Допускается ли отправление локомотивных бригад пассажиром в основном депо без согласования

Обновлено: 02.07.2024

Способы организации работы локомотивных бригад

Вызыв­ная система предусматривает явку бригады в поездку по вы­зову нарядчика при назначении поезда, что позволяет обеспечить бригадами все поезда при любых колебаниях разме­ров движения поездов. Основные недостатки: отсутст­вие плана работы бригад, невозможность планирования домашнего отдыха и выходных дней, тре­буется штат вызывальщиков.

Безвызывная система предусматривает органи­зацию работы, когда после очередной поездки бригаде сразу же планируется следующая явка или к определенному времени, или к определенному поезду. Такое планирование производится не менее чем на 16ч вперед, а для бригад пригородных электропоездов – 12 часов (продолжительность минимального от­дыха бригады между поездками).

При безвызывной системе можно пла­нировать отдых между смежными поездками, но бригады не знают даты предоставления выходных дней.

Работа по именным расписаниям позволяет выдать бригаде план ее работы на предстоящий месяц с указанием но­мера поезда, с которым бригада отправляется из основного депо, точного времени начала и окончания домашнего отдыха и выход­ных дней, планируемой месячной выработки часов.

Нормирование работы и отдыха локомотивных бригад ведется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Поло­жением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников желез­нодорожного транспорта.

Рабочее время. Каждая локомотивная бригада обязана отра­ботать в течение месяца положенную норму часов Фбр, которая определяется по каждому конкретному месяцу из расчета 40-часо­вой рабочей недели.

Для локомотивных бригад применяется суммированный учёт рабочего времени – месяц, квартал, год. При этом сумма отработанных в этот период часов не должна превышать норму в учётном периоде. Допускается превышение на 24ч в месяц, но не более 120ч за год.

Продолжительность рабочего времени устанавливается работодателем с учётом мнения представительного органа работников, но не более 12ч.

Рабочее время бригады считается от момента явки на работу для приёмки электровоза и до момента сдачи электровоза. Начало и окончание работы локомотивной бригады оформляется в маршрут­ном листе машиниста.

Оборот локомотивной бригады.

Каждая бригада обслужива­ет электровоз в пределах определенного участка, называемого участком обслуживания или участком работы бригады. Закан­чивается такой участок пунктом смены локомотивных бригад. Рабочее время бригады, затраченное на проведение одной пары поездов по участку обслуживания, называется оборотом (рабочим) локомотивной бригады, ч

где tОСН - основное время - время ведения поезда по участку в обоих направлениях с учетом простоев на промежу­точных станциях;

tBСП - вспомогательное время - время на пере­движение электровоза от контрольного поста (включая время на отметку маршрута машиниста на контрольном посту) до сос­тава, на прицепку к составу, опробование тормозов поезда, пе­редвижение электровоза от состава на контрольный пост оборот­ного пункта (включая время на отметку маршрута), получение раз­решения на отправление поезда, справки о тормозах, письмен­ного предупреждения;

tРТ - время регламентированных технологичес­ких перерывов - время после опробования тормозов до момента отправления, установленного расписанием;

tПЗ - подготовительно-заключительное время - время на прием, экипировку, сдачу электровоза и другие действия, выполняемые бригадой в основном депо и в пункте обо­рота до прохода электровозом контрольного поста при следова­нии из депо к составу и после прохода контрольного поста при возвращении электровоза в депо от состава, а также на про­хождение локомотивной бригадой медицинского осмотра.

Оборот локомотивной бригады является расчетным показателем при опре­делении штата локомотивных бригад.

Полный оборот локомотивной бригады ТПбр по обслужива­нию пары поездов - это время от момента явки бригады на работу в пункте жительства до момента окончания работы в этом же пункте, включая время отдыха бригады в пункте оборота t o 6 от (см. рис. 3.2), ч




Рис. 3.2. Схема полного оборо­та локомотивной бригады

Непрерывная работа локомотивной бригады ТНР - этовремя от момента явки бригады на работу для приемки электровоза до мо­мента оформления всех документов по сдаче электровоза. Время, затраченное локомотивной бригадой на следование пассажирами от места постоянного жительства или пункта смены к пункту, назначенному для приемки электровоза, на ожидание поезда для следования пассажирами, а также на возвращение к месту жительства, учитывается как рабочее, но не входитв продолжительность непрерывной работы.

Продолжительность непрерывной работы более 7ч при шестидневной рабочей неделе, но не более 12ч, утверждается начальником железной дороги с учётом мнения представительного органа работников.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад электропоездов не может превышать 10ч. При работе с ночным отдыхом в пункте оборота суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12ч, а время непрерывной работы после отдыха – 6ч.

Время отдыха бригады.

Если оборот локомотивной бригады TРбр > ТНР, то отдых бригаде в пункте оборота tот об предоставляется продолжительностью не ме­нее половины предшествующего рабочего времени tр

где tпр ос , tсд об - время приёмки и сдачи локомотива в основном и оборотном депо соответственно, ч;

tдв – время следования по участку обслуживания бригады, ч.

Продолжительность отдыха (не более одного за поездку) локомотивных бригад в оборотном депо должна составлять не менее 3ч, а для бригад пригородных электропоездов не менее 1ч.

По завершении очередной поездки локомотивной бригаде пре­доставляется отдых в пункте жительства. Продолжительность такого отдыха после обслуживания пары поездов

где αот – коэффициент отдыха.

Для бригад пригородных электропоездов

Коэффициент отдыха определяется как

- для пятидневной рабочей недели

αот = (6 · 24 – 40) : 40 = 2,6

- для шестидневной рабочей недели

αот = (5 · 24 – 40) : 40 = 2,0.

Еженедельные выходные дни предоставляются локомотивной бригаде равно­мерно в течение всего месяца в любой из дней недели. Коли­чество выходных дней в месяце равно количеству воскресных дней данного месяца. Продолжительность выходного дня tвых нормируется как положенное время отдыха в основном депо после предшествующей поездки с добавлением 24 ч, т. е.

Методы расчёта штата локомотивных бригад

Постоянный штат локомо­тивных бригад состоит из явочного и списочного.

Явочный штат состоит из бригад, занятых на работе с поездами, на маневрах, с локомотивами на станциях и территории депо (в процессе приема-сдачи, технического обслу­живания) и находящихся на отдыхе после работы.

Списочный штат составляют бригады, которые оформ­лены на постоянную работу в депо. Он больше явочного на число работников, заменяющих находящихся в очередном и учебном отпусках, в командировках и больных.

Кроме постоянного штата, в депо есть временный штат локомотивных бригад, привлекаемый к работе на период максимальных (сезонных) пере­возок.

Применяются следующие методы определения штата локомотивных бригад: индексный, по заданным числу пар поездов, годовому линейному пробегу, объемам работы и по графику движе­ния поездов.

Индексный метод применяется при планировании списочного штата на перспективу и заключается в корректировке отчет­ной численности по индексам планируемых объемов работы и ос­новных показателей использования локомотивов

где Бо — фактический среднегодовой списочный штат прошло­го года;

ИР, ИV, ИQ, Иα — индексы изменения соответственно объема работы, скорости движения, массы поезда, вспомогательного времени работы, определяемые как отно­шения запланированных и фактических величин;

α всп — доля вспомогательного времени в общем бюджете рабочего времени бригад.

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 апреля 2010 г. N 756р

О ПОРЯДКЕ, ИСКЛЮЧАЮЩЕМ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ БОЛЕЕ 12 ЧАСОВ

В целях обеспечения безопасности движения поездов и системного подхода к вопросу предупреждения случаев продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад более 12 часов:
1. Утвердить и ввести в действие с 15 апреля 2010 г. порядок, исключающий продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад более 12 часов.
2. Начальникам железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", начальнику Центральной дирекций управления движением Миронову А.Ю., начальнику Дирекции тяги Машталеру Ю.А. довести настоящее распоряжение до сведения всех причастных и обеспечить контроль за его исполнением.

Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением "ОАО" РЖД
от 9.04.2010 г. N 756р

ПОРЯДОК,
ИСКЛЮЧАЮЩИЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОЙ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ БОЛЕЕ 12 ЧАСОВ

Данный порядок разработан с целью исключения случаев, при которых непрерывная продолжительность работы локомотивных бригад составляет более 12 часов (с учетом ожидания смены на локомотиве).

II. Порядок действия локомотивной бригады, исключающий продолжительность непрерывной работы более 12 часов

Локомотивная бригада обязана:
1. При работе по приказу на продление режима работы, но не более 12 часов, за два часа до его окончания (на основании расчетного времени хода поезда по графику до установленного пункта смены) проинформировать по радиосвязи поездного диспетчера и дежурного ближайшей железнодорожной станции.
2. Машинисту локомотива запрещается отправляться со станции без приказа на продление рабочего времени, если с учетом времени следования по перегону и времени на сдачу локомотива, непрерывная продолжительность его работы превысит установленный норматив.
3. При временном оставлении поезда или локомотива на промежуточной станции согласно приказу поездного диспетчера обеспечить приведение локомотива в нерабочее состояние, закрепить ручными тормозами из обеих кабин управления и тормозными башмаками согласно технико-распорядительного акта станции, произвести закрытие дверей на замок для исключения доступа посторонних лиц на локомотив.
4. Произвести запись в бортовой журнал ТУ-152 о закреплении локомотива (количество уложенных тормозных башмаков, приведенных в действие ручных тормозов) и доложить по радиосвязи об этом дежурному по железнодорожной станции.
5. Сдать дежурному по железнодорожной станции бортовой журнал формы ТУ-152, рукоятки управления локомотивом, ключи от входных дверей и документы на поезд.

III. Организация работы локомотивных бригад при следовании пассажиром

1. Отправление локомотивных бригад грузового движения пассажиром осуществляется:
- в границах железной дороги, где находится пункт отправления локомотивной бригады - по регистрируемому приказу старшего диспетчера по управлению перевозками ДЦУП;
- в границах смежной железной дороги - по приказу главного диспетчера Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" (далее ЦД).
2. Запрещается отправление локомотивных бригад пассажиром в основное депо и в пункт оборота без согласования со старшим диспетчером управления движением, осуществляющим деятельность на территории той железной дороги, на которой на момент смены находится локомотивная бригада.

IV. Организация работы по предупреждению случаев нарушения непрерывной продолжительности работы локомотивных бригад

1. В период проведения "окон" по ремонту инфраструктуры на участках, где не обеспечивается соблюдение установленного норматива времени непрерывной положительности работы локомотивных бригад, начальниками дорог, совместно с Центральной дирекцией управления движением, и Дирекцией тяги рассматривается технология ввода дополнительных пунктов смены (подмены) внутри участка с организацией условий отдыха и питания.
2. В случае невозможности обеспечить непрерывную продолжительность работы локомотивных бригад на участке не более 12 часов вводится технология оставления поезда, в том числе с локомотивом на промежуточных станциях.
3. В соответствии требованиями приказа МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов", исходя из местных условий работы региональными дирекциями управления движением, тяги:
определяются параметры продолжительности отдыха локомотивных бригад по каждому пункту оборота;
устанавливается норматив часов следования локомотивных бригад пассажиром по каждому участку их работы, исходя из размеров движения и парности следования поездов;
утверждается перечень станций, на которых, с соблюдением необходимых требований безопасности движения, разрешается оставление поездов без локомотивов и локомотивных бригад, а также перечень станций смены локомотивных бригад.

от 7 июля 2017 года N 1312р

Об утверждении Порядка реализации барьерных функций работниками хозяйства перевозок при допуске на инфраструктуру ОАО "РЖД" локомотивов, специального самоходного подвижного состава, моторвагонного подвижного состава, а также работников смежных хозяйств к исполнению обязанностей работников станции при совмещении профессий

В целях обеспечения единого порядка выхода локомотивов, специального подвижного состава, моторвагонного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования в соответствии с нормами и правилами, установленными руководящими документами Минтранса России и ОАО "РЖД", а также допуска работников смежных хозяйств к исполнению обязанностей работников станции при совмещении профессий:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 2017 года прилагаемый Порядок реализации барьерных функций работниками хозяйства перевозок при допуске на инфраструктуру ОАО "РЖД" локомотивов, специального самоходного подвижного состава, моторвагонного подвижного состава, а также работников смежных хозяйств к исполнению обязанностей работников станции при совмещении профессий (далее - Порядок).

2. Руководителям дирекций управления движением:

обеспечить изучение с причастными работниками настоящего Порядка с последующей проверкой знаний; внести в нормативную документацию соответствующие изменения, при необходимости разработать новые внутренние документы и регламенты по взаимодействию владельцами локомотивов, специального подвижного состава, моторвагонного подвижного состава.

3. Контроль за выполнением требований настоящего распоряжения возлагаю на заместителя начальника Центральной дирекции управления движением Райзера Р.В.

Вице-президент - начальник
Центральной дирекции
управления движением ОАО "РЖД"
П.Иванов

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 7 июля 2017 года N 1312р

Порядок реализации барьерных функций работниками хозяйства перевозок при допуске на инфраструктуру ОАО "РЖД" локомотивов, специального самоходного подвижного состава, моторвагонного подвижного состава, а также работников смежных хозяйств к исполнению обязанностей работников станции при совмещении профессий

1. Общие требования

Требования по эксплуатации и транспортированию специального железнодорожного подвижного состава установлены Правилами эксплуатации специального железнодорожного подвижного состава на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденными распоряжением от 26 декабря 2016 года N 2676р, применение которых сторонними организациями владельцев локомотивов и локомотивных бригад (далее - сторонние организации) оговаривается в договорах (соглашениях) между ОАО "РЖД" и данными организациями.

Выход локомотивов, специального самоходного железнодорожного подвижного состава (далее - ССПС), МВПС с путей необщего пользования на пути общего пользования осуществляется при условии выполнения процедуры проверки их технической готовности и проверки готовности локомотивной бригады (машиниста и помощника машиниста локомотива, ССПС, МВПС) к предстоящей работе (далее - допуск к предстоящей работе).

1.2. Допуск к предстоящей работе осуществляется перед каждым выходом локомотивов, ССПС, МВПС на пути общего пользования, за исключением последующих выходов на пути общего пользования в течение одной рабочей смены (поездки) локомотивной бригады в пределах одной железнодорожной станции (далее - станции).

1.3. Барьерные функции по исключению допуска локомотивов, ССПС, МВПС и локомотивных бригад сторонних организаций несоответствующих установленным требованиям на инфраструктуру ОАО "РЖД" при их выходе с путей необщего пользования на пути общего пользования обеспечиваются в корпоративных информационных системах. Основополагающим фактором для определения возможности допуска на инфраструктуру ОАО "РЖД" локомотивов и локомотивных бригад сторонних организаций является наличие у дежурного по железнодорожной станции (далее - ДСП) актуальных и достоверных данных из информационных систем ОАО "РЖД" о возможности их допуска на пути общего пользования.

1.4. Внесение данных, необходимых для автоматизированного допуска в информационные системы ОАО "РЖД", осуществляется представителями сторонних организаций либо лицом, уполномоченным владельцем инфраструктуры.

1.5. Порядок работы представителей сторонних организаций в информационных системах ОАО "РЖД" осуществляется в порядке, установленном распоряжением ОАО "РЖД" от 28 ноября 2011 года N 2546р "О порядке предоставления доступа к информационным ресурсам ОАО "РЖД".

1.6. Внесение первичных данных, необходимых для определения возможности допуска локомотивов и локомотивных бригад сторонних организаций на инфраструктуру ОАО "РЖД", осуществляется в системах АСУТ и ЕС ПУЛ.

1.7. Ведение данных о персонале локомотивных бригад и картотеки локомотивов осуществляется в соответствии с документом "Информационная технология автоматизированного формирования в электронном виде формы ТУ-69 "Журнал учета допуска железнодорожного подвижного состава и (или) локомотивной бригады (бригад специального самоходного подвижного состава) на пути общего пользования" для локомотивов и локомотивных бригад, выпускаемых на инфраструктуру ОАО "РЖД" структурными подразделениями Дирекции тяги от 23 сентября 2016 года N 240. Допускается ведение журнала формы ТУ-69 на бумажном носителе.

1.8. При выходе локомотивов, ССПС, МВПС с путей необщего пользования на пути общего пользования допуск к предстоящей работе осуществляется ДСП или иным лицом, определенным приказом начальника дирекции управления движением (далее - работник станции, осуществляющий допуск к предстоящей работе).

1.9. При выходе локомотивов, ССПС, МВПС с путей необщего пользования на пути локомотивного депо допуск осуществляется дежурным по локомотивному депо.

2. Обязанности начальника железнодорожной станции

2.1. Рабочие места ДСП и других работников железнодорожной станции, осуществляющих допуск к предстоящей работе, начальник железнодорожной станции (далее - начальник станции) обязан укомплектовать именными списками машинистов локомотивов, ССПС и МВПС, а также работников, выполняющих отдельные функции в рамках совмещения профессий (с указанием участков, станций, станционных путей, на которых разрешена их работа, выполняемых при совмещении профессий функций и даты сдачи ими периодических испытаний за подписью руководителя предприятия по принадлежности работника), предоставленными владельцами локомотивов, ССПС и МВПС.

2.2. Обо всех изменениях, вносимых в нормативно-техническую документацию, на основании которой на станции организуется движение поездов, маневровая работа, а также выход локомотивов, ССПС и МВПС на станционные пути, начальник станции своевременно извещает владельцев локомотивов, ССПС и МВПС сторонних организаций (уведомление под подпись или почтой с отметкой о вручении).

2.3. Начальник станции при проверке поездной документации на рабочих местах периодически проверяет правильность ведения работниками станции журнала формы ТУ-69 с отражением сведений о допуске (или отказе в допуске) к предстоящей работе.

3. Действия работников станции, осуществляющих допуск к предстоящей работе, при выезде локомотивов, ССПС, МВПС на пути общего пользования, а также работников смежных хозяйств к исполнению обязанностей работников станции при совмещении профессий

3.1. Допуск локомотивов, ССПС, МВПС сторонних организаций по техническому состоянию (подтверждение технической готовности), в том числе подтверждение наличия и исправности приборов безопасности, радиосвязи, иного оборудования, осуществляется путем проверки наличия акта технического состояния локомотивов, ССПС, МВПС (далее - акт).

3.2. Работник станции, осуществляющий допуск к предстоящей работе, проверяет наличие у локомотивной бригады сторонней организации акта технического состояния локомотивов, ССПС, МВПС со следующими обязательными отметками:

наличие подписи уполномоченного лица предприятия владельца локомотивов, ССПС, МВПС, которая заверена печатью предприятия;

наличие подписи уполномоченного лица ремонтного предприятия, производившего техническое обслуживание или ремонт локомотивов, ССПС, МВПС, которая заверена печатью предприятия;

дату составления акта (для локомотивов, выходящих с путей необщего пользования на пути общего пользования станций, акт составляется не реже одного раза в 6 месяцев, а для локомотивов, ССПС, МВПС, допускающихся к следованию в поездах по путям общего пользования - не реже одного раза в месяц).

3.3. При допуске локомотивной бригады сторонней организации к предстоящей работе работник станции, осуществляющий допуск, проверяет у локомотивной бригады наличие следующих документов:

свидетельства на право управления машиниста локомотивом (тяговой единицей) данного типа;

удостоверения на право эксплуатации электроустановок с соответствующей группой допуска;

служебного формуляра с заключением машиниста-инструктора локомотивных бригад о допуске к самостоятельной работе машиниста на конкретной станции примыкания или участке обслуживания со сведениями о проведении контрольно-инструкторских поездок;

маршрута машиниста с отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра.

Работник станции, осуществляющий допуск к предстоящей работе, сверяет данные документов машиниста с информацией, представленной в именном списке машинистов.

3.4. Подтверждение допуска (отказа в допуске).

При несоблюдении требований, перечисленных в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего порядка, а также при отсутствии машиниста в списке, предоставленном владельцем локомотива, ССПС, МВПС, работник станции, осуществляющий допуск к предстоящей работе, отказывает в допуске локомотивов, ССПС, МВПС и (или) допуске локомотивной бригады к предстоящей работе.

Подтверждением допуска или отказа в допуске локомотивов, ССПС, МВПС и (или) допуске локомотивной бригады к предстоящей работе на путях общего пользования является отметка в маршруте машиниста с указанием мотивированной причины отказа, а также в журнале формы ТУ-69.

На станциях, где допуск к предстоящей работе осуществляется не ДСП, о результатах процедуры допуска (в том числе и несоответствии именного списка машинистов) работник, осуществлявший допуск, обязан сообщить ДСП по регистрируемым каналам связи. Об отказе в допуске локомотива (ССПС, МВПС) или локомотивной бригады ДСП извещает начальника соответствующей станции.

При положительном заключении о допуске локомотива (ССПС, МВПС) и локомотивной бригады сторонней организации к предстоящей работе, ДСП оформляет соответствующую запись в журнале формы ТУ-69, после чего имеет право открыть сигнал (передать соответствующее разрешение) для выезда локомотива (ССПС, МВПС) на пути общего пользования с пути необщего пользования.

по конкретному локомотиву и/или локомотивной бригаде;

по всем локомотивам и локомотивным бригадам конкретного стороннего владельца.

по всем сторонним владельцам, имеющим локомотивы и/или локомотивные бригады с правом выхода на пути общего пользования.

По итогам проверки инициатору запроса выдается справка с периодом действия на предстоящие 12 часов с указанием, могут или нет быть допущены на инфраструктуру локомотив, локомотивная бригада, с указанием причины отказа. Полученная из системы АСОУП-2 справочная информация является основанием для осуществления процедуры допуска подвижного состава и локомотивных бригад на пути общего пользования.

3.7. Автоматизированный контроль возможности допуска ССПС на инфраструктуру ОАО "РЖД" осуществляется в АСУ ССПС при формировании маршрутного листа.

3.10. В случае если ССПС (локомотив) следует с вагонами (для состава хозяйственного поезда), то необходимо обеспечить также проверку наличия паспортных данных по ним в картотеке АБД ПВ (автоматизированная база данных парка вагонов) путем направления в систему АСОУП-2 запроса 2610. Допуск на станцию вагонов, на которые отсутствуют картотечные данные (кроме вагонов, имеющих нумерацию, начинающуюся на "1"), запрещен.

Проверка в картотеке АБД ПВ вагонов, имеющих нумерацию, начинающуюся с "1", не производится.

В случае отсутствия в информационных системах разрешения на допуск вагонов хозяйственного поезда на пути общего пользования их вывод на станцию может быть разрешен при наличии акта допуска установленного образца.

3.12. В случае отказа в допуске, полученном при автоматизированном контроле, или в случае неработоспособности автоматизированных систем допуск может быть осуществлен при соблюдении требований, перечисленных в пунктах 3.2 и 3.3 настоящего порядка.

3.13. После получения из информационных систем данных о наличии допуска на инфраструктуру общего пользования локомотива, ССПС, МВПС, а также в случае допуска путем проверки представленных локомотивной бригадой документов (перед выездом с пути необщего пользования) ДСП (другой работник, уполномоченный владельцем инфраструктуры) обязан при первом выезде локомотива, ССПС, МВПС сторонней организации на станцию произвести натурную сверку данных по локомотиву, ССПС, МВПС и локомотивной бригаде путем проверки документов.

В случае установления ДСП (другим работником, уполномоченным владельцем инфраструктуры) факта расхождения заявленных данных о локомотиве, ССПС, МВПС, локомотивной бригаде и фактически осуществивших выезд на инфраструктуру общего пользования, а также отсутствии документов, подтверждающих возможность допуска, ДСП обязан:

- прекратить все передвижения данного подвижного состава, принять меры к его закреплению установленным порядком;

- сделать отметку в журнале ф.ТУ-69 об отказе в допуске;

- уведомить о факте отказа в допуске уполномоченного представителя владельца локомотива (ССПС, МВПС) и локомотивной бригады (бригады ССПС, МВПС), дежурного по депо (диспетчера соответствующей организации - владельца ССПС, МВПС) и начальника станции.

Дальнейшие передвижения осуществлять только после прибытия на данный подвижной состав машиниста-инструктора (инструктора ССПС, МВПС).

3.15. Проверка возможности допуска работников, выполняющих отдельные функции в рамках совмещения профессий (кондуктора, составителя поездов, приемосдатчика и др.), осуществляется путем сверки предъявленных работником документов с именными списками согласно пункту 2.1 настоящего порядка.

Способы организации работы локомотивных бригад

Вызыв­ная система предусматривает явку бригады в поездку по вы­зову нарядчика при назначении поезда, что позволяет обеспечить бригадами все поезда при любых колебаниях разме­ров движения поездов. Основные недостатки: отсутст­вие плана работы бригад, невозможность планирования домашнего отдыха и выходных дней, тре­буется штат вызывальщиков.

Безвызывная система предусматривает органи­зацию работы, когда после очередной поездки бригаде сразу же планируется следующая явка или к определенному времени, или к определенному поезду. Такое планирование производится не менее чем на 16ч вперед, а для бригад пригородных электропоездов – 12 часов (продолжительность минимального от­дыха бригады между поездками).

При безвызывной системе можно пла­нировать отдых между смежными поездками, но бригады не знают даты предоставления выходных дней.

Работа по именным расписаниям позволяет выдать бригаде план ее работы на предстоящий месяц с указанием но­мера поезда, с которым бригада отправляется из основного депо, точного времени начала и окончания домашнего отдыха и выход­ных дней, планируемой месячной выработки часов.

Нормирование работы и отдыха локомотивных бригад ведется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Поло­жением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников желез­нодорожного транспорта.

Рабочее время. Каждая локомотивная бригада обязана отра­ботать в течение месяца положенную норму часов Фбр, которая определяется по каждому конкретному месяцу из расчета 40-часо­вой рабочей недели.

Для локомотивных бригад применяется суммированный учёт рабочего времени – месяц, квартал, год. При этом сумма отработанных в этот период часов не должна превышать норму в учётном периоде. Допускается превышение на 24ч в месяц, но не более 120ч за год.

Продолжительность рабочего времени устанавливается работодателем с учётом мнения представительного органа работников, но не более 12ч.

Рабочее время бригады считается от момента явки на работу для приёмки электровоза и до момента сдачи электровоза. Начало и окончание работы локомотивной бригады оформляется в маршрут­ном листе машиниста.

Оборот локомотивной бригады.

Каждая бригада обслужива­ет электровоз в пределах определенного участка, называемого участком обслуживания или участком работы бригады. Закан­чивается такой участок пунктом смены локомотивных бригад. Рабочее время бригады, затраченное на проведение одной пары поездов по участку обслуживания, называется оборотом (рабочим) локомотивной бригады, ч

где tОСН - основное время - время ведения поезда по участку в обоих направлениях с учетом простоев на промежу­точных станциях;

tBСП - вспомогательное время - время на пере­движение электровоза от контрольного поста (включая время на отметку маршрута машиниста на контрольном посту) до сос­тава, на прицепку к составу, опробование тормозов поезда, пе­редвижение электровоза от состава на контрольный пост оборот­ного пункта (включая время на отметку маршрута), получение раз­решения на отправление поезда, справки о тормозах, письмен­ного предупреждения;

tРТ - время регламентированных технологичес­ких перерывов - время после опробования тормозов до момента отправления, установленного расписанием;

tПЗ - подготовительно-заключительное время - время на прием, экипировку, сдачу электровоза и другие действия, выполняемые бригадой в основном депо и в пункте обо­рота до прохода электровозом контрольного поста при следова­нии из депо к составу и после прохода контрольного поста при возвращении электровоза в депо от состава, а также на про­хождение локомотивной бригадой медицинского осмотра.

Оборот локомотивной бригады является расчетным показателем при опре­делении штата локомотивных бригад.

Полный оборот локомотивной бригады ТПбр по обслужива­нию пары поездов - это время от момента явки бригады на работу в пункте жительства до момента окончания работы в этом же пункте, включая время отдыха бригады в пункте оборота t o 6 от (см. рис. 3.2), ч




Рис. 3.2. Схема полного оборо­та локомотивной бригады

Непрерывная работа локомотивной бригады ТНР - этовремя от момента явки бригады на работу для приемки электровоза до мо­мента оформления всех документов по сдаче электровоза. Время, затраченное локомотивной бригадой на следование пассажирами от места постоянного жительства или пункта смены к пункту, назначенному для приемки электровоза, на ожидание поезда для следования пассажирами, а также на возвращение к месту жительства, учитывается как рабочее, но не входитв продолжительность непрерывной работы.

Продолжительность непрерывной работы более 7ч при шестидневной рабочей неделе, но не более 12ч, утверждается начальником железной дороги с учётом мнения представительного органа работников.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад электропоездов не может превышать 10ч. При работе с ночным отдыхом в пункте оборота суммарная продолжительность рабочего времени не должна превышать 12ч, а время непрерывной работы после отдыха – 6ч.

Время отдыха бригады.

Если оборот локомотивной бригады TРбр > ТНР, то отдых бригаде в пункте оборота tот об предоставляется продолжительностью не ме­нее половины предшествующего рабочего времени tр

где tпр ос , tсд об - время приёмки и сдачи локомотива в основном и оборотном депо соответственно, ч;

tдв – время следования по участку обслуживания бригады, ч.

Продолжительность отдыха (не более одного за поездку) локомотивных бригад в оборотном депо должна составлять не менее 3ч, а для бригад пригородных электропоездов не менее 1ч.

По завершении очередной поездки локомотивной бригаде пре­доставляется отдых в пункте жительства. Продолжительность такого отдыха после обслуживания пары поездов

где αот – коэффициент отдыха.

Для бригад пригородных электропоездов

Коэффициент отдыха определяется как

- для пятидневной рабочей недели

αот = (6 · 24 – 40) : 40 = 2,6

- для шестидневной рабочей недели

αот = (5 · 24 – 40) : 40 = 2,0.

Еженедельные выходные дни предоставляются локомотивной бригаде равно­мерно в течение всего месяца в любой из дней недели. Коли­чество выходных дней в месяце равно количеству воскресных дней данного месяца. Продолжительность выходного дня tвых нормируется как положенное время отдыха в основном депо после предшествующей поездки с добавлением 24 ч, т. е.

Методы расчёта штата локомотивных бригад

Постоянный штат локомо­тивных бригад состоит из явочного и списочного.

Явочный штат состоит из бригад, занятых на работе с поездами, на маневрах, с локомотивами на станциях и территории депо (в процессе приема-сдачи, технического обслу­живания) и находящихся на отдыхе после работы.

Списочный штат составляют бригады, которые оформ­лены на постоянную работу в депо. Он больше явочного на число работников, заменяющих находящихся в очередном и учебном отпусках, в командировках и больных.

Кроме постоянного штата, в депо есть временный штат локомотивных бригад, привлекаемый к работе на период максимальных (сезонных) пере­возок.

Применяются следующие методы определения штата локомотивных бригад: индексный, по заданным числу пар поездов, годовому линейному пробегу, объемам работы и по графику движе­ния поездов.

Индексный метод применяется при планировании списочного штата на перспективу и заключается в корректировке отчет­ной численности по индексам планируемых объемов работы и ос­новных показателей использования локомотивов

где Бо — фактический среднегодовой списочный штат прошло­го года;

ИР, ИV, ИQ, Иα — индексы изменения соответственно объема работы, скорости движения, массы поезда, вспомогательного времени работы, определяемые как отно­шения запланированных и фактических величин;

α всп — доля вспомогательного времени в общем бюджете рабочего времени бригад.

Локомотивное депо Миасс-2! Все для локомотивных бригад! Тесты, вопросы с ответами, теория, нормативные документы, инструкции.


Организация труда и отдыха локомотивных бригад на коротких и длинных плечах обслуживания

Время приема и сдачи

локомотивов, вагонов, рефрижераторных секций и АРВЭ локомотивными и поездными бригадами, бригадами рефрижераторных секций и АРВЭ, а также время на подготовку в рейс указанных бригад включается в рабочее время работников.

Явка к месту постоянной работы

(время начала работы (смены, поездки), определенной локальными нормативными актами или трудовым’ локомотивных и поездных бригад, машинистов (водителей) специального самоходного
железнодорожного подвижного состава и их помощников, бригад рефрижераторных секций и АРВЭ, железнодорожно-строительных машин, бригад, обслуживающих вагоны-транспортеры сочлененного типа, осуществляется по графику, наряду или вызову.

Окончание работы (смены, поездки)

осуществляется после завершения оформления соответствующей
технической документации после сдачи локомотива, моторвагонного подвижного состава, поезда, состава,
железнодорожно-строительной машины, рефрижераторной секции, АРВЭ или вагона в месте постоянной работы.

Время окончания работы (смены, поездки)

в случае несостоявшейся поездки или смены на линии определяется представителем
администрации организации, в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка.

На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены.

Работодатель должен

принять все зависящие от него меры для смены работника.
При этом междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов.
Порядок вызова другого работника на работу определяется в правилах внутреннего трудового распорядка.

Работа локомотивных бригад

организуется по именным графикам сменности или по безвызывной системе.
В других случаях, а также в случаях нарушения работы по графикам сменности локомотивные бригады назначаются на работу по вызову.
Способы вызова устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Для обеспечения своевременной сменяемости и предотвращения переработки сверх нормальной продолжительности смены
бригад маневровых локомотивов и локомотивов с вывозными и
передаточными поездами не допускается отправление этих бригад на другие железнодорожные станции, если время окончания поездки превысит установленное время смены.

В рабочее время работников локомотивных бригад грузового и пассажирского, пригородного движения включается:

  • время на подготовку к работе, включая время прохождения инструктажа и предрейсовых или предсменных медицинских осмотров, предусмотренных. Порядком проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, время, непосредственно затрачиваемое на выполнение основной трудовой функции;
  • время на приемку и сдачу локомотива, МВПС;
  • время следования пассажиром и ожидание следования пассажиром;
  • время ожидания работы;
  • время прохождения алкометрии, предусмотренной локальными нормативными актами работодателя, принятыми по согласованию с представительным органом работников.

Для работников локомотивных бригад, занятых на сменной работе, в рабочее время включается время от начала до окончания работы, установленное графиком, с учетом времени прохождения инструктажа и предрейсового или предсменного медицинского осмотра, времени на приемку и сдачу локомотива.

По каждому пункту явки локомотивных бригад работодателем с учетом мнения представительного органа работников устанавливается предельно допустимое время нахождения
локомотивных бригад на работе с момента явки, по истечении которого отправление их в поездку запрещается.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад более 7 часов при шестидневной рабочей неделе, но не более 12 часов , работа с двукратным обращением локомотивных бригад с проездом мимо места постоянной работы, а также при изменении режима работы локомотивных бригад в период действия графика сменности устанавливается в порядке, утвержденном работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В случае доведения поезда до железнодорожной станции для смены локомотивной бригады при необходимости продолжительность непрерывной работы с согласия ее работников может быть увеличена работодателем, но не должна превышать 12 часов.

Продолжительность непрерывной работы от момента явки в депо или пункт подмены по вызову до момента сдачи локомотива (за исключением времени следования пассажиром) локомотивных бригад устанавливается в соответствии с

  • графиком движения поездов
  • вариантными графиками движения поездов,

разрабатываемыми в связи с предоставлением технологических окон в движении поездов в границах участка обслуживания во всех видах движения поездов с учетом затрат рабочего времени, принятых к расчету при разработке норм времени оборота работников локомотивных бригад.


Продолжительность рабочего времени
машинистов грузового, пассажирского, пригородного, скоростного и
высокоскоростного движения при работе без помощников должна составлять не более 7 часов


Продолжительность рабочего времени
машиниста пассажирского движения, при работе с системой автоведения, при работе без помощника и условии оборудования подвижного состава должна составлять не более 8 часов.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 01.08.2019г №250)

Продолжительность работы работников локомотивных бригад скоростного и высокоскоростного движения без помощника машиниста с момента отправления и до прибытия поезда должна составлять не более 6 часов .


Время следования работников
локомотивных бригад от места постоянной работы к пункту (железнодорожной станции), назначенному для приема локомотива (поезда, МВПС), если они не приняты на эти пункты на постоянную работу а также время возвращения к месту постоянной работы после сдачи локомотива (поезда, МВПС) включается в их рабочее время и не включается в продолжительность непрерывной работы.

Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов не может
превышать 12 часов, а после ночного отдыха в пункте оборота не более 10 часов .


Для локомотивных бригад запрещаются поездки более двух календарных дней подряд в период с 0 до 5 часов местного времени , в том числе если на одну из ночных поездок приходится следование пассажиром.
Для машинистов локомотива при работе без помощника машиниста запрещается работа в течение двух ночей подряд .

Это требование не распространяется на локомотивные бригады,
возвращающиеся из пункта оборота локомотивов (МВПС) или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров.

Читайте также: