Если разобраться в антропологии коррупции

Обновлено: 18.05.2024

Понятие коррупции известно каждому гражданину. Это тяжелое преступление, от которого страдает общество и государство. Особенно важная тема, которую здесь стоило бы отметить, - это коррупция в правоохранительных органах. Как противостоять такому явлению? Какие методы борьбы с коррупцией существуют? На все эти и другие вопросы будут даны ответы в статье.

Понятие коррупции

Для начала стоило бы разобраться с вопросом о том, что же представляет собой коррупция. Определение этого понятия, согласно наиболее распространенному толкованию экспертов-лингвистов, выглядит следующим образом: это общественное явление, при котором действия должностных лиц наносят значительный материальный и экономический ущерб государству, обществу или отдельной компании.

Самый частый вид коррупции - получение денежной суммы за нанесение ущерба прямым или косвенным путем организации или государству. Человек, задействованный в коррупционных схемах, почти всегда заинтересован и в материальной выгоде. При этом он осознает или лишь частично понимает вредные последствия своих действий. Коррупция всегда выходит за рамки законов, норм отраслей и общественных устоев. Некоторые люди, например, любят повторять о том, что взяточничество - это "устоявшаяся в стране традиция", "неустранимый элемент государственного менталитета" и т. д. Такие граждане либо сами являются коррупционерами, либо попросту не понимают, о чем говорят.

Что еще можно сказать о таком явлении, как коррупция? Определение, принятое организацией Transparency International, гласит о том, что взяточничество - это своеобразное злоупотребление доверенными ресурсами. Еще более интересное определение дает Уголовный кодекс РФ. Коррупция (статья 290 и ст. 291 УК РФ) - это совокупность вариантов использования гражданином своего рабочего положения, как правило, в угоду собственной выгоде и в противовес интересам общества.

О причинах коррупции

коррупция в правоохранительных органах

Представить все возможные причины коррупции будет не так уж и просто. Разные исследователи и специалисты составляли собственные классификации, дающие представление об условиях и причинах взяточничества. И тем не менее выделить некоторые основные источники коррупционной деятельности все-таки можно.

Первое, что здесь необходимо обозначить, именуется теорией экономической природы. В нее входят тезисы о соотношении издержек и прибылей. Речь идет о тех случаях, когда человек, обладая некоторым ресурсом, принимает решение присвоить некоторую его часть себе. Делает он это для собственной выгоды, причем прекрасно осознавая все последующие риски. Гражданин понимает, что если он продолжит работу в штатном режиме, он получит гораздо меньшую выгоду, чем при осуществлении незаконных действий. Отсюда вытекает вторая теория происхождения коррупции.

Теория "поведенческой модели" предполагает, что в основе коррупции лежит фактор получения различных преимуществ через ренту. Например, человек, осуществляющий свои трудовые функции на каком-либо посту, знает о возможностях получения прибыли при помощи предоставленных под его контроль средств. Осознавая безотказность и величину выгоды, человек попросту становится не способен сдерживать себя и свое поведение. Специалисты говорят, что поведенческая модель является еще более опасной и распространенной, чем модель экономической природы.

Какие еще причины коррупции здесь можно обозначить? Эксперты говорят о неэффективности работы той или иной организации как об основной причине взяточничества. Здесь идет речь о тех случаях, когда человек, занимая то или иное служебное положение, начинает осознавать медлительность и непрочность штатных механизмов. Работнику приходит в голову мысль о том, что куда быстрее было бы запустить определенный процесс при помощи дачи взятки. Подобные случаи можно охарактеризовать как "коррупцию вследствие профессионального прагматизма". Вот только заканчиваются они всегда не самым лучшим образом.

Коррупция в правоохранительных органах: статистика

Система правоохранительных органов до сих пор остается одной из самых коррумпированных в стране. Причем вред от взяточничества в этой сфере не только экономический, но и, что самое страшное, социальный. Прокуратура, полиция, Следственный комитет, ФСБ и многие другие структуры доставляют государству и обществу громадный вред, когда осуществляют коррупционные действия. Простой пример: органы внутренних дел за определенную сумму денег не обращают внимания, а то и вовсе "крышуют" какого-нибудь преступника. Тот, в свою очередь, продолжает нарушать закон. Подобные случаи в стране - далеко не редкость.

Уровень коррупции в правоохранительных органах остается невероятно высоким. Так, результаты уголовных дел показывают, что наиболее коррумпированными органами являются инстанции, как раз-таки призванные вести борьбу со взяточничеством. По состоянию на 2015 год Россия в рейтинге стран по индексу восприятия коррупции занимает 119-е место из 170 исследованных государств (первое место у Дании - страны с наименьшими показателями коррупции).

Причины коррупции в органах правоохраны

Коррупция в правоохранительных органах имеет ряд объективных и необъективных причин. К объективным причинам стоит отнести:

коррупция определение

  • недостаточно хорошо проработанный закон о противодействии коррупции;
  • относительную терпимость работников правоохранительных органов к коррупции и к ее проявлениям;
  • крайне низкий уровень правовой культуры (прививаемой в школах и высших учебных заведениях);
  • некачественную надзорно-контрольная деятельность в сфере правоохранительных органов;
  • низкий уровень заработной платы у работников обозначенных инстанций.

Последняя объективная причина и вовсе представляет собой замкнутый круг. С одной стороны, коррупционные проявления являются настолько частыми из-за низкой зарплаты сотрудников (тем более в сравнении с другими странами). С другой стороны, именно коррупция является основным препятствием к повышению минимальной зарплаты, улучшению благосостояния народа и т. д. Стоит также обозначить субъективные причины, вследствие которых столь масштабным представляется сегодня такое явление, как коррупция в правоохранительных органах. Эксперты здесь выделяют:

  • Чувство безнаказанности за свои поступки. Напрямую связано с неэффективной контрольно-надзорной деятельностью определенных органов. Сюда же стоит отнести такой способствующий коррупционным действиям фактор, как статус неприкосновенности депутата или судей, значительно повышающий чувство безнаказанности.
  • Жадность и корысть. Эти субъективные факторы также связаны с одним объективным - низкой заработной платой сотрудников. Когда уровень жизни у работников и так высокий, мотивация воровать становится немного ниже. Простой пример - европейский страны. В Дании, Швеции, Финляндии и многих других западных государствах уровень взяточничества предельно низок. А причина тому проста: строгий контроль и достойные зарплаты.
  • Дурной пример коллег. Принцип "все воруют, и я ворую" был услышан судами десятки миллионов раз. Срабатывает и конформизм, и нежелание оставаться белой вороной.

Таким образом, субъективные причины коррупции связаны в первую очередь с личностью преступника, а не со всей системой. Все представленные источники взяточничества помогают составить программу о противодействии коррупции. О ней будет рассказано далее.

Законодательство РФ о противодействии коррупции

причины коррупции

Важнейший источник, посвященный борьбе с коррупцией, - это Уголовный кодекс РФ. Именно в нем закрепляется понятие представленного явления и устанавливается наказание за него ("Коррупция" - статья 290, а также 291). Помимо Уголовного кодекса существует также Федеральный закон от 25.12.2008 года. На данный момент это самый крупный нормативно-правовой акт, посвященный рассматриваемому преступлению. В нем закрепляются основные термины и понятия, профилактические меры, методы международного сотрудничества, основные принципы борьбы и т. д. До появления представленного законопроекта органы власти руководствовались "Национальной стратегией противодействия коррупционным явлениям".

В 2014 году государство взялось за разработку национального антикоррупционного плана, предусматривающего работу государственных институтов в области противодействия рассматриваемому явлению. Национальный план был принят указом президента РФ. По мнению специалистов, это программный источник, целью которого является ликвидация ключевых источников и факторов, из-за которых формируется база для возникновения такого явления, как коррупция.

В системе правоохранительных органов рассматриваемая проблема особенно актуальна. Именно поэтому национальный план регламентирует отдельные положения, посвященные борьбе с коррупционными связями в системе охраны права. Далее будет рассказано об основных методах такой борьбы.

Развитие правовой культуры как основной способ борьбы с коррупцией

Проблема коррупции в правоохранительных органах не может быть решена каким-то особым, оригинальным методом. Здесь применимы все те же способы борьбы, что и в остальных случаях. Об одном из таких методов будет рассказано далее.

коррупция статья

За последние 30 лет существенно выросло число коррупционных действий. Это явилось следствием отрицательных социокультурных процессов. Можно долго спорить о том, связаны ли как-то эти процессы с разрушением советской парадигмы права. Однозначно здесь можно сказать только одно: именно отсутствие четкой идеологии, направленной на воспитание в гражданах ненависти к коррупционным проявлениям, смогло бы значительно улучшить ситуацию.

Каким образом развитие определенных идеалов и примеров для подражания сможет помочь системе охраны права? Во-первых, нужно стараться искоренять в сотрудниках правоохранительных органов чувство терпимости к разного рода экономическим правонарушениям. Именно терпимость, безразличие к коррупции является наиболее опасным элементом внутри всей системы. От терпимости происходит чувство некой всеобщности, всеобъемлемости нарушений. Здесь же появляется и конформизм: когда воруют почти все сотрудники, почему бы не сделать нечто подобное и остальным? Это, в свою очередь, порождает чувство безнаказанности.

Каким образом необходимо развивать в сотрудниках рассматриваемой системы соответствующие, не приемлющие коррупцию идеалы? Самый действенный метод - это специальные курсы, лекции и семинары. Данный подход может оказаться несколько устаревшим и слишком формальным. Однако подобная политика до сих пор остается самым эффективным методом борьбы. Не стоит недооценивать роль просвещения. Грамотное построение лекций, подбор примеров и статистики - все это поможет побороть такое опасное явление, как коррупция в органах внутренних дел.

Надзор и контроль

о противодействии коррупции

Своевременное проведение проверок в различных государственных инстанциях - наверное, самая оптимальная и эффективная профилактика. Коррупция в правоохранительных органах вряд ли может быть побеждена без качественной работы контрольно-надзорных органов. Органы прокуратуры, Следственный комитет - это все те органы правоохраны, которые должны осуществлять надзор за прочими, такими же органами. Здесь возникает существенная проблема: получается, правоохранительные органы проверяют сами себя? По сути, все так и есть. Другие варианты по действующему законодательству пока не предусмотрены, а потому остается работать с тем, что есть.

Лучшим выходом из сложившейся ситуации будет строжайшая подотчетность. В принципе, она существует и сегодня, однако нуждается в значительных доработках. Доходы и расходы всех лиц должны быть открыты. Все финансовые ходы сотрудников должны "просвечиваться" абсолютно для всех российских граждан. Не должно создаваться ситуаций, когда какое-нибудь лицо не может объяснить происхождение у него дорогостоящих предметов или крупных материальных средств.

Коррупция в полиции, прокуратуре, Следственном комитете и прочих органах правоохраны не может быть удалена без проведения кадровых "чисток". Речь здесь идет не только об увольнении сотрудников, что не могут объяснить происхождение у них какой-либо материальной ценности, но и о банальной переаттестации, необходимости своевременно повышать свой квалификационный уровень и т. д. Кадровый состав обязан постоянно меняться, работники не должны "засиживаться" на одной должности по нескольку лет. Это простой, но в то же время очень действенный способ.

Критерии отбора работников

проблема коррупции в правоохранительных органах

Отдельно стоит рассказать и о еще одном замечательном методе борьбы с коррупцией. Речь идет о тщательном отборе граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность в органах правоохраны. Комиссии по набору сотрудников должны проводить качественную проверку всех поступающих на службу людей. Ни у одного сотрудника не должно быть криминального прошлого, а ряд деловых и личных качеств необходимо сверять со стандартами. Безусловно, не стоит проводить оценивание вероятной подверженности того или иного сотрудника коррупции. Отказ в приеме на работу с полученными в ходе такого оценивания формулировками будет крайне необъективным. Действовать нужно несколько другими способами.

Воспитания правовой культуры среди уже существующих сотрудников явно будет недостаточно. Все-таки приоритет необходимо отдавать кадровому аппарату, набирающему новых сотрудников. Слияние криминала и правоохранительных органов - очень опасная тенденция. Избежать ее можно только качественным отбором новых сотрудников.

Зарубежный опыт и взаимодействие со СМИ

Нельзя отрицать тот факт, что в последнее время российские СМИ стараются тщательно замалчивать сведения о некоторых экономических махинациях тех или иных должностных лиц. Такие дела освещаются крайне неохотно. Стоит ли говорить и о возможных коррупционных действиях многих других лиц, до сих пор занимающих высокопоставленные должности?

основные формы коррупции в деятельности правоохранительных органов

Как должны работать СМИ? Во-первых, информация должна подаваться в независимой форме, в полном соответствии со всеми достоверными данными. Речь должна идти и о таком явлении, как предупреждение коррупции: все-таки борьба должны быть направлена на источник, а не на результат. Во-вторых, СМИ должны обращать внимание на зарубежный опыт. Следует учитывать политику тех стран, что на данный момент, согласно составленным рейтингам, являются наименее коррумпированными государствами Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Исландия и т. д. В этих странах и вовсе отсутствует такое явление, как коррупция в правоохранительных органах. Статистика показывает, что подобного результата представленные страны смогли добиться не путем репрессий и жестоких наказаний, а путем разрушения самих факторов, способствующих коррупции. Что это за факторы? Это бедность среди населения, плохое качество услуг, отсутствие социальных лифтов и т. д. Эффективность представленного метода легко подтверждается сравнением заработных плат в России и, например, в Дании. Средний доход полицейского в Дании составляет порядка 5 тыс. евро, в России же - максимум 500 евро. Здесь стоит отметить один простой факт: тот же рейтинг коррумпированных стран наглядно иллюстрирует, что чем ниже уровень благосостояния граждан в государстве, тем больше происходит экономических преступлений.

Таким образом, власти Российской Федерации в борьбе с коррупцией должны обращать внимание в первую очередь на зарубежный опыт успешных стран. Роль СМИ здесь также очень важна. Граждане России должны наблюдать за тем, как основные формы коррупции в деятельности правоохранительных органов побеждаются путем качественной и эффективной политики государства. Народ должен знать причину коррупции, то, из-за чего это явление в принципе существует и приобретает все больший объем.

Критерии эффективности антикоррупционной политики

Реализация антикоррупционной политики возможна в первую очередь благодаря существующей политической элите. Только благодаря волевым действиям властных структур финансовых преступлений может стать меньше. У государства есть ряд специальных технологий, позволяющих определить как неудачи, так и значительные успехи в области противодействия коррупции.

Эксперты выделяют ряд этапов, входящих в "волевой алгоритм" противодействия коррупции. Сюда относятся:

  • борьба мотивов (возможных целей и организационных функций, экономической целесообразности и обоснованности с точки зрения права и т. д.);
  • разработка окончательного решения;
  • инициации определенных действий органами власти;
  • поддержка решений социальными слоями, СМИ и прочими общественными инстанциями;
  • корректирование задач и целей;
  • оценивание результатов (сравнение желаемого и достигнутого).

Проводить критерии эффективности возможно уже при помощи названных шагов. При этом некоторые эксперты выделяют и другие оценочные элементы. К ним относятся, например, технологии реализации антикоррупционной политики:

  • одобрение новых политических и правовых ценностей;
  • разработка специальных стратегий;
  • консолидация институтов гражданского общества и властных структур;
  • устранение ошибок и сбоев в системе функционирования антикоррупционных инстанций и другое.

Само понятие коррупции в российском законодательстве должно оцениваться не только при помощи объективных показателей, но и в контексте социальных, духовных и экономических последствий. Должно создаваться два подхода к оцениванию уровня коррупции в стране: один - государственный, а другой - независимый (речь идет о мониторингах, СМИ и т. д.). Только многофакторный подход позволит качественно оценить всю сложившуюся ситуацию, а также грамотно обозначить критерии эффективности политики по противодействию коррупционным связям.

Взятка

Детектор лжи

По его словам, Сингапур сумел решить проблему коррупции меньше чем за 10 лет. Там сначала ужесточили наказание за хулиганство, а когда люди начали верить правосудию, они стали доносить на факты коррупции.

"В результате того, что Сингапур добился значительных результатов в решении проблемы коррупции, он занял одно из первых мест в мировом рейтинге стран, наиболее благоприятных для ведения бизнеса", — пояснил эксперт.

Сейчас эксперты пытаются заранее прогнозировать: будет тот или иной человек брать взятки или нет, сообщил Юревич. "Здесь имеются разные психологические методики, но самый простой способ — это небезызвестный детектор лжи. Человека можно в лоб спросить: будет ли он брать взятки. Человек, конечно, ответит "нет". И тут полиграф покажет наличие физиологического возбуждения. Но тут непонятно, о чем это физиологическое возбуждение говорит: о том, что человек врет, или о чем-то другом", — сказал Юревич.

Кроме того, нужно учитывать и то, что человек может говорить об абстрактной ситуации и как он себя поведет в конкретной ситуации. "Человек может искренне думать, что он не будет брать взятки. Но перед реальной взяткой, особенно крупного размера, может не устоять. Поэтому прогностическая ценность этих психологических методик в отношении коррупции не очень высока", — заметил Юревич. Он также сообщил, что нет прямой зависимости от характера человека: будет он брать взятки или нет. "Тут скорее зависимость не от психологического типа, а от нравственных качеств, от уровня интеллекта человека", — добавил он.

По его словам, сегодня уровень коррупции в России сопоставим с уровнем африканских стран.

Должность другу, зятю

При приеме на работу нужно тщательно изучить биографию человека, считает Юревич. "Когда назначают людей на высокие руководящие должности, у нас совершенно не принято учитывать репутацию, биографию, чем он занимался в прошлом. В результате на ответственные "коррупционные" должности часто назначают людей, которые уже имеют богатый коррупционный опыт. Учет биографии, на мой взгляд, был бы гораздо полезнее, чем использование психологических методик", — сказал замдиректора института.

Кроме того, он отметил важную отличительную особенность российского менталитета. "У нас очень важно при приеме на работу: кто на ком женился, кто с кем учился, кто занимался у общего тренера и так далее. Такие факторы имеют более существенную роль при назначении на должность в России, чем профессиональные качества и образование кандидата. Это создает благоприятную среду для коррупции", — сказал он.

С ним также согласилась кандидат психологических наук, начальник кафедры общей психологии Академии ФСИН России Елена Гаврина. Она считает, что если претендент на должность уже участвовал в коррупционных деяниях или принял решение об использовании своей должности в корыстных целях, то этот человек, скорее всего, и впредь будет замешан в противоправных действиях.

В государственных организациях, где не предъявляются жесткие требования к отбору персонала, явления коррупции встречаются чаще, считает она. "В свое время мы получили очень интересные результаты по итогам обследования лиц, осужденных за коррупционные деяния. В большинстве своем они представляют возрастную группу от 19 до 40 лет, состоят в браке, относят себя к верующим, работали до осуждения на протяжении 10 и более лет", — сказала эксперт.

Люди, склонные к взяткам, чаще всего выбирают активный стиль жизни, им важно чувствовать себя компетентной и ответственной личностью, во взаимоотношениях с другими людьми они стараются вести себя сдержанно, консервативно, часто предпринимают попытки манипулировать людьми, им комфортно под грузом власти и ответственности, они способны проявлять инициативу и могут заражать других своей активностью, сообщила Гаврина.

"Стукачество" не для России?

Кроме того надо понимать, что проблему коррупции не решить только усилиями правоохранительных органов, считает Юревич. "Наше население считает, что коррупция помогает решить хозяйственно-бытовые проблемы. В стране не существует нетерпимого отношения к коррупции. Если бы оно было, то было бы проще, потому что население должно помогать", — добавил эксперт.

Гаврина также считает, что общество не осуждает людей, замешанных в коррупционных делах. "Самым главным методом борьбы с коррупцией, на мой взгляд, является изменение менталитета граждан. С осужденными за коррупционные преступления реже всего разводятся и, как это ни странно, им легче других осужденных трудоустроиться после освобождения. Это свидетельствует о том, что в российском обществе данный вид преступления не осуждается и принимается как должное явление. Осуждаются лишь "проступки" чиновников уровня Анатолия Сердюкова", — сказала она.

Юревич напомнил, что в Финляндии, которая считается самой некоррумпированной страной в мире, там в любом учреждении есть телефоны, по которым население может сразу сообщить о малейших признаках вымогательства. "А у нас это считается стукачеством, хотя в западных странах подразумевается как естественное выполнение гражданского долга. То есть ведется борьба всего общества с коррупцией", — сказал Юревич.

В Сингапуре также облегчили практики доносов на факты коррупции, отметил он. К сожалению, в России такое случается очень редко, потому что общество во многом не доверяет системе правосудия, полагает Юревич.

Вообще борьбу с коррупцией в мире можно разделить на два типа: один основан на строгих наказаниях. Например, в Китае чиновника за коррупцию ждет смертная казнь. "Более тысячи человек в год казнят по коррупционным делам", — пояснил замдиректора НИИ психологии РАН.

Второй тип борьбы с коррупцией основан на различных моральных санкциях. Например, чиновник, осужденный за коррупцию, попадет в "черный список" и ни на одну приличную работу он не сможет впоследствии устроиться. "Таким образом, он ставит крест на всей своей карьере", — добавил Юревич.

Деверяй, но проверяй

По словам Гавриной, чаще всего к уголовной ответственности за коррупцию привлекаются люди, проработавшие на госслужбе от одного до пяти лет. "Следовательно, данный период является наиболее благоприятным для формирования коррумпированного поведения", — считает она. Поэтому эксперт предлагает руководителям госструктур усилить контроль над госслужащими, особенно в этот период работы. "Формы контроля могут быть самыми разными: и регулярное психологическое обследование, и внеплановый аудит деятельности, и показные увольнения лиц, совершивших противоправные деяния", — сказала она.

Гаврина считает, что значительное повышение заработных плат работников правоохранительных органов привело к тому, что снизился отток специалистов из этой сферы, поднялся престиж службы. "Кроме того, появилась возможность очистить ряды сотрудников от лиц, скажем так, криминально зараженных и имеющих невысокие моральные устои", — добавила специалист.

Она предлагает разработать обучающие занятия для дошкольников и школьников, формирующие у детей психологическую устойчивость к коррумпированному поведению. "А психологическую работу со взрослыми надо начать с приобщения их к социально-культурным ценностям, направленным на служение Отечеству и народу, а также на развитие у них духовно-нравственных качеств", — считает Гаврина.

Все о коррупции. Как бороться с коррупцией? Меры по профилактике и уровень коррупции в странах мира

Методы борьбы с коррупцией

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней.

Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Определение и виды коррупции: что относится к понятию

Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз. в течение года.

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

Уровень и рейтинг коррупции в странах мира в 2018 году

Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников. Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Куда сообщить о коррупции

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

НИСИПП

Диагностика Российской коррупции: Социологический анализ

1. Исследование и его задачи >>>

2. Основные результаты глубинных интервью >>>

3. Оценки коррупции >>>

4. Практика бытовой коррупции >>>

5. Практика деловой коррупции >>>

6. Общественный антикоррупционный потенциал >>>

7. Некоторые рекомендации >>>

Данное исследование проводилось с конца 1999 по 2001 гг. на основе глубинных экспертных интервью и двух социологических опросов на репрезентативных российских выборках граждан и предпринимателей.

Проводили исследование и работали над текстом настоящего доклада под руководством Г.Сатарова: А.Баранов, Ю.Благовещенский, И.Винюков, К.Головщинский, М.Краснов, М.Левин, В.Римский, Н.Попов, а также: Н.Благовещенский (разработка новых программ статистической обработки); Е.Кульянов (редактура и руководство технической подготовкой текста); Т.Минина (компьютерная верстка). Разработку стратегии исследования и социологических инструментов осуществляли Г.Сатаров, М.Краснов, М.Левин, Н.Попов, В.Римский.

Коллектив Фонда ИНДЕМ выражает благодарность сотрудникам Всемирного банка Ренди Ритерман, Вере Матусевич, Джоэлу Хелману за помощь, без которой это исследование не состоялось бы. Мы благодарим коллектив группы "monitoring.ru" во главе с Андреем Мелехиным за тщательное и эффективное осуществление полевой фазы проекта. Мы ценим вклад в наш проект, который на его начальной фазе внесли Сергей Артоболевский и Леонид Смирнягин. Мы благодарны Валентине Петченко и Льву Тимофееву за участие в экспертизе вопросов анкеты. Мы чрезвычайно признательны нашим респондентам и экспертам, подвергшимся нашим глубинным интервью, и сожалеем, что в силу анонимности интервьюирования не можем назвать их фамилии. Мы признательны замечательным экспертам — Евсею Гурвичу, Владимиру Мау, Андрею Нещадину за полезные советы, которыми мы пользовались при анализе данных. Мы благодарны нашим коллегам из Литвы, Румынии, Сербии и других стран, которые, не ведая об этом, помогали нам своим опытом подобных исследований.

Фонд ИНДЕМ выражает благодарность за финансовую поддержку, которая была оказана Правительством Дании через Траст-фонд, управляемый Всемирным банком. Сделанные в этом докладе выводы не обязательно отражают точки зрения Всемирного банка, его Совета Исполнительных директоров, или же правительств стран, являющихся членами Банка. Ответственность за точность данных и все последствия, связанные с их использованием, возлагаются на авторов доклада и не могут быть приписаны ни одной из указанных структур.

Москва, декабрь 2001 г.

Полный текст доклада можно найти в книге „Коррупция в России: понять, значит победить”.

ИНДЕМ выражает благодарность за финансовую поддержку, которая была оказана Правительством Дании через Траст-фонд, управляемый Всемирным банком. Сделанные в этом докладе выводы не обязательно отражают точки зрения Всемирного банка, его Совета Исполнительных директоров, или же правительств стран, являющихся членами Банка. Ответственность за точность данных и все последствия, связанные с их использованием, возлагаются на авторов доклада и не могут быть приписаны ни одной из указанных структур.

Исследование включало две основные фазы: 1) глубинные интервью экспертов; 2) два массовых опроса на репрезентативных выборках, первая население (далее — граждане), вторая — предприниматели (далее иногда — бизнесмены).

  • описание общей картины коррупции, сопоставление коррупции в сегодняшней России и в советское время;
  • изучение практики коррупции (бытовой, в которую вовлечены граждане, и деловой, в которую вовлечены предприниматели по делам своего бизнеса);
  • оценка параметров коррупционных рынков;
  • изучение особенностей коррупционного поведения;
  • изучение социальных детерминант коррупционной практики респондентов;
  • изучение связанных с коррупцией оценок и установок респондентов;
  • изучение взаимосвязей между социально-психологическими характеристиками респондентов и коррупционным поведением;
  • выработка на основании данных и выводов исследования основных рекомендаций для проведения в России антикоррупционной политики.

В ходе реализации проекта было проведено интервьюирование 23 экспертов из числа бывших высокопоставленных работников администрации Президента РФ, Правительства РФ, депутатов Государственной Думы РФ, работников правоохранительных органов, журналистов, бизнесменов. Общий объем интервью составил более 30 учетно-издательских листов.

Анкетирование граждан было проведено на выборке 2017 респондентов, представлявшей все 7 федеральных округов; число опрошенных предпринимателей составило 709, география опроса была та же, репрезентация осуществлялась по сферам деятельности и масштабу бизнеса.

Среди свойств переходного периода, способствовавших росту коррупции, эксперты указывали на: большую долю теневой экономики; колоссальные объемы перераспределения собственности; высокие налоги и запутанную налоговую систему; неоправданное вмешательство власти в экономику; обилие смешанных (частно-государственных) форм собственности; слабости финансовой системы. Вместе с тем, некоторые эксперты указывали на то, что в переходный период коррупция сыграла роль смазки, облегчавшей переход к новому экономическому укладу.

Говоря об обстоятельствах государственной службы, способствующих коррупции, эксперты отмечают: низкую зарплату чиновников, слабость социальных гарантий при отставке, правовую незащищенность. Одновременно подчеркивается, что само по себе повышение зарплат не приведет к снижению уровня коррупции. Отмечается практика покупки государственных должностей.

Оценивая распространенность коррупции, эксперты довольно единодушно отмечают закономерность: чем больше денежные потоки, тем больше коррупция. Список наиболее коррумпированных ведомств, составленный экспертами, весьма широк и определяется их личным опытом. В семерку ведущих вошли следующие виды «коррупционных услуг": лицензии и квоты на экспорт; бюджетные трансферты, налоговые зачеты и т.п.; обслуживание бюджетных счетов; бартер и натуральный зачет долгов в регионах; приватизация; налоги и таможенные платежи; банковская сфера. (Следует отметить, что интервьюирование проводилось в конце 1999 — начале 2000 гг.). В качестве наиболее коррумпированного уровня власти эксперты называли уровень субъектов Федерации. Отмечается, что для дотационных регионов характерна большая коррумпированность, чем для доноров. Однако масштаб коррупционных сделок больше в богатых регионах, где больше финансовые потоки, особенно — в регионах с большой экспортной составляющей экономики.

Говоря о политической коррупции, эксперты особо останавливались на коррупции в Государственной Думе. Эксперты полагают, что рынок коррупционных услуг в этом органе власти уже сложился. В докладе приводятся сообщенные экспертами сведения о расценках на те или иные услуги. Эксперты полагают, что коррупционный доход депутата ключевого комитета может в 15-20 раз превосходить его официальный доход.

  • отсутствие подробных процедур, регулирующих деятельность государственных служащих;
  • отсутствие четких санкций за нарушение тех или иных норм;
  • обилие отсылочных (к подзаконным актам) норм.

Среди необходимых, но отсутствующих законов эксперты отмечают, в первую очередь, закон о лоббизме. В результате процветает коррупционный лоббизм, сведения о котором приведены в докладе.

Эксперты сходятся в том, что коррупция в России вошла в стадию формирования коррупционных сетей — организованных групп, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Любая коррупционная сеть, по мнению экспертов, включает три составляющих: коммерческую или финансовую структуру, которая реализует полученные выгоды и льготы и превращает их в деньги; группу государственных чиновников, обеспечивающую прикрытие при принятии решений; группу защиты коррупционных сетей, которую осуществляют должностные лица правоохранительных органов. Эксперты уверены, что весь российский первоначальный капитал был сформирован из государственной собственности, из бюджетных средств, из прав на обслуживание этих бюджетных средств и т.д. Поэтому в России коррупция создавала свои сети на основе существующих государственных структур и структур, которые в недавнем прошлом, до приватизации, были государственными. Эксперты приводят примеры функционирования конкретных сетей и описывают способы их построения.

Оценивая потери от коррупции, эксперты чаще сосредотачиваются на прямых финансовых потерях, реже касаясь косвенных потерь. К прямым потерям они относят и вывоз капитала, в большинстве случаев осуществляемый, как они полагают, коррупционным путем. Приводятся стандартные оценки размера ежегодно вывозимого капитала (20-25 млрд. долларов в год). Потери от несовершенства налоговой системы оцениваются примерно в 25 % от ВВП. Выплаты в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляют, по оценкам экспертов, до 10 % от суммы сделки.

Эксперты подчеркивают, что основные издержки от коррупции — это разрушение государственной системы, государственного аппарата, правоохранительных органов, торможение нормального экономического развития. Эти системные потери от коррупции сводятся к следующим.

Первое — нарушаются механизмы конкуренции, нормальной рыночной экономики. Коррупция тормозит экономический рост, экономическое развитие, увеличивая накладные расходы, уменьшая инвестиции, крайне увеличивая неопределенность, риски.

Третье — политические издержки, проявляющиеся в политической нестабильности, недееспособности государства, в угрозе демократии; поскольку приватизированное государство оказывается не способно к созданию нормальной экономики, обеспечению нормальной жизни людей.

  1. Переход в области создания предприятий и определения сфер их деятельности от разрешительной системы к регистрационной.
  2. Переход к международным стандартам бухгалтерского учета.
  3. Обеспечение прозрачности власти, как исполнительной, так и законодательной (законодательного процесса).
  4. Изменение избирательного законодательства для создания преград проникновению криминала во власть.
  5. Акцент не на репрессиях, а на возмещении ущерба еще на стадии расследования уголовных дел.
  6. Общественная оценка ведомств и чиновников.
  7. Сокращение государственных функций, что приведет к сокращению госаппарата, но при повышении зарплаты чиновникам (повышение зарплаты разделяется не всеми).
  8. Повышение роли СМИ в воспитании честности ("нечестность должна стать дурным тоном").
  9. Реформа системы подготовки чиновников и вообще реформа государственной службы, в т.ч. усиление их социальной защиты.
  10. Реформа правоохранительных органов. В частности, строгое разграничение подследственности и вообще подведомственности.
  11. Ликвидация внебюджетных фондов.
  12. Введение налога на вывоз капитала.
  13. Амнистия вывезенных капиталов (однако есть те, кто против этой меры).
  14. Изменение налоговой системы.
  15. Изменение морального климата в обществе, изменение ценностных ориентиров.
  16. Дерегулирование.
  17. Создание специализированного органа по предупреждению коррупции.

Специальный глубинный анализ корпуса текстов интервью позволил выявить специфические особенности восприятия экспертами проблемы коррупции. Для надежности наших выводов анализ делался параллельно по корпусу текстов публицистики на ту же тему и по корпусу общеполитических текстов.

Анализ содержания экспертных интервью позволил сделать следующие выводы.

  • описание общей картины коррупции, сопоставление коррупции в сегодняшней России и в советское время;
  • изучение практики коррупции (бытовой, в которую вовлечены граждане, и деловой, в которую вовлечены предприниматели по делам своего бизнеса);
  • оценка параметров коррупционных рынков;
  • изучение особенностей коррупционного поведения;
  • изучение социальных детерминант коррупционной практики респондентов;
  • изучение связанных с коррупцией оценок и установок респондентов;
  • изучение взаимосвязей между социально-психологическими характеристиками респондентов и коррупционным поведением;
  • выработка на основании данных и выводов исследования основных рекомендаций для проведения в России антикоррупционной политики.

В ходе реализации проекта было проведено интервьюирование 23 экспертов из числа бывших высокопоставленных работников администрации Президента РФ, Правительства РФ, депутатов Государственной Думы РФ, работников правоохранительных органов, журналистов, бизнесменов. Общий объем интервью составил более 30 учетно-издательских листов.

Анкетирование граждан было проведено на выборке 2017 респондентов, представлявшей все 7 федеральных округов; число опрошенных предпринимателей составило 709, география опроса была та же, репрезентация осуществлялась по сферам деятельности и масштабу бизнеса.

3. Оценки коррупции

Из приведенной ниже таблицы 1 мы видим, что лишь треть предпринимателей и менее половины граждан говорят о необходимости избегать коррупции. Более углубленный анализ с помощью синтетических типологий показывает, что активную антикоррупционную установку имеют лишь 13 % предпринимателей и 15 % граждан.

Читайте также: