Экскурсионный продукт как объект реализации современных технологий инфраструктурного обеспечения

Обновлено: 18.05.2024

Речь Дмитрия Муратова при вручении ему Нобелевской премии мира в Осло. Подробнее.

На современном этапе развития музеев необходимым условием эффективного функционирования экскурсионной сферы выступает инновационная деятельность. Инновации стимулируют открытие новых возможностей развития экскурсионной работы.

Повышение аттрактивности музейных объектов, постоянная деятельность по увеличению музейной аудитории являются сейчас объективными требованиями, выполнение которых может обеспечить эффективное функционирование музеев. В связи с этим востребованность музея сегодня прямо зависит от количества и удовлетворённости его посетителей.

Таким образом, актуальность данной работы связана с изучением теоретических и практических аспектов применения инновационных подходов в экскурсионной работе, что выступает важным средством привлечения посетителей в музеи.

Вопросы применения инноваций в туристической и экскурсионной деятельности, основные проблемы, условия и результаты данного явления освещаются в работах отечественных и зарубежных исследователей. При рассмотрении этих вопросов мы обращались к трудам следующих авторов: Ю.Э. Комлев [1], Н.А. Никишин [2], А.В. Романчук [3], О.С. Сапанжа [4], Л.М. Шляхтина [5], Э.А. Шулепова [6], Т.Ю. Юренева [7], в работах которых рассматриваются основные проблемы музейного туризма; факторы, обеспечивающие привлекательность музеев; инновационные программы экскурсионного обслуживания и т.п. Однако степень изученности инновационных аспектов экскурсионной деятельности сравнительно невелика и требует всестороннего рассмотрения и анализа данной проблемы.

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации заключается в том, что она позволяет создать дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

На сегодняшний день чаще всего реализуются следующие виды инноваций в экскурсионно-туристическом обслуживании:

– использование современных информационных и мультимедийных технологий;

– создание новых и диверсификация имеющихся туристских маршрутов;

– организация новых форм взаимодействия с посетителями;

– содействие созданию качественной инфраструктуры туризма, в том числе развитие региональной инфраструктуры и музейной сети для привлечения туристских групп;

– расширение информационного присутствия музея в городе, регионе, стране (интернет-сайт, регулярные публикации в СМИ, путеводители, наличие легкодоступной информации о музее в информационном пространстве и т.д.);

– создание регулярных программ с участием туристических фирм;

– предложение специальных туристских программ (в том числе: создание специальных методических разработок экскурсий для туристических групп различных возрастных и социальных категорий; включение новых разделов в основную экспозицию для привлечения отдельных категорий экскурсантов).

Эффективность экскурсионной работы во многом зависит от дифференцированного подхода к организации, содержанию и методике подготовки и проведения экскурсий, а использование инновационных форм усиливает привлекательность музеев, создаёт благоприятные условия для знакомства посетителей с музейными ценностями.

Интересный опыт накоплен в Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова, который использует в работе разнообразные формы работы и наряду с традиционными предлагает инновационные экскурсии. Чтобы заинтересовать посетителей разных поколений, в основную экспозицию включаются новые разделы, применяются современные мультимедийные технологии, дающие широкие возможности в изучении и популяризации шолоховского наследия.

Организацией экскурсионного обслуживания групп и индивидуальных посетителей занимается экскурсионный отдел музея-заповедника, который также может помочь экскурсантам выбрать одну из уже разработанных экскурсионных программ или составить индивидуальную. Сотрудники отдела ежегодно внедряют в практику новые экскурсионные туры: туры выходного дня, туры для школьников и студентов, событийные туры, бизнес-туры, а также этнографические, литературные, лечебно-оздоровительные и другие. Особой популярностью у экскурсионно-туристических групп пользуются маршруты выходного дня, корпоративное обслуживание, экологические экскурсии. Например, в программу тура выходного дня входит путешествие по казачьей глубинке – посещение хутора Кружилинского, где родился М.А. Шолохов, осмотр Казачьего подворья музея и знакомство с укладом традиционного быта казаков конца XIX – начала ХХ веков. У экскурсантов есть возможность увидеть сельскохозяйственный инвентарь, принять непосредственное участие в хлопотах по хозяйству – покормить домашнюю птицу, подоить корову, затопить печь, а также отведать блюда казачьей кухни.

Подводя итоги, следует отметить, что перспективы успешного развития музеев в современном мире тесно связаны с изменением их имиджа; с превращением музеев в социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию; с развитием разнообразных форм культурно-образовательной деятельности музеев, ориентирующихся на индивидуальные предпочтения, творческие склонности, интересы, уровень подготовки и другие особенности различных категорий посетителей. В соответствии с требованиями времени в музейной сфере активно развивается инновационное движение, а экскурсантам предлагаются новые формы экскурсий и инновационные экскурсионные туры. Предложение подобных инновационных программ экскурсионного обслуживания является одним из распространённых видов применения инноваций для привлечения посетителей в музеи.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Трофименко Лариса Павловна, старший методист,

Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, музейных педагог ов, педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы туристско - краеведческой направленности.

Преимущество этой технологии в том, что она не требует покупки дополнительного оборудования, вложения денежных средств и роль педагога в квест-игре организационная.

Квест-игра, это командная игра проводится как в музее, так на улице. Участники выполняя различные задания перемещаются от одного экспоната (места) к другому, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Главное в организации квест-игры: выполнив задание, обучающиеся получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В квест-игре участники решают различные логические задачи, работают с информационными ресурсами, осуществляют поиск необходимой информации и учатся грамотно её применить.

Основные критерии квест-игры: безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. При подготовке и организации квест-игры необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, обязательно учитывается возрастная категория участников, пространство, где будет проходить игра, написан сценарий.

Структура составления плана квест-игры:

1. Введение: предварительный план работы, обзор всех этапов квест-игры, описаны главные роли участников и сценарий квест-игры.

2. Задание: определен итоговый результат самостоятельной работы (заданы вопросы, на которые нужно найти ответы; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

3. Ресурсы: составлен список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов), необходимых для выполнения задания.

4. Процесс работы: описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квест-игры при самостоятельном выполнении задания (этапы).

5. Оценка: описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квест-игры. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квест-игре.

6. Заключение: раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квест-игры, полученные знания, систематизируют и презентуют полученный совместный продукт.

1. Обучающийся учится планировать свою деятельность, формулировать и решать проблемы, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, критически мыслить.

2. Использовать информационные технологии для решения поставленных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.).

3. Работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль).

4. Учится находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.

5. Приобретают навык публичного выступления.

Квест - игра одна из новых форм организации деятельности обучающихся в школьном музее, направленная на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией .

Актуальность использования квест-игр предоставляет педагогу возможность использования интерактивных средств, выбирать методы и формы организации работы в школьном музее способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться, находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.

Квест-экскурсия – это новое направление, позволяющее совместить игру и экскурсию. Квест-экскурсия – это групповое посещение объектов связанных одной тематикой, с применением различного типа загадок и головоломок, без присутствия традиционных экскурсоводов. Изучение достопримечательностей участниками происходит самостоятельно с помощью заданий. Существуют квесты: для взрослых, молодежи, школьников, детей. Опытные участники могут проходить одну и ту же квест-экскурсию по нескольку раз, и каждый раз открывать для себя что-то новенькое.

Формы проведения квест-экскурсии:

а) квест-экскурсии с участием экскурсовода, где каждое задание экскурсовод (ведущий) выдает лично сам;

б) безличная квест-экскурсия, где участникам выдают сразу весь пакет-легенду (квест-маршрут);

в) квест-экскурсия, где задания выдаются дистанционно, т.е. участники получают задания на смартфон/планшет, или ищут заданную точки при помощи GPS-навигатора (мобильные квесты).

1. Определяется продолжительность квеста по времени (от часа до одного дня), определяются цели и задачи (для чего нужна и что в результате получат от нее экскурсанты), определяется конечная цель, к которой нужно прийти, преодолев препятствия и выполнив все условия квест-экскурсии

2. Выбирается тема (идея), то есть определяется, в какой тематике будет проводиться квест-экскурсия. Это может быть военно-историческая квест-экскурсия, либо природоведческая – все зависит от того, какими экспозициями обладает музей.

3. Разрабатывается легенда квест-экскурсии, которая представляет собой некий рассказ, в основе которого лежат реальные события или придуманные истории, чтобы экскурсантам было легче окунуться в атмосферу квест-экскурсии. Легенда должна быть увлекательной, чтобы поддерживать азарт экскурсантов на протяжении всего маршрута.

4. Подготовка сценария и заданий разного уровня сложности.

5. Выдаются задания: все сразу, и команда сама определяет очередность их выполнения или задания поступают последовательно и без выполнения одного задания не будет возможности двинуться к следующему. Задания могут быть ориентировочными (найти подсказку в книге или в тайнике), информационными (найти или вспомнить информацию, связанную с легендой), творческими (нарисовать, изобразить), интеллектуальными (решить ребус, кроссворд, головоломку).

1. По месту проведения квесты могут быть организованы в разных пространствах как учреждения, так и вне его, квесты могут быть:

в музеях, внутри зданий, в парках, на местности (городское ориентирование); на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования и краеведения, смешанные варианты, в которых сочетается перемещение участников, с поиском, использованием информационных технологий.

2. По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:

- линейные, в которых игра построена по цепочке (разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);

- штурмовые, все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но самостоятельно выбирают пути решения задач;

3. По назначению основной деятельности участников:

-Веб-квест это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

4. Тематический квест. Это форма организации квеста по определенной теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.

5. Творческий квест. Это создание какого-либо продукта в заданном формате (картина, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными.

- обучающиеся научатся добывать самостоятельно знания;
- нести ответственности за принимаемые решения; - научатся использовать различные виды деятельности, искать и систематизировать информацию по теме, проводить исследования в образовательной среде, пользоваться разнообразными источниками информации, применять их в нестандартной ситуации.

Использование квест-экскурсий на занятиях в музее позволяет развивать и совершенствовать познавательную, интеллектуальную и эмоциональную деятельность обучающихся, обеспечивая рост эффективности обучения. Использование данных инновационных технологий предоставляет педагогу возможность нестандартно подойти к внеурочной деятельности и преобразовывать учебный процесс. Экскурсия в школьном музее в форме квеста - это сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с музейными экспонатами. Большую часть информации по выбранной теме участники получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно, что повышает мотивацию участников, за счет соревновательной формы игры, что позволяет не только знакомится с темами экспозиции музея, но и получить яркие эмоциональные переживания от участия в настоящей квест-экскурсии. Использование технологии квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Скоростное чтение


Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Трофименко Лариса Павловна,старший методист,

Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, музейных педагогов, педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающиепрограммы туристско - краеведческой направленности.

Преимущество этой технологии в том, что она не требует покупки дополнительного оборудования, вложения денежных средств и роль педагога в квест-игре организационная.

Квест-игра, это командная игра проводится как в музее, так на улице. Участники выполняя различные задания перемещаются от одного экспоната (места) к другому, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Главное в организации квест-игры: выполнив задание, обучающиеся получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В квест-игре участникирешают различные логические задачи, работают с информационными ресурсами, осуществляют поиск необходимой информации и учатся грамотно её применить.

Основные критерии квест-игры: безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. При подготовке и организации квест-игры необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, обязательно учитывается возрастная категория участников, пространство, где будет проходить игра, написан сценарий.

Структура составления плана квест-игры:

1. Введение: предварительный план работы, обзор всех этапов квест-игры, описаны главные роли участников и сценарий квест-игры.

2. Задание: определен итоговый результат самостоятельной работы (заданы вопросы, на которые нужно найти ответы; определена позиция, которая должна быть обоснована; указана деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

3. Ресурсы: составлен список информационных ресурсов (в электронном виде, на компакт-дисках, видео/аудио носителях, в бумажном виде, раздаточный материал, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса сайтов), необходимых для выполнения задания.

4. Процесс работы: описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квест-игры при самостоятельном выполнении задания (этапы).

5. Оценка: описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квест-игры. Критерии оценки зависят от типа образовательных задач, которые решаются в квест-игре.

6. Заключение: раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками квест-игры, полученные знания, систематизируют и презентуют полученный совместный продукт.

1. Обучающийся учится планировать свою деятельность, формулировать и решатьпроблемы,самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, критически мыслить.

2. Использовать информационные технологии для решения поставленных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.).

3. Работать в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль).

4. Учится находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.

5. Приобретают навык публичного выступления.

Квест-игра одна из новых форм организации деятельности обучающихся в школьном музее, направленная на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Актуальность использования квест-игр предоставляет педагогу возможность использования интерактивных средств, выбиратьметоды и формы организации работы в школьном музее способствующие активному процессу познания, которые развивают умение учиться, находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.

Квест-экскурсия

Квест-экскурсия – это новое направление, позволяющее совместить игру и экскурсию. Квест-экскурсия – это групповое посещение объектовсвязанных одной тематикой, с применением различного типа загадок и головоломок, без присутствия традиционных экскурсоводов. Изучение достопримечательностей участниками происходит самостоятельно с помощью заданий. Существуют квесты: для взрослых, молодежи, школьников, детей. Опытные участники могут проходить одну и ту же квест-экскурсию по нескольку раз, и каждый раз открывать для себя что-то новенькое.

Формы проведения квест-экскурсии:

а) квест-экскурсии с участием экскурсовода, где каждое задание экскурсовод (ведущий) выдает лично сам;

б) безличная квест-экскурсия, где участникам выдают сразу весь пакет-легенду (квест-маршрут);

в) квест-экскурсия, где задания выдаются дистанционно, т.е. участники получают задания на смартфон/планшет, или ищут заданную точки при помощи GPS-навигатора (мобильные квесты).

Структура квест-экскурсии:

1. Определяется продолжительность квеста по времени (от часа до одного дня), определяются цели и задачи (для чего нужна и что в результате получат от нее экскурсанты), определяется конечная цель, к которой нужно прийти, преодолев препятствия и выполнив все условия квест-экскурсии

2. Выбирается тема (идея), то есть определяется, в какой тематике будет проводиться квест-экскурсия. Это может быть военно-историческая квест-экскурсия, либо природоведческая – все зависит от того, какими экспозициями обладает музей.

3. Разрабатывается легенда квест-экскурсии, которая представляет собой некий рассказ, в основе которого лежат реальные события или придуманные истории, чтобы экскурсантам было легче окунуться в атмосферу квест-экскурсии. Легенда должна быть увлекательной, чтобы поддерживать азарт экскурсантов на протяжении всего маршрута.

4. Подготовка сценария и заданий разного уровня сложности.

5. Выдаются задания: все сразу, и команда сама определяет очередность их выполнения или задания поступают последовательно и без выполнения одного задания не будет возможности двинуться к следующему. Задания могут быть ориентировочными (найти подсказку в книге или в тайнике), информационными (найти или вспомнить информацию, связанную с легендой), творческими (нарисовать, изобразить), интеллектуальными (решить ребус, кроссворд, головоломку).

Классификация квестов:

1.По месту проведения квесты могут быть организованы в разных пространствах как учреждения, так и вне его, квесты могут быть:

в музеях, внутри зданий, в парках, на местности (городское ориентирование); на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования и краеведения, смешанные варианты, в которых сочетается перемещение участников, с поиском, использованием информационных технологий.

2. По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:

- линейные, в которых игра построена по цепочке (разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут);

- штурмовые, все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но самостоятельно выбирают пути решения задач;

3. По назначению основной деятельности участников:

-Веб-квест это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

4. Тематический квест. Это формаорганизации квеста по определенной теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.

5. Творческий квест.Это создание какого-либо продукта в заданном формате (картина, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными.

- обучающиеся научатся добывать самостоятельно знания;
- нести ответственности за принимаемые решения;- научатся использовать различные виды деятельности, искать исистематизировать информацию по теме, проводить исследования в образовательной среде,пользоватьсяразнообразными источниками информации, применять их в нестандартной ситуации.

Использование квест-экскурсий на занятиях в музее позволяет развивать и совершенствовать познавательную, интеллектуальную и эмоциональную деятельность обучающихся, обеспечивая рост эффективности обучения. Использование данных инновационных технологий предоставляет педагогу возможность нестандартно подойти к внеурочной деятельности и преобразовывать учебный процесс. Экскурсия вшкольном музее в форме квеста - это сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с музейными экспонатами. Большую часть информации по выбранной теме участники получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно, что повышает мотивацию участников, за счет соревновательной формы игры, что позволяет не только знакомится с темами экспозиции музея, но и получить яркие эмоциональные переживания от участия в настоящей квест-экскурсии. Использование технологии квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Список литературы:

В настоящее время поток экскурсантов возрастает, экскурсионное дело постепенно превращается в одну из крупных отраслей обслуживания. У потребителей появляется желание узнать, увидеть, попробовать что-то новое, необычное. Поэтому турфирмам, создающим экскурсионный продукт, необходимо иметь свою оригинальную марку и постоянно разрабатывать новые оригинальные маршруты которые в свою очередь приводят к появлению новых экскурсионных объектов.
Для того чтобы экскурсии были интересней и привлекали больше экс-курсантов турфирмы должны, образно говоря, держать руку на пульсе времени. Важно использовать для разработки новых экскурсий как традиционные, так и инновационные методы.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

Экскурсионные компании или бюро обычно организуют экскурсионное обслуживание туристов в местах их временного пребывания. Следует сказать, что экскурсионная программа обслуживания - это план экскурсионных мероприятий, реализуемых для удовлетворения конкретных или специализированных познавательных запросов и интересов местного населения, туристов или экскурсантов в зависимости от целей их пребывания. Комплекс услуг, входящих в состав программы, является продуктом экскурсионной фирмы или экскурсионного отдела туристской фирмы.

По содержанию программы бывают ознакомительные и тематические. Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе или стране, истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни. Цель тематической программы обслуживания - расширение познания экскурсантов по определенной тематике, особенно в познавательных турах, а также организация и предоставление других услуг.

Ответственные за проведение экскурсий предприятия должны иметь в своем штате специально подготовленных и знающих родной для туристов язык профессионалов. Отсутствие гида - переводчика, или его непрофессионализм, способны сильно испортить впечатление туриста от экскурсий.

Требования, предъявляемые к гиду-переводчику, различны, но основными из них являются следующие:

  • знание большого фактического материала и умение изменять предлагаемый текст в соответствии с особенностями контингента туристов, их возраста и социального состава;
  • творческий подход к своей работе, умение "заразить" своей любовью к городу, стране всех присутствующих в группе;
  • систематическая работа над расширением своего общего кругозора, совершенствование профессиональных знаний и знаний иностранного языка, соблюдение установленных норм и правил поведения, корректность во взаимоотношениях с туристами. (3)

Рассмотрим - как создаётся экскурсия.

Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера. Экскурсия – сердцевина туризма.

Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:

1. Предварительная работа. Подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение, т.е. весь процесс накопления знаний по данной теме. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

2. Непосредственная разработка самой экскурсии.

В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионных учреждений:

  • отбор литературы и составление библиографий;
  • знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме;
  • отбор и изучение экскурсионных объектов;
  • составление маршрута экскурсии;
  • объезд или обход экскурсии;
  • подготовка контрольного текста экскурсии;
  • комплектование "портфеля экскурсовода";
  • выбор методических приемов проведения экскурсии;
  • определение техники проведения экскурсии;
  • составление методической разработки;
  • подготовка индивидуального текста;
  • прием (сдача) экскурсии;
  • утверждение экскурсии в качестве продукта экскурсионной фирмы.

Подготовкой новой экскурсии занимается творческая группа, состав которой включает от трех до семи человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы.

Разработка любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Цель экскурсии – это то, ради чего экскурсантам показываются памятники и объекты. Цели могут быть следующие: эстетическое воспитание, расширение кругозора, воспитание патриотизма, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задача экскурсии – достичь целей путем раскрытия темы. (2)

Выбранная тема экскурсии становится её основой, стержнем, на котором строится показ и рассказ. Потенциальный спрос, конкретный заказ, создание определенной тематики определяют выбор темы. Тему экскурсии не следует смешивать с названием. Название должно быть полным, выразительным, запоминающимся, содержать элементы рекламы. Одна и та же экскурсия, в зависимости от состава группы, может иметь несколько названий.

Пробную экскурсию обычно проводит руководитель группы. На пробную экскурсию приглашаются методисты, сотрудники музеев, другие экскурсоводы.

По окончании экскурсии проводится ее обсуждение и дается оценка, выявляются недочеты. Если отмечаются существенные недостатки, составителям экскурсии дается время на ее доработку. Затем организуется повторный прием экскурсии. При положительной оценке, экскурсовод допускается к проведению экскурсии.

1.3.Технология разработки инновационной экскурсии на примере Орловской области.

В последнее время на российском рынке все более широко представлены операторские предложения, связанные с событийным туризмом: международные фестивали, карнавалы и конкурсы, народные праздники и ярмарки. Событийный туризм — это перспективно и динамично развивающийся сегмент отечественно туристского рынка.

На туристском рынке появился даже специальный термин — анимация, означающий организацию развлечений и активного проведения досуга. Анимация включает в себя проведение спортивных игр, различных конкурсов и соревнований, танцевальных вечеров, карнавалов, ролевых игр, театрализованных представлений, хобби-клубов из сферы духовных интересов. Естественно, появляется и специалист-аниматор: человек, занимающийся оформлением турпродукта и организацией рекреационной деятельности туристов.

Одной из основных форм событийного туризма является театрализация, способствующая созданию целостной системы событийного‚ туризма. Театрализация представляет собой художественное осмысление реального жизненного или исторического события.

В последнее время многие музеи и туристские организации, занимающиеся развитием внутреннего туризма, вырабатывают новые направления своей деятельности. Среди этих направлений особый интерес представляют театрализованные праздники, привязанные, как правило, к календарным праздникам как местно, так и более масштабного значения.

Проекты театрализованного и событийного туризма могут включать в себя традиционно проводимые конкурсы, фестивали, национальные праздники, этнографические посиделки и т. д.

Театрализованные праздники и обряды — это многогранное общественное явление, отражающее наше прошлое и настоящее. Главное преимущество театрализованного действа перед обычной экскурсией — это активное участие экскурсантов в происходящих событиях. В социально-культурном туризме используется чаще всего одна из форм театрализованного действия — игровая. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Надо подчеркнуть, что верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает создать активный эмоциональный настрой собравшихся.

Таким образом, театрализация является особым видом социально-культурной деятельности с постоянно возрастающим спросом на нее в туристском бизнесе. При организации театрализованного действия необходимо строго дифференцированно подходить к участникам мероприятия, т. е. учитывать их возраст, профессию, место проживания и, насколько это возможно, интересы, опыт.

Метод театрализации — это не только одна из новых форм туристского обслуживания, но и значительное социально-педагогическое явление, представляющее собой сложное произведение сценического искусства.

Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколением и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие.

Можно предложить следующие довольно простые приемы для привлечения участников в театрализованное действие, такие как:

1) костюмирование участников, которое стимулирует их активность и выступает своеобразной движущей силой всего происходящего. Кроме того, костюмирование позволяет ускорить процесс, адаптации в нем участников экскурсии за счет ролевого общения, что импонирует как взрослым, так и детям всех возрастов;

2) коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на происходящее действо;

3) различные формы состязаний в форме игрового конкурса. Конкурсы могут быть интеллектуальной спортивной, музыкальной направленности;

4) ритуальное действие — является обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного мероприятия, опирающегося на народные традиции. Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками (такими как встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных рядовых действий исторического характера;

5) создание исторического фона с помощью особенностей (архитектурных, географических и др.) места проведения праздника. Если театрализованное шоу проводится просто в красивом природном уголке, но должно воспроизвести конкретное историческое событие, следует использовать, кроме костюмирования артистов и участников экскурсии, определенные приемы: символическое в создание древних жилищ (юрты, шатра, палатки, шалаша), старинных ярмарок с использованием реконструированных или стилизованных предметов.

Среди инновационных методов проведения экскурсий необходимо остановиться на многочисленных этнографических посиделках, проводимых в большом количестве различными музеями туристскими фирмами. В уютной обстановке, чаще всего с чаепитием, участники такой театрализованной экскурсии погружаются с помощью музейных экспонатов, антуража, в обстановку старины. В последнее время возрос интерес пожилых иностранцев, имеющих свои корни в России, к составлению генеалогических древ своих семей. Эта часть туристов всегда с удовольствием принимает участие в подобных этнографических праздниках, которые, как им кажется, возвращают их в генетическое прошлое.

Территория заставы оформлена в древнерусском стиле. Экскурсия включает в себя элементы рассказа, показа. Для более глубокого восприятия исторические события показывают в виде небольшого спектакля, который проходит в месте, стилизованном под старинное ристалище. Переодевание в одежду древнерусских богатырей, непосредственное участие в потешных боях, помогает ощутить себя участником тех событий, о которых рассказывает экскурсовод. И конечно же чай из настоящего дровяного самовара, на природе, под сенью дубов и берёз, оставляет незабываемое впечатление от экскурсии.

2.Возраждение святорусского богатырства.

Технологическая карта экскурсии.

Вид экскурсии: познавательно – развлекательный

Цель: воспитание патриотизма, любви к ближним, пробуждение веры.

Задачи: познакомить с историей происхождения богатырства, продемонстрировать основы рукопашного боя. Провести потешные бои с участием экскурсантов.

Продолжительность по времени: 2 часа.

Автор – разработчик: Чепогузова Елена Борисовна

Здравствуйте! Меня зовут Ольга. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Мы совершим путешествие во времени. Окунемся в мир сказаний. Вы узнаете много нового о героях былин. И надеюсь нескучно проведете время.

Небольшое отступление: на территории заставы без присмотра наших богатырей оружие, а оно у нас настоящее, трогать запрещается.

Читайте также: