Если отказаться от служебного жилья будут ли выплачивать поднаем

Обновлено: 30.06.2024

Все, что нужно знать о жилищной субсидии военнослужащим в 2021 году: условия, сумма, процедура

Субсидия на приобретение жилья

Каким военнослужащим положена жилищная субсидия

В правилах расчета субсидии указано, что если у военнослужащего есть в собственности жилье, но его площади не хватает до норматива, то расчет субсидии производится с учетом жилья, которое уже есть в собственности.

Военнослужащие имеют право на получение жилищной субсидии при условии, что они отслужили по контракту более 20 лет. Однако есть исключения.

Военнослужащему, уволенному с военной службы, общая продолжительность службы которого составила 10 лет и более, тоже положена жилищная компенсация при условии, что увольнение было произведено на одном из следующих оснований:

  • достижение пенсионного возраста:
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Если контракт на военную службу был подписан до 1998 года, то срок службы уже не учитывается, так как до 2014 года уже прошло необходимое количество лет службы для оформления жилищной субсидии.

Кто имеет право получить субсидию вне очереди

Вне очереди получить жилищную субсидию могут некоторые категории военнослужащих:

  • при наличии в семье трех и более детей;
  • жилье которых признано непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции;
  • один из членов семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним признается невозможным, в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Также вне очереди могут получить жилищную субсидию члены семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения службы по контракту, который уже имел право на субсидию по общим основаниям (но, например, не успел ее оформить).

Стандарт жилплощади для военнослужащего

Стандартный размер жилплощади для военнослужащих и их семей установлен пунктом 3 Правил № 76:

  • 33 квадратных метров на одного военнослужащего;
  • 42 квадратных метров на семью, состоящую из двух людей;
  • 18 квадратных метров на каждого члена семьи , состоящей из трех и более человек.

Причем, если у военнослужащего в собственности уже есть жилье, то установленный норматив уменьшается на размер уже имеющегося жилья.

Например, семья военнослужащего состоит из четырех человек, включая его самого. В собственности есть квартира площадью 32 квадратных метров. Субсидия будет рассчитываться из общей необходимой жилплощади в 40 квадратных метров (18 кв.м. * 4 чел. – 32 кв.м.).

Дополнительная жилплощадь – что это такое

Некоторые категории военнослужащих имеют право на предоставление дополнительной жилплощади. Их можно условно разделить на 3 категории по размеру дополнительной площади:

  1. 15 квадратных метров;
  2. 18 квадратных метров или комната;
  3. 20 квадратных метров.

Право на дополнительные 15 квадратных метров жилплощади имеют следующие категории военнослужащих:

  1. командиры воинских частей;
  2. научные работники, имеющие ученую степень или звание;
  3. при наличии почетного звания РФ;
  4. преподаватели военной профессиональной образовательной организации, в том числе высшего образования или военной кафедры;
  5. наличие воинского звания полковник, равному ему или выше.

Дополнительные 18 квадратных метров или комната предоставляются военнослужащим, которые:

  1. являются инвалидами, страдающими определенными видами заболеваний в соответствии с Приказом Минздрава России от 30.11.2012 №991н;
  2. страдают от тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними является невозможным, согласно Приказу Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Право на дополнительные 20 квадратных метров к установленной норме жилплощади имеют право следующие категории военнослужащих:

  1. герои Российской Федерации, герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы;
  2. герои Труда РФ, герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  3. военные судьи;
  4. сотрудники Следственного комитета.

Расчет размера жилищной субсидии

Правила расчета субсидии на приобретение или строительство жилья прописаны в пункте 2 Правил № 76. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле:

blank

Величина поправочного коэффициента напрямую зависит от срока службы и составляет:

  • 1,85 – срок службы от 10 до 16 лет;
  • 2,25 – срок службы от 16 до 20 лет;
  • 2,375 – срок службы от 20 до 21 года.
  • на 0,075 за каждый год военной службы свыше 21 года.

Максимальная величина поправочного коэффициента составляет 2,75 (включительно).

Величина норматива стоимости 1 квадратного метра жилья устанавливается ежегодно российским правительством.

Рассчитать размер субсидии можно также при помощи специального онлайн калькулятора, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ по этой ссылке.

Например, семья состоит из 4 человек, один из которых – военнослужащий, отслуживший по контракту 22 года. Права на дополнительную жилплощадь нет. Жилья в собственности у военнослужащего тоже нет.

Итого, заявитель имеет право на получение жилищной субсидии в размере 8 939 651,4 рубля.

blank

blank

Возьмем другой пример. Семья состоит из трех человек, военнослужащий имеет право на дополнительную площадь в размере 15 квадратных метров, так как является командиром военной части. Но у него в собственности уже есть квартира, общей площадью 34 квадратных метров. Срок службы – 20 лет и 3 месяца.

Итого, он сможет получить субсидию на приобретение жилья, а точнее, на улучшение условий проживания, в сумме 4 087 505,63 рублей.

blank

Обратите внимание, что калькулятор самостоятельно рассчитал общую площадь жилья.

blank

Как оформить субсидию на приобретение жилья

Для получения жилищной субсидии первоначально военнослужащему нужно встать на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. Для этого – написать заявление и приложить все необходимые документы, например, о наличии в собственности иного жилья и справку о составе семьи. Заявление направляется в Министерство обороны РФ (можно через командира части). В день поступления заявления военнослужащий вносится в очередь.

blank

После того, как очередь подошла, военнослужащему нужно будет:

  • открыть расчетный счет, куда будут перечислена субсидия;
  • подать заявление в Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

В течение 20 календарных дней военнослужащему должен прийти ответ (положительный или отрицательный). При положительном решении деньги поступают на расчетный счет в течение 5 рабочих дней. После приобретения жилья военнослужащему необходимо отчитаться о целевом расходовании полученных денежных средств.

Отрицательное решение может прийти, например, если были предоставлены не все документы или ранее на военнослужащего было уже оформлено новое жилье.

Дополнительные льготы на жилье для военнослужащих

Кроме субсидии на приобретение или постройку жилья военнослужащие имеют право на льготы в отношении найма и приобретения жилья:

  1. компенсация аренды жилья;
  2. накопительно-ипотечная система.

О них мы расскажем кратко.

Компенсация за наем жилья

Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.

Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:

blank

Например, если военнослужащий переехал один, то ему положен размер жилплощади в 20 квадратных метров, если вдвоем с женой – то 36 квадратных метров. При условии, что семья военнослужащего состоит из трех человек, включая его, то им положено жилье в размере не менее 43 квадратных метров, а если в семье 4 и более человека – то из расчета по 12 квадратных метров на каждого члена семьи.

Для определения размера компенсации за наем жилья можно воспользоваться онлайн-калькулятором, размещенном на официальном сайте Министерства обороны РФ, по данной ссылке.

Калькулятор прост в использовании. Необходимо выбрать только количество членов семьи и регион проживания.

Для примера мы взяли семью, состоящую из военнослужащего, его супруги и одного ребенка. Снимать квартиру планируется в Тюменской области. Итого, максимальный размер компенсации в 2021 году составит 22 228,42 рублей в месяц.

blank

А, например, если военнослужащий будет направлен на службу по контракту в Курскую область, то размер компенсации в 2021 году не превысит 8 332,54 рубля в месяц.

blank

Чтобы получить компенсацию за наем жилья, военнослужащий сначала должен за ней обратиться. Для этого надо предоставить командиру воинской части:

  1. рапорт;
  2. копию договора найма;
  3. справку о составе семьи из воинской части;
  4. копию паспортов и свидетельств о рождении членов семьи военнослужащего;
  5. иные документы.

Компенсация начисляется ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия военнослужащего за истекший месяц.

Накопительно-ипотечная система

Также военнослужащим предоставляется возможность вступить в накопительно-жилищную систему (НИС) в соответствии с Постановлением Правительства от 21.02.2005 № 89. Спустя 3 года, после вступления в НИС, военнослужащий имеет право заключить договор целевого жилищного займа на приобретение или постройку жилья.

Если оба супруга являются военнослужащими и участниками НИС, то каждый из них имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, но жилье все равно будет приобретаться в общую собственность.

Более подробно о НИС можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Подколзина Вера

Частым случаем выселения из служебной квартиры, предоставленной администрацией муниципального образования, является прекращение трудового договора или контракта, на основании которых предоставлялось жилье. Иск о выселении становится неприятным сюрпризом, в частности, для ушедших в отставку сотрудников полиции и членов их семей, которые вдруг узнают, что из муниципальной служебной квартиры их хотят выселить без предоставления другого жилья.

В соответствии с п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897 (в ред. от 1 октября 2004 г. с изменениями от 16 марта 2013 г., далее – Типовое положение), сотрудник, прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилья со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Кроме того, в п. 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в п. 27, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Нередко органы МВД на местах, желая облегчить себе жизнь, просят администрацию муниципального образования предоставить жилье их сотруднику. В связи с этим важно отметить, что на квартиру, предоставленную горадминистрацией, нормы Типового положения не распространяются.

Понимая, что доводы о честной многолетней службе и отсутствии у семьи выселяемого другого жилья суд не примет во внимание, мы, адвокаты, вынуждены искать пороки в механизме предоставления служебной квартиры администрацией города. Расскажу об одном из них, выявленном в ходе изучения материалов дела, на основании чего было установлено, что квартира не являлась служебной.

Судебные прецеденты по таким делам редки, но в литературе описаны. В некоторых случаях квартиры служебного найма суды признают квартирами социального найма (см., например, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 28 августа 2014 г.; определение Приморского краевого суда от 19 января 2012 г. по делу № 33-143).

Памятуя о том, что лучшая защита – это нападение, защищая права получивших иск о выселении из служебной квартиры доверителей – капитана полиции В. и членов его семьи, а также майора полиции К. и членов его семьи, я обратилась в суд со встречным исковым заявлением к горадминистрации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, а также об обязании ответчика заключить с каждым из указанных лиц договор социального найма.

Итак, на момент предоставления спорных квартир на условиях типового договора найма служебного жилого помещения у них в силу отсутствия соответствующей госрегистрации не появился статус служебного жилья. При таких обстоятельствах распоряжение главы муниципального образования о включении квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещениям и предоставление как служебной были незаконными, договор найма служебного жилого помещения был заключен необоснованно, без соблюдения требований законодательства. Предоставление жилого помещения могло осуществляться администрацией только с целью улучшения жилищных условий доверителя – т.е. по договору социального найма. Следовательно, с момента заключения с моими доверителями типового договора найма служебного жилого помещения они фактически пользовались квартирами на условиях социального найма.

Хотя в материалы дела горадминистрацией были представлены доказательства, отвечающие требованиям ст. 60 ГПК РФ (о наличии статуса служебного жилого помещения), спорное жилье, на мой взгляд, не могло использоваться по договору найма специализированного жилья.

Оценив установленные обстоятельства и представленные по делу доказательства, констатировав нарушение определенного Правилами порядка отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, суд в описываемом случае пришел к выводу, что предоставление жилого помещения истцу могло осуществляться администрацией только с целью улучшения его жилищных условий – т.е. по договору социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, является обязанностью территориального органа исполнительной власти – УМВД, суд признал несостоятельными, поскольку из смысла жилищного законодательства следует, что указанные лица должны быть обеспечены жильем по месту службы.

Таким образом, в жилищном законодательстве существует серьезный пробел. Чтобы его восполнить и уравнять правовое положение сотрудников полиции, получивших квартиры из ведомственного жилого фонда (фонда МВД) и от горадминистрации по просьбе МВД, следует, на мой взгляд, внести в законодательство уточнения, разъясняющие, что из служебных жилых помещений, предоставленных сотрудникам полиции по просьбе МВД горадминистрацией, лица с выслугой 10 и более лет не подлежат выселению. Кроме того, считаю необходимым последовательно формировать судебную практику по спорам, связанным с отсутствием госрегистрации служебной квартиры именно как таковой с применением по этому основанию негативных для горадминистрации последствий в виде признания помещения переданным по договору социального найма.


Данная статья не является руководством к действию и не может быть отнесена к официальным разъяснениям.

Цель статьи: раскрыть проблему и акцентировать внимание на возможных рисках с учетом позиции государственных органов, норм закона, судебной практики и обзоров Верховного Суда.

Коротко:
Закон о Статусе предусматривает, что военнослужащим может предоставляться только одна социальная гарантия по их выбору. Предоставление средств ЦЖЗ или накоплений с именного счета согласно ФЗ о НИС является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего. Таким образом, участник НИС, оформляя ЦЖЗ или получая накопления, по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему жилищные права, а значит, утрачивает право на получение компенсации за наем (поднаем) или служебное жилье.

Это нормы закона, но у ряда государственных органов свое мнение на этот счет, о чем мы расскажем в конце статьи.

Предыстория

В начале 2019 года появилась информация, которая озадачила ряд военнослужащих:

Озабоченность понятна: до этого считалось и поддерживалось на уровне подразделений жилищного обеспечения, что право на служебное жилье сохраняется, если приобрести жилье не по месту службы.

Исходя из этого ряд военнослужащих:

  • приобретали жилье в инвестиционно-привлекательных регионах
    (Москва и МО, Санкт-Петербург и ЛО, Краснодарский край, Крым), т.е вкладывали накопления в растущее в цене жилье
  • приобретали квартиры с целью последующей их сдачи в аренду
  • приобретали жилье для проживания родственников или для своего проживания по окончанию службы.

Такие военнослужащие закономерно рассчитывали, что после реализации военной ипотеки по месту службы за ними сохранится служебное жилье или компенсация за поднаем.

Нормы закона и судебная практика

Почему военнослужащие, приобретая жилье не по месту службы, рискуют лишиться поднаема и служебного жилья

Для погружения в суть рассматриваемого вопроса рекомендуем ознакомиться со следующими документами:

Право военнослужащих на жилище установлено Законом о Статусе, согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 15 ст. 15 Закона о Статусе военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие) и в соответствии с Законом о НИС являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Содержание названных норм закона указывает на то, что выделение военнослужащему денежных средств в соответствии с Законом о НИС является одной из форм реализации его права на жилище.

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона о НИС получение участником денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 (накопления, ЦЖЗ, допсредства), или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 (покупка квартиры, жилого дома), является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

При этом в силу п. 3 ст. 15 Закона о Статусе военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем).

В соответствии с названными предписаниями закона постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 утверждено Положение, согласно п. 2 которого выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Законом о Статусе.

То обстоятельство, что жилое помещение приобретено не по месту военной службы, указанных выше норм не отменяет.

Согласно п. 9 ст. 2 Закона о Статусе военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

При таких данных реализация военнослужащим права на жилье посредством получения накоплений, средств ЦЖЗ и(или) допсредств, согласно судебной практике, исключает обеспечение его служебным жилым помещением и предоставление ему компенсации за наем (поднаем) по месту военной службы.

Одновременное предоставление военнослужащему жилья по двум основаниям привело бы к сверхнормативному обеспечению жильем.
Т.е. реализовав НИС, военнослужащий может считаться обеспеченным жильем по месту службы (в принципе обеспеченным жильем).

Считаем, что написанное выше не распространяется на случаи, когда военнослужащий реализовал НИС, но впоследствии его переводят на новое место службы. В этих случаях, считаем, право на служебное жилье и поднаем имеется.

Позиция государственных органов

Комитет Государственной Думы по обороне

(позиция изложена в ответе на обращение участника НИС № 3.14-14/405 от 17.04.2019)

В системе действующих правовых норм наличие жилых помещений в собственности или по договору социального найма в населенных пунктах, отличных от места службы, а также выделение государством денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений не является основанием для отказа в предоставлении служебного жилого помещения по месту службы.
Реализация военнослужащим одной из форм жилищного обеспечения (получение жилья для постоянного проживания, реализация прав участника накопительно-ипотечной системы) не должна являться препятствием для реализации других прав в области жилищного обеспечения, в том числе права на получение служебного жилья. Иное толкование правовых норм, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, направлено не на защиту жилищных прав военнослужащих, а на неверное понимание принципа баланса интересов личности и государства.

Росгвардия

В июле 2019 года руководством Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по организации учета военнослужащих (сотрудников, гражданских служащих, работников), не обеспеченных жилыми помещениями.

Документом определено, что реализация НИС не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте сохраняет право на служебное жилье для военнослужащих ведомства.

Определены и критерии отнесения населенного пункта к категории близлежащего:

Выводы

Единой, четко сформулированной позиции (от закона, до ведомственных нормативных правовых актов и методических документов, а также правоприменительной практики) по спорному вопросу пока не наблюдается.

Вместе с тем, риск лишения служебного жилья и компенсации за поднаем нельзя списывать со счетов.

Ждем новых официальных комментариев от государственных органов, включая контрольные и надзорные. Обязательно будем держать вас в курсе новостей.

Поднаем жилья военнослужащим

Государство заинтересовано в том, чтобы граждане РФ проживали в собственных домах и квартирах, поэтому предлагает немало программ по улучшению жилищных условий.

Какие льготы предусмотрены для военнослужащих? Что такое поднаём жилья? Об этом поговорим далее.

Жилищные льготы для военнослужащих

Военнослужащие выполняют важную миссию в государстве. За это они получают из бюджета дополнительное финансирование и различные социальные льготы. В плане жилья военным предоставляются варианты получения собственной жилплощади. Это и государственная субсидиарная поддержка, и ипотечное кредитование.

Те, кто не могут позволить себе такие варианты приобретения собственных квадратных метров, вправе получить служебное жильё или оформить компенсацию на поднаём жилья.

Что такое поднаём жилья? Это съём жилого помещения, которое предоставляет собственник (государство, юридическое или частное лицо) квартиросъёмщику по договору найма. Часть оплаты за наём такого жилья возвращается военнослужащему в виде компенсации.

Порядок и размер компенсации за поднаём жилого помещения для военнослужащего регламентируют следующие нормативные акты:

Компенсация — это выплата, осуществляемая государственными органами с целью восстановления определённого рода затрат (в рассматриваемом нами случае — за поднаём жилья).

Кто из военнослужащих вправе получить компенсацию за поднаём?

Если нет возможности предоставить военнослужащему отдельное служебное жильё или комнату в общежитии, ему разрешается заключить договор найма (поднайма) с выплатой компенсации.

Правом получения денежной компенсации за поднаём жилья могут воспользоваться:

Законодательство выдвигает ряд условий для получения компенсации, а именно:

  • потребность в жилье;
  • контрактная основа службы в рядах ВС РФ;
  • отсутствие у военнослужащего собственного жилья в регионе службы.

Законодательно также определено, сколько получают военнослужащие в виде компенсации: около 80% от максимальной стоимости аренды.

Обязательным условием выплаты компенсации является регистрация военнослужащего и членов его семьи в квартире, арендованной по договору найма. Особенностью выступает тот факт, что ответственность по договору ложится на воинскую часть, в которой работает гражданин.

Основанием для оформления жилья становится постановка гражданина на учёт по жилищному вопросу. Компенсация выплачивается только по месту воинской службы и за средства Министерства Обороны РФ.

Порядок выплаты компенсации за поднаём жилья военнослужащим

Порядок выплаты компенсации за поднаём жилья военнослужащим

Далее расскажем о том, как как оформить поднаём жилья военнослужащим.

Чтобы получить средства от государства, соискатель должен сначала открыть лицевой счёт в банке, куда будут ежемесячно перечисляться деньги. Эти лицевые счета закреплены за воинской частью вплоть до получения жилья от государства.

Размер компенсационных выплат стабилен, но возможно повышение пособия в случае рождения ребёнка в семье военнослужащего. Для этого необходимо подать заявление, в котором военнослужащий известит руководство о факте появления в семье новорожденного ребёнка.

В том случае, если воинская часть откажет в повышении выплат, заявителю следует подать иск на оспорение такого решения.

После открытия счёта в банке военнослужащий подаёт пакет документов на поднаём жилья, включающий:

  • копию договора по найму жилья;
  • справку о составе семьи;
  • распоряжение, свидетельствующее о зачислении военнослужащего в штат;
  • копии паспортов и свидетельств о рождении (для несовершеннолетних) всех членов семьи;
  • уведомление о включении военнослужащего в список нуждающихся в служебном жилье (получают в РУЖО по месту службы);
  • рапорт на компенсацию за поднаём жилья.

Рапорт составляется на имя командира части и содержит:

Алгоритм дальнейшего оформления таков:

  1. Подача в воинскую часть рапорта.
  2. Получение приказа на выдачу договора по аренде жилья.

Военнослужащим, проходящим службу по контракту, и членам их семей предоставляются компенсационные средства не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы.

Как рассчитывается компенсация за поднаём жилья?

Порядок и размер выплат военнослужащим регулируется ПП РФ № 909 от 31.12.2004 г.

Для офицеров и прапорщиков (мичманов) возмещение предоставляется по фактическим расходам, но не выше установленных Минтрудом РФ (Приказ № 512 от 01.08.2018 г.) максимальных выплат за 1 м² по данной местности и в зависимости от нормы общей площади жилья:

Состав семьи фиксируется на момент даты гибели/смерти/увольнения военнослужащего.

Компенсация за поднаём жилья военным, проходящим службу по контракту, имеющим звание прапорщика, офицера или мичмана, а также тем, кто может быть уволен с воинской службы, выплачивается по фактическим расходам.

Максимальная стоимость поднайма квадратного метра приближена к рыночной стоимости, но при этом снимающему жильё военному нужно будет ещё доплачивать некоторую сумму.

Как рассчитать сумму? Для этого нужно знать максимальный размер найма жилья, установленный в каждом регионе, затем добавить количество членов семьи.

Приведём предельную стоимость поднайма в некоторых регионах на 2022 год:

Как рассчитывается компенсация за поднаём жилья?

  1. Москва: 847 руб.
  2. Московская область: 617 руб.
  3. Санкт-Петербург: 596 руб.
  4. Ленинградская область: 423 руб.
  5. Республика Крым: 506 руб.
  6. Калининградская область: 451 руб.
  7. Краснодарский край: 519 руб.
  8. Сахалинская область: 923 руб
  9. Ставропольский край: 367 руб.

Чтобы получить денежное возмещение, не обязательно снимать жильё; можно оформить компенсацию и на собственную квартиру или дом, которые относятся к жилищным кооперативам.

Выплата компенсации военнослужащему прекращается после предоставления ему служебного/постоянного жилищного сертификата, денежной выплаты на приобретение жилья или при покупке жилплощади по военной ипотеке.

Поднаём жилья у родственников и наличие собственной или служебной квартиры/дома в другой местности не являются препятствием для получения компенсации.

Как отказаться от служебного жилья и не потерять поднаём?

В случае предоставления жилплощади, не соответствующей требованиям закона, военнослужащий может отказаться от него. При этом, отказ должен быть письменным, с указанием причин, например, таких как:

При предоставлении в воинскую часть по месту службы мотивированного отказа военнослужащий продолжает получать поднаёмные.

Если же жилое помещение соответствует всем требованиям, а военнослужащий отказывается от него, то его могут исключить из списков на предоставление служебного помещения на основании Инструкции, утверждённой приказом Минобороны № 303 РФ от 27 мая 2016 г.

Исключение из списков на жильё автоматически означает утрату оснований для выплаты компенсации на поднаём жилья.

Факт проживания не по месту получения льготы скрыть не удастся: военнослужащих периодически проверяют по месту проживания.

В завершении статьи отметим, что компенсация за поднаём жилья — хорошее подспорье для военнослужащих. Это довольно неплохие деньги, которые примерно на 80% покрывают расходы за съём квартиры для временного проживания всей семьи военнослужащего.

Читайте также: