Есть ли коррупция в казахстане

Обновлено: 30.06.2024

В марте президент Касым-Жомарт Токаев принял председателя Счетного комитета Наталью Годунову. Как оказалось, проверки показали рост нарушений, связанных с неэффективным планированием и использованием бюджетных средств в полтора раза – до 1,8 трлн тенге. Объем финансовых нарушений увеличился в два раза, до 81 млрд тенге.

Ранее Счетный комитет по итогам мониторинга эффективности использования антикризисных средств, направленных на поддержку экономики в условиях пандемии, выявил нарушения на 344 млрд тенге. Основным нарушением стало неэффективное планирование и использование средств – 310 млрд тенге. Сумма по финансовым нарушениям составила 34 млрд тенге.

Больше всего ошибок и прямого криминала всплыло при реализации Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы (бюджет программы – 1 трлн тенге). Аудит показал нарушения на 96 млрд тенге, материалы по 72 фактам переданы в правоохранительные органы, к административной ответственности по 339 фактам привлечено 196 лиц.

Среди недочетов при управлении активами госкомпаний комитет выделяет высокую долю долговых обязательств, в том числе в иностранной валюте и приобретение непрофильных и непроизводственных активов со значительными затратами на их содержание. Также отмечается непрозрачность проведения закупок, ограничивающая конкуренцию и неэффективное управления активами, влекущее их обесценение.

Помимо прочего, комитет подготовил заключение об исполнении госбюджета. В нём отмечается рост неэффективного использования бюджетных средств в 3 раза и рост неосвоения средств в 3,5 раза.

Аудиторы на передовой

Еще в январе были опубликованы итоги камерального контроля Комитета внутреннего государственного аудита за 2020 год. Напомним, что целью камерального контроля является своевременное пресечение и недопущение вольного обращения с государственными деньгами. В результате направлено 31, 7 тыс. уведомлений с общей суммой нарушений более 1 трлн тенге.

Кроме того, еще в марте глава Агентства по финансовому мониторингу Жанат Элиманов отчитался президенту Токаеву о работе по противодействию теневой экономики. По словам Элиманова, с начала года пресечена деятельность восьми организованных преступных групп, две из которых транснациональные. Также, сообщили в ведомстве, по фактам хищения бюджетных средств возбуждено 125 уголовных дел с ущербом на 14 млрд тенге.

Коррупционеров хватит на всех

На днях появилась информация о том, сколько преступлений в чиновничьей среде обнаружили и пресекли силовые ведомства в 2020 году. Лидером стала Антикоррупционная служба, ее сотрудники выявили 1632 нарушения закона. Министерство внутренних дел расследовало 342 факта коррупции, Комитет национальной безопасности РК – 89 фактов. Замыкают рейтинг органы прокуратуры, выявившие 68 коррупционных преступлений.

Также пресечено 25 особо тяжких и 1368 тяжких преступлений, 112 фактов системной коррупции. Чиновников оштрафовали за взятки и хищения на общую сумму 2,9 млрд тенге, для возмещения ущерба наложен арест на имущество подозреваемых на сумму 1,2 млрд тенге.

Кроме того, в апреле в Антикоррупционной службе назвали наиболее коррумпированные госорганы.

В этом коррупционном потоке отдельные случаи все равно поражают воображение. Например, в апреле появилась информация о том, что руководителя управления образования Нур-Султана подозревают в растрате бюджетных средств на сумму 869 млн тенге, выделенных на антикризисные меры. В Антикоре сообщили о регистрации

досудебного расследования по факту закупки оборудования управлением образования столицы по завышенным ценам.

В том же месяце казахстанцы узнали, в чем причина тотального отставания наших школьников в период карантинной удаленки. Как свидетельствует статистика, множество детей не имеют дома компьютеров, государство решило им помочь, но вмешалась чиновничья жадность. Сотрудники Антикоррупционной службы сообщили о проведении расследования по фактам хищений бюджетных денег, которые были выделены в 2020 году на приобретение компьютеров, планшетов и ноутбуков для детей из-за перехода на онлайн-обучение.

Отдельно нужно отметить совершенно безбожное воровство средств, направленных на борьбу с коронавирусом. Еще в январе Антикоррупционная служба зарегистрировала сто уголовных дел, связанных с пандемией COVID-19. Из них почти половина – это хищения денег, выделенных на антикризисные меры

В частности, были пресечены факты приобретения 132 аппаратов ИВЛ по завышенной стоимости на сумму более двух миллиардов тенге. Остается добавить, что пандемия лишь усилила страсть отечественных чиновников к присвоению народного добра. Страх перед законом или общественным осуждением не останавливает преступников, и в эпоху коронавируса коррупция становится подлинным национальным бедствием.

Установленный в Казахстане режим правления на пороге первого десятилетия независимости страны испытывает двойственные чувства. С одной стороны, эйфория от головокружительных успехов в деле концентрации власти и собственности, тотального контроля над экономикой и государственно-политической системой страны, гигантских прибылей от продажи нефти и приватизации. С другой стороны, чувство одиночества и страх перед грядущими событиями, судорожные попытки политически легитимизироваться и выбраться из изоляции, стремление любыми средствами сохранить власть и свое влияние.

Аналитики, политики, как и простые обыватели, по-разному интерпретируют и объясняют успехи нынешнего политического режима. Одни говорят, что в основе его успехов лежат богатейшие природные ресурсы Казахстана, удачная конъюнктура цен на энергетические носители. Но в этом случае возникает вопрос - ведь в других постсоветских республиках, за исключением России, Азербайджана и Туркменистана, практически нет никаких ресурсов, но и там режимы далеко не бедствуют.

Другая точка зрения говорит о политической поддержке Запада, кредитах и инвестициях, цивилизационной неразвитости и отсталости самого народа, не способного нигде на постсоветском пространстве отстаивать гражданские свободы и бороться за свои права. В качестве факторов благоденствия авторитарных режимов чаще всего называют приватизацию, приведшую к неслыханному обогащению правящей элиты на всем постсоветском пространстве. Президенты этих стран мгновенно вошли в число богатейших людей мира. Они создали новый тип нуворишей, присвоивших миллиарды долларов и не знающих, что с ними делать и как ими распорядиться в реальной жизни.

Как нам представляется, на постсоветском пространстве, за исключением трех прибалтийских стран, за период после распада СССР был создан новый тип государства, основанный на тотальной коррупции. Именно тотальная коррумпированность нынешней бюрократической машины является единственной основой ее относительно бесперебойной работы, когда все винтики и элементы системы вместе с должностью получают доходное место или откупа , улусы в пользование . Отсюда круговая порука всех элементов системы. Именно на этом и только на этом - выстраивается не афишируемая для масс государственная идеология, консолидируется чиновничья рать и мобилизуется бюрократическая поддержка созданной властителями государственно-политической системы.

И если поначалу творцы Системы, как в Казахстане, так и в других постсоветских странах, закладывая в ее функционирование параметры коррупции, надеялись, что они смогут ее хоть как-то контролировать, то с течением времени стало абсолютно ясно и очевидно, что коррупция сама взяла под свой непосредственный контроль всю государственно-политическую систему.

Теперь без личного интереса класса чиновников ничто уже не может в принципе функционировать в стране, и коррупция стала движущей силой всей государственной машины . И именно поэтому чем дальше в лес, тем больше дров и о никакой борьбе с коррупцией, например, в Казахстане уже ничего больше не слышно. Да и не один из прежних процессов по делам коррумпированных чиновников так и не вышел за пределы громких деклараций и не был доведен до своего логического завершения.

Именно отсюда и в самом народе прочно укоренилась мысль о том, что все чиновники одним миром мазаны , все тотально и все подряд воруют, и ничего страшного в этом нет. Все это, в свою очередь, порождает полное моральное разложение не только класса госслужащих, но и всего казахстанского общества, озабоченного по сути лишь одним - как присосаться к кормушке и получить государственную индульгенцию на право получения взяток. Вследствие этого само общество и особенно квазиинтеллигенция негласно поддерживают и поощряют коррупцию, втайне завидуют казнокрадам и лелеют их, предпочитая говорить на заданную тему - о языке, истории, культуре, духовности и величии своего народа.

Президентское окружение и некоторые аналитики наивно полагают, что режиму достаточно устроить некую публичную выволочку, или даже порку парочке коррумпированных чиновников и общественное мнение мгновенно растает от умиления и поверит нынешней власти. Думаю, что все они наивно заблуждаются. Ничего подобного не произойдет в реальной жизни.

Во-первых, сама государственно-политическая система в стране настолько коррумпирована, что она так просто не сдаст своих. Круговая порука тотально пронизывает все поры государственной машины и хорошо смазывает все ее части. Тем более система никогда не пойдет на публичное наказание коррупционеров, а то ведь они могут много грязного белья вытащить на белый свет.

Во-вторых, надо понять главное - коррупция пришла в казахстанское общество и казахстанскую государственно-политическую систему с легкой руки ее нынешних творцов прочно и надолго. Также прочно и надолго она пришла в другие постсоветские страны, что порождает солидарность и взаимную поддержку коррумпированных режимов на всем постсоветском пространстве. Так, что не стоит удивляться тому, что российская прокуратура активно помогает украинской в деле Ю. Тимошенко, вместо того, чтобы разоблачать своих коррупционеров, плотно заселивших все этажи российской бюрократической системы. Думаю, что это сотрудничество будет весьма длительным и плодотворным.

В-третьих, у казахстанского общества, как в целом, так и у его отдельных сегментов сильный отрицательный иммунитет к декларативным заявлениям президента и его команды, прочное и устойчивое отношение к коррупции как составной части системы власти. Для того, чтобы народ поверил декларациям о борьбе с коррупцией придется расстрелять не одну тысячу, а то и много тысяч чиновников. А это уже гражданская война. Поэтому пока в народе господствует в отношении громких деклараций о борьбе властей с коррупцией мнение, что ворон ворону глаз не выклюет .

Так, что такого важного, как кажется некоторым аналитикам, ресурса как борьба с коррупцией в обойме нынешнего политического режима реально не существует. И использовать его в борьбе за сохранение власти режим и его наследники едва ли смогут. Более того, коррупция - это фундамент созданного в Казахстане государства и единственный реальный и сколько-нибудь значимый ресурс бюрократической поддержки правящего политического режима. И никакого другого значимого ресурса у власти просто нет.

Более того, коррупция вошла в плоть и кровь казахстанского общества, всей государственно-бюрократической системы. Она стала целью, смыслом существования всех звеньев и институтов государственной машины начиная от самых высших и кончая самыми низшими ее эшелонами. Коррупцией пронизана вся деятельность Системы, под нее принимаются законы и проводятся законодательные и институциональные реформы. Она полностью доминирует в системе как вертикальных, так и горизонтальных отношений среди класса госслужащих. Поэтому вполне закономерно, что казнокрадство и коррупция стали весьма престижными и самодостаточными ценностями казахского общества и особенно класса чиновничества

Некоторые наивные романтики от политики, как и самые отъявленные циники, преимущественно представители бюрократии, действующие политики и политологи любят поговорить о том, что когда-нибудь у коррупции кончатся ресурсы, и она сама по себе отомрет. Поэтому, мол, не надо с ней бороться.

Однако реальная жизнь свидетельствует, что пока будут бессловесные люди - всегда будет коррупция, основанная на алчности, эгоизме и бесконтрольности одних и трусости и жалкой никчемности других. А население в Казахстане, хотя и уменьшается, но еще порядка 15 млн. человек проживает в стране. Что же касается территории и минеральных ресурсов, то их предостаточно.

Существующая ныне власть никогда серьезно не боролась, и никогда не будет серьезно бороться с коррупцией, поскольку коррупция является важнейшим механизмом функционирования институтов власти. А весь нынешний класс чиновников - это служители коррупционной системы и носители и выразители идеологии коррупции.

Особенно красноречиво об этом свидетельствуют последние акции Министерства госдоходов, одним махом уничтожившего все декларации о доходах за период с 1995 по 2000 гг. и инициированный Кабинетом Министров и принятый Парламентом закон о легализации неправедных доходов. И абсолютно никого в казахстанском обществе не удивил тот факт, что средний размер легализованного вклада составил более 200 тыс. долларов, что во много превышает официально декларируемые доходы госчиновников. Поэтому вполне закономерно, что реально существующая в Казахстане коррупционная государственная система принимает законы под себя, под конкретных людей и работает исключительно в своих интересах

Так что иллюзии рассеялись, и всем уже стало очевидно, что в Казахстане процветают культ и идеология коррупции. Но здесь возникает другой вопрос. Может ли коррупционная система работать более или менее рационально - часто спрашивают либо по недомыслию простые обыватели, либо прагматически мыслящие люди, в надежде услышать ответ, что в любой системе заложены хоть какие-то позитивы. Ну не может же быть все плохо! В любой системе есть что-то хорошее , - искренне думают они. И это мнение действительно является стереотипным. Ведь жить-то надо. Значит надо как-то приспосабливаться.

Отсюда в народе господствует идеология - воруйте, но и нам дайте кусочек отщипнуть . Обывательская позиция. Глупый народ думает, что золотую курицу резать не будут . По-простому он прав. Не понимает народ лишь того, что курица-то для высших эшелонов власти - это территория и ее ресурсы (нефть, газ, металлы), а народ для нынешней верховной власти в Казахстане - это просто лишние рты, с которыми надо делиться бюджетом и своими доходами. А делиться то не хочется. Поэтому-то родственники правящей элиты занимают все хлебные места в нефтяной сфере. В перспективе такая политика едва ли устроит среднее и низшее звено бюрократической системы, ибо тогда для них ресурсы коррупции могут иссякнуть. Вот где существует одно из противоречий внутри самой бюрократической системы.

На самом же деле в коррупционной системе власти нет ничего рационального, за исключением лишь того, что все продается и все покупается , кроме конечно самого главного поста в стране. Кто бы не был там наверху - самое главное для чиновников заключается в том, чтобы он не трогал ничего в сложившейся коррупционной государственно-политической системе и сохранял существующий порядок, стабильность, статус-кво.

Во всем же остальном коррупционная система предельно консервативна. Она может лучше работать при более умном правителе, не очень сильно препятствуя рациональным решениям и новациям, если они не затрагивают внутренней структуры взаимоотношений патронатно-клиентной системы и отношений с внешним миром. Во всем остальном, как показывает опыт Японии, Южной Кореи, она вполне мобильна и работоспособна.

Но коррупционная система может висеть тяжелой гирей на ногах государства, если им управляет неумный и косный правитель, многократно ухудшая и без того невысокий интеллектуальный и управленческий потенциал системы. Для того, чтобы государственная система более или менее сносно заработала необходим постоянный и последовательный ритм политических реформ, новизна ощущений и страх перед обществом. А для этого нужна хоть какая никакая свобода слова, независимая пресса.

Вот этого-то четкого ритма реформ и сдерживающего фактора саморазлагающейся коррупции в Казахстане в лице независимых СМИ как раз и не существует. Поэтому коррупционная система в Казахстане представляет собой один самых худших образцов закоснелой коррупции, эталон махрового традиционализма и невежества, смесь поверхностного либерализма и квазидемократических атрибутов. Нынешняя коррупционная система в Казахстане является тормозом экономического развития страны, она и ее творцы полностью изжили себя.

Система должна как можно скорее реформироваться, войти в ритм последовательных реформ и в своих либерально-демократических шагах следовать всеобщей мировой тенденции - постепенно ставить коррупцию под общественный контроль. Но именно этому наиболее рьяно противодействует Система. Так, что либо политическая система в головокружении от успехов казнокрадства, коррупции и нефтяных прибылей саморазрушится, либо она приведет к коллапсу самого государства.

Коррупция всегда будет процветать во мраке тоталитаризма, авторитаризма и диктатуры - режимов, ограничивающих власть в руках нескольких никому не подотчетных лиц. По определению, абсолютизм и диктатура ограничены меньшими этическими требованиями, чем демократия. При тоталитарных режимах коррупция часто напрямую связана с нарушениями прав человека. В Латинской Америке многие диктаторы годами оправдывали свое правление, ссылаясь на коррумпированные режимы недавнего прошлого. Эти самые диктатуры часто были лишь фасадом для воров и казнокрадов. И в каждом из этих случаев граждане и журналисты были лишены законных рычагов разоблачения бесцеремонности и коррумпированности своего правительства посредством компетентной и заслуживающей доверия юридической системы. В то же самое время коррупцию лучше всего изобличать, а также вести с ней борьбу при демократии. Коррупцию можно изучить и искоренить в среде плюрализма, терпимости, свободы слова и личной безопасности - среде, которую гарантирует только демократия.

Доктор Оскар Ариас Санчез, лауреат Нобелевской премии.

Что же такое коррупция? Корру́пция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча, растление, продажность, разложение) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Transparency International, Мировой банк и другие организации понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. Существуют также и другие определения, которые вносят уточнения (что власть включает доверенные ресурсы, что она может относиться к государственному и частному сектору и т. д.) или используют более строгие юридические формулировки.

Немного истории

Коррупция, представляющая собой сложное, исторически изменчивое, негативное социальное явление и возникла, как известно, на ранних этапах развития человеческой цивилизации.

Как предпологают ученые, исторические корни коррупции, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Уруинимгина - шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер.

Начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Тем не менее, уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX-XX веков уменьшился по сравнению с остальным миром.

Казахстан и коррупция

Создан специальный государственный орган, объединяющий в себе регуляторные и правоохранительные функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции. Он призван не только регулировать вопросы организации и прохождения государственной службы и мониторинга чистоты государственного аппарата, но и наделен функцией предупреждения и профилактики коррупции, а также уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления.

Начиная с 2001 года реализуются государственные программы по борьбе с коррупцией, в рамках которых принимаются конкретные меры по устранению причин и условий возникновения коррупционных проявлений.

Успешно реализуется принцип неотвратимости наказания. Чиновники, уличенные в совершении коррупционных деяний, невзирая на занимаемые должности и ранги, несут ответственность по всей строгости закона.

Уделяется особое внимание повышению доверия к судебной системе, усилению ее роли в деле защиты прав и законных интересов граждан. Приняты меры по совершенствованию механизма формирования корпуса судей, развитию электронного судопроизводства, повышению уровня его прозрачности и доступности. Повсеместно расширен доступ к информации, чему способствовали меры по формированию электронного правительства, а также Интернет-ресурсов государственных и частных структур.

В негосударственном секторе экономики созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, трудоустройства и обеспечения занятости населения.

В целом, принятие названных мер позволило Казахстану по уровню антикоррупционной деятельности занять одну из лидирующих позиций как в центрально-азиатском регионе, так и среди стран СНГ.

Деятельность антикоррупционных служб Казахстана

Национальное бюро по противодействию коррупции расследует дела в о коррупции на территории страны. У Агенства налажено тесное сотрудничество с Организацией Объединенных Наций (ООН), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Трансперенси Интернешнл и другими.

Республика Казахстан в лице Агентства является членом Ассоциации Антикоррупционных ведомств в (IACCA, г.Пекин), Антикоррупционной Сети Организации Экономического Развития и Сотрудничества для стран Восточной Европы и Центральной Азии (АКС ОЭСР), Антикоррупционной Инициативы для стран Азии и Тихоокеании Азиатского Банка Развития и Организации Экономического Развития и Сотрудничества (АБР/ОЭСР, г.Манила), Международной Антикоррупционной Академии (МАКА, г.Лаксенбург) и Межгосударственного Совета по противодействию коррупции СНГ (МГСПК, г. Минск). Представители Агентство активно участвуют на ежегодных заседаниях указанных организаций.

В настоящее время, Агентством прорабатывается вопрос вступления Республики Казахстан в Группу государств против коррупции (ГРЕКО) Совета Европы.

Кроме того, Агентством налажено тесное сотрудничество с компетентными органами ряда стран на основании международных договоров. В настоящее время в области противодействия коррупции действует 27 многосторонних и двусторонних международных договоров

Часто люди задают вопрос: Предусмотрены ли поощрения лицам, сообщившим о коррупционных фактах?

Для лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции, устанавливаются поощрения, осуществляемые в форме единовременного денежного вознаграждения. Поощрение в виде единовременного денежного вознаграждения устанавливается в следующих размерах:

1) по административным делам о коррупционных правонарушениях – 30 месячных расчетных показателей (далее–МРП);

2) по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести – 40 МРП;

3) по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести – 50 МРП;

4) по уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях – 70 МРП;

5) по уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях – 100 МРП.

Для лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции, устанавливаются поощрения, осуществляемые в форме единовременного денежного вознаграждения.

Поощрение в виде единовременного денежного вознаграждения устанавливается в следующих размерах:

1) по административным делам о коррупционных правонарушениях – 30 месячных расчетных показателей (далее–МРП);

2) по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести – 40 МРП;

3) по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести – 50 МРП;

4) по уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях – 70 МРП;

5) по уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях – 100 МРП.

Подводя итоги вышенаписаного можно сделать вывод, что для борьбы с коррупцией в Республике Казахстан созданы все условия. Теперь от каждого из нас, как от гражданина своей страны зависит – сумеем ли мы преодолеть явление коррупции, сделать шаг вперёд в развитии, как страны, так и каждого человека в целом. Сможет ли каждый из нас противостоять коррупции. Не стоит забывать, что уголовному наказанию подлежит не только тот, кто берет взятки, но и тот, кто их дает.

Крупные коррупционные скандалы сотрясают новостные ленты отечественных СМИ уже не первый год. Воссозданное в январе 2016 года Агентство РК по делам госслужбы и противодействию коррупции регулярно отчитывается о задержаниях подозреваемых коррупционеров. И в этих списках, то и дело мелькают известные имена.

Топ-10 звезд казахстанской коррупции

1.Талгат Ермегияев, 5 миллиардов 901 миллион 445 тысяч тенге

Получил 14 лет колонии строгого режима с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать руководящие должности в госорганах и коммерческих структурах.

Скандал также коснулся печально известного Кажымурата Усенова. Его задержали на несколько дней позже Ермегияева по тем же подозрениям.
Ермегияев признан виновным в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных статьей 366 часть 4, статьей 189 часть 4 пункт 2 УК РК, и по ним назначено наказание. По статье 366 часть 4 УК РК — 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества, добытого незаконным путем, либо приобретенные средства, добытые незаконным путем, с применением статьи 55 часть 4 без применения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью. По статье 189 часть 4 пункт 2 УК РК — 8 лет лишения свободы с конфискацией имущества, добытого незаконным путем, либо приобретенные средства, добытые незаконным путем с пожизненным лишением права занимать руководящие должности, связанные с организационно-распорядительными функциями в государственных органах и коммерческих организациях.

Топ-10 звезд казахстанской коррупции

2. Серик Ахметов — 2 миллиарда тенге. 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Фигурант главного коррупционного скандала 2014 года. Впервые в истории независимого Казахстана на скамье подсудимых оказался бывший глава кабмина Серик Ахметов и сразу 20 чиновников регионального уровня. Все они обвинялись в хищении бюджетных средств, злоупотреблении должностными полномочиями, получении взяток и незаконном участии в предпринимательской деятельности. Общая сумма ущерба, причиненного ими государству, оценивалась в 2 млрд тенге.

В начале декабря специализированный межрайонный суд по уголовным делам Карагандинской области вынес приговор. Экс-премьеру и экс-министру обороны страны Серику Ахметову дали 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Экс-акиму Карагандинской области Бауржану Абдишеву – 5 лет. Экс-акима Караганды Мейрама Смагулова и бывшего замакима Карагандинской области Габита Мухамбетова осудили на 3 года. Другие виновные получили от 3 до 7 лет лишения свободы.

Топ-10 звезд казахстанской коррупции

3. Дулат Айтжанов – 1.1 миллиард тенге. 3 года лишения свободы.

Топ-10 звезд казахстанской коррупции

4. Багдат Майкеев – 2 миллиона долларов (примерно 600 миллионов тенге по нынешнему курсу). 6 лет колонии строгого режима

28 июня 2014 года заместитель министра обороны Багдат Майкеев был приговорен к шести годам колонии строгого режима с конфискацией имущества за получение взятки и незаконное хранение оружия. Багдат Майкеев был арестован 12 февраля 2014 года. С собой у него была сумка с двумя миллионами долларов, которую ему передали предприниматели за решение вопроса по тендеру. В суде генерал отрицал, что брал взятку. Он признался лишь в том, что незаконно хранил пистолет. Майкеев и его адвокаты просили суд оправдать его по статье о получении взятки.

Топ-10 звезд казахстанской коррупции

5. Нурлан Джуламанов, директор пограничной службы КНБ — 173 млн 181 тысяч тегне. 11 лет тюрьмы

6 марта 2015 году приговорен к 11 годам тюрьмы с отбыванием наказания в колонии строгого режима за получение взятки.

Джуламанова признали виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 235 часть 3, 366 часть 4 УК РК и назначить ему наказание по статье 235 часть 3 УК 9 лет лишения свободы с конфискацией имущества, лично принадлежащего ему или являющегося долей в общей совместной собственности. По статье 366 часть 4 УК РК – 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества, лично принадлежащего ему или являющегося долей в общей совместной собственности, с пожизненным лишением права занимать ответственные руководящие должности на государственной службе.

Топ-10 звезд казахстанской коррупции

6. Аскар Бульдешев – 140 миллионов тенге. 8,5 лет лишения свободы

По версии следствия, военное оборудование, которое было закуплено для нужд армии, оказалось бракованным. По подозрению в мошенничестве были арестованы, а затем осуждены бывший заместитель главнокомандующего Силами воздушной обороны РК генерал-майор авиации Аскар Бульдешев и поставщик оборудования – директор ТОО RG Trade Талгат Жумаханов. Как сообщала в то время пресс-служба главной военной прокуратуры, компания RG Trade не имела лицензии на поставку вооружения и военной техники и поставила неисправные запчасти. Общий материальный ущерб по делу составил 140 миллионов тенге.

Топ-10 звезд казахстанской коррупции

7. Алмаз Асенов — 200 тысяч долларов (66 миллионов тенге). 11 лет лишения свободы (в 2016 вышел по УДО)

Алмаз Асенов работал начальником главного управления вооружений Минобороны. 31 января 2013 Асенов был задержан по подозрению в получении взятки в размере 200 тысяч долларов. Он отвечал за закупку, модернизацию и утилизацию различных вооружений.

Топ-10 звезд казахстанской коррупции

8. Муслим Умирьяев — 100 тысяч долларов (33 миллиона тенге). 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима, с конфискацией имущества

16 октября 2014 года осужден на 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима, с конфискацией имущества за получение взятки.

Судья также постановил, что вещественные доказательства — 100 тысяч долларов, фигурировавшие в деле как взятка, необходимо обратить в доход государства.

Топ-10 звезд казахстанской коррупции

9. Ахметбек Ахметжанов – 8 миллионов тенге. 13 лет колонии строгого режима

Топ-10 звезд казахстанской коррупции

10. Едиль Сулейменов — 2.1 миллиона тенге. 6 лет колонии общего режима

Руководитель управления пассажирского транспорта Астаны был задержан с поличным 28 июля при получении от предпринимателей двух взяток в общей сумме 2,1 млн тенге, сообщила пресс-служба Национального бюро по противодействию коррупции.

Позже Сулейменов получил еще 600 тысяч тенге в виде взятки за подписание актов выполненных работ по покраске и помывке остановочных павильонов.

На суде было доказано, что начальник управления пассажирского транспорта Астаны получил взятку и незаконно участвовал в предпринимательской деятельности.

Также начальника управления пассажирского транспорта Астаны пожизненно лишили права заниматься коммерческой деятельностью и занимать должности на государственной службе.

Читайте также: