Что за должность церковный староста

Обновлено: 28.04.2024

Церковный староста — помощник настоятеля храма по хозяйственным вопросам. Следит за сохранением церковного имущества, поддержанием порядка в храме и на прилегающей территории. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Отремонтировать систему отопления или водоснабжения построек на территории храма — забота старосты. Он нанимает рабочих или просит о помощи прихожан — главное, чтобы свет горел, отопление обогревало, а священники могли сосредоточиться на богослужении.

Обучение на церковного старосту

Московская духовная академия Русской Православной Церкви

Теология (Московская духовная академия Русской Православной Церкви)

Российский государственный социальный университет

Теология (Гуманитарный факультет РГСУ)

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Религиоведение (Уральский гуманитарный институт УрФУ)

Российский государственный гуманитарный университет

Религиоведение (Центр изучения религий РГГУ)

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Религиоведение (Гуманитарный институт)

№12 (89) / 8 •декабря• ‘09

Евгений Алабушев Актуальный разговор

•В этой теме:•

— Сергей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, в чем состоят обязанности старосты?

— То есть Вы поддерживаете и обеспечиваете жизнь храма с материальной стороны?

— Можно и так сказать. Центральным событием у нас является богослужение. Но чтобы оно состоялось, необходимо многое: не только священник, хор, пономари, но также и отопление, водоснабжение, водоотведение. Вот эти нюансы и касаются меня непосредственно.

— Староста — необычный прихожанин. Вас практически не увидишь ничего не делающим: Вы всегда куда-то бежите, что-то устраиваете, налаживаете. В таком случае остается ли у Вас время для молитвы?

В нашем храме просто помолиться достаточно трудно, потому что постоянно кто-то чем-то отвлекает, потому что на мне много чего замкнуто. Не потому, что люди такие вредные, а потому, что может, без меня нельзя принять решения по хозяйству. Приходится периодически выбираться в другой храм, чтобы просто постоять тихо за колонной и помолиться, чтобы меня никто не видел и не слышал.

— Если у храма есть староста, то, наверное, многих проблем у храма нет. Но не может быть, чтобы их не было совсем. Что сегодня заботит старосту прихода?

— Все задачи ставятся настоятелем. При этом есть дела, требующие внимания. Они, я думаю, у каждого храма одинаковы: чистота, порядок. Или та же самая уборка храма, уборка снега, с которым идет пожизненная борьба. А тут еще и глобальная задача — строительство школы — из ряда вон выходящее событие.

— Одному решать такие рядовые или глобальные задачи невозможно. Могут ли прихожане в чем-то помочь приходу, и нужна ли вообще эта помощь?

— Самый главный вопрос, который каждый может себе задать: в какой мере мы можем в храме что-то делать?

Так вот батюшка говорит, что решение этого вопроса лежит в духовной плоскости, не хозяйственный это вопрос, если у нас в храмах работают мусульмане, а православные приходят как в супермаркет. Где-то может быть и мое упущение, так как моих организаторских способностей не хватает. Вроде и надо бы подключать людей, но это же не чайник — взял и подключил, надо настрой какой-то иметь, авторитет. Как-то года три назад решил я провести эксперимент. Тогда за ночь неожиданно выпало много снега, а дворника не было. Я приехал в храм около девяти утра, вынес несколько лопат, воткнул их в снег и сам начал убирать снег. Из всего потока людей, которые проходили мимо, только человека два подключились к уборке, а остальные пожелали помощи Божией. Господь-то нам помог, но насколько людям, прошедшим мимо, это было нужно?

— Получается, что люди не видят, что есть какие-то дела, в которых они могли бы поучаствовать?

— Значит, все дело в людях и в их организации?

— Есть ли трудности в работе с такими объявившимися добровольными помощниками?

— Казалось бы, мне проще нанять профессионалов. Я вызываю человека с утра, я планирую его рабочий день, чтобы труд его был максимально эффективным, чтобы день этот был полностью занят. Если ему заплатили, то он должен сделать все, что нужно на данный момент. А с добровольными помощниками решение вопроса чаще всего затягивается. Если я позвонил электрику, то он в течение часа пришел и устранил проблему, если я какому то знакомому с прихода звоню, решение проблемы растянется на несколько дней, в зависимости от того, как у него получается со временем.

Наемного работника я могу использовать по максимуму, потому что он обязан выполнить работу в срок. Я могу сказать ему, что пока он не сделает, он отсюда не уйдет. А ведь добровольцу так не скажешь. Самое главное, что требуется от добровольца — работать на совесть. Но ведь если доброволец работает для храма, то он работает для Бога — как это меняет дело!

— Говорят, что люди, благоустраивающие свои дома, зря трудятся, если не устроен дом Божий. Для прихожанина все храмовые дела должны стоять на первом месте?

— Иногда священники во время проповеди просят помощи в решении какого-то дела. Такие призывы эффективны?

Сейчас и молодежь достаточно активная, и прихожане отзываются на необходимость той или иной помощи. Конечно, не все радужно. Мы привыкаем к комфорту, мы пришли — для нас должно быть все готово, мы должны получить какую-то долю заботы о себе. Я еще раз говорю, что этот вопрос лежит в духовной плоскости.

— Вы думаете, что повышение активности прихожан связано с развитием духовной жизни людей?

— Сергей Юрьевич, в заключение нашего разговора, что бы Вы хотели сказать всем прихожанам?

— Решение всех наших проблем, личных или общественных, лежит в духовной плоскости. Если человек духовно болен, то на физическом, материальном уровне это отражается очень сильно. Невозможно быть духовно больным и физически здоровым. Нужно заниматься собой и не замыкаться на каких-то материальных проявлениях мира, все-таки духовная составляющая жизни человека должна превалировать. Тогда может быть и в быту, и в семье, и на работе что-нибудь наладится.

Блог о замечательном посёлке Харьковской области -- Казачья Лопань. Каза́чья Ло́пань (укр. Козача Лопань) — посёлок городского типа в Дергачёвском районе Харьковской области Украины. Является административным центром Козачо-Лопанского поселкового совета, в который, кроме того, входят посёлок Ветеринарное и сёла Гранов, Новая Казачья и Шевченко. Открыт для всех, кто жил, живёт в нём и просто любит этот посёлок.

Церковные старосты в Казачьей Лопани.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Свою серию публикаций об истории храма и их служителей в Казачьей Лопани, я решила начать с рассказа о церковных старостах.
Церковный староста - помощник настоятеля храма по хозяйственным вопросам. Следит за сохранением церковного имущества, поддержанием порядка в храме и на прилегающей территории.

Это человек из мирян, ведающий хозяйством церковной общины.
В XIX веке церковные старосты избирались на три года прихожанами. Избранных утверждали в должности в местной епархии.

19 октября 1868 года указом Императора была утверждена форма церковных старост. Старостам кафедральных соборов и церквей в столичных и губернских городах полагался мундир IX класса Духовного ведомства. Старостам церквей в уездных городах и сёлах полагался мундир X класса. Для старост из крестьянского сословия полагался кафтан, разрешённый (3 декабря 1864 года) носить при крёстных ходах хоругвеносцам. От хоругвеносцев кафтан старост отличался цветом воротников, обшлагов и галунов на фуражках. В епархии было разослано 200 копий рисунков формы церковных старост из крестьянского сословия.

Согласно документам (Клировым ведомостям), которые сохранились по Архангело-Михайловскому храму в селе Лопань, церковные старосты в нашей церкви служили более 3-х лет.
Избирались как правило из крестьян.

Вот ещё немного информации из интернета:
Церковный староста

Поверенный прихода , избираемый при каждой приходской церкви для совместного с причтом приобретения , хранения и употребления церковных денег и всякого церковного имущества , под надзором и руководством благочинного и епархиального начальства . В своей деятельности Ц . староста руководится особою " Инструкцией ", Высочайше утвержденною 12 июня 1890 г ., и другими постановлениями , подчиняясь во всех своих действиях распоряжениям епархиального начальства . Староста избирается прихожанами на 3 года , с согласия причта , при благочинном , и утверждается в должности епархиальным архиереем . По усмотрению епархиального начальства , Ц . старосты могут быть избираемы и к церквам приписным , не имеющим особых причтов , если в этих церквах совершается богослужение , имеется собственное имущество и ведется отдельное от самостоятельной церкви хозяйство . Лица , избираемые в сельских приходах Ц . старостами , утверждаются в этой должности не иначе , как по предварительном засвидетельствовании местных Ц . причтов и благочинных о том , что лица эти не состоят содержателями , приказчиками и сидельцами заведений для раздробительной питейной продажи вне городских поселений . Сидельцы казенных винных лавок на должности старост сельских церквей назначаемы быть не могут . Для устранения торговцев спиртными напитками в городах от избрания на должность Ц . старосты нет основания в законах ( опред . св . синода 3 — 23 февраля 1893 г .; см . " Церк . Ведомости ", № 28 ). Выбрано , по окончании трехлетия , может быть то же самое лицо , если причт , благочинный и прихожане признают это полезным , и избираемый изъявит на то свое согласие . К бесприходным городским церквам старосты избираются в городских думах . Избранные городскими думами лица представляются на утверждение епархиального архиерея . К церквам домовым , не подлежащим ведению городского управления , а равно к церквам учебных , богоугодных и благотворительных учреждений старосты утверждаются епархиальным начальством по избранию начальства этих заведений , а в тюремных церквах — по избранию тюремных комитетов и отделений , с согласия духовенства означенных церквей . В военных церквах , имеющих приходы , независимо от ктитора избирается прихожанами , не принадлежащими к составу войск , Ц . староста на общем для избрания таковых лиц основании . Избранное на должность Ц . старосты лицо командир полка или начальник управления или учреждения представляет со своим заключением на утверждение протопресвитера . В церквах , не имеющих приходов , могут быть также назначаемы Ц . старосты , по избранию подлежащего командира полка или начальника управления . Служба Ц . старост считается наравне со службою лиц , занимающих должности по выборам ; избранные в эту должность обязаны при первом вступлении в оную принять присягу . По разъяснению св . синода от 21 авг . — 4 . сент . 1891 г ., назначение одного и того же старостою двух и более церквей не должно быть допускаемо . Обязанности Ц . старосты состоят в приращении , тщательном сбережении и благоразумном употреблении Ц . имущества . Ц . староста , уклоняющийся от исполнения своих обязанностей , увольняется от должности по определению консистории , утвержденному епархиальным архиереем . По разъяснению прав . сената , Ц . староста за растрату Ц . денег подлежит ответственности в общем порядке судопроизводства , т . е . как лицо частное , а не должностное . Ц . староста из податных сословий освобождается от выборов в другие общественные службы [ Дворяне и вообще , лица привилегированных сословий , принявшие на себя должность Ц . старосты , подлежат избранию во всякую должность по тому же уезду ( Уст . о сл . по выб ., изд . 1876 г . ст . 229 ).]; староста из крестьян освобождается от обязанностей присяжного заседателя , дом его освобождается от воинского постоя , а он сам — от всех нарядов и работ ; крестьяне во время прохождения должности Ц . старосты освобождаются от телесных наказаний . Староста — непременный член местного церковноприходского попечительства ; он может быть представляем к наградам ; может носить присвоенную ему форменную одежду . Право носить ее старосты не теряют и по оставлении своей должности , если прослужили в ней 9 лет , хотя бы и не сряду , с усердием и пользою для церкви ( указ св . синода 14 сент . 1873 г .). Об определении при церквах старост упоминается еще в указе Петра I ( Полное Собрание Зак . 1716 г . февраля 18 , 3175 ). О выборе Ц . старост прихожанами говорится в синод , ук . 1721 г . 28 февр . Они избирались наиболее из купцов , мещан и поселян , и обязанность их состояла в одной только продаже свеч . Впоследствии круг обязанностей их значительно расширен . См . Я . Ивановский , " Краткий свод законоположений , относящихся до церковных старост " (" Инструкция Ц . старостам ", с разъяснениями и дополнениями , СПб ., 1891 ); П . Нечаев , " Практическое руководство для священнослужителей " ( изд . 7 , СПб ., 1900 )
Энциклопедический словарь Ф . А . Брокгауза и И . А . Ефрона . — С .- Пб . : Брокгауз - Ефрон . 1890 — 1907 .


Проведя хронологическое расследование на основе сохранившихся документов, я могу поделиться с читателями именами крестьян, которые служили церковными старостами в Архангело-Михайловской церкви с. Казачьей Лопани. Уверена, что многие увидят знакомые фамилии и кто знает, может церковным старостой был кто-то из ваших предков.

1831 --1837 год -- Церковный староста Филипп Миронович Лобойко.
1847 год -- Церковный староста казённый крестьянин Кирилл Макарович Вакуленко
1852 -- 1861 -- государственный крестьянин Черкашенин Емельян Павлович Жорняк
1870 -- 1883 -- Государственный крестьянин Иван Петрович Вакуленко

октябрь 1893 -1898 год -- Церковный староста государственный крестьянин Михаил Семёнович Каллиниченко.

Эта статья о непрофессиональном офисе. Чтобы узнать о трубке табака, см. Трубку церковного старосты .

Староста является планировка официальной в приходе или конгрегации Англиканской , как правило , работают в качестве неполный рабочий день волонтера. Обладатели этих должностей являются по должности членами приходского совета, обычно называемого ризницей , приходским церковным советом или, в случае прихода Собора, главой .

СОДЕРЖАНИЕ

Обязанности офиса

Церковные старосты обязаны представлять мирян и сотрудничать с действующим президентом (или, в случае вакансии, с епископом). Ожидается, что они будут руководить прихожанами, подавая хороший пример и поощряя единство и мир. Они обязаны поддерживать порядок и мир в церкви и на кладбище в любое время, особенно во время богослужений, хотя эта задача, как правило, перекладывается на помощников .

Священники и им подобные обычно передают повседневное обслуживание церковных зданий и их содержимого своим церковным старостам.

Если должность вакантна, епископ (или архидьякон, действующий от его имени) обычно назначает церковных старост в качестве секвестра прихода до тех пор, пока епископ не назначит нового действующего президента. Секвестраторы следят за тем, чтобы в приходе продолжалось минимальное количество церковных служб, и в частности, чтобы Евхаристия продолжала совершаться каждое воскресенье и каждый главный праздник . Эта обязанность обычно выполняется путем организации регулярной ротации нескольких добровольцев из духовенства из числа сторонних служителей из этой епархии или, в некоторых случаях, духовенства на пенсии, проживающего в приходе или рядом с ним. Епископ обычно консультируется с церковными старостами перед тем, как назначить нового священника, который возьмет на себя управление приходом; в Англии есть установленный процесс, в котором также участвуют представители конгрегации.

Обязанности церковных старост может меняться в зависимости от обычаев прихода или общины, в канонах в епархии , к которой принадлежит приход, желаниях жреца, и направление прихода совета или собрания в целом. Согласно определению их обязанностей, они «в конечном итоге несут ответственность почти за все в церкви, что не обязательно должно быть сделано священником. кто-то".

Полномочия

В Англии церковные старосты обладают особыми полномочиями, позволяющими им сохранять мир на кладбищах.

Следующие лица наказываются штрафом в размере 200 фунтов стерлингов:

  • буйное, агрессивное или непристойное поведение в любой соборной церкви, приходской или окружной церкви или часовне англиканской церкви, на любом кладбище или кладбище (во время службы или в любое другое время)
  • приставать, беспокоить, досаждать или беспокоить, или любыми другими незаконными средствами вызывать беспокойство или злоупотреблять:
    • любой проповедник, должным образом уполномоченный проповедовать в нем, или
    • любой священнослужитель в священном сане, служащий или совершающий какое-либо причастие, или любое богослужение, обряд или служение в любом соборе, церкви или часовне, или на любом церковном дворе или кладбище.

    Староста прихода или места, где было совершено преступление, может задержать лицо, совершившее такое преступление, и предстать перед мировым судом . На практике это означает, что они должны знать об этих правонарушениях и могут ожидать, что произведут арест гражданина до прибытия полиции, если это необходимо. До 2003 года преступление каралось лишением свободы на срок до двух месяцев. Однако следует соблюдать осторожность при использовании этой силы.

    Виды церковного старосты

    Единственные области, в которых надзиратели почти всегда не имеют власти, часто запрещенные каноном, - это музыка и литургия, которые считаются исключительной властью священника или епископа, отвечающего за приход. Тем не менее, в Англии церковные старосты имеют право совершать утреннюю и вечернюю молитву, если священник или имеющий лицензию мирянин недоступен.

    Старосты по странам

    Церковь Англии

    В англиканской церкви церковные старосты - это служители прихода и служители епископа . Каждый приход ежегодно избирает двух церковных старост (если существующий обычай, действующий на 1 января 2002 года и действующий с 1 января 1925 года, не предусматривает иное), и они избираются не позднее 30 апреля и приносятся к присяге в период между избранием и 31 июля. В том же году. Церковные старосты (пере) избираются ежегодно на Собрании прихожан и могут служить максимум шесть лет с двухлетним перерывом, если это правило не было ранее приостановлено Собранием прихожан .

    В некоторых англиканских церквях по историческим причинам, изложенным выше, есть три церковных старосты вместо обычных двух; Двумя такими примерами являются All Saints, West Ham и St Margaret's, Barking . Исторически сложилось так, что есть также несколько церквей, в которых сохранились четыре церковных старосты, например церковь Святой Марии, Экклсфилд, Шеффилд .

    Церковь Ирландии

    Один церковный надзиратель назначается действующим президентом, а другой избирается Пасхальной генеральной ризницей . Оба служат сроком на один год, в течение которого они по должности являются членами избранной ризницы . Наряду с выполнением некоторых логистических функций, обычно связанных с пономарь или приставом , церковные надзиратели имеют определенные конституционные права и обязанности: они могут созывать и председательствовать на собраниях Общей ризницы или Избранной ризницы (но только при определенных обстоятельствах), и требуется их согласие. для использования любых экспериментальных форм служения и для любых посещающих служителей, которые не находятся в полном общении с Ирландской церковью. Церковные надзиратели также несут ответственность за наблюдение за сбором во время приношения , за подачу хлеба и вина исполняющему обязанности священнику во время Святого Причастия и за сохранность церковной утвари .

    Епископальная церковь в США

    Англиканская церковь Южной Африки

    Обязанности церковных старост в Англиканской церкви Южной Африки (ACSA) подробно описаны в каноне 29 Канонов и Конституции ACSA следующим образом.

    Старосты церкви - это служители епископа и главные представители конгрегаций. Вместе с действующим президентом они составляют исполнительную власть Приходского совета и несут особую ответственность в следующих вопросах:

    • обеспечить ведение реестра всех прихожан;
    • вести инвентарный учет всего имущества, украшений и мебели, принадлежащих церкви, обеспечивать сохранность и сохранность реестров и передавать их своим преемникам при прекращении полномочий;
    • выполнять политику Приходского Совета в отношении собственности и приходских финансов;
    • нести ответственность за подготовку годовой сметы доходов и расходов и представление отчетности в Ризницу;
    • заботиться о сидении в собрании без уважения к людям;
    • помогать действующему президенту информацией и советами по всем вопросам, касающимся прихода, и особенно в случаях, предусмотренных в рубриках перед служением Святого Причастия.
    • жаловаться епископу или архидьякону, если есть что-то явно неправильное или предосудительное в жизни или доктрине Действующего президента, а также если есть что-то, противоречащее порядку или приличию в управлении богослужением.

    Дополнительные обязанности и ответственность также могут быть определены в различных епархиях провинции .

    Досточтимые отцы. Хотелось бы узнать ваше мнение об институте церковных старост. Благо это или зло для Церкви с вашей точки зрения. Сам я пока имею только отрицательный опыт общения с оными представителями приходского совета, но хочу надеяться, на то, что где то есть старосты без которых приходская жизнь могла бы что то потерять, а не приобрести.

    Сложный вопрос вы подняли Alexander потомучто, я уверен, что все столкнулись с этой проблемой. Вопрос в том, что насколько грамотные старосты в отношении церкви ведь зачастую старосты мирянины не имеют духовного образования и с уважением относиться к священнослужителям не хотят, так же могу сказать про казначеев, бухгалтеров. На личном опыте могу сказать другое у нас староста протодиакон, который поднял храм из руин, проделал большую работу по реставрации и восстановлению храма. И до сих пор в течении 25 лет печётся о благосостоянии нашего храма. Поэтому моё личное мнение, что староста должен быть хотя бы диаконом или быть женатым человеком, который нес послушание в алтаре, закончил духовную семинарию или институт и собирается в дальнейшем посвятить себя служению матери церкви и Богу. Еще есть такой момент которого я вообще не понимаю когда каким-то образом женщина становится во главе прихода или берет на себя управление делами прихода ,а также касается матушек, которые считают раз у меня муж настоятель значит частично можно считать себя "матушкой настоятельнецой" и указывать кому что делать не важно кто ты сотрудник или священнослужитель.

    Еще есть такой момент которого я вообще не понимаю когда каким-то образом женщина становится во главе прихода или берет на себя управление делами прихода ,а также касается матушек, которые считают раз у меня муж настоятель значит частично можно считать себя "матушкой настоятельнецой" и указывать кому что делать не важно кто ты сотрудник или священнослужитель
    Спаси Господи о.диакон,правильно поставел воопрос.
    у меня личный пример точно такой же ,пока старостой в Гулбене была женщина р.б.Ирина Сазонова то даже на зарплату не хватало,а как поменялся староста стал верующий р.б Виктор
    то ситуация изменилась в корне.теперь не только зарплата плотиться,но и богослужебные книги преобретаются и др.,но все же без старосты,особенно если служишь на многих прихдах никак.(хотя лущше без них если портит дело)

    Мне кажется, что из вышесказанного можно уже сделать вывод - хорошо если на роль церковного старосты найдется верующий человек мужского пола, с духовным образованием, желательно в дьяконском сане, лишенный корысти, но все таки, лучше если его совсем не будет

    но все таки, лучше если его совсем не будет [/quote]
    ЕСЛИ ПОРТИТ ДЕЛО СПАСЕНИЯ ДУШИ И ЖИЗНИ ПРИХОДА .

    Простите, батюшка Александр, за мою дерзость, не хочу ни кого обидеть. Сестры-старосты не сами берут на себя обязанность управлять приходом, а батюшка благословляет. И не так это легко и хлебно, как Вы говорите. Не надо так огульно. От настоятеля всё зависит. Как было бы хорошо,если бы на приходе,кто-то из прихожан- братиев,согласился везти все хозяйственные дела. А дело спасения души и духовной жизни, прихода- это к батюшкам.

    Проблемма церковных старост,это очено древняя проблемма,которая особенно обострилась после революции и фактически государственного деспотизма и давления на уничтожение Церкви.Коммунисты сразу поняли,что храмы и священнослужителей легче контролировать через своих лиц,поставленных старостами.
    Так было почти повсеместно и в течении более 70лет,только в последние лет 15,такая ситуация стала меняться и в старосты пришли верующие люди.
    Но зачастую настоятель выбирает сам старосту из своих друзей или знакомых,которые хоть и могут быть хорошими администраторами и руководителями,но не бывают верующими людьми или такие чисто номинально.
    С такими старостами самые большие проблеммы возникают обычно у младших священно и церковно служителей,которые на приходе самые бесправные.сделать в таких ситуациях почти ничего нельзя,особенно если староста-женщина или "матушка-настоятельница".
    Вообще в последнее время в Церкви встала огромная проблемма в участившихся случаях,когда на командных должностях при храме встают все больше активные и властолюбивые женщины,которые помыкают даже свяженнослужителями.Имея поддержку в лице настоятеля им сложно что-то противопоставить и приходится смиряться или искать компромисы,порою и с совестью
    Насчет упразднения института старост-это абсолютно нереально,так как кто то должен заниматься и хозяйственной стороной храмовой жизни,а священнослужителей катастрофически не хватает.

    Читайте также: