Если компания не предоставляет отчетность

Обновлено: 18.05.2024

ООО не ведет никакой деятельности, не числит работников, сдает нулевую отчетность в течении более 5 лет. Как исключить ООО из ЕГРЮЛ не имея средств для ликвидации.

Ответы на вопрос:

Расходы на добровольную ликвидацию, если все делать без привлечения юристов, составят примерно 8.000 р

если же и таких денег нет, то не делайте ничего - рано или поздно налоговая Вас исключит сама, т.к. юрлицо, у которого активы меньше, чем уставный капитал, либо должно само ликвидироваться, либо его ликвидируют принудительно по решению ИФНС (ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП,

Согласно статья 61 Гражданского кодекса

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Вам нужно подать заявление в ФНС о ликвидации ООО.

Советую Вам самим попросить налоговую о том, чтоб они решили вопрос о ликвидации ООО на основании ст. 21.1 ФЗ "О госрегистрации юрлиц и ИП". Объясните им ситуацию, напишите заявление с обоснованием Вашей просьбы. В соответствии с ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" его рассмотрят.

Это возможно в принудительном порядке.

ГК РФ предусмотрено несколько оснований для принудительной ликвидации юридического лица: неоднократное нарушение действующего законодательства (пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ); отсутствие надлежащим образом полученной лицензии, если для деятельности, которую ведет компания, предусмотрено лицензирование; нарушение закона о конкуренции; отсутствие движений финансовых средств на счетах фирмы и отсутствие отчетности (пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Если в 3-х месячный срок, предусмотренный для подачи заявлений кредиторами или контрагентами, претензий в адрес компании не поступало, налоговая инспекция исключает сведения об обществе из Единого государственного реестра юридических лиц в упрощенном порядке. В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ, после внесения решения о ликвидации в ЕГРЮЛ прекращение юридического лица считается состоявшимся.

в порядке ст.21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2019)

Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

То есть основным условием, свидетельствующе о прекращении деятельности является непредоставление отчетности. Но Вы отчетность предоставляете. К тому же, на основании данного пункта закона на ФНС не возложена обязанность ликвидации, а только право, так как " может быть исключено " .Не советую Вам не предоставлять отчетность, так как могут быть наложены штрафы, сумма которых превысит расходы по добровольной ликвидации. Рассмотрите вопрос о продаже ООО, если нет долгов, то возможно ресурс будет иметь рыночную стоимость.

Если не имеете возможности ликвидировать ООО в добровольном порядке, то создайте ситуацию для исключения ООО из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции. Для этого необходимо закрыть расчетный счет в банке и перестать сдавать отчетность. Главное, чтобы у ООО не было никакой задолженности по налогам и по взносам во внебюджетные фонды, в противном случае руководителю и учредителю ООО в течение трех лет запрещено будет становится руководителями/учредителями в других юр.лицах. Если юридическое лицо не имеет р/с и не сдает отчетность более 12 месяцев, то это является основанием для его исключения из ЕГРЮЛ согласно ст.21.1. Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, обобщая практику применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, разъяснил: если юридическое лицо в течение 12 месяцев не представляет документы отчетности и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету, то оно признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из государственного реестра по решению налоговых органов (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ госпошлина за а государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 800 руб.

Можете вообще ничего не делать. Налоговая сама ликвидирует ООО на основании ст. 61 ГК РФ.

Обратите внимание, что сказано: в части 5 ст.21.1 данного закона:

5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

То есть вам следует подать заявление в налоговую с просьбой ликвидировать ваше ООО в порядке предусмотренном статье 21.1 данного закона В заявлении нужно обосновать отсутствие средств на ликвидацию ООО

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ", N 129-ФЗ | СТ. 21.1

Закон о госрегистрации юридических лиц и ИП Глава VII Статья 21.1

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

4. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.


Бухгалтерская отчетность ООО мало чем отличается от отчетности лиц, имеющих другие организационно-правовые формы. Однако требования к составу, заполнению и опубликованию бухгалтерской отчетности ООО имеют некоторые особенности даже для самих ООО, о чем и пойдет речь в нашем материале.

Состав бухгалтерской отчетности ООО

Согласно ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность ООО включает:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения: отчеты об изменении капитала, движении денежных средств, целевом использовании средств; пояснения.

ВАЖНО! С 01.06.2019 года применяются обновленные бланки бухгалтерской отчетности в редакци, утвержденной приказом Минфина от 19.04.2019 № 61н.

  1. отменена единица измерения "млн.руб.", а все показатели необходимо указывать в тысячах рублей;
  2. ОКВЭД изменен на ОКВЭД 2;
  3. в балансе необходимо указать наименование и реквизиты аудиторской компании или ИП;
  4. в отчете о финансовых результатах измеенен / исключен ряд строк;
  5. в некоторых формулярах исправлен ОКУД.

Подробнее об изменениях читайте здесь.

  • превышение объема выручки от реализации 400 млн руб. за год, предшествующий отчетному;
  • превышение показателя активов бухбаланса на конец предыдущего года 60 млн руб.;
  • профессиональное участие в рынке ценных бумаг;
  • выполнение страховой деятельности;
  • прочие условия, поименованные в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Составление бухгалтерской отчетности ООО малыми предприятиями должно сопровождаться заполнением следующих форм:

  • бухгалтерского баланса без детализации показателей;
  • отчета о финансовых результатах также без детализации.

Подробные построчные комментарии и образец бухгалтерского баланса за 2020 год по упрощенной форме вы можете найти в пособии по годовой бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Особенности составления для ООО

Отличительные черты отчетности для ООО:

Как организации перейти на учет запасов в соответствии с ФСБУ 5/2019, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Сроки представления отчетности ООО

Баланс для собственников и иных заинтересованных лиц можно представлять с любой другой периодичностью (п. 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Налоговикам такую отчетность передавать не требуется.

Специальные сроки сдачи законодательство предусматривает, если отчетный период сокращен из-за ликвидации или регистрации ООО в течение отчетного года.

Подробнее о сроках сдачи баланса читайте в этой статье.

О нововведениях в порядке сдачи бухотчетности с 2020 года мы рассказывали здесь.

Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности

За непредставление бухотчетности или позднее ее представление предусмотрен штраф в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ — 200 руб. за каждый документ и по ст. 15.6 КоАП — от 300 до 500 руб. на должностных лиц.

Напоминим, что с 01.01.2020 обязанность сдавать бухотчетность в статистику отменена. Отчетность подается только в налоговый орган. Однако из этого правила есть исключения. Так, в Росстат бухотчетность нужно представлять в случаях:

  • когда отчетность содержит гостайну;
  • которые определены Правительством РФ в постановлении от 22.01.2020 № 35.

При непредставлении в установленных случаях бухотчетности в Росстат для должностных лиц предусмотрена санкция в размере от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Итоги

Как можно было увидеть из материала, составление бухотчетности ООО имеет некоторые нюансы, начиная от определения обязательных форм и заканчивая правильностью составления отчетов. При этом во избежание ответственности со стороны контролирующих органов важно соблюсти и сроки представления отчетности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Может ли существовать ООО без работников

Более интересна ситуация, когда руководит организацией тот же человек, который ее основал. Обязательно ли заключать трудовой договор с единственным учредителем компании, который собирается выполнять функции директора? Если да, то существование ООО без работников невозможно в принципе. Вопрос о трудовом договоре с руководителем-собственником вызывает споры уже 20 лет. Подход контролирующих органов к ответу на этот вопрос неоднозначный.


В 2002 году Трудовой кодекс зафиксировал обязательность письменной формы трудового договора со всеми работниками без исключений, включая собственников организации. Однако Роструд, опираясь на статью 273 ТК РФ, возразил: единственный учредитель не может быть работником организации, поэтому с ним заключать трудовой договор не нужно. Это объясняют тем, что одно лицо не может заключить двухсторонний договор само с собой.

Аналогичную точку зрения позже высказало и вышестоящее по отношению к Роструду Минздравсоцразвития. Однако, не прошло и года, как министерство передумало, и в письме от 2010 года оно высказало обратную позицию. Теперь этого министерства вовсе не существует.

По последним разъяснениям Минтруда и Роструда, заключать с единственным учредителем трудовой договор не обязательно, достаточно его решения о выборе директора в своем лице и приказа о назначении (Письма Минтруда России от 24.03.2020 № 14-2/В-293, Роструда от 06.03.2013 №177-6-1).

Как ООО без работников избежать штрафов

Как же действовать? Проверки соблюдения трудового законодательства проводит Роструд, а он считает законной ситуацию, когда единственный собственник управляет организацией, не будучи трудоустроенным. Поэтому штрафов быть не должно. Однако логика, которую Роструд использует в письме 2013 года, не бесспорна. В Трудовом кодексе есть перечень лиц, на которых не распространяется действие трудового законодательства, и в нем нет упоминания о директоре-собственнике. Поэтому мнение контролирующего ведомства может в любой момент измениться.

Впрочем, если дойдет до суда, отбиться от штрафа будет сложно в любом случае. При этом судебная власть представляет собой образец стабильности: с руководителем должен быть заключен трудовой договор — таковы выводы практически всех судебных решений.
Итак, безопаснее принять директора на работу по трудовому договору, иметь в ООО как минимум одного сотрудника и не получать лишних вопросов от контролирующих органов.


Какие налоговые режимы может применять ООО без сотрудников?

Для применения специальных налоговых режимов ограничения по числу сотрудников есть только сверху, то есть на максимально допустимое число работников, при которых разрешено применение спецрежима.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия сам сформирует отчеты на основе введенных данных по учету и сотрудникам, в зависимости от вашей системы налогообложения.

Какую отчетность сдает ООО без работников?

Отсутствие работников не освобождает от сдачи бухгалтерской отчетности и отчетов по выбранному режиму налогообложения. Все ООО, попадающие под критерии малого бизнеса, могут сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, которая сдается в те же сроки, что и полная, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным.

Налоговая отчетность ООО без работников включает в себя те же декларации, что и отчетность ООО с сотрудниками:

Эти отчеты сдаются в ФНС по месту регистрации ООО. Если вам удобнее сдавать отчетность онлайн, не выходя из дома, это можно делать в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сформирует отчеты автоматически на основе данных бухгалтерского и налогового учета, проведет проверку, вам останется только нажать кнопку отправки. После этого сервис сообщит о приеме отчетов в контролирующих органах.

Отчетность ООО за работников

ООО ставится на учет в качестве работодателя автоматически, сразу после регистрации. Поэтому даже при отсутствии работников ООО должно сдавать отчетность за сотрудников в ФНС, ПФР и ФСС.

Отчетность ООО за работников в ФНС

1. Расчет по страховым взносам

Расчет по страховым взносам в налоговую сдают все ООО независимо от наличия или отсутствия работников. Если сотрудников нет, заполняются только разделы с обобщенной информацией: титульник, раздел 1 и подразделы 3.1 и 3.2. Иначе к форме прилагаются разделы со сведениями о сотрудниках. РСВ-1 — ежеквартальный отчет, сдать его нужно не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Также ранее все организации должны были информировать налоговую о среднесписочной численности сотрудников. Вновь созданные ООО — до 20 числа месяца, следующего за созданием организации. Уже действующие компании подавали сведения о среднесписочной численности работников до 20 января года, следующего за отчетным.

С 2021 года сведения о среднесписочной численности организации будут ежеквартально сдавать в составе РСВ. Для этого форму расчета изменят.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия сам сформирует отчеты на основе введенных данных по учету и сотрудникам, в зависимости от вашей системы налогообложения.


2. Справки о доходах работников

Здесь речь идет об отчетности в ФНС: форме 2-НДФЛ, которая информирует о доходах каждого работника и налоге, начисленном и удержанном с этих доходов, и об отчете 6-НДФЛ, который содержит обобщенные сведения о доходах сотрудников. С 2021 года две эти формы объединят. 2-НДФЛ станет приложением к 6-НДФЛ и будет сдаваться раз в год. Но по итогам 2020 года 2-НДФЛ надо сдавать по старым правилам.

Сразу возникает вопрос: нужно ли сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ ООО без сотрудников? Поскольку справка по форме 2-НДФЛ заполняется на каждого сотрудника, то при отсутствии сотрудников эту форму сдавать не нужно. Более того, она не сдается и в том случае, когда сотрудники есть, но доходов в периоде у них не было. Если же в отчетном периоде (а для 2-НДФЛ это год) ООО начисляло зарплату сотрудникам, справки 2-НДФЛ по ним придется подать. 2-НДФЛ за 2020 год нужно сдавать до 2 марта 2021 года, так как 1 марта приходится на воскресенье.

С формой 6-НДФЛ ситуация чуть сложнее. С одной стороны, это тоже справка о доходах сотрудников. И если сотрудников нет, то вроде бы и отчет сдавать не нужно. С другой стороны, за несдачу предусмотрены штрафные санкции. И поскольку у налоговой нет механизма, позволяющего узнавать, должен ли налогоплательщик отчитываться о доходах сотрудников, лучше подавать нулевые справки 6-НДФЛ. Срок сдачи — последний день месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Отчетность ООО без работников в ПФР

Основная отчетность ООО в ПФР включает в себя формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия сам сформирует отчеты на основе введенных данных по учету и сотрудникам, в зависимости от вашей системы налогообложения.

Отчетность ООО без работников в ФСС

Кроме того, ежегодно до 15 апреля нужно подтвердить в ФСС основной вид деятельности предприятия. Это касается и тех ООО, которые не имеют сотрудников и временно не ведут деятельность.

Автор статьи: Анна Сатдарова

Вы зарегистрировали ООО не больше 3 месяцев назад? Тогда мы дарим вам 3 месяца работы в Контур.Бухгалтерии - дружелюбном онлайн-сервисе для расчета зарплаты, уплаты налогов и сдачи отчетности через интернет.

Чем грозит просрочка

Когда декларация считается сданной

Порядок подачи налоговой отчетности детально урегулирован Налоговым кодексом. В частности, положения п. 4 ст. 80 НК РФ фиксируют, в какой момент налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность по представлению декларации. В случае со сдачей отчета по ТКС (телекоммуникационным каналам связи) этот момент наступает уже на дату отправки. Одновременно эта норма запрещает ИФНС не принимать (отказывать в приеме) декларации, которая составлена по установленной форме (формату).

То есть в случае, когда декларация составлена по правильной форме (формату) и направлена в инспекцию по ТКС, то она считается поданной в день отправки, невзирая ни на какие ошибки, допущенные при ее заполнении. Это если строго следовать только Налоговому кодексу. Однако на практике этот вопрос трактуется чуть шире.

В частности, суды ориентируются на правила, содержащиеся в п. 28 Административного регламента по приему налоговых деклараций (утв. Приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н). Там определен исчерпывающий перечень оснований, когда ИФНС все же может отказать в приеме декларации (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.04.2018 № Ф05-4547/2018 по делу № А41-73835/2017). Случаи эти таковы:

  1. Отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, принимающему декларацию, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
  2. Отсутствие документов, подтверждающих полномочия физического лица-уполномоченного представителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, принимающему декларацию, такие документы;
  3. Представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
  4. Отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
  5. Отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
  6. Представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

Поэтому никакие другие ошибки, которые выявлены инспекцией при приемке декларации, в т.ч. форматно-логические, включая невыполнение контрольных соотношений, не являются основанием для отказа в приеме декларации и применения репрессивных мер в виде блокировки счета или наложения штрафа (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.07.2018 № Ф04-2705/2018 по делу № А67-8529/2017).

Резюмируя вышеизложенное, получаем, что штраф и блокировка счета в рассматриваемой ситуации могут быть законными только в трех ситуациях:

  1. Декларация представлена не по форме (формату).
  2. Декларация представлена не в тот налоговый орган.
  3. Декларация не подписана, или подписана неправильной электронной подписью.

Во всех остальных случаях блокировка счета и штраф незаконны.

Как действовать, если счет заблокировали из-за сбоя

По нашим сведениям, в налоговых органах хорошо осведомлены о проблеме и не собираются применять санкции к тем налогоплательщикам (страхователям), которые вовремя сдали отчетность, не допустив описанных в предыдущей главе ошибок при её представлении. То есть к тем, чья отчетность не была вовремя принята из-за сбоя программного обеспечения на стороне налоговых органов. Однако нельзя исключать, что в отдельных случаях инспекции на местах могут, что называется, допустить перегибы, и заблокировать счета за якобы несвоевременно сданную отчетность. В этом случае следует обратиться в службу техподдерждки оператора электронного документооборота, через которого была представлена отчетность. Если санкции действительно применены незаконно, и единственной их причиной является задержка при приеме на стороне инспекции, оператор поможет вам быстро решить эту проблему.

Если же счет заблокирован и штраф выписан по какой-то иной причине, вы можете попытаться обжаловать действия ИФНС по описанной ниже процедуре.

Как при необходимости обжаловать штраф и/или блокировку счета

Правила обжалования различаются в зависимости от того, какую именно санкцию применила ИФНС. Так, если речь идет о блокировке счета, то обжаловать надо соответствующее решение. Адресатом жалобы является вышестоящий налоговый орган (управление ФНС по субъекту РФ), но саму жалобу надо сдать в ту ИФНС, которая заблокировала счет (п. 1 ст. 139 НК РФ).

При этом законодатель дает ИФНС три дня, чтобы самостоятельно разобраться в ситуации и отменить незаконную блокировку (п. 1.1 ст. 139 НК РФ). В этом случае жалоба передается в УФНС с приложением документов, подтверждающих отмену блокировки счета, и УФНС оставляет такую жалобу без рассмотрения (п. 1.1 ст. 139 и пп. 5 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

На данный акт налогоплательщик вправе представить письменные возражения. На это отводится месяц со дня вручения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). В возражениях нужно изложить факты, свидетельствующие о своевременном предоставлении отчетности, указать на незаконность отказа в ее приеме и, как следствие, на незаконность привлечения к ответственности. Возражения подписываются руководителем или представителем по доверенности и направляются в ИФНС (примерный текст возражений см. ниже).

После этого руководитель или замруководителя инспекции должен назначить день рассмотрения материалов и заблаговременно пригласить на него налогоплательщика (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). В назначенный день материалы дела, включая акт и возражения на него, рассматриваются, и по итогам выносится решение о привлечении к ответственности или об отказе в таковом (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).

Если решение ИФНС налогоплательщика не устраивает, он может подать на него апелляционную жалобу. Сделать это надо в течение срока на обжалование, указанного в решении (п. 2 ст. 139.1, п. 9 ст. 101.4 НК РФ). Жалоба адресуется в вышестоящий налоговый орган (УФНС), но подается через инспекцию, принявшую решение (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Если результат рассмотрения жалобы налогоплательщика не устроит, решение можно обжаловать дальше, в ФНС России или в суд.

Если доходы сильно падают, долги растут и появляется убыток, то учредители часто решают закрыть свою компанию — ликвидировать ООО. Но сдать отчеты в налоговую и фонды все равно надо, а также надо подготовить ликвидационные балансы. Разберемся с составом отчетности и сроками для ее подготовки.

Что такое ликвидация ООО

Ликвидация — это процедура закрытия юрлица, при которой в ЕГРЮЛ вносят запись о том, что ООО прекращает свою работу и ликвидируется. После окончания процедуры правопреемники не получают активы и обязательства компании.

Ликвидация возможна в двух вариантах — добровольном и принудительном. Принудительная обычно проводится по судебному решению, вынесенному по инициативе одного из учредителей, налоговой или другого госоргана. Она может быть связана с нарушением закона, ошибками при регистрации, банкротством. Также налоговая может принудительно исключить ООО из ЕГРЮЛ без суда, если в реестре содержатся недостоверные сведения или компания по факту не ведет деятельность.

Добровольную учредители ООО проводят по своему решению — именно об этом виде процедуры мы поговорим подробнее.

Чтобы ликвидировать ООО в добровольном порядке, нужно:

  1. Провести общее собрание учредителей, принять решение о ликвидации.
  2. Назначить ответственных за процедуру — ликвидатора или комиссию.
  3. Сообщить в Федресурс, налоговую и кредиторам.
  4. Составить ликвидационные балансы.
  5. Подать сведения в ПФР.
  6. Рассчитаться по долгам ООО.
  7. Распределить между участниками ООО оставшееся имущество.
  8. Зарегистрировать ликвидацию в ИФНС.

Но в процессе выполнения этих пунктов ООО не должно забывать о своих стандартных обязанностях — платить зарплату и налоги, погашать долги перед контрагентами, а также сдавать отчетность. Подробнее про отчетность читайте дальше.

Сдавать ли отчеты при ликвидации ООО в 2020 году

Все отчеты, которые организация сдавала пока работала, нужно продолжать сдавать. Пока процесс ликвидации идет, делайте все в стандартном порядке. А вот отчетность за последний период, в котором работала компания, представляется в особые сроки и с изменениями в порядке заполнения.

Во время процедуры ликвидации ООО надо сдавать отчеты в несколько контролирующих инстанций — ФНС, ФСС и ПФР. Они будут ждать бухотчетность, а также отчеты по налогам и сотрудникам.

Вот полный список отчетов, которые надо сдавать:

  1. Декларация по прибыли, УСН, ЕНВД или ЕСХН.
  2. 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.
  3. Декларации и расчеты по другим налогам и сборам: налог на имущество, НДПИ, водный налог, НДС и пр.
  4. РСВ.
  5. Расчет 4-ФСС.
  6. Персотчетность за работников: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, ДСВ-3, информационные сведения.
  7. Ликвидационные балансы.
  8. Отчетность в Росстат.

Штрафы за несвоевременное представление отчетов не обойдут стороной и ликвидирующихся юрлиц. Например, за налоговые декларации и РСВ сумма штрафа составит 5 % от неуплаченного налога за каждый месяц просрочки, но не меньше 1 000 рублей и не больше 30 %. Все полученные в процессе ликвидации штрафы прибавятся к обязательствам ООО, которые нужно погасить до закрытия.

Далее разберем порядок подготовки всех отчетов и правила сдачи ликвидационной отчетности в 2020 и 2021 году.

Кто подписывает отчеты при ликвидации ООО

Когда участники ООО решают ликвидировать компанию, они также решают, кому поручить руководство процедурой — назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию. С момента назначения они получают все права и обязанности, связанные с деятельностью ООО: могут представительствовать в суде, подписывать доверенности и совершать иные юридически значимые действия.

Подписывать отчетность тоже будут ликвидаторы. Среди требований к бухгалтерскому балансу — обязательное наличие подписи руководителя. Так как с момента назначения ликвидатора он получает все полномочия по управлению ООО, то и баланс должен подписывать он (ст. 62, 63 ГК РФ).

Как сдать последнюю бухгалтерскую отчетность

Бухгалтерская отчетность одинакова для ООО на всех режимах налогообложения. Пока ликвидация идет, составлять и сдавать бухотчетность за прошедший год нужно в стандартном порядке. В пояснениях можно указать, что принято решение о скорой ликвидации.

Кроме того, понадобится дважды составить ликвидационный баланс. Первый будет промежуточным, второй — окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс

В приложениях к ПЛБ должна быть раскрыта информация об имуществе организации, требованиях кредиторов, результатах рассмотрения и перечне требований, которые удовлетворены по решению суда.

Ликвидационная комиссия передает ПЛБ на утверждение учредителям ООО, а затем направляет в регистрирующий орган уведомление по форме Р15016. Сам баланс сдавать никуда не нужно.

Окончательный ликвидационный баланс

После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ). В целом порядок его подготовки аналогичен подготовке ПЛБ, но в нем отражается имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов.

После утверждения направьте ОЛБ в налоговый орган вместе с заявлением о ликвидации, документом об уплате пошлины и документом, подтверждающим сдачу сведений в ПФР (пп. б п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Последняя бухгалтерская отчетность

На основе ОЛБ и данных, полученных с даты его утверждения до даты ликвидации, нужно подготовить последнюю бухотчетность (ч. 3 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете). Она составляется за неполный отчетный год — с 1 января до даты внесения в ЕГРЮЛ записи.

Срок сдачи этой отчетности законодательством не предусмотрен. Обычно ее подают в налоговую вместе с документами на регистрацию ликвидации.

Как сдать налоговую отчетность при ликвидации ООО

Ликвидируемая фирма должна сдавать все отчетные формы по налогам, которые сдавала в период своей обычной работы. Меняются только правила заполнения некоторых полей, отчетный период и дата сдачи.

Последний день для сдачи деклараций — день, предшествующий внесению в реестр записи о прекращении работы компании. Налоговый период зависит от периодичности сдачи декларации. Так, декларацию по УСН надо составить за период с 1 января до дня ликвидации. Если запись о ликвидации добавлена в реестр 26 ноября, то отчетным периодом будет 1 января — 25 ноября. Для квартальных и ежемесячных отчетов порядок определения отчетного периода практически аналогичный — с начала квартала или месяца до дня ликвидации (п. п. 2–3.4 ст. 55 НК РФ).

Если организация ликвидируется в начале года, то некоторые отчеты за текущий год нужно сдавать вместе с отчетами за предыдущие годы.

Информация в декларации указывается за те периоды, которые закончились до даты ликвидации, и за налоговый период в целом.

Сдавать ее рекомендуется после того, как закончатся все облагаемые операции: продажа имущества, расчеты с кредиторами и пр. Напоминаем, что это нужно сделать до внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 346.19 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 03.08.2006 № 02-6-10/55@).

Расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ

Эти отчеты нужно представить после окончательных расчетов с работниками, учредителями и остальными физлицами, но не позже окончания ликвидации (п. 3.5 ст. 55 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 30.03.2016 № БС-3-11/1355@). Сведения в них попадают с начала года до момента прекращения деятельности.

Декларация по налогу на имущество и другим налогам

Сдают декларацию после того, как закончатся все облагаемые операции или объекты налогообложения. Например, при составлении декларации по налогу на имущество лучше подождать момента, когда облагаемый объект будет продан или передан участникам.

Отчетность по страховым взносам

РСВ и 4-ФСС тоже нужно сдавать при ликвидации. Их составляют после окончательного расчета с работниками, но вот дата окончания отчетного периода отличается.

Расчет по страховым взносам

РСВ нужно подготовить и сдать до составления промежуточного баланса. Расчет составляется за период с начала года до даты подачи (п. 3.5 ст. 55, п. 1 ст. 423, п. 15 ст. 431 НК РФ).

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с РСВ, и суммой взносов, уплаченной с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 дней со дня подачи расчета.

С 2021 года сведения о среднесписочной численности сотрудников тоже указываются в составе РСВ, поэтому они будут отражены в последнем расчете по взносам (п. 2 ст. 1, ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ).

4-ФСС нужно подать в фонд до дня подачи в налоговую заявления о госрегистрации ликвидации ООО (п. п. 1, 4, 15 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ). Расчет составляется за период с начала расчетного периода по день представления расчета.

Рассчитанную сумму взносов на травматизм ООО должно уплатить в течение 15 календарных дней с момента сдачи формы.

Отчетность по персонифицированному учету

После увольнения всех работников и окончательного расчета с ними, нужно сдать по ним последнюю персонифицированную отчетность. На ее подготовку отводится месяц. Отсчет начинается со дня утверждения ПЛБ на общем собрании и заканчивается в день подачи документов для регистрации факта ликвидации.

Подготовьте для ПФР следующие документы:

    — с начала месяца подачи до дня составления. — с начала года до дня составления. — за период с начала квартала, в котором она подается, до даты составления, если в этом квартале вы перечисляли дополнительные взносы на накопительную пенсию работников. — на всех уволенных работников. В 2020 году форму нужно сдать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа об увольнении.
  • Индивидуальные сведения о работниках — на каждого работника нужно передать данные, указанные в пп. 1-8 ст. 6 Закона о персучете. Их можно сдать по форме АДВ-1, дополнив СНИЛСом и фамилией из свидетельства о рождении.

В отчетность по сотрудникам включается ликвидатор и все члены комиссии, так как они тоже относятся к застрахованным.

Если не передать в ФНС документы, подтверждающие направление вышеуказанных сведений в ПФР, то в регистрации ликвидации не откажут. Но в таком случае налоговая запросит эти сведения из фонда самостоятельно, в порядке межведомственного взаимодействия.

Статистическая отчетность

Отчеты в Росстат подаются до самого прекращения существования организации в стандартном порядке. Никаких специальных форм или особенностей подготовки отчетности в процессе ликвидации и после ее окончания законом не предусмотрено.

Как сдать отчетность при ликвидации через Экстерн

Экстерн — сервис для сдачи отчетности через интернет. Через него можно отчитаться в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РПН и ФСРАР. Кроме того, доступна отправка электронных заявлений и писем.

  • автоматическое и своевременное обновление всех форм отчетов, деклараций, расчетов и заявлений;
  • выгрузка отчетов из 1С;
  • автоматическая проверка отчетов перед отправкой по утвержденным контрольным соотношениям;
  • неограниченное количество выписок из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • переписка и сверка с контролирующими органами;
  • подробный индивидуальный график отчетности;
  • автоматическое формирование платежек по данным деклараций и требований об уплате налогов.

Ответные документы от ФНС придут напрямую в систему, в налоговую за ними можно будет не ходить. Скачайте файлы на страничке документооборота и распечатайте.

Читайте также: