Экономическая социальная духовная правовая что лишнее

Обновлено: 30.06.2024

Общество – это система, то есть оно состоит из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

Общество — динамическая система, то есть оно постоянно развивается, совершенствуется (прогресс) или движется назад, от более совершенного к менее (регресс).

Элементы общества как системы.

Сферы общественной жизни.

Сферы общества – это взаимодействующие его части, его главные составляющие.

Экономическая – создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты).

Политическая – включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация (включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп, политические институты, политические организации, политическую идеологию, политическую культуру).

Социальная – внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы).

Духовная – включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства (охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей, духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности).

Все четыре сферы взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга.

Признаки общества как системы.

  • целостность (наличие структурных элементов и их взаимосвязь);
  • устойчивость (стремление к самосохранению);
  • способность к саморазвитию, изменению;
  • открытость (появление новых элементов и исчезновение старых);
  • саморегуляция.

Типы заданий по теме.

1.Выявление особенностей той или иной сферы общества.

Задание 1

К какой сфере жизни об­ще­ства не­по­сред­ствен­но от­но­сит­ся де­я­тель­ность на­уч­ных учреждений, ор­га­ни­за­ций куль­ту­ры и образования?

4) духовной

Задание 2.

Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1) искусство, образование

2) демократия, референдум

4) издержки, рынок

Задание 3.

Что относится к экономической сфере жизни общества?

1) производство материальных благ

2) проведение выборов в парламент

3) показ нового художественного фильма

Задание 4.

Что относится к социальной сфере жизни общества?

1)проведение заседания парламента страны

2)открытие Шаляпинского фестиваля.

3)проведение благотворительной акции для людей с ограниченными физическими возможностями.

4)заключение сделки между двумя фирмами.

Задания на взаимосвязь сфер общества.

Задание 1.

Правительство стра­ны Z при­ня­ло ре­ше­ние о повышении пенсий. Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о вза­и­мо­дей­ствии сфер общества

1) политической и экономической

2) экономической и социальной

3) политической и социальной

4) духовной и социальной

Задание 2.

3.1. Савелий намеревается купить подержанный импортный автомобиль. Он должен затратить на поиски дешевого и качественного варианта 30 рабочих дней, для чего хочет взять отпуск без сохранения заработка. У него есть знакомый, которому он доверяет и который профессионально занимается подбором подержанных автомобилей, но берет в качестве оплаты 10% от стоимости автомобиля. Какова должна быть цена автомобиля для того, чтобы рационально мыслящему Савелию стоило искать дешевый вариант самому, если в день он зарабатывает 500 р.?

Пусть Р - цена подержанного автомобиля в рублях. Тогда величина комиссионных знакомому за подбор подержанного автомобиля составит 0,1Р. Если Савелий будет самостоятельно заниматься поисками подходящего автомобиля, то потери дохода составят 30 дней · 500 р.день = 15 000 р. Рационально мыслящему Савелию выгодно самостоятельно подыскивать автомобиль в случае, когда сумма комиссионных превышает величину потерянного дохода: 0,1Р > 15 000 р. Откуда Р > 150 000 р.

Балла – за решение

Ответ: более 150 000 р. 2 балла за правильный ответ

3.2. Домашняя хозяйка решила открыть прачечную и рассчитывает получить годовую выручку от этого заведения, равную 120 тыс. р. Для этого ей необходимо:

-арендовать помещение и платить годовую арендную плату в размере 30 тыс. р.;

-нанять двух помощников с оплатой 20 тыс. р. в год, труд которых будет оплачиваться из выручки;

-купить оборудование стоимостью 60 тыс. р.;

-оплатить прочие расходы (инвентарь, стиральный порошок, ополаскиватели и т. д.), которые составляют 15 тыс. р. в год.

Для покупки оборудования, срок службы которого составляет 10 лет, она решила использовать семейные сбережения. Банковский процент по депозитам равен 25%, а по кредитам-30% годовых.

а) величину годовых бухгалтерских и экономических издержек;

б) величину годовой бухгалтерской и экономической прибыли.

а) Бухгалтерские издержки =аренда помещения+ з/п работников+ стоимость оборудования за 1 год+ прочие расходы+% по кредиту.

Стоимость оборудования за год = 60/10 = 6 тыс.р.

В начале года оплачивается годовая аренда и прочие расходы, что в сумме составляет 30 + 15 = 45 тыс. р. Поскольку семейные сбережения используются только на покупку оборудования, то необходимо взять кредит на сумму 45 тыс. р.

% по кредиту = 0,3 х 45 = 13,5 тыс. р.

Бухгалтерские издержки = 30 + 20 х 2+ 6 + 15 + 13,5 = 104,5 тыс. р.

Экономические издержки = бухгалтерские издержки +неявные издержки

Неявные издержки = недополученные проценты по вкладу= 0,25 х 60 = 15 тыс. р.

Экономические издержки = 104,5 + 15 = 119,5 тыс. р.

б) Бухгалтерская прибыль = выручка – бухгалтерские издержки = 120- 104,5 = 15,5 тыс. р.

Экономическая прибыль = выручка – экономические издержки = 120- 119,5 = 0,5 тыс.р.

За решение - 1 балл

а) Бухгалтерские издержки 104,5 тыс.руб 1 балл, а экономические издержки 119,5тыс.руб 1 балл;

б) Бухгалтерская прибыль 15,5 тыс.руб 1 балл, экономическая прибыль 0,5 тыс.руб. 1 балл

Задачи по праву

4.1. Колесниченко Андрей, желая воспользоваться банкоматом, обнаружил в лотке выдачи денежных средств купюру в 5000 руб. Пока Колесниченко разглядывал купюру, размышляя, как ему поступить, стоявший за ним в очереди Кручев Александр обвинил его в краже чужого имущества и вызвал полицию. Приехавший на место происшествия наряд полиции арестовал Колесниченко. По делу состоялся суд, который дал правовую оценку ситуации с точки зрения действующего законодательства. Как Вы думаете, какое именно решение вынес суд?

2. Суд мотивировал свое решение тем, что собственник купюры утратил вещь самостоятельно и о месте утраты не знал, а нашедший купюру Колесниченко не знал, кому она принадлежит, и умысел на хищение у него отсутствовал 1 балл.




3. Указанная ситуация регулируется ст. 227 ГК РФ, которая определяет правовые последствия находки 1 балл. В соответствии с ч. 1 ст. 227 ГК РФ нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. Ч. 2 ст. 227 ГК РФ предусматривает: если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления 1 балл

4.2. По вине работницы птицефабрики ветеринара Соколовой Дарьи заболели куры, которым во время не были даны нужные препараты. Директор птицефабрики вынес Соколовой дисциплинарное взыскание – выговор с занесением в трудовую книжку. В целях компенсации материальных потерь предприятия Соколова по приказу директора отработала три месяца, не получая зарплату. Через полтора года инцидент повторился. Директор заявил, что поскольку у Соколовой уже есть взыскание, он имеет право уволить ее по п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Какие требования Трудового кодекса РФ были нарушены директором птицефабрики?

1. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение (ст. 66 ТК РФ). 2 балла

2. В соответствии со ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, превышающей его средний месячный заработок, если работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, может осуществляться только судом. 1 балл

3. Повторное ненадлежащее исполнение Соколовой своих трудовых обязанностей произошло через полтора года после первого. В соответствии со ст. 194 ТК РФ если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. То есть увольнение по п. 5. ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса неправомерно. 2 балла

5. Логическая задача

На вечере встречи выпускников собрались четыре одноклассника: Антон, Борис, Вика и Галя. В школе Антон хотел стать инженером, Борис – учителем, Вика – врачом, а Галя – юристом. На встрече выяснилось, что все они получили профессии из этого списка, но никто из них не стал тем, кем хотел в школе. Определите кто кем стал, если известно, что (1) только Борис и Вика имеют одинаковую профессию, (2) Антон с юристом на следующее утро поехали на рыбалку, (3) мечту Бориса не воплотил никто. Свой ответ обоснуйте.

Решение:_____________________________________________________________________ Решим задачу методом исключения

1) Для решения задачи построим таблицу с именами выпускников. Укажем в таблице, что никто не стал тем, кем хотел,

Антон Борис Вика Галя
Не инженер Не учитель Не врач Не юрист

2) Т.к. Борис и Вика имеют одинаковую профессию (усл. 1) и никто из них не стал кем хотел, значит они оба не учителя и не врачи

Антон Борис Вика Галя
Не инженер Не учитель Не врач Не врач Не учитель Не юрист

3) Мечту Бориса никто не воплотил (усл. 3), значит никто из выпускников не учитель

Антон Борис Вика Галя
Не инженер Не учитель Не учитель Не врач Не врач Не учитель Не юрист Не учитель

4) Антон с юристом поехали на рыбалку (усл 2) и у них разные профессии (вытекает из усл. 1), значит Антон не юрист. Следовательно, Антон - врач

Антон Борис Вика Галя
Не инженер Не учитель Не юрист Врач Не учитель Не врач Не врач Не учитель Не юрист Не учитель

5) Т.к. других врачей нет (из усл. 1), значит Галя не врач. Следовательно, она - инженер

Антон Борис Вика Галя
Не инженер Не учитель Не юрист Врач Не учитель Не врач Не врач Не учитель Не юрист Не учитель Не врач Инженер

6) Т.к. инженер только один (из усл. 1), то Борис и Вика не инженеры, следовательно они – юристы.




Какое из перечисленных понятий является лишним в ряду?

Объясните свой выбор.

Федерация - республика - держава - светское государство - социальное государство.


Держава является лишним словом , потому что держава - это великая страна .

А другие понятия связанны с : светское гос - во - это государство , которое не зависит от религии , Федерация - это форма государственного устройства , при которой части государства являютсягосударственными образованиями, обладающимиюридическиопределённойполитическойсамостоятельностью в рамках федерации.

Социальное гос - во - государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципомсоциальнойсправедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживаниясоциальныхразличий и помощи нуждающимся.


Российская федерация является государством : а) светским б) тоталитарным в) теократическим г) православным?

Российская федерация является государством : а) светским б) тоталитарным в) теократическим г) православным.


В Конституции Российской Федерации (ст?

В Конституции Российской Федерации (ст.

А) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?


Объясните смысл понятий государство государственный суверенитет демократия монархия республика?

Объясните смысл понятий государство государственный суверенитет демократия монархия республика.


Что означает понятие социальное государство?

Что означает понятие социальное государство.


Понятия унитарное государство и федерация характеризуют?

Понятия унитарное государство и федерация характеризуют?


Конституция Республики Беларусь является :а) правовой основой идеологии белорусского государстваб) социально - экономической основой идеологии белорусского государства?

Конституция Республики Беларусь является :

а) правовой основой идеологии белорусского государства

б) социально - экономической основой идеологии белорусского государства.


Какое слово лишнее?

Какое слово лишнее?

Скипетр держава венец государство.


Используя материалы из Интернета, подберите информацию, подтверждающую что, Росия : Светское государство Социальное государство?

Используя материалы из Интернета, подберите информацию, подтверждающую что, Росия : Светское государство Социальное государство.


Что является лишним в этом ряду ?

Что является лишним в этом ряду ?

Лишнее выпишите и объясните , почему вы так решили .

Унитарное государство, парламентское государство, конфедерация, федеративное государство.


Ниже приведён перечень примеров?

Ниже приведён перечень примеров.

Все они, за исключением двух, относятся к формам государства : 1) социальное государство ; 2) унитарное государство ; 3) федерация ; 4) ограниченная монархия ; 5) феодальное государство ; 6) президентская республика

Найдите два требования, "выпадающих" из общего ряда и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Какое из перечисленных понятий является лишним в ряду?, относящийся к категории Обществознание. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

01. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?

А. Выделение мэрией средств на разработку исследовательским институтом нового

антигололедного реагента иллюстрирует связь политической, экономической и духовной сфер

Б. Подтверждение государством привилегий отдельных сословий иллюстрирует взаимосвязь

политической, экономической и духовной сфер общес тва.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба сужде ния неверны

02. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Загрязнение природы продуктами деятельности человечества относится

Б. Глобальные проблемы связаны с преобразовательной деятельностью челове ка.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

03. Верны ли следующие суждения об основных сферах общества?

А. Принятие и исполнение государственного бюджета является примером взаимодействия

экономической и политической сфер общес твенной жизни.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба сужде ния неверны

Б. Характерным признаком народности выступает общий язык и единство исторического

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба сужде ния неверны

05. В приведенном списке указаны черты сходства труда и уче ния и отличия труда от учения.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства , а во вторую

1) практическая полезность результата 2) сознательный хара ктер деятельности

3) целенаправленность активности 4) стремле ние к получению знаний

06. В приведенном списке указаны черты сходства че ловека с животным, а также черты отличия

человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера че рт

сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия

1) необходимость поддержания теплового баланса тела

07. Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы, он отдаёт много свободного времени

компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания –

учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт их

сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия учёбы от игры

2) построена на замещении реальных предметов условными

08. Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы большое место в е го жизни занимают компьютерные

игры, которым он отдаёт много свободного времени. Сравните два вида деятельности,

упомянутые в условии задан ия – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы

порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия

2) построена на замещении реальных предметов условными

09. В приведенном списке указаны черты сходства че ловека c животными и отличия человека от

животных. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходс тва, а затем

3) наличие органов чувств 4) умение планировать деятельность

10. Установите соответствие между фактами и сферами общес твенной жи зни:

к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго

11. Установите соответствие между фактами и сферами общес твенной жи зни:

к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго

12. Установите соответствие между фактами и сферами общес твенной жи зни:

к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго

13. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В стране Z был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, как эффективнее разрешить

межличностный конфликт. (Б) Социологи установили, что молодёжь, люди среднего возраста

и пожилые люди предпочитают разные способы разрешения конфликтов. (В) Видимо, с возрастом

14. Установите соответствие между примерами и типами межличностных отношений: к кажд ому

элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба сужде ния неверны

16. Учитель на уроке рассказывал о межличностных конфликтах и способах их конструктивного

разрешения. Сравните два способа ра зрешения конфликта: соперничество и компромисс.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходс тва, а во вторую

1) участники частично отказываются от своих интересов

2) одни участники стремятся к доминированию над другими участниками конфликта

3) определённый способ поведения участников межличностного конфликта

4) участники ищут пути решения межличностного конфликта

17. Наташа и Света узнали, что Лена пригласила на пикник всех одноклассников, кроме них.

Наташа не стала выяснять причины этого поступка, просто перестала ра зговаривать с Леной.

Света же попросила ещё одну девочку из класса узнать у Лены, почему она так поступила.

Сравните два способа поведения при межличностных конфликтах: уход от конфликтной ситуации

и посредничество. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт

сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия

4) выход без уступок, но и без отстаивания своих интересов

18. Установите соответствие между примерами и видами потребностей, к которым они относятся:

к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго

Сфера общества - это определенная часть общественной жизни, для которой характерно наличие четких форм взаимодействия людей. Общество - это очень сложная структура, которая составляет сложноорганизованную жизнедеятельность людей. Как и каждая система, она делится на части, называемые “сферы общества” (СО) или подсистемы.

  • Характеристики и признаки
  • Социальная сфера
  • Экономическая сфера
  • Политическая сфера
  • Духовная сфера
  • Социальные институты
  • Как связаны сферы общества?

Характеристики и признаки

  • относятся к конкретному виду деятельности (религиозному, политическому и т.п.);
  • имеют свои социальные институты (школа, производство и т.п.);
  • выстраивают характерный тип отношений между ее членами.

Рис. 1. Основные сферы жизни общества Традиционные сферы общества, которые принято выделять в науке: экономическая, социальная, политическая и духовная.

Важно! Личность постоянно находится во всех этих сферах. СО - это необособленные пространства, в которых живут разные люди, это отношения одних и тех же личностей, связанные с разными аспектами их жизни.

Социальная сфера

Такая сфера представляет собой взаимоотношения, которые устанавливаются в ходе всей жизни человека как необходимость для существования в социуме. Социология и философия определяют ее как сферу, объединяющую ряд общностей и связи между ними. Если рассматривать социальную сферу таким образом, то каждый человек включен в нее. Человек со временем оказывается вписанным в разные общности, например, субъект - женщина, учительница, мать, горожанка и т.п. Политика и экономика называют таким термином совокупность отраслей и организаций, работающих, чтобы повысить уровень жизни народа, например, соцобеспечение. В этом смысле социальная сфера - не отдельная часть общественной жизни, а промежуточная часть между политикой и экономикой, которая существует, чтобы доходы государства были перераспределены в пользу бедных. Если рассматривать социальную сферу в таком разрезе, то к ней относятся лишь некоторые группы людей (инвалиды, безработные, малообеспеченные и т.п.).

Рис. 2. Социальная сфера

Экономическая сфера

  • силы - орудия труда, работники, инструменты для производства;
  • отношения - процессы в ходе которых создаются, используются, обмениваются и распределяются материальные ценности.

Политическая сфера

  • институты и организации - партии, движения и т.п.;
  • нормы - правовые, обычаи и т.п.;
  • коммуникации - связи и формы сотрудничества участников политпроцесса;

Духовная сфера

  • наука
  • мораль
  • религия
  • искусство
  • образование
  • право

Социальные институты

Каждая СО создает свои социальные институты. Так называют группу, отношения в которой выстроены по ряду правил. Чтобы поддерживать свою жизнь, людям пришлось производить, распределять, менять и использовать пищу, одежду, жилье. Некоторые блага можно получить, используя окружающую среду и разные средства, которые нужно создать специально для этого. Блага, которые имеют жизненно важное значение, люди создают с помощью таких социальных институтов, как предприятия, магазины.

Важно! В социальной сфере основной институт - это семья. Также социализация проходит для человека в детском саду, поликлиниках, школе, спортивных секциях.

Духовное производство очень важно. Именно оно отличает нас от животных и помогает обществу прогрессировать. Из основных институтов этой сферы можно выделить институт науки, морали, церковь, творческие союзы, СМИ. В политической сфере главный и большой институт - это государство. Оно, в свою очередь, включает массу институтов поменьше - президента, парламент, суд.

Читайте также: