Должник не отвечает на звонки что делать

Обновлено: 04.07.2024

Современный рынок кредитования предоставляет людям широкие возможности. К сожалению, не все могут своевременно исполнять обязательства по взятым займам: нередки ситуации, когда заемщик, попав в трудную финансовую ситуацию, перестает платить по кредиту. Чтобы избежать этого, кредиторы — банки и МФО — перестраховываются, обязывая клиента указывать при составлении договора данные супруга, работодателя или поручителя. Это делается, чтобы в случае исчезновения заемщика иметь возможность связаться с ним через знакомых, что, в ряде случаев, приводит к неприятным ситуациям. Например, человек, чьи данные указали, может столкнуться со звонками от коллекторских агентств. Что делать, если коллекторы звонят контактному лицу, во многом зависит от ситуации: от того, как общаются сотрудники агентства, что Вам говорят и какие сведения предоставляют.

Содержание статьи

Почему коллекторы звонят Вам

Звонки от агентств часто означают, что человек уже длительное время не платит по кредиту. Обычно кредитор сначала пытается связаться с заемщиком своими силами и только позже обращается к помощи коллекторов. Это происходит по одной из двух возможных схем:

  • банк заключает агентский договор, по которому оно берет на себя поиск заемщика и переговоры с ним. Кредитор при этом не меняется, возвращать средства предполагается банку;
  • кредитор переуступает кредит и права на него третьему лицу, то есть коллекторам, по договору цессии. С момента его заключения клиент будет иметь обязательства не перед банком, а перед коллекторским агентством.

Получив контактные данные заемщика, коллекторы начинают предпринимать попытки с ним связаться, чтобы договориться о графике погашения задолженности. Если тот не отвечает на звонки, представители агентства связываются с поручителем, чьи данные заемщик указал при оформлении кредита.

Имеют ли право звонить контактному лицу

Если заемщик указал Ваш номер в качестве контактного при заключении договора займа, с Вами могут связаться, чтобы уточнить контактную информацию о клиенте. Однако есть несколько обстоятельств, которые следует учитывать:

  • третьему лицу не могут разглашать любые сведения о задолженности и должнике (согласно ФЗ № 230).

Иными словами, уточнение контактных данных должника у лица, указанного в кредитном договоре не является нарушением закона, а, наоборот, это необходимая мера.

Как понять, законны ли звонки

Деятельность коллекторских агентств строго регулируется законодательством. Согласно закону № 230-ФЗ коллекторы могут звонить:

  • с 8 до 22 в рабочие дни, с 9 до 20 в выходные и праздники (часовой пояс считается по месту пребывания клиента);
  • не чаще раза в день, двух раз в неделю, восьми в месяц.

Что делать при звонках коллекторов

Линия поведения зависит от того, как ведет себя сотрудник по ту сторону телефона. Но, вне зависимости от обстоятельств, главное правило — не переживать, не паниковать, помнить, что закон на Вашей стороне. Никто не имеет права заставить Вас платить по кредиту, который брали не Вы и за который Вы не несете ответственности (если Вы не являетесь поручителем). Успокойтесь и проанализируйте поведение коллекторов.

Если звонок законен. Коллекторское агентство связывается с Вами по существующей задолженности знакомого Вам человека, который указал Ваш номер при заключении договора согласия. Сотрудники корректны, вежливы, сообщают всю необходимую информацию о себе, но не разглашают сведения, защищенные банковской тайной, и не нарушают временных рамок и сроков между звонками. В таком случае речь идет о законопослушном агентстве, с которым можно иметь дело:

  • поговорите с сотрудником, вежливо объясните сложившуюся ситуацию, проясните доступные Вам детали;
  • если Вы не хотите, чтобы Вам звонили, уведомите об этом коллектора, попросите удалить Ваш номер из базы;
  • если Вы хотите помочь заемщику, свяжитесь с ним лично и обсудите текущую ситуацию. Добропорядочное агентство поможет составить гибкий график выплат и заинтересовано в полном погашении задолженности каждого из своих клиентов.

Начать диалог с коллекторским агентством ЭОС можно с анонимной консультации. В этом случае заемщику не нужно называть свое имя или предоставлять другие данные. Оператор анонимной линии ЭОС предоставит общую информацию о способах погашения кредита на комфортных условиях, расскажет о действующих акциях и посоветует, с чего начать разрешение вопроса задолженности.

Коллекторы нарушают законодательство. Следует насторожиться, если:

  • представитель агентства не сообщает сведений о себе и об организации, в которой работает;
  • сотрудник разговаривает грубо, давит или угрожает, сообщает сведения, которые не может знать, или заведомо ложную информацию;
  • коллекторы нарушают разрешенные сроки и временные периоды;
  • Вам рассказывают подробности, защищенные банковской тайной;
  • Ваш номер точно не был указан ни в каком договоре, и получить его коллекторы могли только неизвестным Вам путем.

Все это признаки недобросовестного поведения, а значит, нарушение законодательства. Связываться с такими коллекторами и стараться с ними сотрудничать ни в коем случае нельзя. Если Вы заметили нечто подобное, обратитесь в правоохранительные органы либо в НАПКА — Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств — саморегулируемую организацию, контролирующую деятельность коллекторских агентств. На сайте ассоциации подробно указано, как подать жалобу на коллекторов, нарушающих закон.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск

Задайте все интересующие Вас вопросы

Получите консультацию оператора

Анонимная горячая линия.
Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.

Если вы совершили просрочку по кредиту, то не нужно думать, что банк махнет на долг рукой. Даже если речь о совершенно небольшой сумме кредита, банк все равно начнет процедуру взыскания, он сделает все возможное, чтобы должник погасил долг и встал обратно в график платежей.

Вполне логично, что в такой ситуации вам звонят из банка и просят погасить образовавшуюся задолженность. Но как вести себя по телефону? Что говорить банку, что обещать? С этими вопросами и разберемся.

Когда банк начнет вам звонить?

Это произойдет уже на 2-3-й день просрочки платежа. Как только в назначенную дату на счету не оказалось денег, банк сразу начнет попытки связи с должником. Ваш номер телефона указан в заявке на кредит, по нему и будут совершать звонки.

Цель звонка

Если это только начальная стадия просрочки, вы только недавно пропустили срок внесения платежа, то звонят сотрудники банка с целью выяснить, что случилось. Постарайтесь объективно рассказать о причине задержки. Может вы заболели, может вам задерживают заработную плату, или случились какие-то трудности.

Менеджер спросит вас о том, когда вы внесете средства на счет. Обычно сотрудник банка ведет диалог так, чтобы должник пообещал в короткий срок покрыть задолженность вместо со всеми штрафами. Стандартно на это дается короткий срок, например, не дольше недели.

Также цель звонка — проинформировать должника о сумме, которую ему необходимо внести. Не забывайте, что после просрочки вы должны не только основную сумму текущего ежемесячного платежа, но и набежавшие пени.

Звонят сотрудники банка

Почему банк звонит постоянно?

Это психологическая мера воздействия на должника. Ему постоянно звонят из банка, задают одинаковые вопросы. Должника раздражают эти звонки, и он готов сделать все возможное, чтобы они наконец прекратились. Так что, такая мера способствует более быстрому процессу взыскания.

Вполне возможно, что вы буквально вчера говорили с представителем банка и сказали ему, что закроете долг в полной мере через неделю, но сегодня с утра вам снова звонят. И снова звучат вопросы о том, когда вы вернете деньги.

Такая практика диалога с должником встречается во многих банках. Вам будут звонить, пока долг не окажется закрытым. Кроме того, ежедневные звонки носят информационный характер. Должнику сообщают размер долга на текущий день, так как пени ежедневно увеличивают размер долга.

Скандалить и кричать бесполезно. Вам звонят из места, похожего на колл-центр. Программа выдает звонки операторам в автоматическом режиме. Поэтому вы ежедневно можете общаться с разными людьми.

Имеет ли право банк звонить должнику

Да, это его полное право. Конечно, закон накладывает ограничения по времени звонков. Должнику не могут звонить по ночам или ранним утром. Обычно этого и не происходит, потому что банки в своем большинстве ведут деятельность полностью законно.

Если же вам звонят по ночам или по сто раз на дню, то, скорее всего, вы имеет дело с коллекторами. Эти факты являются нарушением законных норм, поэтому вы можете обратиться в прокуратуру. Только изначально попросите звонящего представиться и указать, какое юридическое лицо он предоставляет. Коллекторы или сотрудники банка обязаны предоставить эту информацию.

Имеет ли право банк звонить должнику

Что будет, если просто не брать трубку?

Такое решение принимают многие должники. Действительно, кажется, что если просто не беседовать с банком, то можно избежать неприятного осадка, который всегда появляется во время и после беседы. Порой действительно нечего сказать звонящему. Например, если должник не знает, когда он сможет встать в нужное русло и заплатить.

Но такое решение чревато не менее негативным для должника моментом — банк начнет беспокоить родственников и друзей заемщика. Когда гражданин заполняет заявку на кредит, он указывает в анкете номера телефонов контактных лиц. Банки просят указать телефоны каких-то близких заемщику людей. И именно этим гражданам будет звонить банк, если вы перестанете отвечать на звонки.

Зачем банк звонит вашим близким

Цель звонков — повлиять на должника. Допустим, банк начинает звонить указанному контактному лицу, которое является братом заемщика. Понятно, что этот брат после звонка свяжется с родственником, будет спрашивать о проблемах, станет интересоваться о том, когда тот погасит кредит. Но банк продолжает настойчиво звонить контактному лицу, тогда он уже начинает предъявлять претензии к родственнику. Это сильное психологическое давление, которое способствует более быстрому погашению просроченного долга.

Право банка звонить родственникам не запрещено законом. Кроме давления на должника этот метод помогает найти его, если тот скрывается от кредитора.

Если банк звонит на работу

Такая практика также применяется, как инструмент давления на должника. Это очень неприятно, если тебя вызывает начальство и начинает говорить о непогашенных кредитах.

Чаще всего звонки на работу — это не дело банков. Этим занимаются коллекторы. Такие действия неправомерны, потому как являются распространением конфиденциальной информации. Разбирательствами таких ситуаций занимается Роскомнадзор, в который и следует обратиться для прекращения звонков.

Автор: Ирина Русанова

Бесплатная помощь юриста

Комнада юристов

Бесплатная юридическая консультация от квалифицированных и компетентных специалистов в течение 10 минут!

Если вы не видите форму отправки вопроса юристам, перейдите по этой ССЫЛКЕ >>>


Проблема невозврата кредитов в наше время весьма актуальна. Немалая заслуга в этом принадлежит самим банкам, которые еще совсем недавно выдавали кредиты всем желающим, в погоне за увеличением кредитного портфеля не особо задумываясь о том, каким образом эти кредиты будут возвращаться. В результате, резкое ухудшение материального положения граждан в последнее время, привело к образованию в нашей стране огромной задолженности перед банками. По некоторым данным, она составляет порядка 9 триллионов рублей. Пытаясь вернуть свои деньги, банки и коллекторские организации, зачастую идут на прямое нарушение закона. В том числе, оказывают воздействие на третьих лиц – родственников и близких, должников, никакого отношения к кредиту не имеющих. О том, как защититься от обнаглевших кредиторов, и пойдет речь в данной статье.

Если звонки не достигают нужного результата, начинаются визиты сотрудников. Приезжают домой, могут приехать на работу, и прилюдно начать выяснять отношения уже там. Могут рассылать извещения о задолженности, разумеется, не должнику, а его родственникам.

Вот приблизительный список вопросов, которые необходимо задать звонившему:

  • Пожалуйста, представьтесь, кто вы и откуда? Назовите полностью вашу фамилию, имя, отчество, должность, и полностью название и адрес вашей организации.
  • Откуда у вас мой номер телефона/адрес?
  • Что вы хотите от меня?
  • Какое отношение я имею к вашим требованиям?
  • Какие меры будут предприняты с вашей стороны, если я не выполню ваши требования?
  • Вы понимаете, что ваши звонки мне и требования противозаконны?

Надо ли в разговоре отрицать ваши отношения с должником? Это решать вам, но особого смысла в этом нет, ведь это никак не влияет на незаконность действий работников банка или коллекторов. Кроме того, если они уже располагают информацией о ваших отношениях, то разумеется, все ваши заверения об обратном будут бессмысленными.

Если вам звонят и надоедают из службы безопасности или иных подразделений банка, вопрос решается относительно просто – вы можете обратиться с жалобой к руководителю банка. Дело в том, что банковская деятельность, в отличие от коллекторской достаточно жестко регламентирована, за банками присматривает Центральный банк РФ, поэтому в целом возможностей успешно нарушать законы у банков, намного меньше, чем скажем у тех же коллекторов. Кроме того, банк – это не фирма однодневка, он никуда не сбежит от ответственности, и располагает денежными средствами, которые он никуда не спрячет и которые с него взыщет суд, если вы выиграете дело, например по иску о взыскании морального вреда с банка, за противоправные действия в отношении вас.

Председателю правления банка _____________________

Адрес банка _______________________

от ____________________ (ФИО заявителя, телефон, адрес -

не указав свой адрес в жалобе, вы рискуете дать банку возможность в последствии ссылаться на этот факт, в качестве причины, по которой банк вам не дал никакого ответа на вашу жалобу).

Жалоба

Я не являюсь клиентом вашего банка, не заключал с вашим банком каких-либо сделок, в том числе, не являюсь заемщиком, должником, а также лицом, предоставившим обеспечение по договору кредита. При этом, в течение последних нескольких месяцев на мой домашний/мобильный телефон ____________ (номер телефона) стали поступать звонки от различных сотрудников вашего банка _________ (ФИО и должности звонивших), которые звонили мне с номеров _________ (указать все номера, с которых вам звонили) и искали ___________________________ (ФИО должника), спрашивали, знаком ли он мне? Я пояснил им, что такого знаю/не знаю/отношений не поддерживаю. При этом, от меня настойчиво, в грубой и назойливой форме ваши сотрудники требуют передать должнику некую информацию о его задолженности вашему банку. Возражения, что я не обязан и не намерен этого делать, а также о противозаконности их действий, ваши сотрудники игнорируют, назойливо звонят в разное время суток. Так, звонили ________ (указать все даты и время звонков).

______ (дата) с номера ___________ мне позвонил молодой человек, представившись работником вашего банка ________________ (ФИО, должность), разговаривал со мной крайне агрессивно, в оскорбительной, ультимативной форме требовал передать должнику информацию о его задолженности банку. На мой отказ, он стал угрожать мне тем, что не перестанет мне звонить и в дальнейшем с аналогичными требованиями, а также станет звонить еще и моим родственникам с аналогичными требованиями.

В результате этих звонков я был вынужден отключить свой телефон.

Кроме того, требую, что вы исключили все персональные данные обо мне из баз данных вашего банка.

Данную жалобу прошу считать попыткой и вашим шансом решить указанный вопрос мирным путем. В противном случае, буду вынужден обратится в надзорные органы: Центральный Банк РФ, Роспотребнадзор, Прокуратуру, Полицию с заявлением о проведении разбирательства в отношении вашего банка и привлечении виновных к ответственности, о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст.13.11. КоАП РФ, а также в суд с иском о понуждении ваших сотрудников к прекращению указанных действий, принудительном исключении персональной информации из баз данных, взыскании компенсации морального вреда.

Ответ о принятых по данной жалобе мерах в отношении указанных сотрудников, и иных виновных лицах, а также о принятых мерах по недопущению продолжения указанных звонков, прошу выдать мне на руки лично, для чего позвонить на телефон ___________. В случае отсутствия ответа на данную жалобу в течение 30 календарных дней, оставляю за собой право реализовать указанные выше мероприятия.

ФИО _______________ дата _____

Для этого, необходимо получить у вашего оператора связи распечатку всех входящих вам звонков за определенный период, где вы маркером отметите номера, с которых вам звонили кредиторы. Кроме того, необходимо распечатать на бумаге все записанные вами разговоры. Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию, которая этим занимается, укажет хронометраж каждой фразы, заверит распечатки своей печатью. Я, например, давно и успешно сотрудничаю с такой организацией в связи с осуществлением адвокатской деятельности, и в ряде случаев такая помощь просто неоценима. Для чего это нужно? Дело в том, что чиновники из надзорных органов, вряд ли станут прослушивать ваши разговоры, зато охотно прочитают их на бумаге. Кстати, если вы все-таки решите обратиться в суд - судья, несмотря на ваше ходатайство об исследовании доказательства, может и отказаться прослушивать записи, по крайней мере, такие случае бывали, и именно распечатки на бумаге решали исход дела. После указанных мероприятий можно обращаться с жалобами на действия сотрудников банка в Центробанк РФ, Роспотребнадзор, Прокуратуру и Полицию. Имеет смысл не останавливаться на каком-то одном органе, а направлять жалобы всем сразу - в этом случае повышается вероятность того, что вас действительно услышат и примут меры. Единственное различие между банками и коллекторами состоит в данном случае в том, что на коллекторов в Центробанк жаловаться бессмысленно, так как данная организация их не контролирует, здесь больше подойдет Роспотребнадзор.

Кроме того, после того, как банк или коллекторов привлекут к административной ответственности, можно обращаться в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда. В суд конечно можно обратиться и сразу после того, как банк или коллекторы откажутся положительно реагировать на вашу жалобу его руководителю, но административный материал в данном случае будет лучшим доказательством в суде. В этом же иске можно просить суд запретить банковским сотрудникам или коллекторам звонить/приезжать/каким-либо образом беспокоить вас и потребовать удалить ваши данные из баз данных. Дело будет рассматривать федеральный суд по месту нахождения банка/коллекторской организации или их филиала или представительства или, по вашему выбору – по месту вашего жительства. Для обращения в суд необходимо собственно кроме искового заявления, оплатить госпошлину 300 рублей, приложить распечатки звонков и разговоров, диск или флешку с записью разговоров, административные материалы в отношении виновника. Если в результате действий сотрудников банка или коллекторских организаций у вас возникли проблемы со здоровьем, незамедлительно зафиксируйте их медицинскими справками, сохраните чеки о приобретении лекарств, которые также передайте судье. Эти документы будут иметь огромное значение для определения судьей размера компенсации морального вреда, разумеется, в сторону увеличения. Но здесь важно иметь ввиду такой нюанс – так как сами по себе медицинские справки не подтверждают причинно-следственную связь между незаконными действиями сотрудников банка или коллекторами и наступившими у вас негативными последствиями, в виде ухудшения вашего здоровья, а доказать эту связь в суде должны именно вы, вам также, до обращения в суд необходимо будет пройти медицинскую экспертизу. Она платная (суд взыщет ее стоимость с виновника) и проводится по вашему обращению специализированными орагизациями, но позволит вам доказать в суде причинно-следственную связь.

Размер компенсации морального вреда в иске вы определяете сами, но судебная практика на сегодня, увы, такова, что суды в качестве компенсации морального вреда взыскивают с виновников сущие копейки. Но и это, в какой то мере наказание для нарушителя. Если же доказать в суде наличие последствий в виде проблем со здоровьем и их причинно-следственную связь с незаконными действиями кредиторов, то сумма компенсации морального вреда, взысканная судом в вашу пользу, будет куда серьезнее.

Разрешая подобного рода проблемы, защищая свои права от банковского и коллекторского правового произвола, важно понимать, что в подобных случаях имеет смысл действовать разумно и активно, так как только такая позиция может заставить правонарушителей прекратить нарушать закон и беспокоить вас.


В законе о банкротстве нет упоминания о коллекторах. Это не означает, что долги перед коллекторскими компаниями нельзя списать через банкротство. Расскажем, когда перестают звонить коллекторы при банкротстве, куда можно жаловаться, что будет с долгами после завершения дела.

Могут ли коллекторы подать на банкротство

Если коллекторская компания официально выкупила задолженность физ лица у банка или МФО, она приобретает все права по договору. Тогда коллекторы смогут не только заниматься взысканием, но и участвовать в банкротстве.

Что может коллекторское агентство?

  • Подать заявление в арбитраж, чтобы обанкротить должника, если сумма долга более 500 тысяч рублей, и человек не платит 3 месяца. На практике коллекторы никогда не подают на банкротство, поскольку это дорого, а по итогам долг официально списывается.
  • Подать заявление о включении требований в реестр кредиторов, если должник сам или другой кредитор начали банкротство физ.лица. Требования коллекторов будут рассматриваться наравне с остальными кредиторами, по итогам они получат часть денег от продажи имущества пропорционально доле своего требования в реестре.
  • Участвовать во внесудебном банкротстве. Если человек подал на банкротство в МФЦ, коллекторы могут проверять информацию, запрашивать сведения об имуществе человека в Росреестре и ГИБДД, подать возражения, обратиться в суд в случае несогласия.

Право кредитора подтверждается договором цессии. По данному договору выкупается долг у банка или МФО. Должника обязаны уведомить об уступке права требования в течение 30 дней письменно. Дополнительно банк размещает уведомление о продаже долга на Федресурсе Федеральный ресурс, на котором публикуются сведения о банкротстве, он же ЕФРСБ. . Если коллекторская фирма законно выкупила задолженность, у нее есть право участвовать в банкротстве должника.

Могут ли продать договор коллекторам при банкротстве? Да, в Законе № 127-ФЗ нет ограничений по данному вопросу. Но на практике такого не происходит.

Банкроту спишут задолженности по окончании процедуры. Коллекторская компания вряд ли захочет выкупать долг, по которому она утратит право на взыскание. Если коллекторы по ошибке купят такой долг, то в реестре будет фигурировать коллекторское агентство, а не первоначальный банк. Это не повлияет на признание долга безнадежным — после процедуры платить им не придется.

Статус, права и обязанности коллекторов при банкротстве через суд

Банкротные дела редко возбуждаются по инициативе кредиторов. Им это невыгодно, так как после процедуры долги списывают. Но если у должника есть дорогостоящее имущество, которое подпадает под реализацию, кредитор может проявить инициативу, сам подать на банкротство. Таким кредитором может быть и коллекторская фирма, выкупившая долг по цессии.

Нужно ли указывать коллекторов в заявлении на банкротство

Начиная процедуру банкротства физического лица, должник обязан указать в заявлении всех известных ему кредиторов.

О долге перед коллекторами человек может не знать, если его не уведомили о заключении договора цессии. Это не нарушение. После начала банкротства финуправляющий делает публикацию на федеральном реестре ЕФРСБ, из которой все кредиторы могут узнать о процедуре. Коллекторская компания вправе сама заявить о требованиях, чтобы участвовать в деле и получить часть выручки. Даже если ее не указали в заявлении.

Обоснованность требований всех кредиторов проверяет суд. Если суд признает требование, то его включают в реестр. Это дает право участвовать в деле, голосовать на собрании кредиторов, а главное — получить часть конкурсной массы.

Должник может возражать против включения требований в реестр. Например, если в договоре с банком прописан пункт о запрете на продажу долга третьим лицам, то коллекторам откажут во включении требований в реестр. Или когда истек срок исковой давности.

Что будут делать коллекторы после возбуждения банкротства

Разберем, как ведут себя коллекторы, если узнают о возбуждении банкротного дела в суде. Такую информацию они могут получить от должника, из сведений EФРСБ, или найти через картотеку арбитражных дел.

Если суд возбудил дело, коллекторы смогут:

  • подать заявление о включении своих требований в реестр;
  • участвовать в собраниях кредиторов;
  • принимать участие в утверждении плана реструктуризации задолженности, в оформлении мировых соглашений;
  • взаимодействовать с управляющим;
  • проверять законность сделок должника, заключенных перед банкротством
  • требовать привлечения банкрота к ответственности за недобросовестность ;
  • участвовать в распределении конкурсной массы (если она есть).

После возбуждения банкротного дела коллекторы не могут взаимодействовать напрямую с должником. Общаться можно только через суд или управляющего.

Они не вправе звонить, приходить домой к должнику, писать и требовать возврата долга у самого неплательщика. Только в суд. Управляющий является представителем должника перед кредиторами, он принимает на себя полномочия по управлению доходами и имуществом, а должник платить кредиторам не вправе.

Первоначальный кредитор, который продал (уступил) долг коллекторскому агентству, не участвует в банкротстве. Если старый кредитор попытается заявить о своих требованиях, нужно представить свои возражения в судебное заседание. Рекомендуем осуществлять все действия при поддержке юристов.

Могут ли коллекторы звонить и приходить к должнику во время банкротства

Звонки, смс и личное общение взыскатели обязаны прекратить.

1. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (непосредственное взаимодействие):

1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;

Пока коллекторы не получили информацию о возбуждении дела, они будут пытаться получить деньги. При первом же звонке или визите коллекторов нужно сообщить: я прохожу процедуру банкротства, прошу прекратить взаимодействие. Запишите номер арбитражного дела, чтобы озвучить его сборщикам долгов.

Если же коллекторы присылают угрозы, зная о возбуждении банкротного дела, нужно подавать жалобы на неправомерные действия. Подробнее об этом читайте ниже.

Как списываются долги перед коллекторами после банкротства

Коллекторские компании занимаются сбором долгов по кредитам и микрозаймам. Суд списывает эти задолженности по завершении банкротного дела. Об освобождении от обязательств будет указано в судебном акте.

Имеют ли право приходить коллекторы домой к должнику, звонить ему по телефону или рассылать письма после банкротства? Нет, это запрещено! Задолженности списаны судом, кредиторы не смогут требовать деньги в судебном или внесудебном порядке.

Могут ли кредиторы продавать списанные задолженности после завершения банкротного дела? Запрета нет, но никаких прав покупателю это не дает. Если банк продал долг коллекторам после банкротства, то оснований для взыскания у нового кредитора не возникнет. Когда обязательство аннулировано судом, его нельзя восстановить каким-либо другим способом. Коллекторские агентства проверяют долги перед выкупом, и скорее всего, они откажутся от такой бессмысленной сделки.

А если кредитор не участвовал в банкротстве физ. лица? Если коллекторская компания не заявила требования в судебном банкротстве, долг перед ней все равно считается списанным. Кредиторы сами несут риски неучастия в банкротном деле. Сведения о банкротстве публикуются в открытом доступе, коллекторы обычно узнают вовремя и подадут заявление.

Участие коллекторов во внесудебном банкротстве

Порядок внесудебного банкротства отличается от арбитражной процедуры. Заявление в МФЦ не может подать кредитор, в том числе коллекторы. Такое право есть только у должника.

Значительные отличия есть и в полномочиях кредиторов. Так как внесудебная процедура не предусматривает реализацию активов должника, кредиторы не рассчитывают на возврат задолженности. По сути, единственным вариантом защиты для них является проверка имущества и требование о передаче дела в арбитражный суд.

Почему важно указать коллекторов в списке кредиторов

В рамках судебного банкротства всем кредиторам дается время на подачу требований для реестра. В банкротном деле через МФЦ ситуация иная.

МФЦ публикует перечень кредиторов и обязательств, который должник сам составил и приложил к заявлению. Если должник случайно или умышленно не указал кого-либо из кредиторов, долги перед ними не спишут.

Как подать на бесплатное банкротство физ. лица через МФЦ: инструкция

При подготовке заявления рекомендуем проверить, не продал ли банк вашу задолженность. Для этого можно:

  • обратиться напрямую в банк с устным или письменным запросом (сведения о продаже долга банк обязан предоставить бывшему заемщику);
  • запросить кредитную историю, где есть информация обо всех текущих и просроченных обязательствах;
  • проверить данные о продаже задолженности через Федресурс (войти в личный кабинет по ЕСИА и посмотреть во вкладке коллекторы).

Для заполнения заявления в МФЦ и приложений с перечнем кредиторов (обязательств), рекомендуем обратиться за помощью к нашим юристам. Мы консультируем бесплатно!

Нужно ли платить после возбуждения банкротства в МФЦ

Что говорить коллекторам, когда подал на банкротство в МФЦ, и нужно ли платить по долгам? Платить не нужно, просто сообщите о начале процедуры. С момента размещения сведений на Федресурсе вводится мораторий на расчеты по долгам.

Сохраняется обязанность платить по долгам кредиторам, которые не указаны в заявлении. Поэтому так важно правильно заполнить заявление. Иначе коллекторы смогут продолжить взыскание даже во время процедуры банкротства. Либо подадут жалобу и отменят процесс.

Как коллекторы реагируют на банкротство физ. лица через МФЦ

После того, как МФЦ разместит информацию о внесудебном банкротстве на Федресурсе, коллекторы не смогут взаимодействовать с должником.

  • направлять запросы в госорганы о наличии у должника имущества;
  • оспаривать сделки должника в судебном порядке — например, если за месяц до банкротства человек переписал на родственника квартиру;
  • подать в МФЦ заявление о передаче дела в арбитражный суд при выявлении у должника имущества, которое можно реализовать на торгах.

Когда прекращаются звонки, смс и личные визиты коллекторов? Запрет вступает в силу с момента размещения сведений на Федресурсе. МФЦ сделает это в течение 3-х дней после приема заявления от должника.

Куда жаловаться на коллекторов во время банкротства

Если коллекторы звонят во время процедуры банкротства приходят домой или пытаются взыскать долги другими способами, на них можно жаловаться:

Куда жаловаться на коллекторов? 7 организаций для защиты прав должника

  • в ФССП, так как приставы осуществляет надзор за коллекторской деятельностью;
  • в НАПКА, это саморегулируемая организация, в которой состоят легальные коллекторы — она рассмотрит вопрос за неделю и разъяснит руководству агентства, что они неправы;
  • финансовому управляющему, так как он контролирует доходы и расходы должника, управляет его активами;
  • в правоохранительные органы, если коллекторы допускают противозаконные действия — ведут себя агрессивно, запугивают вас.

Многие вопросы можно решить через руководство коллекторской компании. Агентство могут исключить из реестра за нарушения, и руководитель наверняка проверит ситуацию и поставит на место сотрудников своей компании.

Если человек проходит банкротство с юридической поддержкой, то все вопросы будут решать юристы. Пообщаются с руководством, составят грамотные жалобы, привлекут полицию, если это необходимо.

Когда отстают коллекторы от банкрота? Сразу, как начинается процедура. С момента возбуждения банкротного дела в суде или МФЦ приостанавливаются все способы взаимодействия с должником. Когда гражданина признают банкротом, то по списанным долгам коллекторы не смогут заниматься взысканием. Если же в нарушение закона взыскание будет продолжено, можно подать жалобу в указанные выше органы.

Обращайтесь к нашим юристам, если у вас возникли проблемы при взаимодействии со сборщиками долгов или при прохождении банкротства. Мы разъясним нормы законодательства и судебной практики, подскажем, как общаться с коллекторами до и после банкротства.





Все знают о том, что долги нужно отдавать. Но иногда случаются ситуации, когда в конкретный момент по разным причинам сделать это невозможно. И тогда заемщики сталкиваются с коллекторами, которые зачастую действуют достаточно навязчиво и агрессивно, чтобы заставить должника вернуть деньги. Как защитить себя в таком случае?

Коллекторская деятельность и закон


Для начала важно запомнить: на сегодняшний день не существует нормы закона, обязывающей общаться с коллекторами по телефону. То есть они имеют право звонить должнику с целью напомнить о необходимости внести оплату по кредиту, но тот сам решает, вести ему диалог или нет.

А вот действия коллекторских компаний регулируются законом. Количество звонков ограничено одним в день, не чаще двух раз в неделю и восьми раз в месяц. При этом продолжительность разговора не имеет значения. То есть должник может поднять трубку и сбросить звонок спустя пару секунд.

Кредиторы и официально представляющие их интересы лица могут звонить должнику только в разрешенное законом время, а именно с 08:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 20:00 в выходные.

Полностью игнорировать звонки коллекторов не рекомендуется, так как в таком случае они начнут названивать родственникам, хотя это и запрещено.

А теперь поговорим о том, как вести разговор с коллекторами и что делать для того, чтобы они прекратили звонки.

Спокойствие и аргументация


Не поддавайтесь эмоциям и не повышайте тон. Помните, что коллекторы этого и добиваются – человека, который вышел из равновесия, проще запугать. Спокойным тоном объясните, что вы не планируете скрываться, всегда отвечаете на звонки, но в данный момент ввиду сложившихся обстоятельств не можете назвать точную дату внесения оплаты.

Запись на диктофон


Если ранее вы внесли хотя бы несколько платежей по кредиту, никто не имеет права обвинять вас в мошенничестве, хищении денег и т. д. (коллекторы очень часто используют подобные фразы в разговоре). Такие обвинения можно расценивать как клевету, а значит, вы имеете право обратиться в суд с иском на защиту чести и достоинства.

Если коллектор в разговоре перешел на повышенные тона, начал угрожать или запугивать, это пойдет вам только на руку. Но! Ни в коем случае не отвечайте взыскателю аналогичными словами и фразами, не переходите на грубости.

Официальный отказ от взаимодействия с коллекторами


После получения заявления кредитор будет обязан прекратить общение с должником. Но если банк решит обратиться в суд, после вступления в силу решения суда заявление аннулируется на срок 2 месяца.


Рано или поздно госорганы примут соответствующие меры, и звонки прекратятся.


  • не принимайте роль жертвы, не оправдывайтесь и не давайте себя запугать;
  • закройте от посторонних страницы в соцсетях, чтобы коллекторы не добрались до ваших знакомых;
  • попытайтесь договориться о погашении долга на ваших условиях, к примеру, частями;
  • если не планируете платить – не обещайте сделать это;
  • не игнорируйте звонки коллекторов, чтобы они не начали названивать родственникам, знакомым и на работу.

И самое главное. Помните о том, что только действия в правовом поле могут заставить коллекторов прекратить названивать должнику и начать соблюдать закон.

Читайте также: