребенок занимался танцами, — имеет право. А папа мечтает, чтобы он был футболистом, — тоже имеет право. Мама не может запретить папе водить ребенка на футбол, но и отец не может запретить ей водить ребенка на танцы.

Бабушки, дедушки, тети, дяди и другие родственники по умолчанию не имеют права воспитывать ребенка. Даже если у дяди ученая степень в области педагогики, он может давать советы, но воспитывают именно родители. Если бабушка считает, что родители зря закаляют ребенка и спорт ему во вред, родители не обязаны слушать бабушку. Право на воспитание не передается.

В семейном кодексе написано, что в вопросах образования нужно учитывать мнение детей. Но это формальность, потому что механизма, как именно это учитывать, не существует. Если ребенок не хочет ходить в детский сад и учиться в школе, а родители его заставляют, это в интересах ребенка.

См. также:

Право определять место жительства ребенка

Основание. СК РФ ст. 65

Как это работает. Место жительства ребенка до 14 лет — это место жительства одного из родителей. Если родители живут вместе, то и дети с ними. Если раздельно, тогда родители могут договориться, где будет жить ребенок — с мамой или папой. Иначе вопросы с проживанием придется решать в суде. Когда ребенку исполнится 10 лет, учтут его мнение. Но оно не будет решающим. Суд примет во внимание и другие факторы: привязанность, отношения в семье, режим работы, доход, условия в квартире.

Вопрос по поводу места жительства ребенка могут решать только родители. Бабушка не может подать иск к матери или отцу, если она хочет, чтобы ребенок жил с ней. У нее нет права определять место жительства. Если бабушка фактически воспитывает ребенка и живет с ним, а тут появляются родители, они могут забрать сына или дочь, но иск будет не о месте жительства, а об отобрании ребенка. И еще не факт, что родителям его отдадут.

См. также:

Право зарегистрировать ребенка по своему месту жительства без разрешения других собственников

Как это работает. Родители имеют право зарегистрировать ребенка по тому адресу, где прописаны сами. Это может сделать и мать, и отец — даже после развода.

Чтобы зарегистрировать ребенка по месту жительства одного из родителей, им не нужно спрашивать согласия других собственников помещения. При этом самим родителям быть собственниками необязательно. Например, взрослый сын живет с родителями в их квартире, доли у него нет. Но есть регистрация в этой квартире. И вот у него рождается дочь. Эту девочку мужчина может прописать в квартире своих родителей даже без их согласия.

Так же и с временной регистрацией. Допустим, семья без детей снимает квартиру. Собственники разрешили им оформить временную регистрацию. Когда у пары родится ребенок, они пойдут и пропишут его в этой съемной квартире — тоже временно, но без согласия собственников жилья.

См. также:

Право общаться с ребенком даже при раздельном проживании

Основание. СК РФ ст. 66

Как это работает. Если родители в разводе или вообще никогда не жили вместе, оба все равно имеют право общаться с ребенком. Мать не может запретить отцу встречаться с детьми только потому, что сама испытывает к мужчине неприязнь. И наоборот.

Раздельное проживание — это не помеха общению. Но когда не получается договориться, вмешаются органы опеки или суд. Причем органы опеки могут решать вопросы по поводу родительских прав даже до решения суда, если это нужно для ребенка.

Если один родитель мешает общению, его могут оштрафовать.

Тот родитель, который живет отдельно, имеет право получать информацию о своем ребенке из школы или поликлиники. Например, узнать оценки или взять выписку из медицинской карты. Такое право могут ограничить, если это во вред ребенку, но по умолчанию оно есть и остается даже при раздельном проживании.

См. также:

Право лишить другого родителя родительских прав или ограничить их

Как это работает. Один родитель может лишить другого родительских прав. Если так сделать, то пропадают права на воспитание, согласие на сделки, запрет на выезд за границу, алименты от детей или наследство от них. Еще не будет права на льготы и пособия. Это делают, чтобы, например, отец не смог помешать выезду ребенка в другую страну и в старости не подал на алименты.

Чтобы лишить родительских прав, нужно обращаться в суд. Других способов нет. Для лишения нужны серьезные причины: вред ребенку, жестокое обращение, неуплата алиментов, преступления, алкоголизм. При этом нужно доказать вину родителя. Если он не платил алименты, потому что болел, родительских прав не лишат.

А теперь внимание! Даже если родителя лишат родительских прав, он все равно обязан содержать ребенка, то есть платить алименты. Прав нет, а обязанности есть.

Кроме лишения есть еще ограничение прав. Это когда родителю запрещают не все, а что-то конкретное, например какое-то время воспитывать ребенка или видеться с ним. Но право на наследство, алименты от детей и пенсию сохраняется. Права ограничивают, когда опасность для ребенка уже есть, но для лишения пока не хватает оснований. Во всех этих вопросах в любом случае будут разбираться прокурор, опека и суд. Желания одного из родителей мало.

Право требовать алименты на содержание ребенка

Основание. СК РФ ст. 80

Как это работает. Родители обязаны содержать своих детей. А если кто-то уклоняется, от него можно требовать алименты, то есть деньги на содержание ребенка. Их один родитель платит другому — тому, с кем живет ребенок.

Право требовать алименты появляется не после развода, а когда угодно. Даже если родители живут вместе и находятся в браке, мать все равно может потребовать от отца алименты. Так может сделать и отец. О содержании можно договориться мирно и даже устно. Или подписать соглашение у нотариуса. Если не получается, тогда сумму и порядок выплат определит суд. А приставы помогут сделать так, чтобы эти деньги выплачивались.

Если родитель платит алименты на содержание ребенка, в старости он сам сможет потребовать алименты уже на свое содержание. Например, так может сделать мужчина в 60 лет.

См. также:

Право давать разрешение на эмансипацию ребенка

Основание. ГК РФ ст. 27

Как это работает. Эмансипация — это процедура, которая позволяет ребенку получить полную дееспособность до 18 лет. Это нужно, чтобы зарегистрировать ИП, работать, открывать счета в банке, заключать договоры с клиентами и проводить другие сделки без разрешения родителей. Эмансипироваться можно разными способами, один из них — получить согласие родителей. То есть родители подтверждают: мы не против эмансипации своего сына. Пусть он становится ИП, печет торты на заказ и сам отвечает за последствия своих решений.

Если ребенок хочет стать дееспособным до совершеннолетия, можно дать на это согласие, и тогда процедура пройдет без суда. Но согласие можно и не давать. Это усложнит эмансипацию, но не запретит ее. Ребенок может пойти в суд и все равно добиться дееспособности.

См. также:

Право запрещать выезд ребенка за границу

Основание. Приказ МВД № 62

Такой запрет можно оспорить, но только в суде. Других вариантов нет: придется или как-то договариваться, или судиться. Для отмены запрета нужны серьезные причины, например необходимость лечения ребенка. Просто желание отдохнуть не подойдет.

Запрет нельзя оформить устно, для этого есть специальный порядок и нужно подавать заявление. Если запрета нет, кто угодно из родителей может ехать с ребенком в любую страну без специального согласия другого родителя. Допустим, отец не запретил выезд. Тогда мать свободно поедет с ребенком в Турцию, даже если отец вроде бы против, но не оформил это как положено. Запретить въезд обратно в Россию никто из родителей не может.

См. также:

Право получать налоговые вычеты и льготы

Как это работает. Если у вас родился ребенок, вы имеет право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ. Это значит, что при расчете налога из зарплаты вычтут как минимум 1400 рублей и за год получится сэкономить немного денег — примерно 4400 рублей на двоих. Если детей больше, то и экономия будет больше.

Еще появится право на социальные вычеты, например за лечение и обучение ребенка. Это тоже способ сэкономить на налогах.

Родители могут получить даже имущественный вычет, если доля в квартире оформлена на ребенка.

Многодетные семьи могут экономить не только на НДФЛ, но и на имущественных налогах: с 2018 года у них есть право на дополнительный вычет по налогу на имущество и освобождение от земельного налога с шести соток. В некоторых регионах у семей с детьми есть льготы по транспортному налогу.

См. также:

Право оформлять пособия и господдержку

Как это работает. Для семей с детьми есть разные виды господдержки. Например, такие:

Еще у родителей появляется право на пособия из бюджета. Даже безработным выделят 17 тысяч рублей при рождении ребенка и будут ежемесячно платить деньги до 1,5 лет. Матери положены декретные, отец может взять отпуск по уходу за ребенком, все вместе имеют право на субсидии при оплате коммунальных услуг и помощь на уровне регионов, например если семья малоимущая.

См. также:

Право получать отпуск вне очереди, дополнительный выходной и другие трудовые льготы

Основание. ТК РФ гл. 41

Как это работает. Некоторые родители могут пользоваться трудовыми льготами только потому, что у них есть дети. Так, многодетный отец может взять отпуск не по утвержденному графику, а когда захочет.

На время декрета за матерью нужно сохранять рабочее место. Если отпуск по уходу за ребенком захотел взять отец, он имеет право — придется оформить ему пособие. При этом за тем родителем, кто сидел с ребенком, сохраняется трудовой стаж на такой период и даже начисляются пенсионные баллы.

Если работодатель откажет в приеме на работу женщине из-за того, что у нее есть ребенок до трех лет, ему грозит штраф до 200 тысяч рублей. Есть и другие трудовые льготы для родителей.

См. также:

Право матери раньше выйти на пенсию и увеличить ее

Как это работает. Это право есть только у женщин. Многодетная мать может выйти на пенсию на три, четыре и даже десять лет раньше только потому, что она родила и вырастила как минимум троих детей. У их отца такого права нет, даже если всю семью содержал он, а мать вообще никогда не работала.

Чтобы получить право на досрочную пенсию, многодетной матери нужно накопить минимальный стаж и баллы. Если их не хватает, можно докупить.

Она может успокоить даже самых непослушных мальчишек и девчонок, дарит веру в себя подросткам и учит малышей, что не всегда единорогов съедают динозавры. Нейропсихолог Екатерина Леонова год назад переехала к нам из Екатеринбурга с мужем, двумя сыновьями и собакой. Она почувствовала, что её место здесь. Мы поговорили о том, как родителям справляться с детскими истериками, о работе с особенными ребятами и когда точно стоит показать малыша психологу.

"У ребёнка есть игрушки и другие суррогаты, но нет мамы"

— Вы работаете с разными детьми: у каждого свои особенности. Малыши отличаются прямолинейностью, которая может насмешить или запасть в душу взрослому. Вспоминаются такие случаи?

— Одна девочка с особенностями здоровья как-то раз у меня на занятии спонтанно заплакала. Я не могла понять, что произошло.

А она мне показала фотографию балерины в красивой позе и сказала: "Я так никогда не смогу". Я постаралась быть рядом, обняла её. Потом предложила: "Давай мы не будем плакать, давай будем танцевать".

Включила музыку и сказала: "Двигайся, танцуй как можешь. Есть балерины, а есть и другие танцоры. Давай ты сейчас создашь своё направление, а потом вырастешь и будешь обучать таких же деток". Тогда мне запала фраза: "Давай не будем плакать, давай будем танцевать". Я теперь иногда её использую.

Из смешного: например, я прошу мальчика сделать пальчиковую гимнастику, а ребёнок мне фигу сворачивает — мы хохочем.

— Какие сейчас дети?

— Все замечательные. Разве что чаще родители стали обращаться с вопросом: почему мой ребёнок не говорит или плохо говорит, скомканная речь. Как следствие, когда ребёнок идёт в школу, ему очень трудно научиться читать и писать. Таких детей стало гораздо больше.

Очень трудно сказать, с чем это связано. Не знаю, проводились ли какие-то исследования на этот счёт, но у меня есть одна гипотеза. Развитие речи напрямую зависит от эмоционального контакта с мамой. Когда младенец лежит в кроватке, с ним нужно говорить, ему нужно петь, обсуждать что-то с ним и делать это максимально эмоционально. Мне кажется, что на современных мам сейчас ложится большая психологическая нагрузка, они не успевают этот контакт уловить, выразить свои чувства к ребёнку. Они стараются удовлетворить все физиологические потребности, потому что параллельно работают, уделяют внимание бытовым вопросам. У ребёнка есть погремушки, мультики, такие суррогаты, но нет мамы. Не физически, а эмоционально.

— Возникает ли чувство жалости к особенным детям?

— У меня никогда не возникало жалости к ребёнку, потому что он ребёнок: если мама рядом, он счастлив. У меня было больше чувства сострадания, сожаления к мамам.

Какую нужно иметь стойкость, волю и характер, чтобы сопровождать особенного ребёнка, отказав себе в каких-то простых человеческих радостях! Я искренне ими восхищаюсь.

Когда я нахожусь рядом с ними, я чувствую, что я как будто расту. Для меня это особые люди.

"Не надо относиться к детским истерикам как к патологии"

— Родители часто жалуются, что их малыши регулярно устраивают публичные истерики. Можно ли как-то свести к минимуму провокации и скандалы, например, у пятилетнего ребёнка?

— Обычно пять лет — это тот возраст, когда ребёнок учится выстраивать свои собственные границы и правила. Очень важно в пять лет донести до него, кто здесь главный. В большинстве случаев эти истерики обусловлены желанием подчинить себе родителей, чтобы всё было подстроено под его потребности. В пять лет важно держать границу. Если родители установили какое-то правило, они от него не отказываются. Например, правило: ты обязательно убираешь за собой тарелку или вечером убираешь игрушки. Или ты можешь на маму злиться, но бить маму не можешь. Эти вещи очень важно доносить до ребёнка, понимая, что детская истерика чаще всего — это реакция на запрет и границу.

Истерику нужно принимать, ребёнок имеет право злиться, кричать, плакать, но при этом надо помогать ребёнку проживать эти чувства.

В пять лет ребёнок уже различает злость, радость, боль, грусть. Когда ребёнок истерит, постоянно говорите ему: "Я вижу, что ты чувствуешь злость, тебе обидно, что я тебе что-то запретила, но есть такое-то правило". Минимизировать истерики в этом возрасте легко не получится, но родителям станет легче, когда они поймут их природу. В пять лет они неизбежны.

— А если ребёнок падает в магазине на пол и кричит: "Купи это, купи то!"?

— Не надо к этому относиться как к патологии. Ребёнок через тело пытается это прожить. Родитель может физически обезопасить малыша, чтобы он не разбил себе лоб, и дать возможность проораться, проговорить: "Пойдём в сторонку позлимся. Ты можешь взять палку и постучать по дереву". Нужно помочь ему прожить, а потом чуть успокоить и обсудить.

— Что делать с советчиками? Есть же люди, которые подходят и начинают учить, как тебе воспитывать своего ребёнка.

— Надо жёстко обрубать, потому что советчиков много: "Я взрослый человек, это мой ребёнок, мы сами разберёмся".

Если частота глубоких проживаний аффекта увеличивается, ребёнок чуть ли не каждый день бьётся в истерике, нужно обратиться к психологу.

— Родители часто говорят про детей, которые любят спорить, что это проявления дурного характера и в жизни будет тяжело. Действительно ли это так и что делать?

— Зачастую дети так пытаются научиться отстаивать себя и своё мнение. Конечно, тут важно, как родители признают и принимают его. Чаще всего это происходит в том возрасте, когда ребёнок в социуме пытается себя утвердить: "Я есть, я имею право на свой выбор". Это с трёх лет начинает проявляться. К этому тоже важно относиться спокойно.

Вообще в родительстве нужно ко многому относиться спокойно. Нужно стараться договориться с ребёнком.

Если речь идёт о сохранении физической безопасности, то здесь нечего обсуждать. На улице дождь — ты наденешь тёплые штаны, потому что я мама, я потом буду тебя лечить. Если мы говорим про простые вещи: девочка хочет надеть в садик штаны, а не платье, тут важно договариваться, даже поддержать мнение ребёнка: "Это здорово, что ты сейчас озвучиваешь свои желания". А когда родители говорят: "Закрой рот, мне твоё мнение неважно", — тогда ребёнок вырастает тревожным и неуверенным.

— Есть семьи, в которых нормально использовать мат. Как это влияет на ребёнка?

— В каждой семье свои правила. Я считаю, что ненормально материться в семье. Это способ прожить сильный гнев во взрослом возрасте, и он не всегда конструктивен. Если это в диалоге с кем-то, то это деструктивный способ проживания злости. Взрослый тем самым подаёт такой пример своему ребёнку. Он приходит в садик и выражает гнев таким образом, получает осуждение, а потом на терапии выясняется, что он не даёт себе право злиться вообще. А других способов просто не знает.

— Действительно ли компьютеры плохо влияют на детей?

— Если ребёнок проводит за компьютером больше часа в день, то действительно увеличивается риск социальной дезадаптации. Я встречала ребят, которым виртуальный мир заменил реальную жизнь, потому что в реальности, например, родители разводятся или что-то с близкими грустное происходит. Тогда виртуальный мир для ребёнка — это единственный источник радости. Таком ребёнку потом трудно научиться разговаривать в социуме, дружить. Нельзя допускать, чтобы ребёнок "залипал".

Интеллектуальные игры развивают мышление, но у ребёнка волевая сфера не развита, как у взрослого, ему трудно почувствовать момент, когда мозг начинает уставать и пресыщаться. Тут родитель помогает, объясняет, что всё хорошо в меру.

"Приходит ребёнок, увидев яркую игрушку, выбегает с криками"

— Вы же не калининградка, почему переехали в наш город?

— Я родом из Черняховска, у меня папа военный лётчик. Мы жили тут, пока он служил. В 90-х годах мы переехали на Урал. 20 с лишним лет прожили там, я там получила образование, но почувствовала, что хочу сюда вернуться. Очень для меня ресурсны эти детские воспоминания. Я поняла, что здесь моё место. Я собрала всю свою семью: мужа, двух сыновей, собаку. Всё продали, оставили там и год назад переехали сюда. У меня в голове сидели эти воспоминания про каштаны, про больших зелёных лягушек в бочке. Сам климат мне здешний больше подходит по самочувствию и настроению, душой я здесь.

— Почему когда-то выбрали для себя психологию?

— Я закончила Южно-Уральский государственный университет в Челябинске, кафедру клинической психологии. В психологию пошла после школьного тестирования на профориентацию. Меня очень вдохновил сам психолог, личность человека. Я почувствовала, что это моё. Я хотела стать или психиатром, или педиатром, но я не представляю, как можно проходить практику в морге на первых курсах. Я нашла альтернативу в виде медицинской психологии. Начала работать в 22 года, сразу после вуза.

— Сразу с особенными детьми?

— Нет, я пошла работать в медико-психологическом центре по снижению веса. Я отвечала на телефонные звонки и консультировала, вела группы взрослых людей, которые пытаются избавиться от пищевой зависимости. В 2007 году люди только начинали понимать, что такое психология и психотерапия. Потом эта система устарела, я увидела много недостатков в ней и почувствовала, что этой темой уже "наелась", стала выгорать.

У меня появился первый сын, и я поняла, что хочу уйти в детскую клиническую психологию и работать с особенными детьми. Я начала работать в частных медцентрах в своём городе и погрузилась в это.

— Было страшно начинать?

— Да, в начале было страшновато, потому что я училась работать в системе частных медцентров. Он не даёт информацию о детях: записали на приём и записали. Приходит ребёнок, увидев яркую игрушку, выбегает с криками. Потом выясняется, что психопатия, ребёнок уязвимый.

— Как сейчас выглядит ваша работа, как это происходит?

— Вначале я по телефону узнаю о ребёнке, прошу документы скинуть, если родители не против. Приходит малыш, моя задача провести диагностику, познакомиться, посмотреть, что умеет и чего он не умеет, что ему интересно, а что неинтересно. Я устанавливаю контакт с ребёнком, предлагаю какие-то игрушки, картинки, подвижные игры, мы часто бегаем и прыгаем с мячом, с каким-нибудь нейротренажёром. Мы выходим на то, нужна ли коррекция или нет необходимости, может, нужно идти к логопеду, дефектологу, пройти ряд медицинских обследований: МРТ и УЗИ.

Некоторые мамы дошколят трёх лет не знают, что происходит с их ребёнком. Допустим, ребёнок говорил, а потом речь резко регрессировала, резко обострились навязчивые действия, нервные тики. Я в обязательном порядке рекомендую обратиться к неврологу. Если мы говорим про особенных детей, только одна нейрокоррекция работать не будет, нужна медикаментозная компенсация. Я была свидетелем того, как случается до и после.

Многие родители боятся давать своим детям препараты, я считаю, что очень зря. Чем позже мы даём какую-то биохимическую поддержку ребёнку, тем сложнее это всё восстанавливается. Пластичность мозга с возрастом становится хуже.

— От чего зависит результат работы?

— Всё по-разному. Есть дети, у которых за пять-шесть встреч наблюдаются положительные изменения. Есть те, кому необходимо два-три курса. Курс в среднем длится 16-20 занятий по часу. Потом нужно делать перерыв в два-три месяца. За это время мозг всё перерабатывает и потом уже выдаёт новые результаты.

"Подстроиться под мир ребёнка и показать, что не всё так страшно"

— Когда ребёнка стоит показать специалисту?

— Родителям важно прислушаться к своим чувствам: "Насколько я испытываю тревогу за ребёнка в той или иной ситуации". Если возникают вопросы: почему мой ребёнок сторонится контактов или ведёт себя агрессивно, стоит с этими звоночками идти к психологу. Либо чтобы убедиться, что все тревоги беспочвенны, и психотерапия нужна маме. Я обязательно даю рекомендации родителям, как выстраивать коммуникацию, подключать папу активно, если он есть. Если мы говорим о нейрокоррекции или диагностике, здесь легче пощупать.

Например, я вижу, что мой ребёнок отстаёт в группе садика по успеваемости, неусидчив, трудно даётся аппликация, ножницами не умеет хорошо орудовать, к трём годам очень плохо говорит — тогда имеет смысл прийти на нейродиагностику.

Хочется сказать, что большинство родителей, которых я встречаю здесь, очень осознанные. Я не раз замечала посты своих коллег о том, что родители недотёпы, а вот мне, наоборот, хочется их поддержать. Современные родители очень продвинутые.

— Как понять, что психолог хороший?

— Надо искать своего специалиста. Часто родители идут сначала на контакт со мной, встречаются наедине без ребёнка. Если родителю легко с психологом, если он отвечает на запрос, значит, пойдёт сотрудничество.

Перед тем, как обследовать ребёнка, важно узнать, есть ли у него своя комната, режим дня, какие у него любимые игрушки, какие у него взаимоотношения со старшим братом. Это всё может очень сильно влиять на развитие ребёнка, на коррекцию.

Если мне будет комфортно с психологом, не факт, что моему мужу или подруге тоже. В Калининграде очень активно активно "сарафанное радио".

— Вы работаете в благотворительном центре "Верю в чудо"?

— Они доверили мне своих подопечных. Я прихожу либо к ним на дом, либо мы занимаемся в сенсорной комнате. Там есть сухой бассейн, "радужный дождь", "космическое небо", нейротренажёры. Это тренировка различных сенсорных систем.

— Что больше всего нравится в этой работе?

— Контакт с детством. Когда приходит ребёнок, чтобы найти контакт с ним, нужно тоже быть в роли ребёнка. "А давай играть? О, как у тебя классно получилось пирамидку собрать! А давай в песочке создадим волшебную и сказочную страну, кто у тебя там будет жить? Ничего себе! А я бы побоялась туда динозавров посадить. Ты знаешь, а я любила лошадок в детстве, а ты кого?"

Моя работа в этом и заключается: подстроится под мир ребёнка и показать, что не всё так страшно, не всегда динозавры едят единорогов, единорогов можно защитить.

— Это же своего рода актёрское искусство.

— Я обучалась такой методике как психодрама. Это групповой метод работы со взрослыми людьми, когда мы инсценируем те события из их жизни, где они получили травму. Здесь её нужно залечить, показать, что есть другой сценарий, своя история у обидчика. Этот метод я стараюсь внести в песочницу, в игрушки и вывести ребёнка на то, что он в безопасности.

"На уровне детства нет ограничений"

— Что вам самой даёт ваша работа?

— Я просто люблю её, я получаю удовольствие от того, что я могу поделиться тем, что я умею. Что касается особенных детей, я за год работы в "Верю в чудо" почувствовала свой собственный духовный рост.

Удивительно, но когда находишься рядом с такими тяжёлыми, непростыми темами, они заставляют тебя по-другому посмотреть на жизнь. Понимаешь, что жизнь и смерть идут рядом, если ты родился здоровым, не факт, что так будет всегда. Эти дети научили меня наслаждаться настоящим.

Я проснулась, живу, дышу и ем, в этом уже счастье. Это про духовный рост и уважение к жизни.

— Как справляетесь с эмоциями?

— Бывали дни, когда я приходила домой и мне было важно побыть наедине с собой, переварить эту грусть. Особенно, когда впервые на моём занятии девочка пережила приступ эпилепсии. Она могла их по 20 на дню перенести. Это очень страшно. Мама к этому привыкла, объяснила, но первое время мне было страшно, я не знала, что мне делать в этот момент.

Я прихожу домой с этой болью, и я её проживаю. Мне в Калининградской области очень помогает природа, есть у меня ритуал: я подхожу к морю, пишу на песке имена или чувства и смотрю, как их смывают волны. Я так отпускаю. По мере того, как я стала сотрудничать с детьми от "Верю в чудо", с их родителями, у меня как-то выработалась некоторая стойкость.

Я поняла, что детям не нужна моя жалость, а детям необходим друг, который придёт, с ними поиграет. Взрослый, который поверит в них.

— Не боитесь выгорания?

— Ответственность психолога — заботиться о своих ресурсах, не доводить себя до состояния эмоционального выгорания. К сожалению, не все специалисты, которые работают с детьми, могут это отрефлексировать. Не потому что они не хотят, а потому что не у всех развит навык прислушиваться к себе.

Это очень важно, если ты работаешь с людьми — вентилировать, постоянно обращать внимание на свои эмоции. Надо искать источники новых ресурсов. Хотелось бы ввести это в нашу культуру: если ты работаешь с людьми, время от времени нужно ходить к психологу, чтобы слить напряжение, которое накопилось.

— Как-то ваша работа отражается на собственных детях?

— Я беспокоилась, что мои дети могут меня приревновать. Но этого не произошло, потому что я стала их включать в свою работу. Был выездной лагерь "Фрупполо", я на один день привезла своих сыновей. Мне было интересно наблюдать, как мои мальчики отреагируют. Я доносила до них, что там будут ребята, у которых есть свои ограничения и свои возможности. И я была приятно поражена увидеть через час, как они играют с другими мальчиками и девочками.

На уровне детства нет ограничений, они всегда находят контакт. Потом мои мальчики спрашивали меня: "А почему ты нас всего на один день привезла? Мы ещё хотим?" Они недавно мне помогали сухой бассейн чистить от пылинок и крошек.

Мой старший сын мне недавно сказал: "Я тоже буду детским психологом".

Наверное, я делюсь тем, как это для меня важно, а они это чувствуют. Я стараюсь найти баланс между работой и детьми.

— Как вы отдыхаете?

— Стараемся раз в неделю с семьёй уезжать на природу. У меня муж тоже психолог, он работает со взрослыми. Важна разгрузка, мы отключаем телефоны и можем арендовать домик с участком. Иногда приглашаем няню, она занимается детьми, а мы с мужем имеем возможность вдвоём куда-то выехать. Спустя десять лет супружеской жизни понимаешь, что это очень важно, пространство "мы" нужно оберегать.

Эксперт рассказала, как научить детей взаимодействовать с малышами с особенностями развития, как реагировать на их поведение и что ни в коем случае не нужно говорить.

Все взрослые когда-то были детьми. Но детство заканчивается, а связанные с ним вопросы остаются. Нужно ли искать причины сегодняшних проблем в детских травмах? Что мы должны своим родителям, и обязаны ли мы быть им благодарны?

Эти, на первый взгляд, простые, но по своей сути экзистенциальные вопросы мы задали врачу-психотерапевту Третьяк Инне Геннадьевне.


— Часто свои психологические проблемы взрослые люди стремятся объяснить через детские травмы. Но насколько это адекватное решение? Ведь с момента детства столько воды утекло, зачем вообще копаться в семейном прошлом? Опять во всем виноваты родители?

— Виноватых искать бесполезно. Конечно, все мы здесь родом из детства, все мы проходим уроки жизни. И если в детстве тебе не хватало любви — значит, ты потом ищешь варианты этой любви во взрослом, осознанном возрасте.

Важно, чтобы родители не мешали ребенку расти и развиваться по его личному сценарию. Но если они начинают ломать ребенка, тогда и происходят всевозможные психотравмы. Самая сильная среди них — это отсутствие любви.

Мы здесь для того, чтобы реализовывать цели и задачи, у каждого есть своя миссия. Если по какой-то причине вместе с родителями ребенок не сделал выводы из уроков жизни, то он ищет себе другого партнера (друга, мужа, жену), который этот опыт поможет прожить.

Смысл искать ответы в детских травмах есть: хотя бы для того, чтобы проанализировать их.

Но анализ (расщепление) — это только полдела. А вот соединить это, понять, что с этим делать… Тут уже надо разбираться.


— Дети, став взрослыми, часто по разным причинам чувствуют вину перед родителями (не оправдали родительских ожиданий, не приезжают так часто, как хотелось бы, и т. д.). Как избавиться от этого чувства? Конструктивное оно или деструктивное?

— Деструктивное. Главная проблема в том, что вина всегда ищет наказания. А наказание — это желание саморазрушения.

Вообще, миром движут две силы. Это любовь и страх — серотонин и адреналин. Человек живет теми принципами, чего у него больше. Чувство вины берется как раз из страха — как и ревность, злость, зависть, гордыня, апатия, агрессия и аутоагрессия (вплоть до суицида). Все это инволюция, или же деградация. А мы здесь для развития — эволюции.

Чувство вины — это в первую очередь неуверенность в себе, в том, что ты поступаешь правильно. Когда не понимаешь, где ты и какой дорогой идешь.

— А что такое уверенность в себе?

— Вера в себя, или же уверенность, связана с чутьем, интуицией. А интуиция — это всегда знания, опыт и сердце. Соединение того, что заложено генокодом от предков, с теми знаниями, что передавались из поколения в поколение, и твоими собственными знаниями. И когда все это есть, тогда тебе не надо ничего никому доказывать. Четко понимаешь, что нужно делать, ты в своей тарелке, понимаешь, что идешь своим путем. Никто и ничто не может сбить с него. Такому человеку даже не надо изменять мнение другого, потому что изменить его невозможно, каждый все равно остается при своем.

Оправдывается именно виноватый.

А если я не чувствую себя виноватым? Если я знаю, что поступаю верно, мне говорят об этом мое сердце, моя интуиция? В любых ситуациях это работает одинаково, в том числе, и с родителями.


Долги — это уже привязки. Тот же Гаутама Будда говорил: нет привычек и привязок, привязки — это малодушие, слабоволие. А человек изначально свободен: воля вольному, поступай как знаешь.

Когда человек живет в гармонии, он не будет нарушать законы совести. Важно не делать чего-то не из страха, а чтобы даже мысли не было об этом. И тогда откуда же взяться чувству вины, которое жаждет наказания?

— Должны ли мы любить своих родителей и быть им благодарны?

— Любовь и благодарность к родителям либо есть, либо нет. Но сразу скажу, что есть такое понятие, как сила рода. Через поколения передается информация, хотя бы даже в хромосомах, через яйцеклетку и сперматозоид. Так вот эта информация гласит: когда мы соединяемся, мы становимся сильными. Если мы хотим быть сильными, то сила древа генеалогического и рода и есть тот фундамент, который в жизни нам помогает. Поэтому намеренно отделяться от семьи не стоит.

При этом в любви к ближнему тоже должно присутствовать гармоничное начало, чтобы мы не потеряли чувство меры. Оно дает нам ту грань, когда количество не превращается в иное качество. А когда сильно навязываемся, то мы, по сути, это чувство меры не ощущаем.

И еще любовь к родителям — это не только радость и положительные моменты. На самом деле любовь — это огромный труд. Это много работы над собой, синтеза и анализа, работы не столько для ума, сколько для сердца.

В любви нет никакого долга. Все просто, когда по душе.


— Почему мы злимся на родителей и долго помним детские обиды? Что с этим делать?

Обида — это очень деструктивное чувство. Она разрушает прежде всего самого человека. Кстати, считается, что обиды ведут к онкологии. Потому что там, где есть обида, всегда есть злость, а это разрушительные силы. И если человек занимается саморазрушением — это дорога к смерти.

При включении механизма саморазрушения прежде всего страдает иммунитет. Это такая система, которая распознает то чужеродное, что может нас убить, и уничтожает все это: от вирусов и бактерий до атипичных клеток. Если же включается саморазрушение, то это ведет к аутоимунным заболеваниям либо онкологии.

  1. сначала приходит понимание,
  2. потом осознание (особое знание),
  3. принятие (когда ситуация стала приятной, ты за нее благодаришь как за жизненный урок),
  4. вера,
  5. смирение (относишься к себе с миром),
  6. знание,
  7. а знание — это сила.

Эта схема работает с любыми конфликтами, любым дистрессом.

— Повторю, обида разрушает человека. Но если ты не хочешь себя разрушать, а хочешь жить и радоваться жизни, то тебе придется простить родителей, хотя бы потому, что они тебя на этот свет произвели. Ты им за это не то чтобы обязан, но благодарен, что бы там ни было. Даже если они алкоголики — это их жизнь и их саморазрушение. Но они дали жизнь тебе, и что с ней делать — ты решаешь сам.

Каждый человек живет свою жизнь.

Дети не должны вмешиваться в жизнь родителей, а родители не должны вмешиваться в жизнь детей. Не зря говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Ведь, например, родители со своей колокольни думают, что они творят добро, что они знают, как лучше. Но только сам человек знает, как ему лучше. Поэтому не вмешивайся, пока тебя не попросят. Вот когда попросили — это уже совсем другая история. Вот тогда отдавай все, что можешь. Ведь чем больше любви мы отдаем, тем больше нам возвращается.

Прощение — это путь к освобождению и к развитию. А развитие и движение вперед и есть сама жизнь.

Негативные убеждения ограничивают человека и тормозят его развитие. Их нужно прорабатывать со специалистом.


В современном мире молодые люди часто думают, что они умнее родителей. Но ум, разум и мудрость — это разные вещи. Есть такое понятие у врачей — клиническое мышление. Буквально это профессиональное, творческое решение медицинских вопросов на основе знания, опыта и врачебной интуиции . Такое ни в каком интернете не накопаешь.

Если переносить на житейский опыт, то это интуиция, глобальное мышление, когда ты зришь в корень и видишь прямо суть. Но чтобы это было, нужно пройти определенный отрезок жизни, иметь свой опыт. Таким мышлением родители чаще всего уже обладают, а дети — нет. Поэтому детям прислушиваться к родителям все-таки надо.

Сила рода заключается в том, что мы уважаем своих родителей.

Читайте также: