Если высшая законодательная власть принадлежит выборному органу страны

Обновлено: 04.07.2024

Какие существуют формы правления? Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию , а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании:

  • в узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве);
  • в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства. Форма правления показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия , — словом, как устроено разделение властей.

Какие формы правления существуют

формы правления

Существует две главные формы правления. В зависимости от того, как меняется глава государства, можно определить, какая форма принята в государстве — монархия (наследование должности) или республика (выборы).

Монархия

Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии

  1. Единоличным главой государства является монарх;
  2. Власть переходит по наследству;
  3. Монарх юридически безответствен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархии

  • Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (ОАЭ, Оман, Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан, Саудовская Аравия).
  • Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:
    • Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России[5] , Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа [6] . В настоящее время подобных монархий в мире нет.
    • Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
      • Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
      • Парламентская монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания). Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично.

      Республика

      Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.

      Отличительные признаки республиканской формы правления

      1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
      2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
      3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
      • они избираются на определённый срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
      • возможно досрочное прекращение полномочий.

      Виды республик

      Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несёт ответственность.


      На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.

      О чем эта статья:

      10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

      Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
      Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

      Определение формы правления

      Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

      Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

      У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

      Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

      • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
      • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

      Формы власти показывают:

      • как создаются высшие органы власти в государстве,
      • их структуру,
      • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
      • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
      • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

      В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

      Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

      Монархия

      Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

      Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

      Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

      Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

      Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

      Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

      В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

      Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

      Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

      Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

      Виды монархий Основные черты
      Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
      Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
      Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
      Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

      Основные виды монархий и их признаки

      Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
      Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
      Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
      Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
      Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
      Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
      Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
      Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
      Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

      Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

      Республика

      Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

      Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

      Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

      Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

      Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

      Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

      Монархия (греч. monarchia - единовластие)это форма правления, где высшая государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху, султану, раджи), который занимает престол по наследству, пожизненно осуществляет власть и не несет юридической ответственности перед населением.

      Признаки монархии:

      1)Верховная власть принадлежит одному лицу - единоличному главе государства;

      2)Верховная власть осуществляется пожизненно;

      3)Верховная власть передается по наследству. Хотя существуют выборные монархии. Например, в Малайзии монарха выбирают на 5 лет;

      4)Верховная власть монарха ни от кого не зависит;

      5)Монарх является юридически безответственным лицом;

      6)Монарх обожествляется;

      Виды монархий:

      Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные).

      При абсолютной монархиивласть монарха ни фактически, ни юридически ничем не ограничена. Вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

      При конституционной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами власти (парламентами, сословно-представительными органами).

      Конституционные монархии сложились в период становления буржуазного общества. В конституционной монархии монарх ограничен выборным органом – парламентом либо Конституцией (либо и тем и другим). Высшая государственная власть осуществляется на основе и в рамках Конституции.

      Конституционные монархии также делятся на: дуалистические и парламентарные.

      Дуалистическая монархия – это форма правления, при которой монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, хотя монарху принадлежит право абсолютного вето и право неограниченного роспуска парламента. Монарх имеет право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам или имеющие даже большую юридическую силу по сравнению с ними. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Парламентарная монархия – это форма правления, которой свойственно максимальное ограничение монарха в области как законодательной, так и исполнительной власти. Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, победившей на выборах, становится главой правительства. Правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. При парламентарной монархии, монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляют конституционно сформированные органы. Законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Но эта прерогатива монарха имеет формальный характер. Монарх, как правило, не отказывается от подписания законопроектов. Иногда монарх наделяется правом отлагательного вето, но использует его крайне редко. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако такая подпись требует контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). При парламентарной монархии монарх царствует, но не правит, он является символом государства.

      Республика (от лат. res publica – общественное дело. Термин ввел Цицерон) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

      Признаки республики:

      1) Источником власти в республике является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному законодательному органу - парламенту.

      2) Высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа;

      3) Срок полномочий высших представительных законодательных органов государственной власти ограничен;

      4) Выборные органы государственной власти несут ответственность перед избирателями;

      Виды республик:

      Республики подразделяются на парламентарные и президентскиеи смешанные.

      Они различаются, главным образом, тем, какой из органов государственной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

      В парламентарной республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства. Правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, то есть парламентом. Президент, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента, представителей субъектов федерации или представительных региональных органов. Парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, то есть правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент парламентарной республики является главой государства, но не главой правительства. Правительство возглавляет премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах. Реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает. Главой государства выступает глава правительства – премьер-министр.

      Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент избирается населением всей страны или выборщиками (внепарламентский метод избрания президента), является одновременно и главой государства и главой правительства. Президент наделен правом роспуска парламента и правом отлагательного вето на решения парламента. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть.

      Смешанная республика – это форма правления, где правительство формируется и президентом и парламентом.

      Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
      Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
      Эта отметка установлена 30 апреля 2012.


      Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

      В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

      При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

      При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

      См. также

      • Государственная власть
      • Теория государства и права

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Законодательная власть" в других словарях:

      Законодательная власть — (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно… … Политология. Словарь.

      ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властейодна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. ЗАКОНО ДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей после конституции, юридической силы… … Финансовый словарь

      ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власть, в системе разделения властей одна из ветвей власти, функцией которой является принятие законов. Законодательная власть принадлежит, как правило, выборным представительным органам государства (например, парламенту) … Современная энциклопедия

      ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — см. ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

      Законодательная власть — (англ legislative power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга ветвей власти в государстве. З.в. осуществляет исключительное право издавать нормативные акты, обладающие высшей, после … Энциклопедия права

      Законодательная власть — власть, издающая законы; в Российской Социалистической Федерации законодательная власть принадлежит трудовому народу: 1) в лице его выборных представителей делегатов на Всероссийский Съезд Советов, 2) избираемому из его среды Всероссийскому… … Популярный политический словарь

      ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В… … Юридический словарь

      ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в государственном праве система органов государства, имеющих право принимать законы … Большой Энциклопедический словарь

      ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — согласно теории разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а тж. систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В… … Юридическая энциклопедия

      Форма государства - способ организации центральной государственной власти, ее территориальная организация и методы осуществления.

      Форма государства – это комплексная характеристика трех различных сторон организации (оформления) государственной власти.

      Указанные составляющие этой формы характеризуются в науке как форма государственного правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим.

      Все эти элементы находятся во взаимосвязи, в диалектическом единстве. Каждый из них обладает определенными особенностями, но только вместе они характеризуют форму конкретного государства.

      Форма конкретного государства - не плод творения какого-либо политического лидера, партии, группы лиц или результат научной разработки. На форму конкретного государства оказывают влияние самые различные факторы: экономические, политические, социальные, идеологические, субъективные и объективные. В максимальной степени на нее оказывают влияние исторический опыт, национальные и политические традиции.

      Рассмотрим последовательно указанные элементы.

      2. Форма государственного правления.

      Форма правления характеризует порядок образования высших органов государственной власти, их полномочия и характер взаимоотношений между ними. То есть этот элемент формы государства свидетельствует о том, как построена верховная (суверенная) власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними.

      Высшие органы государства - это глава государства (монарх, президент), законодательный орган, правительство, высшие судебные и прокурорские органы.

      Разные формы правления, сложившиеся в истории человечества, в зависимости от положения главы государства , подразделяются на монархии и республики.

      Монархия (от греч. monarchia – единовластие) - такая форма правления, при которой верховная государственноая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха, императора, фараона и т.д.), который получает ее в порядке наследования.

      Признаки, присущие этой форме правления:

      монарх осуществляет единоличное правление;

      независимость монарха от населения;

      наследственный порядок преемственности верховной власти, регулируемый законом о престолонаследии;

      бессрочность правления монарха, который пользуется властью пожизненно. Он может оставить престол в порядке отречения от него;

      монарх не несет политической, уголовной, административной ответственности как глава государства. Хотя в революционные эпохи в некоторых странах применялась и уголовная ответственность и казнь королей (Великобритания, Франция);

      возможность осуществления полномочий главы государства регентом, в случае малолетнего престолонаследника или продолжительной болезни монарха.

      На протяжении длительного периода существования (монархия существовала во всех исторических типах государств) она показала способность к гибкости и изменчивости, в силу чего ей удалось утвердиться и в развитых демократических государствах.

      Как форма правления монархия возникла в условиях рабовладельческого общества, при феодальном строе стала основной формой государственного правления, существует и в условиях современного мира. Например, такая форма правления имеет место в Великобритании, Испании, Японии.




      С позиций полноты власти монарха выделяют такие виды монархий, как абсолютная (неограниченная) и ограниченная (конституционная, парламентарная).

      Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой вся полнота власти находится в руках монарха. То есть он осуществляет и законодательную, и судебную, и исполнительную власть. Иные органы государства полностью зависят о воли монарха. В таком государстве нет законодательного органа, избираемого населением, нет конституции, ограничивающей власть монарха. В современном мире подобных монархий практически нет.

      Парламентарная монархия отличается следующими признаками:

      власть монарха ограничена во всех наиболее значимых сферах государственной власти;

      наряду с монархом есть высшие органы государственной власти – парламент и правительство;

      осуществляется принцип разделения властей;

      законодательная власть осуществляется парламентом, который избирается населением;

      правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах, оно ответственно перед парламентом;

      главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством мест в парламенте;

      повеления монарха вступают в силу после проведения соответствующим министром процедуры контрассигнации.

      Монарх принимает участие в политической жизни, но его властные функции минимальны (принятие отставки правительства, вручение государственных наград, представление государства за рубежом и т.д.).

      В настоящее время подавляющее большинство монархий именно парламентарные. Таковыми являются, например, Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Дания, Норвегия, Япония и др.

      Дуалистическая монархия - это форма правления, при которой полномочия по управлению государством исполняются монархом во взаимодействии с выборным представительным органом. Дуалистическая форма является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной

      Признаки дуалистической монархии:

      наличие двухпалатного парламента, структура которого наглядно иллюстрирует соотношение политических сил в стране (нижняя палата избирается народом, верхняя – назначается монархом);

      правительство формируется монархом и ответственно перед ним;

      наличие у монарха вето (от лат.veto – запрещаю) на принимаемые парламентом законы означает отказ главы государства подписать и ввести в действие закон, принятый парламентом.

      Особая и достаточно редкая форма правления – теократическая монархия. При этой форме верховная законодательная и исполнительная власть в государстве принадлежит главе церкви. Такую форму правления имеет Ватикан.

      В современных условиях государств с монархической формой правления незначительное количество. Более широкое распространение имеет республиканская форма правления.

      Республика (от лат. respublika – общественное дело, государство) - форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок.

      Республиканская форма правления зародилась в древнем мире, в частности, в Афинской республике. Существовала она и в средневековье в городах, имеющих право на самоуправление (Новгород, Псков, Венеция и др.). В современных условиях большинство государств – республики.

      К общим признакам республики относятся:

      выборность высших органов государственной власти;

      разделение единой власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

      деятельность высших органов ограничена определенным сроком;

      юридическая ответственность главы государства в определенных законом случаях;

      обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов.

      Осуществление государственной власти от имени народа.

      Современные республики подразделяются на два вида: парламентские и президентские. Основное их отличие проводится по линии соотношения парламента , президента и правительства.

      Парламентская республика – такая форма правления, при которой основная роль среди органов государственной власти принадлежит парламенту. Он осуществляет законодательную власть, оказывает решающее воздействие на формирование правительства, которое ответственно перед парламентом. Практически главой правительства становится лидер политической партии, получившей большинство в мест в парламенте.

      Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

      верховная власть принадлежит избираемому населением парламенту, наделенному законодательными полномочиями;

      правительство формируется парламентом из числа депутатов, принадлежащих к партии большинства в парламенте;

      правительство ответственно перед парламентом, который наделен правом отставки правительства, выразив ему недоверие;

      президент (в тех государствах, где есть такой пост) избирается парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

      президент является главой государства, но не главой правительства;

      руководит правительством премьер-министр, являющийся фактическим руководителем государства.

      К числу парламентских республик относятся Австрия, Германия, Италия и т.д.

      Президентская республика – форма государственного правления, при которой высшая власть сосредоточена в основном в руках президента, обладающего полномочиями и главы государства, и главы правительства.

      Для президентской республики характерны следующие признаки:

      официальным и фактическим главой государства является президент;

      президент соединяет в своих руках полномочия и главы государства и главы правительства;

      президент избирается на определенный срок либо населением, либо коллегией выборщиков;

      президент назначает правительство, несущее перед ним политическую ответственность;

      президент обладает правом вето на принимаемые парламентом законы;

      четкое разделение властей: парламент осуществляет законодательную власть, президент через подчиненных ему министров – исполнительную;

      президент имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты;

      президент – главнокомандующий вооруженными силами государства.

      В качестве примера президентской республики можно привести Соединенные Штаты Америки, Бразилию, Египет, Мексику и др.

      В современных условиях имеются республики, которые нельзя твердо отнести ни к парламентским, ни к президентским. Это так называемые республики смешанного типа.

      Это либо президентская республика с отдельными элементами парламентской, либо парламентская с элементами президентской. Эти особенности проявляются в том, что:

      наряду с президентом есть должность премьер-министра, наделенного возможностью принимать важные политические решения;

      в формировании правительства принимают участие и президент, и парламент;

      правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия) и перед президентом (отставка);

      исполнительная власть осуществляется и президентом, и его администрацией, и премьер министром, и правительством.

      К государствам со смешанной формой правления можно отнести Португалию, Францию, Россию и др.

      Читайте также: