Единовременные расходы покупка активов что это

Обновлено: 02.07.2024

Основные задачи:

Оглавление

Расходы определяют как затраты за определенный период времени. Согласно ПБУ-10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.

2.2. Классификация затрат

Классификация затрат имеет важное значение для правильной организации их учета. Затраты в зависимости от целей планирования, учета, контроля, анализа классифицируют по различным признакам, в том числе:

  • по месту возникновения; такая классификация необходима для ведения внутрихозяйственных расчетов;
  • по видам продукции (работ, услуг); такая классификация используется для расчета себестоимости продукции (работ, услуг);
  • по видам затрат; классификация затрат проводится по элементам и по статьям затрат.

Элементы затрат – экономически однородные по своей сути затраты независимо от того, где и в связи с чем они имели место. Элемент затрат не может быть разложен на какие-либо составляющие.

Группировка затрат по элементам необходима для определения общей величины затрат, произведенных предприятием при изготовлении продукции. Данная группировка показывает, какие именно ресурсы израсходованы предприятием для производства продукции. Группировка затрат по экономическим элементам используется ни только в бухгалтерском учете, но и в планировании, экономическом анализе, статистике. В целях планирования по экономическим элементам составляют сметы затрат.

В экономическом анализе группировка по элементам используется для определения структуры затрат на производство.

Классификация затрат по элементам является единой и обязательна для всех предприятий. Это позволяет обобщать информацию о затратах на производство в различных отраслях материального производства, что является задачей органов государственной статистики.

  1. Материальные затраты за вычетом возвратных отходов.
  2. Затраты на оплату труда.
  3. Отчисления на социальные нужды.
  4. Амортизация.
  5. Прочие затраты.
  • стоимость приобретенных сырья, материалов, топлива, энергии, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, используемых организацией непосредственно для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, обеспечения нормального технологического процесса, упаковки продукции, целей управления;
  • стоимость природного сырья, включая платежи за пользование природными ресурсами, стоимость работ по рекультивации земель, осуществляемых специализированными организациями, и пр.;
  • стоимость работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями или отдельными гражданами, не являющимися работниками организации.

Как отмечалось, классификация затрат по экономическим элементам используется для составления смет затрат на производство, которые определяют общую сумму затрат предприятия в целом и его структурных подразделений, в связи с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности.

Однако классификация затрат по элементам не позволяет определить их целевое назначение, величину затрат на производство конкретного вида продукции, работ, услуг, на осуществление какого-либо вида деятельности. С этой целью используется классификация затрат по статьям затрат или статьям калькуляции.

Статьи затрат – это разные по экономическому содержанию затраты, указывающие на их целевое назначение и место возникновения.

Перечень статей затрат зависит от вида деятельности предприятия, ее специфики и определяется отраслевыми методическими рекомендациями по учету затрат и калькулированию себестоимости. Вместе с тем существует следующая типовая номенклатура статей затрат:

  • сырье и материалы;
  • возвратные отходы (вычитаются);
  • покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;
  • топливо и энергия на технологические нужды;
  • заработная плата производственных рабочих, непосредственно участвующих в процессе изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  • отчисления на социальные нужды;
  • расходы на освоение и подготовку производства;
  • общепроизводственные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • потери от брака;
  • прочие производственные расходы;
  • коммерческие расходы (расходы на продажу).

Классификация затрат по статьям используется для определения себестоимости по видам продукции (работ, услуг). При этом сумма затрат по статьям с 1 по 8 составляет цеховую себестоимость продукции, по статьям с 1 по 11 – производственную себестоимость продукции, по статьям с 1 по 12 – себестоимость реализованной продукции.

Ряд статей затрат по наименованию совпадают с элементами затрат. Отличие состоит в том, что эти затраты в элементах отражают расход соответствующих ресурсов на всю хозяйственную деятельность независимо от их направления, назначения. В статьях затрат показывается расход тех же ресурсов, но непосредственно на выпуск конкретного вида продукции, работ, услуг.

Кроме рассмотренных выше группировочных признаков, затраты также классифицируют по следующим признакам:

  • По экономическому содержанию (по отношению к технологическому процессу) затраты разделяют на основные и накладные.

Основные – это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции и неизбежные при любых условиях и характере производства, вне зависимости от уровня и форм организации управления. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда рабочих с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования и др.

Накладные расходы не связаны непосредственно с технологическим процессом изготовления продукции, а образуются под влиянием определенных условий работы по организации, управлению и обслуживанию производства.

  • По составу (однородности) различают затраты одноэлементные и комплексные.

Одноэлементные – это затраты, состоящие из одного экономического элемента. К ним относят сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.

Сложные (комплексные) – это затраты, включающие несколько разнородных экономических элементов, имеющих одинаковое целевое назначение. К ним относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные и коммерческие расходы.

  • По способу отнесения на себестоимость отдельных продуктов затраты делятся на прямые и косвенные. Это деление затрат может существовать на предприятиях, выпускающих два вида изделий и более, поскольку при производстве однородной продукции все затраты будут прямыми.

Прямыми затратами называют экономически однородные расходы, относящиеся на себестоимость конкретного вида продукции прямо, непосредственно в соответствии с обоснованными нормами и нормативами. К ним относятся расходы на сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.

Косвенными затратами называют расходы, которые нельзя рассчитать по отдельным изделиям по признаку прямой принадлежности, поскольку они связаны с изготовлением нескольких видов продукции или с различными стадиями ее обработки. Их включают в себестоимость конкретных видов изделий путем распределения пропорционально какой-либо условной базе. К косвенным относятся расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, на подготовку и освоение производства, потери от брака, общепроизводственные, общехозяйственные и прочие производственные расходы.

По отношению к объему производства различают затраты переменные и постоянные.

Переменные затраты – это затраты, изменяющиеся вместе с объемом производства (материальные затраты).

Постоянные затраты – это затраты, не зависящие от объема производства (арендная плата).

Различают также условно-переменные затраты, которые в одной своей части не зависят, а в другой – зависят от объема производства (оплата услуг телефонной связи).

По периодичности возникновения различают:

  • текущие затраты, которые имеют частую периодичность (начисление заработной платы, арендной платы);
  • единовременные затраты (затраты по освоению нового производства).

По участию в процессе производства различают затраты:

  • производственные, обусловленные процессом производства;
  • коммерческие (внепроизводственные), обусловленные процессом реализации.

По эффективности различают затраты:

  • производительные, т. е. затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства;
  • непроизводительные, являющиеся следствием недостатков в технологии, в организации производства (потери от простоев, от брака, оплата сверхурочных).

Международные стандарты предусматривают применение той или иной классификации затрат в зависимости от направлений (задач) учета.

Направления (задачи) учета затрат определяют потребители внутренней информации.

Выделяют следующие основные направления (задачи) учета затрат в рамках управленческого учета:

  1. Определение себестоимости продукции и величины прибыли.
  2. Принятие управленческих решений.
  3. Контроль и регулирование уровня затрат.

Для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли возможно использование классификации затрат:

  • на основные и накладные;
  • прямые и косвенные;
  • входящие и истекшие;
  • отчетного периода и затраты, включаемые в себестоимость.

Истекшие затраты – это израсходованные ресурсы, которые принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.

Затраты отчетного периода (периодические затраты), как правило, непосредственно не связаны с процессом производства. К ним часто относят общехозяйственные и коммерческие расходы.

Затраты, включаемые в себестоимость – это производственные затраты: прямые и частично косвенные.

Для принятия управленческих решений затраты разделяют, как правило:

  • на постоянные, переменные, условно-постоянные;
  • затраты, принимаемые в расчет и не принимаемые в расчет при оценках;
  • безвозвратные;
  • вмененные;
  • инкрементные (приростные) и маржинальные (предельные) затраты.

Затраты, принимаемые в расчет и не принимаемые в расчет при оценках, обусловлены различными альтернативными решениями и зависят от принятого решения.

Безвозвратные затраты – это затраты истекшего (прошлого) периода. Они возникли в результате ранее принятого решения и не могут быть изменены.

Вмененные (воображаемые) затраты учитываются при принятии управленческих решений, но реально в будущем их может и не быть. Такое понятие неприемлемо в финансовом учете.

Инкрементные (приростные) затраты возникают как дополнительные в случае увеличения объема производства, изготовления дополнительной партии продукции.

Маржинальные (предельные) затраты дополнительные затраты в расчете на единицу продукции.

Для осуществления процесса контроля и регулирования выделяют затраты:

  • регулируемые и нерегулируемые;
  • эффективные и неэффективные;
  • затраты в пределах норм и отклонения от норм;
  • контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые затраты – затраты, величина которых зависит от действий, решений управленческого персонала.

Эффективные затраты – затраты, в результате которых получают доходы от реализации продукции.

Неэффективные затраты – это потери в производстве (от брака, от простоев и т. п.).

Контролируемые затраты – затраты, которые поддаются контролю со стороны лиц, работающих на предприятии.

Неконтролируемые затраты – затраты, которые не зависят от деятельности субъектов управления.

2.3. Поведение затрат

Поведение затрат – это их изменение в зависимости от объема производства или уровня деловой активности.

При изучении поведения затрат наиболее важной является классификация затрат на постоянные, переменные и условно-постоянные.

Переменные затраты изменяются в связи с изменением объема производства или уровня деловой активности. Как правило, они линейно зависят от уровня объема производства.

Принято определять коэффициент реагирования затрат (К). Значение этого коэффициента определяют как отношение прироста переменных затрат ( З перем ) к приросту объема производства ( V).

К = Прирост переменных затрат/Прирост объема производства = З перем / V

Если К = 1, то имеет место прямо пропорциональная зависимость переменных затрат от объема производства, означающая что затраты изменяются с той же скоростью, что и объем производства (рис. 2.1).

Рис.2.1. Пропорциональная зависимость суммарных переменных затрат от объема производства

Если К > 1, то имеет место прогрессивная зависимость переменных затрат от объема производства, которая означает, что затраты увеличиваются быстрее, чем объем производства (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Прогрессивная зависимость суммарных переменных затрат от объема производства

Если К перем / V = З перем на 1 единицу продукции = const в любом случае

Рис.2.4. Зависимость удельных переменных затрат от объема производств

Величина постоянных затрат не зависит от объема производства и остается одной и той же при разных объемах производства (рис 2.5).

Рис. 2.5. Зависимость суммарных постоянных затрат от объема производства

Величина постоянных затрат в расчете на 1 единицу продукции тем меньше, чем больше объем производства (рис. 2.6).

З пост /V = З пост на 1 единицу продукции const

Рис.2.6. Зависимость удельных постоянных затрат от объема производства

Общие затраты на производство за определенный период времени могут быть представлены как сумма переменных и постоянных затрат (рис. 2.7).

З общ = З перем + З пост = З перем на единицу продукции х V + З пост

Рис.2.7. Зависимость общих постоянных затрат и их составляющих от объема производства

В связи с изучением изменения переменных затрат принимают во внимание производственные мощности. Под производственной мощностью понимают верхний предел объема производства предприятия при реально существующем объеме производственных ресурсов.

Производственная мощность может выражаться в человеко-часах, машино-часах или в количестве единиц продукции.

При анализе поведения затрат предполагают, что производственные мощности предприятия остаются постоянными и при этом имеют в виду, что при изменении производственных мощностей поведение затрат может (и будет) изменяться.

Различают производственную мощность теоретическую (идеальную), практическую, нормальную.

Теоретическая (идеальная) мощность – максимальный выпуск продукции, которого может достигнуть предприятие, если все машины и оборудование будут функционировать в оптимальном режиме без простоев. Она необходима для определения максимально возможных уровней производства.

Практическая мощность – это теоретическая мощность за вычетом нормальных рабочих простоев (для смены инструмента, для обслуживания оборудования, его ремонта, отдых рабочих и т. п.).

Теоретическая и практическая мощности редко достигаются предприятием. Это обусловлено тем, что, как правило, на предприятии имеет место зарезервированное оборудование (избыточные мощности, неиспользуемые мощности, применяемые только при ремонте основного оборудования или при оживлении рыночной конъюнктуры).

Нормальная мощность – это среднегодовой уровень производственной мощности, необходимый для удовлетворения потребности ожидаемых продаж. Эта величина уточняется сезонными компаниями деловой активности. Нормальная мощность – это реальная мера объема продукции, которую предприятие, вероятно, произведет, а не объема, который может производиться вообще. В управленческом учете предполагают, что предприятие работает с нормальной мощностью, а следовательно, имеет резервные производственные мощности, которые можно использовать в случае увеличения спроса на продукцию на рынке.

Традиционно зависимость переменных затрат от объема производства рассматривают как прямолинейную, т. к. ее легко анализировать, использовать и т. д. На самом деле большинство затрат находится в более сложной (нелинейной) зависимости от объема производства. Переменные затраты с линейной зависимостью легко планировать, контролировать и анализировать. Нелинейные затраты планировать трудно, но их также необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Для превращения реально существующей линейной зависимости затрат от объема производства в прямолинейную используют различные методы, в том числе метод линейной аппроксимации. Этот метод использует понятие релевантных уровней.

Метод линейной аппроксимации состоит в выпрямлении кривой зависимости затрат от объема продукции на некоторых ее участках (рис. 2.8).

Рис.2.8. Линейная аппроксимация и релевантный уровень

Таким образом, постоянные затраты могут оставаться неизменными только в пределах одного релевантного уровня. Изменение объема производства, обусловленное увеличением производственных основных средств, приведет к изменению амортизационных отчислений или арендной платы, т. е. постоянных затрат, что будет означать переход к новому релевантному уровню.

Переменные затраты на единицу продукции также могут измениться при переходе на другой релевантный уровень. Например, материальные затраты или затраты на оплату труда на единицу продукции могут сократиться при увеличении объема производства за счет нового, более эффективного оборудования.

Анализ поведения затрат должен проводиться отдельно в пределах каждого релевантного уровня.

Большинство затрат реально ведут себя как частично-переменные (условно-переменные) затраты.

Для целей управления затратами из общей их суммы выделяют постоянную и переменную составляющие (компоненты).

С этой целью используют разные методы, в том числе:

Суть этого метода состоит в следующем:

Выбирают два одинаковых по продолжительности промежутка времени (2 месяца), в которых объем производства (или уровень деловой активности) был самым большим (V max ) и самым маленьким (V min ).

Определяют приходящиеся на эти промежутки времени затраты, рассчитывают разницу (отклонение) в объемах производства и величине затрат.

V = V max - V min

З = З общ max - З общ min = З перем

Затем определяют отношение изменения (отклонения) затрат к изменению (отклонению) объема производства. Полученное отношение покажет величину переменных затрат в расчете на единицу продукции (объема производства).

З перем / V = З перем / 1 ед. продукции

Величину полученных переменных затрат на единицу продукции умножают на объем производства соответствующего периода и получают сумму всех переменных затрат за этот период.

З перем = З перем / 1 ед. продукции х V

Из всей общей суммы затрат вычитают величину переменных затрат и получают затраты постоянные, соответствующие данному промежутку времени.

Инвестиционные расходы часто скрываются под видом операционных затрат и учитываются как расходы текущего периода. Некорректный учет приводит к ошибкам в принятии решений. Читайте статью о том, как правильно учитывать инвестиционные расходы.

Исключительно важное значение для измерения эффективности компании имеет правильный учет инвестиционных расходов. Дело в том, что все расходы компании принято делить на две группы: операционные и инвестиционные расходы.

Операционные расходы связаны с текущей деятельностью компании, направлены на создание продуктов и услуг для клиентов; эти расходы утилизируются в пределах месяца, квартала или года. К операционным расходам относятся все группы расходов, содержащиеся в отчете о доходах и расходах компании, который мы рассматривали ранее.

Бизнес-урок 17. Определяем порядок учета инвестиционных расходов

Инвестиционные расходы направлены на развитие компании, создание активов, которые будут использоваться на протяжении ряда лет. Поэтому инвестиционные расходы утилизируются в течение длительного периода в будущем. Инвестиционные расходы не отражаются в отчете о доходах и расходах, их место – в отчете о движении денежных средств, который мы рассмотрим далее.

Наиболее распространенной ошибкой учетной практики большинства компаний является смешение операционных и инвестиционных расходов. Это приводит к тому, что инвестиционные расходы попадают в отчет о доходах и расходах и, тем самым, искажают величину прибыли. Таким образом, руководство компании получает неверную информацию о показателях эффективности. Кроме того, поскольку инвестиционные расходы не обособлены в учете, у руководителей и собственников компании нет ясности относительно того, какие средства компания направляет на развитие и какова эффективность этих инвестиций. Если бы они умели это правильно рассчитывать, то отказались бы от многих проектов, которые как балласт тянут компанию на дно.

В учетной политике компании должен быть четкий алгоритм определения инвестиционных расходов. Главный критерий классификации – это назначение расходов. Например, покупка компьютера может относиться как к инвестиционным, так и к операционным расходам, в зависимости от цели, с которой она совершается. Если вы покупаете компьютер для того чтобы его продать – это операционные расходы. А тот же самый компьютер, купленный для того чтобы использовать в деятельности компании – это инвестиционные расходы. Потому что в этом случае компьютер отражается в учете как актив, который будет использоваться на протяжении длительного периода, не один месяц, не один квартал, а в течение нескольких лет.

Бизнес-урок 17. Определяем порядок учета инвестиционных расходов

Следующий признак инвестиционных расходов – период использования приобретаемого актива. В учете должна быть определена длительность использования актива, на протяжении которого его стоимость относится на расходы в виде амортизационных отчислений. В зависимости от типа активов период использования может составлять от двух до десяти лет и более.

В учетной политике компании должен быть определен уровень, выше которого расходы признаются как инвестиции, а приобретаемый объект ставится на учет как актив. К примеру, покупка калькулятора по всем признакам должна быть отнесена к инвестиционным расходам, поскольку приобретается оборудование, которое будет служить компании на протяжении нескольких лет. Но это небольшие затраты, которые удобнее отнести к операционным расходам, чтобы не усложнять учет. Поэтому подобные приобретения не рассматриваются как инвестиции. Связанные с этим искажения “чистоты учета” невелики; с ними принято мириться ради упрощения учетных процедур. Где именно провести границу по стоимости между операционными и инвестиционными расходами, каждая компания выбирает самостоятельно.

В случае корректного разделения видов доходов и расходов руководство компании получает еще один важный инструмент управления – это “Отчет о движении денежных средств”. Он содержит три главных раздела: операционная деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность.

Бизнес-урок 17. Определяем порядок учета инвестиционных расходов

В первом разделе отражаются поступления и выплаты денег по операционной деятельности. Несмотря на сходство статей с “Отчетом о доходах и расходах”, здесь отражаются не доходы, а поступления, не расходы, а выплаты. О том, что это разные вещи, мы говорили выше, рассматривая структуру доходов и расходов.

Во втором разделе отражаются поступления и выплаты по инвестиционной деятельности. Именно здесь можно увидеть, какие расходы на развитие бизнеса были произведены компанией в отчетном периоде.

В третьем разделе показаны поступления и выплаты по финансовой деятельности. Здесь отражается движение денег, связанных с получением и выдачей кредитов, лизингом и операциями с ценными бумагами.

Назначение Отчета о движении денежных средств состоит в том, чтобы показать, какими денежными средствами располагает компания и как они использовались в отчетном периоде. Он нужен, прежде всего, для управления платежеспособностью компании и эффективного использования финансовых активов. Решаются две взаимосвязанные задачи: обеспечить компанию необходимым количеством денежных средств и использовать временно свободные денежные средства для получения дополнительных доходов.

Практическое руководство по созданию системы контроллинга дает электронный учебный курс “Целевое управление. Как сделать компанию управляемой и эффективной”

Проценты по кредитам включаются в стоимость инвестиционных активов.

Нередко организациям, осуществляющим инвестиции в активы, не хватает собственных средств и тогда они привлекают заемные. Затраты в виде процентов за пользование такими займами или кредитами включаются в стоимость инвестиционного актива (ИА).

Каков порядок учета процентов по заемным средствам, полученным:

а) на приобретение, сооружение, изготовление инвестиционного актива;

б) на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование такого актива?

Заем (кредит) на приобретение инвестиционного актива.

Согласно п. 7 указанного документа расходы по займам по общему правилу признаются в бухучете в составе прочих расходов. Исключение составляют проценты, причитающиеся к уплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением [1] инвестиционного актива. Такие проценты участвуют в формировании стоимости ИА [2] .

Проценты включаются в стоимость ИА при наличии следующих условий (п. 9 ПБУ 15/2008):

  • расходы по приобретению ИА подлежат признанию в бухучете;
  • расходы по займам, связанные с приобретением ИА, подлежат признанию в бухучете;
  • начаты работы по приобретению ИА.

Сумма процентов, включаемых в стоимость ИА, уменьшается на величину дохода от временного использования средств полученных займов (кредитов) в качестве финансовых вложений (п. 10 ПБУ 15/2008). Например, если эти средства размещены на депозите или направлены на приобретение ценных бумаг.

Некоторым организациям выделяются субсидии из федерального бюджета на возмещение процентов по инвестиционному кредиту. При этом проценты должны учитываться в стоимости ИА за вычетом полученной субсидии. Данный подход применяется и в случае, когда на момент признания расходов по уплате процентов субсидия еще не получена, но имеется высокая вероятность ее получения (см. Рекомендации по аудиту бухгалтерской отчетности за 2009 год, направленные Письмом Минфина России от 28.01.2010 № 07‑02‑18/01).

Обратите внимание:

Для целей ПБУ 15/2008 под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов. К таким активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухучету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве ОС (включая земельные участки), НМА или иных внеоборотных активов (абз. 3 п. 7 ПБУ 15/2008).

Итак, при включении процентов, причитающихся заимодавцу (кредитору), в стоимость ИА необходимо учесть три момента.

Во-первых, начало включения процентов – не ранее чем начаты работы по его приобретению (сооружению).

Во-вторых, на практике возможны ситуации, когда сооружение ИА приостанавливается на длительный срок (более трех месяцев) [3] . В этом случае проценты прекращают включаться в стоимость ИА с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем такого приостановления, и на весь период приостановления будут учитываться в составе прочих расходов организации. При возобновлении сооружения ИА проценты снова будут включаться в его стоимость – с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем такого возобновления. Это предусмотрено п. 11 ПБУ 15/2008.

В-третьих, проценты прекращают включаться в стоимость ИА:

  • с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем прекращения приобретения ИА (п. 12 ПБУ 15/2008);
  • с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем начала использования ИА (если работы по приобретению не были завершены, однако актив начал использоваться для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг) (п. 13 ПБУ 15/2008).

Пример 1:

Организация приобретает оборудование, которое в соответствии с учетной политикой признается инвестиционным активом.

Стоимость оборудования равна 12 980 000 руб. (в том числе НДС 18% – 1 980 000 руб.), услуг по его монтажу – 590 000 руб. (в том числе НДС 18% – 90 000 руб.).

Оборудование поступило в мае 2017 года, в июне был завершен его монтаж и оно было введено в эксплуатацию.

Для этих целей был взят кредит в размере 10 950 000 руб. под 15% годовых сроком на три месяца (с 01.05.2017 по 31.07.2017). Проценты за кредит уплачиваются ежемесячно на последний день текущего месяца. Кредит был возвращен в срок.

Рабочим планом счетов установлены следующие субсчета:

  • 66‑1 (сумма основного долга по краткосрочным займам и кредитам);
  • 66‑2 (задолженность по начисленным процентам).

В бухгалтерском учете организации будут сделаны проводки:

Получен краткосрочный кредит

(12 980 000 - 1 980 000) руб.

Принят к вычету НДС

Перечислены средства поставщику

Оборудование передано к монтажу

Начислены проценты по кредиту за май

(10 950 000 руб. x 15% / 365 дн. x 31 дн.)

(139 500 руб. x 20%)

Уплачены проценты банку

Подписан акт выполненных работ по монтажу оборудования

(590 000 - 90 000) руб.

Принят к вычету НДС

Перечислены средства организации, осуществлявшей монтаж оборудования

Начислены проценты по кредиту за июнь

(10 950 000 руб. x 15% / 365 дн. x 30 дн.)

(135 000 руб. x 20%)

Объект ОС принят к учету

(11 000 000 + 500 000 + 139 500 + 135 000) руб.

Уплачены проценты банку

Начислены проценты по кредиту

(10 950 000 руб. x 15% / 365 дн. x 31 дн.)

Уплачены проценты банку

Возвращен кредит банку

* Проценты, начисленные за май – июнь, в бухгалтерском учете включаются в первоначальную стоимость объекта ОС и будут учитываться в расходах через механизм амортизации. В налоговом учете проценты по кредиту ежемесячно признаются в составе внереализационных расходов вне зависимости от характера заимствований (инвестиционного или текущего) на основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ). Таким образом, у организации возникают налогооблагаемые временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые обязательства (п. 12, 15 ПБУ 18/02). ОНО будут погашаться по мере начисления амортизации (п. 18 ПБУ 18/02). Первоначальная стоимость ОС в налоговом учете меньше, чем в бухгалтерском, на сумму процентов, соответственно, ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете тоже будет меньше.

В пункте 14 ПБУ 15/2008 рассмотрен случай, когда наряду с целевыми займами (кредитами) на финансирование ИА частично потрачены средства, взятые на общие цели.

В этой норме приведен пример расчета доли процентов, подлежащих включению в стоимость ИА по общецелевым займам. Эта доля равна отношению суммы заемных средств, взятых на общие цели и использованных на приобретение ИА, ко всей сумме займов, взятых на общие цели. В расчет включаются суммы заемных средств, полученных в отчетном периоде, включая остаток займов, не израсходованных на начало периода.

В этом пункте также отмечено, что указанный расчет основывается на следующих допущениях:

а) ставки по всем займам (кредитам) одинаковы и не изменяются в течение отчетного периода;

б) работы по приобретению ИА продолжаются после окончания отчетного периода.

Заемные средства, привлеченные для последующих капвложений.

Нормы ПБУ 15/2008, регулирующие порядок включения процентов по заемным средствам в стоимость инвестиционного актива, предусматривают ситуации, когда осуществляется приобретение (сооружение, изготовление).

В упомянутой рекомендации подчеркнуто, что п. 7 ПБУ 15/2008 предписывает включать в стоимость ИА проценты, причитающиеся к уплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением ИА. Других случаев включения процентных затрат в стоимость актива стандарт не предусматривает.

В указанном стандарте дан закрытый перечень действий с инвестиционным активом:

  • приобретение;
  • сооружение;
  • изготовление.

С одной стороны, это позволяет предположить, что затраты на уплату процентов за пользование заемными средствами, связанными с последующими капвложениями, не подлежат включению в стоимость ИА. С другой стороны, такое предположение не подтверждается совокупностью норм других ПБУ.

Обратите внимание:

Применение разного порядка бухгалтерского учета долговых затрат в случаях первоначального получения активов и в случаях последующих капвложений ставит формируемую в бухгалтерском учете информацию в зависимость от формальной трактовки таких понятий, как приобретение, сооружение, изготовление, реконструкция, модернизация, достройка, дооборудование, ремонт.

Обратите внимание:

Экономическое содержание инвестиций во внеоборотные активы не меняется в зависимости от того, осуществляются ли такие инвестиции при первоначальном получении актива или при последующих его улучшениях. Поэтому учетная политика организации в отношении долговых затрат должна быть единой в отношении первоначальных и последующих инвестиций, для которых привлекаются кредитные средства.

В качестве примера также приводится МСФО (IAS) 23, который содержит требования о капитализации долговых затрат в стоимости квалифицируемых активов, аналогичные требованиям ПБУ 15/08. Эти требования едины в отношении всех форм инвестиций и не зависят от того, осуществляются ли капвложения при первоначальном получении квалифицируемого актива или при последующих его улучшениях.

Итак, исходя из Рекомендации Р-71/2016 механизм включения в стоимость актива процентов при улучшении ОС аналогичен предусмотренному п. 7 – 14 ПБУ 15/2008 для процентов по заемным средствам, взятым на приобретение ИА.

1. Проценты включаются в стоимость ОС при условии, что работы по их улучшению начаты.

2. Проценты учитываются в стоимости ОС только в периоде, пока идут работы по улучшению ОС. Если эти работы закончены, а долговое обязательство не погашено, то проценты учитываются в прочих расходах.

3. В случае приостановления улучшений ОС на длительный срок (более трех месяцев), проценты прекращают включаться в стоимость ОС с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем такого приостановления. При возобновлении улучшения проценты снова будут включаться в его стоимость – с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем возобновления.

За весь период приостановления проценты должны учитываться в составе прочих расходов.

4. Если на финансирование работ по улучшению ОС израсходованы заемные средства, полученные на иные цели (не связанные с таким улучшением), то начисленные проценты включаются в стоимость ОС пропорционально доле указанных средств в общей сумме займов (кредитов), причитающихся к уплате заимодавцу (кредитору), полученных на цели, не связанные с улучшением ОС.

Пример 2:

Организация приняла решение модернизировать технологическую линию. Стоимость работ по модернизации, выполненных сторонней организацией, составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.). Работы проводились с августа по сентябрь 2017 года.

Организация заключила договор займа на сумму 2 190 000 руб. под 10% годовых сроком на три месяца (с 01.08.2017 по 31.10.2017). Проценты за кредит уплачиваются единовременно на момент возврата займа. Заем был возвращен в срок.

Елизавета Кобрина

У организации может быть имущество, у которого срок полезного использования превышает 12 месяцев, а его стоимость ниже лимита. Это хозяйственный инвентарь, спецодежда, канцелярские принадлежности, инструменты и так далее. Иными словами — это малоценное имущество компании, и его учет зависит от того, применяет компания в 2021 году ПБУ 6/01 или досрочно перешла на ФСБУ 6/2020.

Учет малоценных объектов

Учет малоценных объектов по ПБУ 6/01

Малоценные объекты — это имущество, которое по всем своим характеристикам, кроме стоимости, соответствует определению основных средств (п. 4 ПБУ 6/01):

  • предназначены для использования в производстве или управленческой деятельности;
  • используются долгое время — более 12 месяцев;
  • не предназначены для перепродажи;
  • приносят экономические выгоды компании.

Однако стоимость малоценки не должна превышать 40 000 рублей, иначе такое имущество нужно учитывать как основное средство (п. 5 ПБУ 6/01). Если лимит не превышен, то малоценку учитывают в составе материально-производственных запасов (Письмо Минфина России от 02.03.2021 N 07-01-09/14384). Для учета малоценки можно использовать субсчет, открытый к счету 10. При передаче малоценки в эксплуатацию ее стоимость списывается на счета затрат.

Примеры малоценки — это инструменты, недорогие компьютеры, канцелярские принадлежности, мелкая техника и так далее. Дырокол и степлер явно стоят меньше 40 000 рублей, но при этом срок их полезного использования превышает 12 месяцев.

Проводки для списания малоценки в соответствии с ПБУ 6/01

Например, компания купила набор инструментов за 12 000 рублей, в том числе НДС 20% — 2 000 рублей. Инструменты сразу же были переданы инженеру для обслуживания производственного участка. Бухгалтер сделает следующие проводки.

Несмотря на то, что малоценка была списана в расходы, нужно учитывать и контролировать ее движение на забалансовых счетах (п. 5 ПБУ 6/01).

Учет малоценных объектов по ФСБУ 6/2020

Применять ФСБУ 6/2020 можно с 2021 года, но обязательным он станет только начиная с отчетности за 2022 год.
Федеральный стандарт устанавливает следующие критерии основных средств:

  • имеет материально-вещественную форму;
  • предназначен для использования в производственной или управленческой деятельности;
  • используется в периоде более 12 месяцев;
  • приносит экономические выгоды в будущем.

В целом определение максимально близко к таковому в ПБУ 6/2001. Однако в отличии от ПБУ, федеральный стандарт не устанавливает конкретного лимита стоимости основных средств.

Лимит стоимости основных средств компания устанавливает самостоятельно с учетом существенности информации о таких активах. Решение об установленном лимите раскрывают в бухгалтерской отчетности. Если стоимость купленного имущества оказывается ниже лимита, его называют малоценным.

Основное отличие от ПБУ 6/2001 в том, что малоценное имущество сразу списывают в состав расходов в том периоде, в котором эти расходы совершены (п. 5 ФСБУ 6/2020). Ставить его на учет как материально-производственный запас нельзя. Затраты, связанные с покупкой малоценки, ее настройкой и установкой, также списывают в расходы.

Однако, несмотря на списание в расходы, организация все так же обязана обеспечить достоверный учет и контроль движения малоценных активов (п. 5 ФСБУ 6/2020). Для этого можно:

  • открыть забалансовые счета для учета малоценки;
  • разработать отдельные бухгалтерские регистры для учета малоценных объектов.

Проводки для списания малоценки в соответствии с ФСБУ 6/2020

Для списания малоценки есть два варианта проводок, которые бухгалтер может использовать в соответствии с ФСБУ 6/2020.

Вариант 1 — Списание на счета затрат

В таком случае полученные от поставщика малоценные объекты сразу попадают на затратные счета 20, 23, 25, 26, 29 или 44. Но есть особенность.

При списании стоимость малоценки должна в полном объеме попасть на счет 90. Однако из вышеперечисленных счетов полностью на счет 90 закрываются только счета 26 и 44. Другие включают в себя стоимость незавершенного производства (20 и 29), либо распределяются на незавершенку (25).

Вариант 2 — Списание на счет 90

Второй вариант проще — можно сразу списать малоценку на счет 90. Недостаток способа в том, что бухгалтер не сможет увидеть аналитику расходов. Поэтому первый способ более предпочтителен.

Групповой учет малоценки

Руководствуясь принципом существенности, эксперты склоняются к тому, что при большом количестве малоценки информация о ее стоимости может быть существенной. Следовательно, ее единоразовое списание в состав расходов приведет к искажению бухгалтерской отчетности.

Отражение малоценки в отчетности в соответствии с ФСБУ 6/2020

Расходы на приобретение малоценного имущества отражаются в бухгалтерской отчетности следующим образом.

Форма отчетности Порядок отражения
Бухгалтерский баланс Аванс за малоценку включается в ту же статью, куда попадают платежи, связанные с авансами по капитальным вложениям
Отчет о финансовых результатах Расходы включаются в ту статью, в которую бы включилась амортизация, если бы имущество признали основным средством
Приложение к отчету о финансовых результатах Вместе с амортизацией
Отчет о движении денежных средств В составе денежных потоков от инвестиционных операций

Ведите учет малоценного имущества в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. В системе легко вести учет, начислять зарплату, отчитываться через интернет. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

У организации может быть имущество, у которого срок полезного использования превышает 12 месяцев, а его стоимость ниже лимита. Это хозяйственный инвентарь, спецодежда, канцелярские принадлежности, инструменты и так далее. Иными словами — это малоценное имущество компании, и его учет зависит от того, применяет компания в 2021 году ПБУ 6/01 или досрочно перешла на ФСБУ 6/2020.

Читайте также: