До недавнего времени вопросы взаимоотношений между гражданином и государством рассматривались как

Обновлено: 07.07.2024

Право представляет систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны противоположные отношения, когда государств оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает сознавать, что государство не действует в соответствии с установленными ими же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

17.Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее положение из текста). Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства?

Ответ.

1) Государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

2) Когда государство оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

3) Именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности ИЛИ

Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

За задание № 17 – 2 балла.

Ответ.

Государство – обладающая суверенитетом на определённой территории организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём порядок и стабильность.

(Может быть дано другое объяснение смысла понятия).

За задание № 18 – 2 балла.

19.Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.

(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Ответ.

1)Совершеннолетний Сергей Петров принял участие в выборах в качестве депутата в муниципальное собрание (конституционное право).

2)16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный медицинский осмотр при заключении трудового договора (трудовое право).

3)Лидия и Олег заключили брак (семейное право).

Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие действия, регулируемые другими отраслями права.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные лова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

За задание № 19 – 3 балла.

20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.

(Каждое суждение должно быть формулировано как распространённое предложение).

Ответ.

1) Право закрепляет форму государственного устройства, политический режим и форму правления определённого государства.

2) Право защищает граждан от произвола со стороны государства.

3)Право упорядочивает жизнь общества, определяет границы дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.

Могут быть приведены другие суждения в соответствии с требованием задания.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные лова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

Открытость власти является одним из способов решения множества вопросов, возникающих и у власти и у общества. Данная модель управления предполагает принципы и механизмы вовлечения граждан в активное участие в управленческие решения, упрощения взаимодействия между властью и обществом , повышение прозрачности деятельности органов власти [ 6.16 ] .

В процессе интеграции общественного сознания и повышения уровня доверия граждан в информационном обществе отношения государственной власти со средствами массовой информации и применения новых технологий в коммуникациях между гражданами и государством представляется в виде модели. Основные элементы коммуникации: государственная власть, государственные средства массовой информации, частные средства массовой информации, иностранные средства массовой информации, Интернет [ 6.2 ] . Среди основных функций средств массовой информации в информационной обществе при построении данной модели учитывается: коллективное выражение общественного мнения и предоставление коммуникации через более расширенные формы.

Назначение информационных технологий в модели обеспечивает повышение информационного обмена, способствует созданию многофункциональной и диалоговой связи между партнерами по обмену и передачи информации, также расширение полем деятельности со стороны средств массовой информации и их активизация.

Основными принципами в модели являются: достоверность информации, своевременность ее предоставления, необходимый объем информации, доступность информации в первую очередь для целевой аудитории и также широкому кругу пользователей, повышение скорости передачи информации с применением новых технологий. Задачами управления в модели являются государственный контроль , осуществление государственной информационной политики, активное взаимодействие между государством и обществом посредством информационного воздействия. Механизмами организационного взаимодействия являются государственная пропаганда и осуществление государственной информационной политики. Среди форм взаимодействия с населением в модели выделяются: пресс-службы, применение интернет -ресурсов, использование электронной почты в качестве канала обратной связи, пресс-конференции, брифинги, "круглые столы" [ 6.2 ] [ 6.25 ] .

Перед властью стоит не просто проблема реализации задуманного проекта, но и "проблема восстановления доверия к социальным институтам, в первую очередь – к институтам государственной власти и местного самоуправления". На рис. 5.1 представлено взаимодействие элементов, которые формируют взаимодействие между обществом и властью на примере реализации государственного проекта.

ИКТ позволяют государству изменить способы реализации своих функций и взаимодействия со своими гражданами. Граждане в свою очередь также имеют возможность благодаря использованию информационных технологий получить доступ для обсуждения вопросов и влияния на государственную политику [ 6.45 ] . С другой стороны, ИКТ увеличивают скорость получения информации о потребностях населения и направлены на улучшение коммуникаций между обществом и властью. При активном развитии информационных технологий существующие традиционные способы взаимодействия и коммуникации теряют свою эффективность. Благодаря данным трансформациям в практику взаимодействия между властью и обществом внедряются альтернативные способы. До недавнего времени общественные отношения в основном характеризовались однонаправленностью связи, в настоящий момент происходят существенные изменения в направлении двусторонней связи между государством и населением. Новые средства коммуникации, такие как блоги, социальные сети и др. стали активно распространяться в коммуникации вместе с традиционными [ 6.38 ] .

Внедрение инструментов социальных медиа позволяет государству эффективнее решать существующие вопросы отчуждения граждан на основе участия в принятии решений и построении интерактивного диалога [ 6.37 ] . Одной из причин снижения уровня доверия считается информационная асимметрия , которая возникает из-за отсутствия конструктивных коммуникаций и участия граждан. С развитием информационного общества ставится вопрос о восстановлении доверия граждан к государству посредством эффективной двусторонней связи, которая оказывает существенное влияние на взаимопонимание и сотрудничество между властью и обществом.

Внедрение инструмента социальных сетей в общественных отношениях обладают, в том числе рядом преимуществ: низкая стоимость , низкий барьер времени и пространства, легкость доступа и законность процессов коммуникации [ 6.43 ] .

Социальные сети в государственном секторе зарубежных стран нашли активное применение в различных сферах жизнедеятельности: обмен важной информацией о стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях; мобилизация сбора средств нуждающимся в помощи; предоставление информации о программах и услугах органов государственной власти; улучшение качества государственных услуг ; оценка и мониторинг общественного мнения [ 6.29 ] ; расширение прав и возможностей граждан при участии в деятельности государства [ 6.39 ] ; обеспечение прозрачности деятельности государства со стороны граждан [ 6.38 ] .

Применение в качестве инструмента взаимодействия с гражданами социальных сетей органам государственной власти необходимо учитывать соблюдение следующих условий: осторожность в использовании социальных сетей; предоставление актуальной и своевременной информации; наличие управленческой функции в социальных сетях; эффективное использование канала связи [ 6.39 ] . Выгоды от применения социальных сетей органами государственной власти определяются, во-первых, сокращением дистанции между гражданами и государством [ 6.44 ] , во-вторых, более глубоким анализом групп граждан и их потребностей [ 6.39 ] . Определено, что люди положительно настроены и готовы сотрудничать с органами государственной власти, и что они доверяют свою личную информацию больше государственным службам, чем коммерческим [ 6.40 ] . Таким образом, устойчивый успех в развитии предоставления электронных государственных услуг населению и формирования современного открытого государства можно достичь с помощью использования онлайн социальных сетей. Формирование и восстановление доверия к государственной власти в условиях информационного общества осуществляется с помощью инструментов интернет -коммуникаций, как сайты и социальные сети.

Выделяется несколько моделей взаимодействия между властью и обществом в условиях информационного общества:

Важность предоставления качественных государственных услуг обеспечивается ускорением предоставления информации путем концепции "открытого правительства", которое позволяет удовлетворять потребности новой экономики и запросы пользователей ресурсов (возможность получать и интерпретировать информацию). В управленческой модели ИКТ взаимодействие между властью и обществом в значительной степени рассматривается как количественное улучшение по сравнению с предыдущим, которое обеспечивалось уровнем технологий, соответствующим тому периоду. Деятельность государственных органов является более эффективной, если коэффициент полезного действия означает увеличение скорости обслуживания в сочетании со снижением затрат. Применение информационных технологий предполагает избавление от проявляющихся элементов бюрократии в государственных структурах, которая определяется в качестве одной из основных причиной недовольства гражданина [ 6.34 ] .

Данная модель представляет собой взаимодействие между органами власти и общества на основе голосования, доступа избирателей и других заинтересованных сторон к правительству. "Кнопочное демократия", "электронное голосование" является реализацией прямой демократии, которая предполагает прямой и непосредственный контакт между гражданином и государством, где ИКТ облегчают данный вид коммуникации. С помощью использования информационных технологий органы власти могут запросить мнение граждан по конкретным вопросам и ввести их решение в разработку политики. Данная модель представляется как облегчение прямого доступа к власти.

В то время как первые две модели взаимодействия подчеркивают вертикальные потоки коммуникации, модель участия представляет собой более сложную систему взаимодействий, характеризующейся разнонаправленностью и интерактивностью [ 6.35 ] .

В информационном обществе в различных городах существуют механизмы взаимодействия правительства с населением, которые осуществляются с помощью электронных сервисов. На рис. 5.2 представлены уровни вовлеченности граждан в существующих правительственных сервисах и уровень развития механизмов сотрудничества с гражданами.


Рис. 5.2. Развитие государственных сервисов при взаимодействии с гражданами в информационном обществе

Информационные сервисы представляют собой концентрацию существенной информации для граждан о деятельности государства (например, информационные сайты). Примером транзакционных сервисов являются порталы государственных услуг, где является односторонняя связь . В качестве коммуникационных сервисов выделяются специальные порталы, где происходит двусторонняя связь между гражданином и государством, проведение голосований по существующим вопросам, сбор мнений и т.д. Максимальный уровень вовлеченности граждан соответствует сервисам, которые выполняют коммуникационные функции, минимальный уровень присутствует на информационных сервисах, где гражданин выступает только в качестве потребителя информации. Транзакционные государственные сервисы являются переходным между информационными и коммуникационными сервисами. В общемировой практике развития механизмов сотрудничества граждан и власти в условиях информационного общества наибольшее распространение имеют информационные сервисы, а наименьшую коммуникационную, так как они имеют более сложную систему реализации [ 6.17 ] .

Среди перспектив развития взаимодействия между населением и государством выделяются следующие:

  • обеспечение баланса профессиональных и гражданских сервисов, которые направлены на информационный обмен и обслуживания граждан, развитие высокого уровня прозрачности коммуникаций между обществом и властью;
  • формирование профессионально-гражданских сервисов коммуникации, которые курируются и анализируются со стороны государства;
  • обеспечение сочетания офлайн-практик с онлайн-инициативами.

Задачами и показателями эффективности работы коммуникационного сервиса являются: повышение комфортности жизни населения; совершенствование деятельности государственных структур; развитие коммуникации участников всех сторон городского развития; аналитика и интерпретация данных по использованию сервиса [ 6.17 ] .Формирование общественного сознания и уровня доверия к государству определяется путем взаимодействия между представителями органов власти и населения, и также с учетом активного воздействия средств массовой информации на людей, направленных на решение существующих вопросов [ 6.41 ] . При этом в современном обществе предъявляются разные требования к доверию. Помимо противоположной стороны взаимодействия, высоким уровнем доверия должны обладать программы, сервисы и др., которые необходимы для реализации взаимодействия в электронной среде [ 6.8 ] .

Сервисное государство

В нашей стране в качестве одного из приоритетов развития происходит переход к модели сервисного государства . Данный переход требует радикального изменения механизмов взаимодействия между государством (в лице органов исполнительной власти) и населением. Граждане в данной модели являются не объектом выполнения государственных функций, а рассматриваются как потребители государственных (муниципальных) услуг. В таком случае государственные функции имеют ценность лишь как инструмент удовлетворения потребностей населения. Приоритетными являются потребности и интересы граждан, сервисное государство является, таким образом, клинтоориентированным. В практику систем государственного и муниципального управления происходит внедрение управленческих технологий, заимствованных из коммерческой сферы. Сервисному государству присущи следующие характеристики: основной показатель эффективности государственного и муниципального управления является удовлетворенность качеством услуг; открытость, прозрачность власти; высокий уровень доверия к власти со стороны населения; социальная направленность; наличие двусторонней коммуникации между властью и обществом. В связи с этим, можно сделать вывод, что государственные и муниципальные органы в своей деятельности должны применять инструменты маркетинга [ 6.26 ] .

В современном маркетинге ключевым элементом является потребитель и его потребности. Поэтому необходимо многостороннее исследование потребителей. Первоначально необходимо рассмотреть существующие сегменты потребителей. Также важной частью анализа потребителей является изучение факторов, воздействующих на потребителя.

Читайте также: