Если приобретено утрачено право на применение пониженного тарифа перерасчет взносов с начала года

Обновлено: 30.06.2024

Ежеквартально бухгалтеры сдают расчет по страховым взносам. После представления отчетности часто возникают вопросы по корректирующей форме.

Корректирующая форма всегда включает в себя Раздел 1 с приложениями 1 и 2 (или Раздел 2 в случае КФХ). Представление других разделов и приложений зависит от ситуации. Рассмотрим самые частые сценарии.

Если данные по сотрудникам корректировать не нужно.

В этом случае в отчёт входят только данные по организации с номером корректировки на титульном листе. Данные по сотрудникам в отчёт включать не нужно. Чтобы убрать сотрудников из отчёта, снимите с них галочки в Разделе 3.

Если Раздел 1 находится в режиме автоматического расчета, обязательно актуализируйте список сотрудников. Например, наш сервис интернет бухгалтерии рассчитывает суммы по всем сотрудникам в списке, независимо от того, выбраны они или нет галочками. Галочкой отметьте только тех сотрудников, которые должны попасть в корректирующий отчет.

Также в некоторых системах, суммы по сотрудникам и по организации сверяются только в исходном отчёте. Чтобы проверить корректировку, используйте следующий алгоритм.

Алгоритм проверки корректирующего отчета.Уберите номер корректировки с титульного листа, если он там есть.Актуализируйте список сотрудников в Разделе 3.Переведите поля в приложениях Раздела 1 в автоматический режим.Проверьте актуальность данных в предыдущих периодах если расчёт не за первый квартал.Если данные не актуальны, загрузите отчёты в режиме доимпорта в сервис.Запустите проверку. Исправьте ошибки, если они есть.Поставьте номер корректировки на титульном листе.Сформируйте и отправьте отчёт.

Заполнить, проверить и бесплатно сдать РСВ через интернет. Попробовать.

Если нужно корректировать данные по сотрудникам в Разделе 3 (кроме ФИО и СНИЛС).

В 3 разделе в карточке сотрудника достаточно лишь скорректировать необходимые данные (кроме ФИО и СНИЛС).

Обратите внимание, что ИНН, дату рождения и паспорт надо корректировать таким способом, а не через аннулирование.

Если необходимо откорректировать суммы по сотруднику, то не забудьте внести изменения и в приложения раздела 1. В случае, если суммы остаются прежними, раздел 1 со всеми приложениями включается в отчёт без изменений.

Обратите внимание: проверки в сервисе работают на всех сотрудников, только если на титуле стоит номер корректировки = 0. Чтобы проверить отчёт, воспользуйтесь приведенным выше алгоритмом.

Если нужно корректировать ФИО или СНИЛС.

  1. С неверным СНИЛС с нулевым (удалённым) Подразделом 3.2 и признаком аннулирования сведений о застрахованном лице в строке 010.
  2. С верным номером СНИЛС с правильными суммами в Подразделе 3.2, без признака аннулирования сведений о застрахованном лице в строке 010.

Если помимо ФИО и СНИЛС необходимо откорректировать суммы по сотруднику, то не забудьте внести изменения в раздел 1. В случае, если суммы остаются прежними, раздел 1 с приложениями включается в отчёт без изменений.

Пример 1: СНИЛС не тот, но реальный.

В исходном отчёте вместо работающего в организации Иванова Ивана Ивановича со СНИЛС указан Иванов Иван Иванович со СНИЛС Оба номера СНИЛС существуют, поэтому сведения загружены в базу ФНС.

Пример 2: несуществующий СНИЛС

В исходном отчёте вместо работающего в организации Иванова Ивана Ивановича со СНИЛС указан Иванов Иван, Иванович со СНИЛС 001-001-002 18.

Такой СНИЛС не должен пройти проверку на контрольное соотношение, а ФИО — проверку по схеме. ФНС такой отчет не должна была принять. Если такое произошло, обратитесь за разъяснениями к инспектору.

Если забыли включить сотрудника в исходный отчет.

Включите в корректирующую форму забытого сотрудника с номером корректировки в карточке сотрудника = 0. Суммы в Разделе 1 и Приложениях 1 и 2 к Разделу 1 меняются с учетом этого сотрудника и указываются такими, какими должны быть по всей организации).

Обратите внимание, что при каждой отправке новой корректировки на титульном листе надо ставить новый номер.

Отчитывайтесь за сотрудников через наш сервис интернет бухгалтерии. Загрузка данных в РСВ из СЗВ-М. Нулевой РСВ в два счета. Бесплатно 3 месяца. Зарегистрироваться.

Если сотрудника включили в исходный отчет ошибочно.

Отправьте корректировку с разделом 3 этого сотрудника с признаком аннулирования сведений о застрахованном лице в строке 010, удалив в его карточке Подраздел 3.2. И уменьшите количество застрахованных лиц в строках 010 и 020 (015) Приложений 1 и 2. Суммы в Разделе 1 и Приложениях 1 и 2 к Разделу 1 меняются с учетом этого сотрудника, то есть уменьшаются.

Так вы обнулите данные по нему в базе ФНС. Дальнейшие действия советуем согласовать с инспекцией.

Если включили одного сотрудника вместо другого.

  1. Ненужный — с нулевым (удаленным) Подразделом 3.2 и признаком аннулирования сведений о застрахованном лице в строке 010.
  2. Нужный — с верными данными, правильными суммами в Подразделах 3.2.1 и 3.2.2 и без признака аннулирования сведений о застрахованном лице в строке 010.

Раздел 1 с Подразделами 1 и 2 нужно откорректировать: вычесть из общих суммы организации суммы ошибочно добавленного сотрудника и добавить суммы по работнику, которого забыли включить.

Если приобретено/утрачено право на применение пониженного тарифа (перерасчёт взносов с начала года).

В уточняющих расчётах за предыдущие отчётные периоды в Приложении 1 укажите новый код тарифа (08/02). Суммы взносов в Разделе 1 и Приложениях 1 и 2 к Разделу 1 поменяйте с учётом нового тарифа.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 427 Кодекса (в редакции Федерального закона № 265-ФЗ) для указанных плательщиков, не являющихся вновь созданными организациями, условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являются:

- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) или промышленно-производственной ОЭЗ;

- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее семи человек.

При этом исходя их положений абзаца 11 пункта 5 статьи 427 Кодекса, в случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из условий (о доле доходов или численности работников), а также в случае лишения ее государственной аккредитации либо статуса резидента технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям, либо такая организация лишена государственной аккредитации, либо в реестр резидентов ОЭЗ внесена запись о лишении организации статуса резидента технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ.

Таким образом, IT-организация, не являющаяся вновь созданной организацией, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельство о регистрации в качестве резидента технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ, должна соблюдать условия о 90 процентной доле вышеуказанных доходов в сумме всех доходов организации по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, и средней численности работников не менее 7 человек за данный период только один раз - в год перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам. Далее такая IT-организация для применения пониженных тарифов страховых взносов должна соблюдать аналогичные условия о доле доходов и средней численности работников по итогам расчетного (отчетного) периода.

Если по итогам какого-либо отчетного или расчетного периода организация не выполнила хотя бы одно условие, установленное пунктом 5 статьи 427 Кодекса, а также в случае лишения ее государственной аккредитации или статуса резидента технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ такая организация обязана произвести перерасчет исходя из общеустановленных тарифов ранее уплаченных с начала календарного года платежей по страховым взносам и представить уточненные расчеты по страховым взносам за каждый отчетный (расчетный) период года, в котором произошло невыполнение перечисленных в пункте 5 статьи 427 Кодекса условий.

При этом в случае, если по итогам следующего отчетного периода или по итогам расчетного периода организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельство о регистрации в качестве резидента технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ, снова выполняет установленные пунктом 5 статьи 427 Кодекса условия, то она производит перерасчет платежей по страховым взносам исходя из пониженных тарифов с начала календарного года и представляет уточненные расчеты по страховым взносам за каждый отчетный (расчетный) период этого календарного года.

Учитывая изложенное, для применения пониженных тарифов страховых взносов в 2021 г. имеющая государственную аккредитацию или свидетельство о регистрации в качестве резидента технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ IT-организация, которая уже перешла на уплату страховых взносов по пониженным тарифам до 1 января 2021 г., должна выполнять условия о доле доходов от IT-деятельности и средней численности работников за отчетные (расчетный) периоды 2021 г., независимо от соблюдения ею указанных условий за период с января по сентябрь 2020 г.

Организация, не являющаяся вновь созданной, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельство о регистрации в качестве резидента технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ, не применявшая установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса пониженные тарифы страховых взносов до 1 января 2021 г., вправе перейти на них с 1 января 2021 г., если выполняет вышеуказанные условия о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий и средней численности работников за период с января по сентябрь 2020 г.


Действующий порядок исчисления и уплаты страхового обеспечения физлиц на территории России в 2021 году установлен гл. 2.1 и 34 НК РФ в части страховых взносов, администрируемых ФНС, и Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.1998 в части администрирования ФСС — от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (на травматизм).

Пониженные тарифы страховых взносов — это право работодателей платить отчисления с заработной платы в меньшем размере. Для представителей МСП в 2021 году это 15 % на зарплату выше МРОТ.

Особенности уплаты страховых взносов в 2021 году.

  • На основании действующего законодательства для некоторых страхователей установлен понижающий тариф страховых взносов 2021 г. при УСН и других системах налогообложения , предусматривающий значительное снижение размеров обязательных платежей на страховое обеспечение. Порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для страхователей определяют:

- ст. 21 № 125-ФЗ (в 2017–2020 гг. определен п. 2 ФЗ № 419-ФЗ от 19.12.2016).

  • Льготным категориям юрлиц, указанным в ст. 427 НК РФ, нет необходимости специально уведомлять налоговые органы о применении пониженных тарифов и ждать официального ответа (разрешения или отказа). Информацию о применении льготы ФНС получает, когда страхователь сдает единый расчет по страховым взносам при пониженном тарифе, но документальное подтверждение исключит запросы и уточнения со стороны контролирующих органов.

Льготные ставки для представителей МСП.

В 2020 году в рамках поддержки бизнеса в условиях ограничений из-за пандемии COVID-19 для организаций и ИП, включенных в реестр субъектов МСП, ввели специальные условия для оплаты страховых взносов сначала до конца 2020 года, а потом продлили на 2021 год.

  • Для представителей МСП тарифы страховых взносов на 2021 год зависят от размера заработной платы каждого работника :

- если зарплата меньше или равна МРОТ (в 2021 г. — 12 792 руб.), то работодатель платит обычные 30 % совокупно на ОПС, ОМС и ВНиМ;

- если зарплата больше МРОТ, тогда действуют специальные ставки:

  • Совокупно пониженные тарифы страховых взносов по ст. 427 НК РФ для малого бизнеса составляют 15 %. В Минфине подчеркивают, что применение пониженной ставки является не льготой, а обязанностью страхователей. Они не вправе использовать ставку 30 % для упрощения расчетов. Для корректных расчетов необходимо считать платежи ОПС, ОМС и ВНиМ по каждому работнику отдельно за каждый календарный месяц. Необлагаемые выплаты не учитываются.

Важно! Взносы на травматизм с любой суммы выплат представители МСП начисляют по обычным тарифам, установленным для них ФСС.

  • При утрате статуса МСП, пониженные тарифы перестают применяться с 1-го числа месяца , в котором работодатель исключен из реестра (письмо ФНС России от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@).

Условия применения пониженного тарифа страховых взносов для других льготников.

Ставки пониженных тарифов страховых взносов, установленных для льготных категорий страхователей, указаны в ст. 427 НК РФ.

  • При выполнении определенных условий льготы предоставляются :

- обществам, партнерствам на УСН;

- владельцам российских судов;

- некоммерческим и благотворительным организациям на УСН и др.

  • С 2020 года произошла отмена пониженных тарифов страховых взносов в отношении целого ряда экономических субъектов. По стандартным ставкам платят отчисления с зарплаты:

- юрлица и ИП, применяющие УСН, по видам деятельности, поименованным в п. 5 ст. 427 НК РФ;

- аптеки (ИП или организации), имеющие лицензию на фармацевтику, применяющие ЕНВД;

- ИП на ПСН — в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физлиц, занятых в экономической сфере, указанной в патенте (за исключением ИП, работающих в областях, указанных в пп. 19, 45–48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Порядок применения пониженных тарифов страховых взносов.

Разберем на примерах, как применять пониженные тарифы страховых взносов в 2021 году для разных категорий льготников.

Выплачивая страховые взносы, работодатель должен соблюдать общий порядок их расчета, учитывать изменения законодательства. Значительных изменений в части уплаты страховых взносов в 2021 г. нет, однако ряд послаблений получили индивидуальные предприниматели и представители среднего и малого бизнеса.

В статье расскажем о нюансах расчета страховых взносов в 2021 г. на примере конкретной организации.

КТО ОБЯЗАН УПЛАЧИВАТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Начисление и уплату страховых взносов регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Под страховыми взносами понимают обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (ст. 8 НК РФ).

Плательщиками страховых взносов являются (п. 1 ст. 419 НК РФ):

• лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

– физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным выше, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию:

  • в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  • по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  • по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
  • издательским лицензионным договорам;
  • лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и др.

Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Для плательщиков устанавливают предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2021 г. — 2,3).

Размер соответствующей предельной величины базы для исчисления страховых взносов ежегодно устанавливает Правительство РФ.

НУЖНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ В БАЗУ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ СУММЫ ЗАРПЛАТЫ ПО ПРЕДЫДУЩЕМУ МЕСТУ РАБОТЫ

В соответствии с письмом Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569 организация — плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.

Если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.

КАКИЕ СУММЫ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЛОЖЕНИЮ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Согласно ст. 422 НК РФ страховыми взносами не облагаются:

1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
  • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка;
  • возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;
  • трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, и др.;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), установления опеки, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказаниемедицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, и др.;

7) стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа;

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, и др.;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение работников по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам;

13) суммы, выплачиваемые плательщиками своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и т. д.;

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

16) суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.

Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС):

– в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 %;

– свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;

  • на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования — 1,8 %;
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1 %.

Тарифы страховых взносов, действующие в 2021 г., представлены в табл. 1.

Таблица 1. Действующие тарифы страховых взносов

База для исчисления страховых взносов

Тарифы страховых взносов

на ОПС

на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

на ОМС

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ

в отношении остальных выплат

В пределах установленной предельной величины

Свыше установленной предельной величины

* В целях исчисления страховых взносов на обязательное медицинское образование предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов. Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены в ст. 427 НК РФ.

После вступления в силу Федерального закона № 303-ФЗ ст. 426 НК РФ утратила силу, а совокупный тариф в 30 % стал постоянным.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ БАЗ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2021 ГОДУ?

Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяют:

  • на 2020 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407;
  • на 2021 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935.

В таблице 2 представлены предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Таблица 2. Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Вид взносов

Предельная величина облагаемой базы, руб.

2020 г.

2021 г.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

Нет предельной величины

ПРИМЕР

Таблица 3. Расчет страховых взносов в 2021 г. для Сидорова С. С., руб.

Месяц

База для начисления страховых взносов

База для начисления страховых взносов нарастающим итогом

Компания на УСН, применяющая пониженные тарифы страховых взносов, может утратить право на данный спецрежим. О том, с какого момента в этом случае нужно начислять страховые взносы по обычным тарифам, Минфин России рассказал в письме от 15.03.2018 N 03-15-06/16176.

Право на пониженные тарифы имеют упрощенцы, основной вид деятельности которых соответствует одному из перечисленных в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. При этом должны соблюдаться следующие условия:

- доля доходов по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ);

- общий объем доходов за налоговый период не превышает 79 млн руб. (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ).

При нарушении этих условий право на пониженные тарифы утрачивается с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено нарушение, а сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате (п. 6 ст. 427 НК РФ).

В Налоговом кодексе прописан порядок перехода на исчисление страховых взносов по общему тарифу только для случаев несоответствия требованиям по доле доходов от основного вида деятельности и общему объему доходов за налоговый период. Но факт применения упрощенной системы налогообложения является самостоятельным условием для использования пониженных тарифов страховых взносов. О том, в какой момент утрачивается право на пониженные тарифы в ситуации, когда компания слетела с "упрощенки", в Налоговом кодексе ничего не сказано.

Последствия, которые наступают при потере права на УСН, прописаны в п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Согласно этой норме налогоплательщик осуществляет переход на иной режим налогообложения с начала квартала, в котором его доходы превысили 150 млн руб. или допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3, 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Возникает вопрос: с какого момента нужно перейти на исчисление страховых взносов по общему тарифу при потере права на УСН: с начала квартала, в котором был осуществлен переход на иной режим налогообложения, или с начала расчетного периода по страховым взносам - календарного года?

В комментируемом письме специалисты финансового ведомства рассмотрели следующую ситуацию. Компания, находящаяся на УСН, в 2017 г. применяла пониженные тарифы страховых взносов на основании подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. В III квартале 2017 г. она утратила право на УСН. При этом доля доходов по основному виду деятельности осталась выше 70%, а общий объем доходов не превысил 79 млн руб.

Финансисты указали, что пересчет страховых взносов с начала года предусмотрен только для случаев, когда нарушаются условия по доле доходов от основного вида деятельности и общему размеру доходов. Иных условий для восстановления и уплаты сумм страховых взносов по общеустановленным тарифам с начала расчетного (отчетного) периода ст. 427 НК РФ не установлено. Поэтому в рассматриваемой ситуации нужно руководствоваться положениями главы 26.2 НК РФ, устанавливающими порядок прекращения применения УСН организациями и индивидуальными предпринимателями. В результате специалисты финансового ведомства пришли к следующему выводу. В случае соответствия критериям об общем объеме доходов и доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, но при утрате права на УСН плательщик страховых взносов теряет право на пониженные тарифы страховых взносов с начала того же квартала, в котором были допущены несоответствия требованиям для применения УСН.

Отметим, что к такому же выводу приходили и Минтруд России (письмо от 21.04.2015 N 17-4/В-595), и Минздравсоцразвития России (письмо от 24.11.2011 N 5004-19) в период, когда исчисление и уплата страховых взносов регулировались положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

А будут ли пени?

В письме от 21.04.2015 N 17-4/В-595 Минтруд России рассмотрел вопрос о начислении пеней в ситуации, когда компания, применяющая пониженные тарифы, из-за утраты в декабре права на УСН пересчитала страховые взносы за октябрь - ноябрь по общему тарифу. Специалисты ведомства указали, что доплаченная сумма страховых взносов в результате перерасчета не рассматривается как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок. Ведь фактически в октябре и ноябре компанией не было допущено нарушение требований главы 26.2 НК РФ и она соответствовала критериям для применения пониженного тарифа страховых взносов. Поэтому оснований для начисления пеней по страховым взносам не имеется. На наш взгляд, сказанное Минтрудом России в полной мере применимо и к страховым взносам, исчисляемым в соответствии с НК РФ.

Читайте также: