Есть ли неприкосновенность у депутатов верховной рады

Обновлено: 02.07.2024

На Украине отменили депутатскую неприкосновенность. Теперь депутата можно привлечь к уголовной ответственности без согласия Верховной Рады. Хотите как на Украине? Рассказываем, почему лучше перехотеть.

С 1 января 2020 года из статьи 80 Конституции Украины исчезнет положение о том, что без согласия Верховной Рады депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы. На Украине депутатская неприкосновенность была практически неограниченной — парламентариев без согласования Рады нельзя было задерживать даже на месте преступления.

Об этом решении сообщили в Twitter украинского парламента:

Отказаться от депутатского иммунитета решили почти что единогласно, результатам голосования аплодировали стоя.

Не голосовала за изменение Конституции только фракция партии Виктора Медведчука "Оппозиционная платформа — За жизнь". Она будет обжаловать отмену депутатской неприкосновенности в Конституционном суде. Но последний в 2018 году уже постановил , что поправки к Конституции ничего не нарушают. И такой перевес голосов в пользу отказа от иммунитета вряд ли принесёт "Оппозиционной платформе" победу.

"Они не будут нести ответственность за политические решения, за голосование или любые политические и публичные выступления. Речь о разрешении на привлечение к уголовной ответственности".

Президент Украины Владимир Зеленский подтвердил , что выполнил обещание, данное во время своей предвыборной кампании. Но добавил, что депутатов за их же работу наказывать не будут:

"Они не будут нести ответственность за политические решения, за голосование или любые политические и публичные выступления. Речь о разрешении на привлечение к уголовной ответственности"

Получается, что с Нового года депутаты Рады станут абсолютно беззащитными против действий полиции, Службы безопасности и других правоохранительных органов. Тогда зачем депутатам самим отказываться от иммунитета?

Слуги народные

В Российской Федерации у депутатов неприкосновенность продолжает действовать. Её обеспечивает статья 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Как и на Украине, неприкосновенность должна способствовать эффективной работе депутатов. Ведь только благодаря этому иммунитету у них есть защита от возможного давления со стороны исполнительной и судебной ветвей власти (например, от немотивированных уголовных преследований). Но начиная с 1 января 2020 года депутаты Верховной Рады могут сесть не только в мягкие депутатские кресла.

Украинские парламентарии утверждают, что давно хотели отказаться от неприкосновенности, да всё никак руки не доходили. По их мнению, иммунитет ставит власть в неравное положение с народом — а теперь они, как и пристало слугам народа, будут стоять с простыми людьми наравне.

Более 90 процентов граждан Украины заявили , что хотели бы, чтобы у парламентариев не было неприкосновенности.

Тем более, что депутатской неприкосновенности лишали и раньше — но только за серьёзные преступления вроде уничтожения потенциала оборонного предприятия, незаконного обогащения на десятки миллионов или подготовки массовых убийств. Так что, если было за что, сажали и раньше. Поэтому депутатская неприкосновенность не кажется чем-то, чем нельзя было бы пожертвовать ради доверия народа.

За отказ от иммунитета парламентариев агитировал президент Владимир Зеленский:

"Извините, если депутат сбивает человека, или крышует добычу янтаря, или совершает любые другие уголовные преступления, он должен нести ответственность. Это законодательный орган государственной власти, это парламент, а не "малина", где можно 5 лет скрываться под куполом".

Помимо этого, важным доводом в пользу отказа от иммунитета стало то, что во многих демократических странах у "слуг народа" нет неприкосновенности , и они должны нести ответственность за совершённые преступления. Так принято в Австралии, Великобритании, Испании, США, Канаде, Германии, Австрии. И если Украина стремится к широкой демократии, как в Европе, то пора менять порядки и Конституцию.

Почему прикосновенность хуже неприкосновенности?

Несмотря на то, что и в России, и на Украине отношения у простых граждан с депутатами натянутые, искушению отнять защиту у последних лучше не поддаваться. Так как системы власти в обоих государствах похожи, то, говоря об Украине, мы можем попробовать представить, как это было бы в России.

  • Несовершенные правоохранительные и судебные системы

Сопредседатель фракции "Оппозиционная платформа — За жизнь" Вадим Рабинович считает , что неприкосновенность нужно снимать не только с депутатов, но сразу и с президента, и с судей. В случае конфликта, отсутствие депутатской неприкосновенности может привести к политическим преследованиям противников власти в будущем.

"Конечно, приятно, когда снимают неприкосновенность с депутатов. Я считаю, что это правильно, но при одном условии, если неприкосновенность снята со всех. Но когда она остаётся у кого-то, то получается перекос. Теперь в раде все будут только мычать, как стадо! Парламентаризма в Украине больше нет!"

К нему присоединяется руководитель политико-правовых программ Украинского центра общественного развития Игорь Рейтерович:

"Правоохранительные органы могут всё решать по своему усмотрению. […] этот вопрос вывели на такой социальный уровень, что любая новая верховная рада проголосовала бы за этот закон. Мол, это примем и так далее".

Юрист и председатель правления "Центра политико-правовых реформ" Игорь Колиушко полагает , что депутатов Рады больше ничего не спасёт от преследования (если оно начнётся). Ведь Конституцию Украины очень скоро перепишут:

"Кто-то ссылается на депутатскую защиту, указанную в законе о статусе народного депутата и в криминально-процессуальном кодексе. Но новая власть в эти законы очень быстро внесёт изменения, и они будут приведены к исправленной редакции конституции".

· Система сдержек и противовесов

Депутатская неприкосновенность сыграла в новейшей истории Украины большую роль. Без неё Рада может перестать быть независимой и стать марионеткой в руках президента. Так считает депутат Рады Тарас Батенко:

"К сожалению, искушение приватизировать парламент было фактически у всех бывших президентов Украины. И в условиях скатывания к диктатуре 2004 и 2014 годов депутатская неприкосновенность позволяла оппозиционным депутатам спасать жизни активистов, предоставлять необходимую помощь незаконно задержанным, вытаскивать их из казематов, создавать живые кордоны между гражданами и "беркутом".

Его поддерживает Игорь Колиушко: он считает, что без волеизъявления депутатов на Украине не было бы революций 2004 и 2014 года. Любое "телодвижение парламентариев" пресекали бы правоохранительные органы.

Директор Программы USAID СОВЕТ Игорь Когут предлагает прописать упрощённую систему импичмента президента, чтобы уравновесить возможности систем власти оказывать давление друг на друга. Однако об этом речи пока не идёт.

· Отсутствие иммунитета не принесёт уважения народа

Даже после того, как изменения в Конституции вступят в силу, простые граждане будут помнить, что депутаты — это в первую очередь не "слуги народа", а представители власти. И они не станут в социальном плане абсолютно равными гражданам. Игорь Когут уверен:

"В Украине очень часто политическое влияние сочетается с деловым, финансовым, медийным, имиджевым. Мы всё равно понимаем, что стереотип о "корочке" народного депутата сохраняется и будет сохраняться ещё достаточно долго. Причём не для граждан, в первую очередь, а для представителей правоохранительных органов".

Развёрнутых выводов к нашим объяснялкам делать не будем. В России снимать с депутатов неприкосновенность никто не собирается. Однако если это произойдёт, то может вылиться в нарушение баланса во власти, а также в ухудшение положения оппозиции.

Что до Украины — иммунитет парламентарии потеряют ещё не скоро, и, как утверждают эксперты, на их положении это никак не скажется. Потому что правоохранительную и судебную систему менять не планируют, а если оставить всё как есть, то депутатские "корочки" спасут от многих проблем. Игорь Колиушко делает небольшую поправку: если на Украине в будущем начнутся репрессии против депутатов, органы правопорядка быстро найдут методы осуществления этих репрессий — хоть с прикосновенностью, хоть без.

Нашумевший закон об отмене депутатской неприкосновенности вызвал волну критики и осуждения, но в основном в обществе не до конца понимают: зачем Рада это сделала и что будет дальше?

5 фактов про снятие депутатской неприкосновенности новой Радой: что это значит на самом деле

Какая главная цель стоит за тем, что депутаты Верховной Рады 9-го созыва отменили депутатскую неприкосновенность, попытались ответить журналисты "24 канала".

Новая Верховная Рада поддержала внесение изменений в ст. 80 Конституции, которым предлагается лишить народных депутатов неприкосновенности.

Поэтому новоизбранные "слуги народа" получили готовый к рассмотрению документ. Наконец, в ночь на 30 августа за проект закона в первом чтении проголосовали 363 народных депутата, 1 – воздержался, против – 0. Уже 3 сентября во втором чтении отдали свой голос за лишение себя иммунитета 373 депутата.

Как депутаты голосовали за снятие депутатской неприкосновенности по фракциям:

  • "Слуга народа" – 252;
  • "Оппозиционная платформа – За жизнь" – 0;
  • ВО "Батькивщина" – 23;
  • "Европейская Солидарность" – 24;
  • "Голос" – 19;
  • Группа "За будущее" – 22;
  • Внефракционные – 33.

Что такое депутатская неприкосновенность?

Это гарантия того, что депутата не будут привлекать к уголовной, административной или иной ответственности без согласия парламента. В теории предполагалось, что неприкосновенность должна способствовать эффективной работе депутатов и гарантировать, что ничто и никто не помешает им реализовывать свои права и обязанности. Благодаря неприкосновенности депутаты имели защиту от возможного давления со стороны исполнительной и судебной ветвей власти – она охраняли от немотивированных уголовных преследований.

Что изменили депутаты?

Суть явления. Из ст.80 Конституции убрали положение о том, что народные депутаты не могут быть без согласия Верховной Рады привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы, а также о том, что им гарантируется депутатская неприкосновенность.

Конституционный суд Украины в июне 2018 года признал этот законопроект конституционным. Но заметил, что при принятии закона необходимо учитывать способность политической и правовой системы не мешать депутатам работать и уберечь их от политического давления в условиях полного отсутствия института депутатской неприкосновенности.

Уже с 1 января 2020 года все депутаты станут официально "прикосновенными", но возможности для политических преследований за парламентскую деятельность будут сведены к минимуму. Принятый документ предусматривает, что депутатов нельзя будет посадить за их высказывания, а вот за криминал – без проблем. Народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

Как тогда наказывали депутатов, которые нарушили закон?

Была специальная процедура лишения неприкосновенности.

Для того, чтобы привлечь народного избранника к уголовной ответственности, или задержать, или выбрать ему меру пресечения, генпрокурор Украины подавал в Верховную Раду соответствующее представление. Причем, на каждый вид меры пресечения в парламент подавалось отдельное представление. Спикер парламента предлагал народному депутату, которым заинтересовался генпрокурор, предоставить письменное объяснение в регламентный комитет. Комитет должен его рассмотреть и передать парламенту свои выводы. Уже после того, как комитет представит свои выводы, парламент в течение 7 дней должен рассмотреть представление на пленарном заседании. Но не всегда нардепы "сдавали" одного из своих.

Кого из депутатов лишили неприкосновенности?

За всю историю парламента – значительно меньше, чем можно было бы. За время независимости неприкосновенность забрали у 21 депутата. Первым был депутат Верховного Совета Украинской Советской Социалистической Республики Степан Хмара. Его обвинили в избиении полковника КГБ.

Далее неприкосновенность забирали за более серьезные преступления. Например, за уничтоженный потенциал оборонного предприятия, незаконное обогащение на десятки и десятки миллионов или подготовку массовых убийств.

В 2015 – 2016 годах неприкосновенность потеряли Олег Царев, Сергей Клюев, Сергей Мельничук, Игорь Мосийчук, Александр Онищенко и Вадим Новинский. В 2017 – Андрей Артеменко, Евгений Дейдей, Олесь Довгий, Андрей Лозовой, Максим Поляков, Борислав Розенблат, Михаил Добкин, Евгений Бакулин и Надежда Савченко. Последняя – единственная, кто действительно отсидел в СИЗО.

Напомним, Фурса уверен, что Зеленский продавил голосование про снятие депутатской неприкосновенности.

Ранее Портников сразил реакцией на отмену депутатской неприкосновенности.

Верховна Рада (гетті)

Депутатская неприкосновенность больше не является нормой Конституции. 3 сентября народные депутаты во втором чтении проголосовали за ее снятие.

Как голосовали депутаты?

Снять депутатскую неприкосновенность обещали и президент Зеленский, и партия Слуга народа во время избирательной кампании. Поскольку закон предусматривает внесение изменений в Конституцию, его быстрого принятия не ожидали.

Парламент должен проголосовать за изменения в Конституцию в двух чтениях и на двух разных сессиях. Причем второй раз инициатива должна набрать больше 300 голосов. Поскольку первое торжественное заседание и сессия проводились не по календарному плану, они считались внеочередными. Поэтому 3 сентября парламентарии открыли вторую сессию, а поэтому смогли быстро провести закон.

Поддержали инициативу 373 депутата. Оппозиционная платформа — За жизнь и один внефракционный депутат не голосовали, а три депутата из Европейской солидарности воздержались.

Зняття депутатської недоторканності

К тому же еще Рада прошлого созыва отправляла документ в Конституционный суд, который подтвердил его законность. Ведь законопроект №7203 был разработан еще в 2017 году и представлен в Раду пятым президентом Петром Порошенко.

Что изменится для депутатов?

Если спикер парламента и президент подпишут закон, то уже с 1 января 2020 года со всех народных депутатов снимут неприкосновенность.

Законом предусмотрено изменить статью 80 Конституции Украины. Нормы о неприкосновенности были изъяты — теперь депутаты могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы без согласия Верховной Рады Украины.

Но Конституция позволяет народным депутатам не нести юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

На этом также во время выступления акцентировал внимание и президент Украины:

— Я хочу развеять все мифы и политические манипуляции. У депутатов сохраняется индемнитет. Они не будут нести ответственность за свои политические решения, голосования, любые политические и публичные выступления, — отметил Зеленский.

Что означает депутатская неприкосновенность?

Неприкосновенность — это своеобразная юридическая гарантия того, что нардепа не могут привлечь к уголовной, административной или иной ответственности. Без согласия парламента нельзя было задержать депутатов даже на месте преступления, провести обыск в их домах, удалить телефонные разговоры, переписки и др.


Неприкосновенность гарантировала, что в деятельность депутата не будут вмешиваться и препятствовать ему выполнять свою работу. У них была защита от возможного давления со стороны других ветвей власти и немотивированного уголовного преследования.

Как ранее наказывали депутатов?

За всю историю независимости неприкосновенность по процедуре сняли только с 21 депутата. Причем наиболее активно это происходило в Верховной Раде VIII созыва. По подозрению в заговоре и подготовке теракта сняли неприкосновенность с Надежды Савченко, по подозрению в содействии незаконной добыче янтаря — с Максима Полякова и Борислава Розенблатта, по подозрению в мошенничестве — с Сергея Клюева.

Когда пытались снять неприкосновенность?

За 28 лет независимости было немало попыток забрать у депутатов иммунитет. В 2000 году это было одним из требований народного референдума, в 2006 году Раде удалось снять неприкосновенность с депутатов местных советов, а в 2014 году Виктор Янукович добился упрощения процедуры привлечения депутатов к ответственности.


Еще в 2015 году Венецианская комиссия Совета Европы рекомендовала Украине не снимать неприкосновенность. Из-за высокого уровня коррупции и несовершенной судебной системы был риск того, что чиновники могли поплатиться за свою политическую позицию.

Однако организация считает, что страны, где соблюдаются верховенства права и функционируют демократические институты, не нуждаются в неприкосновенности.

В каких странах есть депутатская неприкосновенность?

Неприкосновенность — это нормальная мировая практика, которая защищает парламентариев от любого влияния на их профессиональную деятельность. Она существует в той или иной форме в США и всех странах Европы, кроме Нидерландов.

Впервые неприкосновенность приняли в Великобритании еще в XIX веке. Там, кстати, а еще в Канаде, Испании и Ирландии норма неприкосновенности распространяется только на гражданские дела. Если же народные избранники совершат уголовное преступление, то их задержат.

В Бельгии неприкосновенность распространяется еще и на министров и местных чиновников.

Германия, Дания, Греция и Венгрия, например, даже останавливают уголовное производство, которое было открыто на депутата до получения им мандата. Впрочем, в отдельных случаях по решению парламента оно может быть возобновлено.

А в Соединенных Штатах неприкосновенность не будет действовать в случае совершения уголовного преступления, коррупционного деяния или подозрения в государственной измене. Но в той же Америке, а еще в Ирландии и Норвегии нельзя арестовывать депутата по дороге на работу или в здании парламента.

В Испании, Нидерландах и Румынии уголовные дела против парламентариев рассматривает только Верховный суд.

Партия Слуга народа смогла за пять дней инициировать и снять неприкосновенность. Не без поддержки и помощи других парламентариев, конечно. Однако это первый прецедент в истории независимой Украины. И это своеобразный тест на демократичность — не начнутся ли политические преследования и немотивированные аресты, как того опасаются противники инициативы.

А дальше — снятие неприкосновенности судей и президента. Это, кстати, тоже обещали в Слуге народа.

Как отозвать депутата Верховной Рады: законы и реалии 1

Досрочные парламентские выборы, кажется, не оставили равнодушным никого. Сейчас большая часть страны в восторге от результатов. Из тех, кто остался в меньшинстве, кто-то упало в депрессию, кто-то переобувается в прыжке (это особенно противно наблюдать), и лишь единицы — на море (эти, пожалуй, — самые умные). Но за шумной эйфорией неизбежно следует большое разочарование — это мы уже проходили, и не раз. А значит, попытки отзыва депутата Верховной Рады Украины не заставят себя долго ждать, пишет издание «Ракурс«.

Отзыв депутата Верховной Рады Украины: как действовала старая система

Это была длинная и сложная многоступенчатая процедура, и если на каком-то этапе она давала сбой и отозвать депутата не удавалось, повторно ее можно было инициировать только через час. Но тут был принципиальный момент — инициатором процесса отзыва депутата Верховной Рады Украины были исключительно избиратели.

Отзыв депутата Верховной Рады Украины: депутатский междусобойчик

Нас занимает единственный вопрос: если нардеп начинает выкидывать фортели или просто не выполняет свои обязанности, имеет ли право обычный гражданин инициировать процедуру отзыва депутата Верховной Рады Украины?

Как отозвать депутата Верховной Рады: законы и реалии

Отзыв депутата Верховной Рады Украины. Фото: Ракурс

Нет. Если депутат должен покинут парламент по уважительной, так сказать, причине, это решение принимается большинством в Раде по представлению комитета, занимающегося вопросами депутатской этики. Депутатов-совместителей лишить мандата может только суд. Но обращаться в суд должен спикер парламента. Он может обратиться, а может и не обратиться (написал, конечно же, обоснование такому отказу).

Если спикер отказался обращаться в суд по поводу отзыва депутата Верховной Рады Украины, но комитет, занимающийся вопросами депутатской этики, с этим не согласен, то он выносит вопрос на заседание ВР, и уже и может обязать спикера обратиться в суд. Ну а сколько может длиться суд, особенно если депутат пользуется услугами адвокатов — виртуозов затягивания дел, можно себе представит. Эдак депутатская каденция закончится быстрее, чем судебное дело, а там можно попытать счастья на новых выборах. Иллюстрациями к таком печальном положению дел могут послужит многочисленные скандалы с депутатами-совместителями, но перечислять их и скучно, и грустно, и бессмысленно.

Новая надежда на возможность отзыва депутата Верховной Рады Украины?

Но, может быть, существуют какие-то обходные маневры, позволяющие обычным избирателям инициировать процедуру отзыва депутата Верховной Рады Украины ? Что это может быть? Обращение в комиссии по депутатской этике? Напрямую к главе парламента? В СМИ?

— Теоретически любой гражданин может обратиться с подобной инициативой в парламентский комитет по этике в порядке обращения граждан, и ему даже что-то ответят через месяц, но очень маловероятно, что что-либо сделают. Гражданин также может обжаловать в суд бездействие комитета по этике, но это вариант также утопический как с точки зрения сроков рассмотрения, так и перспектив подобного иска.

В настоящий момент в Украине даже нет действенного механизма привлечения депутата к уголовной ответственности: новейшей украинской истории известны как случаи, когда Верховная Рада отказывалась снимать неприкосновенность с народного депутата Вилкула, Дунаева, Березкина), так и случаи, когда снятие неприкосновенности было проведено с нарушениями и впоследствии отменено судом (дело Мосийчука).

Людмила Заглада, опубликовано в издании Ракурс

Читайте также: