Если начальник постоянно подкалывает

Обновлено: 25.05.2024

Отвечайте на хамство сослуживца так, чтобы быстро его унять, сохранить чувство собственного достоинства и одержать победу в глазах сотрудников. Это позволит до минимума свести психологическое напряжение и переживания.

Услышав грубость или столкнувшись с игнорированием личного мнения — одни люди тут же дают адекватный отпор, а другие молчат. Так, согласно исследованиям психофизиологов, реакция на хамство заложена в нашем генетическом коде. Поэтому даже свидетели конфликтов испытывают стресс — у присутствующих фиксируются краткосрочные ослабления внимания и памяти.

Сложнее же всего приходится жертвам, которые не умею противостоять оскорблениям, ведь у них еще и ослабляется иммунитет, ухудшается психологическое и физического самочувствие, плюс возникают проблемы в личной жизни. В результате самые решительные — это порядка 10 % увольняются из неблагополучных коллективов.

Первая, ребенок рос в атмосфере грубости, унижений и скандалов. Он с детских лет слышал и как оскорбляют друг друга родители, кроме того, на себе испытывал их постоянное раздражение, злость и побои. С годами мальчики и девочки перенимают у взрослых стиль общения, считают его нормой и транслирует на окружающих.

Вторая, заниженная самооценка (она формируется в семье и школе). Дети быстро понимают: утвердить свой статус в собственных глазах и в отношениях со сверстниками можно злыми замечаниями и даже физической силой. Надо отметить: такая привычка остается на всю жизнь.

Третья, неудачи в личной жизни, карьере и нереализованные мечты.

Четвертая, временные сложности, на преодоление которых уходит много сил. Человек измотанный и раздраженный, поэтому и срывается на всех, кто попадется под горячую руку.

Выслушав тезисы психолога о причинах хамства у меня сложилось впечатление, что несчастных наглецов надо обнять и плакать. Возможно большинство из нас так бы и поступало. Однако ущерб, который наносится окружающим настолько велик, что о жалости мы забываем.

​В коллективах, где допускается грубое обращение и унижение сотрудников скрыто саботируется работа, а дома жертвы нападок транслируют свое плохое настроение на близких людей (Пройдите тест на конфликтность в коллективе)

Если промолчать в ответ на хамство сотрудника, то словесные атаки обязательно повторятся и со временем такое поведение войдет в привычку, к тому же количество агрессоров в команде возрастет. Поэтому сразу обеспечьте достойную обратную связь. Однако избегайте базарного принципа: кто громче кричит и бесцеремоннее себя ведет, тот и прав — такого рода тактика приведет лишь к эскалации конфликта.

Представьте в ситуацию: вы идете по городу и слышите язвительное замечание пьяного гражданина или наркомана. Естественно, большинство из нас проходит мимо такого индивида не поворачивая головы. На работе, в большинстве случаев, данный прием тоже хорошо действует, то есть позволяет показать, что нападающий и его слова пустое место. Как результат, нападки сводятся на нет, что помогает сберечь нервы и собственное достоинство. Существует несколько проверенных невербальных способов игнорирования.

Всегда смотрите исключительно поверх головы субъекта (во время утреннего приветствия и служебных диалогов), проходите мимо него быстро. Данная тактика крайне неприятна для любого из нас.

Показывайте, что вы очень заняты — для быстрого завершения беседы возьмите телефон и сделайте вид, что набираете номер абонента (можно даже выйти из общего кабинета).

Отвечайте на язвительные замечания высокомерно подняв брови.

Совет. Если видите, что человек хочет примириться, прекращайте жесткое игнорирование, но еще какое-то время будьте сдержаны.

Измените отношение к себе, используя похвалу. Ведь положительные эмоции действуют эффективнее, чем апелляция к разуму, к тому же побуждают к корректному поведению, чтобы чаще слушать добрые слова.

Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Если индивид отпускает в ваш адрес злые остроты, то используйте простые манипулятивные предложения:

Сослуживец вернулся от руководителя в плохом настроении и свою горечь начал вымещать на вас. Доброжелательно произнесите:

Если же в команде есть манипулятор , то миролюбиво перефразируйте его слова при этом первая часть предложения должна звучать:

Научитесь сохранять выдержку (пусть даже только внешне), если слышите грубость или язвительные колкости в свой адрес. Обязательно постарайтесь воспроизвести безразличие на лице и в интонации. Задайте, скажу так, элегантный вопрос, который поможет снизить уровень беспардонности сотрудника.

Считается, что отвечать вопросом на вопрос невежливо. Хотя в обстоятельствах, когда вам грубят и приходится защищаться — это вполне приемлемая тактика. Вынуждайте собеседника, причем раз за разом конкретизировать и уточнять свои посылы.

Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Вы качественно выполнили свою работу, но коллега на повышенных тонах начинает поучать, причем его замечания лишены объективности. Сразу деликатно блокируйте несанкционированные поползновения репликой:

Старший по возрасту, но не по рангу начинает вас экзаменовать и давать оценку, скажем, по подготовленному отчету или докладу. С ходу спрашивайте:

Если коллега или даже руководитель переходит на крик, тут же спросите:

Примеры ответных фраз на такого рода хамство:

Важно: даже если необоснованные обвинения и очень обидны — ничего не объясняйте, не приводите доказательств и не оправдывайтесь.

Данный способ отлично подойдет людям как с холерическим темпераментом, так и тем, кто за словом в карман не лезет. Начинайте перепалку — она поможет выпустить пар и вам, и оппоненту. Возможно, вы даже одержите долговременную победу и отобьете желание впредь с вами связываться. И что еще важнее: остальные сотрудники (свидетели скандала) будут правильно подбирать слова и интонацию при общении, ведь вы тоже в их глазах станете хамом.

​При парировании грубости помните, что на агрессора основное впечатление производят не ваши слова, а манера поведения, то есть уверенность в себе и невозмутимость

Противопоставьте грубости и наглости коллеги полное внешнее безразличие.

Сдержите нервное напряжение (читайте: как быстро успокоиться), ведь когда агрессивный визави видит чужое волнение, то воодушевляется и продолжает третирование.

Не повышайте голос и не переходите на личности — интонация должна быть очень сдержанной, чтобы избежать перебранки.

Не оправдывайтесь — это воспринимается как сомнения в собственных силах и профессионализме. Кроме того, свидетельствует о вашем завышенном чувстве долга и, возможно, вины.

Не позволяйте передергивать факты — сразу прерывайте разговор и поправляйте сотрудника. Можете подкрепить свои слова невербальным приемом, например, покачиванием головы.


Коллеги затравили тебя – насмехаются, игнорируют, распускают сплетни. Тебе уже хочется лишь одного – уволиться. Подожди, не сдавайся так легко! Мы поможем тебе противостоять прессингу.

10% тех, кто подвергался сильному прессингу коллег, доходили до суицидальных мыслей

Опасные признаки прессинга со стороны коллег

Как отличить моббинг от стандартной напряженной рабочей обстановки?

Слухи и сплетни. Ты стала предметом для обсуждения. Фантазия твоих преследователей безгранична: о тебе распространяют отнюдь не добрые сказки, и нередко эти истории выходят далеко за рамки приличия.

Изоляция. Коллеги тебя игнорируют: замолкают при твоем появлении, не отвечают на вопросы, не здороваются, не зовут на обед и совместные мероприятия.

Утаивание информации. Тебе не сообщают важную для работы информацию или озвучивают заведомо ложную.

Порча имущества. Коллеги исподтишка, а порой и открыто портят личные вещи или те, за которые ты несешь ответственность.

Почему такое происходит в коллективе?

Жертва: довольный жизнью человек, порой излишне самовлюбленный, который выпячивает собственные успехи в той или иной сфере, а иногда и начинает учить коллег.

Скука. Когда коллегам особо нечем заняться (например, компания переживает не лучшие времена, работа стоит), то им некуда девать энергию и силы. Вот они и находят себе развлечение, отравляя жизнь кому-то.

Жертва: слабая закомплексованная личность, слишком чувствительная и несамостоятельная, чтобы дать отпор.

Лень. Некоторые коллективы напоминают болото, в котором никому ничего не нужно. И если в нем появляется тот, кому не все равно, кто готов работать на результат, его попытаются выдворить из компании как можно быстрее, чтобы он не тревожил спокойную жизнь коллег от звонка до звонка.

Жертва: новичок, полный энергии, идей и задора, готовый горы свернуть.

Конкуренция. Моббинг — отличное средство, чтобы уничтожить конкурента по карьерной лестнице или отомстить ему за не полученную должность.

Жертва: любимчик начальника, его протеже или чужак, который занял место, на которое претендовал старожил компании.

Жертва: нелюдимый одиночка, офисный чудак или белая ворона.

40% жертв моббинга страдают бессонницей. Постепенно появляются невротические состояния и хронические заболевания

Проанализируй причины травли. Бывает, человек сам, своими действиями или отношением, провоцирует агрессию со стороны коллег. Если это так, задумайся, что изменить в своем поведении.

Найди сторонников. Как правило, всегда можно собрать команду единомышленников и вместе дать отпор преследователям.

Если давление идет со стороны начальства, не порти себе нервы и не трать время зря — ищи новую работу.

Если тебя саму втянули в травлю

Задумайся, что подтолкнуло тебя к участию в этом неблаговидном деле? Почему ты не смогла остаться в стороне?

Низкая самооценка. Ты не решаешься высказывать собственное мнение и зависима от оценки окружающих.

Агрессия как самозащита. Ты боишься показывать свои слабости и неуверенность, пытаясь скрыть их под маской активности, уверенности и силы.

Неразвитые социальные навыки. Ты не умеешь выстраивать отношения в коллективе: привыкла работать одна или в маленькой группе близких по духу людей. Поэтому начинаешь налаживать контакты при помощи соглашательства, подношения подарков, услужливости и заискивания.

Непрофессионализм. Тебе не хватает профессиональных качеств, чтобы добиться успеха. Поэтому ты пытаешься заслужить признание и уважение коллектива с помощью жесткости и прессинга.

Когда цели моббинга хорошие, а средства плохие

Что делать,чтобы самой не стать мишенью для прессинга

1 Не хвастайся богатым мужем, шикарным авто, отпуском, проведенным на Карибах. Не хвались успехами на работе и ни в коем случае не ставь себя выше коллег.

2 Не отстраняйся от коллег. Старайся поддерживать заведенные в коллективе традиции, соблюдай дресс-код и негласные правила, не навязывая собственные. Участвуй в разговорах, но не инициируй их сама. И при этом не забывай работать.

4 Не обижайся. Будь сдержанной и не показывай, что тебя задела критика или чьи-то подколы. Оставляй все эмоции за дверьми офиса.

5 Не заискивай. Не прогибайся под коллег и начальство, не унижайся. Уважай их, тем самым показывая, что ждешь такого же отношения и к себе, и другого терпеть не станешь.

Герой труда

Опознать героя можно не только по горящим глазам, но и по неважному внешнему виду: когда столько дел, не до сна или отглаживания рубашек. Таких энтузиастов много в помогающих профессиях и общественных организациях.

Чем опасен. Герой предъявляет завышенные требования не только к самому себе, но и к каждому в своей команде. Если вы не готовы вкалывать наравне с ним или хотя бы стремиться к этому, вас будут окатывать презрением и осыпать ехидными ремарками.


Для своей организации герои опасны тем, что культивируют нездоровую атмосферу вечных авралов и необходимости трудовых подвигов, которая приводит к выгоранию и нервным срывам.

Почему так себя ведет. Причина на поверхности: у героя труда в жизни нет ничего более значимого. Он работает постоянно просто потому, что у него практически нет других дел. Даже если у него есть семья, то видит он ее чуть чаще, чем по праздникам.

Если копнуть глубже, мы увидим человека либо с огромными амбициями, либо с непомерным чувством долга. Первый вид трудоголиков стремится стать лучшим в своей сфере. Второй чрезмерно старается быть правильным, хорошим и полезным человеком.

Как нейтрализовать. Если вы не готовы пахать наравне с героем труда, его симпатии можно завоевать уважением к его подвигам. Он, скорее всего, действительно отличный спец. А еще герой может стать прекрасным учителем для начинающего: ему нравится делиться знаниями и чувствовать себя значимым — но обозначать границы допустимого всё равно придется. Если вы достойно трудитесь в офисные часы, герой наверняка простит вам такую слабость, как отключение рабочего телефона по ночам и выходным.

Человек в футляре

Это человек, который, кажется, больше всего на свете любит запрещать и ограничивать. Правила и нормы для него по умолчанию значат больше, чем живые люди.

Человека в футляре можно встретить в юридическом или финансовом отделе. Среди таблиц и отчетов он чувствует себя как рыба в воде. Но вмешательство в этот порядок человеческого фактора — эмоций, неточностей, ошибок — может серьезно вывести его из равновесия.

Чем опасен. Такой человек из-за своего занудства — главный кайфолом в неформальной компании. А в рабочей среде он рубит на корню любые слишком смелые и рискованные, с его консервативной точки зрения, начинания. Он измучает вас дотошными требованиями к отчетности и не простит ни одного неаккуратно оформленного чека.

Почему так себя ведет. Человек в футляре — не просто ответственный, педантичный и консервативный. Он еще и очень тревожный. Запрещает, ограничивает и перестраховывается он из боязни, что действительно что-то пойдет не так — и у организации (а значит, и у него самого) будут проблемы.

Этот страх в какой-то степени адекватен, ведь легкомысленному человеку не поручили бы работу с финансами. Но тревога может быть очень сильно преувеличенной, из-за чего под запрет может попасть что угодно — просто на всякий случай.

Как нейтрализовать. Наверное, самая простая стратегия — вежливо выслушать его мнение, возможно, даже согласиться с ним на словах — и сделать по-своему. Или поискать в организации других сторонников ваших идей. Играть на территории человека в футляре бесполезно: ваше сопротивление его требованиям только укрепит его во мнении, что ваши затеи опасны и должны быть подавлены.

Злой шутник

Злой шутник считает себя компанейским и веселым парнем, но на деле его юмор ядовит. От виртуозно умеет высмеять, унизить и обесценить — всё под прикрытием шуточек. В жертвы выбирает только тех, кого считает ниже себя — обычно молодых и неуверенных в себе сотрудников и в особенности девушек. Мужчины-шутники часто бывают мизогинами.

Чем опасны. Страдает от шутника не только жертва, но и атмосфера в коллективе в целом. При попустительстве начальства ему нередко удается расколоть сообщество на два лагеря: на тех, кто насмехается, и тех, кому от них достается.

Почему так себя ведет. Даже если шутник — отец семейства с седыми висками, в душе он остается школяром. Как и многие задиры, он не слишком уверен в себе и нуждается в подкреплении самооценки за счет постоянного самоутверждения в социальной иерархии.

Как нейтрализовать. В идеале весь коллектив не должен поощрять подобное поведение. Ведь без громкого (или молчаливого) одобрения зрителями его проделок шутник теряет свою главную мотивацию.

Подружиться с ним можно, если вы покажете, что считаете его остроумным и готовы слушать его байки (но при этом непросто не участвовать в буллинге). Если вас сильно достают нападки юмориста, попробуйте заручиться поддержкой кого-то, с чьим мнением он считается.

А если ваша карьера не зависит от шутника, можно пойти на конфронтацию с ним. Больше всего он боится того же, что проделывает сам, — публичного унижения. Если вам удастся сильно задеть его, скорее всего, он сделает вывод, что с вами лучше не связываться.

Инфантил

Чем опасны. Главное оружие инфантильного человека — простая манипуляция: разруливая его/ее казусы, вы чувствуете себя круче и умнее. Так незаметно вы берете на себя дополнительную ответственность. И если вы однажды попытаетесь ее с себя скинуть, вас уже будут не превозносить, а виноватить: ведь он/она на вас так понадеялся, а вы подвели!


Почему так себя ведет. Инфантильные люди, скорее всего, были воспитаны гиперопекающими или авторитарными родителями. Они не ощущают себя полноценными взрослыми и остро нуждаются в покровителях, которые бы заменили им всезнающую маму. В серьезном деловом обществе они испытывают растерянность. Но как только находится старший человек, на которого можно спроецировать образ родителя, смелеют вплоть до того, что могут сесть на шею.

Священная корова (или просто хороший человек)

Drama Queen

Если такой человек возглавляет проект, то рутинный рабочий процесс превращается в остросюжетную драму: задачи возникают внезапно, решаются в последний момент, и всё это под эмоциональные восклицания главного актера.

Почему так себя ведет. У каждого есть два способа мыслить: рациональный и эмоциональный, которые в норме более-менее сбалансированы. У королев и королей драмы эмоциональное всегда преобладает. Они впечатлительны и чувствительны и часто сначала реагируют, а потом подключают разум.

Чем опасны. Королевы драмы умеют создать в офисе атмосферу хаоса и нервного напряжения. Их преувеличенные эмоции заразительны: вы не заметите, как сами начнете паниковать из-за дедлайнов и вполне рядовых задач.

Сплетник

Почему так себя ведет. Мотивация у сплетников бывает разной. Нередко это просто очень социальный, болтливый человек, которому скучно в рабочих рамках. Его треп часто идет ему же во вред. Другим сплетникам неоднозначная информация о коллегах нужна, чтобы не чувствовать себя хуже других. Их успокаивает мысль, что у каждого есть свои грехи.

Самый опасный типаж целенаправленно собирает компромат, чтобы использовать его с выгодой для себя. Но это уже не сплетник в чистом виде — это интриган, о котором мы поговорим позже.

Чем опасен. Сплетник не просто расскажет лишнее тем, кому не стоило бы, да еще и не вовремя, но и приукрасит слухи своими домыслами — так, что вы их не узнаете.

Как нейтрализовать. Не стоит откровенничать — ни о себе, ни о внутренних делах компании, ни о других коллегах. Хранить информацию в себе выше его/ее сил, просто смиритесь с этим. В остальном это может быть прекрасный человек.

Манипулятор

Манипулируют в той или иной мере практически все. Но у настоящих манипуляторов это главный способ коммуникации — и рабочей, и личной.


Чем опасны. Это, конечно, насильственное общение (а про ненасильственное можно почитать тут). Манипулятор ищет уязвимые места собеседника и бесцеремонно давит на них, чтобы сделать его более удобным. Для коллег, не отрастивших толстую броню, это довольно болезненно. А когда такой человек руководит коллективом, в офисе процветает дедовщина и разрастается теневая власть, основанная на негласных правилах и неформальных отношениях.

Будьте правильным и честным занудой. На манипуляторов это действует отрезвляюще.

Говорить с манипулятором на его же языке стоит, только если вы сами не менее ловкий манипулятор, иначе он/она быстро положит вас на лопатки.

Человек с тяжелым характером

Чем опасны. В каждом коллективе есть люди, которых мало кто решится лишний раз побеспокоить. Они надменны, саркастичны и не упускают случая указать другим на их недостатки. Из-за этого работа может сильно стопориться, а чувствительные сотрудники теряют мотивацию.

Делать замечания таким коллегам иногда боится даже начальство: этот тип всегда сумеет огрызнуться так, что пожалеешь, что вообще с ним связался.

Почему так себя ведет. Важно понимать, что у этого человека серьезные проблемы с самооценкой. Она нуждается в ежедневной подпитке за счет унижения других. Возможно, причина в комплексе самозванца: человек не чувствует себя достаточно компетентным для своей должности. Или, наоборот, его эго и ощущение собственной значимости настолько раздуты, что его оскорбляет тупость коллег и их нежелание внимать его мудрости.

Может быть интересно

Интриган/ка

В отличие от человека с тяжелым характером, интриган соблюдает правила приличия. К нему не подкопаться. Поверхностное обаяние и умение пустить пыль в глаза — его оружие. Он действует тоньше и глубже.

У каждого его шага есть скрытый прагматичный смысл: дружить с теми, кто у власти, или против того, кто ему мешает; блистать знаниями перед важными людьми; унижать тех, кто попал в немилость.

Чем опасен. Это человек расчетливый и неискренний, который легко вас подставит, если ему это покажется выгодным: например, украдет вашу идею и выдаст за свою или опозорит вас перед начальством.

Как нейтрализовать. Прежде всего, надо понимать, с кем вы имеете дело. Не стоит расслабляться, подставляться и тем более сближаться в надежде, что к друзьям он будет добрее.

Серийный харассер

Офисный харассер делит коллег на две категории: просто коллеги и привлекательные женщины. С первыми он общается совершенно нормально, они могут и не догадываться о его темной стороне. Женщинам же достается по полной.

Репертуар харассера варьируется от сальных шуточек до прямого принуждения к сексу. Некоторые из таких типов не пропустят ни одной юбки, а другие выбирают конкретную жертву и домогаются ее без свидетелей.


Чем опасны. Начальство часто считает харассеров безобидными, а потому их проделки продолжаются годами.

Они отлично умеют выбирать максимально беззащитных жертв и не покушаются на кого-либо, наделенного силой и властью. Непрошенное внимание достается юным неопытным девушкам или тихим застенчивым женщинам, которые не смогут дать резкий отпор.

Харассеры чаще всего действуют серийно: жертв на каждом их месте работы обычно несколько, по очереди или даже одновременно.

Как нейтрализовать. Вне зависимости от вашего пола — не молчите.

Настойчиво говорите о том, что вам такие шутки неприятны, темы — неинтересны. Если вас к чему-либо принуждают, жалуйтесь начальству. Если вы мужчина, никогда не поддерживайте подобные разговоры. Возможно, сексистские шутки кажутся вам веселыми и безобидными, но своим поддакиванием вы даете харассеру зеленый свет на реальное насилие.

Если в каком-то из описаний вы узнали себя — хорошая новость: у вас отлично развита самокритика! Задумайтесь, действительно ли ваша стратегия поведения помогает вам в карьере — или пора ее изменить?

Некоторые начальники обладают неограниченной властью и могут уволить любого человека, который им не по душе. Но часто сам руководитель вызывает искреннюю нелюбовь и раздражение у всего коллектива. В комедии "Несносные боссы" руководители так достали своих подчиненных, что те были готовы пойти на крайние меры. А есть ли законный способ избавиться от начальника?

Уволить линейного руководителя можно, но сложно. Для этого потребуется слаженная работа всего коллектива. Но прежде чем затевать офисную революцию хорошенько подумайте, стоит ли игра свеч. Во-первых, попытка может не удастся, и тогда "революционеров" будут ждать печальные последствия. Во-вторых, кто сказал, что следующий начальник будет лучше этого? Да и вообще, конфликтных ситуаций на работе стоит избегать до последнего. Хотя бывают крайние ситуации, когда терпеть уже нет никакой возможности.


Один из методов борьбы с начальством – "итальянская забастовка" или "работа по правилам". Суть в том, что сотрудники работают, ни на шаг не отклоняясь от своих обязанностей. Наши отношения с работодателем регламентируются Трудовым кодексом, договором и уставом компании. Но в реальности многие вопросы в офисах решаются на словах и не в полном соответствии с законом. Часто сотрудников просят задержаться на работе, подменить кого-нибудь или выполнить не совсем свои обязанности. И обычно мы соглашаемся, если ситуация того требует. А если в каждом подобном случае весь коллектив будет просить выпускать соответствующие приказы и отдельно оплачивать сверхурочную работу, это серьезно усложнит жизнь руководителя. Но участвовать в этой форме протеста нужно всем коллективом. Иначе отдельно взятых бюрократов просто уволят. К тому же надо помнить: бюрократия – орудие обоюдоострое, и начальство тоже может испортить жизнь подчиненных, забюрократизировав рабочий процесс.

Еще один способ борьбы с руководителем – саботаж. В таком случае весь коллектив работает медленно, срывает сроки и игнорирует распоряжения начальника. В итоге вышестоящее начальство замечает, что после назначения нового линейного руководителя производительность отдела заметно снизилась. И с большой вероятностью придет к выводу, что проблема в нем. Обычно проще сменить одного начальника, чем заново набирать всех исполнителей.

Некоторые сотрудники, недовольные линейным руководителем, пытаются жаловаться на него вышестоящему начальству. Но сами "большие боссы" уверяют, что это – не самая хорошая идея. У них много своих дел, и они не будут лезть в конфликт между линейным руководителем и его подчиненными. Другой вопрос, когда действия начальника отдела наносят серьезный ущерб фирме из-за его некомпетентности или даже мошеннических схем. Такие факты вполне можно донести до вышестоящего руководства, но они должны быть подкреплены доказательствами. Если оно заинтересовано в процветании компании, то не оставит эту информацию без внимания.

Впрочем, повторюсь, затевать офисную революцию стоит только в самом крайнем случае. И всегда помнить, что в итоге ваши действия могут обернуться против вас.

А у вас были начальники, которых очень хотелось уволить?

Кстати.

Любая конфликтная ситуация на работе – серьезный стресс для психики. А долгий рабочий день – стресс для нашей кожи. Поэтому в ящике рабочего стола полезно держать освежающие спреи для лица.




Mist me Gently Спрей для лица, Givenchy

White Lotus Мягкая вода свежего лотоса, Kenzoki

iBUKI Освежающий спрей мгновенного действия, Shiseido

Читайте также: