Джон локк вошел в историю политической и правовой мысли как теоретик властей в государстве

Обновлено: 30.06.2024

К середине 17-го века в Англии усилилось реформаторское движение и утвердилась пуританская церковь. В отличие от властной и баснословно богатой католической церкви Реформаторское движение проповедовало отказ от богатства и роскоши, экономию и сдержанность, трудолюбие и скромность. Пуритане просто одевались, отказывались от всяческих украшений и признавали самую простую пищу, отрицали праздность и пустое времяпровождение и, наоборот, всячески приветствовали постоянный труд.

В 1632 году в одной пуританской семье и появился на свет будущий философ и просветитель Джон Локк. Он получил прекрасное образование в Вестминстерской школе и продолжил свою научную карьеру в качестве учителя греческого языка и риторики, а также философии в колледже Крайст-Чёрч.

Молодой учитель интересовался естественными науками, а в особенности химией, биологией и медициной. В колледже он продолжает изучение интересующих его наук, при этом его также волнуют и политико-правовые вопросы, этика и вопросы воспитания.

В это же время он близко сходится с родственником короля, лордом Эшли Купером, возглавлявшим оппозицию правящей верхушки. Он открыто критикует королевскую власть и положение дел в Англии, смело высказывается о возможности свержения существующего строя и образования буржуазной республики.

Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его личного врача и близкого друга.

Лорд Купер вместе с оппозиционно настроенными дворянами пытается воплотить свои мечты в явь, но дворцовый переворот не удался, и Куперу совместно с Локком приходится спешно бежать в Голландию.

Именно здесь, в Голландии, Джон Локк написал свои лучшие труды, которые впоследствии принесли ему всемирную известность.

Основные философские идеи (кратко)

Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части: натуральную философию (точные и естественные науки), практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика), учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Западная философия до Локка держалась на философии античного ученого Платона и его идеях идеального субъективизма. Платон считал, что некоторые идеи и великие открытия люди получали еще до рождения, то есть бессмертная душа получала информацию из космоса, и знания появлялись практически неоткуда.

Что касается точных математических наук, то большинство людей не имеют о них никакого представления, поскольку для обучения этим наукам необходима длительная и методическая подготовка. Если же эти знания можно было получить, как утверждали агностики, от природы, то незачем было бы и напрягаться, стараясь уяснить сложные постулаты математики.

Особенности сознания по Локку

Сознание – это особенность только человеческого мозга отображать, запоминать и объяснять существующую действительность. По Локку, сознание напоминает чистый белый лист бумаги, на котором, начиная с первого дня рождения, можно отражать свои впечатления об окружающем мире.

Сознание опирается на чувственные образы, то есть полученные при помощи органов чувств, а потом мы их обобщаем, анализируем и систематизируем.

Джон Локк считал, что каждая вещь появилась в результате причины, которая в свою очередь была продуктом идеи человеческого мышления. Все идеи порождаются качествами уже существующих вещей.

Например, маленький снежок холодный, круглый и белый, поэтому он и порождает эти впечатления в нас, которые можно также называть качествами. Но качества эти отражаются в нашем сознании, поэтому их и называют идеями.

Первичные и вторичные качества

Локк рассматривал первичные и вторичные качества любой вещи. К первичным относятся качества, необходимые для описания и рассмотрения внутренних качеств каждой вещи. Это способность к движению, фигура, плотность и число. Ученый считал, что эти качества присущи каждому объекту, а уже наше восприятие формирует понятие о вешнем и внутреннем состоянии объектов.

К вторичным качествам относятся способности вещей порождать в нас определенные ощущения, а поскольку вещи способны взаимодействовать с телами людей, то и способны пробуждать в людях чувственные образы через видение, слух и ощущения.

При этом мы испытываем двоякие чувства: поскольку обладание вызывает наслаждение, а невозможность обладания вызывает душевную боль. К понятиям боли Локк относил такие чувства, как гнев, стыд, зависть, ненависть.

Поскольку люди – существа прежде всего разумные, то они и способны пользоваться своим разумом для контроля и организации существования любого коллектива.

В естественном состоянии каждый человек пользуется свободой как естественным правом, данным самой природой. При этом все люди равны и относительно своего общества, и относительно прав.

Понятие о собственности

По Локку, только труд является основанием для появления собственности. Например, если человек посадил сад и терпеливо возделывал его, то и право на полученный результат принадлежит ему на основании вложенного труда, даже если земля не принадлежит этому труженику.

Народ как носитель верховной власти

При этом верховная власть обязательно утверждается всеми членами общества, и если верховный сюзерен не справляется со своими обязанностями и не оправдывает доверия народа, то народ может его переизбрать.

Главной целью любого государства, считал Локк, является благополучие его граждан, поэтому если государственная тирания и постоянное давление на граждан не удовлетворяют потребностей, то народ может восстать и свергнуть такую власть, поменяв на новую, более лояльную и способную меняться в зависимости от обстоятельств.

Кто может выступать арбитром в споре между государством, то есть верховной властью, и народом? Только народ, считает Локк. Народ может или апеллировать к верховному правителю – Богу, или самостоятельно поменять власть на другую.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

В период шестнадцатого и семнадцатого веков главной темой философии была проблема власти и государственности. Как мы знаем, как раз в это время в Англии произошли революции и гражданская война. Самые известные английские философы того времени — Томас Гоббс и Джон Локк. Проблема власти, генезиса и сущности государственности в эпоху возникновения национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов, в Англии в период революции и гражданской войны стояла особенно остро. Развитие моральной и гражданской философии, или философии государства, привлекло внимание этих философов. Несомненно, на взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, как и многих других, большое влияние оказала гражданская революция XVII в. Учения и идеи этих мыслителей сыграли важную роль в истории философского знания. Политические взгляды Гоббса и Локка послужили толчком для развития политической мысли эпохи Просвещения.

Актуальность. Политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка оставила заметный след в историко-правовой мысли. Несмотря на то, что учения этих философов имеют историческую связь с эпохой, в которую они были сформулированы, интерес к ним не пропал и по сей день.

Цель работы: выявить сходства и различия между политико-правовыми идеями философов Т. Гоббса и Дж. Локка.

  • Познакомиться с биографией Т. Гоббса, его политическими взглядами;
  • Познакомиться с биографией Джона Локка и его политическими взглядами;
  • Изучите правовые теории каждого философа;
  • Проведите сравнительный анализ.

Биография Т. Гоббса

Политические и правовые идеи Т. Гоббса.

Основным явлением, которое пыталась объяснить социальная философия от античности до интересующей нас эпохи, является государство. Несмотря на преобладавшее в ней объединение понятий государства и общества, наиболее глубокие философы (Аристотель) не достигли полного отождествления этих понятий. Хотя концепция человеческого общества как особой реальности не была разработана ни в античности, ни в средние века, ее знакомые элементы появились с пониманием роли национальных, экономических и других факторов. Важность таких элементов возросла, когда философы задались целью объяснить природу государства через его происхождение. Спустя почти полтора века после Макиавелли Гоббс углубил свою попытку объяснить феномен государства на основе разума и оптики. Конечно, в восемнадцатом веке не существовало социально-исторического объяснения этого явления, но Гоббс разработал рационалистическое объяснение, основанное на дедуктивно-синтетической методологии.

Биография Джона Локка

Отец Локка был капитаном эскадрона в парламентской армии Кромвеля во время Гражданской войны. В молодости Джон Локк находился под влиянием политических идеалов своего отца, который выступал за суверенитет народа через парламент. Революция открыла Локку путь к образованию. По рекомендации отцовского командира он был зачислен в Вестминстерскую школу в 1646 году. В 1652 году, будучи одним из лучших учеников школы, Локк поступил в Оксфордский университет. В 1655 году Локк получил степень бакалавра искусств, а через три года — степень магистра.

В течение нескольких лет он преподавал греческий язык, риторику и моральную философию. Однако в эти годы Локк присоединился к экспериментальным научным исследованиям, проводимым в Оксфорде рядом молодых ученых, которые пытались реализовать программу Бэкона по углубленному изучению природы. Локк помогал Роберту Бойлю (1627-1691) в его экспериментах, заложивших основы научной химии, и был избран членом Лондонского королевского общества. В 1664 году Локк поступил на дипломатическую службу и некоторое время был секретарем английского посольства в германском герцогстве Бранденбург.

Постоянная забота о собственном здоровье привела Локка к изучению медицины в раннем возрасте. По свидетельству современников, он вскоре стал искусным врачом, но, не желая заниматься медицинской практикой, давал советы только друзьям. В 1666 году Локк познакомился с лордом Энтони Эшли, который страдал от непонятной болезни. Локк поставил точный диагноз и посоветовал сделать операцию, которая спасла ему жизнь. Лорд Эшли в знак благодарности пригласил Локка пожить у него летом, а затем предложил ему постоянное жилье в своем доме. Локк принял предложение и продолжал лечить лорда и всех членов его семьи.

Обязанности семейного врача не мешали Локку продолжать изучение философии и естественных наук. Благодаря Энтони Эшли Джон заинтересовался политикой и теологией. В то же время он продолжал заниматься наукой. В 1668 году Локк был избран членом Королевского общества естественных наук, а в 1669 году — членом совета этого общества. В 1672 году лорд Эшли стал лордом Шафтсбери и Великим канцлером Англии. Локк, напротив, занял высокий пост секретаря Совета благотворительности через покровителя.

Дж. Локк. Локк и его политические и правовые идеи

Как и Гоббс, Локк разработал в значительной степени индивидуалистическое понимание общественно-государственной жизни, широко используя концепции естественного и гражданского государства.

Локк, однако, полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотъемлемых индивидуальных свобод, баланса властей, законности восстания против тирана и т.д. Но, конечно, он не просто воспроизводил подобные идеи, высказанные другими до него. Локк развил их, модифицировал, добавил новые и объединил в целостную политико-правовую доктрину — доктрину раннего гражданского либерализма.

Основная цель государства — защита естественных прав человека, прав на жизнь, свободу и собственность. Люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь и свободу. При этом государство не обладает абсолютным произволом. По мнению Локка, общественный договор также предполагает ответственность государства перед своими гражданами. Если государство не выполняет свои обязанности перед гражданами, если государство нарушает свободу, граждане имеют право бросить вызов государству.

Государство отличается от других форм коллективности тем, что только государство воплощает в себе политическую власть, то есть право издавать законы для общего блага, регулировать и поддерживать собственность, а также право использовать силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от внешнего нападения.

Локк, в отличие от Гоббса, энергично развивает тему собственности и труда как неотъемлемых свойств естественного человека, которые должны прежде всего удовлетворять его основные потребности, без которых его жизнь была бы невозможна. Локк глубоко убежден, что собственность всегда присуща естественному человеку, неотделима, так сказать, от человеческого эгоизма.

Выражая потребности более зрелого буржуазного общества в сравнении с Гоббсом, Локк сильно подчеркивает важность частной собственности уже в состоянии природы. Собственность, однако, неотделима от труда, что отличает частное от общего. Локк, можно сказать, поет дифирамбы труду и частной собственности, которые он практически отождествляет, видя в них основу человеческой культуры.

Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка

Теории договорного происхождения государства придерживались многие философы эпохи Просвещения, так идеи Т. Гоббса были дополнены Дж. Локком.

У Гоббса предшествующее состояние обосновывается в более категоричной форме и проще, как неизбежное столкновение множества человеческих индивидов, а согласно Локку, предшествующее состояние — это состояние полной свободы, но оно имеет три недостатка.

Государство, по мнению Локка, было создано путем преодоления недостатков естественного состояния. Это произошло благодаря общественному договору.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей в государстве, а Локк предложил разделение государственной власти и выделил три ветви: законодательную, исполнительную и федеральную.

Таким образом, несмотря на то, что Локк развил идеи Т. Гоббса, можно заметить много различий в их взглядах. Тем не менее, политические и правовые взгляды этих ученых очень весомы и имеют большую эпистемическую ценность по сей день.

Заключение

Сравнивая политические и правовые взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка, можно увидеть много различий. Локк был основателем такого философского направления, как эмпиризм, идея которого заключалась в том, что все знания получаются из наших органов чувств, в то время как Гоббс основывался на материализме.

Оба философа придерживались теории договорного происхождения государства, но естественное состояние было разным. Для Гоббса это была война всех против всех, а для Локка — состояние мира разумных людей. Локк считал, что государство преодолевает недостатки естественного состояния, позволяя людям осуществлять свои естественные права, в то время как Гоббс считал иначе, а именно, что люди могут осуществлять свои естественные права на благо суверена.

Гоббс критиковал концепцию разделения властей, а Локк, напротив, считал, что для обеспечения триады естественных прав человека необходимо разделение государственной власти.

Список литературы

  • Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. — М.: Высшая школа. — 2003.
  • Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц. — М.: Норма. — 2007.
  • Кузнецов, В.Н. Европейская философия в XVIII веке / В.Н. Кузнецов. М. : Академический проект. — 2006.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Джон Локк – английский мыслитель, философ, педагог и врач, сторонник сенсуализма и либерализма. Высказанные им идеи оказали огромное влияние на формирование политической философии.

Английский философ 17 века Джон Локк вошел в историю благодаря своим выдающимся трудам о самых важных для человечества проблемах: межрелигиозных отношениях, воспитании детей и социальном устройстве общества.

Один из ярчайших представителей эпохи просвещения, он стал первым из философов, кому удалось раскрыть личность человека через непрерывность сознания.

Детство и юность

Джон Локк родился в графстве Сомерсет 29 августа 1632 года. Отец мальчика успешно работал в адвокатуре, что позволяло ему содержать семью в достатке. Однако настал тот день, когда Локк-старший из-за своей доброты потерял все нажитое, раздав накопленные деньги беднякам. Так родитель хотел приучить сына к добродетели и состраданию к ближним.

О матери будущего философа сведений практически не сохранилось. Известно, что также, как и супруг, к абсолютной монархии она была настроена весьма оппозиционно.

Оба родителя внесли огромный вклад в формирование личности мальчика. От отца он получил свободолюбие и независимость от мирских благ, а от матери – истинную набожность. Женщина потеряла одного из сыновей, когда тот был еще младенцем, поэтому всю жизнь прожила в страхе за других детей. Она бесконечно молилась за их здоровье и старалась жить так, чтобы не прогневать Господа.

Джон Локк

С юных лет мальчик много читал и показывал успехи в разных областях знаний. По совету друга семьи родители определили Джона в Вестминстерскую школу, где его считали самым прилежным учеником.

Окончив школу, в 1652 году юноша поступил в Оксфорд, где с увлечением изучал медицинскую науку, осваивал греческий и латынь. Основы естествознания Локк получал у самого Роберта Бойля. Во время учебы студент познакомился с философией Рене Декарта, ставшей основой мировоззрения начинающего мыслителя.

Многое в парня вложил и его преподаватель Бойль, который всегда выделял его из массы других учеников. Джон научился коротко и ясно излагать самую суть своих мыслей, не прибегая к пустым заумным рассуждениям.

В университетские годы у Локка появилось еще два кумира: Ричард Лоуэр, прививший ему тягу к медицине и Джон Уилкинс – священник-полимат, который был специалистом сразу в нескольких областях науки.

Философия

Джон Локк

Теорию Джон не поддержал, а напротив, выступил с ее опровержением. По мнению ученого, человеку свойственно заниматься теми или иными идеями (например, медицинскими открытиями) не на уровне подсознания, а исключительно из-за их пользы. Локк утверждал, что в основе подсознания людей лежит приобретенный опыт, построенный на чувственном восприятии.

Джон Локк

Локк оспаривал точку зрения Декарта, по мнению которого мышление является постоянным признаком человеческой души. Идея Джона заключалась в том, что знания постигаются с опытом, тогда как Декарт утверждал, что мышление – это постоянное состояние индивида.

Педагогика

Блестяще окончив Оксфорд, молодой специалист некоторое время преподавал древние языки в стенах альма-матер. Однако вскоре он получил приглашение стать домашним врачом графа Энтони Шефстбери, которого незадолго до этого вылечил от тяжелого недуга. Помимо врачебной деятельности в доме Купера, Локк занимался воспитанием двоих его сыновей.

Джон Локк

По убеждению Локка, человек действует тем или иным образом не на основе своего восприятия, а в зависимости от воспитания, вырабатывающего характер, силу воли и нравственные качества индивида. Автор подчеркивал, что физическое воспитание неотделимо от духовного: развивая здоровье человека, не следует забывать о духовной чистоте и нравственности.

В посланиях Клэрку Джон часто прибегал к методике воспитания, разработанной его отцом. Основными принципами ее являлись:

  • совершенствование физической формы, строгая дисциплина, простое, здоровое питание, определенный распорядок дня;
  • познавательные игры и развивающие занятия;
  • подавление собственных желаний и следование разуму;
  • обретение изящных манер.

В обучении детей Локк придерживался основного дидактического принципа: использовать заинтересованность и любознательность ребят. Педагог считал, что главным инструментом воспитания являются окружающая среда и живой пример. Для формирования у детей устойчивых положительных привычек Джон призывал применять ласковые слова и кроткие внушения. Развивать силу воли подопечных ученый предлагал с помощью физических упражнений и закаливания.

Джон Локк

Главные науки, которые по мнению Локка должен освоить каждый ребенок, это: чтение, правописание, этика, география, история, математика, геометрия, рисование, астрономия, фехтование и несколько иностранных языков. Кроме того, будущему гражданину необходимо обучиться какому-либо полезному ремеслу.

Как автор новой концепции воспитания, Джон выявлял множественные недостатки в образовательной системе тех лет. Например, он был горячим противником латинских сочинений и речей, которые должны были создавать учащиеся. Педагог считал, что обучение должно быть понятным, наглядным и вещным. Он не выступал против сочинения стихов и поэзии в целом, но в силу своей некоторой сухости уделял этим вещам минимальное внимание.

По мнению Локка, физически наказывать детей можно только в самых крайних случаях: когда неповиновение становится систематическим и при особо дерзком поведении.

Политика

Джон Локк

Рассуждая о государстве, ученый считал, что оно должно обеспечивать личные свободы и права своих граждан. По убеждению автора, власть должен избирать народ, а каждый отдельный человек должен жить в соответствии с принятым законодательством, а не зависеть от произвола власть имущих.

Государство, как высший орган власти, обязано обеспечить защиту каждому гражданину и его имуществу. Так Локк впервые сформировал такие понятия, как правовое конституционное государство и законодательная власть.

Личная жизнь

Одним из самых известных философов-затворников считается Иммануил Кант, но Джону Локку удалось превзойти его в одиночестве. Если немецкий коллега в конце жизни все же обзавелся жилищем и прислугой, то Локк до конца своих дней оставался бездомным. Всю жизнь ученый провел в чужих домах, работая преподавателем.

Джон Локк

Его деятельность никогда не была централизованной: ни одной из наук он не отдавался полностью, без остатка. Медициной занимался, когда надо было кого-то вылечить, политику исследовал по мере возможности и т.д.

Джон был до глубины души верующим человеком, но в то же время был увлечен наукой. До конца жизни он пытался связать эти два разных понятия – науку и религию. Личная жизнь, судя по всему, у Локка не сложилась – супругой и детьми он так и не обзавелся.

Смерть

На закате своих дней Джон перебрался в загородное имение женщины по имени Дэмерис Мэшем, которая стала ему, как дочь. Дэмерис была последовательницей его философских взглядов и учений, которые она распространяла на своих домочадцев.

В старости Локк совсем перестал слышать, и этот факт очень его огорчал. Философ любил вести беседы на разные темы, теперь же у него такой возможности не было.

Джон Локк

Причиной смерти ученого стала астма. Это случилось 28 октября 1704 года в доме леди Мэшем, которая находилась рядом с ним до последних минут жизни. Похоронили мыслителя неподалеку от дома подруги.

Труды

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Политико-правовые итоги раннебуржуазных революций получили теоретическое обоснование в трудах Джона Локка (1632—1704 гг).

В произведении "Два трактата о правлении" (1690 г.) Локк критиковал теологическо-патриархальную теорию Фильмера и изложил свою концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения доктрины содержали государственно-правовые принципы гражданского общества.

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходил из представления о "естественном состоянии". Важная особенность, учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, —"состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью. Это состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого".

В естественном состоянии не было ничего отрицательного. Однако для создания гарантий естественных прав люди отказались от права на абсолютную свободу и заключили общественный договор (соглашение). В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы для применения этих законов, а также ведать отношениями между другими государствами.

В духе юридического мировоззрения Локк рассуждал об основаниях распространения власти на тех, кто не участвовал в заключении первоначального соглашения (дети и иностранцы). Локк считал возможным пересмотреть первоначальное соглашение в случае деспотического правления, нарушения естественных прав или свобод.

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантирования естественных прав (свобода, равенство, собственность), оно не должно посягать на эти права. Главная опасность для естественных прав вытекает из привилегий, особенно из привилегий тех, кто обладает властными полномочиями.

Далее следует определить отношение Дж. Локка к различным формам правления. Локк за республиканско-демократическое правление. Согласно теории Локка абсолютная монархия — один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону.

Абсолютная монархия — всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то выходит из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают считать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может оградить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного лица. Отсюда —одно из основных положений теории Локка: для одного человека, находящегося в гражданском обществе, может быть сделано исключение из законов этого общества.

Пределы власти государства при всех формах правления — естественные права подданных. Государственная власть, писал Локк, может брать на себя право повелевать посредством не произвольных и деспотических указов, а наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять право подданного посредством провозглашения постоянных и известных законов. И главное, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей.

Локк различал законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти.

Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк — сторонник представительной системы принятия законов учреждением, избираемым всенародно и ответственным перед ним, так как народу всегда принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа в случаях, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. К правам законодатель-
т власти Локк относил также назначение судей. Здесь сказалась особенность английского права, одним из источников которого является судебная практика

Законодательная и исполнительная власти не должны находится в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов или другими способами использовать политические привилегии в своих частных интересах.

Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, должен быть коллегиальным и заседать постоянно. Монарх — глава исполнительной власти — имеет так называемые прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах всеобщего блага совершенствовать избирательную систему для более полного и пропорционального представительства. Деятельность монарха и правительства должна быть подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента.

Обоснование естественных прав, выражавших основные принципы правового государства, принесло Локку славу основателя либерализма. Позднее, созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства развивалась и дополнялась в части перечня формальных прав и свобод.

Читайте также: