Доступ к какой информации государство должно обеспечить ребенку защитив от вредной информации

Обновлено: 30.06.2024

Государства-участники настоящей Конвенции
считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,
напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,
убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,
признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,
считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,
принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, ,
ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ( ) и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,
признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,
учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,
признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах,
согласились о нижеследующем:

Часть I

Часть II

Статья 42
Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.
Статья 43
1. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже.
2. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению, а также главным правовым системам.
3. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство-участник может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.
4. Первоначальные выборы в Комитет проводятся не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции, а впоследствии — один раз в два года. По крайней мере за четыре месяца до дня каждых выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обращается к государствам-участникам с письмом, предлагая им представить свои кандидатуры в течение двух месяцев. Затем Генеральный секретарь составляет в алфавитном порядке список всех выдвинутых таким образом лиц с указанием государств-участников, которые выдвинули этих лиц, и представляет этот список государствам-участникам настоящей Конвенции.
5. Выборы проводятся на совещаниях государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, на которых две трети государств-участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников.
6. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Срок полномочий пяти членов, избираемых на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих пяти членов определяются по жребию Председателем совещания.
7. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета или если он или она по какой-либо иной причине не может более исполнять обязанности члена Комитета, государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом.
8. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.
9. Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок.
10. Сессии Комитета, как правило, проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в любом ином подходящем месте, определенном Комитетом. Комитет, как правило, проводит свои сессии ежегодно. Продолжительность сессии Комитета определяется и при необходимости пересматривается на совещании государств — участников настоящей Конвенции при условии одобрения Генеральной Ассамблеей.
11. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с настоящей Конвенцией.
12. Члены Комитета, учрежденного в соответствии с настоящей Конвенций, получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей.
Статья 44
1. Государства-участники обязуются предоставлять Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав:
a) в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника;
b) впоследствии через каждые пять лет.
2. В докладах, представляемых в соответствии с настоящей статьей, указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Конвенции. Доклады также содержат достаточную информацию, с тем чтобы обеспечить Комитету полное понимание действий Конвенции в данной стране.
3. Государству-участнику, представившему Комитету всесторонний первоначальный доклад, нет необходимости повторять в последующих докладах, представляемых в соответствии с пунктом 1bнастоящейстатьи, ранее изложенную основную информацию.
4. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления настоящей Конвенции.
5. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее через посредство Экономического и Социального Совета.
6. Государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.
Статья 45
С целью способствовать эффективному осуществлению Конвенции и поощрять международное сотрудничество в области, охватываемой настоящей Конвенцией:
a) специализированные учреждения, Детский фонд Организации Объединенных Наций и другие органы Организации Объединенных Наций вправе быть представленными при рассмотрении вопросов об осуществлении таких положений настоящей Конвенции, которые входят в сферу их полномочий. Комитет может предложить специализированным учреждениям, Детскому фонду Организации Объединенных Наций и другим компетентным органам, когда он считает это целесообразным, представить заключение экспертов относительно осуществления Конвенции в тех областях, которые входят в сферу их соответствующих полномочий. Комитет может предложить специализированным учреждениям, Детскому фонду Организации Объединенных Наций и другим органам Организации Объединенных Наций представить доклады об осуществлении Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности;
b) Комитет препровождает, когда он считает это целесообразным, в специализированные учреждения, Детский фонд Организации Объединенных Наций и другие компетентные органы любые докладыгосударств-участников, в которых содержится просьба о технической консультации или помощи или указывается на потребность в этом, а также замечания и предложения Комитета, если таковые имеются, относительно таких просьб или указаний;
c) Комитет может рекомендовать Генеральной Ассамблее предложить Генеральному секретарю провести от ее имени исследования по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка;
d) Комитет может вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на информации, получаемой в соответствии со статьями 44 и 45 настоящей Конвенции. Такие предложения и рекомендации общего характера препровождаются любому заинтересованному государству-участнику и сообщаются Генеральной Ассамблее наряду с замечаниями государств-участников, если таковые имеются.

Часть III

В Российской Федерации права детей регулируются:

· другими нормативно-правовыми актами.

В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей.

Дети — приоритет по Конституции

Основные права в Семейном кодексе

В Семейном кодексе зафиксированы такие права ребенка, как:

· право ребенка жить и воспитываться в семье;

· право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

· право ребенка на защиту;

· право ребенка выражать свое мнение;

· право ребенка на имя, отчество и фамилию и на изменение имени и фамилии;

· имущественные права ребенка.

Защищать интересы ребенка могут не только родители, но и органы опеки и попечительства, прокуратура или суд. Также по Семейному кодексу у ребенка есть право выражать свое мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы.

В свою очередь, имущественные права ребенка также урегулированы в Гражданском кодексе.

Защита информационной безопасности детей

Отдельный закон регулирует безопасность детей при обращении с информацией, в том числе в интернете. В нем, в частности, введена классификация информационной продукции по возрастным категориям, а также прописано, что нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, влечет за собой ответственность.

Штрафы за нарушение закона о детской безопасности

В 2019 году было ужесточено наказание за распространение в интернете информации, которая может принести вред здоровью или развитию ребенка.

Для должностных лиц наказание составляет до 20 тысяч рублей; для предпринимателей без образования юридического лица — до 20 тысяч рублей с конфискацией или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц штраф составляет до 100 тысяч рублей с конфискацией или административное приостановление на аналогичный период.

Запрет на высадку детей из транспорта

Запрещается принудительная высадка из общественного транспорта детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, которые едут без сопровождения взрослых.

Право школьников на здоровое питание

По закону дети, обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, должны быть не менее одного раза в день обеспечены бесплатным горячим блюдом и горячим напитком. Обеспечение питанием будет осуществляться за бюджетные средства, регионы смогут получить на эти цели субсидии из федерального бюджета.

Защита прав детей на жилье при разводе родителей

Закон обеспечивает защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребенка при разводе родителей, в том числе путем привлечения родителя, проживающего отдельно от ребенка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением.

Повышение безопасности детского отдыха

С 1 июня минувшего года компании, не включенные в соответствующий реестр, не смогут оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей. За нарушение законодательства в этой сфере вводятся административные штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Также был принят закон, по которому на сайтах всех региональных правительств размещается список организаций, имеющих допуск к обеспечению летнего отдыха детей. Родители смогут ознакомиться с ним и выбрать правильный вариант отдыха для ребенка.

Ужесточение наказания за склонение детей к самоубийству

Были приняты поправки в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми за склонение к самоубийству максимальное наказание было увеличено с 6 до 10 лет лишения свободы. Повышенная ответственность также установлена за склонение и содействие совершению самоубийства, повлекшее смерть двух и более несовершеннолетних — от 8 до 15 лет лишения свободы.

Законом разрешается оперативная блокировка так называемых колумбайн-сообществ в соцсетях. Блокировке подлежит не только информация, которая направлена на вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья, но и контент, склоняющий к действиям, опасным для несовершеннолетних. Контент будет блокироваться немедленно. Также вводится процедура незамедлительного информирования правоохранительных органов, что дает возможность оперативного выявления лиц, совершающих преступления.

Упрощение поиска пропавших детей

В случае пропажи ребенка родители (или один из них, или законные представители) могут обратиться с письменным заявлением в полицию, где незамедлительно, в течение 24 часов должны начать поиски, в том числе с получением доступа к данным геолокации мобильных устройств ребенка.

menu

English français русский

  • Diminuer la taille du texte
  • Augmenter la taille du texte
  • Imprimer la page
  • Imprimer en PDF

Большинство подростков проводят значительную часть своего времени в Интернете, часто используя при этом социальные медиа, которые стали важнейшим средством социализации. Все более широкий доступ к Интернету дал почти неограниченные возможности детям получить доступ к контенту и осуществлять свои права, в том числе право на получение и распространение информации. Однако эти преимущества сопровождаются все большими рисками для детей в связи с нарушением их прав.

Многочисленные формы угроз правам детей

Одна из серьезных опасностей связана с личной жизнью детей. Многие подростки используют социальные медиа для распространения подробной информации и фотографий личного характера, которые остаются онлайн, возможно, в течение длительного периода времени. Такая информация может повредить их жизни, поскольку она может быть использована образовательными учреждениями или даже потенциальными работодателями в будущем. Профилирование информации и сохранение данных, касающихся деятельности детей в Интернете, в коммерческих целях также вызывает озабоченность в отношении их личной жизни, при этом сами дети зачастую этого не осознают.

Дети также рискуют войти в контакт с незаконным или вредным контентом, который все чаще распространяется в интернете, в том числе с порнографией, но также и с расистскими материалами и насилием, и контентом, призывающим к злоупотреблению наркотиками, самоубийствам и иным формам нанесения себе вреда.

Дети сами могут стать правонарушителями и наносить ущерб другим через Интернет. Такого рода ситуации включают издевательства над другими детьми в социальных СМИ, о чем все больше сообщают дети через “линии помощи”. Это может приводить к трагическим последствиям, как об этом свидетельствуют недавние случаи, когда ряд подростков покончили жизнь самоубийством предположительно после того, как они подверглись издевательствам и их призывали лишить себя жизни в социальной сети “ask.fm”. Некоторые дети распространяют и унизительные изображения (например, сексуального характера или с актами насилия) других детей, иногда заставляя их самих снимать такой материал.

Интернет используется и “хищниками” для вступления в контакт с детьми под чужим именем с целью домогательств, в том числе и сексуальных (практика, которую называют также “ухаживанием”), и даже для того, чтобы вербовать их с целью торговли людьми.

Еще одной опасностью является кража идентичности, которой занимался Европейский суд по правам человека в 2008 году (по делу “ KU против Финляндии “). В этом деле на сайте знакомств было размещено объявление сексуального характера от имени заявителя, 12‑летнего мальчика, который об этом ничего не знал. Суд постановил, что ввиду отсутствия требования к провайдеру интернет-услуг (ПИУ) предоставить идентичность лица, ответственного за размещение данного объявления, государство-ответчик нарушило право этого мальчика на уважение к его частной жизни.

Что необходимо сделать?

Ответы на эти угрозы требуют усилий со стороны родителей и педагогов, властей государств-членов, а также частных компаний, таких как провайдеры интернет-услуг. Такое реагирование должно включать сочетание юридических и практических мер, отвечающих наилучшим интересам детей и учитывающих их право участвовать в обсуждениях по этим вопросам и быть заслушанными.

Расширение возможностей детей:

Наиболее эффективным способом обеспечения прав детей в Интернете, является, вероятно, предоставление детям инструментов для того, чтобы они могли защититься сами от угроз в Интернете и в большей мере осознать свои возможности. Все шире признается право детей устранять следы своей информации в Интернете и быть “забытыми”. Разумеется, важно, чтобы дети могли иметь возможность исправлять последствия неосторожного обмена личной информацией, но даже еще более важно действовать превентивно, повышая уровень осознания детьми потенциальных рисков и долгосрочных последствий обмена личной информацией в Интернете. Во многих документах, принятых Советом Европы и другими международными организациями на протяжении последнего десятилетия, подчеркивается крайняя необходимость расширения возможностей детей через образование, в том числе и благодаря цифровой грамотности. Дети должны уметь также выявлять, понимать и соответствующим образом обращаться с вредным контентом. Более того, они должны больше знать о правах человека, в том числе о праве на свободу выражения мнения и праве на частную жизнь, но также и о правах других людей, которые они должны соблюдать и тщательно избегать их нарушения.

Образовательные программы должны охватывать детей, в том числе и с самого юного возраста, но также и родителей и других воспитателей. Большее значение необходимо предоставлять цифровой грамотности в школьных учебных программах. Крайне важно поддерживать такие инициативы как Insafe – сеть, поддерживаемая Европейской комиссией для проведения информационно-просветительных кампаний по электронной безопасности на национальном уровне. Совет Европы также опубликовал Пособие по интернет-грамотности . Необходимо и далее поддерживать исследования об уязвимости детей в Интернете для повышения эффективности образовательных инструментов.

Создание безопасной среды для детей в Интернете:

Сложной задачей является борьба с распространением вредных и незаконных материалов. Устранение незаконного материала в источнике на практике является трудной задачей, поскольку веб-сайты, размещающие такой контент, могут располагаться в любой точке мира, как правило, вне сферы действия европейского сотрудничества.

Исходя из этого, в различных странах для борьбы с распространением незаконных материалов, в частности материалов с надругательствами в отношении детей, используются другие инструменты, зачастую такие, как списки блокировки и фильтрация. Однако использование таких инструментов вызывает споры, ибо это может привести к несоразмерным ограничениям в отношении свободы выражения мнения, в отсутствие четкой юридической основы, достаточной транспарентности и эффективных гарантий от злоупотреблений, в том числе судебного надзора. Действительно, блокирование, установленное через провайдеров, иногда может распространяться и на сайты, не связанные с домогательствами в отношении детей, такие, как сайты, размещающие информацию о сексуальном и репродуктивном здоровье. Некоторые государства-члены, под предлогом защиты детей, блокируют контент, связанный с вопросами ЛГБТ, и это при том, что Европейский суд по правам человека установил, что нет научных свидетельств того, что подобные материалы имеют опасное влияние на благополучие детей.

Более того, блокирование и фильтрация могут отвлечь власти от их обязанности заниматься вопросами домогательств в отношении детей как таковыми. Те, кто совершает такие акты домогательств, в том числе и через производство и распространение нелегального контента и материалов о домогательствах в отношении детей в Интернете – это реальные лица, которых необходимо выявлять и наказывать, во исполнение международных конвенций, таких как Конвенция Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера и Конвенция о киберпреступности . Исходя из этого, необходимо в уголовном порядке преследовать такую практику, как “ухаживание”. Следует выявлять и оказывать помощь жертвам домогательств. Государства должны также наращивать свои усилия в борьбе с торговлей с детьми, в соответствии с руководящими принципами, содержащимися в Европейской конвенции о борьбе с торговлей людьми .

Представляется более целесообразным использовать инструменты блокировки и фильтрации на уровне частных и школьных компьютеров, используя родительский контроль, безопасное пространство детей в Интернете и “знаки и символы доверия”, позволяющие провести различие между вредным и невредным контентом. Хорошим примером веб-сайта, на котором дети могут безопасно передвигаться, учиться и играть, является немецкий веб-сайт “ Сеть для детей ” (“ Netz für Kinder ”).

Развитие образования в области прав человека онлайн:

Несмотря на наличие рисков, Интернет предоставляет почти безграничные возможности для детей в плане обучения, общения, творчества и социализации. Поэтому столь необходимо разрабатывать больше контента, направленного на распространение знаний о правах человека, который был бы привлекательным и адаптированным к разным возрастным группам. В этой связи международные организации в сфере прав человека предприняли определенные инициативы, такие как Кибершкольный автобус ООН или [email protected] образовательный сервер под эгидой ЮНЕСКО в поддержку демократии, мира и образования в области прав человека. Необходимо сделать еще больше для того, чтобы подготовить поколение активных граждан, приверженных содействию и соблюдению прав человека.

Государства-участники настоящей Конвенции
считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,
напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,
убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,
признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,
считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,
принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, ,
ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ( ) и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,
признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,
учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,
признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах,
согласились о нижеследующем:

Часть I

Часть II

Статья 42
Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.
Статья 43
1. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже.
2. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению, а также главным правовым системам.
3. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство-участник может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.
4. Первоначальные выборы в Комитет проводятся не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции, а впоследствии — один раз в два года. По крайней мере за четыре месяца до дня каждых выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обращается к государствам-участникам с письмом, предлагая им представить свои кандидатуры в течение двух месяцев. Затем Генеральный секретарь составляет в алфавитном порядке список всех выдвинутых таким образом лиц с указанием государств-участников, которые выдвинули этих лиц, и представляет этот список государствам-участникам настоящей Конвенции.
5. Выборы проводятся на совещаниях государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, на которых две трети государств-участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников.
6. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Срок полномочий пяти членов, избираемых на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих пяти членов определяются по жребию Председателем совещания.
7. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета или если он или она по какой-либо иной причине не может более исполнять обязанности члена Комитета, государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом.
8. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.
9. Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок.
10. Сессии Комитета, как правило, проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в любом ином подходящем месте, определенном Комитетом. Комитет, как правило, проводит свои сессии ежегодно. Продолжительность сессии Комитета определяется и при необходимости пересматривается на совещании государств — участников настоящей Конвенции при условии одобрения Генеральной Ассамблеей.
11. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с настоящей Конвенцией.
12. Члены Комитета, учрежденного в соответствии с настоящей Конвенций, получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей.
Статья 44
1. Государства-участники обязуются предоставлять Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав:
a) в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника;
b) впоследствии через каждые пять лет.
2. В докладах, представляемых в соответствии с настоящей статьей, указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Конвенции. Доклады также содержат достаточную информацию, с тем чтобы обеспечить Комитету полное понимание действий Конвенции в данной стране.
3. Государству-участнику, представившему Комитету всесторонний первоначальный доклад, нет необходимости повторять в последующих докладах, представляемых в соответствии с пунктом 1bнастоящейстатьи, ранее изложенную основную информацию.
4. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления настоящей Конвенции.
5. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее через посредство Экономического и Социального Совета.
6. Государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.
Статья 45
С целью способствовать эффективному осуществлению Конвенции и поощрять международное сотрудничество в области, охватываемой настоящей Конвенцией:
a) специализированные учреждения, Детский фонд Организации Объединенных Наций и другие органы Организации Объединенных Наций вправе быть представленными при рассмотрении вопросов об осуществлении таких положений настоящей Конвенции, которые входят в сферу их полномочий. Комитет может предложить специализированным учреждениям, Детскому фонду Организации Объединенных Наций и другим компетентным органам, когда он считает это целесообразным, представить заключение экспертов относительно осуществления Конвенции в тех областях, которые входят в сферу их соответствующих полномочий. Комитет может предложить специализированным учреждениям, Детскому фонду Организации Объединенных Наций и другим органам Организации Объединенных Наций представить доклады об осуществлении Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности;
b) Комитет препровождает, когда он считает это целесообразным, в специализированные учреждения, Детский фонд Организации Объединенных Наций и другие компетентные органы любые докладыгосударств-участников, в которых содержится просьба о технической консультации или помощи или указывается на потребность в этом, а также замечания и предложения Комитета, если таковые имеются, относительно таких просьб или указаний;
c) Комитет может рекомендовать Генеральной Ассамблее предложить Генеральному секретарю провести от ее имени исследования по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка;
d) Комитет может вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на информации, получаемой в соответствии со статьями 44 и 45 настоящей Конвенции. Такие предложения и рекомендации общего характера препровождаются любому заинтересованному государству-участнику и сообщаются Генеральной Ассамблее наряду с замечаниями государств-участников, если таковые имеются.

Часть III

Читайте также: