Дороги зимники якутия как ездят водители

Обновлено: 20.05.2024

Настало время рассказать немного об одной из самых протяженных и интересных дорог Колымы - автозимнике "Арктика". Это единственная сухопутная транспортная "артерия", связывающая наш самый восточный регион страны - Чукотку и ряд труднодоступных удаленных улусов на северо - востоке Якутии.

Зимник "Арктика" является зимником федерального значения, обычно открывается не позднее конца января и действует до конца апреля. Но в последние несколько лет открытие происходит в середине марта, что приводит к срыву "зимнего завоза" и возникновению режима ЧС в некоторых населенных пунктах наиболее изолированных от "большой земли" и имеющими проблемы со снабжением в летний период "летнего завоза".

Зимник берет свое начало в заброшенном поселке Бурустах на федеральной трассе "Колыма", что в 1100км от Якутска и в 900км от Магадана и дальше почти 1600 км на северо - восток до поселка Черский, что расположился почти на самой границе Якутии и Чукотки.

Карта зимника "Арктика"

Наверное, это один из самых живописных зимников на котором мне удалось побывать. Он пересекает два высочайших хребта в этой части страны - хребет Черского и Момский хребет. Мы там оказались в конце января 2016 года, зимник только открылся и мы были первой колонной с большой земли, направляющейся в сторону Чукотки.

1 600 км этой зимней дороги водители обычно проходят за 4-5 дней при условии хорошей погоды. Но если случится непогода и пурга заметет перевалы, дорога может растянутся и на несколько недель. Обычное дело для Арктики. Между населенными пунктами ничего нет. Совсем. Ни пикетов, ни зимовий - ничего.

Панорама хребта Черского в сторону горы Победа

Движение по зимнику в основном грузовое, редкие караваны грузовиков доставляют грузы из Якутска в удаленные улусы и на Чукотку. За день можно не встретить ни одной машины между улусами. Но ближе к весне движение оживает и становится весьма оживленным. Легковые автомобили большая редкость - только те, кто перегоняет полноприводные автомобили с большой земли. Мы за 5 дней пути не встретили ни одного попутного автомобиля и всего одну встречную колонну.

Немного про здешние места.

Гора Победа на хребте Черского имеет высоту 3003м и является высочайшей точкой на Дальнем Востоке страны и зимник проходит всего в 60-80 км от этой вершины.

Вообще если говорить об этих местах, то хребет Черского сам по себе является мало исследованным районом страны.

Перевал через хребет Черского

Там много мест, где еще не ступала нога человека. Как следствие даже фотографий тех мест крайне мало.

Пересекая хребет Черского

Но вернемся к дороге. Перед тем как покинуть федеральную трассу "Колыма", некоторые выполняют традиционный обряд задабривания местных духов - "бурханят" на добрую дорогу.

Исполнение обряда задабривания местных духов - бурханят

Первые несколько десятков километров зимник идет по льду реки Бурустах, чтобы пересечь хребет Черского по - наиболее простому перевалу. Постепенно дорога начинает забирать вверх по горным ущельям. Ехать вполне комфортно, пока нет кочки и дорога проходит по горным ущельям и долинам.

Ледники Хребта Черского

Проехав несколько десятков километров мы становимся на ночевку, чтобы с рассветом в короткий световой день января продолжить движение по зимнику.

Момский природный парк

Повсюду нас окружают белоснежные и суровые вершины в 1500-2500м, что в условиях пятидесятиградусного мороза выглядит какой-то неземной сюрреалистичностью.

Перевалив хребет Черского мы оказываемся в живописной долине, зажатой между двух хребтов - Момо-Селенняхской впадине.

Местами зимник проходит по территории Момского природного парка и выходит на лед реки Мома. Ширина реки удивляет, повсюду видны следы бурной деятельности реки в весенний период.

Мома - та самая река на которой чуть ниже по течению находится Большая Момская наледь - " Улахан-Тарын ", являющаяся самой большой наледью в России. Ширина наледи достигает 7 км, а длина 30 км.

Река Мома близ Сасыра

Редчайшие фотографии этой наледи в летнее время можно найти, например, у известного фотографа Сергея Карпухина.

Преодолев почти 190км от трассы "Колыма" достигаем первого населенного пункта - Сасыр.

Во времена ГУЛАга здесь добывали урановую руду, нам же еще почти 300 километров до Зырянки, причем впереди будет перевал почти 2000м.

После Сасыра зимник идет по кочке по лесотундры в низменности и скорость резко падает до 20-25 км/ч, позволяя в деталях рассмотреть окружающие пейзажи.

И вот уже скучные пейзажи кочки сменяются открывающимися видами Момского хребта.

Дорога медленно начинает забирать вверх, впереди настоящий перевал - Большой Сасыр.

Болота сменяются низкорослыми елями и пушистым снегом, впереди появляются вновь белоснежные вершины хребта.

После хорошей пурги дорогу "запечатает" весьма основательно, высота уже более 1000м, а на таких широтах это соответствует 3 000-3 500м в более южных горных системах.

Перевал "Большой Сасыр" представляет собой дорогу между снежных пупырей на высоте ~ 1800м, но на этой высоте значительно теплее, чем внизу - не ниже -40С.

Перевал "Большой Сасыр" через Момский хребет

Дорожные службы пробивают перевал очень основательно, ширина зимника не менее десятка метров и прочищен он почти до грунта.

Панорама перевала "Большой Сасыр" через Момский хребет

Самая интересная и живописная часть зимника, увы, заканчивается. Дальше у нас будет более 1200 км тоскливых болот, кочки и юкагирского плоскогорья до границы с Чукоткой.

Читайте также: