Допрос конвейером что это

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с завещанием патриарха Тихона местоблюстителем должен был стать митрополит Кирилл (Смирнов). Однако выпускать его из заключения в НКВД не планировали.

Но имелось еще и завещание митрополита Петра (Полянского). В случае его смерти власть должны были принять на себя последовательно митрополиты Кирилл (Смирнов), Агафангел (Преображенский), Арсений (Стадницкий) и Сергий (Страгородский). Митрополиты Агафангел и Арсений к тому времени отошли ко Господу, а потому власть перешла к митрополиту Сергию.

По сравнению с началом 1930-х гг. к середине десятилетия антицерковные репрессии немного утихли. Снизилось количество арестов по церковным делам. Также наблюдалось и охлаждение властей к лагерю атеистических агитаторов, был закрыт ряд антирелигиозных музеев. Кое-где начали говорить, что гонения закончились. В самой Московской Патриархии в феврале 1936 г. обсуждался вопрос о восстановлении Патриаршества и возведении в сан патриарха митрополита Сергия.

Многих ввела в заблуждение разрекламированная сталинская Конституция, принятая 5 декабря 1936 г., где провозглашалось равноправие всех граждан. Однако вера в исправление коммунистической власти была наивной – репрессивная машина работала бесперебойно. О размахе репрессий свидетельствует сокращение населения страны. В 1934 г. на XVII съезде ВКП(б) Сталин назвал численность населения – 168 млн. Согласно переписи населения (январь 1937 г.), в стране проживало уже 162 млн человек, то есть население за этот период не только не выросло (а планировалось 12-миллионное увеличение численности), но и сократилось на 6 млн человек.

Но самые страшные для Церкви и страны годы были еще впереди.

Иными словами, безбожная пропаганда своей цели не достигла. Массовый антицерковный террор должен был помочь агитаторам. В 1937 г. Г.М.Маленков предложил Сталину вообще отменять законодательство о культах. Отмены не произошло, но вектор на уничтожение Церкви был взят.

По сравнению с массовым уничтожением духовенства и мирян в годы Большого террора меркнут и ужасы красного террора 1918– 1920 гг., и гонений конца 1920 – начала 1930-х гг. Смертные приговоры выносились и вновь арестованным, и тем, кто уже находился к тому времени в заключении. Количество репрессированных за веру православных христиан пока не определено, по приблизительным оценкам это число намного превышает 100 тысяч человек.

Среди новомучеников было немало тех, кто резко отзывался о коммунистической власти.

Не менее категорично отзывался о советском режиме преподобномученик Алексий (Гаврин) (память 10 декабря), также называвший его антихристовой властью, которая должна погибнуть.

Интересны показания священномученика Петра Никотина (память 21 октября), служившего в Сергиевском храме у Рогожской заставы в Москве и расстрелянного на Бутовском полигоне.

–Вы отказали в причастии одной гражданке из-за того, что она не знала, кто такой Христос, и знала, кто Ленин? – спросил следователь.

–Случай был. Я ее спросил: кто такой Христос? Она ответила, что не знает. Тогда я спросил: а кто такой Ленин? Она ответила: вождь пролетариата. Меня это оскорбило, и я ей в причастии отказал.

–Совпадает ли ваше мировоззрение советскому?

–Мое мировоззрение не соответствует советскому. Всю систему советской власти я признаю неправильной.

Но коммунистическое государство не щадило и тех, кто максимально дистанцировался от политических вопросов. Главным для репрессивной машины была принадлежность этих людей к враждебному классовому лагерю.

Священномученик Иоанн Богоявленский (память 24 декабря), против которого не смогли найти ни одной улики, на допросе говорил:

Арестовывались практически все архиереи и священники, чье место жительства было известно. Не щадили и тяжело больных. Парализованного старца митрополита Серафима (Чичагова) (память 11 декабря), который уже ничем не мог помешать властям, гонители все же забрали и расстреляли.

20 августа 1937 г. священномученик Александр Хотовицкий был расстрелян и погребен в безвестной могиле на Донском кладбище.

В годы Большого террора был практически уничтожен епископат правой оппозиции, почти с такой же тяжестью обрушились репрессии и на архиереев, подчиненных митрополиту Сергию.

Погибали и другие святители – 2 декабря 1937 г. в Казани был расстрелян епископ Иоасаф (Удалов), в тот же день в казахстанской ссылке были убиты епископы Порфирий (Гулевич) и Макарий (Кармазин). В Казани был арестован и расстрелян архиепископ Венедикт (Плотников), в Нижнем Новгороде был арестован митрополит Феофан (Туляков). После жестоких издевательств был казнен и он. Еще одной утратой для Церкви была гибель митрополита Нижегородского Евгения (Зернова), расстрелянного 20 сентября 1937 г. Не спасали от смерти и старые связи со спецслужбами – так, 2 декабря 1937 г. был расстрелян митрополит Серафим (Александров).

Подвижничество, без преувеличения равное подвигу первых христиан, встречалось и в эти страшные годы. Служение заключенным, помощь страдальцам за веру осуществлялось и пастырями, и мирянами. Некоторые подвижники, а чаще подвижницы, ехали в ссылку за духовными отцами, за арестованными святителями. Мученица Вера Труке (память 31 декабря) помогала священномученику Фаддею (Успенскому), неподалеку от священномученика Кирилла (Смирнова) поселилась монахиня Евдокия (Перевезникова).

А в иных местах заступиться за церковь многие уже боялись – известно множество случаев, когда защитники храмов арестовывались. Мученица Наталия Козлова (память 14 сентября) пыталась отстоять Богоявленский храм в с. Чурики Рязанской области, одновременно помогая арестованному духовенству. Святая была расстреляна в 1937 г. Святая Параскева Кочнева (память 8 апреля) оказалась в концлагере за попытки отстоять Александро-Невский храм в Миассе. В 1939 г. она погибла во время работы. Мученица Мария Данилова (память 12 января) настаивала на возобновлении богослужений в г. Гаврилов-Ям, в 1937 г. получила 10 лет концлагеря, где и умерла в 1946 г. Список можно продолжить.

Для власти, поставившей целью добиться забвения имени Божия, выступления православных христиан в защиту храмов уже ничего не значили. В одном только 1937 г. было закрыто более 8 тысяч церквей. Уничтожались замечательные памятники архитектуры. Так, в 1936 г. был разрушен Казанский собор на Красной площади в Москве, позднее на его месте был устроен общественный туалет. В 1938 г. Московская Патриархия лишилась кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове. Новым кафедральным собором на шесть десятилетий стал Богоявленский собор в Елохове.

Такой же была ситуация в остальных городах страны. К концу 1930-х гг. были закрыты или разрушены еще остававшиеся кое-где кафедральные соборы, а также масса больших и малых церквей. Кафедральными соборами немногочисленных епархий Русской Церкви теперь становились небольшие городские храмы, а иногда и кладбищенские. Храмы на кладбищах в некоторых городах вообще остались единственными действующими церквами. С весны 1936 г. в Московской Патриархии не совершались архиерейские хиротонии. К началу Второй мировой войны Российская Церковь была уничтожена практически полностью. В 1939 г. у нее не осталось ни одного легального монастыря, ни одного духовного учебного заведения. Количество приходов в пределах Российской Федерации было около 100. В других республиках Советского Союза ситуация была не лучше. Например, в Белоруссии летом 1938 г. осталось всего два православных храма. Сам митрополит Сергий уже не контролировал церковную ситуацию в стране и признавался, что в его подчинении осталось всего 80 храмов.

Несколько архиереев Московской Патриархии проживали за границей, хотя количество прихожан у этих иерархов было совсем невелико – подавляющее большинство эмигрантов сторонникам митрополита Сергия не доверяло.

У коммунистического государства в тот момент была возможность ликвидировать и Патриаршую Церковь, и обновленческий раскол. Однако советская администрация, понимая, что окончательное уничтожение легальной Церкви всегда можно осуществить в течение нескольких дней, все же сохранила Патриархию. Это объясняется несколькими причинами.

1.Перед всем миром нужно было демонстрировать, что гонений на Церковь нет, показывать иностранным делегациям пусть немногочисленные, но зато переполненные храмы, иногда предъявлять мировому сообществу живого и здорового местоблюстителя.

2.Легальные структуры были необходимы, чтобы не допустить окончательного ухода верующих в подполье.

3.В преддверии грядущей войны, которую Сталин планировал вести на чужой территории, становились реальными перспективы присоединения к Советскому Союзу новых земель, в том числе и православных. Для контроля над верующим населением будущих республик и областей необходимо было сохранять контролируемый государством орган церковного управления.

Источник: Кострюков А. А. Лекции по истории Русской Церкви (1917—2008): Учебное пособие/ А. А. Кострюков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. — 368 с.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Виктор Мальцев Конвейер ГПУ

Конвейер ГПУ: краткое содержание, описание и аннотация

Виктор Мальцев: другие книги автора

Кто написал Конвейер ГПУ? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Виктор Мальцев: Конвейер ГПУ

Конвейер ГПУ

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Борис Плющов: Генерал Мальцев.История Военно-Воздушных Сил Русского Освободительного Движения в годы Второй Мировой Войны (1942–1945)

Генерал Мальцев.История Военно-Воздушных Сил Русского Освободительного Движения в годы Второй Мировой Войны (1942–1945)

Кирилл Александров: Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945

Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Сергей Песецкий: Записки офицера Красной армии

Записки офицера Красной армии

Сергей Веригин: Предатели или жертвы войны: коллаборационизм в Карелии в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг.

Предатели или жертвы войны: коллаборационизм в Карелии в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг.

Конвейер ГПУ — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Чтобы рационализировать производство, человеческий ум изобрел конвейер. В наше время каждый знает это усовершенствование, почему последнее и не нуждается в специальном пояснении.

Здесь речь пойдет о другом конвейере, мало или совсем незнакомом первым его изобретателям. Они, конечно, не подозревали, что продукт их творчества будет скопирован и применен к людям советскими чекистами.

Оставшиеся по счастливой случайности в живых расскажут истории много жутких фактов, продемонстрируют в доказательство сомневающимся переломанные ребра, отбитые внутренности, выбитые зубы и прочую продукцию этого рационализированного метода допроса.

На основе этого документа, полного неприкрытого цинизма, и обмана, стали возможны те средневековые пытки, коим подвергали доверчивых граждан.

Только потерявшие всякие моральные принципы, или вернее, не имевшие их никогда. — могли так нагло, со спокойной совестью, как дешевые шулера, не отработавшие далее ловкости рук, жонглировать историческими документами.

Но недремлющее око ГПУ так же рьяно выполняло демократические принципы конституции, заполняя тюрьмы тысячами невинных жертв.

И вот беспрерывно работает кровавый конвейер, заставляя утонченными пытками признавать никогда несодеянные тягчайшие преступления.

Подумав робко про себя и бросив пугливый взгляд на окружающих, он мысленно произносит:

Скрипят засовы тюремной камеры, открывается дверь и одновременно на пол валится какая-то бесформенная масса. Всем ясно — втолкнули очередную жертву сталинского конвейера.

Вопросам нет места. Только побывавшие в этой мясорубке соседи бегло обмениваются скупыми репликами, оценивая и критикуя, как знатоки, чистоту работы следователя.

За полтора года сидения под следствием в тюрьме я воочию убедился и испытал на своей спине все прелести советской демократии.

Читайте также: