Есть ли должность помощник бухгалтера

Обновлено: 04.07.2024

Должностная инструкция помощника бухгалтера нужна на предприятиях любой формы собственности, если в штатном расписании предусмотрена такая единица. Документ призван регулировать деятельность такого специалиста (в том числе и в вопросах, которые не оговариваются Трудовым кодексом). О содержании данной инструкции и поговорим далее.

О структуре должностной инструкции помощника бухгалтера

Этот локальный акт разрабатывается каждой организацией с учетом специфики ее деятельности, утверждается руководителем. Содержит он всю необходимую информацию, касающуюся назначения помощника бухгалтера на должность, освобождения от нее и его деятельности в период работы в организации.

Для того чтобы помощник бухгалтера мог максимально точно следовать в своей работе положениям, отраженным в инструкции, они должны четко сформулированы, поэтому какие-либо двоякие разночтения в документе недопустимы.

Общепринятая структура документа предполагает наличие как минимум 4 разделов:

Общие положения

В общих положениях обычно оговариваются:

  1. Сведения о том, на каких основаниях происходит принятие на работу помощника бухгалтера, его увольнение и кому он непосредственно подчиняется в ходе трудовой деятельности.
  2. Требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки претендента на данную должность.
  3. Сведения, касающиеся нормативной базы, которой специалист должен руководствоваться в своей работе.

Обязанности помощника бухгалтера

Обязанности помощника бухгалтера излагаются во втором разделе его должностной инструкции. Например, может быть сказано, что в обязанности сотрудника входит:

  • создание условий, обеспечивающих нормальное выполнение работы главбухом и его заместителем;
  • исполнение приказов непосредственного руководства и работодателя;
  • оформление первичных бухгалтерских документов;
  • осуществление контроля над движением финансовых средств в кассе и на счетах предприятия;
  • оформление платежных банковских поручений и их своевременное представление в кредитные организации;
  • составление кассовой и иной отчетности;
  • принятие мер по сохранности бухгалтерской отчетности и подготовка к сдаче их в архив;
  • замещение отсутствующих сотрудников бухгалтерии (финансового отдела) на основании распоряжения руководства;
  • оказание консультативной помощи работникам предприятия в пределах своей компетенции;
  • соблюдение трудовой дисциплины, норм ТБ, противопожарной и санитарной безопасности.

Права помощника бухгалтера

Должностная инструкция данного специалиста обязательно должна содержать и раздел о его правах. В большинстве случаев помощник бухгалтера вправе:

  • делать запросы и получать необходимые документы, информацию и материалы, которые нужны ему для полноценного выполнения своей работы;
  • вносить предложения и предпринимать действия, направленные на улучшение исполнения своих должностных функций и работы предприятия в целом;
  • представлять интересы работодателя в различных инстанциях в переделах своей компетенции;
  • требовать от работодателя и непосредственного руководства обеспечения соответствующих условий для исполнения своих обязанностей;
  • повышать свою квалификацию.

Также помощник бухгалтера вправе рассчитывать на получение социальных гарантий, предусмотренных на законодательном уровне.

Ответственность помощника бухгалтера

Содержит должностная инструкция помощника бухгалтера и сведения об ответственности. Она может быть различной: дисциплинарной, административной, материальной и уголовной.

К дисциплинарной ответственности помощника бухгалтера можно привлечь за нарушение правил внутреннего распорядка или недолжное исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

О материальной ответственности специалиста можно говорить в случае причинения им вреда материального характера (вне зависимости от размера ущерба). Нанесенный ущерб должен быть им возмещен.

Уголовная ответственность наступает в случае совершения специалистом умышленных преступных действий, например порчи/хищения ТМЦ или денежных средств, которые были ему доверены (независимо от того, по своей инициативе это было сделано или под давлением руководства).

Заключение

В статье мы рассказали лишь о типовой структуре должностной инструкции для помощника бухгалтера. Каждое отдельно взятое предприятие может (и должно!) адаптировать ее под себя. В частности, можно добавить в этот локальный документ дополнительные разделы — например, о взаимоотношениях внутри предприятия или об условиях работы. Общим для всех предприятий является то, что в любом случае претендент на должность должен быть ознакомлен с должностной инструкцией еще до подписания с ним трудового договора. Подтверждением ознакомления и согласия с ее положениями служит личная подпись сотрудника, которая обычно ставится на последней странице документа.


Помощник бухгалтера — специалист, который подчиняется непосредственно главному бухгалтеру организации или руководителю.

Должностная инструкция работника утверждается руководством предприятия.

Она необходима для определения правил приема специалиста на работу, требований к его квалификации, границ его профессиональных обязанностей и прав.

Должная инструкция должна определять те обязанности, которые выполняются под контролем руководителя, и те, которые выполняются под контролем бухгалтера.

Важно при составлении документа применять максимально четкие и понятные формулировки, чтобы избежать двоякого толкования инструкции. Подписывается документ одновременно с трудовым договором во время оформления работника на должность.

Должность

Во время отсутствия бухгалтера (больничный, отпуск и т.д.) его обязанности временно исполняет помощник.

Требования к образованию и квалификации


Помощником бухгалтера может стать соискатель на должность, который имеет профильное бухгалтерское образование.

Это может быть высшее экономическое образование, либо среднее специальное.

Кандидат должен знать содержание основных нормативных актов, регулирующих сферу бухгалтерского учета, а также, законодательство смежных с бухгалтерией направлений (финансовое, налоговое, хозяйственное, гражданское и т.д.).

Специалист, также, должен обладать знаниями по следующим вопросам:

  1. Особенности деятельности конкретного предприятия.
  2. Система бухгалтерского учета и документооборота в организации.
  3. Порядок приема и распоряжения финансовыми и материальными ценностями.
  4. Методы расчета с кредиторами, дебиторами.
  5. Правила налогообложения.
  6. Процедура проведения инвентаризации.
  7. Порядок списания недосдач, убытков и т.д.
  8. Сроки и правила составления отчетностей, проведения проверок и ревизий.
  9. Основы трудового законодательства.

Функциональные обязанности

Это становится возможным благодаря исполнению следующих функциональных обязанностей:

    Работа с первичной документацией, в которой отражается движение денежных потоков.

Работа с банковскими счетами предприятия.

Предоставление платежных поручений в банк.

Контроль процесса использования и списания финансов.

Осуществление выплат в государственный, местный бюджеты.


Расчет и контроль платежей по договорам аренды.

Хранение документации по бухгалтерскому учету.

Направление документов в архив.

Участие в процессе инвентаризации.

Замещение отсутствующего бухгалтера.

Консультирование сотрудников (например, начисление заработной платы, расчет больничного и т.д.).

Помощь другим специалистам предприятия в вопросах, связанных с финансами.

Соблюдение трудовой дисциплины и всех существующих на предприятии требований (дисциплинарных, санитарных, охранных и т.д.).

Ответственность специалиста

Специалист несет ответственность за нарушение своих должностных обязанностей, указанных в инструкции. В результате совершенного проступка может наступить различная степень ответственности:

  1. Дисциплинарная.
  2. Материальная.
  3. Административная.
  4. Уголовная.

Так, дисциплинарная ответственность наступает при нарушении трудового распорядка, материальная – при возникновении у предприятия финансовых потерь в результате проступка специалиста, административная ответственность наступает при нарушении порядка и сроков выполнения работы, уголовная – при нарушении уголовного законодательства.

Права работника


Работник имеет право на полноценное рабочее место, своевременную оплату труда, соблюдение всех трудовых прав, получение необходимых для работы материалов и документов.

Итак, помощник бухгалтера – это наемный специалист, который подчиняется бухгалтеру, главному бухгалтеру, иному уполномоченному лицу.

Работник должен иметь определенное образование и профессиональные навыки. Его главной обязанностью является поддержка деятельности бухгалтера. Обязанности специалиста определяются положениями трудового договора, должностной инструкции.

Инструкция утверждается руководителем предприятия и соответствует всем требованиям трудового законодательства. В инструкции прописываются все функциональные обязанности работника, а также, его права и ответственность.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Принимая на работу сотрудника, работодатель заключает с ним трудовой договор, в котором в обязательном порядке должна быть приведена трудовая функция работника (ст. 57 ТК РФ). Это значит, что работодатель должен указать должность в соответствии со штатным расписанием, а также подробно описать функциональные обязанности работника. Конкретизировать трудовую функцию работника можно как в самом трудовом договоре, так и в должностной инструкции. Об обязанностях помощника бухгалтера расскажем в нашей консультации.

От чего зависит функционал помощника бухгалтера

Помощники бухгалтеров, как правило, работают под руководством бухгалтеров более высокой квалификации и ведут учет финансовых операций и проверку правильности документов и записей.

Законодательством не регулируется конкретный перечень обязанностей помощника бухгалтера. Его функционал зависит от специфики конкретной организации (отрасль, структура, численность и другие факторы).

Каковы обязанности помощника бухгалтера

К обязанностям помощника бухгалтера можно отнести:

  • учет всех финансовых операций в соответствии с общими принципами бухгалтерского учета, под руководством бухгалтеров;
  • проверка правильности оформления и ведения документов и записей, касающихся платежей и других финансовых операций;
  • подготовка финансовой документации и отчетности на определенный срок;
  • применение знаний принципов и практики бухгалтерского учета с целью выявления и решения проблем, возникающих в процессе их работы;
  • выполнение бухгалтерских и связанных с ними расчетов на компьютере с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.

Для определения трудовых функций помощника бухгалтера можно также обратиться к профстандарту «Бухгалтер (утв. Приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н).

Пример должностных обязанностей помощника бухгалтера

Конкретный перечень функциональных обязанностей помощника бухгалтера можно предусмотреть в должностной инструкции.

Читайте также: