Есть ли прописка в апартаментах

Обновлено: 17.05.2024

Все большую популярность сегодня приобретает проживание в лофтах и апартаментах. Эти помещения обладают особым статусом, поэтому с регистрацией в них могут возникнуть проблемы. О том, можно ли прописаться в апартаментах, читайте далее.

Можно ли по закону прописаться в собственных или арендованных апартаментах

Обычно, под апартаментами понимаются комфортабельные просторные номера в отелях, а также переделанные под жилье офисные и иные помещения. Но с правовой точки зрения они имеют не такой уж четкий статус.

Новый закон, а точнее Приказ Минкультуры РФ от 11.07.2014 за № 1215 под апартаментами понимает номер в отеле (ином месте для размещения). Согласно этому документу он отличается следующими признаками:

  • площадь не меньше 40 кв. м.;
  • две или большее количество комнат;
  • наличие столовой, кухонного уголка.

Кстати, квартиры других размеров в законе тоже упомянуты, только под другими названиями!

Апартаментов в списке жилых объектов нет. А согласно действующему законодательству прописываться на постоянной основе возможно только в признанных жилыми помещениях. Поэтому прописка в апартаментах на постоянной основе не допускается.

Как прописаться: порядок регистрации в апартаментах

Законодательством страны всем лицам предписывается становиться на регистрационный учет. Отсутствие прописки не может стать поводом для ограничения прав, но без нее их осуществление будет затруднено. Кроме того, за отсутствие регистрации предусматриваются штрафы.

Кроме того, прописка нужна для исполнения гражданами своих обязательств перед государством, другими лицами. Если апартаменты фактически используются для проживания или пребывания на длительный срок, то обязательно нужно зарегистрироваться в них.

Исключения составляют случаи, когда лицо, остановившееся в апартаментах, имеет постоянную регистрацию в этом же городе или регионе. В этом случае закон не требует прописываться по месту своего временного нахождения.

Поскольку постоянная регистрация не допускается, то можно прописаться в апартаментах временно. Максимальный срок прописки по месту непостоянного пребывания законодательно не установлен. Этот вопрос решается собственником апартаментов, в которые желает заселиться жилец.

Однако в миграционных органах обычно не дают временную регистрацию сроком больше, чем на 5 лет. Временный жилец может зарегистрироваться всего на несколько месяцев или несколько лет.

После истечения срока прописка автоматически прекращает свое действие. Но законодательством разрешается продлить ее на новый такой же или другой период. При этом количество таких продлений законодательно не ограничивается. Получается, что постоялец может продлевать свое пребывание неоднократно.

Постановка на временный учет носит уведомительный характер. Поэтому при предоставлении всех необходимых заявителем бумаг отказа в регистрации быть не должно. При получении отказа заявитель может обжаловать его через суд.

Способы прописки в апартаментах

Поскольку апартаменты отнесены к нежилым помещениям, то зарегистрироваться в них законно можно только временно. Для этого требуется согласие собственника помещения, заявление и пакет требуемых документов.

Другим способом зарегистрироваться в апартаментах является изменение статуса помещения. При переводе нежилого объекта к категории жилых можно оформлять и постоянную прописку. Но сразу стоит отметить, что это непростая процедура.

Поменять назначение помещения можно только в судебном порядке. При этом помещение должно соответствовать всем санитарным нормам, предъявляемым к жилью. Если фактически апартаменты являются пригодными для постоянного в них проживания, то следующим этапом будет сбор документов.

Лицу, желающему менять статус апартаментов, нужно подготовить заявление в суд, правоустанавливающие бумаги на помещение, доказательства его соответствия жилому объекту. Кроме того. придется оплатить госпошлину за предъявление иска в суд.

После вынесения судом решения, закрепления за апартаментами статуса жилого помещения можно прописаться в нем на постоянной основе. Постоянная регистрация является бессрочной и предоставляет неограниченное право на пользование помещением.

Куда обращаться

Предоставление гражданам прописки осуществляется органами регистрационного учета. Они могут обратиться в миграционную службу лично, подготовив заявление и всю требуемую документацию.

Процедура оформления не должна занимать более 8 дней.

Не запрещается направлять указанные бумаги почтой. Лучше отправлять документы заказной корреспонденций с описью вложения. Однако это способ будет наименее быстрым, учитывая скорость работы почты.

Получить прописку можно и через портал госуслуг. Встать на регистрационный учет сегодня можно, не выходя из дома с помощью указанного портала. Для оформления прописки сначала требуется зарегистрироваться на самом портале.

Затем нужно выбрать в списке предоставляемых услуг нужный раздел. Далее требуется последовательно выполнять все указания. Заявитель заполняет заявку на получение временной регистрации и отправляет его на проверку.

Если все в порядке, то в личный кабинет заявителя придет уведомление о дате и времени посещения ГУВМ МВД для получения свидетельства о постановке на учет. Срок процедуры обычно занимает не больше трех дней.

Оформить прописку также возможно через МФЦ, если такой центр имеется в вашем городе.

В Москве многофункциональные центры точно работают. Что касается других городов, то следует уточнять о существовании МФЦ на месте.

Для получения регистрации требуется явиться в МФЦ с необходимыми бумагами. Можно записаться на прием заранее или отдавать документы на проверку в порядке живой очереди. Процедура по времени обычно занимает не более трех дней.

Зарегистрироваться в апартаментах можно любым из перечисленных способов. Каждый гражданин вправе выбирать наиболее удобный для себя вариант. Срок и стоимость предоставления услуги при этом являются одинаковыми.

Необходимые для регистрации документы

Постановка на временный регистрационный учет производится при предъявлении заявителем определенных документов. К числу требуемых бумаг относятся:

  • заявление по утвержденной форме на регистрацию;
  • удостоверяющий личность документ (паспорт, водительское удостоверение для водителя);
  • документ, который должен подтверждать законность нахождения заявителя в данном помещении.

Право на временное проживание в апартаментах также может подтверждаться заявлением их владельца. Требовать дополнительных бумаг регистрирующие органы могут лишь в определенных случаях. К примеру, при заселении несовершеннолетних нужно подтверждение родства, свидетельства об их рождении.

Стоимость процедуры

Как временная, так и постоянная прописка предоставляется гражданам совершенно бесплатно. Поэтому госпошлина за постановку на регистрационный учет не взимается.

Временная регистрация в апартаментах на пятилетний срок

Ограничений по времени временного пребывания граждан в апартаментах законодательством не установлено. Поэтому фактически они могут находиться там столько, сколько разрешил владелец помещения.

Стороны своим соглашением могут установить сразу пятилетний срок для регистрации. Другой вариант предоставить право временного проживания на более короткий срок, а потом продлевать его при необходимости. Последний вариант является более выгодным для собственника помещения.

Оформление апартаментов в собственность для получения возможности постоянной прописки

Оформление временной прописки никаких прав, кроме использования помещении, не дает. Постановка на регистрационный учет не является основанием для получения прав собственности на апартаменты.

Однако временный жилец может на основании гражданской сделки приобрести права на апартаменты. По законодательству объект недвижимости можно купить, обменять, получить в дар. Главное, чтобы все сделки были оформлены правильно и прошли гос. регистрацию.

Временный жилец может приобрести апартаменты, как нежилой объект. А затем при желании перевести его в категорию жилого помещения. Замена статуса апартаментов может проводиться только после государственной регистрации сделки по их приобретению.

Какие могут быть сложности при регистрации в апартаментах

На практике с пропиской в апартаментах нередко возникают проблемы. Это связано с особым статусом этого помещения. Кроме того, регистраторы неохотно дают временную прописку на длительный срок, а также ее продление на большой преоид.

Обычно при регистрации в апартаментах максимальный срок составляет пять лет. Фактически это ограничение установлено не на законодательном уровне, а применяется в практике регистрирующих органов.

Прописка в апартаментах через суд

Обычная процедура постановки на учет никак не касается судебных органов. Но при регистрации в апартаментах могут возникать сложности. Суд может понадобиться для их решения в следующих случаях.

  1. Во-первых, это требуется при переводе апартаментов в статус жилого объекта.
  2. Во-вторых, в суде можно обжаловать отказ регистрирующих органов в постановке на учет. Для этого на руках у заявителя должен иметься письменный документ с мотивировкой причин отказа.

Апартаментами, как правило, принято называть большие и просторные помещения, которые состоят из 2-5 комнат. В основном они находятся в административных зданиях, бизнес-центрах, гостиницах. По закону данный вид недвижимости к жилому фонду абсолютно не относится, но при этом проживать в ней не запрещено, но можно ли прописаться?

Рассмотрим в статье аспекты регистрации в аппартаментах: возможна ли она и на каких условиях, а также расскажем о плюсах и минусах проживания в такой недвижимости.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Можно ли прописаться в апартаментах?

В законе прописано, что граждане Российской Федерации имеют право оформить постоянную регистрацию только в жилом помещении (ПП №713).

Но при этом в нежилых помещениях можно зарегистрироваться временно (чем отличаются временная и постоянная регистрация?). Главное, чтобы они входили в сферу ведения специального учреждения:

  • гостиницы;
  • дома отдыха;
  • больницы и т.п.

Либо ими получен статус помещений гостиничного типа за счет оборудования коммуникациями, санузлом и прочими неотъемлемыми для проживания удобствами. При этом на руках у застройщика или собственника должны быть подтверждающие документы, что помещению присвоен статус гостиничного.

Почему нельзя оформить постоянную прописку?

Это вид недвижимости имеет особый юридический статус. Часто такие помещения находятся или строятся на территории энергетических объектов, промышленных зон, которые уже не используются. Жилой фонд обязан иметь развитую инфраструктуру, должен быть обустроен для проживания граждан. Апартаменты такую инфраструктуру не имеют, то есть не соответствуют необходимым нормам.

Законодательная власть рассматривает вопрос о возможности перевода апартаментов в жилой фонд и разрешения в них постоянной регистрации.

Как оформить регистрацию?

Порядок оформления прописки в аппартаментах отличается от обычного определенными условиями. Но при этом он также включает в себя сбор документов и подачу их в миграционную службу.

К основным требованиям относятся:

  • Наличие документов, подтверждающих, что помещение не относится к коммерческой недвижимости.
  • Согласие всех собственников на перевод нежилого помещения в жилое при инициировании процедуры.

Способы решения проблемы

Временная прописка

В апартаментах можно сделать временную регистрацию сроком на пять лет. По истечении этого периода, регистрацию надо будет продлевать, причем закон разрешает это делать неограниченное количество раз.

Это конечно не очень удобно, нужно периодически обращаться в государственные органы, стоять в очереди, предоставлять документы. Чтобы сэкономить свое время можно обратиться на сайт государственных услуг.

Временная прописка дает все права, положенные по закону:

  1. право на прикрепление к поликлинике;
  2. на место для ребенка в детском саду и школе.

Но такой вид прописки невозможен ни при каких обстоятельствах, если апартаменты находятся в здании, которое признано коммерческой недвижимостью:

Перевод недвижимости в жилой фонд

Проблему с пропиской можно решить, если коммерческую недвижимость перевести в жилую. Судебных дел по этому вопросу недостаточно, хотя прецеденты были. Надо понимать, что для перевода апартаментов в жилой фонд, необходимо получить согласие всех собственников здания, поскольку оно является долевой собственностью. Если же решитесь начать процедуру перевода одного вида собственности в другой, надо иметь ввиду, что это сложный процесс, который требует времени и денег.

Нужно собрать большой пакет документов:

  1. заявление о переводе помещение из нежилого в жилое;
  2. свидетельство о праве собственности;
  3. план здания, где находятся апартаменты;
  4. план самого помещения;
  5. проект апартаментов.

Помимо этого, приготовьтесь к многочисленным проверкам, которые должны дать заключение, что ваша квартира соответствует нормам санитарной и пожарной безопасности, что в помещении имеются кухня, ванная комната и туалет, необходимые человеку для комфортного проживания. Эти решения принимает местная администрация и вам придется обратиться к ним за подтверждающими документами.

В настоящее время, законодатели разрабатывают упрощенный порядок перевода апартаментов в жилой фонд, а собственники ждут решения своих проблем. Но Государственная Дума отказалась рассматривать этот законопроект. Власть объясняет это тем, что проект не проработан, в нем много нестыковок, которые приведут к конфликту интересов между собственниками, не разработан вопрос налогообложения. Поэтому другие государственные организации не поддержали принятие этого документа.

Расходы

Оплата обязательной госпошлины на прописку гражданина РФ законом не предусмотрена. К расходам на прописку по большей части относятся мелкие платежи по типу ксерокопии бланков, проезда и печати. Также к расходам можно отнести затраты на изменение статуса недвижимости, судебные издержки и прочие действия, которые делают возможными факт регистрации в аппартаментах вообще.

Плюсы и минусы такого жилья

  • Низкая цена. Стоимость коммерческой недвижимости как правило ниже на 10 – 20%.
  • Хорошие инвестиции. Коммерческая недвижимость пользуется большим спросом.
  • Невозможность взыскания. Согласно закону, апартаменты не относятся к жилому фонду. Значит и взыскать их за долги нельзя.
  • Свободная планировка. Возможно сделать идеальную квартиру по своему вкусу.

    Налоги. Налог за собственность с аппартаментов берется по более высокой ставке:

  • 0,5%, если апартаменты располагаются не в административном, деловом или торговом центре. Важным условием является тот факт, чтобы в здании отсутствовали офисы, торговые объекты, столовые, бары, парикмахерские, и их кадастровая стоимость была не более 300 млн руб.
  • 2%, если апартаменты являются частью офисного здания.

Законодательство РФ упразднило прописку, которая раньше была обязательной нормой, но не отменило эту процедуру. При отсутствии постоянной регистрации применяются административные меры. Читайте наши статьи о том, как сменить прописку, получить свидетельство о регистрации по месту жительства, обязательна ли эта процедура для собственника купленной квартиры, а также узнайте, что такое фиктивная прописка и зачем регистрация осужденному.

Если владелец планирует организовать бизнес или собственнику важно пользоваться гостиничным сервисом, то это то что нужно. Если планируется постоянно проживать в таком помещении, то неизбежно возникает проблема получения постоянной прописки, которая несет с собой и другие неудобства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Совсем недавно такое понятие как апартаменты вызывало ассоциацию с обителями голливудских звезд и роскошью, показанной в западных фильмах. Сегодня этот вид рынка недвижимости испытывает довольно значимое оживление и набирает популярность.

Тем не менее, действующими законодательными нормами РФ не предусмотрено четкого определения статуса апартаментов. Подобного рода недвижимые объекты не имеют статуса жилых помещений и определяются как коммерческие площади.

Современного покупателя привлекает сравнительно невысокая стоимость жилья, а вопросы о невозможности постоянной регистрации выходят на первый план только после совершения покупки.

Постоянная прописка

registraciya_v_apartamentax_1.jpg

Тем не менее, объекты, подходящие для регистрации, должны котироваться исключительно как жилая площадь (пространство, предназначенное непосредственно для длительного и постоянного проживания человека). Данный аспект затрагивает только механизм регистрации по месту жительства (более известный, как постоянная прописка).

В соответствии с положениями ст.16 Жилищного кодекса РФ, в качестве жилых пространств могут рассматриваться следующие объекты:

  • Частный сектор (дом, флигель и так далее).
  • Квартира.
  • Комната (помещение в стандартной изолированной квартире, площадь в коммунальной квартире).

Из вышеперечисленного следует, что апартаменты не относятся к категории жилых пространств. Соответственно, в апартаментах невозможно прописаться (зарегистрироваться по месту жительства) на постоянной основе.

Дополнительно следует учитывать, что помещение не может классифицироваться как жилое исключительно из-за наличия вышеуказанных характеристик. Для получения статуса жилого объект должен соответствовать действующим на территории государства (положения о технических нормах, санитарно-гигиенические критерии и прочее). Соответствие норм регламентируется специальной комиссией, уполномоченной проводить проверку объекта перед сдачей его в эксплуатацию (должен быть составлен подтверждающий акт).

Временная прописка

registraciya_v_apartamentax_2.jpg

Для осуществления процедуры временной регистрации (известной как временная прописка) можно использовать помещения, не использующиеся для постоянного или длительного проживания. Это могут быть:

  • Гостиничные номера.
  • Комнаты в санатории.
  • Домик на туристической базе и так далее.

Следует отметить, что обязанность временной регистрации граждан возлагается непосредственно на административный орган, действующий на территории вышеуказанных объектов.

Статус апартаментов регламентирован приказом Минспорта №35 от 15.04.2011 и котируется как разновидность номеров в средствах размещения. Соответственно, формально апартаменты расцениваются как нежилые объекты и коммерческая недвижимость, которая может быть арендована, а жильцы вправе рассчитывать на обслуживание гостиничного типа.

Даже в случаях, если апартаменты сочетают в себе:

  • Полный спектр необходимого оборудования.
  • Большие площади.
  • Практичное и удобное расположение (например, рядом с транспортной развязкой или развитой инфраструктурой, зелеными зонами и так далее).

Подобные помещения остаются нежилыми и могут предназначаться исключительно для временной эксплуатации.

Варианты решения проблемы

registraciya_v_apartamentax_3.jpg

Риэлтерские агентства, специализирующиеся на реализации апартаментов, отмечают, что большое количество покупателей не расценивает объект в качестве места для постоянной регистрации.

Тем не менее, для осуществления регистрации в апартаментах предусмотрено несколько вариантов:

  • Временная регистрация или прописка. Если строение, в котором расположены апартаменты, обладает статусом пансионата или отеля, заинтересованное лицо может зарегистрироваться без малейших трудностей. В данном случае максимальный срок временной прописки – пять лет. По прошествии указанного срока владелец недвижимости будет обязан пройти повторную процедуру регистрации. Подобное положение можно рассматривать и с положительной стороны – временная регистрация, в соответствии с действующими законодательными нормами, может действовать одновременно с постоянной пропиской (например, в другом населенном пункте).
  • Осуществить постоянную регистрацию можно путем перевода апартаментов в категорию жилых объектов. Это весьма затратный механизм. Для начала необходимо получить документ, свидетельствующий о наличии права собственности на помещение. Затем собирается соответствующий пакет документации и следует обращение в местный административный орган к специальной комиссии. Представители комиссии обязан удостовериться в том, что помещение в полной мере соответствует действующим нормам, после чего статус объекта может быть изменен.
  • Процедура, актуальная для владельцев загородной недвижимости. Заинтересованное лицо обязано обратиться в судебную инстанцию (не исключается и обращение в Конституционный суд). Подобный образом владельцы загородных домиков добились разрешения регистрироваться в недвижимых объектах, стоящих на садовых и дачных участках (тем не менее, подобное строение также должно быть признано жилым).

Процедура оформления

registraciya_v_apartamentax_4.jpg

Процедура регистрации по месту жительства или пребывания классифицируется как государственная услуга. Чтобы воспользоваться услугой, необходимо:

  • Личное обращение в территориальный орган ФМС.
  • Обращение посредством портала Госуслуг.
  • Лично обратиться в один из многофункциональных центров обслуживания населения.
  • Посредством обращения через портал апарт-отеля.

Каким бы образом не было предоставлено обращение и сопутствующая документация, заинтересованное лицо обязано лично явиться для получения отметки о регистрации. Для осуществления процедуры временной регистрации в апартаментах следует озаботиться сбором следующих документов:

Апартаменты и лофт относят к элитной недвижимости. Большая площадь, простор, красивый вид из окна, необычная планировка – вот за что ценят такие жилплощади любители роскошных и комфортабельных интерьеров.

Но мало кто знает, что такой тип квартир имеет массу минусов, один из которых – сложность получения прописки.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Что такое апартаменты?

Такой вид жилплощади как апартаменты появился в России недавно, тем не менее пользуется спросом, так как имеет массу преимуществ перед обычными квартирами.

Апартаменты – это помещение нежилого типа особой планировки, находящееся в административных, промышленных и офисных зданиях. Этот вид недвижимости широко распространен в мегаполисах, преимущественно в центрах городов, где возведение жилых объектов недопустимо.

Застройщики, таким образом, экономят на постройке жилых зданий, так как для возведения такой недвижимости не нужно следовать особым СНиПам, применяемым к строительству жилого фонда.

Это позволяет инвестировать в строительство не такие большие средства, как на строительство МКД, и впоследствии получать прибыль от аренды апартаментов и продажи. Такие объекты нередко находятся в перестроенных промышленных зданиях, бывших фабриках и больших офисных помещениях.

Отличительные особенности апартаментов от квартиры:

  1. Низкая стоимость за большую площадь. Цены на апартаменты ниже на 20-30% чем на квартиры такой же площади.
  2. Высокие коммунальные платежи. Если квартира относится к жилому фонду, то апартаменты – к коммерческому. Это значит, что и плата за ЖКХ будет рассчитываться как для юридического лица.
  3. Проблемы с регистрацией. Если с пропиской в квартире чаще всего проблем не возникает, то в апартаментах прописаться крайне сложно. Для этого должен быть соблюден ряд условий.

Можно ли прописаться и как это сделать?

Главный вопрос, волнующий владельцев такого типа недвижимости, касается возможности прописки.

Чтобы определить такую возможность, обратимся к закону. Процедура регистрации граждан регламентируется следующими законодательными актами:

    гласит, что люди свободны выбирать регион проживания, менять прописку и адреса постоянного места жительства. обозначает правила регистрации.
  • Жилищный кодекс РФ разъясняет понятие жилого помещения, в котором владелец имеет право прописаться.

Согласно законодательству, прописаться можно только в помещении, которое признано пригодным для проживания.

В ст. 16 ЖК РФ сказано, что к жилым помещениям относятся:

  1. дом;
  2. комната;
  3. квартира;
  4. часть дома или квартиры.

Также в кодексе более подробно разъясняются характеристики жилого помещения:

  • объект должен быть оснащен жилыми пространствами, а также комнатами специального назначения (ванная, туалет, кухня);
  • жилое помещение должно быть изолировано;
  • внутри должны быть проведены все коммуникации и инженерные сети;
  • здание должно быть построено по нормам СНиП;
  • помещение должно быть безопасным и пригодным для постоянного проживания.

Апартаменты не относятся к жилому фонду. Это коммерческая недвижимость, а значит, зарегистрироваться в ней невозможно.

Несмотря на то, что внутри помещение может соответствовать всем характеристикам жилого дома или квартиры, прописка в нем все равно не допускается из-за его юридического статуса.

Если владелец такого типа недвижимости хочет узаконить свое проживание и стать прописанным, у него есть два выхода:

  1. сделать временную прописку;
  2. перевести помещение в жилой фонд.

Как оформить?

Несмотря на то, что сделать постоянную регистрацию в таком помещении невозможно, у собственника есть право прописаться в апартаментах временно. Такая прописка допускается на срок до 5 лет. По истечении этого времени он может снова ее продлить.

Если это апартаменты гостиничного типа, то собственнику не обязательно самому идти в паспортный стол и подавать заявление. Он может обратиться к администрации комплекса с документами:

  • паспорт;
  • заявление формы №5;
  • документы на жилье.

Получение временной регистрации предоставляется бесплатно. Процедура занимает от 3 до 7 рабочих дней.

Как зарегистрироваться на постоянной основе?

Если назначение помещения – не гостиница, то вариант с временной пропиской отпадает. Но у собственника есть еще один способ получить прописку – перевести апартаменты в статус жилого помещения.

Сделать это достаточно сложно. Процесс занимает много времени и требует расходов. Результат не всегда положительный. Однако в судебной практике московских адвокатов встречались случаи, когда владельцы апартаментов добивались от властей возможности постоянной прописки.

Куда обращаться?

Прежде всего, нужно получить заключение жилищной комиссии местных властей о том, что помещение пригодно для проживания. Как определяется пригодность, сказано в Постановлении Правительства №47 от 2006 года. Жилплощадь должна соответствовать всем санитарным и противопожарным нормам. На основе анализа помещения комиссия выпишет разрешающий акт. Если жилплощадь не будет отвечать нормам, то собственнику придется устранить все дефекты и не соответствия.

Владельцу потребуется получить заключение пожарной службы и СЭС о том, что жилье безопасно и пригодно для проживания.

Документы

Чтобы перевести апартаменты в жилой фонд, владельцу нужно предоставить в муниципальный департамент по имуществу ряд бумаг:

  1. заявление;
  2. поэтажный план здания;
  3. заключение комиссии;
  4. заключение пожарной службы и СЭС;
  5. технический паспорт здания.

Стоимость

Стоимость перевода помещения из нежилого в жилое зависит от объема работ и необходимости переустройства или перепланировки здания. В среднем, весь процесс может обойтись в 100-250 тыс. рублей.

Без права прописки

Апартаменты делятся на два типа:

  1. апарт-гостиницы;
  2. апартаменты в виде квартир.

В апарт-гостиницах можно сделать временную регистрацию. В апартаментах в виде квартир нельзя прописаться, так как статус такой жилплощади – коммерческий. Это помещение без права прописки. Единственный выход – перевести их в статус жилого помещения и только тогда прописаться.

Что такое лофт?

Еще один вид помещений, в котором получить прописку практически невозможно, это лофт. Так называют промышленные нежилые здания, переоборудованные для жилья. Лофт отличается необычной планировкой и обширным метражом.

Как правило, такое помещение располагается на чердаках зданий. Его используют не только для проживания, но и в качестве мастерских, офисов, шоу-румов.

Можно ли узаконить свой статус?

Зарегистрироваться в таком помещении нельзя, так как оно не относится к жилому фонду. Это здание коммерческого типа, хоть, на первый взгляд, и отвечает всем требованиями жилой площади.

Процедура получения права прописки точно такая же, как и в случае с апартаментами. Владельцу потребуется перевести лофт в статус жилого помещения, и только после этого пойти в паспортный стол за регистрацией.

Вас интересуют нюансы прописки в других объектах недвижимости? Предлагаем прочитать об особенностях прописки в иных местах регистрации гражданина: в общежитии, СНТ, другом городе, своей квартире, загородном доме и даче, сельской местности.

Особенности и нюансы

Апартаменты и лофты пользуются популярностью в крупных городах. Как правило, они находятся в центре города, что позволяет людям быстрее добираться до работы, не теряя времени в пробках.

Несмотря на то, что эти помещения созданы для комфортного проживания, они являются нежилыми по закону. Прописаться в них можно либо только на 5 лет, либо после сложной и трудоемкой процедуры изменения статуса жилья.

Тем, кто хочет приобрести такую квартиру в качестве единственного жилья, следует хорошо подумать. Ведь получить регистрацию на постоянной основе не так-то просто.

Законодательство не стоит на месте. Если раньше граждане не могли делать прописку в дачных домах, то теперь это стало возможным. Вероятнее всего, и регистрацию в таком жилье как апартаменты и лофт, скоро тоже упростят и сделают доступной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

minekonom

Всё про регистрацию и прописку

Прописка в апартаментах возможна только в том случае, если они гостиничного типа. Однако уже до конца 2020 года может быть принят законопроект, который пропишет новый статус апартаментов и не исключено, что предоставит гражданам право на разные виды регистрации в такого рода помещениях.

Что такое апартаменты?

Согласно российскому законодательству апартаменты — это помещение от 40 кв. м (не менее двух комнат). Назначение такого жилья: размещение туристов или временно проживающих россиян.

В России многие застройщики предлагают к продаже такую недвижимость. Они пользуются большим спросом среди инвесторов, а также тех, кто планирует сдавать апартаменты другим лицам.

Чем апартаменты отличаются от квартир (от жилого фонда)

Отличие весьма существенное: в квартире разрешено постоянное проживание и прописка. У апартаментов пока иное функциональное назначение. Они используются для временного проживания преимущественно приезжих лиц и являются нежилым фондом.

  • обладают статусом нежилого помещения, но могут быть оформлены в собственность (таких предложений очень много, к примеру, на рынке столицы);
  • апартаменты могут быть сданы под офис в аренду юрлицам (в отличие от обычной квартиры);
  • отсутствие у владельца прав на общее имущество (коридоры, лестничную клетку и пр.);
  • для покупки этого жилья нельзя использовать материнский капитал;
  • в нежилых помещениях проще проводить ремонт, перепланировки и другие преобразования.

У апартаментов другие коммунальные услуги (более высокие), иная кадастровая стоимость. Эти помещения могут облагаться налогом на имущество по ставке 0,5 % расчетной цены.

При сдаче апартаментов, застройщикам необязательно строить социальную инфраструктуру (школы, детсады, поликлиники и пр.) и прокладывать подъездные дороги. Нормы СанПиН обязательные для жилого фонда, могут не применяться при строительстве дома, в котором все помещения являются нежилыми.

Статус апартаментов по российскому законодательству

Жилищный кодекс (ЖК РФ) вообще не содержит такого понятия как “апартаменты”. Статус этого вида помещений ранее регулировался Приказом Минспорта №35 от 2011 года, который перечислял их в качестве номеров отеля наравне с люксом или студией. Сейчас этот приказ отменен.

В 2019 году Постановлением Правительства РФ N 158 были приняты положения о классификации гостиниц. Этим документом закрепляются два определения: “апарт-отель” (вид гостиницы с номерами “студия” и “апартамент”) и “комплекс апартаментов” (вид гостиниц с номерами с кухней).

Требования законодательства к апартаментам:

  • площадь не менее 40 кв. м;
  • 2 и более комнаты;
  • мини-кухня.

В обоих случаях, как видим, речь идет исключительно о туристической инфраструктуре, не предназначенной для постоянного проживания. Пока статус апартаментов можно обозначить коротко: часть отеля либо комплекс, состоящий из помещений с кухней для временного проживания.

Юридический статус апартаментов пока закреплен на законодательном уровне только как помещения гостиничного типа. В столице вообще запрещено выстраивать отдельные здания апартаментов (они могут находиться только внутри отеля).

Возможна ли прописка в апартаментах: обзор законодательства

Как уже было сказано выше, в апартаментах невозможна постоянная регистрация, так как это нежилое помещение. В апарт-отелях, т.е. апартаментах гостиничного типа разрешается временная прописка.

Это не противоречит Приказу МВД № 984, разрешающему регистрацию в отелях, санаториях, домах отдыха, кемпингах, пансионатах, на туристских базах. Апартаменты входят в этот список, только если являются апарт-отелями.

Однако помните, что сотрудники отеля по закону должны следить за сроком визы иностранца или РВП, ВНЖ. За 10 дней до их окончания они обязаны предупредить о необходимости продления или отъезда. Если иностранец не уладит вопрос с легальным пребыванием в РФ, ему не продлят временную регистрацию.

Прописка в апартаментах

Новый законопроект 2020

На данный момент существует целый ряд законопроектов, которые пытаются упорядочить статус апартаментов. Наиболее перспективный из них: законопроект Минстроя, который могут утвердить уже до конца 2020 года. Он предполагает правки в закон о праве граждан на свободу передвижения.

Однако каким именно будет новый статус апартаментов после его принятия пока непонятно. Вполне возможно, что их признают жилыми помещениями, но с рядом ограничений.

Например, в первом варианте законопроекта было предусмотрено разрешение регистрации россиян по месту пребывания в апартаментах, но только в том случае, если они включены в спецреестры.

Возможен и другой вариант, когда их признают структурно обособленными помещениями в многофункциональном здании или разделят на жилые и нежилые. Пока законопроект еще согласовывается и каким будет его окончательная редакция — непонятно.

Ранее апартаменты планировалось активно использовать при сдаче в эксплуатацию социального жилья. Предполагалось сдавать их в аренду с правом выкупа и соответственно предусмотреть возможность прописки для граждан. Но пока все эти планы так и остались на бумаге.

Как получить прописку в апартаментах: процедура и ее особенности

Процедура регистрация в апартаментах мало чем отличается от постановки на учет в обычных отелях или хостелах. От приезжего не требуется привычного пакета документов (согласие собственника на вселение, договора аренды, специального бланка заявления и пр.).

А самое главное — можно поручить вопрос регистрации менеджеру апарт-отеля или владельцу здания и те все сделают самостоятельно.

Документы

Достаточно предъявить свой паспорт (российский или иностранный), миграционную карту и заполнить заявление-анкету. Образец анкеты можно скачать здесь. Необходимо будет указать свои персональные данные, даты приезда и отъезда, гражданство, номер паспорта, визы (если требуется).

Далее сотрудник сам поставит вас на учет и выдаст специальный отрывной талон. Его необходимо будет носить с собой до окончания пребывания в регионе (для россиян) или в России (для иностранцев). Обратите внимание, что россиян регистрируют только по внутреннему паспорту. Зарубежный — не подойдет.

Иностранцы-беженцы могут предоставить вместо паспорта Свидетельство о предоставлении временного убежища. При потере миграционной карты необходимо обратиться в МВД и сообщить об этом.

Куда обращаться?

В помещениях гостиничного типа регистрировать должна администрация, так же как в обычном отеле. Соответственно при заселении сразу обратитесь к менеджеру с документами и попросите поставить вас на временный учет.

Сроки и оплата

Процедура временной регистрации происходит бесплатно. На учет поставят очень быстро: за 1 день. Далее данные передадут в МВД. Временную регистрацию можно получить на срок до окончания визы иностранца или срока пребывания гражданина РФ в данном регионе (но не более 5 лет).

Плюсы и минусы прописки в апартаментах

Минус для собственника также в том, что за такое жилье придется платить повышенные коммунальные услуги и налог на имущество. Плюс, что в любой момент эту недвижимость можно продать, ведь многих интересует именно нежилой статус для открытия офисов или тех же апарт-отелей.

Еще один способ решить проблему: сменить статус апартаментов с нежилого помещения на жилое. Для этого обращаются в местную администрацию. Если она одобрит такие действия, то после смены статуса можно легко оформить постоянную регистрацию.

Прописка в апартаментах возможна только в том случае, если они гостиничного типа. Во всех остальных случаях вас не смогут поставить даже на временный учет, поскольку помещение не считается жилым. Но в 2021 году ситуация может поменяться и статус апартаментов все же будет законодательно определен.

Читайте также: