Добрынин м а болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства

Обновлено: 28.06.2024

Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Российская Федерация.

В 1994г. на Венском заседании Генеральной Ассамблее ООН была принята официальная прокламация Декады ООН по правам человека в образовании на 1995-2004гг. и разработанПлан действий на Десятилетие. В рамках указанного Плана был сделан акцент на гражданское воспитание в общеевропейском духе. Цель Десятилетия – возведение к его окончанию в рангзаконатребованияуважения прав человека на образованиеификсация соответствующей структуры направлений действий в национальном законодательстве.Данный документ предполагает и нацеливает страны Европы на выработку образовательной политики по введению всеобщеобязательного школьного образования во всем мире, на отстаивание основных прав человека и оправдывает необходимость систематического и мотивированного образования. В целях реализации Плана правительства государств должны играть активную роль во внедрении его программ, тем самым, развивая национальные планы действий по защите прав человека на образование.

Таким образом, образовательная политика ведущих стран Западной Европы с конца 90-х гг. была сориентирована на предоставление социальных, экономических, по­литических гарантии, обеспечение равного дос­тупа к получению любого образования на протяжении всей жизни; максимально широкий охват населения образованием, повышение уровня и качества образова­ния населения; предоставление человеку максимальных возможностей в его выборе своего пути получения образования, улучшение условий образования и образовательной среды для всех субъектов образовательного процесса; стимулирование и развитие научных исследований, создание для этих целей специальных фондов и научных учреждений; выделение средств для развития образовательной среды, технологического и информационного обес­печения систем образования; расширение автономии образовательных уч­реждений; создание межгосударственного образова­тельного пространства в рамках Европейского Союза.

При этом в нормативных документах оговаривалось, что каждая страна вырабатывает свои пути достижения качественного изменения обра­зования и создания благоприятных условий для получения любого образования людьми с различными способностями, возможностями, интересами и склонностями.

Возрастающий процесс интеграции приводит к необходимости выработки соответствующих соглашений о взаим­ном признании документов об образо­вании и ученых степеней, что предполагаетдиверсификацию 38 высшего образования.


Лиссабонская Декларация.Предложение относительно разработки единой, совместной конвенции, которая бы пришла на смену европейским конвенциям о высшем образовании, а также Конвенции ЮНЕСКО о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы, было представлено на 16-й сессии Постоянной конференции по университетским проблемам. Предложение отно­сительно осуществления совместного изучения возможности разработки новой конвенции было также одобрено двадцать седьмой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Принятая в 1997г. в ЛиссабонеКонвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, является постановочным документом правовой базы международного образовательного сотрудничества более чем 50-ти стран мира. Присоединение к данной Конвенции дает возможность войти в единое правовое поле в этой области с потенциальными участниками Конвенции, которыми являются все государства Европы, СНГ, а также Австралия, Израиль, Канада, США, где проблема признания российских документов об образовании стоит особенно остро. Конвенция объединяет самые разные документы об образова­нии, которые названы в ней "квалификациями", - школьные аттестаты и дипломы о начальном профессиональном образовании, все дипломы о среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании, включая дипломы доктора наук; академические справки о прохож­дении периодов обучения. Конвенция говорит, что признаются те зарубежные квалификации, которые не имеют существенной разницы с соответствующими квали­фикациями в принимающей стране.

В рамках действия Конвенции органы управления устанав­ливают перечень иностранных дипло­мов, университетских степеней и зва­ний зарубежных стран, которые при­знаются эквивалентными нацио­нальным документам об образовании, либо такое при­знание осуществляется непосред­ственно вузами, которые устанавлива­ют собственные критерии, причем, данная процедура происходит в условиях заключенного двухстороннего либо многостороннего соглашения на уровне правительств или отдельных вузов;

Двумя наиболее важными инстру­ментами в процедуре взаимного при­знания документов об образовании, упомянутыми в Конвенции, являются Европейская система перевода креди­тов (European Credit Transfer System-ECTS), позволяющая установить еди­ную международную систему кредитов, и Приложение к диплому, в котором дается детальное описание квалифика­ции, перечень учебных дисциплин, по­лученные оценки и кредиты.

Приложение к дипломам ЮНЕСКО/Совета Европы рассматривается, как правило, в качестве полезного средства, содействующего открытости квалификаций высшего образования; поэтому прини­маются меры к тому, чтобы содействовать исполь­зованию Приложения к дипломам в более широких масштабах.


Сорбоннская декларация. Первым шагом на пути по­строения единой Европы сталаСовместная Декларации о гармонизации структуры системы ев­ропейского высшего образования(Сорбоннская декларация), подписанная мини­страми образования четы­рех стран (Франции, Германии, Италии и Великоб­ритании) в мае 1998 г.

Декла­рация отражала стремле­ние создать в Европе единый массив знаний, опираю­щийся на надежную интел­лектуальную, культурную, социальную и техническую основу. Учреждениям выс­шего образования отводи­лась роль лидеров в этом процессе. Основной идеей декларации было создание в Европе открытой системы высшего образования, которая смогла бы, с одной стороны, сохранять и бе­речь культурное разнооб­разие отдельных стран, а с другой — способствовать созданию единого про­странства преподавания и обучения, в котором сту­денты и преподаватели располагали бы возможно­стью неограниченного пе­редвижения и сложились бы все условия для более тесного сотрудничества. Декларация предполагала постепенное создание во всех странах сдвоенной системы высшего образо­вания, которая среди прочего обеспечивала бы всем желающим возможность доступа к высшему обра­зованию в течение всей жизни. Способствовать претворению этой идеи в жизнь должна была единая система зачетных единиц, облегчающая передвиже­ние студентов, и Конвенция о признании дипломов и учебы, подготовленная Советом Европы совместно с ЮНЕСКО, к которой присоединилось большинство европейских стран.

Декларация - это план действий, в котором определена цель (создание европейс­кого пространства высшего образования), установлены сроки (до 2010г.) и намечена программа действий. В итоге реализации программы сложатся чет­кие и сопоставимые степени двух уровней (undergraduate и postgraduate). Сроки обучения для получения первой не будут короче 3 лет. Содержательно же образование этого уровня должно отвечать требованиям рынка труда. Бу­дет разработана совместимая система кредитов, общая методика оценки качества, созданы усло­вия для более свободного перемещения студен­тов и преподавателей. Все эти обязательства и приняли на себя 29 европейских стран, поставив­ших свои подписи под Декларацией.

Подтвердив поддержку общих принципов Сорбонской декларации, участники Болонской встре­чи приняли на себя обязательства обеспечить достиже­ние целей, связанных с формированием общеев­ропейского пространства высшего образования и поддержкой европейской системы последнего на мировой арене и обратили внимание на сле­дующий комплекс мероприятий в области высшего обра­зования:

-принять систему с двумя основными циклами (неза­конченное высшее/законченное высшее);

-внедрить систему образовательных кредитов (европей­ской системы перезачета единиц трудоемкости (ECTS);

-повысить мобильность студентов и преподавателей;

- повысить европейское сотрудничество в области каче­ства образования;

-повысить престиж высшего европейского образования в мире.

В тексте Болонской Декларации не содержится указания о конкретной форме Приложения к дип­лому: предполагается, что каждая страна решает этот вопрос самостоя­тельно. Однако интеграционная логи­ка Болонского процесса и принимаемых в ходе его решений, скорее всего, будет способствовать принятию евро­пейскими странами в обозримом буду­щем описанного выше единого Приложения к диплому.

Из всех стран Евросоюза перешедших на систему кредитов ECTS только Австрия, Фландрия (Бельгия), Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Греция, Румыния, Словакия, Швеция в законодательном порядке уже ввели накопительную систему кредитов образования.

Что касается положений данного документа, то можно сказать, что не все стран Европы адекватно восприняли ее положения в национальных нормативных актах. Так, Нидерланды, Норвегия, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония включили или дословно воспроизвели ее положения в национальных правительственных документах, отражающих образовательную политику по реформированию высшего образования. Пять других стран – Австрия, Финляндия, Швеция, Швейцария и Бельгия восприняли ее положения в контексте планируемых мероприятий по совершенствованию образования. Другие страны, включая Великобританию, Германию и Италию определили, что уже спланированные действия в рамках образовательных программ будут по мере их реализации синхронизироваться с требованиями, заявленными Декларацией.

Среди основных документов и мероприятий, направленных на развитие процесса взаимного признания квалификаций и компетенций в области профессионального образования и обучения в Европейском Союзе, укажем на следующие:

1. Лиссабонская резолюция,принята на заседании Европейского Совета в марте 2000г. В резолюции содержится официальное признание центральной роли образования как фактора экономической и социальной политики, а также как средства повышения конкурентоспособности Европы в мировом масштабе, сближения ее народов и полноценного развития граждан. В резолюции также обозначена стратегическая цель превращения ЕС в наиболее динамически развивающуюся экономику, основанную на знаниях.

2.План мероприятий по развитию мобильности и уме­ний,принят на заседании ЕС в Ницце в декабре 2000 г. и предусматривает ряд мер по обеспечению: сравнимости систем образования и обучения; официального признания знаний, умений и квали­фикаций. Этот документ также содержит план действий европей­ских социальных партнеров (организаций-членов европейского социального партнерства), которым отводится центральная роль в реализации принятых решений.

4. Рекомендация Европейского парламента и Совета,при­нята 10 июня 2001г. Содержит положения относительно повышения мобильности в странах сообщества для студен­тов, учащихся, учителей и наставников в продолжение плана мероприятий по развитию мобильности, принятого в Ницце в декабре 2000 г.

5.Конференция в Брюгге(октябрь 2001г.) На этой конференции руководители стран ЕС инициировали про­цесс сотрудничества в области профессионального образования, в том числе и в об­ласти признания дипломов или свидетельств об образовании и квалификаций.


Обязательства участников. Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, ряд из которых ограничены сроками:

• Внедрение трёхуровневой система высшего образования.

• Обеспечение академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов.

• Наличие европейского приложение к диплому.

• Обеспечение контроля качества высшего образования.

• Создание единого европейского исследовательского пространства.

- единых европейских оценок успеваемости обучающихся (качества обучения);

- активной вовлечённости студентов в европейский образовательный процесс, в том числе путем повышения их мобильности;

- социальной поддержки малообеспеченных студентов;

- образования в течение всей жизни.

- обеспечение гармонизации содержания образования по направлениям подготовки;

- разработка нелинейных траекторий обучения студентов, курсов по выбору;

- внедрение модульной системы обучения;

- расширение дистанционных форм обучения и электронных курсов;

- расширение использования возможностей академических рейтингов студентов и преподавателей.

1. Вводятся три уровня высшего образования:

Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр").

Второй уровень – магистратура (степень "магистр").

Третий уровень – докторантура (степень "доктор").

3. Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки. Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук". Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.

Академическим крéдитомназывается единица трудоёмкости учебного труда студента. За один семестр начисляется ровно 30 академических крéдитов, за учебный год – 60 академических крéдитов.

Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 крéдитов (три года обучения) или не менее 240 крéдитов (четыре года обучения).

Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 крéдитов (пять лет обучения). Количество крéдитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 крéдита), так как сложение крéдитов за семестр должно давать число 30.

Крéдиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.). Количество начисляемых крéдитов по дисциплине от оценки не зависит. Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление крéдитов.

При начислении крéдитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" - по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.). Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:

А – "отлично" (10 процентов сдающих).

В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).

С – "хорошо" (30 процентов сдающих).

D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).

Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).

F (FX) - "неудовлетворительно".

- студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год;

- он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания;

- обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно; - принимающий вуз денег за обучение не берёт;

- студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах);

- в базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные крéдиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом;

- вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические крéдиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом;

- поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

• в существующих условиях в рамках ГОС ВПО самостоятельно определяют содержание обучения по уровням бакалавр/магистр;

• самостоятельно определяют методику обучения;

• самостоятельно определяют количество крéдитов за учебные курсы (дисциплины);

• сами принимают решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).

Наконец, особую значимость европейское образовательное сообщество придает качеству высшего образования, которое, в известном смысле, можно и нужно рассматривать как ключевой компонент образовательных болонских реформ. Позиция Европейского союза в области обеспечения и гарантии качества образования, которая начала формироваться еще в доболонский период, сводится к следующим основным тезисам (В.И. Байденко):

- ответственность за содержание обучения и организацию систем обучения и подготовки, их культурного и лингвистического разнообразия, возлагается на государство;

- улучшение качества высшего образования является предметом обеспокоенности соответствующих стран;

- разнообразие методов, используемых на национальном уровне и накопленный национальный опыт, следует дополнить европейским опытом;

- вузы призваны ответить на новые образовательные и социальные требования;

- соблюдается принцип уважения к национальным образовательным стандартам, целям обучения и стандартам качества;

- гарантии качества определяются государствами-участниками и должны быть достаточно гибкими и приспосабливаемыми к изменяющимся обстоятельствам и/или структурам;

- системы гарантии качества создаются в контуре экономического, социального и культурного контекста стран с учетом быстро меняющихся ситуаций в мире;

- предполагается взаимный обмен информацией о качестве и системах его гарантий, равно как и выравнивание различий в этой области между высшими учебными заведениями;

- страны остаются суверенными в выборе процедур и методов гарантии качества;

- достигается адаптация процедур и методов гарантии качества к профилю и целям (миссии) вуза;

- практикуется целеустремленное использование внутренних и/или внешних аспектов гарантии качества;

- формируются полисубъектные концепции гарантии качества с привлечением различных сторон (высшее образование как открытая система), с обязательной публикацией результатов;

- развиваются контакты с международными экспертами и сотрудничество в части обеспечения гарантий качества на межнациональной основе.

а) двухуровневой системы высшего профессионального образования;

б) системы зачетных единиц (академических крéдитов) для признания результатов обучения;

в) сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов;

г) внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению и развития академической мобильности студентов и преподавателей.


Благодаря необычайным достижениям последних лет Европейский процесс стал более конкретной и реальной действительностью для Европейского союза и его граждан. Перспективы расширения Союза вместе с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами обеспечивают все более широкие возможности для этой действительности. Тем временем мы являемся свидетелями растущего понимания в рядах политического и академического сообществ и общественного мнения относительно необходимости установления цельной и далеко идущей Европы, в частности, в формировании и укреплении ее интеллектуальных, культурных, социальных и научно-технических аспектов.

Европа Знаний теперь широко признана как незаменимый фактор социального и человеческого роста и как обязательный компонент для объединения и обогащения европейского гражданства, способствующий предоставлению его гражданам необходимой компетентности для достойной встречи проблем нового тысячелетия, а также понимания общих ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.

Значение образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ получило всеобщее наивысшее признание, особенно в случае событий в Юго-Восточной Европе.

Сорбоннская декларация от 25 мая 1998, подкрепленная вышеизложенными соображениями, подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных пространств. В ней также подчеркнута необходимость создания Европейского пространства высшего образования как ключевого способа продвижения и обеспечения мобильности граждан, возможностей для их трудоустройства, а также общего развития Континента.

Ряд европейских стран приняли приглашение посвятить себя достижению целей, изложенных в Декларации, подписав или словесно выразив свое согласие. Реформы высшего образования, начатые в Европе, подтвердили намерения многих правительств действовать в принятом направлении.

Последовав фундаментальным принципам, изложенным Болонской Великой хартией университетов 1988 года, европейские учреждения высшего образования, со своей стороны, проявили готовность к преобразованиям и играют ведущую роль в строительстве Европейского пространства высшего образования. Независимость и автономия университетов являются высочайшим приоритетом, они гарантируют, что высшее образование и исследования будут непрерывно приспосабливаться к меняющимся потребностям общества и научному прогрессу.

Курс был установлен в правильном направлении, и он наполнен высоким смыслом. Однако достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования требует непрерывного движения для его полной реализации. Мы должны поддержать такой курс через реализацию конкретных мер, чтобы достичь ощутимого продвижения вперед. Встреча 18 июня была ознаменована участием авторитетных экспертов и ученых из всех стран-подписантов. Она обеспечивает нас ценными предложениями по принятию новых инициатив.

В первую очередь нашей целью должно стать повышение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Живучесть и эффективность любой цивилизации могут быть измерены привлекательностью, которую эта культура имеет для других стран. Мы должны гарантировать, что европейская система высшего образования приобретает всемирное значение, соответствующее нашим выдающимся культурным и научным традициям.

Выражая согласие с общими принципами, изложенными в Сорбоннской декларации, мы считаем необходимым скоординировать нашу образовательную политику для достижения в кратчайшие сроки, по крайней мере в пределах первого десятилетия нового тысячелетия, следующих целей, представляющих первостепенную важность для формирования Европейского пространства высшего образования и продвижения европейского образования в мире:

принятие системы четких и сопоставимых степеней, в том числе путем внедрения Приложения к диплому, в целях расширения возможностей для трудоустройства европейских граждан, а также повышения конкурентоспособности европейского высшего образования;

принятие системы, в основе которой лежат два цикла высшего образования: дипломный и последипломный. Доступ ко второму циклу должен быть разрешен лишь при успешном завершении программ первого цикла с продолжительностью обучения не менее 3-х лет. Степень, присуждаемая по завершении первого цикла, должна быть востребована европейским рынком труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и докторской степени согласно практике, существующей во многих европейских странах;

расширение академической мобильности путем преодоления ныне существующих преград свободному передвижению, в первую очередь:

для студентов, для которых должен быть открыт доступ к учебным программам и сопутствующим услугам;

для преподавателей, научных сотрудников и административного аппарата с признанием и оценкой значимости периодов, проведенных ими в других странах, т.е. научной деятельности, преподавания и стажировки, без ущемления их законных прав;

осуществление европейского сотрудничества в обеспечении качества образования, разработка системы сопоставимых критериев и методологий;

развитие и внедрение необходимых европейских измерений в области высшего образования, особенно в отношении формирования учебных программ, межвузовского сотрудничества, схем академической мобильных и интегрированных программ обучения, подготовки кадров и проведения научных исследований,

мы тем самым подтверждаем намерение добиваться поставленных целей по созданию Европейского пространства высшего образования в пределах нашей компетентности и с полным уважением различных культур, языков, национальных систем образования и университетской автономии. Для этого мы будем следовать по пути межправительственного сотрудничества, а также сотрудничества неправительственных европейских организаций высшего образования.
Мы надеемся, что университеты отзовутся быстро и позитивно и внесут активный вклад в успех нашего дела.

Убежденные, что создание Европейского пространства высшего образования требует постоянной поддержки, наблюдения и адаптации к непрерывно меняющимся потребностям, мы обязуемся встретиться снова через два года для того, чтобы оценить предпринятые действия и достигнутый прогресс.

Основные положения Болонского процесса – это:
1. Утверждение общепринятой и сравнимой системы ученых степеней.
2. Система подготовки, основанная на 2 образовательных уровнях: додипломный и последипломный.
Создание системы кредитов по образцу Европейской системы трансфера оценок (ЕCTS) единая система оценивания, позволяющая обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и образовательных квалификаций.

Содержание

Введение
1. Историческая справка
2. Цели и задачи Болонского процесса
3. Основные положения Болонской декларации
3. Украина в Болонском процессе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из 1 файл

Тема11 Болонский процесс-конкретные решения и действия (15).docx

Для полного включения в Болонский процесс недостаточно формального внедрения его принципов. Одной из главных задач представляется обеспечение прозрачного и строгого контроля качества образования, в первую очередь лицензирования и аккредитации. В Украине такие схемы введены давно, но они несовершенны, постоянно пересматриваются и дополняются. В последнее время требовательность экспертизы существенно возросла, однако проблема ее качества остается довольно острой. Именно Болонский процесс будет мощным стимулом для пересмотра принципов и методологии контроля качества образования по международным стандартам, позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки студентов.

Очень болезненным для нашей страны является и вопрос подготовки научных и преподавательских кадров для высшей школы. У нас функционирует система ВАК, которой нет ни в одном цивилизованном государстве. Многие специалисты считают, что эта система – рудимент в научном мире, от которого следует избавляться. ВАК каждый год вводит новые правила, которые, по сути, не помогают отбирать лучшие кадры, а, порой, сводят систему получения научных званий к абсурду. Как присваиваются ученые степени многие знают не понаслышке, о том, что растет количество фальшивых дипломов, подтверждающих научное звание, не принято говорить, хотя эта проблема существует. Система присвоения научных званий и наград на сегодняшний день дискредитировала себя, и нельзя закрывать на это глаза.

И, конечно же, самый важный вопрос – трудоустройство выпускников вузов. Создание европейского пространства высшего образования будет способствовать высокой мобильности и конкурентоспособности знаний и умений украинских граждан. В условиях социально-экономического состояния, в котором находится Украина сейчас (безработица, нехватка рабочих мест, низкая заработная плата, слабая социальная защита), может возникнуть патовая ситуация: усиление миграции граждан Украины в страны Европы в поисках достойной работы, утечка интеллектуального достояния из страны. Поэтому решение образовательных проблем в Украине, согласно болонским договоренностям, требует интенсивного развития производства, создания значительного количества новых рабочих мест, обеспечение молодежи, в соответствии с украинским законодательством, правом первого рабочего места, которое до сих пор остается только лозунгом.

Образование в Украине можно и нужно сделать рентабельным, высокоэффективным и конкурентоспособным. Это – не формальная прихоть наших европейских коллег, а требования времени и реальных потребностей нашего общества.

Основные положения Болонского процесса – это: 1. Утверждение общепринятой и сравнимой системы ученых степеней. 2. Система подготовки, основанная на 2 образовательных уровнях: додипломный и последипломный.

Создание системы кредитов по образцу Европейской системы трансфера оценок (ЕCTS) единая система оценивания, позволяющая обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и образовательных квалификаций

Содействие мобильности студентов, преподавателей, научных деятелей, менеджеров образования с целью: 1) обеспечения студентам доступа к учебным возможностям, а также соответствующим услугам; 2) обеспечения признания и зачисления времени, который преподаватель, исследователь или член администрации провел в другом европейском учебном заведении; 3) развитие европейского сотрудничества по гарантии качества образования, создание сравнимых критериев и методологий; европейских стандартов в сфере высшего образования (разработка учебных планов, схем интегрирования учебных, исследовательских и воспитательных программ, сотрудничество между учебными заведениями).

Повышение роли студентов в управлении вузом, участие студентов в контроле качества обучения. Я думаю, что наиболее положительным аспектом Болонского процесса может стать образовательное сближение и объединение государств Европейского Союза и других стран, присоединившихся к нему в дальнейшем. Реальная интеграция Европы невозможна без определенного уровня интеграции образования и объединения возможностей научно-преподавательского персонала высших школ всех стран континента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс лекций. - Изд-во Логос - М.: 2004, 208с.

2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под научной редакцией проф.В.И. Байденко. М., 2002. - 409 с.

3. Давыдов Ю.С. Болонский процесс - М.: МПСИ, 2004

4. Добрынин М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства / М.А. Добрынин // Педагогика. - 2006. - № 9. - С.103-108.

5. В.Б. Касевич, Р.В. Светлов, А. В. Петров, А.А. Цыб. Болонский процесс в вопросах и ответах. - Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2004.108с.

6. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. - 2004.

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация[1].

Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:

· введение двухуровневого обучения;

Выдавать документы (Приложения к дипломам) единого образца, создавать соглашения о конвертируемости дипломов

· введение кредитной системы; (Кредиты или зачетные баллы даются студенту за все виды работ: аудиторные часы, часы на самостоятельную подготовку, творческие работы, письменные и устные формы контроля. Кредиты включают и оценки за сданный курс. Болонскими соглашениями предусмотрена единая система выдачи кредитов (ECTS). В этой системе необходимо набрать 180 - 240 кредитов для получения степени бакалавра и 90 - 120 для получения степени магистра. Один кредит соответствует 25 - 30 часам аудиторных занятий и самостоятельной подготовки. Каждый год студент вместе с тьютором (преподавателем-куратором курса или группы) выбирает траекторию образования.)

· контроль качества образования;

· обеспечение трудоустройства выпускников;

· обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Направление студентов в другие страны для получения магистерского образования.

Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке – это сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Это создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации.

В связи с новыми экономическими условиями в России прекратилось приоритетное финансирование вузов.

Участие в Болонском процессе не означает унификации систем высшего образования. Оно обозначает стремление к сопоставимости систем образования, к тому, чтобы сделать более динамичным и отвечающим потребностям времени и рынок труда, и систему высшего образования.

Среди задач Болонского процесса основной для России считается переход на двухуровневую систему. Введение двухуровневой системы предусматривает:

§ первую ступень - бакалавр (не менее трех лет);

§ вторую ступень - магистр (два года).

Первая ступень заключается в том, что обучение должно быть продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первой ступени, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня.

Вторая ступень должна вести к получению степени магистра и/ или степени доктора (Ph.D), как это принято во многих европейских странах.

С введением двухступенчатой системы возникает искусственное различие в параллельных программах. Поэтому в процессе адаптации повсеместно реализовывалась своеобразная эклектичная система со следующими особенностями:

§ одинаковая подготовка на первых четырех курсах и по специальности, и по направлению;

§ почти все выпускники-бакалавры поступают на пятый курс;

§ в магистратуру поступают как бакалавры, так и дипломированные специалисты (на второй курс), то есть выпускники формально того же уровня, что и магистры.

Эта трехуровневая система оказалась гибкой, так как сохраняет традиционные элементы (5 лет) и обеспечивает стыковку с европейской системой (бакалавры - магистры).

Нельзя допустить, чтобы переход на бакалавриат означал высшее образование для бедных в три года. Россия не должна отказываться от принципа фундаментальности нашего образования, который выгодно отличает нашу систему образования. В этом смысле многое зависит от учебного плана, а не от того, сколько лет мы на него отводим. В советский период расцвета нашей системы образования студенты в реальности учились в целом менее 5 лет. Поэтому, чтобы дальше сохранить и развивать наше фундаментальное образование, надо пересмотреть программы, учебные планы и методические ресурсы, рассмотреть возможности интенсификации и оптимизации учебного процесса.

Введение трёхлетнего или четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чём нередко сокрушаются критики Болонской системы в России. Те бакалавры, что пожелают или в силу объективных причин будут вынуждены остановиться на этом уровне, сделают это по сугубо прагматическим соображениям. Если случится так, что чисто гипотетически сто процентов бакалавров окажутся готовыми учиться дальше, на магистра, российская система высшего образования должна быть готова финансировать их обучение.

Сопоставление образовательных программ осуществляется при помощи кредитной системы, которая уже давно применяется в западноевропейских и американских университетах. Кредитная система делает прозрачными, а главное, - сопоставимыми учебные программы, что позволяет повышать академическую мобильность студентов. Кредиты - важная составляющая общеевропейской системы образования в рамках Болонского процесса. В соответствии с этим принципом для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии эксперты определяют кредитный балл, оценку. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент "набирает" кредиты, общая сумма которых позволяет ему получить степень бакалавра или магистра.

Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы в разных вузах, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая семинары, лекции, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В европейской системе перезачета кредитов 60 кредитов по объему нагрузки представляют один академический год, 30 - семестр, 20 - триместр. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, кафедр, ведущих подготовку. Информация должна включать также полный план по данному уровню подготовки и сведения об административных процедурах для регистрации на программу.

Достижению большей совместимости и сравнимости систем высшего образования способствует и принятие системы понятных и сопоставимых степеней. В настоящее время существуют значительные расхождения в системах научных степеней. В Европе их три, в России четыре: бакалавр, магистр, кандидат и доктор.

Несмотря на неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

Если говорить о развитии российской системы высшего образования в контексте Болоньи, стоит попытаться выделить те потенциальные выгоды, которые присутствуют в нём для России.

1. Благодаря болонским нововведениям, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать в создании транснациональной общеевропейской системы образования.

2. В России действительно достаточно эффективная и вполне конкурентоспособная система высшего образования. Если российская система образования подтвердит свой статус конкурентоспособной, способной быть открытой для программ обучения зарубежных студентов и преподавателей, то ее выгода и влияние на международное образование будет расти. Если же выявятся недостатки, надо будет без промедления осуществлять действительно необходимые реформы в сфере образования.

3. В рамках Болонского процесса появится возможность по-новому решить общие вопросы о роли и месте высшего образования в современном обществе, о его рациональных масштабах, о желательной пропорции граждан с высшим образованием в населении страны, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра. Как прогнозируют европейцы, в ходе болонских реформ роль университетов в обществе возрастёт.

4. В русле ожидаемого роста конкурентоспособности европейского высшего образования возрастёт конкурентоспособность и российской высшей школы. В силу европейского признания российское высшее образование станет более привлекательным для иностранных студентов. Россия получит дополнительный шанс побеждать конкурентов в борьбе за иностранных студентов. Наряду с европейскими университетами российские вузы смогут "привлекать таланты со всего мира".

5. Болонский процесс поможет российской педагогической общественности по-новому определить роль и место министерства образования в системе высшего образования, перенять опыт европейских вузов, которые взаимодействуют со своими министерствами образования, сохраняя вузовскую автономию и соблюдая разумную подотчётность государственным структурам. Он будет способствовать утверждению новых форм аттестации: помимо нередко формальной государственной станет применяться ещё и корпоративная, гораздо более взыскательная, обеспечивающая признание успешности работы конкретного вуза со стороны профессионального сообщества.

6. Естественным образом продолжит эволюционировать содержание высшего образования. В едином европейском пространстве высшего образования появится возможность определить общие для европейских стран, в том числе и для России, требования к квалификациям, создать общеевропейские предметные объединения вузов (сети вузов по направлениям подготовки), адаптировать учебные планы к требованиям современного общества.

7. По мнению авторов Болонского процесса, европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Болонский процесс позволит на основе мягкого консенсуса "найти общий знаменатель европейского образования". Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.

8. Престижность высшего образования в стране будет расти, в частности, под влиянием возможности найти высокооплачиваемую работу в Европе по специальности – у молодёжи появится дополнительный стимул для обучения в вузе. К тому же во время обучения в вузах Европы по программам мобильности российские студенты смогут воочию познакомиться с реальными условиями жизни и работы на Западе, что в большей степени позволит им избежать ошибок, принимая решение о поиске работы за рубежом.

9. Заметно увеличатся масштабы и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Пребывание представителей российских вузов в языковой среде в ходе реализации программ академической мобильности, часто среди носителей языка, сделает их лингвистические навыки гораздо более прагматичными. Это, несомненно, в конечном счёте, окажет влияние и на методические системы преподавания иностранных языков в России, до сих пор, пусть и в имплицитной форме, испытывающие на себе влияние последствий семидесятилетней жизни за железным занавесом. Студенты напрямую получат доступ к самому актуальному лексико-грамматическому пласту изучаемых иностранных языков.

10. Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры - значительно большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности.

11. Возрастёт общий культурный уровень страны. Академическая мобильность значительно увеличит возможности российских студентов, преподавателей и администраторов вузов по ознакомлению с культурными ценностями европейских стран. Во время пребывания за рубежом российские студенты познакомятся с национально-культурными особенностями, памятниками культуры.

12. Россия всё в большей степени станет ощущать себя полноценной и полноправной европейской страной. Благодаря Болонскому процессу университеты России вместе с университетами других европейских стран смогут участвовать "в обогащении понятия европейской гражданственности", исходить из общих европейских ценностей, развивать культурное измерение Европы. У российских граждан начнёт формироваться психология гражданина Европы, которому свойственна веротерпимость, широта идеологических воззрений, понимание естественного многообразия национальных культур и традиций и их уважение. Будут подрываться идейные основы межнациональной розни, агрессивности на национальной почве.

Читайте также: