Если должность президента оказалась вакантной выборы проводятся

Обновлено: 20.05.2024

Избирательное право – это относительно автономная система норм конституционного права, которые регулируют порядок проведения выборов в органы власти.

Источниками избирательного права Республики Беларусь являются:

1) Конституция Республики Беларусь (ст.ст.64 – 72);

2) Избирательный кодекс Республики Беларусь;

3) декреты и указы Президента Республики Беларусь, которые регулируют отдельные стороны избирательного процесса;

4) постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Наибольшее значение среди источников избирательного права имеет Избирательный кодекс Республики Беларусь, принятый 11февраля 2000 г. (с изм. и доп.).

В Республике Беларусь путем проведения выборов избираются Президент Республики Беларусь как высшее должностное лицо государства, депутаты нижней палаты Парламента (Палаты представителей), члены верхней палаты Парламента (Совета Республики) и депутаты местных Советов депутатов всех уровней.

Под принципами избирательного права понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов, получившие отражение в Конституции и иных законодательных актах.

В соответствии с нормами Конституции (ст.ст.64 - 68) и Избирательного кодекса (ст.ст.3 – 9) к принципам избирательного права Республики Беларусь относятся:

1) всеобщность выборов;

2) добровольное участие в выборах;

3) равенство прав избирателей;

4) прямые (в порядке исключения, косвенные) выборы;

5) тайна волеизъявления граждан.

Всеобщность выборов означает, что право избирать имеют все граждане, достигшие 18 лет. Из этого правила имеется несколько исключений. Согласно ст.64 Конституции, ст.4 Избирательного кодекса, в выборах не участвуют три категории граждан: 1) лица, признанные судом недееспособными; 2) лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; 3) лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.

Добровольность участия граждан в выборах предполагает, что каждый избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах, за кого голосовать и за кого не голосовать. Тем самым. обеспечивается свобода выбора избирателей.

Равенство прав избирателей означает, что каждый гражданин, участвующий в выборах, имеет один голос. Все избиратели, в том числе и кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют каких-либо преимуществ друг перед другом.

Тайна волеизъявления избирателей выражается в создании условий для бесконтрольного голосования избирателей. В частности, это обеспечивается оборудованием специальных кабин для голосования.

Стадии избирательного процесса в Республике Беларусь

В соответствии с положениями Избирательного кодекса Республики Беларусь выделяется семь основных и две дополнительные стадии избирательного процесса.

Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов и избирательных участков; 3) формирование избирательных комиссий; 4) составление (уточнение) списков избирателей;5) выдвижение и регистрация кандидатов; 6) проведение предвыборной агитации; 7) голосование и определение результатов выборов.

Если в ходе этих избирательного процесса не удается избрать депутатов (Президента), то могут использоваться дополнительные стадии: второй тур голосования, а также повторные выборы.

Назначение выборов

В соответствии со ст.56 Избирательного кодекса (далее – ИК) выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей Национального собрания (нижней палатой парламента) не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем за 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Выборы в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы Парламента проводятся в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Выборы в местные Советы депутатов назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий местных Советов действующего созыва. В случае роспуска местного Совета депутатов выборы в этот Совет назначаются не позднее чем в месячный срок со дня роспуска.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Фото ИТАР-ТАСС

В соответствии с Конституцией РФ выборы президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Согласно Федеральному закону "О выборах Президента Российской Федерации", днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран президент Российской Федерации. Предыдущие выборы президента РФ прошли 2 марта 2008 года. Формально следующие выборы должны состоятся 11 марта 2012 года. Однако, если воскресенье, в которое должны состояться выборы, объявлено рабочим днем, то голосование назначается на предшествующее воскресенье. Поскольку в 2012 году /из-за переноса выходных в связи с праздником 8 марта/ 11 марта – рабочий день, выборы будут назначены на 4 марта.

Решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано в СМИ не позднее чем через 5 дней после его принятия. Публикация в "Российской газете" дает официальный старт президентской избирательной кампании.

Пост президента, избираемого всенародным голосованием, был учрежден по результатам общенародного референдума 17 марта 1991 года. С июня 1991 года по декабрь 1999 года высший пост страны занимал Борис ЕЛЬЦИН. 31 декабря 1999 года он объявил об отставке, исполняющим обязанности президента страны был назначен председатель правительства Владимир ПУТИН.

26 марта 2000 года в результате досрочных выборов Владимир ПУТИН был избран президентом России /52,94 проц. голосов/, 7 мая вступил в должность. 14 марта 2004 года он был избран на второй срок /71,31 проц. голосов/, 7 мая вступил в должность. В 2000 и 2004 годах Путин баллотировался на высший государственный пост в порядке самовыдвижения.

2 марта 2008 года президентом РФ был избран Дмитрий МЕДВЕДЕВ, выдвинутый "Единой Россией" и получивший поддержку партий "Справедливая Россия", "Гражданская сила" и Аграрной партии России. За него проголосовали /70,28 проц. голосов/.

Законодательство о выборах президента составляют Конституция РФ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" /2002 год/, Федеральный закон "О выборах президента Российской Федерации" /2003 год/, Федеральный закон "О политических партиях" /2001 год/, иные федеральные законы.

В соответствии с Конституцией, президент РФ избирается на 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Такая поправка в Конституцию вступила в силу 31 декабря 2008 года, ранее срок полномочий президента составлял 4 года. Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. Президентом не имеет права быть избранным гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства.

Выборы президента проводятся по мажоритарной избирательной системе, в соответствии с которой голосование может проводиться в два тура. Выборы проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Кандидаты на должность президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения.

Политическая партия не вправе выдвигать кандидатом лицо, являющееся членом иной политической партии.

Выборы считаются не состоявшимися если голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 проц. от числа избирателей, принявших участие в голосовании; или если в избирательный бюллетень были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Порог явки избирателей на выборах не предусмотрен.

Графа "против всех кандидатов" в избирательном бюллетене отсутствует.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент обладает широкими полномочиями в сфере организации и деятельности исполнительной власти. Он назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства, по предложению последнего назначает и освобождает от должности его заместителей и федеральных министров. Принимает решение об отставке правительства. Утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.

Глава государства руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Утверждает по представлению председателя правительства положения о них и назначает их руководителей.

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит чрезвычайное положение, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Являясь Верховным главнокомандующим Вооруженными силами, президент вводит военное положение.

Президент возглавляет Государственный совет РФ, являющийся совещательным органом.

Глава государства назначает выборы Государственной Думы, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы или использует право вето. В особых ситуациях, предусмотренных Конституцией РФ и соответствующим законодательством, распускает Государственную Думу; назначает референдум; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении.

Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ. Вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ, назначает судей других федеральных судов.

Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания. Президенту принадлежит также право помилования.

Власти вынесли на обсуждение проект Конституции, за или против которой предложат белорусам проголосовать в феврале следующего года. Посмотрели, какие наиболее значимые изменения предлагают внести в Конституцию разработчики проекта документа.


ВНС может отменять любые законы и решения всех госорганов

Всебелорусское народное собрание, созданное в 1996 году по инициативе Александра Лукашенко, предлагают сделать высшим представительным органом народовластия. Так как сейчас таковым является парламент, то не очень понятно, перейдет ли эта функция полностью к ВНС или будет разделена между двумя структурами.

В состав органа будут входить действующий и бывший президенты, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, гражданского общества, а также местные депутаты. Традиционно в него будет входить до 1200 человек, а срок полномочий одного состава ограничат пятью годами. Организовывать избрание делегатов Всебелорусского народного собрания будет ЦИК.

В случае принятия предлагаемой версии Основного закона, ВНС будет утверждать направления внутренней и внешней политики, программные документы социально-экономического развития. Оно также будет иметь право предлагать изменения в Конституцию, инициировать проведение референдумов, рассматривать вопрос о легитимности выборов, принимать решение о смещении президента, вводить чрезвычайное и военное положение, давать поручения госорганам. Ему перейдут полномочия президента и Совета Республики по назначению и увольнению судей Конституционного и Верховного судов, членов ЦИК.

Решения ВНС будут обязательными к исполнению, более того они могут отменять правовые акты и решения других госорганов, если состав собрания посчитает, что они противоречат интересам национальной безопасности.

У парламента хотят забрать право выдвигать обвинение против президента и передать его ВНС.

Президент теряет часть полномочий

Возрастной ценз для президента увеличивается с 35 до 40 лет. Кандидат на этот пост должен прожить в стране не меньше 20 лет непосредственно перед выборами, никогда до этого не иметь гражданства, вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества.

Проект Конституции возвращает отмененные по инициативе Александра Лукашенко ограничения в два срока президентства подряд. Но они начнут действовать только после следующих президентских выборов.

От Совета Республики президенту предлагают передать право определять структуру правительства, назначать заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, а также право отправлять правительство в отставку.

В то же время у президента хотят забрать право издавать временные декреты, имеющие силу закона.

Если должность президента становится вакантной, то до избрания нового главы государства его функции будет исполнять председатель Совета Республики. В действующей Конституции — премьер-министр.

Если же президент погибает насильственной смертью, то в стране вводится чрезвычайное или военное положение, а госорганы и должностные лица действуют в соответствии с решениями Совета безопасности под руководством председателя Совета Республики.

Гарантии для бывшего президента

В Беларуси официально еще никогда не было бывшего президента, соответственно, остро не вставал вопрос о гарантиях для него и его будущих функциях.

Разработчики проекта Конституции предлагают давать бывшему президенту пожизненное право быть членом Совета Республики, а также быть делегатом ВНС.

Союз мужчины и женщины, отсрочка парламентских выборов

Следующие выборы депутатов Палаты представителей, депутатов местных советов депутатов хотят провести только в единый день голосования, то есть в последнее воскресенье февраля 2024 года. При этом не понятно, что авторы проекта документа собираются делать с этой статьей Конституции после 2024 года.

Напомним, выборы в местные советы должны были пройти до начала 2022 года, но их перенесли на единый день голосования, который планировалось провести в 2023 году вместе с выборами депутатов Палаты представителей.

Разработчики проекта документа предусмотрели, чтобы законы были приведены в соответствие с новой Конституцией в случае ее принятия в течение двух лет (в случае ее принятия).

О досрочных выборах президента, проведение которых Александр Лукашенко анонсировал после принятия новой Конституции, в разделе о переходных положениях документа ничего не говорится.

В соответствии со ст. 80 Конституции Президентом РБ может быть избран только гражданин РБ по рождению и проживающий на территории РБ не менее 10 лет. Установлен также возрастной ценз: человек не моложе 35 лет. (Следует отметить, что принадлежность к данному государству (гражданство) является необходимым атрибутом, т.е. требованием к кандидатам в Президенты практически во всех странах мира.В Конституциях некоторых государств требуется, чтобы Президент не имел двойного гражданства.) Срок полномочий Президента—5 лет, при этом одно и то же лицо не может быть Президентом более 2 сроков.

Назначение выборов Президента Республики Беларусь

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.

Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. При этом сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.

Требования, предъявляемые к кандидатам в Президенты Республики Беларусь

Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Право и сроки выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.

Выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.Избиратель имеет право подписаться в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, только один раз.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

При выборах Президента Республики Беларусь, голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей не позднее чем за 10 дней до выборов.

На участках для голосования, образованных в воинских частях, санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, участковые комиссии могут объявить голосование законченным и ранее 20 часов, если проголосовали все избиратели, участники референдума, включенные в список.

Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан РБ, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим в первом туре наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей. Избранным считается тот, кто получил абсолютное большинство голосов избирателей. Если один из кандидатов второго тура снимает свою кандидатуру, второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. Выборы Президента считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Беларуси, внесённых в список избирателей.

В случае если выборы Президента признаны несостоявшимися, недействительными или если на общих выборах баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, либо второй тур не позволил определить избранного Президента, а также в случае выбытия всех кандидатов Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов, которые проводятся в течение трёх месяцев после основных выборов.

Вступление в должность Президента происходит с момента принесения им Присяги, текст которой определён в Конституции. Именно с принесения Присяги вновь избранный Президент имеет право осуществлять свои конституционные полномочия.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Власти вынесли на обсуждение проект Конституции, за или против которой предложат белорусам проголосовать в феврале следующего года. Посмотрели, какие наиболее значимые изменения предлагают внести в Конституцию разработчики проекта документа.


ВНС может отменять любые законы и решения всех госорганов

Всебелорусское народное собрание, созданное в 1996 году по инициативе Александра Лукашенко, предлагают сделать высшим представительным органом народовластия. Так как сейчас таковым является парламент, то не очень понятно, перейдет ли эта функция полностью к ВНС или будет разделена между двумя структурами.

В состав органа будут входить действующий и бывший президенты, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, гражданского общества, а также местные депутаты. Традиционно в него будет входить до 1200 человек, а срок полномочий одного состава ограничат пятью годами. Организовывать избрание делегатов Всебелорусского народного собрания будет ЦИК.

В случае принятия предлагаемой версии Основного закона, ВНС будет утверждать направления внутренней и внешней политики, программные документы социально-экономического развития. Оно также будет иметь право предлагать изменения в Конституцию, инициировать проведение референдумов, рассматривать вопрос о легитимности выборов, принимать решение о смещении президента, вводить чрезвычайное и военное положение, давать поручения госорганам. Ему перейдут полномочия президента и Совета Республики по назначению и увольнению судей Конституционного и Верховного судов, членов ЦИК.

Решения ВНС будут обязательными к исполнению, более того они могут отменять правовые акты и решения других госорганов, если состав собрания посчитает, что они противоречат интересам национальной безопасности.

У парламента хотят забрать право выдвигать обвинение против президента и передать его ВНС.

Президент теряет часть полномочий

Возрастной ценз для президента увеличивается с 35 до 40 лет. Кандидат на этот пост должен прожить в стране не меньше 20 лет непосредственно перед выборами, никогда до этого не иметь гражданства, вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества.

Проект Конституции возвращает отмененные по инициативе Александра Лукашенко ограничения в два срока президентства подряд. Но они начнут действовать только после следующих президентских выборов.

От Совета Республики президенту предлагают передать право определять структуру правительства, назначать заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, а также право отправлять правительство в отставку.

В то же время у президента хотят забрать право издавать временные декреты, имеющие силу закона.

Если должность президента становится вакантной, то до избрания нового главы государства его функции будет исполнять председатель Совета Республики. В действующей Конституции — премьер-министр.

Если же президент погибает насильственной смертью, то в стране вводится чрезвычайное или военное положение, а госорганы и должностные лица действуют в соответствии с решениями Совета безопасности под руководством председателя Совета Республики.

Гарантии для бывшего президента

В Беларуси официально еще никогда не было бывшего президента, соответственно, остро не вставал вопрос о гарантиях для него и его будущих функциях.

Разработчики проекта Конституции предлагают давать бывшему президенту пожизненное право быть членом Совета Республики, а также быть делегатом ВНС.

Союз мужчины и женщины, отсрочка парламентских выборов

Следующие выборы депутатов Палаты представителей, депутатов местных советов депутатов хотят провести только в единый день голосования, то есть в последнее воскресенье февраля 2024 года. При этом не понятно, что авторы проекта документа собираются делать с этой статьей Конституции после 2024 года.

Напомним, выборы в местные советы должны были пройти до начала 2022 года, но их перенесли на единый день голосования, который планировалось провести в 2023 году вместе с выборами депутатов Палаты представителей.

Разработчики проекта документа предусмотрели, чтобы законы были приведены в соответствие с новой Конституцией в случае ее принятия в течение двух лет (в случае ее принятия).

О досрочных выборах президента, проведение которых Александр Лукашенко анонсировал после принятия новой Конституции, в разделе о переходных положениях документа ничего не говорится.

Читайте также: