Должен ли водитель пропускать пешехода во дворе

Обновлено: 25.06.2024

1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4 - 7 Правил.

Обязанности пассажиров

1. Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

2. Пассажирам запрещается:

· отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

· при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

· открывать двери транспортного средства во время его движения.

Обязанности велосипедистов, скутеристов и др.

I. Общие положения

Безопасность движения требует, чтобы каждый велосипедист знал, и, пользуясь велосипедом, соблюдал Правила уличного движения. Надо постоянно помнить, что нарушающий Правила движения подвергает опасности себя и окружающих, мешает движению транспорта и пешеходов.

Каковы же требования к велосипедистам, участвующим в уличном движении?

Прежде всего необходимо быть осторожным и внимательным, строго соблюдать все Правила уличного Движения.

Ездить на велосипеде по улицам и проездам города разрешается лицам не моложе 14 лет и при обязательном условии, что велосипед соответствует росту велосипедиста.

Перед выездом на велосипеде необходимо проверить исправность тормозов, звонка, а при наступлении темноты — переднего фонаря и отражателя красного цвета или красного фонаря сзади велосипеда.

Запрещено выезжать на улицу без номерного знака, который прикрепляется на задней вилке велосипеда над щитком, а при наличии багажника — на его задней поперечине.

II. Обязанности велосипедиста при движении по улицам города

Ездить на велосипеде по улицам города разрешается только по правой стороне проезжей части, в один ряд (цепочкой), не более чем в одном метре от тротуара

Дорожные сигнальные знаки.

При движении на велосипеде необходимо руководствоваться дорожными сигнальными знаками, сигналами светофора и жестами милиционеров-регулировщиков.

Сигналы светофора и жесты милиционера-регулировщика.

При движении по улицам города велосипедист должен подчиняться сигналам светофора и жестам милиционера-регулировщика.

По первому требованию сотрудника милиции велосипедист обязан остановиться.

Проезжать перекресток в прямом направлении или направо велосипедист имеет право при зеленом сигнале светофора, которому соответствует положение регулировщика, обращенного боком в сторону велосипедиста

Начинать движение через перекресток разрешается при зеленом сигнале светофора или при соответствующем жесте регулировщика

При желтом сигнале светофора или при соответствующем ему положении милиционера-регулировщика начинать движение через перекресток запрещено.

Велосипедист, оказавшийся при этом сигнале за пешеходным переходом перекрестка, должен продолжать движение, освободить перекресток.

Желтый мигающий сигнал разрешает движение пешеходам, велосипедистам и транспорту, но предупреждает о необходимости соблюдать особую осторожность. При таком сигнале велосипедист может продолжать движение, пропустив троллейбусы, трамваи и автомототранспорт.

При красном сигнале светофора или соответствующем ему положении регулировщика, при котором он обращен лицом или спиной к велосипедисту, проезжать через перекресток в прямом направлении запрещается, но можно поворачивать направо.

Всякие левые повороты, как и развороты для движения в обратном направлении, велосипедистам запрещены, даже если они разрешены для другого транспорта. При необходимости повернуть налево или развернуться для движения в обратном направлении нужно сойти с велосипеда и перевести его руками рядом с пешеходной дорожкой. После этого можно продолжать на велосипеде движение в нужном направлении.

III. Велосипедисту запрещается:

а) управлять велосипедом в степени хотя бы легкого опьянения;

б) ездить на велосипеде, не соответствующем росту велосипедиста;

в) ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам садов, парков и бульваров;

г) держаться при движении на расстоянии более одного метра от тротуара (обочины);

д) ездить по двое и более в ряд или обгонять друг друга;

е) обучаться езде в местах, где имеется движение транспорта и пешеходов;

ж) ездить, не держась за руль руками;

з) при движении держаться за проходящий транспорт или за другого велосипедиста;

и) ездить на одноместном велосипеде вдвоем (за исключением перевозки детей дошкольного возраста на велосипеде, оборудованном специальным сидением и подножками);

к) возить предметы, которые могут помешать управлению велосипедом или создать опасность для окружающих;

л) ездить группой на дистанции менее трех метров друг от друга и далее одного метра от тротуара (обочины).

При допущении нарушений, повлекших за собой тяжелые последствия, виновные привлекаются к уголовной ответственности.

Аварии, которые происходят по вине скутеристов, действительно часто заканчиваются трагедиями.

Особое внимание обращаем родителей решивших приобрести своему чаду скутер. Приобретая такое транспортное средство, Вы ставите здоровье, а иногда и саму жизнь несовершеннолетнего под угрозу.

Призываем к пониманию сложности и опасности, которые скрыты в дорожном движении, ДТП прогнозируемо, а значит, его можно избежать. Удачи на дорогах!

Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

ПДД РФ, 4. Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414)

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

(см. текст в предыдущей редакции)

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 24.11.2018 N 1414)

(см. текст в предыдущей редакции)

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, от 02.04.2015 N 315)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

(п. 4.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)

(см. текст в предыдущей редакции)

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 - 4.7 Правил.

WhatsApp

Пересечение траекторий движения различных участников дорожного движения создаёт необходимость регулировать это самое движение. Но проблема наступает тогда, когда трактовки в ПДД становятся неоднозначными. Ещё хуже – если судебная система выносит решения вопреки требованиям закона. Именно так обстоит дело с требованием Правил пропускать пешеходов на пешеходном переходе, которое претерпело не так давно изменение и сейчас находится в новой своей редакции. О том, как правильно уступать дорогу пешим участникам движения, чтобы не получить штраф, когда останавливаться, а когда продолжать ехать, каких людей вообще нужно пропускать и в каких случаях в 2021 году, разъясняем в этой статье.

Как правильно пропускать пешеходов по ПДД 2021 года?

Итак, давайте взглянем, где – в каких местах – вообще есть требование новых Правил пропускать пешеходов на переходах.

  • На нерегулируемых "зебрах" отдано преимущество пешеходам перед водителями. Это регламентирует пункт 14.1 ПДД.
  • Кроме того, вы обязаны пропустить (и это не совсем правильный термин – почему, узнаете ниже) пешехода при повороте направо или налево на перекрёстке (пункт 13.1),
  • в жилых зонах и во дворах на любой дороге (17.1) и при выезде из неё,
  • а также при съезде во двор или другую прилегающую территорию или при выезде на дорогу с них (8.3 Правил).

Какой штраф?

Не так давно в законодательстве произошло изменение по повышению штрафа за неуступление дороги пешеходу – его подняли до вилки сумм от 1 500 до 2 500 рублей. Конкретную сумму устанавливает инспектор ДПС на дороге, который выпишет постановление, в зависимости от обстоятельств нарушения, отягчающих или смягчающих обстоятельств.

Есть ещё дополнительные очень суровые наказания, если вы сбили пешехода. Но это уже совсем другая история, рассмотренная нами в отдельной статье.

Разъяснение ГИБДД о пропуске пешеходов по новым Правилам

Пропустить или уступить? Теория

И вот это самая главная тонкость в российском законодательстве 2021 года касательно пересечения траекторий движения пешеходов и водителей. И мы нарочито указали в подзаголовке, что будем сначала обсуждать теорию – как вы обязаны пропускать пешеходов по букве законодательного акта. Потому что на практике, к сожалению, это несколько отличается.

А теперь запомните главное правило:

  • пропускать по ПДД в 2021 году водитель обязан только слепых пешеходов и детей при организованной их перевозке автобусом (пункты 14.5 и 14.7),
  • во всех остальных случаях в новых Правилах есть требование именно уступить дорогу.

В чём же такое разительное отличие между двумя этими действиями и как именно правильно вы должны пропускать пешеходов на переходе, а как – уступать?!

Кого водитель обязан пропустить?

Сразу отметим, что термина "пропуска" пеших участников дорожного движения в ПДД нет. Поэтому на практике вы обязаны просто обеспечить преимущественное право движения, как именно вы это сделаете, решит рассматривающий дело орган, если увидит в этом нарушение.

А кому должен уступить?

А вот уступать дорогу нужно правильно! Итак, давайте рассмотрим последовательность кое-какой логической цепочки:

  1. 14.1 и другие пункты содержат для водителя требование именно уступить дорогу пешеходам, который переходят проезжую часть по "зебре" или вступили на неё для перехода – так гласят именно новые Правила, не так давно требование звучало как "пропустить",
  2. отправляемся к определению этого глагола в пункт 1.2 ПДД и видим, что уступить дорогу – это не начинать, не продолжать, не возобновлять движение, если это заставит других участников движения изменить либо траекторию, либо скорость,
  3. что такое преимущество, видим ответ здесь же – это право пройти или проехать определённый намеченный путь первым, в то время как другие участники должны вам уступить.

А теперь ещё более простыми словами! Итак, вы не выполнили требование Правил уступить, если:

  • в результате вашего движения пешеход изменил либо траекторию движения, либо скорость, либо и то, и другое,
  • при этом, ещё одно важное условие – это произошло именно из-за вашего начала, возобновления или продолжения движения; например, вы не снизили скорость перед переходом, не остановились вовсе или остановились и начали ехать, испугав пешехода, когда тот ещё был перед автомобилем.

Обязан ли водитель уступать дорогу человеку на проезжей части?

Важная тонкость про преимущество

Обратите внимание, термин "преимущество" подразумевает под собой ещё одну тонкость: для наличия этого самого преимущества траекторий движений водителя и пешехода должны пересекаться. Причём, пересекаться не только в пространстве, но и во времени. То есть, неисполнение требования уступить дорогу пешеходу водителя непременно приведёт к наезду на первого – ДТП.

Поэтому, если ваши траектории не пересекаются во времени, то и обязанности у вас нет. К примеру, вы поворачиваете направо на дорогу на нерегулируемом перекрёстке, где пеший переходит дорогу по переходу. Но ваша целевая дорога имеет 10 полос движения, а между направлениями ещё и разделительный островок. Пешеход, при этом, уже заканчивает на 10-й полосе вдали от вас, в том время, как вы, выполняя требование пункта 8.5 ПДД, поворачиваете на первую.

В таком случае траекторий ваших движений во времени не пересекаются. Нужно ли в этом случае уступать пешеходу? Очевидно, нет! Но очевидно только в теории.

Ещё одна тонкость данного термина заключается в том, что преимущество в его определении имеет чёткую зависимость от права на движение в намеченном направлении. То есть при отсутствии права на движение нет и права на первоочерёдность такого движения. Вполне логично!

Отсюда следует и то, что уступать дорогу при отсутствии преимущества обязанности нет. Например, если пешеход начал переходить дорогу на запрещающий сигнал светофора на регулируемом перекрёстке, то уступать дорогу ему обязанности у вас нет. Потому и требования такого в ПДД 2021 года нет.

Но нарочно создавать опасность в таком случае всё равно не стоит – почему, мы поговорим в последнем разделе данной статьи.

Обратите внимание, что речь здесь идёт о нарушении пешеходом, именно отменяющим его право на движение в намеченном направлении. А, например, если пешеход пьяный появился в общественном месте, не посмотрел по сторонам и не убедился в безопасности перехода, то это не лишает его права на сам переход. Соответственно, и преимущество никуда не пропадает, а вместе с ним и обязанность водителя уступить ему дорогу.

Судебная практика 2021 года: пока пешеход на дороге, вы обязаны стоять!

Увы и ах, но практика правоприменения в нашем вопросе сильно разнится с теорией и буквально сводит на нет само изменение ПДД, когда обязанность пропустить заменили на новое правило – уступить дорогу.

Дело в том, что с большой долей вероятности, даже если траектории движения водителя и пешехода не пересекаются во времени, то автолюбителю всё равно выпишут штраф, если тот проедет переход, когда пешеход ещё не покинул проезжую часть. То же самое будет, если человек начал переходить на дальней полосе, и ещё далеко не дошёл до той, где едет водитель. Но главное в том, что и суд при обжаловании с большой долей вероятности не удовлетворит такую жалобу водителя.

Вы можете сами взглянуть на судебные решения и постановления. Вот пример одного из наиболее ярких актов суда, когда судья вообще оперировал термином "пропустить" пешехода, не приняв во внимание доводы водителя о том, что обязанность по ПДД уступить дорогу он выполнил, не заставив пешехода не изменить ни скорость, ни траекторию.

С другими подобными решениями в судебной практике вы можете ознакомиться в базе судопроизводства.

Не пропустил пешехода: судебная практика

Более того, совсем недавно Верховный суд РФ поставил жирную точку в вопросе, как нужно правильно и каких именно пешеходов пропускать. Судья указал, что водитель не должен начинать движение после остановки для пропуска человека на "зебре", пока пешеход не закончит переход – не покинет проезжую часть дороги. И как только последний вступил на проезжую часть, у автолюбителя возникает обязанность остановиться, чтобы уступить тому дорогу.

Обратите внимание, что решения Верховного суда РФ обязательны для руководства нижестоящих судов. Хотя, выносить абсолютно такие же решения, они не обязаны.

Таким образом, здесь как раз та ситуация, когда теория расходится с практикой. И для того, чтобы не нарваться на штраф, вам нужно остановиться, как только пешеход вступил на проезжую часть – неважно, как далеко он от вас находится. И вам требуется стоять до того, как пешеход покинет переход. Хотя, ПДД прямо такого не требуют.

А если пешеход остановился?

Не разъяснённым ни ГИБДД, ни судами осталась ситуация, когда пешеход по тем или иным причинам переходит дорогу очень долго. Например, он упал и не встаёт, специально остановился, чтобы "зависнуть" в телефоне.

Согласно описанной выше практической стороны, вы обязаны стоять до того момента, как пешеход не покинет "зебру". Но с большой долей вероятности инспектор ДПС, увидевший такое поведение пешего участника, не будет выписывать штраф на водителя. Более того, правильно будет привлечь самого пешехода за такое нарушение пункта 4.6 ПДД.

Ещё важные тонкости переходов

Теперь давайте взглянем ещё на несколько важных моментов касательно уступления дороги.

Немало вопросов у автомобилистов вызывает передвижение по прилегающим территориям, например, двору или парковкам.

Как правильно въехать/выехать со двора

В ПДД этому уделяется совсем мало внимания, потому и возникает так много вопросов в этой области. Хотя на таких прилегающих территориях возникает немало ДТП и спорных ситуаций, которые разрешить на месте водителям бывает крайне сложно.

Чтобы передвижение по двору было безопасным, необходимо знать соответствующие правила.

Вы въезжаете во двор

Правила въезда на территорию двора прописаны в пунктах 8.5 и 8.3 ПДД (часть 2). Согласно этим документам становится понятно, кто должен пропустить при въезде во двор, а у кого имеется преимущество.

  1. Пешеходы и велосипедисты обязательно пропускаются при съезде с дороги. Здесь не имеет значения направление движения этих участников движения, они всё равно будут иметь преимущество перед автовладельцами.
  2. Водитель, намереваясь совершить поворот для въезда во двор, должен занять крайнее положение, чтобы не создавать помеху другим водителям.
  3. При совершении правого поворота необходимо при перестраивании справа оставлять до 50 см свободного пространства, чтобы скутер или велосипедист могли также перестроиться.
  4. Левый поворот часто бывает сложно выполнить, особенно это касается крупных населённых пунктов. Согласно правилам, регулирующим дорожное движение, водитель при въезде во двор с левого поворота должен пропустить все встречные автомобили. По этой причине рекомендуется заранее продумывать маршрут, чтобы въезд в прилегающую территорию осуществлялся с правой стороны, если это возможно.

Теперь сделаем небольшое отступление и постараемся отделить въезд во двор от перекрёстка. Такая необходимость обусловлена наличием запрета передвигаться на перекрёстке задним ходом. На въезде во двор такой манёвр можно совершать.

Вы въезжаете во двор

Отличие между этими двумя понятиями заключается в объектах городской инфраструктуры, с которыми связана дорога. Также перекрёсток можно опознать по следующим уникальным особенностям:

  • светофоры;
  • знаки 2.3.1 — 2.3.7;
  • табличка 8.13.

Немало водителей попадает в спорные ситуации, когда просто невозможно определить тип пересечения дорог. Мы советуем принимать такую ситуацию за равнозначный перекрёсток. Соответственно, задом ехать нельзя и автомобили справа требуется пропускать. В этом случае сотрудники дорожной полиции не смогут выписать штраф, растолковав эту ситуацию не в вашу пользу.

Вы выезжаете со двора

Кто кого пропускает при выезде со двора, а у кого имеется преимущество? Как правильно совершить этот манёвр описано в тех же пунктах правил дорожного движения, к которым мы обращались ранее. Выезд со двора осуществляется согласно следующим ПДД:

  • если планируется выезд с территории двора на дорогу, то водитель обязан пропустить пешеходов и транспорт, включая велосипедистов, передвигающихся по ней;
  • при совершении правого поворота уступается дорога и попутным, и встречным автомобилям;
  • при совершении такого манёвра необходимо быть осторожным, поскольку на дорогах часто можно столкнуться со встречными машинами, водители которых ездят с нарушением ПДД.

Кто уступает дорогу во дворе

В правилах дорожного движения мало уделяется внимания прилегающим территориям, к числу которых относятся также и дворы. Проблема движения в таких условиях обусловлена узкими дорогами, которые не позволяют разъехаться двум автомобилям.

Потому приходится одному из водителей уступать право на проезд. Нам удалось найти некоторые правила разъезда во дворе. Они говорят о следующем:

Установка приоритета в проезде определяется направлением движения по отношению к прилегающей территории.

  1. Право на проезд имеет транспортное средство, которое уже начало передвижение. Сюда же относятся и велосипеды. Не берётся во внимание направление движения таких объектов.
  2. Если оба транспортных средства находятся в движении, то уступить право на проезд должен тот водитель, у которого имеется возможность сдать назад и освободить таким образом дорогу.
  3. Если одна из машин является джипом и ни у кого из водителей не имеется возможности включить задний ход, то автомобиль с высоким клиренсом может съехать на обочину, освободив таким образом проезд своему оппоненту.

Это основные правила разъезда во дворе, соблюдение которых позволит избежать ДТП и оградит автовладельцев от возникновения прочих неприятных ситуаций.

Если ни у кого нет явного преимущества при въезде и выезде

Основой безопасного движения на прилегающей территории является соблюдение условий безопасности и проявление здравого смысла. Правила встречного разъезда во дворах сводятся к вежливости, разумному поведению и вежливому отношению друг к другу.

Кто уступает дорогу во дворе

Это касается обоих водителей, но уже будет хорошо, если хотя бы один из автомобилистов будет благоразумным. Часто в ход идут жесты и световые сигналы для определения права на проезд. Если уж попался упрямый и глупый водитель, который никак не хочет уступать дорогу при наличии у него для этого необходимый условий, то лучше уступить этому упрямцу.

Нужно ли уступить дорогу пешеходу

Как известно, участниками дорожного движения являются не только транспортные средства, но и пешеходы. Как быть с ними, когда одновременно требуется и автомобилю проехать, и человеку пройти? Многие автомобилисты уверены, что право на проезд в первую очередь предоставляется им, ведь процесс выезда/въезда и перемещения по двору и без того является сложным.

Правила ДД противоречат этому мнению. В пункте 8.3 этого правового документа сказано, что все транспортные средства, за исключением специального транспорта, обязаны уступить дорогу пешеходу. При этом совершенно неважно направление его движения относительно прилегающей территории.

В ПДД также имеется указание относительно пешеходов. Из пункта 17.1 следует, что пешеход должен передвигаться по прилегающей территории таким образом, чтобы для движения транспорта не создалось помехи. Например, нельзя перемещаться по центру дороги, необходимо выбирать для передвижения её обочину, если во дворе отсутствуют пешеходные зоны.

Оштрафуют ли за непредоставление преимущества во дворе

КоАП предполагает меру наказания для водителя, который отказался уступать право проезда, если у него была такая возможность или он обязан был это сделать в соответствии с ПДД. Тип санкции определяется видом совершённого нарушения:

  • на водителя, который при выезде с прилегающей территории не уступил дорогу въезжающему автомобилю, налагается штраф в размере 500 рублей (статья 12.14, часть3);
  • за игнорирование велосипедиста, которому требуется уступить право на проезд, может быть выписан штраф от 1,5 до 2 тыс. рублей (статья 12.18);
  • согласно этой же статьи аналогичный штраф налагается на водителя при игнорировании пешехода.

Ошибкой многих автовладельцев является убеждение в том, что указанные выше статьи относятся лишь к нарушениям, которые совершились на дороге. В действительности на прилегающие территории они также распространяются и размер штрафа остаётся неизменным.

Оштрафуют ли за непредоставление преимущества во дворе

Более серьёзным является наказание водителю, отказавшемуся пропускать спецтранспорт, у которого во время проезда были включены звуковые и световые оповестительные сигналы. За такое нарушение кроме уплаты штрафы можно лишиться водительского удостоверения на срок до 3 месяцев.

ДТП во дворах не являются редкостью, их участниками становятся не только автовладельцы, но также велосипедисты и пешеходы. В большинстве случаев причиной таких инцидентов становится не нарушение ПДД, а невнимательность участников движения, их упрямство, неуважение и спешка. Будьте благоразумны и терпимы к каждому участку дорожного движения.

Читайте также: