Экскурсия как форма ознакомления школьников с окружающим миром

Обновлено: 07.07.2024

Школьная экскурсия это – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.

К специфическим признакам экскурсии относятся (Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма);

а) быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве (вид активно-моторной проработки знаний);

б) экскурсионность объекта;

в) способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;

г) способ предметного изучения;

Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта; сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.

Школьные экскурсии имеют два вида:

- урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.

К первому виду относятся производственные экскурсии. Основное назначение производственных экскурсий — знакомство с характером местного производства, а на его основе с экономикой и организацией производства, с принципами и закономерностями его размещения.

В процессе проведения производственных экскурсий у учащихся воспитываются элементы общетрудовой и технической культуры, любовь и уважение к профессиям людей, занятых в сфере материального производства.

Объектами производственных экскурсий могут быть промышленные предприятия - фабрики, заводы; транспортные - железнодорожные станции, пристани; энергетические - электростанции; сельскохозяйственные - колхозы, совхозы, подсобные хозяйства и другие предприятия. Производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.

Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии. Они проводятся по ботанике, зоологии, географии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

между органами животных и растений и их функциями

между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни

между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования

между различными живыми существами в одной экосистеме.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов.

Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

Пятый вид - комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов.

Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения и каково место экскурсии в учебном процессе. С этой точки зрения выделяются три вида экскурсий: предварительные, сопровождающие и заключительные.

Предварительные экскурсии имеют целью накопления учащимися знаний, необходимых перед объяснением новой темы. Это стимулирует интерес и облегчает восприятие новой темы.

Заключительные экскурсии завершают работу по теме или разделу курса, имеют цель закрепить и углубить знания проработанного в классе материала.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также сопровождениями безопасности и охраны здоровья учащихся.

- внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д (Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе).

Экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличие от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Экскурсия как вид деятельности представляет собой активность человека, которая направлена на достижения поставленной цели. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п.

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т. п.

Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме.

Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний (Скобельцына, А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг: Учебное пособие)

Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии – уважение к обычаям и традициям разных народов.

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.( Козина е. Ф, Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания)

Источники:

1. Козина Е.Ф, Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания.- М.: Академия, 2008. – 496с.

2. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: Учебник. – М.: КНОРУС, 2009. – 400 с.

3. Скобельцына, А.С. Технологии и организация экскурсионных услуг: Учебное пособие / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. – М.: Академия, 2010. – 192 с.

4. Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 2000. – 412с.

Краеведение: сущность и значение реализации краеведческого принципа в достижении личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, которое предоставляет возможность каждому человеку посмотреть на себя из своего общественно-исторического прошлого, помогает составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы.

Особенностью краеведческого знания является его комплексность: оно охватывает своеобразие и богатство культуры, истории, географии региона, характеризует уклад жизни, традиции, быт, социальные нормы поведения, духовно-нравственные устои населения родного края. Краеведение – это своеобразный метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявления особенного в общем.

Краеведческая деятельность позволяет структурировать социально-нравственный опыт, как отдельных индивидов, так и общества в целом. Становление элементом исторического опыта человечества через распредмечивание другими людьми и выдвижение новых проблем, определяет социальную значимость краеведения. В результате происходит формирование системы ценностных ориентиров, содержащей такие категории как самореализация, самопознание, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка, а также те образования, в основе которых лежат нормы отношений к другому человеку с нравственным содержанием.

II. Цели и содержание краеведческого образования

Включая в учебный план учебные предметы, курсы и внеурочные занятия на основе краеведения, необходимо иметь четкое представление о целях и содержании краеведческого образования с позиции Стандарта.

Краеведение обладает потенциалом, способным поддержать и усилить проявление у школьника на всех ступенях образования стремление к преобразованию знания и опыта в схему ориентации жизни, открытие для себя мира, в котором у человека есть свое место. Важными целями краеведческого образования являются:

- умение решать в социальной среде типичные и нестандартные жизненные задачи;

Обозначенные цели служат общим ориентиром для конструирования содержания краеведения.

Содержание краеведческого образования является существенным элементом системы общего образования, которое обладает уникальными возможностями в воздействии на личность школьника. Оно способствует формированию системы знаний о культурных ценностях, потенциале среды жизнедеятельности, умений применять их на практике, что в конечном итоге помогает подрастающему поколению учиться полно жить в настоящем, ценить его, выявлять в окружающей действительности светлые и добрые начала.

Существенным обстоятельством при изучении родного края выступает реализация в виде личностных смыслов школьника такого ценностного объекта как природа. Современный этап развития общества характеризуется новым состоянием всех сфер общественной жизни, где глубокому переосмыслению в социальном сознании подвергается вся система ценностей. Статус самостоятельной ценности получает природа в силу своей уникальности, единственности и неповторимости. При этом природа выступает не только объектом изучения, но и источником развития нравственных чувств, оказывающая на человека, оставшегося с ней наедине, облагораживающее воздействие. Природоведческие вопросы в содержании краеведческого образования – это основа для формирования у подрастающего поколения современного экологического сознания.

Художественно-эстетические, этнографические вопросы в содержании краеведческого образования способствуют формированию чувственного опыта у воспитанников, через переживание, перевоплощение, перевоссоздание различных моделей культуры. Поэтому декоративно-прикладное искусство и фольклор края (основные обряды, местные диалекты, художественные промыслы) являются неотъемлемой частью содержания многих программ по краеведению.

Существенное место в изучении родного края занимают исторические вопросы. Школьникам необходимо иметь четкое представление об исторической линии развития своего региона с древних времен, о причинах кризисов и успехов в разных сферах трудовой и политической жизни. Во всем многообразии и полноте отразить общественно-исторические вопросы помогает материал, который включает в себя сведения о древних и современных гербах городов региона, их происхождении.

III. Краеведение в учебном плане основной образовательной программы начального общего образования

Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов (для конкретных классов).

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время:

на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;

на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе краеведческие;

на внеурочную деятельность.

В учебном плане ОУ краеведение может быть представлено в компоненте, который формируется участниками образовательного процесса, в виде учебного предмета, краеведческого курса или краеведческого модуля.

Включение краеведения в образовательный процесс начальной школы может осуществляться следующим образом:

· в 1 классе – краеведческим модулем в содержание обязательных учебных предметов, направлением во внеурочной деятельности школьников;

· во 2-4 классах - отдельным учебным предметом, учебным курсом, обеспечивающим определенные интересы школьников, направлением во внеурочной деятельности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями в 1 классе реализация краеведческого образования на уровне отдельного учебного предмета, учебного курса недопустима.

Внедрение краеведческого компонента на начальной ступени школьного образования ориентирует педагогический процесс на формирование у ребенка социокультурной картины окружающего мира, приобретение знаний и умений социальных отношений в ближайшем окружении. Одной из важнейших специфических характеристик краеведения является его интегративная сущность. Краеведение включает в себя сведения по родному языку и литературе, истории, географии, биологии и другим областям знаний. Так как в младшем школьном возрасте важным для социализации компонентом содержания школьного образования является родной язык и литература, то реализацию социально-педагогической функции краеведения на начальной ступени школьного образования целесообразно осуществлять через преподавание краеведческого курса на основе изучения родного языка и литературы.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление у детей начинается с картинки, слышанной ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется обогащается, совершенствуется. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им, вызывают у них познавательный интерес. Использование краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждение, несомненно играет большую роль в формировании национального самосознания детей.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной процесс длительный и сложный. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества, чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к своему району.

Поэтому очень высока необходимость в организации экскурсии по родному району в целях ознакомления с историей родного района, для этого мы использовали следующие методы:

- проводили беседы о истории родного района;

- разрабатывали и проводили экскурсии.

Экскурсия – это форма образовательной деятельности, которая позволяет организовать наблюдения и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. Экскурсии помогают конкретизировать уже имеющиеся знания, дают новые, усиливают интерес к изучаемому. Прогулки и экскурсии являются одним из важнейших организованных видов деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи. В процессе тематических экскурсий ребенок получает первые представления о своей родине, своем районе. Экскурсии дают возможность в естественной обстановке познакомить детей с новым материалом.

В ходе экскурсионной работы решаются следующие задачи:

- выявление уровня сформированности представлений о родном районе;

- формирование у детей системы знаний о своем районе;

- воспитывание у дошкольников интереса к окружающему миру;

- знакомство с достопримечательностями района, с людьми, прославившими свой район.

Одним из видов экскурсий являются образовательные терренкуры.

Образовательные терренкуры - это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения, за пределы детского сада, в парки, скверы с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Содержание терренкура зависит от выбранной тематики, времени года, погоды.

В своем саду мы разработали примерный план проведения экскурсий для старших и подготовительных групп:

Для старших групп:

- Краеведческий музей для ознакомления детей с историко-культурным наследием нашего города.

- Библиотека имени Гоголя для ознакомительной экскурсии.

- Экскурсия к Обелиску, установленному в память о погибших во время ВОВ работниках завода Точмаш.

- Экскурсия к монументу труженикам тыла около школы № 178.

Для подготовительных групп

Тематические экскурсии в библиотеку им. Гоголя к 9 мая и посвященные истории города Новосибирска.

- Школа № 18 (музей боевой славы) с ознакомлением с экспонатами, собранными учениками и сотрудниками школы, посвященными ВОВ.

- Школа № 82, (музей боевой славы) где во время ВОВ находился госпиталь для раненых в боевых действиях во время ВОВ.

- Монумент Славы для воспитания патриотических чувств у воспитанников.

- Монумент погибшим в госпиталях от ран в парке Березовая роща

- Экскурсия в пожарную часть для ознакомления с пожарными машинами, специальной одеждой, пожарно-спасательным оборудованием.

- Экскурсия в музей истории Дзержинского района.

Сразу же после экскурсии с детьми проводились беседы, во время которых использовали материал, принесенный с собой. Слушали и записывали рассказы детей. Придумывали вместе с ними экологические сказки. А свои эмоциональные впечатления дети отражали в рисунках, коллажах, коллективных работах. Оформляли этот материал в альбомы и книжки-малышки. Вся эта деятельность способствовала обобщению информации, впечатлений детей от экскурсии, рефлексии.

Экскурсии создают у детей мощную мотивацию к познанию родного края, развивают у детей чувство гордости и являются тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно

Главной задачей системы дошкольного образования здесь выступает – не допустить безразличия среди наших детей, зажечь искорки любви к Родине.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы по краеведению, где дети были сами активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому разработка и проведение таких мероприятий в дошкольных учреждениях, как экскурсии, становится в современных условиях, особенно актуальным.

Естествоведческая экскурсия - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет изучать предметы, явления, процессы и ситуации природы (материального мира) в их естественной обстановке или в специально созданных искусственных условиях. Для этого предусматривается выход младших школьников из классной комнаты в природу, в том числе преобразованную человеком (парк, сад и т.п.), а также передвижение их от одного изучаемого объекта к другому.

Количество экскурсий по сравнению с занятиями, проводимыми в помещении (например, классной комнате), незначительно - обычно не более 5 в год, что связано с рядом обстоятельств:

· далеко не все изучаемые предметы, явления, процессы или же ситуации природы (материального мира) имеются в окрестностях школы и даже населенного пункта (особенно, если школа размещена в крупном городе);

· проведение экскурсии связано с определенными организационными трудностями: проведению экскурсии может помешать погода; экскурсии, как правило, требуют больше времени (это связано отчасти с выведением младших школьников на место проведения экскурсии и возвращением в класс), проведение экскурсии связано с трудностями управления классом (поддержания дисциплины).

Но все же экскурсии имеют ряд преимуществ:

· на экскурсиях учащиеся изучают предметы, явления, процессы или ситуации природы (материального мира), а также природные (материальные) системы такими, какими они есть на самом деле, причем в их обычном (естественном или же искусственно созданном) взаимодействии с другими компонентами;

· неоценима роль экскурсий в экологическом образовании учеников, так как именно на экскурсиях предоставляется возможность увидеть примеры как положительных, так и отрицательных последствий деятельности человека в природе (материальном мире), поучаствовать в несложной природоохранной деятельности, научиться вести себя в природе экологически и нравственно обоснованно;

· в ходе непосредственного общения с природой и ее компонентами младшие школьники получают незабываемый заряд переживаний и эстетических впечатлений.

Экскурсии по естествознанию могут быть урочными (уроками-экскурсиями) и внеурочными, а по месту в системе других занятий — вводными, текущими и обобщающими [8].

На вводных экскурсиях, проводимых в начале темы, ее части (раздела) или же ряда близких по содержанию тем, младшие школьники получают первоначальные представления об изучаемом материале, задания для последующей работы.

Текущие экскурсии, проводимые по ходу изучения темы, ее части (раздела) или же ряда близких по содержанию тем, предполагают знакомство с конкретными природными предметами, явлениями, процессами или же ситуациями с развитием представлений о них.

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы, ее части (раздела) или же ряда близких по содержанию тем и предполагают систематизацию и обобщение изученного материала.

Следует иметь в виду, что любую экскурсию в природу можно назвать еще и экологической, если в ходе ее младшие ученики выявляют связи, существующие между компонентами природы, сообщества, выявляют и оценивают антропогенное влияние, участвуют в несложной природоохранной деятельности, усваивают экологически и нравственно обоснованные правила поведения в природе.

В экскурсионной работе по естествознанию выделяют 3 этапа:

1) подготовку к экскурсии;

2) проведение экскурсии;

3) послеэкскурсионную работу.

При подготовке к экскурсии учитель готовится сам, а также готовит младших школьников:

· определяет тему, цели и задачи экскурсии;

· изучает методическую, а при необходимости и специальную (общеземлеведческую, краеведческую, ботаническую, зоологическую и др.) литературу;

· намечает место и маршрут движения учащихся на экскурсии;

· посещает место проведения экскурсии по намеченному маршруту и отмечает объекты для наблюдения и опытов, уточняя маршрут, планирует необходимое экскурсионное снаряжение, при необходимости выбирает места (остановки) для отдыха, приема пищи, игр, определяет способы и маршрут выдвижения на место проведения экскурсии и возвращения в класс, параллельно проводит хронометраж;

· продумывает правила безопасного поведения на экскурсии: на месте ее проведения, в ходе выдвижения к этому месту и в процессе возвращения в класс;

· продумывает послеэкскурсионную работу;

· предупреждает учащихся о сроках и месте проведения экскурсии, инструктирует их о том, как следует одеться, что с собой взять;

· заинтересовывает учащихся с помощью определенных заданий.

Природоведческие экскурсии содержат обычно следующие структурные элементы (этапы, части):

1) организационный момент (подготовка к экскурсии) (1-2 мин.);

2) выдвижение на место проведения экскурсии;

3) инструктаж или вводная беседа (объяснение учителя к предстоящей самостоятельной работе) (3-5 мин.);

4) основная часть с выделением ряда самостоятельных работ (основное время занятия);

5) обобщающая беседа по результатам самостоятельных работ (5-10 мин.);

6) подведение итогов (2-3 мин.);

7) домашнее задание (1-2 мин.);

8) возвращение в класс [10].

Послеэкскурсионная работа заключается прежде всего в том, что полученные на экскурсии знания, умения, впечатления, а также собранный природный материал учащиеся используют на последующих уроках в классе, причем не только на уроках естествознания, а и по другим предметам. Собранный на экскурсии природный материал можно поместить в краеведческом уголке, а также для изготовления наглядных пособий, в групповой внеклассной работе, на уроках труда.

В последнее время получила распространение близкая к экскурсии форма занятий на природе - занятие на учебной экологической тропе. В окрестностях школы намечается постоянно действующий маршрут с посещением объектов природы, в том числе преобразованной человеком, интересных с точки зрения формирования экологического сознания эксцентрического типа и экологической культуры. Это могут быть родник (источник), муравейник, овраг, участок леса или луга, участок естественного или искусственного водоема, остатки костра или пожарища, терриконы, оставленный строительный мусор, заброшенный котлован и т.п.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Ведущим методом знакомства детей с окружающим миром является наблюдение. Приобщение учащихся к природе, окру­жающему миру следует осуществлять путем целенаправлен ных наблюдений, а также организации посильной практической деятельности детей в природе: сбора листьев, сухих веток, се­мян для подкормки птиц и т. д.

Кроме наблюдений, используются и.другие методы, приемы ознакомления с окружающим миром: беседа, рассказ, объясне­ние и описание с демонстрацией наглядных пособий, дидакти­ческие игры.

Главная организационная форма обучения, по этому пред­мету— урок, который может быть проведен в разных условиях. Учитывая возрастные особенности школьников, на уроках не­обходимо использовать такие виды учебной деятельности, кото-рые имеют практическую направленность и способствуют раз­витию у детей объективных представлений об окружающем мире.

На уроках курса имеются большие возможности для ис­пользования проблемного подхода к обучению, когда перед учащимися ставится проблемная задача, создается ситуация необходимости поиска правильного ответа, организуется соот­ветствующий учебный поиск и проверка правильности решения поставленной задачи. Организация такой деятельности на уро­ках в значительной степени стимулирует мыслительную дея­тельность детей.

На уроках по ознакомлению с окружающим миром необ­ходимо выявлять и систематизировать ранее накопленные деть­ми знания об изучаемом материале; поэтому неотъемлемой частью таких уроков является актуализация опорных знаний, которая позволяет с меньшими затратами усилий формиро­вать новые представления и понятия и осуществляется с ши­роким привлечением разнообразных натуральных и изобрази­тельных наглядных средств обучения, экранных пособий.

При ознакомлении с окружающей природой среди органи­зационных форм работы, помимо урока, значительное место отводится экскурсиям в лес, поле, на луг, к пруду.

Экскурсии должны носить сезонный характер, и желатель­но, чтобы они проводились на один и тот же природный учас­ток, чтобы дети могли отметить происходящие изменения в жизни растений в зависимости от времен года.

В ходе экскурсий дети не только учатся наблюдать природу, они приобретают знания, видят ее красоту и величие, но и по­знают правила поведения в природе, поэтому велико их воспи­тательное значение.




Кроме того, учитель предлагает учащимся обратить внима­ние на кормушки для птиц, белок и засыпать туда корм (если есть возможность). Прощаясь с уголком зимней природы, не­обходимо сказать детям, что, когда они снова придут сюда, не узнают его: он будет совсем другим. Можно даже спросить: каким будет этот уголек весной?

При ознакомлении с окружающим миром могут проводить­ся целевые прогулки на фабрику, в магазин, на почту, в биб­лиотеку и т. д., в ходе которых дети знакомятся с трудом лю­дей, с их профессиями, учатся правильно вести себя в общест­венных местах. Содержание таких прогулок учитель предвари­тельно обсуждает с администрацией предприятий. Перед про­ведением таких прогулок необходимо провести беседу и вы­яснить имеющиеся у детей представления 6 данном предприя­тии и профессиях людей, познакомить с конкретными задачами предстоящего занятия, напомнить о правилах поведения на улице и в общественных местах.

Таким образом, при ознакомлении с окружающим миром учащихся I—II классов используются разнообразные методы, формы организации занятий, но все они взаимосвязаны между собой.

Важнейшими задачами таких праздников являются: углубле­ние природоведческих знаний и осуществление эстетического, природоохранного и трудового воспитания. Чаще всего массо­вые внеклассные мероприятия проводятся в III—IV классах с привлечением и участием детей I—II классов.

На этом празднике важно показать основные приметы осени, итоги сельскохозяйственного труда. Заранее готовится выстав­ка урожая, выращенных детьми овощных и декоративных расте­ний на учебно-опытном участке и композиции цветов.

В процессе подготовки к празднику с учащимися проводят экскурсии в природу, в парк, на учебно-опытный участок. Необ­ходимо собрать листья разной окраски, сделать рисунки осен­них пейзажей, подобрать пословицы и загадки об осени.

Читайте также: