Два субъекта рф имеют взаимные территориальные претензии разрешим ли этот конфликт

Обновлено: 28.06.2024

9 декабря 1991 г. тремя представителями славянских республик был юридически закреплен факт прекращения существования СССР как единого государства. В результате было образовано аморфное СНГ, которое уже 26 декабря того же года включило в себя 11 бывших союзных республик, за исключением стран Балтики и Грузии.

Это обстоятельство породило целую плеяду территориальных проблем для вновь созданных государств. В числе наиважнейших нужно особо подчеркнуть пограничные споры и проблему установления собственно государственной границы. Наиболее важным моментом здесь является факт неточного закрепления в прошлом административных, а ныне государственных границ, а также проблемы тесно связанные с границами: режим пересечения государственных границ, таможенные и пограничные проверки, защита русского населения в приграничных районах, разрушение семейных связей и многое другое. Кратко перечислим территориальные и этнические конфликты на территории бывшего СССР, предварительо разделив эти конфликты на две большие группы: военные конфликты и конфликты невоенного характера.

Начнем с военных конфликтов, таких три: Молдово-приднестровский, Грузино-абхазский, Армяно-азербайджанский.

Молдово-приднестровский конфликт, возникший в конце 80-х гг. к началу 1992 г. принял военную окраску. Суть проблемы состоит в том, что, получив государственный суверенитет, Молдова, расколотая по этническому признаку на три части: молдаване, русские и гагаузы, стала открыто попирать права и свободы не молдаван. Особенно явно это проявилось по отношению к русским, которые были объявлены "колонизаторами". Учитывая тот факт, что на левом берегу р. Днестра и в городе Бендеры русское население проживает компактно, особому террору подверглась именно эта часть населения суверенной Молдовы.

Приднестровье не желает признавать себя частью Молдова на том основании, что:

во-первых, территория Приднестровья никогда не принадлежала Молдавии исторически и была подарена Сталиным в знак присоединения к СССР в 1940 г.,

во-вторых, на территории Приднестровья компактно проживает именно русское, а не молдавское население,

в-третьих, правящий режим Молдовы использовал прямое насилие против русского и русскоязычного населения Приднестровья в 1992 и 1993 гг.

Самопровозглашенная республика Приднестровья вправе ставить вопрос о своем самоопределении и присоединении к России в качестве ее полноправного субъекта или о реализации своего права на самоопределение.

Похожая ситуация наблюдается на территории Грузии. Республика Абхазия, провозгласив себя суверенным государством в 1992 г., вооруженным путем отстояв свою независимость в 1993 и 1994 гг., пытается строить самостоятельную государственность или войти в состав России полноправным ее субъектом.

Абхазия аргументирует свою позицию на основании похожих доводов. Однако, если Приднестровье готово признать себя автономным районом Молдовы при определенных условиях, то руководство Абхазии заявляет, что Абхазия ни за что не признает себя частью суверенной Грузии.

Ситуация в Таджикистане несколько иная. На фоне внутренней гражданской войны, Таджикистан испытывает на себе двойное давление: собственной вооруженной оппозиции и агрессию со стороны Афганистана, которая частично сдерживается вооруженными силами Российской Федерации.

Условно говоря, Таджикистан разрывают на части следующие партии: прорусская, некоторые представители которой заявляют о необходимости присоединения Таджикистана к России; проафганская, она же антирусская, требующая немедленного вывода из Таджикистана российских войск и выдворения всех русских и русскоязычных; и узко националистическая, ратующая за независимый и Великий Таджикистан.

Что касается армяно-азербайджанского конфликта, то мы не будем уделять ему большого внимания, отметив лишь, что поводом к его возникновению послужила политика притеснения армянского населения в Нагорном Карабахе (армян в Карабахе около 90%) со стороны руководства Республики Азербайджан.

К этно-политическим конфликтам невоенного характера можно отнести такие территории: северный район Эстонии, Латвия, Крым и Севастополь, Закарпатье, Восточная Украина, Осетия, Лезгины, Северный Казахстан, Средняя Азия, наконец,Чечня.

Кратко охарактеризуем все эти регионы и их проблемы. В трех населенных пунктах на севере Эстонии: в Нарве, в

Кохтле-Ярве и в Силамяэ, компактно проживает русское население, составляющее 90% всего населения этого района.

Латвия этнически делится на две части: собственно латыши около 53%, русские, украинцы, белорусы около 40% и другое население. Имеются районы ( в основном это крупные центры), где русское население превалирует. Например, Рига столица Латвии.

Особую проблему являет Украина. Имеется целых три крупных территориальных проблемы: Закарпатье, Крым и Севастополь, Восточные области Украины.

Проблемы в Восточной Украине сродни проблемам и на Севере Эстони, с той лишь разницей, что украинцы и русские два очень близких народа.

Закарпатская проблема заключается в том, что нынешний украинский режим попирает права коренного народа этой местности русин. Русины (иное название русськие) компактно проживают на территории Ужгородской, Ивано-Франковской и Черновецкой областей Украины. Требования этого народа сводятся к полной независимости от Украины и возможному присоединению к Российской Федерации.

Особую проблему составляет Крым и Севастополь. Суть этой проблемы заключается в том, здесь налицо не этнические, а политические распри. Регион имеет и чисто конституционно-правовые проблемы. Кратко история этих проблем такова. В 1947 г. г. Севастополь выводится Указом Президиума Верховного Совета РСФСР из состава Крыской области РСФСР и становится городом республиканского подчинения. в 1954 в нарушении действовавшего законодательства РСФСР Крым передается Хрущевым УССР. О городе республиканского подчинения Севастополе не говориться ничего. Севастополь продолжает оставаться субъектом РСФСР. В 1978 г. по новым Конституциям РСФСР и УССР по странной причине Севастополь молчаливо передается УССР, т. е. становится городом республиканского подчинения не РСФСР, а УССР. Учитывая то, в Крыму проживает подавляющее большинство русских, не считающих себя украинцами, проблема обостряется. Кроме того, проблема Севастополя и Крыма связана с проблемой Черноморского Флота.

В этой связи, необходимо полностью подтвердить решение Верховного Совета РФ 1993 г. "О подтверждении российского статуса города Севастополя".

В настоящий момент, населению полуострова удалось добиться частичной автономии от Украины. Создана Республика Крым в составе Украины, избран и действуют Президент и Верховный Совет этой республики. В то же время, Украинский парламент предпринял попытку упразднить Крымскую автономию и, тем самым, поставил ситуацию в Крыму на грань возможной гражданской войны. Особенно проблема осложняется наличием на полуострове дислоцированного там Черноморского Флота, который может стать самостоятельной силой в разрешении Крымского конфликта.

Осетинский и лезгинский народы находятся приблизительно в равном положении, с той лишь разницей, что Осетия имеет коституционно-правовой статус с Российской Федерации и Грузей, а лезгины не имеют своей государственности вообще, и в настоящий момент компактно проживают в Дагестане РФ и Азербайджане.

Проблема Северного Казахстана сродни проблемам в Эстонии и в восточных областях Украины.

Средняя Азия болеет проблемой абсолютно необоснованной ненависти к русским и русскоязычным. Приходится констатировать тот факт, что из этих государств русских всячески пытаются изгнать, волна беженцев и вынужденных переселенцев продолжает возростать.

Наконец, существует проблема Чечни. К сожалению, в настоящий момент этот конфликт перестал быть невоенным, стал военным в прямом смысле слова. Действия российских войск в этой республике наглядно демонстрируют, к сожалению, неспособность руководства Российской Федерации реагировать адекватно на адекватную угрозу. Не может вызывать сомнения тот факт, что в Чечне не было борьбы чеченского народа за свою независимость, а действия руководства республики нельзя оценить иначе как сепаратизм. Главное отличие сепаратизма от борьбы народа за свою независимость истинные интересы народа. Если интересы народа совпадают с его выходом из состава другого государства и создание своего собственного, тогда мы имеем дело с подлинным правом народа на самоопределение, если интересы народа не совпадают мы имеем дело с сепаратизмом, когда интересы правящей политической элиты выдаются за желание народа.

Лакмусовой бумажкой в решении вопроса, что это сепаратизм или борьба народа за свою независимость является проведение плебисцита на основе прямого, тайного, независимого волеизъявления народа. Такого плебисцита в Чеченской Республике никто не проводил. Вместо этого, там был создан открыто террористический криминальный режим. Тем не менее, эта территориальный конфликт на территории бывшего СССР.

Закрепленный в Уставе Организации Объединенных Наций принцип права народов и наций на самоопределение также способствует осознанию многими этносами своего места в постоянно меняющемся мире. Это отчетливо прослеживается по событиям, происходящим в бывшем Советском Союзе. Сам распад этого государства породил огромные территориальные сложности для входящих в него республик. Административные границы союзных республик подобно ножу разрезали целые народы на части. К таким народам можно отнести,например, осетин и лезгинов, но самым большим народом, попавшим в такую ситуацию является русский народ. Около 25 миллионов русских оказались за пределами Российской Федерации из-за "мудрого" политического решения. Но русский народ компактно проживает в северных районах Эстонии, в крупных промышленных центрах Латвии, на восточном берегу Днестра в Молдове, в Крыму и восточных областях Украины, наконец, в северном Казахстане. Все эти проблемы не могут разрешиться сами собой, а требуют пристального внимания юристов, этнографов, историков и политиков. Главной осью этого букета проблем явится необходимость пересмотра административных границ бывшего СССР с целью исправления этой ненормальной ситуации.

Российская Федерация является правопреемником бывшего СССР. В силу этого обстоятельства, Российская Федерация имеет несколько проблем, так сказать, оставшихся в наследство от СССР. Например, демаркирование российско-китайской границы на Дальнем Востоке, решение территориальной проблемы с Японией по поводу южных Курил, проведение переговоров с Норвегией в связи с установлением западной границы Северного полярного Сектора.

Крупные территориальные вопросы поднимаются в связи с ситуацией на Каспии, особенно остро эта проблема проявилась после подписания Азербайджаном контракта с ведущими мировыми нефтяными компаниями о разработке запасов нефти континентального шельфа Каспийского моря. Имеются проблемы в Охотском и Азовском морях.

Иными словами, можно констатировать наличие большого числа территориальных проблем, которые теснейшим образом связаны с интересами и безопасностью России.

13 тысяч километров государственных границ России не демаркирована, более того, на многих участках границ нет даже таможенных постов. Контрабанда, оружие и наркотики свободно перемещаются через государственные границы России и угрожают нашим национальным интересам. Известное утверждение "граница на замке", к сожалению, потеряло свой прежний смысл. Огромные пространства России фактически оказались не защищенными.

Мы уже описали территориальные проблемы вкратце. Теперь остановимся несколько подробнее на пограничных спорах со странами Прибалтики и СНГ.

Особенностью территориальных отношений со странами Прибалтика являются многочисленные реальные и потенциальные территориальные претензии. Эти претензии возникают также в связи с противоречием двух принципов международного права: нерушимости границ и права наций и народов на самоопределение. Кроме того, между РСФСР и государствами Балтики были заключены договоры о линии прохождения государственных границ в 1920 г.: с Эстонией 2 февраля 1920 г., с Литвой 12 июля 1920 г., с Латвией 11 августа 1920 г. В результате, РСФСР были навязаны неестественные дискриминационные границы.

В 1940 г. в результате вхождения государств Прибалтики в Состав СССР, государственные границы были упразднены и установлены административные границы между союзными республиками. Эти границы были установлены произвольно в ущерб территориальным интересам стран Прибалтики.

Именно эти административные границы и являются в настоящий момент государственными. Часть 1 статьи 5 Закона "О государственной границе РФ" позволяют Федеральным органам Российской Федерации устанавливать государственную границу без международных договоров, что и было сделано Российской Федерацией в 1993 г., когда Указом Президента Российской Федерации была демаркирована граница Российской Федерации со странами Прибалтики в одностороннем порядке.

Кратко остановимся на реальных и потенциальных претензиях со стороны прибалтийских государств к Российской Федерации. Эстония открыто претендует на Печорский и Кингишинский районы Псковской и Ленинградской областей соответственно, а также устанавливает 12-ти мильный предел своим территориальным водам, что существенно затруднит плавание российских торговых судов в Финском Заливе.

Латвия потенциально может выдвинуть претензии в отношении Пыталовского района Псковской области России, которая находилась под суверенитетом Латвии до 1940 г.

Литва также потенциально может выдвинуть территориальные претензии к Калининградской области (ряд общественно-политических сил этой страны уже открыто заявил об этом), кстати, Калининградская область теоретически представляет собой сферу борьбы трех европейских держав: Германии, Польши и Литвы. К тому же необходимо провести государственную границу по приграничным озерам и разделить исключительную экономическую зону и континентальный шельф в Балтийском море, богатые рыбой и янтарем.

Ответные территориальные претензии могут быть представлены и со стороны Российской Федерации, ибо все прибалтийские государства имеют районы с компактным проживанием русского и русскоязычного населения. Кроме того, геополитические интересы Российской Федерации в Прибалтике очевидны: выход к Балтийскому морю необходим России для торговли с Европейскими странами и частью США.

Установление государственных границ со странами СНГ выглядит в настоящее время весьма проблематично. Связано это со множеством причин. Отметим некоторые из них. Общая протяженность государственных границ Российской Федерации составляет 60932 км, из них морских 38808 км, сухопутных, речных и озерных 22124 км. Около 13 тысяч километров государственной границы России со странами СНГ и эти границы почти никто не охраняет, за исключением небольших таможен со смежными странами, Соглашения по которым подписаны и действуют. Кроме того, на ряде участков государственной границы Российской Федерации с государствами Закавказья установлены пограничные посты. Пограничные войска Российской Федерации обеспечивают безопасность государственных границ Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстанаи Армении. Однако, в целом проблема охраны государственных границ не решена. Этому, отчасти, способствует установление тесных дружественных отношений внутри СНГ между Россией, Беларусью, Украиной и Казахстаном. Рассматриваемая нами выше возможность объединения нескольких государств в одно, аналогично мешает установлению четких государственных границ. Более того, установление государственных границ с Украиной и Беларусью нарушило бы семейные связи народов, в установка границ с Казахстаном отрезало бы несколько миллионов русских, компактно проживающих на Севере этого государства.

Для установления государственных границ со странами-участниками СНГ необходимы двусторонние договоры о делимитации и демаркации, что тот час повлечет за собой, территориальные споры и возможно приведет к вооруженным конфликтам между странами.

В практике межреспубликанских отношений возникли некоторые территориальные неувязки; в частности, карты разного года издания устанавливают различное прохождение административной границы в СССР. Даже некоторые колхозы оказываются разрезанными на части, не говоря уже о населенных пунктах.

Самим национальным интересам России противоречит немедленное установление линии государственной границы и ее демаркация.

Для решения территориальных вопросов международное право выработало систему мер, направленных в соответствии с принципом мирного разрешения споров, на такое такое решение вопросов, при котором степень возможных издержек сведен к минимуму.

24. Население государства с точки зрения международного права

Под населением понимается совокупность лиц, проживающих на территории какого-либо государства. Население государства состоит из граждан данного государства, а также проживающих в стране иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов) и лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов). Правовое положение населения государства регламентируется, прежде всего, нормами национального права страны, в которой оно проживает. Государство осуществляет в отношении своего населения три вида юрисдикции – законодательную, исполнительную(административную) и судебную.

Однако значительную роль в регулировании прав и свобод индивида играет и МП. Его роль в данном случае выражается, в частности, в том, что:

1) государства в силу обычноправовых норм международного права взаимно признают исключительную юрисдикцию государств в регулировании правового статуса лиц, составляющих их население;

2) они взаимно согласились признавать право отечественного государства в установленных случаях оказывать содействие своим гражданам, находящимся на иностранной территории, в осуществлении их прав, предусмотренных для иностранцев;

3) обычно на взаимных договорных началах государства регулируют вопросы, касающиеся коллизии их внутригосударственных норм об определении статуса лиц, относящихся к категории их граждан (в частности, заключая соглашения об исключении двойного гражданства);

4) регулируют на уровне норм общего международного права правовое положение лиц, входящих в состав их зарубежных органов внешних сношений.


Особенностью Кавказа является постоянная активизация со стороны различных этнических групп, требующих восстановления их былых политико-административных единиц или повышения удельного статуса таковых. В условиях нарастающей межэтнической борьбы усиливаются требования изменения существующих границ. Возникают все новые схемы по укреплению, либо, напротив, дроблению национально-территориальных общностей.

В регионе проходят границы нескольких независимых государств, к которым могут в ближайшее время прибавиться новые самостоятельные образования. На Северном кавказе существуют автономии, которые вот-вот попытаются провести операцию раздвоения: карачаевцы-черкесы, кабардинцы-балкары.

Что касается Дагестана, то здесь переплетены между собой сразу более тридцати различных этнических и религиозных групп, что само по себе отражает вековую историю иудейских каганатов.

На сегодняшний день в калказском регионе имеется порядка трех десятков основных очагов конфликтности, питаемых, прежде всего за счет взаимных национально-территориальных притязаний.

К основным территориальным проблемам на Кавказе принадлежат:

- требования о передаче части российских земель (приморские районы Краснодарского края) Адыгее;

- создание отдельных карачаевской и черкесской республик;

- учреждение единой кабардино-балкарской федерации народов (как вариант провозглашения карачаево-балкарской республики или же восстановление кабардино-черкесской республики);

- окончательное оформление и отделение чеченской республики;

- передача Пригородного района, а также части столицы северной осетии Владикавказа ингушетии;

- передача Моздока кабардино-балкарии;

- уступка малгобека кабардино-балкарии;

- создание "великой черкессии" в границах черкессии, кабарды, адыгеи и приморских районов Краснодарского края;

- передача западных районов дагестана ингушетии и чечне;

- восстановление "горской республики" (ее прототип существовал в 1921 - 1924 годах при большевиках) в границах чечни, ингушетии, северной осетии, кабарды, черкессии и части дагестана;

- передача большого сочи грузии;

- выход абхазии из состава грузии;

- упразднение юго-осетинской автономии в пределах грузии;

- учреждение независимой осетинской республики или присоединение единой осетии к россиянии;

- присоединение нагорного карабаха к армении путем создания территориального "коридора";

- создание независимой горно-карабахской республики (арцахской республики) с собственным президентом и парламентом;

- присоединение джавахетии (юго-западная часть грузии) к армении;

- присоединение юго-восточной части грузии к азербайджану;

- присоединение северо-западной части азербайджана к грузии;

- присоединение южной части армении к азербайджану;

- упразднение аджарской автономной республики;

- восстановление шаумяновского района в азербайджане.

Требования о создании (восстановлении) национально-культурных автономий:

- кизяков - в Краснодарском и Ставропольком краях;

- греков - на побережье Краснодарского края;

- туркмен - в Ставропольском крае;

- ногайцев - в Ставропольском крае и на севере Дагестана;

- немцев - в Краснодарском крае;

- курдов - на юге армении и азербайджане;

- турок-месхетинцев - в грузии;

- корейцев - в Краснодарском крае.

Не менее остро стоит вопрос о возвращении собственности представителям этнических групп, подвергшихся принудительному переселению в условиях сталинского геноцида и позднейших преследований:

- армянам из азербайджана и нагорного карабаха;

- азербайджанцам из армении и нагорного карабаха;

- юго-осетинам из цхинвали и прилегающих районов;

- ингушам из районов Владикавказа;

- немцам из городов баку и тбилиси.

Кавказский регион вступил в полосу междоусобиц и конфликтов разного уровня, среди которых наиболее острыми, неизбежно будут национально-территориальные, политико-экономические и социально-этнические.

Турецкие националисты зарятся на Крым и Кавказ, а украинские мечтают захватить Ростов и Воронеж

Аудио: 10 стран-соседей выдвигают территориальные претензии к России. Как нам реагировать?

Ремизов: - Я думаю, сейчас нас должно беспокоить не столько то, что Украина претендует на российские земли, а то, что многие из них она сегодня контролирует. И проводит на них политику этноцида: выкорчевывает русскую идентичность, язык и культуру. Прежде всего - на территориях Донбасса и Новороссии, переданных большевиками в состав УССР.

Территориальные претензии к России

ЛАТВИЯ

Пыталовский район Псковской области (неофициально) Общая площадь 1111 кв. км

ЛИТВА

Калининградская область (неофициально) Общая площадь 15 100 кв. км

Литва после войны получила благодаря Сталину Клайпеду - бывший немецкий порт Мемель. Он входил в состав Восточной Пруссии (большая ее часть превратилась в Калининградскую область), так что особо ретивые литовские политики на этом основании призывают передать им Янтарный край целиком.

ТУРЦИЯ

Крым, Кубань, Карачаево-Черкесия (неофициально) Общая площадь 116 762 кв. км

ЭСТОНИЯ

Ивангород Ленинградской области, Печорский район Псковской области (официально) Общая площадь 1258,7 кв. км

Претензии на российские земли связаны с Тартуским мирным договором между Эстонией и РСФСР от 1920 года, когда измотанной Гражданской войной советской республике навязали грабительские условия по границе. Справедливость была восстановлена после Великой Отечественной войны, но в 90-х, после обретения Эстонией независимости, про Тартуский договор вспомнили снова. Уже несколько лет пограничные вопросы между двумя странами остаются неурегулированными, поскольку эстонские депутаты-националисты умудрились внести в уже согласованный текст документа новые ссылки на Тартуский договор.

УКРАИНА

Крым (официально), Кубань, Ростовская, Белгородская, Курская, Воронежская и Брянская области (неофициально) Общая площадь 347 301 кв. км

АБХАЗИЯ

Правобережная часть села Аибга в верховьях Псоу (неофициально) Общая площадь 154,4 кв. км

Разделенное на две части горной рекой Псоу село Аибга сейчас административно входит своей российской стороной в город Сочи, а абхазской - в Гагрский район. Претензии абхазов носят даже не столько территориальный, сколько хозяйственный характер, связанный с условиями свободного пересечения границы, электро- и водоснабжения.

АЗЕРБАЙДЖАН

Лезгинистан, то есть Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский и некоторые другие районы на юге Дагестана (неофициально) Общая площадь св. 3600 кв. км

ФИНЛЯНДИЯ

Карелия и Карельский перешеек, включая Выборг (неофициально) Общая площадь 187 400 кв. км

КИТАЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ТАЙВАНЬ)

Республика Тыва (Урянхайский край) и Благовещенский и Тамбовский районы Амурской области на северном берегу Амура и восточном берегу реки Зеи (официально) Общая площадь 176 097 кв. км

Один из самых анекдотичных территориальных споров связан с расположенной в тысячах километров и непризнанной островной Китайской Республикой (Тайвань), которая, считая себя наследницей Цинской империи, не признает российской принадлежности Республики Тыва (в прошлом Урянхайского края) и части левобережья Амура напротив города Хэйхэ, где сейчас располагаются 64 российские деревни. Это притом что прежние пограничные споры между РФ и нашим великим соседом Китайской Народной Республикой урегулированы практически полностью.

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

Остров Ноктундо (бывш. Олений) на реке Туманной (Туманган) в Приморском крае (официально) Общая площадь 32 кв. км

Еще один территориальный анекдот связан с принадлежностью небольшого острова на реке Туманной в Приморском крае недалеко от границы России и КНДР. У Пхеньяна вопросов по этому клочку земли нет, он считается российским, а вот Южная Корея, которая с Россией не граничит, признавать этот факт отказывается.

ЯПОНИЯ

Южные Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Малая Курильская гряда - Хабомаи (официально) Общая площадь 4989,71 кв. км

Помимо Шикотана и Малой Курильской гряды - Хабомаи спорными являются еще два острова: Кунашир и Итуруп. Все они были заняты Советским Союзом в конце Второй мировой войны (где Япония участвовала на стороне Гитлера). Однако затем на побежденный Токио надавили американцы, желавшие оставить на Дальнем Востоке болевую точку, и самураи подписывать с нами мирный договор отказались. А значит, и признавать новые границы.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Ольга ПАРФЕНОВА, зав. кафедрой истории, обществознания и политологии Северо-Восточного федерального университета (СВФУ):

Все эти претензии сойдут на нет через 30 - 40 лет

Есть принцип домино: стоит только раз поступиться одной территорией - серьезные проблемы возникнут уже с другими. В любом земельном вопросе Россия должна занять принципиальную и бескомпромиссную позицию. Это наше геополитическое богатство.

А отомрут пограничные конфликты естественным путем. Заметьте, что реальные претензии наших соседей касаются только тех земель, конфликты вокруг которых были в XX веке. Это раны недавнего прошлого, еще живы люди, когда-то родившиеся на данных территориях, вот претензии и выдвигаются. Достаточно подождать несколько десятилетий, и они сойдут на нет сами собой, став частью истории.

ЦИТАТА

«Мы никогда не будем вести переговоры на платформе каких-либо территориальных претензий…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Япония сама признала, что Курилы — идеальная точка для американских ракет

КСТАТИ

Нефть, рыба, редкие металлы: чем богаты Южные Курильские острова, за которыми охотится Япония

Эти территории и акватории не менее богаты, чем проданная когда-то Штатам Аляска (подробности)

В ТЕМУ

300 советских десантников: как Красная Армия завоевала Курилы

Командир отряда докладывал: "Некем пленить!" - 10 тысячный гарнизон японцев сдался без боя (подробности)

Пили и Курилы: как наши прежние правители пытались с Японией мир подписать

Брежнев и Хрущев торговались за два острова, а Горбачев и Ельцин были согласны отдать все четыре (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Творческий проект . Тема: Проблема спорных территорий мира

Данный проект был представлен на заседании районного методического объединения учителей географии . Имеет цель: дополнение к учебному материалу при изучении политической карты мира.


Донецкая Народная Республика

управление образования администрации города Донецка

Творческий проект

Работу выполнила учитель

Даниленко Маргарита Алексеевна

1.2. Характеристика научных терминов .

1.3. Краткие примеры данной проблемы .

1.4. Особое категория территориального спора с участием более двух субъектов.

1.5. Разновидности территориальных споров.

Проблему спорных территорий, возможно, рассматривать как своеобразный фактор нестабильности, охватывающий более пятидесяти стран мирового сообщества. Территориальные споры могут привести не только к изменению мировой геополитической карты, но и стать источником конфликтной ситуации. Нередко спорная территория выступает своеобразным лакмусом негативных явлений таких как, наркотрафик, платформа для международного терроризма. Решить проблему спорных территорий, даже носящих длительный исторический характер, возможно путем прямого диалога с применением норм международного права, с национальным законодательством.

Государство может предъявлять в одностороннем порядке территориальную претензию, как на принадлежность территории, так и на прохождение границы. Территориальная претензия одного государства может служить одним из механизмов попытки оказать давление на принятие решения другим государством. Примером территориальной претензии служит претензия Японии к Российской Федерации по вопросу Курильских островов. Отличием территориального спора от территориального разногласия и территориальной претензии выступает обязательное условие предъявления взаимных прав на спорный объект территории. Территориальное разногласие не всегда приводит к территориальному спору, и может быть решено на начальной стадии. Следствием территориального спора, как правило, служит не устраненное территориальное разногласие.

Классификация территориальных споров имеет практическое значение для более детального изучения данного вопроса и может позволить выработать форму мирного урегулирования проблемы спорных территорий.

Современная теория предполагает несколько видов территориальных споров. Одним из аспектов в вопросе прохождения границы является отсутствие как делимитированной, так и демаркированной границы. Территориальный спор в данном случае связан с определением прохождения границы и предусматривает способы его установления. Иногда наличие спора связано с предоставлением каждой из сторон своей делимитации. В данном контексте предмет территориального спора может быть сведен к определению соответствия предоставленных делимитаций нормам действующего международного права. Немаловажным аспектом здесь будут выступать нормы национального законодательства. Имеет место ситуация, когда международный договор ставший фактом территориального спора не правильно истолковывается сторонами в части обозначения в нем проходящей границы по спорной территории. Например, в Гибралтарском вопросе, порт и его прибрежные воды не раз становились объектом международного спора между Испанией и Великобританией из-за того, что стороны по-разному толкуют положения Утрехтского договора в части прохождения границы.

Для того, чтобы лучше понять аргументы испанской и британской сторон, важно обратиться к другим аспектам касающихся территориальных споров.

Однако вектор спора направлен в плоскость непосредственного суверенитета над территорией. Для предъявления прав на спорную территорию государство должно подтвердить осуществляемые ранее властные полномочия над данной территорией. Государству необходимо показать, что в силу сложившихся обстоятельств государственные полномочия были прекращены, или государство оспаривает предположение прекращения полномочий, что позволяет ему предъявлять права на спорную территорию. Так, Оливенса является спорной территорией между Мадридом и Лиссабоном. Оливенса принадлежал Португалии с 1297 года, и перешел к Испании по договору Бадохос от 1801 года. Обе стороны трактуют положения договора по-своему и утверждают о своих правах на территорию. Кроме спорного вопроса о суверенитете так же прослеживается спор о демаркации границы, который вытекает из вышеуказанного договора.

Характеризуя категорию территориального спора необходимо обратить внимание еще на один аспект. Не относится к территориальному спору реализация нацией международного принципа на самоопределение. Нация существует на спорной территории и через реализацию международного принципа добивается образования собственного государства. Грузино-абхазский конфликт не является конфликтом за спорную территорию. Народ Абхазии применил статью 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, от 16.12.1966г принятой резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеей ООН, в которой предусмотрено, что все народы имеют право на самоопределение. Зарождение абхазской народности в VIII веке происходило путем соединение в древнеабхазскую народность азгилов, зихов, абазгов на территории современной Абхазии. Абхазия, единственное национальное государство абхазов. Таким образом, нация имеет право на образование собственного независимого государства, и не может выступать субъектом территориального спора.

1. Маринченко А.В.. Геополитика. – 2008г.

Читайте также: