Если член ревизионной комиссии уволился

Обновлено: 05.07.2024

. В течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования инициатора ревизионная комиссия должна принять решение о проведении проверки (ревизии) или дать мотивированный отказ в проведении проверки (ревизии).

41. Ревизионная комиссия вправе по собственной инициативе (в том числе по предложению члена ревизионной комиссии) принять решение о проведении внеочередной проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности.

42. При принятии ревизионной комиссией решения о проведении проверки (ревизии) председатель ревизионной комиссии обязан организовать проверку (ревизию) и приступить к ее проведению в течение 30 календарных дней со дня принятия решения. Срок проведения внеочередной проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности как правило не должен превышать 60 календарных дней, однако может быть продлен по мотивированному решению ревизионной комиссии, принятому большинством голосов членов ревизионной комиссии, присутствующих на заседании ревизионной комиссии, но не более чем на 30 календарных дней.

43. Отказ в проведении внеочередной проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности может быть дан ревизионной комиссией в следующих случаях:

а) лица, предъявившие требование о проведении проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, не обладают правом инициировать указанную проверку (ревизию);

б) по фактам, являющимся основанием для предъявления требования о проведении проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, проверка (ревизия) проведена и ревизионной комиссией подписано соответствующее заключение;

в) требование не соответствует законодательству Российской Федерации, уставу.

44. Об отказе в проведении проверки (ревизии) ревизионная комиссия сообщает заявившему требование о проведении проверки (ревизии) лицу в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения письмом, подписанным председателем ревизионной комиссии, либо лицом, его замещающим.

45. По результатам проверок (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия составляет акт и заключение. Акт и заключение рассматриваются на заседании ревизионной комиссии, подписываются председателем и членами ревизионной комиссии, проводившими проверки (ревизию), и направляются обществу, комитету по аудиту при совете директоров общества, совету директоров общества в течение 10 рабочих дней после дня окончания проведения проверок (ревизии). При этом акт и заключение по итогам годовой проверки (ревизии) должны быть направлены ревизионной комиссией в совет директоров не позднее чем за 50 календарных дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

VII. Порядок выдвижения ревизионной комиссией требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров общества

46. Требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров принимается большинством голосов от общего числа избранных членов ревизионной комиссии.

47. Требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров подписывается председателем ревизионной комиссии и направляется в письменной форме в адрес общества. Дата предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров определяется по дате получения требования обществом.

48. Требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров должно содержать:

а) формулировки вопросов повестки дня и решений по ним;

б) четко сформулированные мотивы постановки данных вопросов повестки дня;

в) указание на форму проведения собрания.

VIII. Председатель ревизионной комиссии

49. Председатель ревизионной комиссии избирается членами ревизионной комиссии из их числа открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов на первом заседании ревизионной комиссии. По решению членов ревизионной комиссии на первом заседании могут быть избраны заместители председателя ревизионной комиссии.

50. Председатель ревизионной комиссии:

а) формирует повестку дня заседаний ревизионной комиссии;

б) созывает и проводит заседания ревизионной комиссии;

в) организует текущую работу ревизионной комиссии;

г) представляет ревизионную комиссию на общем собрании акционеров, заседаниях совета директоров, органов управления общества;

д) подписывает протокол и иные документы ревизионной комиссии;

е) осуществляет руководство деятельностью ревизионной комиссии, подготовку проектов планов ее работы, обеспечивает созыв и проведение заседаний, председательствует на них, распределяет обязанности между членами ревизионной комиссии, подписывает протоколы заседаний, заключения и иные документы ревизионной комиссии, решает другие вопросы, предусмотренные настоящим Положением.

51. Ревизионная комиссия вправе в любое время переизбрать председателя (его заместителей) большинством голосов от общего числа избранных членов ревизионной комиссии.

52. Председатель ревизионной комиссии может добровольно сложить свои полномочия, оставаясь при этом членом ревизионной комиссии, со дня получения ревизионной комиссией его заявления о сложении полномочий. На время отсутствия председателя ревизионной комиссии временно исполняющий обязанности председателя ревизионной комиссии избирается ревизионной комиссией из числа его заместителей большинством голосов членов ревизионной комиссии, принявших участие в заседании.

IX. Секретарь ревизионной комиссии

53. Секретарь ревизионной комиссии осуществляет функции по организационному и информационному обеспечению работы ревизионной комиссии. Секретарь ревизионной комиссии может являться как ее членом, так и работником общества. Секретарь, не являющийся членом ревизионной комиссии, не обладает правом голоса на заседаниях ревизионной комиссии.

54. Ревизионная комиссия вправе в любое время переизбрать секретаря ревизионной комиссии.

55. Секретарь ревизионной комиссии:

а) уведомляет членов ревизионной комиссии и приглашенных лиц о проведении заседаний;

б) уведомляет членов ревизионной комиссии о проведении заседаний комитета по аудиту и рискам при совете директоров общества, совета директоров общества при рассмотрении результатов проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества, а также по иным вопросам, касающимся компетенции ревизионной комиссии;

в) осуществляет организационное обеспечение деятельности ревизионной комиссии и подготовку ее заседаний;

г) организует подготовку и представление документов (информации) по запросам ревизионной комиссии;

д) присутствует на заседаниях ревизионной комиссии и ведет протоколы, оформляет выписки из них;

е) обеспечивает хранение протоколов и иных материалов заседаний ревизионной комиссии;

ж) обеспечивает акционерам доступ к заключениям ревизионной комиссии.

X. Акт и заключение ревизионной комиссии

56. Акт и заключение составляются не позднее 5 рабочих дней со дня проведения проверки (ревизии). Акт и заключение подписываются всеми членами ревизионной комиссии, участвующими в проведении проверки (ревизии), а также председателем ревизионной комиссии.

57. Акт должен состоять из 3 частей: вводной, аналитической, итоговой.

58. В вводной части акта указываются:

а) наименование документа;

б) состав и дата избрания ревизионной комиссии, нормативные основания ее деятельности;

в) проверяемый период;

г) дата и место составления акта;

д) место и сроки проведения проверки (ревизии);

е) фамилии, имена, отчества (при наличии) членов ревизионной комиссии, принимавших участие в проведении проверки (ревизии);

ж) основание проведения проверки (ревизии).

59. Аналитическая часть акта включает следующие основные разделы:

краткий анализ организации деятельности общества, состава и деятельности его органов управления, выполнения обществом решений органов управления общества;

анализ деятельности и результатов работы внешних и внутренних проверяющих, контрольных и надзорных органов;

анализ системы учета и формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности общества;

анализ имущественного, финансового состояния и результатов деятельности общества;

анализ основных составляющих финансового результата и особенности их учета, финансовый анализ;

анализ операционной деятельности общества;

анализ прочих аспектов деятельности общества.

60. Итоговая часть акта по итогам годовой проверки (ревизии) должна содержать заключение о подтверждении достоверности данных годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Итоговая часть акта может содержать информацию о соблюдении обществом нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих его деятельность, соблюдении устава и внутренних документов общества, законности совершаемых обществом операций, выполнении обществом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, описание основных выявленных рисков, нарушений и недостатков деятельности общества с анализом причин их возникновения, а также предложения и рекомендации по выявленным в ходе проверки (ревизии) рискам и фактам нарушений, информацию по устранению недостатков, установленных в ходе предыдущих проверок (ревизий), краткое заключение относительно результатов финансово-хозяйственной деятельности общества.

61. Заключение должно содержать:

состав и дату избрания ревизионной комиссии, нормативные основания ее деятельности;

фамилии, имена, отчества (при наличии) членов ревизионной комиссии, принимавших участие в проведении проверки (ревизии);

дату и место составления заключения;

цель и объект проверок (ревизий);

выводы по результатам проверки (ревизии), содержащиеся в итоговой части акта.

Заключение может содержать:

место и период проведения проверки (ревизии);

основание проверки (ревизии);

требования о предоставлении информации, заявленные в ходе проведения проверки (ревизии);

полученные отказы в предоставлении информации;

сведения о письменных объяснениях, полученных от членов совета директоров общества, должностных лиц и работников общества;

сведения о требованиях ревизионной комиссии созыва совета директоров общества и внеочередного общего собрания акционеров.

62. Заключение по итогам годовой проверки (ревизии) должно содержать:

а) заключение о подтверждении, подтверждении с оговоркой или неподтверждении ревизионной комиссией достоверности данных годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Ревизионная комиссия должна обосновать причины оговорки или неподтверждения достоверности годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) в случае выявления в ходе проверки (ревизии) рисков и нарушений финансово-хозяйственной деятельности общества - информацию об основных выявленных рисках, нарушениях и недостатках в деятельности общества, а также рекомендации по снижению данных рисков, устранению последствий выявленных нарушений;

в) заключение по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок (ревизий).

63. Если акт и заключение предполагают формирование мнения по вопросам, не связанным с годовым отчетом и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью общества, эти документы могут составляться в произвольной форме. При этом они должны содержать подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества, а также информацию о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

65. Ревизионная комиссия формирует акт и заключение в 3 экземплярах не позднее 5-го рабочего дня со дня окончания проверки (ревизии).

66. Все 3 экземпляра подписываются всеми членами ревизионной комиссии, принимавшими участие в проверке (ревизии), а также председателем ревизионной комиссии. Один экземпляр акта и заключения остается у председателя ревизионной комиссии, 2 других экземпляра передаются обществу путем направления одного экземпляра в аппарат корпоративного секретаря общества и одного экземпляра - на имя генерального директора - председателя правления общества.

67. Если член ревизионной комиссии не согласен с актом, заключением или их отдельными положениями, он вправе представить в письменном виде особое мнение, которое прикладывается к акту и заключению и является их неотъемлемой частью. В таком случае в акте и (или) заключении делается отметка о наличии особого мнения члена ревизионной комиссии.

68. Не позднее чем за 55 дней до дня проведения годового общего собрания акционеров ревизионная комиссия в порядке, предусмотренном пунктом 66 настоящего Положения, предоставляет обществу 2 экземпляра акта по итогам годовой проверки (ревизии) и заключения по итогам годовой проверки (ревизии) для их последующего рассмотрения генеральным директором - председателем правления общества. Не позднее чем за 50 дней до дня проведения годового общего собрания акционеров ревизионная комиссия направляет соответствующие материалы корпоративному секретарю общества для организации их рассмотрения на комитете по аудиту и рискам при совете директоров общества, совете директоров общества и общем собрании акционеров.

69. Заключение по итогам проверки (ревизии) по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества, направляется его представителю в течение 3 рабочих дней с момента получения обществом данного требования.

71. Учет и хранение протоколов заседаний с приложениями к ним, актов и заключений, хранение материалов, предоставляемых для проведения проверок (ревизий) и подготовленных к заседаниям ревизионной комиссии, осуществляется ее секретарем. В месячный срок после проведения очередного общего собрания акционеров все документы ревизионной комиссии, связанные с проведением проверок общества за истекший корпоративный год, передаются на хранение в административно-организационный аппарат общества. Прием-передача документов в рамках проводимых в обществе проверок (ревизий) осуществляется через секретаря ревизионной комиссии на основании соответствующего акта.

При этом Суд указал, что законодательством не исключено закрепление в уставе АО дополнительных квалификационных требований к членам ревизионной комиссии, в том числе относительно отсутствия у них аффилированности с лицами, состоящими в органах управления обществом


По мнению одной из экспертов, в регулировании корпоративных отношений вопросы аффилированности имеют особое значение при столкновении интересов различных групп акционеров, управленцев и самого юридического лица. Другой считает, что определение Конституционного Суда является спорной, внутренне противоречивой попыткой найти компромисс между ценностями автономии корпоративной сферы и государственной защиты собственности.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 1367-О от 8 июля 2021 г., которым отказал в принятии к рассмотрению жалобы на абз. 2 п. 6 ст. 85 Закона об акционерных обществах, посвященный вопросу участия в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии общества.

Повод для обращения в КС

Решением Арбитражного суда Вологодской области Александру Каледину было отказано в удовлетворении исковых требований. Суд указал, что при проведении общего собрания акционеров в форме собрания могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в общем собрании акционеров, обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, без присутствия в месте проведения общего собрания акционеров. Следовательно, суд посчитал, что общество правомерно учитывало при голосовании и при подсчете кворума голоса акционеров (выразивших свою волю по повестке дня собрания), направивших свои бюллетени в общество посредством почтового отправления или иным способом.

Также суд отметил, что факт того, что акционер З. являлась супругой генерального директора общества, не лишает ее права участвовать в собрании и голосовать по повестке дня по вопросу избрания членов ревизионной комиссии. Данную позицию суд обосновал тем, что закон прямо не запрещает супругам членов совета директоров (наблюдательного совета) или лиц, занимающих должности в органах управления общества, – в случае если они являются акционерами – участвовать в таком голосовании. В этом случае суд решил, что действует гражданско-правовой принцип: участникам гражданского оборота разрешено все, что прямо не запрещено нормами закона.

Постановлением апелляционного суда решение первой инстанции оставлено без изменения. При этом апелляция отметила, что режим общей совместной собственности на имущество, приобретенное акционером З. и ее супругом, являющимся генеральным директором АО, в период брака (акции), в данном случае правового значения не имеет. Окружной суд согласился с доводами нижестоящих инстанций. Определением судьи Верховного Суда РФ заявителю было отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам данного суда.

Не согласившись с решением судов, Александр Каледин обратился в Конституционный Суд с жалобой, в которой указал, что абз. 2 п.6 ст. 85 Закона об акционерных обществах не соответствует Конституции в той мере, в какой не содержит запрета на участие в голосовании по вопросу о составе ревизионной комиссии акционерного общества акционеру, состоящему в браке с генеральным директором такого общества. По мнению заявителя, такой подход приводит к возможности избрания членами комиссии работников бухгалтерии этого общества, подчиненных гендиректору, в нарушение принципов независимости комиссии и эффективности проверки финансовой документации общества и, в свою очередь, лишает других акционеров возможности получать достоверную и полную информацию о хозяйственной деятельности акционерного общества.

КС не усмотрел неопределенности в спорной норме

Конституционный Суд, ссылаясь на свои постановления от 24 февраля 2004 г. № 3-П и от 21 февраля 2014 г. № 3-П, подчеркнул, что в процессе предпринимательской деятельности акционерного общества могут сталкиваться интересы большого числа лиц – акционеров, инвесторов, а также публичные интересы. В связи с этим одной из основных задач законодательства об акционерных обществах является обеспечение баланса их законных интересов с учетом того, что Конституция закрепляет принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17, ч. 3) и гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46, ч. 1).

КС напомнил о компетенциях ревизионной комиссии и пояснил, что в результате ее деятельности акционеры могут получить информацию о необходимости защиты ими своих прав и законных интересов от неправомерных действий (бездействия) органов управления акционерного общества (ст. 65.2 ГК РФ). Суд отметил, что с учетом значимой роли ревизионной комиссии для акционерного общества и для соблюдения прав его акционеров установлен ряд правовых гарантий обеспечения независимости и беспристрастности ее членов, а равно подконтрольности ее общему собранию акционеров как высшему органу управления общества.

Суд обратил внимание, что в действующем законодательстве для акционера предусмотрены возможности реализовывать определенные контрольные функции в отношении ревизионной комиссии: право выдвигать кандидатов в ревизионную комиссию, если в соответствии с уставом общества наличие такой комиссии является обязательным (п. 1 ст. 53 Закона об акционерных обществах); общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопросы об избрании ревизионной комиссии общества, не может проводиться в форме заочного голосования (п. 2 ст. 50), что гарантирует акционеру возможность задавать вопросы соискателям и высказывать свое мнение в отношении представленных на голосование кандидатур; наконец, общество обязано обеспечить акционерам доступ по их требованию к заключениям ревизионной комиссии общества (подп. 12 п. 1 ст. 91).

Как указал КС, в случае, если член ревизионной комиссии акционерного общества одновременно является работником данной организации, подчиненным ее руководству, обязанность выполнять указания руководства может конкурировать с задачей объективно отражать результаты проверки деятельности того же руководства. Однако Суд подчеркнул, что суды, разрешая споры о признании недействительными решений общего собрания, не должны толковать оспариваемую норму буквально, но обязаны с учетом назначения ревизионной комиссии способствовать реализации цели ее создания, что возможно, только если ревизионная комиссия действительно независима от тех органов управления акционерного общества, деятельность которых она призвана проверять.

Таким образом, Конституционный Суд определил, что наличие формальной записи в реестре акционеров о принадлежности акций определенному лицу не создает непреодолимых препятствий суду ни в установлении по требованию заинтересованной стороны действительного владельца (владельцев) названных акций, в том числе с учетом законного режима имущества супругов, ни в определении соответствующих правовых последствий для конкретного решения собрания акционеров.

Исходя из изложенного, Суд не нашел оснований для принятия жалобы Александра Каледина, указав, что проверка правильности судебных актов по делу с участием заявителя, в том числе установления принадлежности определенных акций с учетом режима общего имущества супругов, и оценка ввиду этого обстоятельства действительности решения общего собрания акционеров, равно как и отмена соответствующих судебных актов, не входят в полномочия Конституционного Суда.

Эксперты оценили подход Суда

С одной стороны, по словам эксперта, Конституционный Суд, признавая важность внутреннего аудита, обоснованно указывает в своем решении на то, что суды не должны толковать оспариваемую норму буквально, но обязаны это делать с учетом предназначения ревизионной комиссии и для обеспечения ее действительной независимости от органов управления акционерным обществом. Законный режим имущества супругов также является обстоятельством, подлежащим учету для соблюдения соответствующего императивного законодательного запрета для топ-менеджеров.

С другой стороны, добавил Армен Джагарян, определение КС не создает какой-либо правовой эффект для заявителя, а потому ссылка в нем на то, что Конституционный Суд не проверяет правильность решений по конкретному делу, несмотря на вытекающие из этого определения признаки, по меньшей мере, серьезной судебной ошибки и исчерпание заявителем других средств судебной защиты, оставляет заявителя беззащитным.

Читайте также: