Кого считают классиком политической и правовой мысли р декарт д юм т гоббс

Обновлено: 16.05.2024

Часто мы смотрим на эту эпоху с прагматической точки зрения, оценивая то новое, что философия этого периода дала нам. А дала она немало. В первую очередь были созданы основания для новой науки, для математизированного естествознания. Ранее господствовала древняя аристотелевская парадигма, которая обращала внимание на качественные характеристики вещей и процессов и основывалась на живом опыте, а не на эксперименте.

В Новое время явления стали выделять из реальной среды и помещать в лабораторные условия, в которых можно изолировать только две характеристики и установить между ними корреляцию, выражаемую математически.

Это привело к созданию новой индустриальной цивилизации. Ведь лаборатория ученого — своего рода завод в миниатюре. Однако это не значит, что мыслители той эпохи сознательно хотели совершить научно-техническую революцию (НТР), по крайней мере такую, какая случилась. Этот результат, главный для нас, для них был глубоко побочным. Полагаю, Декарт или Лейбниц были бы глубоко шокированы, если бы увидели современные результаты НТР, отцами которой они почитаются, и предпочли бы скрыть свои труды от профанов. Только Бэкон создал проект в духе НТР, но парадокс в том, что он это воплотил скорее в виде идеологических призывов и фантастической литературы, а не реальных технологий.

Нововременную философию продолжали волновать старые проблемы — этики, психологии, теологии и т. д. Вопросы о возможностях доказательства бытия Бога или бессмертия души занимали Декарта или Лейбница не менее, чем Августина или Фому Аквинского. Более того, многие революционные идеи имели теологические корни.


Джузеппе Бецуолли. Галилей показывает эксперимент с наклонной поверхностью Медичи. Ок. 1841. Вопреки растиражированной легенде, Галилей не бросал ядра с Пизанской башни

Другой важный для истории возникновения современного общества момент — политическая и социальная философия . В это время происходили колоссальные изменения в социальной структуре. Общество переходило от сословной к классовой стратификации, на смену закрепощению пришла горизонтальная и вертикальная мобильность, понадобилось придумать иное обоснование власти, чем господствующее ранее теологическое. Политические философы (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо) осмысляли эти процессы и вместе с тем влияли на них.


На дворе Новое время, но Суарес продолжает писать толстые схоластические тома, запершись в кабинете и отвернувшись от крошечного окна

Муравьи, пауки и пчелы

Как мы познаем? Какими способами познания мы владеем? Что мы можем и чего не можем познать? Каков порядок познания? Эти и подобные вопросы занимали мыслителей Нового времени.


Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт, считающиеся основоположниками нововременного эмпиризма. Использованы портреты кисти Джона Вандербанка (ок. 1731) и Франца Халса (вторая пол. XVII в.)

Самые известные философы, которые близки к полюсу рационализма, это Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николя Мальбранш. К противоположному полюсу тяготеют Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм.

Нетрудно заметить, что рационалисты жили в континентальной Европе, а эмпирики — в Великобритании.

Случайность ли это или существует географическое различие, которое определяет стиль мышления и в ХХ веке отразится в делении на постмодернистскую и аналитическую философию? По этому поводу ведутся споры, которые едва ли приведут к окончательному решению.

Может быть интересно

Если взять рационалиста и эмпирика как идеальные типы, а не кого-либо из перечисленных людей, то их отличия можно изобразить в виде таблицы.


Однако были философы, которые желали занять среднюю точку между эмпиризмом и рационализмом, но удержаться на ней им не всегда удавалось.

Эмблемой среднего пути может стать пчела — она собирает воск, пыльцу и мед во внешнем мире, но затем всё укладывает в идеально правильные соты.

NB! В массовой культуре часто путают рационалистов и эмпириков, дедукцию и индукцию.

1. Западноевропейская философия XVII в. (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Р. Декарт, Г. Лейбниц д.Беркли,Д.Юм).

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ XVII В. (Ф.
БЕКОН, Т. ГОББС, Д. ЛОКК,
Б. СПИНОЗА, Р. ДЕКАРТ, Г.
ЛЕЙБНИЦ Д.БЕРКЛИ,Д.ЮМ).

2. Бэкон

БЭКОН
- выступил против схоластической философии и выдвинул
доктрину естественной философии, основывающейся на
опытном познании.
Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений
натурфилософии Возрождения и включали в себя
натуралистическое миросозерцание с основами аналитического
подхода к исследуемым явлениям и эмпиризм. Понимание
науки включало новую классификацию наук, в основу которой
он положил такие способности человеческой души, как память,
воображение, разум.
Бэкон сформулировал понятия материи как
природы/бесконечной совместимости вещей. Материя
обладает движением - внутренней активной силой
(напряжение материи).
Бэкон разработал принцип эмпиризма; опытно-индуктивный
метод - постепенное образование понятий путем истолкования
фактов и явлений природы. (Метод собирания информации от
единичного к всеобщему) Предпосылкой реформы науки
должно стать очищение разума от заблуждений (4 вида).
Идолы рода - ошибки, обусловленные наследственной
природой человека.
Идолы пещеры - ошибки свойственные отдельному в силу
субъективных симпатий
Идолы площади - ошибки порождаемые речевым общением и
трудностью избежать влияния слов на умы людей.
Идолы театра - ошибки, связанные со слепой верой в
авторитеты, истина - дочь времени, а не авторитета.

3. Гоббс

ГОББС
- систематик бэконовского материализма.
Согласно его учению, существуют только
единичные вещи, а общие понятия - лишь
имена вещей. Всякое знание имеет своим
источником опыт. Опыт: 1) восприятие
(первичное знание) 2) знание об именах
вещей Источник второго опыта - ум,
который способен связывать имена вещей.
Гоббс отрицал существование духовных
субстанций, он считал, что они не
познаваемы. Он свёл 19 движений Бэкона к
одному; создал законченную систему
механистического натурализма, опираясь
на геометрию и механику.
Теоретические познания - это
оперирование знаками, которые состоят из
двух частей - материала знака и его
значения (восприятие определенными
знаками): 1) знаки сигналов (общение
животных) 2) знаки метки (озноб - знак
болезни, т.е. знак метки болезни) 3)
естественные знаки (дождь, снег) 4)
произвольные знаки (национальные языки)

4. Спиноза:

СПИНОЗА:
Основу его философской системы
составляет учение о субстанции.
Субстанция - единая, вечная и
бесконечная природа. Природа
разделяется на творящую и сотворенную
природы. Природа творящая есть бог,
единая субстанция.
Отождествляя природу и бога, Спиноза
отрицает существование сверх
природного, что называется пантеизмом.
Субстанция обладает двумя главными
атрибутами: мышлением и протяжением
Материя протяженна им мыслить. Спиноза
отличает конечные вещи - модусы,
которые отличаются от субстанции тем,
что они зависят от внешней причины. Они
характеризуются не только своей
конечностью, но и изменением,
движением. 3 уровня познания: 1)
Воображение 2) Ум (человек собирает
знания с помощью доказательств) 3) Ум
(знание достигается с помощью интуиции,
без опыта и доказательств) Модусы процессы, которые порождает субстанция.

5. Лейбниц:

ЛЕЙБНИЦ:
продолжатель идей Платона .Мир состоит из
мельчайших элементов - монад - духовных
элементов бытия, которые обладают
самостоятельностью, непрерывно
изменяются. Бог возвышается над миром,
создает монады, которые не могут распасться
на более простые. Монада - простая и
непротяженная, обладает внутренней
энергией (монада - ничто) - живой нуль
-живое духовное начало. В основе любой
вещи лежит совокупность монад, которые
синхронно действуют и взаимодействуют
между собой.
Отвергал представление о времени и
пространстве, как о самостоятельных
началах, существующих независимо от
материи. Он рассматривал пространство как
порядок взаимного (расположения) тел,
которые существуют вне друг друга.
Все доступные человеку знания Лейбниц
делит на 2 вида: 1) истины разума (знания,
полученные с помощью разума без практики и
опыта) 2) истины факта (знания, полученные
из наблюдений и опыта). Для высшей монады,
обладающей абсолютным знанием, истины
факта не существует, все ее знания
представлены в форме истин разума.

6. Д. Беркли

Д. БЕРКЛИ
Своеобразие философии заключается в
том, что он стремился защитить
религию от материализма. С этой целью
идеи материализма он истолковывает в
субъективно-идеалистическом духе.
Соглашаясь с тем, что человек постигает
мир с помощью ощущений, он
превращает их в основу не только
познания, но и нашего мировоззрения.
Ощущения в понимании Беркли — это
единственная реальность, с которой
имеет дело познающий субъект. По
Беркли, существуют лишь ощущения, а
материя не существует. Она —
предрассудок материалистов.
Конкретные материальные вещи — это,
согласно его представлениям,
модификации сознания.

ЮМ
Как и Беркли, исходит из того, что источник
познания — в ощущениях или впечатлениях
субъекта. Однако Юм считал неприемлемым
мнение Беркли о том, что источником
ощущений является всемогущее существо или
божество. При этом он ссылался на то, что
никакой человеческий опыт не может доказать
существование божества. Он утверждает, что
человеческому уму недоступно ничего, кроме
образов и восприятий. Юм полагал, что человек
не в состоянии установить какое-то соотношение
между образом и породившим его объектом.
Что касается причинной связи явлений, то она,
по его мнению, если и существует, то
непознаваема. Он полагал, что источником
знаний о порядке вещей служат не
теоретические изыскания, а вера. Согласно
Юму, результаты усилий философов
демонстрируют лишь слепоту и слабость
человеческого разума. Недооценка значения
научного знания и преувеличение роли здравого
смысла со стороны эдинбургского мыслителя —
своеобразная реакция на чрезмерные претензии
разума, науки в эпоху просвещения, когда затем
обнаруживается, что они не могут исполнить
обещания.

В17 – 18 вв. в Западной Европе буржуазный уклад получил уже весьма значительное развитие, что обусловило глубокий кризис феодального общества, его способа производства и духовной культуры.

В последней трети XVI — начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах. С середины XVII века (1640—1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду.

Развитие нового буржуазного общества порождает изменение не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции.

В XVII веке разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым – в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать. Все это обусловило быстрый прогресс естествознания, прежде всего механики и ряда разделов математики. Появляется первая фундаментальная научная физическая концепция – механика И. Ньютона (1643 - 1727), дифференциальное и интегральное исчисление (Ньютон и Лейбниц), развивается оптика, начальные элементы химии, биологии, физиологии, медицины.

Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку.

Развитие буржуазного уклада, естествознания, новой гуманистической культуры нуждалось в защите от феодальных отношений и религиозной философии. Такую защиту и обоснование мог дать только материализм, который становился главной формой философских взглядов нового революционного класса – буржуазии. Материализм 17 и особенно18 в. представляет собой революцию в умах, подготовившую Великую Французскую буржуазную революцию 18 века.

Но только знание, которое истинно. Бэкон сформулировал понятия материи как природы или бесконечной совместимости вещей. Материя обладает движением - внутренней активной силой (напряжение материи). Он выделил 19 видов движения. Движение и покой - равноправные свойства материи.

На науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришел к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, как, например, утверждают теологи. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной, как глаз жаждет света. Бог сам научил человека познавать сущность вещей и давать им соответствующие имена. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.

Сам процесс познания, считал Бэкон, имеет два этапа:

1) чувства осведомляют о вещах и

2) разум судит об их причинах.

В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Естествознание — истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт — важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука, и состоит в применении рационалистического метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент – главные условия рационалистического метода. Бекон различает 2 вида опытов:

До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т. е активное испытание природы.

Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а господствовать над природой можно только подчиняясь ее законам. Знание – сила. Ученый должен, по Бекону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, те применять индуктивный метод познания. Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Главное условие прогресса знания — совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которого является правильная индукция.

Он выделяет полную индукцию. По мнению Бэкона неполная индукция фактически выявляет не только известное, но и в качестве суждений Бэкон пытается создать истинную индукцию, которая направлена на то, чтобы не только искать факты, подтверждающие вывод, но и опровергающие его. Такая индукция, положенная в основу метода позволила считать Бэкона основоположником индуктивного метода познания.

Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по его мнению, есть совокупность тел. Ничего бестелесного не существует. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Все предметы (тела) и изменения в них происходят благодаря механическому движению материальных элементов.

Даже духовная жизнь, которая слагается из ощущений, сводится к движениям. Поэтому люди и животные у него — сложные механизмы, действия которых определяются внешними силами. Одушевленные автоматы отличаются от неодушевленных тем, что у первых имеются органы, сохраняющие прежние впечатления. Кроме того, они способны сравнивать новые впечатления с прежними. Сравнение создает условия для различения, которые в свою очередь есть условие сознания.

Эти исходные положения Гоббс положил в основу далеко идущих выводов: 1) отрицание существования душ как особых субстанций 2) тела — единственные субстанции и 3) вера в Бога есть только продукт человеческого воображения.

Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством идей. Источником идей могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Он отвергал точку зрения Декарта, согласно которой исходным пунктом достоверного знания является мышление, а также выступал против его учения о врожденных идеях. Никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть всегда налицо. В соответствии с этим Гоббс полагал, что внешние чувства — источник не только идей, но и всего нашего познания.

Весьма широкую известность получило учение Гоббса о государстве и праве. В нем он попытался такое сложное целое, как государство, разложить на составные элементы, а последние объяснить простыми законами природы. Он пришел к мысли о необходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское.

В условиях XVII в. воззрения Гоббса были прогрессивны. Он уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма. В его теории общества и государства содержались зародыши материалистического понимания социальных явлений.

1) Исходное (через чувства) - знания единичных вещей

2) Знание через умозаключение

3) Интуиция Элементарные единицы знания - идеи.

Локк различал опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия — от лат. рефлексио — обращение назад). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел — ПЕРВИЧНЫМИ, с которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или ВТОРИЧНЫМИ, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус).

Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различал идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.

Спиноза: Основу его философской системы составляет учение о субстанции. Субстанция - единая, вечная и бесконечная природа. Субстанция одна, она есть причина самой себя. Она не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на творящую и сотворенную природы. Природа творящая есть бог, единая субстанция.
Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверх природного, что называется пантеизмом. Субстанция обладает двумя главными атрибутами: мышлением и протяжением (существуют при ней, но и растворены в ней). Материя протяженна им мыслить. Мышление - способ самосознания природы, оно тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми сталкивается человек. От субстанции (не обусловленное бытие) Спиноза отличает конечные вещи - модусы, которые отличаются от субстанции тем, что они зависят от внешней причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и изменением, движением. Модусы - процессы, которые порождает субстанция.

3 уровня познания:

1) Воображение (его характеризует беспорядочный опыт)

2) Ум (человек собирает знания с помощью доказательств)

3) Ум (знание достигается с помощью интуиции, без опыта и доказательств)

В своих общественно-политических воззрениях Спиноза, в отличие от Гоббса, высшей формой государства считал демократическое правление. Он ограничивал всесилие государственной власти требованиями свободы и разума. Спиноза полагал, что власть, управляющая людьми посредством страха, не может быть признана добродетельной. Людей надо вести так, чтобы им казалось, будто их не ведут, а они живут по своему собственному разумению и по своему свободному изволению.

В истории новой философии Декарт занимает особое место как создатель дуалистического философского учения. Он сделал попытку построить философскую систему на основании признания одновременного самостоятельного существования сознания и материи, души и тела. Декарт, таким образом, расчленил единый материальный мир на две независимые друг от друга части, именуя каждую из них субстанцией.

Основное свойство духовной субстанции — мышление, материальной — протяжение. Остальные атрибуты субстанций производны от этих первых: воображение, чувство, желание — модусы мышления; фигура, положение, движение — модусы протяжения. Главное определение духовной субстанции — ее неделимость, важнейший признак материальной — делимость до бесконечности.

Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой, а потому все в природе, в том числе тела животных и человека, повинуются чисто механическим законам и рассматриваются как сложные машины.

Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику и идеалистическую гносеологию как учение о субстанции мыслящей.

Однако человек имеет не только простые, но и сложные знания. Он получает их с помощью второй познавательной способности — дедукции. ДЕДУКЦИЯ есть действие души, соединяющее простые, интуитивные понятия в длинные цепи рассуждений.

Декарт утверждал, что, кроме интуиции и дедукции, ум не должен допускать других источников знания. Понятия даются человеку вместе с душой, т. е. от рождения (врожденные идеи, аксиомы). Дедукция также ничего не привносит извне, а только связывает понятия, открытые интуицией. Ум, следовательно, истинные знания получает из самого себя.

Философская позиция, согласно которой ум находит начало познания в самом себе и развивает сложную систему знаний, называется рационализмом (от лат. рацио — ум). Декарт и стал его основоположником в философии Нового времени. Его идеи оказали значительное влияние на последующее развитие философии.

Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б. был епископом.

Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт философии Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой человеком реальностью. Локк стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Локку - абстракция. Беркли пытается всеми доступными средствами доказать, что ум чел. не способен к образованию описания Локковской абстракции. Общая абстрактная идея протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б посвятил "Трактат о началах челов знания", "Три разговора между Гиласом и Филонусом", где он не скрывает, что его главная цель- борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о материи (и о пространстве) лежит допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или "идей". "мы видим отдельные цвета, а не окрашенную материю".

Не может быть и общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвлеченной общей идеи, а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел. может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея мат не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех, кот. открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается существование лишь человеческого сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух. деятельности.

Идеи - пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда прекращ. восприятие.

Б. пытается избежать солипсизма, т. е. вывода о том, что сущ. лишь один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один. Вещь, кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир. Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к объект идеализму.

Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Фр. издал "Трактат о чел. природе", "Опыты нравственные и политические". В 1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр. просветителями (Деламбер, Гельвеций, Дидро. )

Задача знания быть руководством для практической ориентации. При этом единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др. объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны логически, а выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, порождающие эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др., предыд событие действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.

Почему люди действ подобным образом? это привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания - скептицизм.

Поток наших впечатлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.

В онтологии (уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.

В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с чел разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.

Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588 — 1679) – английский философ, приверженец материализма, один из основателей современной политической философии, внесший большой вклад в развитие и становления теории общественного договора и государственного суверенитета.

Для его деятельности характерен необычный формат на тот период времени, это обусловлено тем, что автор выдвигал на первый план погружение в материализм и естественное право, трактуя их прямолинейно. Философ обрел известность после выдвижения идей, которые стали активно использоваться в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия, история.

В этой статье мы рассмотрим ключевые идеи Томаса Гоббса по основным направлениям его исследований, а затем познакомимся с его краткой биографией.

Философские взгляды Т.Гоббса

Гоббс является автором завершенной системы механистического материализма. Философ не признавал существование особой мыслящей субстанции, предложенной Декартом, он был твердо убежден в том, что мыслящая вещь имеет под собой исключительно материальную основу. По мнению Гоббса, в качестве идеальных образцов научного мышления выступает геометрия и механика. Природа, в свою очередь, рассматривается как совокупность тел, каждое из которых имеет свои характеристики. Движение воспринимается в контексте механики, как процесс перемещения. Чувственные качества – это формы восприятия вещей. Гоббс выделял два метода познания: логическую дедукцию и эмпирическую индукцию.

Цитата Т. Гоббса 2

Эмпиризм

Гоббс был твердо убежден в том, что в качестве единственного предмета философии и науки выступают тела, потому что реально существуют те вещи, которые материальны. Данная позиция создает трудности на пути познания Бога. В связи с этим ни одна наука, в том числе философия не могут высказываться о нем. Исходя из этого, божество и душа не воспринимаются как объект познания, их можно отнести только к вере и теологическому учению.

Эмпиризм дополняет теорию познания, приверженцем которой является Гоббс. Логика оперирует данными, которые были получены в результате опыта. Философ считает, что мысли необходимо рассматривать как движение, происходящее внутри человеческого тела. В общем виде речь идет о чем-то возвышенном или идеальном, это просто субстанциональные перемещения.

Познание и воля представляют собой результат взаимодействия человека с окружающей средой. Данные чувства выступают в качестве основы для возникновения удовольствия и неудовольствия, наравне с логическими выводами. Для каждого человека свойственно стремление к удовольствию и минимизация неудовольствия. При этом они оба представляют собой движение внутри сердца. В связи с этим добро приравнивается к удовольствию, а противоположные ощущения воспринимаются в негативном ключе как зло.

По мнению Гоббса, воля – это выбор между действием, приносящим удовольствие и воздержанием от неудовольствий. Также философ считал, что мораль является относительным явлением. Причину он видел в том, что невозможно вообразить поступок, который все люди однозначно воспринимали бы как хороший.

Политические и правовые воззрения

Цитата Т. Гоббса

Философ был убежден в том, что все люди равным между собой, их создателем является Творец. Граждане на добровольной основе оказываются от некоторых прав и свобод в пользу государства, которое ставит своей главной целью обеспечение мира и безопасности. При этом, Гоббс не рассматривал все государства, как возникшие исключительно путем заключения общественного договора. По его мнению, был и ещё один путь — путь завоевания, насильственного захвата власти.

Гоббс ориентируется на принцип правового позитивизма и выдвигает на первый план значимость государства. Философ отдает предпочтение монархии как лучшей форме организации государства. Также он считает, что церковь должна быть ограничена в своих полномочиях, ее деятельность должна регламентироваться и контролироваться государством.

Религия и государство

В своих трудах Гоббс делал акцент на анализе теологических вопросов — это было обусловлено тем, что взаимоотношения церкви и государства выступали в качестве основной проблемы английской революции. Философ сформировал принцип, согласно которому договор между людьми является более приоритетным, по сравнению с соглашением с Богом.

Он считал, что религиозные убеждения представляют собой плод воображения людей. Еще одной причиной возникновение религии является суеверность людей и ограниченность их знаний, поэтому проявляется стремление в поиске объяснений окружающих явления как божественного проявления или предзнаменования. Человек, который хочет обнаружить первопричину всего, пытаясь руководствуется разумом и логикой, приходит к выводу о том, что началом всего сущего может является Бог. Однако сам Гоббс активно продвигал позицию, согласно которой истинная религия – это вера в государство.

Граждане и церковь должны подчиняться монарху, только в таких условиях государство может развиваться. Другими словами церковь и государства являются частью одного целого.

Естественное право

В рамках теории естественного права Гоббс разработал отдельное направление, главной целью которого стало отделение его от морали и религии. В содержании концепции был представлен новый взгляд на античное наследие в совокупности с достижениями естественных наук и прогресса того времени.

Философ был твердо убежден в том, что естественное право необходимо воспринимать как право человека. В общем виде речь идет о самосохранении. При этом из этого права можно выделить дополнительные права – на жизнь, свободу, собственность и доступ к удовольствиям. Практическая реализация основного права требует определенных средств. Их конкретный перечень зависит от самого человека, который определяет их самостоятельно, поэтому потенциально рассматриваемое право может распространяться на все материальные и духовные блага.

Цитата Т. Гоббса 3

Важно отметить, что если один человек имеет доступ к средствам, то другой будет ограничен, это обусловлено наличием несовместимости. Основываясь на этом, можно прийти к выводу о том, что естественное состояние человека подразумевает его участие в войне против других людей. Единственным вариантом разрешения этой проблемы является создание государства.

Биография

Томас Гоббс родился в семье священника. Дата рождения – 1588 год. Страна – Англия. Все обязанности по воспитанию и содержанию ребенка взял на себя его дядя, который имел хорошие материальные возможности для его обеспечения, поэтому племянник смог получить достойное образование. В 14 летнем возрасте мальчик демонстрировал хорошие познания во всех областях, свободно изъяснялся на латыни и греческом языке. Его приняли в один из колледжей Оксфорда, он успешно завершил обучение и был удостоен степени бакалавра. Далее он устроился на должность гувернера и воспитателя, занимался обучением детей высшей знати. Это позволило ему посетить много мест в Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями.

Во время второго путешествия в Европу философ начал уделять много внимания изучению геометрии. Было несколько причин, обусловивших его интерес к этой науке. Одной из них являлось наличие особой методики, которая отличалась универсальностью с точки зрения применения к другим наукам. Геометрия давала возможность обозначить взгляды на любой предмет в формате совокупности неопровержимых доказательств. По мнению Гоббса, лечение всех социальных проблем возможно только при детальной переработке структуры и содержания государства за счет тезисов, которые имеют много общего с положениями геометрии.

Позже состоялось еще одно путешествие, в рамках которого философу удалось присоединиться к Парижскому кружку, в нем состояли известные личности того времени. Гоббс посетил Италию, где изучил труды Галилея, полученная информация оказала большое влияние на формирование его собственных философских взглядов. В качестве основной важной идеи того времени, которая активно продвигалась философом, стала попытка объединения и анализа идей физической механики. Такой подход был призван разработать механизм анализа человеческого поведения и его изменений в долгосрочной перспективе.

Гоббс начал уделять много времени философии после возвращения их путешествий. Им была разработана теория политического и общественного устройства государства. Важно отметить, что его идеи не теряют своей актуальности даже на современном этапе.

Философ умер в 1679 году, на его надгробии были высечены слова, согласно которым он был человеком справедливым, внесшим большой вклад в развитие многих наук, заслужившим признание ученых со всего мира.

Библиография

Заключение

Томас Гоббс оставил потомкам большое наследие в виде своих трудов, которые имеют большую ценность и внес большой вклад в развитие европейской науки Нового времени. В рамках своей деятельности он изучал актуальные проблемы того времени, занимался философией, анализировал общественные и политические проблемы. Его идеи были взяты на вооружение последователями и отражены в трудах философов эпохи Просвещения.

Гоббс был приверженцем материализма, что нашло отражение в его работах, особенно это актуально для обозначения сущности и содержания социальных явлений. Работы философа стали фундаментальной основой для развития и становления правовой государственности, он сформулировал понятия верховенства права и обозначил значимость государственного суверенитета. Также он внес вклад в развитие смежных наук, его идеи не теряют своей актуальности.

Декарт – родоначальник рационализма Нового времени, и неудивительно, что для него столь большое значение имел метод. Его сомнение в истинности общепринятого мнения – не убеждение агностика, а предварительный прием. Можно сомневаться даже в существовании внешнего мира, но если я сомневаюсь, следовательно, существую. Критерием истинности познания Декарт признавал ясность и отчетливость идей. Эти принципы – в отличие от сократовской майевтики – методы научного познания. Тут и анализ, и переход от простого к сложному, и полнота охвата исследуемого предмета. За образец принимается математика. Математическое знание, по Декарту, совершенно достоверно и обладает всеобщностью и необходимостью.

Декарт отводил исключительную роль дедукции, под которой понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь полной достоверности во всех областях знания. Метод Декарта представляет собой распространение на все познание приемов, применяемых в математике.

Декарт был сторонником теории врожденности идей. Например, если мы понимаем, что несовершенны, значит, в нас самих имеется идея существа совершенства, которая врожденна Богом в душу человека.

Природа лишена субъективности, в ней действуют механические законы. Природа может быть подчинена власти человека без всяких угрызений совести. Нравственные аргументы в отношении природы-протяженности неуместны: животные не чувствуют боли.

Учение Декарта о непосредственной достоверности самосознания, врожденных идеях, интуитивном характере аксиом – опора рационализма Нового времени. Метод Декарта направлен не на спор с другими людьми, как у Сократа, а на овладение бытием, господство человека над силами природы, открытие новых технических средств.

Опыты необходимо ставить по определенному методу – индуктивному. Индукция – это необходимая, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательств. Мысль ученого движется от частного к общему (наблюдение-сравнение-синтез). Бэкон считал, что использование данной методики выступает условием достижения истинного знания. Классическое понимание истины – это знание, содержание которого соответствует действительности.

Оценивая данную часть его учения, необходимо подчеркнуть безрезультатность поиска универсальной отмычки для решения всех познавательных проблем. Метод индукции не является исключением, т.к. и он обладает некоторыми слабостями. Например, индукция никогда не бывает полной и абсолютной, не может охватить все возможные случаи проявления интересующих ученого признаков; в любой момент может появиться такой факт, который разрушит казалось бы истинное построение. Как показала философия ХХ ст., абсолютные, раз и навсегда данные истины отсутствуют.

Идея единства природы, созданной Творцом, единства человеческого знания и единства человечества доминирует в теоретическом наследии Ф. Бэкона.

В области гносеологии Гоббс выступает как сенсуалист и номиналист. Все наше знание – это результат воздействия вещей на органы чувств. Вся остальная познавательная деятельность представляет собой комбинирование одних представлений с другими благодаря словесным знакам. Гоббс сделал важный шаг в развитии формальной логики, он предвидел ее сближение с математикой.

Особое место в философии Нового времени занимает французский философ и ученый Блез Паскаль (1623-1662 гг.). Паскаля не интересует интеллектуальная сторона познания возможностей человека как других философов того времени. В центре его внимания – противоречивый образ человека, данного в зеркале самопознания. Человек – точка схождения абсолютно несходного – духа и материи, добра и зла, разума и страстей, истины и заблуждения, бесконечного и конечного.

Философия Паскаля – своеобразная форма критического, скептического рационализма. Человек велик, только когда осознает свое ничтожество. Достоинство человека заключается не в овладении пространством, а в способности мыслью охватить пространство. Осознание себя приносит человеку лишь несчастье, ввергает его в пучину одиночества. В земной человеческой жизни нет опоры для человека, все обращается в противоположность: даже самое прекрасное чувство – любовь – несет человеку зло.

Читайте также: