Если руководство проверяемого экономического субъекта отказывается предоставлять информацию

Обновлено: 25.06.2024

1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

1.2. Целью правила (стандарта) является определение основных (установленных действующими законодательными нормами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации) прав и обязанностей аудиторских фирм или аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей , а также прав и обязанностей проверяемых экономических субъектов для более четкого регулирования взаимоотношений между сторонами при проведении аудита.

В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются "аудиторские организации".

1.3. Задачами правила (стандарта) являются:

а) изложение прав и обязанностей аудиторских организаций;

б) изложение прав и обязанностей проверяемых экономических субъектов;

в) описание наиболее важных аспектов правовых взаимоотношений аудиторской деятельности, которые не раскрыты в полной мере в действующих законодательных и нормативных актах;

г) обеспечение дополнительных основ для урегулирования конфликтов между аудиторскими организациями и пользователями аудиторских заключений.

1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменной информации (отчете) аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта , заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

Далее по тексту - "письменная информация (отчет) аудитора".

1.6. Перечень прав и обязанностей аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов, изложенный в настоящем правиле (стандарте), не является исчерпывающим и может быть расширен в других правилах (стандартах) аудиторской деятельности, а также в положениях договоров на оказание аудиторских услуг.

2. Права аудиторских организаций

2.1. Аудиторские организации имеют право предлагать свои профессиональные услуги в соответствии с выданной им лицензией и на основании норм действующего законодательства.

2.2. Аудиторские организации имеют право на осуществление в установленном порядке аудиторской деятельности. Они не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

2.3. Аудиторские организации до подписания договора на оказание аудиторских услуг имеют право на ознакомление с документами бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов, а также на получение разъяснений от должностных лиц по возникающим вопросам в целях оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономических субъектов и определения аудиторского риска для принятия решения о заключении договора.

2.4. Аудиторские организации имеют право запрашивать у проверяемого экономического субъекта аудиторские заключения других аудиторских организаций по результатам проведенного аудита за любой проверенный отчетный период как самого экономического субъекта, так и его структурных подразделений.

2.5. Аудиторские организации имеют право привлекать на договорной основе к участию в проведении аудиторской проверки аудиторов, работающих самостоятельно, аудиторов, работающих в качестве штатных сотрудников других аудиторских организаций, а также иных необходимых специалистов (экспертов). Порядок привлечения указанных лиц к участию в проведении аудиторской проверки предусматривается законодательными и иными нормативными актами, в том числе правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

2.6. Аудиторские организации имеют право самостоятельно определять формы и методы проведения аудита исходя из требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации, правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также конкретных условий договора с экономическими субъектами. К таким формам, приемам и методам проведения аудита, как правило, относятся следующие:

а) формы и методы планирования аудита;

б) методы установления базовых показателей для определения уровня существенности и показателей выборки;

в) формы и методы проведения аудиторских процедур;

г) методы сбора и анализа аудиторских доказательств;

д) порядок взаимодействия с проверяемыми экономическими субъектами при получении от последних документации о финансово - хозяйственной деятельности;

е) порядок документирования аудита и дальнейшего архивирования рабочей документации;

ж) получения разъяснений по возникшим вопросам и дополнительных сведений;

з) организация внутрифирменного контроля качества аудита;

и) порядок и условия привлечения других аудиторских организаций и иных специалистов для участия в проведении аудита;

к) другие формы и методы проведения аудита по усмотрению аудиторских организаций.

2.7. Аудиторские организации имеют право при проведении аудиторской проверки проверять в полном объеме документацию, связанную с их финансово - хозяйственной деятельностью, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации. Непредставление или какое-либо ограничение доступа к информации со стороны проверяемого экономического субъекта может рассматриваться как ограничение объема аудита. Аудиторские организации имеют право отказаться от проведения аудита в случае непредставления проверяемыми экономическими субъектами всей необходимой информации.

2.8. Аудиторские организации имеют право требовать от государственных органов, по поручению которых проводится аудиторская проверка, создания надлежащих условий для ее проведения, а при необходимости - также обеспечения личной безопасности аудиторов и членов их семей.

2.9. Аудиторские организации имеют право получать у ответственных работников проверяемых экономических субъектов устные и письменные разъяснения по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам.

2.10. Аудиторские организации имеют право получать по письменному запросу, согласованному с проверяемыми экономическими субъектами, информацию от третьих лиц, необходимую для составления аудиторского заключения.

2.11. При проверке операций экономических субъектов со связанными сторонами аудиторские организации имеют право получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования аудиторских доказательств в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности проверяемых экономических субъектов. Действия аудиторских организаций в этих случаях регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита".

2.12. Аудиторские организации имеют право запрашивать от проверяемых экономических субъектов и третьих лиц следующие подлежащие подтверждению данные:

а) от экономических субъектов - об остатках на текущих, ссудных, депозитных и прочих банковских счетах этих субъектов;

б) от доверенных лиц, дилеров, инвестиционных компаний, регистраторов, депозитариев и других профессиональных участников рынка ценных бумаг - о наличии и составе соответствующих финансовых инструментов, принадлежащих проверяемым экономическим субъектам, сальдо расчетов по операциям на организованных рынках ценных бумаг и других аналогичных сделках;

в) от прочих партнеров по бизнесу - о сальдо расчетов по проведенным операциям проверяемых экономических субъектов;

г) другие данные, необходимые как источники получения аудиторских доказательств.

2.13. Аудиторские организации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей им рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным нормативным актам и профессиональной этике, а также не нарушающие права и охраняемые законом интересы экономических субъектов, в отношении которых проводился аудит, и других лиц.

2.14. Аудиторские организации вправе не предоставлять рабочую документацию аудита экономическим субъектам, в отношении которых проводился аудит, а также другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.15. Аудиторские организации имеют право требовать от проверяемых экономических субъектов устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и составлении бухгалтерской отчетности.

2.16. Аудиторские организации имеют право получать по договору вознаграждение за фактически выполненную работу, возмещение транспортных и командировочных расходов, расходов по оплате работы привлеченных специалистов и других фактически произведенных необходимых расходов.

3. Обязанности аудиторских организаций

3.1. Аудиторские организации обязаны соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательных и других нормативных актов Российской Федерации, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности.

3.2. Перед заключением договора на проведение аудиторской проверки аудиторские организации обязаны предъявлять проверяемым экономическим субъектам соответствующую лицензию на проведение аудиторской деятельности по требуемой для аудита специализации.

3.3. Аудиторские организации обязаны отказаться от проведения аудита в случае отсутствия у них лицензии на осуществление аудита, соответствующей специфике деятельности проверяемых экономических субъектов, а также в случае наличия обстоятельств, ставящих под угрозу независимость аудиторских организаций от проверяемых экономических субъектов или обстоятельств, вызванных конфликтом интересов. Перечень таких обстоятельств определяется действующими нормативными актами в области аудиторской деятельности, а также положениями настоящего правила (стандарта) и профессиональными этическими требованиями.

3.4. Аудиторские организации обязаны своевременно сообщать экономическим субъектам, которым они намерены оказать аудиторские услуги, а также государственным органам, поручившим провести аудиторскую проверку:

а) о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки вследствие обстоятельств, ставящих под угрозу независимость аудиторских организаций от проверяемых экономических субъектов, безопасность аудиторов и членов их семей, или обстоятельств, вызванных конфликтом интересов, а также вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данных экономических субъектов;

б) о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов и (или) специалистов (экспертов) в связи со значительным объемом работы, спецификой объекта аудита или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения.

3.5. Аудиторские организации обязаны учитывать при привлечении сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) для проведения аудита согласие на это проверяемых экономических субъектов. Аудиторские организации могут использовать работу сторонних специалистов при проведении аудита лишь с согласия проверяемых экономических субъектов.

3.6. Аудиторские организации обязаны предоставлять экономическим субъектам, подлежащим аудиту, исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, о правах и обязанностях сторон при осуществлении аудита, о законодательных и нормативных актах, действующих в Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы, изложенные в аудиторском заключении и письменной информации (отчете) аудитора.

3.7. Аудиторские организации обязаны представить руководству (собственникам) экономического субъекта в установленных случаях:

а) аудиторское заключение, подготовленное в соответствии с требованиями правила (стандарта) "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности";

б) письменную информацию (отчет) аудитора, подготовленную в соответствии с требованиями правила (стандарта) "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита".

3.8. Если экономические субъекты, подлежащие аудиту, отказываются выполнять требования аудиторских организаций по исправлению выявленных в результате проведенного аудита нарушений, существенно влияющих на достоверность бухгалтерской отчетности, то аудиторские организации обязаны отразить этот факт в своем заключении по итогам проверки.

3.9. Аудиторские организации на всех этапах проведения аудита обязаны руководствоваться основными принципами аудита и профессиональными этическими нормами. Эти принципы и нормы изложены, в частности, в правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности".

3.10. Аудиторские организации обязаны обеспечить конфиденциальность полученной в ходе аудита информации и сохранность рабочей документации в соответствии с правилами организации архивного дела в течение срока не менее пяти лет после проведения аудита.

4. Права проверяемых экономических субъектов

4.1. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, имеют право самостоятельно выбирать аудиторскую организацию для проведения аудита. При этом должны быть соблюдены установленные законодательством Российской Федерации сроки предоставления аудиторского заключения надлежащим пользователям.

4.2. Экономические субъекты, имеющие в своем составе структурные подразделения и филиалы, имеют право поручить проведение аудита бухгалтерской отчетности данных подразделений и филиалов разным аудиторским организациям. Взаимоотношения между аудиторской организацией, проверяющей сводную бухгалтерскую отчетность, и организациями, проверяющими подразделения и филиалы, регламентируются требованиями правила (стандарта) "Использование работы другой аудиторской организации".

4.3. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, имеют право получать от аудиторских организаций исчерпывающую информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, регулирующих аудиторскую деятельность, а после ознакомления с письменной информацией (отчетом) аудитора и (или) аудиторским заключением также информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы этого отчета и (или) заключения.

4.4. Проверяемые экономические субъекты имеют право быть осведомленными о предполагаемом использовании аудиторскими организациями привлеченных сторонних специалистов (экспертов, аудиторов) и отказаться от их участия с предоставлением аудиторским организациям мотивированных возражений в письменной форме.

4.5. Проверяемые экономические субъекты имеют право по своему усмотрению передавать копии своих документов аудиторским организациям, проводящим аудит.

4.6. Экономические субъекты, в отношении которых проводился аудит, не имеют права требовать от аудиторских организаций предоставления рабочей документации аудита или ее копий полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.7. Экономические субъекты имеют право обращаться в государственные органы, лицензирующие отдельные виды аудиторской деятельности, а также в исполнительные органы профессиональных аудиторских ассоциаций с заявлениями о нарушениях аудиторскими организациями законодательных и других нормативных актов, а также профессиональных этических принципов аудита.

5. Обязанности проверяемых экономических субъектов

5.1. Экономические субъекты, подлежащие аудиту, обязаны заключать в случаях, непосредственно предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовым актами или международными договорами, договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту, не вправе предпринимать какие-либо действия в целях уклонения от проведения обязательной аудиторской проверки.

5.2. Проверяемые экономические субъекты, подлежащие аудиту, обязаны не препятствовать аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторских проверок, создавать все условия, необходимые для проведения аудита, а также предоставлять им всю документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов исчерпывающие разъяснения и объяснения в устной и письменной форме.

5.3. Экономические субъекты обязаны предоставить по запросу проверяющих аудиторских организаций заключения и акты по результатам проверок, проведенных у них другими аудиторскими организациями и органами надзора.

5.4. Экономические субъекты обязаны не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

5.5. Экономические субъекты обязаны оперативно устранять в ходе аудиторской проверки выявленные аудиторскими организациями нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

5.6. Экономические субъекты обязаны своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций, осуществляющих аудит, в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы или рекомендации, изложенные в аудиторском заключении или в письменной информации (отчете) аудитора, не согласуются с точкой зрения руководства проверяемых экономических субъектов.

Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, прав и обязанностей сторон, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы. [1]

Если проверяемый экономический субъект отказывается от использования работы эксперта, аудиторская организация может рассмотреть вопрос о выдаче заключения, отличного от безусловно положительного. [2]

Руководители проверяемого экономического субъекта обязаны обеспечить полное и своевременное предоставление информации, необходимой для понимания деятельности этого экономического субъекта. Получение такой информации должно быть предусмотрено в общем плане аудита, при этом следует указать на возможность получения необходимой дополнительной информации. [3]

Руководители проверяемого экономического субъекта обязаны своевременно предоставлять информацию, необходимую для понимания деятельности этого экономического субъекта, что должно быть предусмотрено в общем плане аудита; при этом следует указать на возможность получения необходимой дополнительной информации. [4]

Является ли проверяемый экономический субъект субъектом малого предпринимательства. [5]

Разъяснения руководства проверяемого экономического субъекта могут быть предоставлены аудитору в устной и в письменной форме. [6]

Иногда руководство проверяемого экономического субъекта является единственным источником информации по отдельному вопросу - в этом случае аудитор должен оценить убедительность полученных разъяснений, прежде чем сформулировать свое мнение. [7]

Если же и проверяемый экономический субъект ( аудируемое лицо), и его аудитор сотрудничают в однородной среде предпринимательских отношений, то будет логичнее, например, если споры, которые могут между ними возникнуть, будут рассматриваться преимущественно в арбитражном суде. Поэтому неоднократно встречающиеся во Временных правилах, а также в Законопроекте ( ст. 7 Заведомо ложное аудиторское заключение, ст. 14 Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора, ст. 19 Ответственность индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых лиц) указания на суд ( наряду с арбитражным судом), не вполне правомерны. При необходимости в этой связи, по нашему мнению, следовало бы откорректировать и соответствующие положения, регулирующие деятельность арбитражных судов. [8]

Аудитору и администрации проверяемого экономического субъекта следует, однако, понимать, что достижение такого единственно лучшего, оптимального ( да еще при структурно-динамическом критерии), можно сказать идеального режима функционирования хозяйственных систем, весьма сложно. [9]

Аудитору и администрации проверяемого экономического субъекта следует также принимать во внимание, что данное анализируемое свойство коэффициента ранговой корреляции ( при К - 1) тоже имеет весьма низкую вероятность появления. [10]

При обращении к руководству проверяемого экономического субъекта для получения аудиторских доказательств необходимо придерживаться согласованной с руководством клиента последовательности действий. При любой форме обращения аудитор обязан точно сформулировать перечень необходимых сведений, которые он предполагает получить. [12]

При обращении к руководству проверяемого экономического субъекта с целью получения аудиторских доказательств аудитор должен придерживаться согласованной с руководством проверяемого экономического субъекта последовательности действий. При этом аудитору следует иметь в виду, что руководство проверяемого экономического субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту. [13]

Разъяснения, предоставленные руководством проверяемого экономического субъекта , представляют собой определенный источник аудиторских доказательств, наряду с другими доступными аудитору источниками, поскольку могут быть получены аудитором в отношении практически любого раздела бухгалтерской отчетности. Аудитор должен использовать разъяснения, допуская их правдивость, пока не получит фактических данных, которые противоречили бы информации, содержащейся в данных разъяснениях. [14]

Кроме указанных программ у проверяемых экономических субъектов довольно распространены другие ППП, начинающие или малоизвестные разработчики которых только выходят на рынок программных продуктов. Среди таких ППП, исключив явно слабые разработки, можно назвать: Финансы без проблем, Турбо-Бухгалтер, Компас, Бэмби, Инфин-Бухгалтерия, Суперменеджер и ЛокОфис. Разумеется, на рынке 777777 бухгалтерского учета есть много других программ. [15]

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучение этих соотношений и закономерностей с другой информацией или причин возможных отклонений — это:

  • аналитические процедуры
  • внешние подтверждения
  • тестирование средств контроля

Вопрос 2. Аналитические процедуры включают рассмотрение финансовой информации:

  • как с сопоставимой, так и несопоставимой информацией за предыдущие периоды
  • с несопоставимой информацией
  • с сопоставимой информацией за предыдущие периоды

Вопрос 3. Аудитор должен выразить отрицательное мнение в том случае, когда

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 4. Аудитор должен отказаться от выражения мнения в том случае, когда

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 5. Аудитор должен выразить мнение с оговоркой в том случае, если:

  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • аудиторские доказательства не получены, но возможное влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным и всеобъемлющим
  • получены аудиторские доказательства, что влияние искажений является существенным, но не всеобъемлющим

Вопрос 6. Аудитор должен модифицировать аудиторское мнение в случае, когда:

  • аудитор приходит к выводу о том, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения
  • аудитор приходит к выводу о том, что в организации отсутствует эффективная система внутреннего контроля
  • аудитор приходит к выводу о том, что существует неотъемлемый риск
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что бухгалтерская отчетность в целом не содержит существенных искажений

Вопрос 7. Аудитор и руководитель аудируемого лица согласованные условия отражают документально:

  • в договоре оказания аудиторских услуг
  • в заявлении аудитора
  • в общем плане аудита
  • делать копии с документов аудируемого лица без его согласия
  • получать разъяснения у должностных лиц в письменной, устной форме
  • проводить проверку финансовой отчетности без заключения договора на аудит

Вопрос 9. Аудитор имеет право при аудите отчетности:

  • без согласования экономического субъекта привлекать эксперта
  • проверять фактическое наличие имущества, учтенного в документах
  • требовать применение бухгалтерских программ, которыми владеет аудитор

Вопрос 10. Аудитор может отказаться от проведения проверки или выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в случае, если:

  • не выполнено условие по предоставлению отдельного помещения для осуществления проверки
  • не представлена вся необходимая информация
  • не произведена оплата экономическим субъектом за аудиторские услуги

Вопрос 11.Аудиторская выборка - это:

  • применение аудиторских процедур ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций
  • применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций
  • применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам только одной статьи отчетности

Вопрос 12. Аудиторская организация должна документально оформлять все сведения, которые:

  • важны для доказательства профессионального мнения аудитора и подтверждают, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности
  • выявлены в ходе аудита, только в отношении организации и функционирования у аудируемого лица
  • системы бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности
  • требует подготовить руководитель аудируемого лица

Вопрос 13. Аудиторская организация может являться членом

  • нескольких саморегулируемых организации
  • только одной саморегулируемой организации
  • в такой ситуации заключать договор не разрешается действующими нормативными актами по аудиторской деятельности
  • такой договор можно заключить, так как аудиторская организация сама заинтересована в объективности проверки
  • эта ситуация не регламентируется нормативными актами

Вопрос 15. Аудиторская организация согласовывает положения общего плана и программы аудита с руководителем аудируемого лица:

  • в любом случае
  • если с руководителем аудируемого лица имеются личные, дружественные отношения
  • если сочтет это целесообразным

Вопрос 16. Аудиторская фирма решила совмещать аудиторский бизнес с бизнесом в сфере недвижимости. Есть ли ограничения в этой области?

  • Для операций с недвижимостью такого ограничения нет
  • Нет, аудит – это разновидность обычного предпринимательства
  • Такое совмещение запрещено

Вопрос 17. Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены:

  • в результате опроса персонала аудируемого лица
  • из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу
  • только из одного источника

Вопрос 18. Аудиторские доказательства получают в результате проведения:

  • комплекса тестов средств внутреннего контроля и процедур проверки по существу
  • только процедур проверки по существу
  • только тестов средств внутреннего контроля

Вопрос 19. Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляет собой:

  • Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности
  • Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности
  • Подтверждение аудиторской фирмой правильности и точности исчисления всех показателей бухгалтерской и статистической отчетности
  • Рекомендации по устранению выявленных недостатков в ведении бухгалтерского учета

Вопрос 20. Аудиторское заключение представляется в обязательном порядке аудиторской фирмой

  • клиенту и в профессиональное аудиторское объединение
  • клиенту и всем пользователям отчетности по их требованию
  • клиенту и местной налоговой службе
  • Только клиенту

Вопрос 21. Более надежными являются доказательства, полученные:

  • в устной форме, чем в форме документов и письменных заявлений
  • из внешних источников (от третьих лиц), чем доказательства, полученные из внутренних источников
  • из внутренних источников, чем доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц)

Вопрос 22. В обязанности аудитора непременно входит выдача клиенту положительного аудиторского заключения по результатам проверки

Вопрос 23. В ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица аудитор может использовать:

  • письмо о проведении аудита
  • письмо руководства аудируемого лица
  • письмо-заявление аудитора

Вопрос 24. Виды аудиторских услуг, несовместимые с аудитом финансовой отчетности

  • ведение бухгалтерского учета, восстановление бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности
  • маркетинговые услуги
  • управленческие консультации

Вопрос 25. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций осуществляется

  • Инспекциями по налогам и сборам Российской Федерации
  • Министерством финансов Российской Федерации
  • саморегулируемыми организациями аудиторов
  • Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации

Вопрос 26. Внутренний аудитор – это

  • штатный сотрудник аудиторской организации
  • штатный сотрудник проверяемой организации
  • штатный сотрудник саморегулируемой организации

Вопрос 27. Дата подписания аудиторского заключения должна быть:

  • до даты окончания финансового года, который подлежит проверке
  • до даты подготовки финансовой отчетности
  • не ранее даты подготовки финансовой отчетности

Вопрос 28. Дата подписания аудиторского заключения означает дату:

  • окончания аудиторской проверки
  • сдачи аудитором рабочих документов в архив
  • составления финансовой отчетности

Вопрос 29. Достаточность аудиторских доказательств представляет собой:

  • качественную меру
  • количественную и качественную меру
  • количественную меру

Вопрос 30. Если аудитор не может согласиться на изменение аудиторского задания на иное и аудируемое лицо возражает против продолжения работы, то аудитор должен:

  • отказаться от выполнения задания или сообщить о возникшей ситуации заинтересованным лицам
  • продолжать выполнять работу
  • согласиться с требованиями аудируемого лица

Вопрос 31. Если аудитор приходит к мнению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и финансовых результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации, то он готовит:

  • модифицированное аудиторское заключение с оговоркой
  • отказ от выражения мнения
  • отрицательное аудиторское заключение
  • положительное аудиторское заключение

Вопрос 32. Если заявления и разъяснения руководства аудируемого лица противоречат другим аудиторским доказательствам, то аудитор:

  • должен исследовать причины расхождений
  • должен обсудить данный вопрос с главным бухгалтером аудируемого лица
  • не должен исследовать причины расхождений

Вопрос 33. Если руководитель аудируемого лица отказался представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, то аудитор должен выразить мнение:

  • с оговоркой или отказаться от выражения мнения
  • с оговоркой или отрицательное
  • только отрицательное

Вопрос 34. Если руководитель экономического субъекта не согласен с выводами аудитора относительно финансовой (бухгалтерской) отчетности, то он обязан:

  • обратиться к другой аудиторской организации
  • оплатить услугу аудиторов
  • отказаться от оплаты за аудит

Вопрос 35. Если руководство аудируемого лица отказывается представить заявления и разъяснения, которые считаются необходимыми, то это рассматривается как:

  • обоснованные действия руководства аудируемого лица
  • ограничение объема аудита
  • отказ от аудиторского задания

Вопрос 36. Если система внутреннего контроля признается аудитором неэффективной, риск средств контроля обычно оценивается как:


Акционерные общества обязаны обеспечить акционерам доступ по их требованию к информации и документам. К ним относятся, в частности (п. 1 ст. 91 Закона об АО):

  • устав, внесенные в него изменения и дополнения;
  • документ, подтверждающий госрегистрацию общества;
  • утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов;
  • положение о филиале или представительстве;
  • годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней;
  • отчеты оценщиков в случаях выкупа акций обществом по требованию акционера;
  • протоколы общих собраний;
  • списки аффилированных лиц общества;
  • заключения ревизионной комиссии;
  • уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки заключивших их лиц;
  • судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам.

К некоторой информации и документам общество обязано обеспечить доступ только акционерам, обладающим определенным пакетом акций (п. п. 2 — 3, 5 — 6 ст. 91 Закона об АО):

  • по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 1% голосующих акций:
  • к информации и документам, касающимся крупных сделок и (или) сделок с заинтересованностью;
  • протоколам заседаний совета директоров (наблюдательного совета);
  • отчетам оценщиков об оценке имущества по крупным сделкам и (или) сделкам с заинтересованностью;
  • иным документам, которые общество обязано хранить по ст. 89 Закона об АО (если иное не предусмотрено уставом или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры, — только для непубличных обществ).

Если названные документы и информацию запрашивает акционер (акционеры), который обладает менее чем 25% голосующих акций, то в требовании должна быть указана деловая цель (п. 4 ст. 91 Закона об АО);

  • по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 25% голосующих акций (если уставом не предусмотрено меньшее количество):
  • к протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа;
  • документам бухучета.

Существуют определенные особенности предоставления информации обществами, созданными в результате реорганизации. В частности, акционер имеет право на предоставление ему информации о юрлицах, правопреемником которых стало общество в результате реорганизации. Например, акционер АО, созданного путем преобразования ООО, вправе требовать предоставления ему протоколов общих собраний участников этого общества (п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).

1.1. Кто имеет право доступа к документам, помимо самих акционеров

Помимо самих акционеров право доступа к документам АО имеют (п. 10 ст. 91 Закона об АО, п. п. 2, 9 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У):

Обратите внимание: если в устав непубличного акционерного общества по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами, включены положения, предусматривающие условия и (или) порядок предоставления акционерам доступа к документам общества, в том числе сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения всех или определенной категории документов общества, отличные от установленных ст. 91 Закона об АО, Указанием Банка России от 28.06.2019 N 5182-У, то применяются положения устава (п. 13 ст. 91 Закона об АО, п. 1 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

  1. Как должно быть оформлено требование акционера

Требование должно содержать следующую информацию (п. п. 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 6, 8 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У):

1) сведения о лице, направляющем требование (например, Ф.И.О., ОГРН), в том числе его почтовый адрес и (или) адрес электронной почты;

2) конкретизированный по видам и периоду создания перечень запрашиваемых документов;

3) деловую цель, с которой запрашиваются документы (в случае, описанном в разд. 1 настоящего материала);

4) форму предоставления доступа к документам.

Если в качестве формы предоставления выбрано получение копий документов, следует указать:

— конкретный способ (способы) их получения (например, лично в руки в помещении исполнительного органа);

— информация о количестве экземпляров копий (на бумажном носителе);

— указание на необходимость заверить копии запрашиваемых документов на бумажном носителе.

Если в качестве формы предоставления документов выбрано ознакомление с ними, нужно указать на возможность самостоятельно копировать документы (при условии, что правомочное лицо намерено осуществлять такое копирование). Также нужно указать о намерении правомочного лица подписать договор о нераспространении информации (соглашение о конфиденциальности) в день ознакомления с документами общества;

5) дату подписания требования и подпись правомочного лица.

Если информацию запрашивает не сам акционер, то к требованию должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия подписавшего его лица, например удостоверенная должным образом копия доверенности. Доверенность должна соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 57 Закона об АО.

Если требование подписано правомочным лицом, права на акции которого учитываются номинальным держателем, осуществляющим учет прав правомочного лица на акции общества, то к требованию должна быть приложена выписка по счету депо, которая подтверждает количество принадлежащих данному лицу акций на дату не ранее семи рабочих дней до даты направления требования (п. 9 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

  • одинаковы по существу требования;
  • включают сведения о том, что права правомочных лиц на акции учитываются на лицевом счете в реестре акционеров и номинальными держателями, осуществляющими учет прав правомочного лица на акции общества (учитываются несколькими номинальными держателями), а также международный код идентификации всех указанных номинальных держателей, осуществляющих учет прав на акции, принадлежащие правомочным лицам;
  • содержат одну дату, на которую указывается количество принадлежащих правомочным лицам акций общества.

Требование может быть предъявлено следующими способами (п. 11 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У):

  • направлено через номинального держателя, осуществляющего учет прав правомочного лица на акции общества;
  • направлено через почтовую или курьерскую службу;
  • вручено под подпись директору, председателю совета директоров (наблюдательного совета) или иному лицу, уполномоченному обществом принимать корреспонденцию;
  • иным способом, предусмотренным уставом или внутренним документом общества.
  1. Когда можно отказать в предоставлении информации

Акционеру можно отказать в доступе к документам и информации в следующих случаях (п. 8 ст. 91 Закона об АО):

  • лицо, обратившееся с требованием, не обладает правом доступа к запрашиваемым документам в соответствии с установленными условиями;
  • электронная версия запрашиваемого документа доступна на сайте общества или раскрыта в порядке, предусмотренном законодательством РФ о ценных бумагах;
  • документ запрашивается повторно в течение трех лет и доступ к нему уже предоставлялся;
  • документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием), за исключением информации о сделках, которые исполняются на момент обращения;
  • в требовании не указана деловая цель (если она должна быть отражена), либо она не является разумной, либо состав и содержание запрошенных документов явно не соответствуют такой цели;
  • документ относится к периодам, в которые акционер не владел акциями общества (не может подтвердить владение справкой реестродержателя или депозитария). Исключение составляет информация о сделках, которые исполняются в период владения акциями.

Об отказе в предоставлении доступа к документам и информации нужно письменно уведомить обратившемуся лицу способом связи, который был указан в требовании. Это нужно сделать в течение семи рабочих дней со дня его предъявления (п. 31 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У). При этом необходимо исчерпывающим образом указать основания для отказа (п. 9 ст. 91 Закона об АО).

За неправомерный отказ в предоставлении информации могут привлечь к административной ответственности, в частности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ (для должностных лиц — штраф от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификация на срок до одного года, для юридических лиц — штраф от 500 тыс. до 700 тыс. руб.). При этом штраф можно уплатить в размере половины его суммы, если уплата будет произведена не позднее 20 дней со дня вынесения постановления и его исполнение не отсрочено и не рассрочено (ч. 1.3-1 ст. 32.2 КоАП РФ).

  1. В каком порядке и в какой срок предоставлять информацию

Если АО получило надлежаще оформленное требование (направленное в установленном порядке и содержащее все необходимые сведения, с подтверждением полномочий обращающегося лица) и оснований для отказа нет, оно обязано предоставить доступ к запрашиваемой информации. Сделать это нужно в течение семи рабочих дней с даты предъявления требования (п. 11 ст. 91 Закона об АО, п. 3 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

Если правомочное лицо хочет ознакомиться с документами, то такая возможность должна быть предоставлена не позднее седьмого рабочего дня с даты предъявления требования. Исключение составляют случаи, когда более поздняя дата указана в требовании или иная дата письменно согласована с правомочным лицом (п. 22 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

4.1. Как ознакомить с документами

Ознакомление с документами осуществляется в рабочее время, установленное в обществе. Это может происходить в помещении исполнительного органа либо в ином месте, которое определено в уставе либо внутреннем документе, размещенном на сайте общества (п. 22 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

При ознакомлении с документами акционер может их копировать. Он вправе это делать, только если заявил о таком намерении в требовании (п. 23 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

АО вправе отказать в предоставлении документов, если акционер прибыл в ненадлежащий срок (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).

4.2. Как предоставить копии документов

Порядок предоставления копий документов урегулирован п. п. 24 — 28 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У.

При получении такого требования по умолчанию копии предоставляются без удостоверения. Если в требовании указано на необходимость их заверить, на копиях ставятся подпись уполномоченного лица и печать общества (при наличии). Если уполномоченным на заверение копий является лицо, не занимающее должность (не осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа общества, то к копиям документов прилагается документ (его копия), подтверждающий полномочия уполномоченного лица на заверение копий документов общества.

Если предоставляются копии записанных на компьютерные носители данных, документ удостоверяется с использованием электронной цифровой подписи. Когда такая подпись у АО отсутствует, информация предоставляется в электронном виде без удостоверения, а если акционер настаивает на удостоверении, то в виде заверенного бумажного документа (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).

Если запрошено значительное количество копий, срок исполнения требования может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. О продлении срока и причинах необходимо уведомить в пределах первоначального срока. Копии нужно представлять по мере изготовления. Порядок продления рекомендуем установить в уставе или внутренних документах.

В уставе или внутреннем документе общества можно предусмотреть, что копии и (или) их пересылка должны быть предварительно оплачены. В данном случае срок предоставления копий документов будет исчисляться с момента оплаты этих расходов. Также в уставе или внутреннем документе общества можно предусмотреть, что если акционер не оплатил расходы за ранее выполненный запрос документов, то при следующем обращении срок исполнения требования начнет течь со дня поступления оплаты исполненного ранее запроса.

Плата за копии не должна превышать цену, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за их изготовление. Необходимо также учитывать, что плата, взимаемая обществом за электронные и (или) бумажные копии, не может превышать затрат на их изготовление, включающих цену приобретенного электронного хранителя информации, если он не предоставлен участником (п. 11 ст. 91 Закона об АО, п. п. 10 и 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144).

4.3. Что делать, если запрашиваемые документы отсутствуют в обществе

Данная ситуация урегулирована п. 21 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У.

Если документы, указанные в требовании, в обществе отсутствуют, то в течение семи рабочих дней со дня предъявления требования нужно письменно уведомить правомочное лицо (способом связи, указанным в требовании) о причинах их отсутствия, месте нахождения и предполагаемой дате возвращения (восстановления). Обратившееся лицо может потребовать уведомить его о таком возвращении (восстановлении).

Документы также могут отсутствовать в обществе, поскольку их хранение не предусмотрено законодательством, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) и иных органов управления общества или срок их хранения истек. Об этом нужно сообщить направившему запрос лицу в тот же срок таким же способом.

4.4. Как предоставлять документы, содержащие охраняемую законом тайну

Чтобы предоставить доступ к документам, содержащим информацию, которая составляет коммерческую тайну, нужно подписать с правомочным лицом (если доступ к документам предоставляется представителю правомочного лица, то с правомочным лицом и его представителем) договор о нераспространении информации (соглашение о конфиденциальности). Условия договора (соглашения) могут определяться в стандартной форме. Они должны быть едиными для всех акционеров. Публичное общество обязано разместить эти условия на своем сайте в Интернете. В случае группового обращения акционеров договор (соглашение) должен быть подписан каждым из них, а при предоставлении доступа к документам представителю акционера по доверенности — как самим акционером, так и его представителем.

Срок предоставления доступа к документам, содержащим информацию, которая составляет коммерческую тайну, исчисляется с момента подписания (заключения) этого договора (соглашения) АО и правомочным лицом (правомочным лицом и его представителем), либо с момента, когда АО получило подписанный правомочным лицом (правомочным лицом и его представителем) экземпляр договора (соглашения), условия которого размещены на сайте АО, либо со дня предъявления требования, если договор (соглашение) подписывается правомочным лицом в день ознакомления с документами общества (п. 12 ст. 91 Закона об АО, п. 29 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

Если запрошенные документы (их копии) содержат сведения, составляющие государственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну (кроме документов с коммерческой тайной), нужно предоставить их, исключив соответствующую информацию, с объяснениями, содержащими перечень такой информации и основания ее отнесения к охраняемой тайне (п. 30 Указания Банка России от 28.06.2019 N 5182-У).

Читайте также: