Единство и дифференциация правового регулирования как принцип права социального обеспечения

Обновлено: 25.06.2024

В науке права социального обеспечения, как и в родственной ей науке трудового права, единство и дифференциация рассматривается и в качестве принципа, и в качестве приема правового регулирования.

В науке трудового права проблемы единства и дифференциации неоднократно поднимались и исследовались рядом ученых [125] , тогда как в праве социального обеспечения проводились только исследования, посвященные отдельным аспектам данной проблемы [126] .

Не ставя перед собой цель предпринять специальное исследование единства и дифференциации в праве социального обеспечения, рассмотрим их влияние на правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением лекарственных средств.

В теории права социального обеспечения не сложилось общепринятого подхода относительно выделения единства и дифференциации правового регулирования в качестве отраслевого принципа и (или) элемента правового регулирования.

Полагаем необходимвім следоватв ввісказаннвім позициям и рассматриватв единство и дифференциацию и как принцип, и как элемент метода правового регулирования.

Наличие единства в регулировании тех или иных правовых отношений предполагает формирование общего правила, которое будет применяться ко всем гражданам при возникновении определенных оснований (например, установление прожиточного минимума, социальной пенсии и т.д.).

Посредством же дифференциации на основе различных критериев формируются специальные правила, предусматривающие обеспечение определенных субъектов конкретными социальными благами (допустим, дифференциация в пенсионном обеспечении в зависимости от основания предоставления пенсии: по старости, по инвалидности, по потери кормильца).

Э.Г. Тучкова предлагает следующее определение критерия

дифференциации: это обстоятельства, признаваемые государством социально значимыми, с учетом которых оно гарантирует конкретную меру потребления социальных благ в виде определенного социального стандарта [137] .

Представляется, что в праве социального обеспечения в силу специфики отношений, составляющих предмет данной отрасли права, может иметь место дифференциация с применением системных критериев, обуславливающих выделение организационно-правовых форм, и подсистемных критериев, с помощью которых в некоторых случаях разграничиваются организационноправовые формы на более мелкие группы однородных отношений. К примеру, необходимость компенсации заработка или иного дохода при определенных условиях работающему населению, а в случаях, предусмотренных законом, иным категориям граждан является критерием для выделения обязательного социального страхования как организационно-правой формы. Между тем, компенсация заработка или иного дохода лицу или членам его семьи части семейного дохода в случае достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности или потери кормильца выступает в качестве критерия, позволяющего выделить обязательное пенсионное страхование как вид обязательного социального страхования.

Представляется, что основу системных и подсистемных критериев, на которых базируется данная дифференциация, составляет социальный риск.

Следует отметить, что каждая организационно-правовая форма и ее вид или элемент могут быть дифференцированы по ряду других критериев, то есть в данном случае имеет место многоуровневая и поликритериальная дифференциация. Разнообразие отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, не позволяет выделить универсальный набор критериев дифференциации пригодный для применения во всех социально-обеспечительных отношениях. Эксклюзивность указанных отношений обусловливает необходимость выработки определенного набора критериев дифференциации для каждого конкретного случая. К примеру, в зависимости от основания предоставления пенсий пенсионные отношения могут быть дифференцированы на следующие виды: в связи с выплатой пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца. Внутри каждого вида могут быть выделены свои критерии дифференциации. Так, в пенсионном обеспечении по старости критериями будут выступать: возраст, продолжительность страхового стажа, наличие

сформированного индивидуального пенсионного коэффициента и его размер, осуществление работы с определенными неблагоприятными условиями труда; наличие социально важных обстоятельств (заболевание гипофизарным нанизмом, воспитание пятерых и более детей и т.д.). В пенсионном обеспечении по инвалидности в качестве критериев можно выделить: возраст; наличие страхового стажа; группу инвалидности; причины инвалидности. Для дифференциации пенсионных отношений, связанных с выплатой пенсии по потере кормильца, используются следующие критерии: степень родства и возраст члена семьи; наличие и продолжительность страхового стажа умершего кормильца, причина смерти; трудоспособность члена семьи. Следует отметить, что в ряде случаев осуществляемой дифференциации должно корреспондировать единство правового регулирования определенных групп отношений.

Как было сказано в предыдущем параграфе, медицинская помощь является самостоятельным видом социального обеспечения, следовательно, единство и дифференциация, будучи и принципом права социального обеспечения, и элементом метода, оказывают на нее и на лекарственное обеспечение как элемент вида социального обеспечения свое влияние.

Рассмотрим, как проявляется принцип единства и дифференциации в лекарственном обеспечении в Российской Федерации.

Законодательство как федерального, так и регионального уровней не содержит четких единообразных правил, закрепляющих особенности лекарственного обеспечения. Однако анализ содержания нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о существовании многоуровневого механизма гарантий лекарственного обеспечения, который представлен базовым и специальным уровнями.

Базовый уровень содержит общие для всех граждан гарантии, которые могут быть применены и использованы в отношении любого человека. Именно здесь находят свое отражение принцип всеобщности социального обеспечения и единства правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Реализация указанных принципов в лекарственном обеспечении не означает предоставление любому человеку по его желанию любых лекарственных средств, а лишь свидетельствует об установлении равенства возможностей человека на получение лекарственного обеспечения при наличии определенных условий. Так, пациенты, имеющие одинаковый статус (например, инвалиды, пенсионеры и т.д.) и заболевание (например, сахарный диабет), обладают равным правом на получение медицинской и лекарственной помощи.

Статья 80 Закона об основах охраны здоровья граждан предусматривает, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при предоставлении первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарнвіх условиях, осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения согласно Перечню важнейших лекарственнвіх препаратов. Таким образом, платноств или бесплатность лекарственного обеспечения определяется особенностями оказания медицинской помощи. Данный вопрос более подробно будет проанализирован в параграфе 1 главы 2.

Представляется, что единство правового регулирования, выраженное в базовом уровне, проявляется в той части программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, где лекарственная помощь сопутствует медицинской и оказывается всем за счет средств соответствующих бюджетов (паллиативная медицинская помощь в стационарных условия за счет средств бюджет субъекта РФ) или государственных внебюджетных фондов (лекарственные препараты в стационаре и дневном стационаре за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования). В этой связи единство становится средством достижения всеобщности социального обеспечения.

Говоря о дифференциации отношений по лекарственному обеспечению, следует сразу подчеркнуть, что особенности предоставления лекарственного обеспечения определяются видом, условиями и формой оказания медицинской помощи. Таким образом, различное правовое регулирование лекарственного обеспечения, поставленное в зависимость от указанных критериев, является дифференциацией. Подчеркнем, что наиболее широко дифференциация правового регулирования указаннвіх отношений осуществляется в предоставлении лекарственнвіх средств при оказании медицинской помощи в амбулаторнвіх условиях.

По общему правилу при получении медицинской помощи в амбулаторнвіх условиях необходимвіе лекарственнвіе средства приобретаются пациентами самостоятелвно. Однако еств категории граждан, для которвіх законодатели предусматривает бесплатное обеспечение медикаментами. Полагаем, что именно в этом случае дифференциация отражает специальный уровень гарантий лекарственного обеспечения. Внутри него формируются критерии дифференциации.

Изначально дифференциацию в лекарственном обеспечении можно провести в зависимости от доступности (в ее экономическом аспекте) медикаментов при получении лечения в амбулаторных условиях: 1) приобретение лекарственных препаратов за счет собственных средств граждан; 2) бесплатное предоставление лекарственных средств; 3) получение медикаментов на льготных условиях (к примеру, 50-процентная оплата стоимости препарата). Именно при бесплатном или на льготных условиях предоставлении лекарственных средств наиболее глубоко проявляется дифференциация в правовом регулировании.

Полагаем, что дифференциация правового регулирования лекарственного обеспечения осуществляется исходя из нескольких критериев, которые могут быть сведены в определенные группы. Большинство критериев могут быть объединены в группу субъектных, т.е. обусловленных особенностями конкретного человека и (или) категории граждан (спецификой социального или профессионального статуса, показателями состояния здоровья, вида имеющихся заболеваний, наличием заслуг перед государством и обществом и т.п.). Ряд критериев может быть объединен в зависимости от особенностей формы предоставления лекарственного обеспечения, то есть, предоставляется ли пациенту непосредственно сам медикамент или возмещается его стоимость или ее часть.

Рассмотрим более подробно каждый из предложенных критериев дифференциации в правовом регулировании лекарственного обеспечения.

Лвготві по лекарственному обеспечению в зависимости от специфики трудовой деятелвности могут бвітв связаны с необходимоствю компенсации особого статуса лиц, ввгаолняющих публично значимвіе функции (судви, военнослужащие), или занятвіх на работах с вредивши условиями труда (граждане, занятию на работах с химическим оружием).

В некоторвіх случаях одни и те же категории граждан имеют право на лекарственное обеспечение в рамках различнвіх организационно-правоввіх форм социалвной защитві и социалвного обеспечения (инвалиды І группві в рамках государственной социалвной помощи и инвалиды І группві в соответствии с Постановлением о государственной поддержке развития медицинской про млі тленности имеют право на получение бесплатнвіх медикаментов).

Для всех ввішеу казанных групп заболеваний и категорий граждан возможHBi два варианта обеспечения их медикаментами: во-перввіх, получение в аптеке на основании рецепта врача; во-вторвіх, компенсация их стоимости гражданам из соответствующих финансоввіх источников. Таким образом, потребности граждан в получении медикаментов может быть реализована путем непосредственного (натурального) предоставления препарата или посредством компенсации пациенту стоимости или части стоимости медикамента (как это делается, например, в отношении судей).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что механизм гарантий по лекарственному обеспечению является многоуровневым и представлен базовым и специальным уровнями. Базовый уровень содержит общие для всех граждан гарантии лекарственного обеспечения и направлен на то, чтобы всем, кто получает лечение в определенных условиях, гарантировались соответствующие лекарственные средства в необходимом объеме. В силу специфики социальнообеспечительных отношений единство правового регулирования возможно при предоставлении лекарственного обеспечения только в определенных условиях (к примеру, предоставление медикаментов в стационаре или дневном стационаре). В этом случае в единстве правового регулирования проявляется принцип всеобщности права на социальное обеспечение, который во взаимосвязи с последним означает предоставление каждому равной возможности на получение лекарственного обеспечения при определенных условиях.

В других случаях лекарственное обеспечение представлено

многоуровневой и разветвленной дифференциацией. Характерной чертой специального уровня является не просто закрепление гарантий по лекарственному обеспечению в большом количестве нормативно-правовых актов, но и их существование как на федеральном, так и на региональном уровнях. Особенно это касается установления правил о льготном лекарственном обеспечении некоторых категорий граждан, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Так, лекарственное обеспечение может гарантироваться гражданину в силу прямого указания в Законе об основах охраны здоровья граждан (лица, страдающие социально значимыми заболеваниями), в федеральном законе, регламентирующем статус отдельных категорий граждан (судьи,

Полагаем, что отсутствие единого нормативного правового акта, определяющего объем и содержание лекарственной помощи, предоставляемой как всем гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, так и льготным категориям, может вызвать у гражданина затруднения при определении своих прав в сфере лекарственного обеспечения. Данный нормативный массив требует создания таких конструкций, которвю позволили бы обеспечитв определенноств правового регулирования посредством установления четкой взаимосвязи между различивши нормативно-правоввши актами, например, регулирующими отношения в сфере охранві здороввя и оказания медицинской помощи, с одной сторонні, и устанавливающими систему социалвной защиты отделвнвіх категорий граждан с другой. В субъектах Российской Федерации дополнителвнвіе мерві социалвной поддержки по лекарственному обеспечения должны бвітв перечислены в Территориалвной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год. Толвко в таком случае будет обеспечена определенноств правового регулирования льготного лекарственного обеспечения [150] .

Возвращаясь к специфике дифференциации гарантий лекарственного обеспечения, еще раз подчеркнем, что при определении категорий граждан, имеющих право на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение, государством, как правило, учитывается не реальная потребность гражданина в получении препаратов для лечения, а условно заданный критерий (наличие особых заслуг перед государством и обществом; необходимость в повышенной социальной защите и т.д.). Несмотря на это, механизм реализации указанных отношений предусматривает правило о предоставлении медикаментов только после проверки реальной нуждаемости пациента в них и только в установленном законодателем объеме (в соответствии с конкретным перечнем). В данном случае в дифференциации проявляется принцип адресности лекарственной помощи.

Анализ базового и специального уровней гарантий лекарственного обеспечения позволяет сделать вывод, что базовый уровень заключает в себе единство правового регулирования. В настоящее время он существует, но в силу фрагментарной закрепленности норм о лекарственном обеспечении в нормативно- правоввіх актах сложен в применении с точки зрения реализации прав граждан. В рамках этого уровня должнві закреплятвся общие гарантии, основа построения отношений, связаннвіх с лекарственной помощвю. Эти положения должнві бвітв сформулированві доступнвім язвіком, так как касаются одного из основнвіх социалвнвіх прав, а именно права на медицинскую и лекарственную помощи, от реализации которого в ряде случаев могут зависетв жизни и здоровве гражданина. В рамках этого уровня должнві бвітв сформировать единвіе подходві к бесплатному лекарственному обеспечению. В настоящее время углубленная дифференциация не позволяет реализоватв принцип доступности лекарственнвіх средств, так как не всегда учшывается реалвная нуждаемости в медикаментах. Представляется, что если не решитв проблему доступности лекарственнвіх средств, то хотя бы позволит сделатв шаг в направлении ее решения введение механизма лекарственного страхования для тех, кто не относится к лвготнвш категориям граждан. Однако механизм должен бвітв четко проработан, с тем, чтобві избежатв опасности установления слишком узких рамок (переченв лекарственнвіх средств, категории застрахованнвіх и т.д.) и предупредитв формирование его как декларативного института. Таким образом, механизм лекарственного страхования обеспечит единство и всеобщности в правовом регулировании лекарственного обеспечения при сохранении дифференцированного лекарственного обеспечения отделвнвіх категорий граждан, нуждающихся, к примеру, в получении дорогостоящих лекарственнвіх препаратов (например, лица, страдающие орфаннвши заболеваниями).

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Наталья Антипьева Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография

Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография: краткое содержание, описание и аннотация

Наталья Антипьева: другие книги автора

Кто написал Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Наталья Антипьева: Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография

Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография

Фатима Дзгоева: Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособие

Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособие

Ирина Сивакова: Пенсионное законодательство России в советский период (октябрь 1917 г. – 1928 г.). Монография

Пенсионное законодательство России в советский период (октябрь 1917 г. – 1928 г.). Монография

Елена Иванова: Планы семинаров и тесты по праву социального обеспечения

Планы семинаров и тесты по праву социального обеспечения

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Мария Кановская: Право социального обеспечения. Шпаргалки

Право социального обеспечения. Шпаргалки

Елена Исайчева: Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения

Ответы на экзаменационные вопросы по праву социального обеспечения

Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. Монография — читать онлайн ознакомительный отрывок

Единство и дифференциация в праве социального обеспечения

Единство и дифференциация правового регулирования общественных отношений – правовые категории универсального характера, имеющие основополагающее значение для всех отраслей российского права. Можно признать, что вся система нормативного воздействия на общественные отношения основана на использовании категорий единства и дифференциации, позволивших, формулируя общие правила поведения, устанавливать их особенности применительно к тем или иным жизненным обстоятельствам или группам субъектов.

В настоящее время особые способы компенсации социальных рисков предусмотрены в отношении целого ряда категорий граждан. Это ветераны; лица пожилого возраста; граждане, имеющие детей; жители северных территорий, инвалиды и т. д. Данное обстоятельство свидетельствует о значительной дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению граждан, основной целью которой является установление системы социальных предоставлений, призванных компенсировать различные виды социальных рисков с учетом их особенностей. Вместе с тем наличие столь большого числа категорий граждан, имеющих право на получение особых видов социального обеспечения (реализующих право на общие виды социального обеспечения на особых условиях), делает невозможным детальное изучение всех регламентирующих соответствующие отношения правовых норм в рамках одного исследования.

Одновременно особое значение приобретает анализ тех норм права социального обеспечения, которые устанавливают дифференциацию правового регулирования с учетом особенностей трудовой деятельности граждан и избранной ими формы реализации права на труд, а потому ориентированы на различные профессиональные группы. Поскольку социальное обеспечение в большинстве случаев связано с трудом и предопределяется им как с точки зрения организационно-правовой формы, в рамках которой оно осуществляется, так и с точки зрения объемов и видов социальных предоставлений, постольку связанная с трудом дифференциация правового регулирования социально-обеспечительных отношений является наиболее показательной и важной. При этом критерии дифференциации отношений по социальному обеспечению тех лиц, которые реализовали свое право на труд посредством работы по трудовому договору или путем прохождения государственной службы во многом имеют общий характер, что объясняется в первую очередь сходством различных видов несамостоятельного труда и в целом свидетельствует о проявлении единства в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению населения.

Профессиональной группой, на примере которой можно продемонстрировать особенности правового регулирования единства и дифференциации в праве социального обеспечения, являются государственные служащие. Их социальное обеспечение представляет собой сложную, развернутую систему, охватывающую не только государственное социальное обеспечение, но и обязательное социальное обеспечение.

В системе социального обеспечения государственных служащих наиболее показательным является социальное обеспечение военнослужащих. Во-первых, оно имеет продолжительную историю: лица, проходившие военную службу, и члены их семей признаются одной из тех категорий граждан, в отношении которых в первую очередь были установлены различные виды социальных предоставлений. Во-вторых, особенности военно-служебной деятельности таковы, что ее природа предполагает использование максимального числа дифференцирующих критериев не только специального, но и общего для всех граждан характера. Именно социальное обеспечение лиц, проходящих (проходивших) военную службу, стало основой для формирования норм о социальном обеспечении иных категорий государственных служащих, в частности сотрудников органов внутренних дел. В-третьих, социальное обеспечение военнослужащих в силу специфики распространяющегося на них социального риска находится во взаимосвязи с отдельными видами обязательного социального страхования (в частности, с пенсионным страхованием). Ввиду изложенного социальное обеспечение лиц, проходящих (проходивших) военную службу, представляет особый научный интерес и может – наряду с социальным обеспечением государственных служащих иных категорий – служить иллюстрацией основных положений научной концепции единства и дифференциации правового регулирования в праве социального обеспечения.

Читайте также: