Доктрина как источник мусульманского права 2012 социально политические науки смотреть бесплатно

Обновлено: 28.06.2024

В) идждихад - толкования, возникшие на основе Корана и сунны в соответствии с определеннь)ми рациональными и логичными правилами - это свободное усмотрение судьи по вопросам, где Коран и сунны молчат.

В 632 г. умер Муххамед, и с его смертью связывается становление мусульманского права. Идждихад появляется в 8 в. Лица, обладающие правом осуществлять идждихад называются мудждахиды, которые делятся на 3 категории в зависимости от возможности осуществлять толкование (идждихад)

1. Лица, которые имели право создать толк

2. Лица, которые имели право принимать решения на базе существующего толкования

3. Лица, которые следовали существующим толкованиям,

Начало 6 - 9 вв. формируются 2 основные направления в МДП

1. Суннитское (ханифидское) - это наиболее светское направление правовой мысли и наиболее приспособлено к реально меняющимся условиям жизни.

2. Шиитское, боле каноническое, в основном базируется на Коране и сунне Развитие первого пришло в 11 в и возникает период канонизации.

Смысл канонизации в двух параметрах.

1. Отказ от абсолютного идждихада

2. Отказ от прямых предписаний Корана и сунны.

Т.е. возникает огромная система хаотично выстроившихся толкований, но значит новая норма не должна будет отменять старую, предшествующую. Посредством канонизации возникает новый метод правового регулирования - тахлид (традиция). Т.е. в этот период возникает светское направление в МДП, которое имеет 3 недостатка.

1. Множественность толкований

2 Если есть множественность, значит существуют логичные противоречия

3. Новая норма не может отменить старую

Только в 19 в. Начинает развиваться ишитское направление МДП

Вопрос 21. Проблема государства и политики в мусульманской доктрине права (Аль Фараби, Ибн Сина, Ибн Ружд братья чистоты.)

Исследование государства и политики шло оп 2 направлениям

1.Религиозно-этическое (арабская политическая философия, основоположник Ибн- Сива), появилась на основе МДП

2. Философско-этическое, которое возникло не базе греческой традиции. Основоположник исследования государства и политики Аль Фараби

4 основные идеи Аль Фараби

1. Дает понятие политической теории, т.к. она изучает способы существования добродетельной власти.

2. Делит все формы правления (способы организации) на добродетельные и невежественные по критерию отношения к исламу.

3. Как и Платон начинает -выстраивать понятие идеального города, общества и просвещенного правителя, но в понятии мусульманства.

4. Любая организация существует для того, что бы обеспечить стремление человека к счастью.

Ибн-Сина. С ним связывается возникновение арабской политической философии (АПФ), которая исследовала 3 основных объекта

1. Способы существования власти

2. Способы руководства и организации обычных дел

3. изучение причин возвышения, падения и преобразования государственности.

Он всегда отмечал, что АПФ это прежде всего нравственное учение, нежели собственно теория политики.

Иби Рудк. 3 позиции учения

1. Возможность отстранения (недопущения) духовенства и богословов к осуществлению государственной власти.

2. Религия является высшим политически искусством (снодна с Гоальтером)

3. Организация общественной жизни должна основываться на знании.

1. Пророческая (религиозная миссия пророка Муххамеда)

2. Политика Правителей( халифов, имамов)

3. политика управления отдельными городами, регионами и ведомствами (сегодня это административная политика)




4. частная политика (каждодневное устройство человеческой жизни)

5. Персональная политика - управление индивидуальной психологией и моралью

В их учении идет перенос акцента с нравственности на религиозность, Общие положения мусульманской доктрины права. 3 свойства характеристики государства и политики

1. Отсутствие понятия государства

2. Отсутствие принципа вертикали организации власти

3. Политические представления в большей степени будет утопия, нежели теория государства и политики.

Исходя из этого политические режимы и формы правления ассоциировались с 2 понятиями:

Халифат — это специфическая форма организации мусульманского общества идеология которого строится на следствии силлогизма « Аллах – поручает общине - община избирает халифа! Это суннитское направление, отражает в большой степени принцип совещательное. Обязанности и права халифа

1. Отправление религиозных культов

2. реализация норм мусульманского права

3. разрешение всех споров

4. Недопущение беспорядков в государственной и общественной жизни, т.е. анархии

1. Наличие неотчуждаемых, прав (например разрешение споров)

2. Его власть не была абсолютной, тк. Имелись договорные отношения между халифом и мудждахидами

3. Халиф мог быть мудждакидом

Но мог и не быть в зависимости от статуса в обществе, значит мог обладать и не обладать правом законодательства, халифат в основном равен понятию исполнительной власти.

Литература

История политических и правовых учений: Учеб. для вузов / Под ред. Нерсесянца В.С. - М.: Норма, 1997. - 736 с.

Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Учеб. - М.: Юрист, 2003. - 415 с.

Малахов В.П. История политических и правовых учений: Уч. пос. для вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 624 с.

Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: Учеб. для вузов. - М.: Приор-издат, 2004. - 608 с.

Мусульманская священная история. От Адама до Иисуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих /Сост. Т.К. Ибрагим, Н.В. Ефремова. - М.: Ладомир, 1996. - 392 с.

7.1. Исторические особенности формирования исламской политико-правовой доктрины.

Особенности формирования мусульманских государств:

ислам дал ранее разрозненным арабским племенам единую веру, единую политическую организацию. Вместо угрозы исчезновения ислам не только сплотил арабов, но и позволил им распространить свое влияние на больших территориях;

содержавшиеся противоречия в новой религии - иерархия общества и равенство всех перед Богом - определили раскол в ней, большое количество в исламе течений и организаций.

Особенности политико-правовых воззрений.

Составными частями шариата являются акида (религиозно-этический элемент) и фикх ( правовой элемент).

Шариат включает все обращенные к людям предписания Корана и Сунны. Вследствие этого источниками мусульманского права являются:

а) Иджму - согласие, достигнутое всеми мусульманами по вопросу об обязанностях правоверного;

б) Кийяс - толкование по аналогии, сочетающее откровение с разумом человека, применение к новым сходным случаям правил, предусмотренных Кораном, Сунной и Иджмой.

Синтез правовых норм, правосознания и поведения определили отличительные черты мусульманской политико-правовой мысли от политико-правовых идей средневековой Европы:

в отличие от средневековой Западной Европы, где политические и правовые представления развивались в борьбе светской и духовной власти, в странах Арабского Востока ислам рассматривался как социальная и духовная основа политики, государства и права. Поэтому, мусульманская политико-правовая доктрина обосновывает идею теократии - принцип превосходства духовной власти над светской, отождествление религии и права;

поскольку согласно Корану Аллах и его посланник определяют положение власти, ее задачи, в мусульманской доктрине вопросы о происхождении государства и права, о проблемах государственного устройства и формах власти потеряли свою актуальность и восстребованность. Все эти проблемы в какой-то степени имеют свое разрешение в священных книгах;

Таким образом:

мусульманское право развивается путем наслоения традиционных и новых норм, новые нормы не отменяют старые, более того, они должны быть обоснованы прошлым опытом.

Политико-правовая доктрина ислама:

опирается на идею теократии. В ней присутствует идея о превосходстве духовной власти над светской;

источником светской власти является Бог. Коран подчеркивает богоустановленность светской власти. Светская власть выступает средством для реализации религиозных предписаний, правовых норм, изложенных в священных книгах.

Основными разновидностями ислама являются суннизм и шиизм.

Эти религиозно – политические течения отличаются (помимо религиозно-догматических споров) по решению проблемы о принципах передачи власти:

Шииты источником мусульманского права считают Коран и некоторые части Сунны (ахбары), которые относятся к зятю Мухаммеда – Али. Считают, что власть должна передаваться по наследству внутри отмеченного Божиим попечительством рода - имаму. В соответствии с этим шииты признают законными халифами только четвертого Али и 12 его потомков – имамов. Власть этих халифов имеет божественный характер и передается по наследству;

Сунниты (преобладающее направление в исламе) источником мусульманского права считают Коран и Сунну. Считают, что власть должна принадлежать религиозной общине – умме, а внутри нее тому, кого она изберет (халиф).

7.2. Особенности арабской политико-правовой мысли в Средние века.

Модель идеального государства в работах арабских философов.

Наряду с иррациональным объяснением природы власти, государства и права существовало рациональное, научное, философское понимание политики и права, которое утвердилось в X в. Существенное влияние на исламскую теологию оказали следующие факторы:

естественнонаучная картина мира, которая была обусловлена распространением научных знаний;

перевод на арабский язык философских трактатов Платона и Аристотеля.

Труды последних определили проблематику философских работ арабских мыслителей: поиски идеального и совершенного государственного устройства, государства, способного обеспечить гармонию и порядок. В отличие от античных мыслителей соотношение веры и разума, религии и философии интерпретировалось иначе:

не ставилось под сомнение теократическая форма правления – халифат, способного гарантировать порядок и гармонию;

не отрицалось верховенство религиозного права, указывающего путь к цели

связывали идеальное государство с персоной правителя (наличие у него морально-нравственных качеств, компетентности в области управления).

Политико-правовая доктрина Аль-Фараби (870-950 гг.)

Аль-Фараби - среднеазиатский мыслитель, получил известность благодаря своим комментариям к работам Аристотеля.

Учение о государстве Аль-Фараби:

государство – моральная общность людей, объединенных нравственными устремлениями и интересами;

в зависимости от характера ценностей и компетенции правителей выделял три типа государства:

б) Коллективное - сходно с демократическим полисом, описанным у Платона. Его недостатки: невежественное большинство преобладает над добродетельным и мудрым меньшинством;

в) Невежественное - прямая противоположность добродетельному государству. Отношения между людьми основаны на принципах зла и антагонизма интересов. У правителя отсутствуют религиозно-нравственные качества, он потерял связь с мусульманской общиной и приемниками Пророка, он не обладает искусством управления, правит в угоду своим интересам.

Политико-правовая доктрина Ибн Рушда (1126-1198 гг.)

Учение Ибн-Рушда об идеальном государстве:

государство должно быть основано на приобщении людей к добродетели и знаниям, а также на принципе взаимозависимости людей;

целесообразно разделение труда и социальных функций людей - для укрепления взаимосвязи общества;

наличие справедливого законодательства;

религия играет роль транслятора истинных знаний для широких слоев общества;

В отличие от античных мыслителей соотношение веры и разума, религии и философии интерпретировалось иначе: наряду с иррациональным объяснением природы власти, государства и права существовало рациональное, научное, философское понимание политики и права, которое утвердилось с X в.

Политико-правовая доктрина Ибн-Хальдуна (1332-1406 гг.)

В учение Ибн-Хальдуна о государстве говорится, о закономерностях развития общества и государства:

Государство возникает для удовлетворения потребностей человека при совместном проживании, а также для обеспечения общей безопасности. Решающим принципом при создании государства является способ добывания средств к жизни.

В зависимости от этого существует два этапа в развитии общества:

Задача государства: защита частной собственности. Нанесение ущерба собственности подданных является одной из причин упадка государства. Разрушение экономики ослабляет государство.

Существует типология форм государства в зависимости от трех форм монархического правления:

в) теократическая монархия (халифат) – идеальная форма правления, при которой государство, защищающее веру, поддерживает земной порядок и обеспечивает связь мусульманской общины со своим правителем.

Вопросы.

1. Какие принципы мусульманской политико-правовой доктрины сохранились в учениях арабских мыслителях?

2. В чем вы видите сходство и отличие этих мусульманских доктрин от политико-правовых учений античных мыслителей?

3. Что нового привнесли арабские мыслители в область мировой политико-правовой мысли?

Задание 1. Выберите правильно. Шариат рассматривается как:

а) аналогия мусульманской политико-правовой доктрине; б) гораздо шире политико-правовой доктрины, включая в себя все сферы жизнедеятельности мусульманской общины;

Задание 2. Основными разновидностями ислама являются суннизм и шиизм. Выберите правильно. Что относится к шиитам, что относится к суннитам.

а) источником мусульманского права считают Коран и Сунну;

в) источником мусульманского права считают Коран и некоторые части Сунны (ахбары), которые относятся к зятю Мухаммеда – Али;

г) считают, что власть должна принадлежать религиозной общине – умме, а внутри нее тому, кого она изберет (халиф).

Задание 3. Прочитайте отрывки из Корана. О каких идеях здесь идет речь?

Задание 4. Заполните таблицу.

Доктрины

Общее между доктрина-ми

источники политико-правовых идей и законотворчества

Читайте также: