Есть ли депутатская неприкосновенность в сша

Обновлено: 25.06.2024

Статья 1. Задачи и цели настоящего закона.
Данный закон устанавливает надлежащую сущность и некоторые правовые аспекты о неприкосновенности, а также полный список неприкосновенных должностных лиц.

Статья 2. Неприкосновенность и его сущность.
1. Неприкосновенность - это правовое свойство лица, которое заключается в абсолютной недопустимости привлечения лица к какой-либо ответственности, предусмотренной законом и исключение каких-либо процессуальных действий в отношении лица, которые не указаны в настоящем законе.

Статья 3. Процессуальные действия в отношении неприкосновенных лиц.
1. В отношении неприкосновенных лиц не допускается применение каких-либо процессуальных действий без соответствующий санкции суда (ордера).
2. В отношении неприкосновенных лиц возможны процессуальные действия по следующим случаям, когда неприкосновенное лицо:

2) находится в автомобиле в алкогольном и/или наркотическом опьянении, а равно как с обнаженным оружием в общественном месте. ​

3. В случае того, если неприкосновенное лицо совершает действия, предусмотренные пунктом 1, 2 части 2 настоящей статьи, неприкосновенное лицо задерживается сотрудниками полиции, ФБР на месте и доставляется в участок полиции/офис ФБР.

3.1. В момент задержания запрещено использовать огнестрельное оружие в отношении неприкосновенного лица до тех пор, пока неприкосновенное лицо не обнажит огнестрельное оружие и направит его в сторону сотрудника полиции, военной полиции, сотрудника ФБР, прокурорского служащего, гражданина государства. ​

Применение огнестрельного оружия должно прекратиться в тот момент, когда цель применения огнестрельного оружия было достигнуто:

4. В случае, если неприкосновенное лицо застигнуто за алкогольном/наркотическом опьянении в автомобиле (находящегося в движении), а равно как в общественном месте с обнаженным оружием (п. 2., ч.2 настоящей статьи), то сотрудник правоохранительных органов или специальных служб, вправе:

1) остановить автомобиль, удостовериться, что неприкосновенное лицо в безопасности, как и сам сотрудник и/или общество, окружающее в данный момент неприкосновенное лицо и сотрудника полиции или ФБР, попросить покинуть водителя автомобиль, если неприкосновенное лицо игнорирует просьбы полицейского или агента ФБР, то на уполномоченные лица предупреждают неприкосновенное лицо о намерении применить физическую силу в отношении неприкосновенного лица, впоследствии, сотрудник полиции выламывают дверь автомобиля или взламывают дверной замок автомобиля по отношению водителя, применяя достаточную физическую силу для того, чтоб неприкосновенное лицо покинуло автомобиль и не получило телесного ущерба, в последствии, усаживается в полицейский автомобиль или автомобиль ФБР, после составляется протокол о выполненном мероприятии, автомобиль лица транспортируется на штраф.стоянку, а водитель отправляется в полицейский участок или в офис ФБР; ​

1.2) сотрудники правоохранительных органов или специальных служб должны быть уверены в том, что неприкосновенное лицо в алкогольном или наркотическом опьянении. После выполненных мероприятий должно произвестись сразу медицинское освидетельствование на алкогольное или наркотическое опьянение водителя автомобиля. ​

2) если лицо, имеющее неприкосновенность, разгуливает в алкогольном или наркотическом опьянении в общественном месте с обнаженным огнестрельным оружием или предметом, способное причинить вред обществу, окружающее неприкосновенное лицо, сотрудники полиции/ФБР обязаны просить убрать оружие и должны быть удостоверены в том, что лицо их слышит и понимает. Если лицо игнорирует просьбы сотрудника, то сотрудник в праве изъять оружие у неприкосновенного лица. Если неприкосновенное лицо наведет оружие на человека, сотрудника полиции или ФБР, то уполномоченное на то лицо, обязано обезвредить неприкосновенное лицо, но не нейтрализовать (пока не откроет самолично огонь), впоследствии задержать и транспортировать в полицейский участок или офис ФБР. ​

5. Задержанному неприкосновенному лицу сообщаются его права, основания для задержания и кем задержан. О задержании неприкосновенного лица сообщается его начальнику либо Генеральному прокурору или его заместителю, уполномоченному на то прокурору.
Допрос неприкосновенного лица должен происходить в присутствии прокурора, или, если прокурор даст согласие в письменном виде на проведения допроса без участия прокурора, то допрос проводиться без участия прокурора.
6. Процедура задержания неприкосновенного лица должно сопровождаться видеосъемкой, которая должна храниться 7 дней.

3) В момент задержания, а точнее в течение 3 часов с момента задержания сотрудники полиции или ФБР сообщают об этом прокурору и в суд. Если Верховный суд US-T утверждает задержание (следовательно постановляет о снятии неприкосновенности с лица), то задержание, а далее арест лица происходит в том сроке, который регламентирует уголовно-процессуальный кодекс. Должно возбуждаться уголовное дело и проводиться расследование. ​

7. Штрафные санкции за нарушения дорожного кодекса применяются на месте, без специального разрешения или акта суда.

Статья 4. Неподчинение лица в момент проводимых следственных действий сотрудниками полиции и/или ФБР.
1. Если в момент проводимых следственных мероприятий сотрудниками полиции и/или ФБР лицо, имеющее неприкосновенность находится непосредственно на территории проводимых мероприятий и препятствует проведению таких мероприятий, сотрудники полиции или ФБР имеют право вывести лицо за территорию проводимых следственных мероприятий.
2. Если лицо, имеющее неприкосновенность специально и осознанно портит улики на месте проводимых следственных мероприятий, то неприкосновенное лицо задерживается и доставляется в полицейский участок или офис ФБР, о чем сообщают Генеральному прокурору, его заместителю или уполномоченному прокурору. Процесс порчи улик должен быть запечатлен на видеокамеру, где будет видно лицо задержанного.
3. На месте проводимых следственных мероприятий могут находиться: Генеральный прокурор, его заместитель, уполномоченный прокурор, Председатель Верховного суда, Директор ФБР и иные компетентные сотрудники.

Статья 5. Режимные объекты и прилежащие к ним территории.
1. Без санкции уполномоченных лиц или при отсутствии достаточного уровня допуска к режимному объекту, а таким лицом является неприкосновенное лицо, то такое лицо задерживается на месте о чем сообщается Генеральному прокурору или его заместителю, уполномоченному прокурору. (Неприкосновенное лицо должно проникнуть на территорию режимного объекта без санкции уполномоченных должностных лиц)
2. Если лицо официально имеет допуск на вход на территорию режимного объекта, то задержанию оно не подлежит.
3. Лицу, задержанному на территории режимного объекта сообщаются его права, причины задержания и кем задержан. Применение какой либо силы недопустимо, огнестрельное оружие применяется в том случае, если лицо предоставляет потенциальную угрозу окружающему миру и/или государственным служащим.
4. Задержанное лицо конвоируют в офис ФБР сотрудниками ФБР, где уже идет дальнейшее разбирательство под руководством Генеральной прокуратуры.
5. Задержание такого лица без санкции суда более, чем 24 часа - недопустимо.

  • Президент СШТ;
  • Вице-Президент СШТ;
  • Премьер-Министр СШТ;
  • Судьи всех инстанций;
  • Генеральный Прокурор СШТ;
  • Заместитель Генерального Прокурора СШТ;
  • Сенаторы Конгресса Триллианта;
  • Члены Палаты Представителей Конгресса Триллианта;
  • Комиссар TSPD;
  • Директор ФБР;
  • Директор TDoC;
  • Губернаторы Соединённых Штатов;
  • Министр Обороны;
  • Министр Здравоохранения;
  • Министр Информации;
  • Министр Юстиции;
  • Министр Финансов;
  • Государственный Секретарь Триллианта;

3.1 В случае того, если был обнаружен факт ангажированности Верховных Судей или Председателя Верховного суда, то Генеральный прокурор или его заместитель направляет представление о снятии неприкосновенности с судьи любой инстанции ВККС. ​

4. Неприкосновенность с судей Верховного Суда и Председателя Верховного Суда снимается исключительно ВККС;

Статья 8. Восстановление неприкосновенности конкретного лица.
1. Лицо, подверженное следствию, а после и суду (предполагается уже снятая неприкосновенность лица), в случае оправдательного приговора суда или решения следствия о том, что лицо невиновно, с момента вынесения соответствующего акта судом (оправдательный приговор или специальный акт суда), прокурором (о снятии обвинения), то неприкосновенность возвращается через 2 дня с момента вынесения соответствующего акта.
2. Судебный акт (или оправдательный приговор Верховного суда) является достаточным и в таком случае, неприкосновенность должностного лица возвращается в тот же момент, когда и вынесен акт Верховного суда.

Статья 9. Особенности прокурорской неприкосновенности.
1. Генеральный прокурор или его заместитель имеют неприкосновенность, их невозможно: задержать, арестовать, оштрафовать, прослушивать без санкции Верховного Суда;
Обыскать имущество выше указанный лиц, как и самого лица можно исключительно с наличием соответствующего ордера.
2. В случае того, если за Генеральным прокурором зафиксирован факт ангажированности, то материалы дела предоставляются Верховному суду, который и выносит постановление о применении процессуальных мер в отношении прокурорского работника.

Статья 10. Особенности судейской неприкосновенности.
1. Судьи всех звеньев обладают неприкосновенностью и не могут быть: задержаны, арестованы, оштрафованы, прослушиваться, обысканы без санкции Верховного Суда или ВККС (в случае предусмотренный Статьей 7, пунктом 3.1).
Обыск имущества судьи производится с санкции Верховного Суда или ВККС (в случае предусмотренный Статьей 7, пунктом 3.1).
2. Представление на снятие неприкосновенности с судьи суда любого звена подает Генеральный прокурор в Верховный суд или же в ВККС (в случае предусмотренный Статьей 7, пунктом 3.1)

Статья 11. Генеральный прокурор и Председатель Верховного суда.
1. Обыск имущества Генерального прокурора как и обыск самого Генерального прокурора производится с санкции Верховного суда;
2. Обыск имущества Председателя Верховного суда, как и обыск самого Председателя Верховного суда производится с санкции ВККС.


Все о европейском и мировом опыте снятия неприкосновенности с депутатов

В Европе большинство национальных правовых систем предоставляют двойную защиту для членов парламента:

Политическая. Который означает отсутствие ответственности за голосование, выражение взглядов, мыслей во время выполнения своих профессиональных обязанностей (non-liability). Эта категория обычно называется "освобождением от ответственности" и представляет разновидность свободы выражения.

Уголовная. Это запрещение преследования, ареста, проведения следственных действий в отношении члена парламента без согласия парламента (inviolability). Этот аспект иммунитета является более противоречивым, поскольку несет в себе риск того, что должностные лица могут воспользоваться этой защитой для противозаконной деятельности.

Если первый вид защиты не имеет ограничений по сроку действия неприкосновенности и не предусматривает никаких других ограничений, то второй – предусматривает снятие неприкосновенности при определенных обстоятельствах и ограничен сроком действия депутатского мандата.

Институт международных отношений Киевского национального университета им.Шевченко и аналитическая организация Democracy Reporting International провели исследование по поводу того, обязательно ли депутат должен быть неприкосновенным. Выводы исследования:

Не существует международных или европейских обязательств о том, каким образом регулировать депутатский иммунитет.

Вопрос, насколько широкой должна быть концепция депутатского иммунитета, является исключительной компетенцией государства и решается ее национальным законодательным органом

В то же время Венецианская комиссия отметила различия между странами со стабильной и странами с еще не окрепшей демократией в вопросах отмены депутатской.

В странах со слабой демократией существуют более высокие риски ареста или обвинения депутатов на фальшивых и политически мотивированных основаниях. Именно поэтому, оценивая необходимость депутатской неприкосновенности в каждой стране, нужно тщательно взвесить негативные аспекты неприкосновенности в сравнении с ее потенциальными преимуществами.

19 июня 2015 года Венецианская комиссия дала заключение по поводу предложенных поправок к Конституции Украины относительно отмены неприкосновенности – президентского законопроекта №1776.

Комиссия указала, что европейских стандартов по поводу иммунитета не существует. Следовательно, решение об ограничении депутатского иммунитета должно основываться на анализе конкретной ситуации в стране, "в частности, принимая во внимание степень развитости верховенства права в соответствующей стране".

Комиссия признала, однако, что депутатский иммунитет "может стать препятствием для борьбы с коррупцией".

В то же время она пришла к выводу, что, учитывая коррумпированность судебной системы и неустойчивый демократический строй в Украине, "полная отмена иммунитета может представлять угрозу для функционирования и независимости парламента".

Следовательно, рекомендуется установить иные процессуальные предохранители, "которые могли бы не допустить вмешательства в работу Парламента и одновременно способствовать борьбе с коррупцией".

Неприкосновенность в разных странах

Правовая база неприкосновенности в странах ЕС – это конституции стран-членов (кроме Великобритании). В 21 стране ЕС члены парламентов имеют полную политическую и уголовную неприкосновенность – политическую пожизненно, а уголовную на время получения мандата.

Однако в каждой стране есть свои особенности получения неприкосновенности, ее действия и снятия. Иммунитет обычно действует в течение срока полномочий парламента со дня избрания или со дня принятия присяги.

В Австралии, Великобритании, Испании, Ирландии, Мальте и в Канаде неприкосновенность распространяется только на гражданские дела.

В Австрии, Германии, Латвии и Словакии на гражданские и административные правонарушения. В Молдове - на все правонарушения, кроме специально определенных законом.

Например, в Австрии, Грузии, Турции, Франции и Португалии неприкосновенным является не только депутат, а его дом с офисом. В Бельгии иммунитет имеют депутаты и министры региональных советов. В Германии иммунитет действует только на депутатов нижней палаты.

Интересным моментом является пункт, относительно того если на кандидата в депутаты уже заведено уголовное дело до получения мандата, то в Польше, Великобритании, Эстонии и Финляндии уголовное производство не останавливается. А в Дании, Греции, Германии, Венгрии и Чехии останавливается после получения статуса, однако может быть продлено по решению парламента.

Особенности снятия депутатской неприкосновенности в разных странах

В то время, как некоторые страны ограничивают неприкосновенность уголовными преступлениями, в Бельгии, Германии, Франции, Италии, Латвии, Испании расширяют ее до административных, гражданских или дисциплинарных нарушений.

В Ирландии за такие преступления как измена, уголовное преступление, нарушение общественного порядка, можно осуждать без согласия парламента.

В Португалии нельзя воспользоваться неприкосновенностью, если за умышленное нарушение закона предусматривается от трех лет тюрьмы.

В Швеции с неприкосновенности парламентариев исключены уголовные правонарушения наказываются тюремным заключением от двух лет. В Австрии же нарушения, которые четко не относятся к политической деятельности члена парламента исключены из поля неприкосновенности.

Требование предварительного согласия парламента на проведение следственных действий не является обязательным в некоторых странах.

В странах Европейского Союза парламент ответственен за снятие неприкосновенности. Исключением является Кипр, где за это отвечает Верховный Суд.

Представление на снятие неприкосновенности в Германии, Венгрии и Швеции делает прокурор, в Испании – председатель Верховного суда, в Румынии – министр юстиции.

Преимущественно вопрос голосуется простым большинством голосов членов парламента. В то время, как в Польше – это должно быть абсолютное большинство голосов, а в Швеции – 5/6 от тех, кто голосовал.

Примеры отдельных стран ЕС


Германия. Общее регулирование вопроса иммунитета осуществляется конституцией Германии и регламентом Бундестага, собственно, как и в Украине. Особенность немецкой системы лишении неприкосновенности заключается в том, что депутаты каждого нового созыва Бундестага принимают свое общее решение о порядке рассмотрения незаконных действий депутатов.

Для ареста парламентария требуется согласие Бундестага. Но в случае, когда нардепа Германии задержали во время совершения преступления или в течение следующего дня, он может быть арестован без такого согласия.

Возможность задержания в течение следующего дня — это также особенность системы иммунитетов именно Германии. Ежегодно депутатскую неприкосновенность теряют в среднем 5-6 депутатов Бундестага.

Бельгия. Бельгийские парламентарии, конечно, наделены иммунитетом, но пользуются им только во время парламентских сессий. Согласно конституции Бельгии, ни одного из членов той или другой палаты не могут преследовать или арестовать за уголовное деяние иначе, чем с разрешения палаты, в состав которой он входит, — но только в течение сессии.

В Латвии, кроме четких правил лишение депутатской неприкосновенности за преступления и правонарушения, есть еще норма, которая позволяет лишить депутатского статуса вообще за пренебрежение своими обязанностями.

Если парламентарий в течение текущей сессии пропустил без весомой причины более половины заседаний — он больше не парламентарий.

За пропущенные заседания латвийские депутаты платят штраф — 20% месячной зарплаты за каждое пропущенное заседание. Кроме того, в течение каждого заседания они должны зарегистрироваться трижды — только при этом условии они считаются присутствующими. Если зарегистрировался только дважды — штраф.

Неприкосновенность депутатов Европарламента


До реформы 2009 года в различных членов Европарламента могла быть разная зарплата, даже проверка деклараций была выборочной. После 2009 года установлены единые оклады и условия труда для всех парламентариев.

Члены Европейского парламента также имеют неприкосновенность, которая распространяется на их слова и действия во время выполнения профессиональных обязанностей. В Европейском Парламенте депутаты имеют иммунитет от задержания и судебных разбирательств кроме случаев задержания на месте преступления (in flagrante delicto).

Неприкосновенность можно снять заявлению правительства любой страны-члена ЕС, поданной в Председатели Европейского парламента. Далее его рассматривает профильный комитет, предоставляет экспертные заключения и Европарламент принимает решение.

Об авторе: Анна Кроткина – американский журналист, преподаватель Университета Вашингтона и Ли, штат Вирджиния.

сша, власть, свобода личности, личная жизнь

Скоро лица будут нам документами. И картами - от денежных до медицинских Фото Reuters

В 1984 году, когда советский строй уже одряхлел, но не было уверенности, что он все-таки рухнет, знаменитый польский кинорежиссер Анджей Вайда сделал фильм о вездесущности авторитарного режима, приникающего в личную жизнь человека и забирающегося всюду – даже к своим гражданам в постель.

Сюжет фильма был простой: хозяйка небольшого магазина в немецкой деревне (ее восхитительно играет Ханна Шигула) влюбляется в польского военнопленного, и все это кончается очень плохо, так как поляки не считались арийцами и любовь между неарийцем и немецкой женщиной была противозаконна.

В первых кадрах фильма героиня на велосипеде едет в соседний город в аптеку, чтобы купить презервативы. В аптеке, где хозяин приветствует ее гитлеровским салютом, ей нужно объяснить, что она хочет купить, и при этом избежать внимания сгрудившихся вокруг нее других покупателей – преданных режиму любопытных женщин и молодых мужчин в военной форме.

При авторитарном режиме, говорит нам Вайда, намекая, конечно, и на коммунизм, при котором он жил и работал, человек вынужден быть прозрачным для государства. У него не может быть душевных закоулков, интимных чувств, сокрытых от посторонних глаз. А если таковые имеются, он будет наказан.

Компьютерная мышка знает про вас все

Резолюция эта была совещательной и не имела силы закона.

Понятно, что Советский Союз и страны, им контролируемые, от резолюций, касающихся прав человека, только отмахивались. Но для стран Запада в целом и для США в частности неприкосновенность личной жизни, или прайвеси, сделалась одной из главных отличительных черт демократии от авторитаризма.

Причин для такой иллюзии предостаточно: сегодня мало кто окажется в положении героини фильма Вайды – все интимные покупки, которые не хочется афишировать, могут быть, не выходя из дома, куплены по Интернету.

Невидимая для посторонних личная жизнь может теперь тайно бурлить даже в самом людном месте. Можно обмениваться эсэмэсками личного свойства в любом общественном месте или затеять тайную переписку с коллегой по WhatsApp, Messenger или Viber прямо на производственном собрании. По Интернету можно знакомиться, влюбляться и расходиться, не привлекая ничье внимание.

Тайно и не демонстрируя свой интерес или незнание того или иного предмета, можно, сидя за компьютером или имея в руках смартфон, задать Интернету любой вопрос и получить на него экспертный ответ.

Человеку, сидящему одиноко за компьютером и занятому поиском той или иной информации, может казаться, что он так же изолирован от мира, как если бы он просто читал энциклопедию или листал книгу. Но это одиночество и эта безопасность обманчивы.

Ведущие американские газеты то и дело публикуют материалы, предупреждающие граждан о том, что их телефоны и компьютеры шпионят за ними день и ночь не хуже полиции мыслей.

Пока вы спите, ваш iPhone, вероятно, передает личную информацию о вас компаниям по всему миру, включая ваше местоположение, адрес и список ваших друзей с их телефонными номерами, предупреждает расследование Washington Post, обнаружившее, что 5400 трекеров в популярных приложениях передают данные телефонов частным компаниям. Исследователи отметили, что приложения обычно передают информацию компаниям (или другим третьим лицам) глубокой ночью, пока ничего не подозревающие владельцы спят.

15-1-3-t.jpg


Ваш компьютер, пишут другие исследователи, следит, не спрашивая вас, за вашим здоровьем. Мышка вашего компьютера будет первой в курсе, что у вас дрожит рука, и это может быть первым симптомом неврологического заболевания. Без вашего ведома эта информация будет передана в частные компании, которым ничто не помешает продать эти сведения вашей медстраховке или кому им заблагорассудится.

Ваша новая машина тоже принимает участие в этой оргии шпионажа. Машина беззастенчиво собирает данные о том, как быстро вы ездите, как резко жмете на тормоз, как часто меняете скорости. Куда автопроизводители посылают эту информацию – неясно. Но возможность монетизации таких данных, конечно, есть.

Иными словами, все, кто гуглит, покупает что-то онлайн, кто пользуется электронной почтой, соцсетями, навигатором GPS, ставит лайки и оставляет комменты, живет под стеклянным колпаком. Тайные и явные желания, фантазии, привычки, привязанности, интересы, убеждения, страхи – все на виду и отслеживается и анализируется теми, кому это нужно: от компаний, желающих вам что-то продать, до политических группировок.

Слежка и надзор умножают отвагу

Перед лицом массового надзора многих исследователей поражает, что люди продолжают беззаботно загружать всевозможные приложения и бездумно жать на кнопку, под которой описаны условия конфиденциальности, прекрасно зная, что эти приложения общаются с другими приложениями, сообщая им, где пользователи едят, какую музыку слушают, сколько в день проходят километров и многое другое.

Люди променяли прайвеси на удобства, жалуются социологи.

Но дело может быть не только в удобстве и не только в том, что у большинства нет ни знаний, ни времени отстаивать свою неприкосновенность, – обычному человеку для ознакомления с условиями конфиденциальности всех веб-сайтов, которые он загружал в течение одного года, понадобилось бы, по подсчетам исследователей в университете Carnegie Mellon, более 30 рабочих дней.

15-1-4-t.jpg


Это понятие неприкосновенной личности сделалось частью национальной идентичности и определило ряд американских законов, важных по сей день. Так, право на аборт было сформулировано в 1973 году как невмешательство в прайвеси женщины.

Самоцензура – это прикольно!

Но вернемся к сегодняшнему дню.

Механизмов крушения может быть несколько. Прежде всего прозрачность частной жизни человека, когда он наконец полностью осознает, что за ним подсматривают, не может не отразиться на его поведении в обществе. Тут работают простые законы психологического давления и общечеловеческой тенденции не высовываться.

По мнению многих специалистов в области психологии и социологии, человек, лишь подозревающий, что за ним следят, меняет свое поведение. Потеря прайвеси, говорят специалисты, ведет к массовому конформизму и подавлению способности критически мыслить, необходимой для самоуправления в демократическом обществе.

То, как на человека действует знание, что за ним наблюдают, можно, говорят эксперты, изучать на примере общества Китая.

Кроме прямого давления страхом, на которое может с уверенностью рассчитывать только сформировавшийся авторитарный режим, прозрачность внутреннего мира человека открыла политикам двери для более тонкой манипуляции.

Самым знаменитым примером такой манипуляции стал скандал, связанный с деятельностью политической консалтинговой фирмы Cambridge Analytica, вмешавшейся в американские выборы 2016 года на стороне Дональда Трампа.

Скандал заключался в следующем: работая для кампании Трампа, Cambridge Analytica собрала данные 87 млн американских пользователей Facebook. Удалось это сделать обманом: фирма создала приложение для Facebook, которое было викториной. В результате были собраны данные людей, принявших участие в опросе, и через найденную лазейку в API Facebook была собрана информация о друзьях тех, кто принял в викторине участие.

Цель же состояла в том, чтобы манипулировать психологией избирателей, подавляя инициативу сторонников Клинтон и подогревая страсти более консервативной части населения, симпатизирующей Трампу. Прозрачность пользователей Facebook позволяла Cambridge Analytica нацеливать свою пропаганду с учетом психологического портрета жертвы. Кроме того, Cambridge Analytica смогла сосредоточить особое внимание на тех немногочисленных избирателях, которые колебались между двумя кандидатами. Притом что сторонники кандидатов были поделены почти поровну, психологическое давление на колебавшихся дало, возможно, важный на этих выборах перевес.

Результаты американских выборов были не единственным успехом Cambridge Analytica. По словам бывшего сотрудника Cambridge Analytica, в преддверии референдума о членстве Великобритании в Европейском союзе в 2016 году фирма Cambridge Analytica содействовала кампании противников Евросоюза – Leave.EU и UKIP (UK Independence Party).

Все понимают, что использование ворованных личных данных для точечных ударов пропаганды – дело грязное. И не удивительно, что Leave.EU и UKIP сотрудничество с Cambridge Analytica отрицают. Но переписка между фирмой и этими политическими группировками, представленная недавно британскому парламенту, говорит, по мнению экспертов, об обратном.

Но слова эти не обнадеживают. Несмотря на заверения Цукерберга, прозрачность пользователей соцсетей никуда не делась и уязвимость пользователей Интернета только увеличивается. И эта потеря прайвеси, то есть потеря неприкосновенности личной жизни, ставит под угрозу основы демократии: свободное волеизъявление независимо мыслящих граждан и свободные неподтасованные выборы. И вот уже на горизонте снова замаячил мир, описанный Вайдой и предсказанный Оруэллом.

Сергей Шестов

- Сергей Семенович, так отменять депутатскую неприкосновенность или нет?

- Это было, это остается.

- Предложение о снятие неприкосновенности — подрывное?

- А я, вообще-то, приверженец того, чтобы годика на три запустить анархию в стране.

- Зачем это? И что потом будем делать на обломках?

- А мы уже сколько раз все делали на обломках? На обломках царизма, потом на обломках советской империи? А что, нам не привыкать. Теперь новая форма. Что касается тех, кто потом станет устранять последствия — они найдутся обязательно. У нас всегда кто-нибудь да находится.

- Так из под обломков 90-х еле-еле вылезли?

- Значит, уже заскучали… Мы же народ скучающий. Проходит 20-30 лет, нам скучно становится, и мы что-то затеваем. Украинцы вот пошли опытно-экспериментальным путем. У них анархия воцарилась давно, и, чтобы ее легализовать, они и приняли закон о снятии депутатской неприкосновенности. Именно для легализации данного явления.

- Снятие неприкосновенности на Украине означает, что избранники народа теперь все время будут под страхом преследования и наказания?

- Не будет такого. Какое там снятие неприкосновенности — у нас даже смертной казни (хоть она и отменена) не боятся — как впрочем и в Китае, и в США. Руби голов сколько хочешь — а явление будет нарастать. Но появится официальный инструмент. Лоббирование в парламенте — это зарабатывание какого-то количества денег и достижение какого-то уровня власти. А тут возникает ограничитель.

- Но если, скажем, депутат прошлого созыва, перескочивший и в этот, призывал бомбить своих же сограждан — как в случае с АТО в Донбассе — разве не пришло время снимать с него всякую неприкосновенность!

- Со всех сторон нам твердят о гражданской войне на Украине. Но это не гражданская война, а военно-полицейская операция. Одни формализованы от имени государства, а другие в роли сепаратистов выступают. Я все жду, когда народу не только на Донбассе, но и в западной части Украины надоест — и они перейдут не ко мнимой, а к реальной гражданской войне. И тут призывавшие к военным действиям с трибун в Киеве о своей отвественности вынуждены будут вспомнить волей-неволей.

ВОПРОС ДНЯ

Не отменить ли и нам неприкосновенность депутатов?

Павел КРАШЕНИННИКОВ, глава Комитета Госдумы по госстроительству:

- Если мы думаем о конкуренции в политике и о свободе слова, такая норма должна быть. Она нужна и для судей как защита от давления. Это не вседозволенность, это соблюдение правовых рамок.

Геннадий БОГУШ, доцент МГУ:

- Одно дело, когда неприкосновенность защищает от политических преследований. Другое - когда препятствует правосудию. Известна практика, когда депутатский мандат покупается, чтобы затруднить расследование.

Валерий КАТЫШЕВ, мэр города Буй:

- Ничего страшного в снятии неприкосновенности нет. Депутат представляет интересы простых людей, так почему он должен выделяться? Говорят, что это страховка от давления на него, но я за последние лет 10 такого давления не видел.

Не отменить ли и нам неприкосновенность депутатов?

Александр БРОД, директор Московского бюро по правам человека:

- Не всегда стоит копировать то, что происходит на Украине. Наши депутаты и так на виду. И при нарушении закона СК или Генпрокуратура обращались в Госдуму, чтобы неприкосновенность сняли. Достаточно примера сенатора Арашукова, арестованного прямо в Совфеде. Лучше бы совершенствовать механизм отзыва депутатов.

Сергей ЦЕКОВ, сенатор СФ от Крыма:

- На Украине это дает возможность Зеленскому давить на депутатов. Снятие неприкосновенности - это ведь и прослушивание телефонов, и проникновение в жилье депутата, и досмотр автомобилей и прочее. Когда запрет на это отменяется, появляются рычаги давления.

- В советское время не было никакой депутатской неприкосновенности. В здоровой системе госуправления с чистыми людьми подобное понятие вообще теряет смысл.

- Хотите бардака в стране - отмените неприкосновенность! И будет агрессивная анархия.

КСТАТИ

Российский политик отреагировал на принятие Верховной Радой закона о снятии депутатской неприкосновенности (подробности)

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Сергей Мардан: Снятие депутатской неприкосновенности - это первый шаг к расстрелам, о которых все мечтают

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: