До какого периода действовал уголовный кодекс рсфср 1960 г

Обновлено: 19.05.2024

В первые годы Советской власти законодательство об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних претерпело многочисленные изменения. Причем амплитуда колебания позиций законодателя была довольно существенной.

Особенности уголовного наказания несовершеннолетних в тот период времени проявлялись и при назначении условного осуждения. И если в отношении взрослых лиц назначение этого вида наказания было связано с рядом обстоятельств, закрепленных в УК РСФСР, то в отношении лиц моложе 18 лет условное осуждение могло быть применено независимо от прочих условий.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года сохранил положения, касающиеся лиц в возрасте до 14 лет и с 14 до 18 лет, но конкретизировал, что именно следует понимать под мерами социальной защиты медико-педагогического характера. Такими мерами признавались отдача несовершеннолетнего на попечение родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, родственников, если таковые имеют возможность содержать несовершеннолетнего, или иных лиц или учреждений, а также помещение в специальное лечебно-воспитательное заведение. Уголовный кодекс предусмотрел также обязательное снижение срока наказания при назначении несовершеннолетнему лишения свободы или исправительно-трудовых работ: несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет -наполовину, от 16 до 18 лет - на одну треть.

Таким образом, начиная с 1941 года и до принятия Основ уголовного законодательства в 1958 году, положение было таково, что по подавляющему количеству преступлений ответственность несовершеннолетних наступала с 14 лет, по незначительному кругу преступлений - с 12 лет.

В конце 50-х годов XX века было принято уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, которое определило уголовную политику государства почти на 40 лет. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 года, и уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959-1961 гг., повысили возраст, по достижении которого наступала уголовная ответственность. Согласно ст. 10, уголовной ответственности подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. За совершение убийства, умышленное нанесение тяжких повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбойное нападение, кражу, злостное и особо злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекших тяжкие последствия, а также умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда, уголовная ответственность наступала с 14 лет. Такое положение сохранилось до нашего времени, незначительно менялись лишь виды преступлений, влекущих уголовную ответственность с 14 лет.

В соответствии со ст. 10 Основ 1958 года субъектом преступления считались физические лица, достигшие к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Согласно этой статье, уголовная ответственность наступала с 14 лет за совершение убийства, кражи, злостного хулиганства, умышленное уничтожение или повреждение государственного или общественного имущества либо личного имущества граждан, повлекшее тяжелые последствия, а также за умышленные преступные действия, которые могли привести к крушению поезда.

Новый уголовный закон, установив общий возраст уголовной ответственности с 16 лет, в свою очередь, опять повысил минимальный возраст с 12 до 14 лет. По достижении этого возраста могла наступать уголовная ответственность за совершение указанных в Основах преступлений.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года не содержал специального раздела об уголовной ответственности несовершеннолетних, хотя определенные особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности, общих начал назначения и видов наказания и ряд других положений имели место. Общий возраст уголовной ответственности сохранился и равнялся 16 годам. С 14-летнего возраста уголовная ответственность наступала за умышленное убийство; убийство при отягчающих обстоятельствах; умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения; убийство при превышении пределов необходимой обороны; неосторожное убийство; умышленное тяжкое телесное повреждение; умышленное менее тяжкое телесное повреждение; умышленное тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, причиненное в состоянии сильного душевного волнения; тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, причиненное при превышении пределов необходимой обороны; умышленное легкое телесное повреждение или побои, повлекшие за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности; изнасилование; похищение человека; разбой; кражу; грабеж: злостное или особо злостное хулиганство; умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекшее тяжкие последствия; хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ; хищение наркотических средств; умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда (ч. 2 ст. 10 УК РСФСР 1960 года).

Закон предусматривал возможность освобождения несовершеннолетних от наказания и применения к ним принудительных мер воспитательного характера при следующих условиях:

- преступление, совершенное несовершеннолетним, не должно представлять большой общественной опасности;

- суд должен прийти к выводу, что исправление несовершеннолетнего возможно без применения уголовного наказания.

К принудительным мерам воспитательного характера относились:

- возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему;

- объявление выговора или строгого выговора;

- возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанности возместить причиненный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 50 р., или возложение обязанности своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 50 р., при причинении ущерба на сумму свыше 50 р. возмещение ущерба производится в порядке гражданского судопроизводства;

- передача несовершеннолетнего под строгий надзор родителей или лиц, их заменяющих;

- передача несовершеннолетнего под наблюдение трудовому коллективу, общественной организации с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе. Суд мог также признать необходимым назначение общественного воспитателя;

- помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.

К несовершеннолетним не применялась смертная казнь, а лишение свободы не могло превышать 10 лет. Несовершеннолетний возраст рассматривался как обстоятельство, смягчающее ответственность.

Некоторые особенности имело условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет (ст. 55 УК РСФСР 1960 года).

В целях активизации борьбы с наиболее распространенными преступлениями, представляющими повышенную общественную опасность, которые совершались лицами, не достигшими возраста 18 лет, законодатель, начиная с 1966 по 1994 год включительно, усиливает уголовную ответственность несовершеннолетних. Были приняты новые уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за совершенные преступления с 14 лет. В этой связи в ч. 2 ст. 10 УК РСФСР 1960 года были внесены соответствующие изменения и дополнения.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июня 1967 года устанавливается уголовная ответственность за хищение огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, а также взрывчатых веществ (ст. 218), в связи с чем вносится дополнение в ч. 2 ст. 10 УК РСФСР, предусматривающее ответственность с 14 лет.

Учитывая повышенную опасность преступлений, связанных с распространением наркотиков, особенно среди несовершеннолетних, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 года установил уголовную ответственность для лиц в возрасте 14 лет за хищение наркотических средств, а в УК РСФСР была введена специальная ст. 224 (1), предусматривающая достаточно суровые санкции за данное преступление.

В Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик, принятых в 1991 году, ст. 10 УК РСФСР несколько дополнена: ответственность с 14 лет наступает также за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ и за хищение наркотических средств.

К несовершеннолетним не применялись ссылка, высылка, лишение свободы в виде заключения в тюрьме и другие виды наказаний.

В случаях совершения преступления, не представляющего большой общественной опасности (ч. 3 ст. 10 Основ; ч. 3 и 4 ст. 10 УК РСФСР), законодательство ориентировало правоохранительные органы на применение мер преимущественно воспитательного характера, а не уголовного наказания. Согласно п. 6 ст. 63 УК РСФСР, в качестве одной из принудительных мер воспитательного характера предусматривалась передача несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественной организации или отдельному гражданину, либо назначение общественного воспитателя в соответствии с Положением об общественных воспитателях несовершеннолетних.

В начале 90-х годов участились случаи похищения людей, в связи с чем Законом РФ от 29 апреля 1993 года в УК РСФСР введена ст. 125 (1), в которой была установлена ответственность за похищение человека. Законодателем были внесены и соответствующие изменения в ч. 2 ст. 10 УК РСФСР, которая признает субъектом данного преступления лицо в возрасте с 14 лет.

Вместе с тем в деятельности законодателя не были использованы все средства, направленные на дальнейшую гуманизацию норм уголовного права ответственности и наказания несовершеннолетних.

Советское законодательство вцелом и уголовное законодательство как его часть развивалось на протяжении более чем семидесяти лет. За этот период был накоплен огромный опыт правотворческой и правоприменительной деятельности, который оказывал и продолжает оказывать влияние на современное российское право. Действующее уголовное законодательство России не является в этом отношении исключением.

Последний российский Уголовный кодекс советского периода был принят в 1960 г. и действовал в течение 35 лет. Таким образом, период действия УК РСФСР охватывает как годы советской власти, так и постсоветский период. Современный Уголовный кодекс Российской Федерации принят 24 мая 1996 г. и введен в действие с 1 января 1997 г. (Федеральный закон от 13.06.1996 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" - "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2955).

УК РФ 1996 г., в отличие от его предшественника, готовился и принимался в совершенно других социальных, политических и экономических условиях. В то же время новый Уголовный кодекс, разумеется, был написан не с чистого листа и впитал в себя в той или иной мере опыт своего предшественника. К сожалению, многие положительные стороны советского уголовного законодательства не были должным образом учтены в Уголовном кодексе современной России, а от некоторых принципиальных положений, вначале включенных в УК РФ, впоследствии российский законодатель без должных оснований отказался.

Особенно это заметно при сравнении норм УК РСФСР 1960 г. и УК России 1996 об ответственности за преступления корыстной и коррупционной направленности. Борьба с такого рода преступлениями предполагает применение эффективных мер наказания, направленных не только на личность преступника, но и его имущество. Российское уголовное законодательство советского периода и УК России 1996 г. (в первоначальной редакции) включали конфискацию имущества в перечень наказаний, что играло важную роль в обеспечении справедливости наказания как в отношении преступлений коррупционного характера (получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве и др.), так и преступлений корыстной направленности (например, хищений).

Нелишне заметить, что к иным мерам уголовно-правового характера, в частности, относятся принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам. совершившим преступления в состоянии невменяемости. Поэтому конфискация имущества в современной редакции УК РФ не имеет никакого отношения к мерам наказания.

В современном варианте УК РФ конфискация имущества по смыслу главы 15-1 – это не мера наказания, а иная уголовно-правовая мера, заключающаяся в изъятии имущества, полученного в результате совершения преступлений, например, путем хищения, в виде взятки и т.п. Конфискация как мера наказания коренным образом отличается от конфискации как «иной уголовно-правовой меры. Конфискация как мера наказания – это штрафная, а не компенсационная мера. И применяться она должна к коррупционерам, расхитителям и т.п. не в целях изъятия имущества, полученного преступным путем, а в качестве наказания, кары. Такая мера наказания применялась по отношению к имуществу, которым виновный владеет на формально законных основаниях.

Это позволяло применить конфискацию имущества к лицам, виновным в крупных хищениях, преступлениях коррупционного характера и др. и в тех случаях, когда похищенные ценности или предмет взятки утрачены виновным или израсходованы. Сейчас же согласно ст. 104-1 УК РФ даже при доказанности факта получения взятки или хищения в крупном или особо крупном размере, но при отсутствии доказательств приобретения виновным конкретных ценностей (квартиры, особняка, яхты, земельного участка, автомобиля и т.д.) на средства, добытые преступным путем, применение конфискации невозможно, даже если стоимость принадлежащего ему имущества во много раз превышает его доходы. На практике это приводит к тому, что, отбыв наказание, например, за получение взятки в крупном или особо крупном размере, виновный продолжает жить как ВИП-персона и пользоваться дорогостоящими особняками, яхтами, предметами роскоши и т.д.

Современная российская практика применения судами конфискации имущества в качестве иной уголовно-правовой меры наглядно демонстрирует ее неэффективность. Анализ судебной статистики за последние пять лет по делам о преступлениях коррупционной направленности показывает, что конфискация имущества в качестве «иной меры уголовно-правового характера применяется в крайне незначительном числе случаев.

Так в 2012 г. за получение взятки при отягчающих обстоятельствах, в т.ч. в значительном, крупном, особо крупном размере (ст. 290 ч.ч. 2, 5-6 УК РФ) осуждено 269 человек, конфискация же имущества применена лишь к трем из них. В 2013 г. за получение взятки при отягчающих обстоятельствах, в том числе в значительном, крупном, особо крупном размере (290 ч.ч. 2, 5-6) осуждено 343 человек, а конфискация имущества применена лишь к десяти лицам (то есть менее, чем в 3% случаев).

В 2014 г. статистика судимости за преступления коррупционной направленности выглядит следующим образом. Из 27 осужденных за получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 4 ст. 290 УК РФ) конфискация не была применена ни к одному из осужденных. В том же году из 435 лиц, признанных виновными судами Российской Федерации в получении взятки при отягчающих обстоятельствах, в том числе в значительном, крупном и особо крупном размере (ч.ч. 2, 5, 6 ст. 290 УК РФ) конфискация применена лишь к 17 из них, т.е. 3, 9% осужденных.

Не произошло серьезных изменений в практике применения конфискации имущества к коррупционерам и в 2015. Так по данным судебной статистики за 6 месяцев 2015 г. всего за получение взятки (ст. 290 УК РФ) осуждено 775 лиц, а конфискация применена к 47 осужденным (6%). При этом за получение взятки при отягчающих обстоятельствах, в том числе в значительном, крупном и особо крупном размере осуждено 207 человек, а конфискация применена лишь в отношении 13 лиц, т.е. в 6% случаев.

Такая практика противоречит фундаментальным принципам права и прежде всего принципу справедливости. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования антикоррупционного законодательства и законодательства об ответственности за преступления корыстной направленности является восстановление в Уголовном кодексе РФ нормы о конфискации имущества как мере уголовного наказания.

Накопленный в советский период истории нашего государства опыт борьбы с преступлениями коррупционной и корыстной направленности необходимо в полной мере использовать в современный период, тем более, что актуальность борьбы с преступлениями коррупционной и корыстной направленности заметно возросла. В уголовном законодательстве конфискация имущества должна не только обеспечить справедливость наказания, но и стать эффективным профилактическим средством.

Национальный план противодействия коррупции, утвержденный указом Президента РФ от 11.04.2014 N 226 предполагает разработку проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции. При этом в Указе особо подчеркивается, необходимость формирования системы мер имущественной ответственности за коррупционные правонарушения. ("Собрание законодательства РФ", 14.04.2014, N 15, ст. 1729).

При сравнении уголовного законодательства, действовавшего в советский период и современного российского Уголовного кодекса, обращает на себя внимание иная расстановка приоритетных направлений уголовно-правовой охраны. УК РСФСР и уголовные кодексы других союзных республик на первое место ставили преступлении против государства. Главой об особо опасных государственных преступлениях открывался Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. Как известно, Особенная часть УК РФ начинается с раздела о преступлениях против личности. Это связано с тем, что Конституция России провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью.

По сравнению с законодательством советского периода в УК РФ усилена ответственность за отдельные наиболее опасные преступления, в том числе, посягающие на личность. Так, согласно ст. 102 УК РСФСР за убийство при отягчающих обстоятельствах предусматривалось лишение свободы на срок до 15 лет, то за аналогичное преступление ч. 2 ст. 105 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет.

Вместе с тем, детальный анализ УК РФ 1996 г. показывает, что принцип приоритета прав личности в российском уголовном законодательстве реализуется непоследовательно, и можно сделать вывод о том, что в целом ряде случаев уровень уголовно-правовой охраны личности, особенно таких прав как право на жизнь, охрану здоровья и т.д. не только не вырос, но, наоборот, снизился.

Особенно наглядно это видно при сравнении норм УК РСФСР и УК РФ об ответственности за преступления против здоровья. Как известно, уголовное законодательство предусматривает ответственность за преступления против здоровья различной тяжести. К наиболее опасным из них относится умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, предусмотренное ст. 111 УК РФ. Российское уголовное законодательство советского периода обоснованно исходило из того, что нормы об ответственности за наиболее опасные преступления должны предусматривать определенный минимум наказания, который должен ориентировать суд на применение более строгих мер наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. Например, за умышленное тяжкое телесное повреждение при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 108 УК РСФСР) было установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет.

УК РФ в первоначальной редакции даже усилил Уголовную ответственность за наиболее опасные преступления против здоровья. Так, за умышленное причинения тяжкого вреда здоровью в санкциях всех четырех частей ст. 111 УК РФ был предусмотрен минимум наказания в виде лишения свободы: в части первой – два года лишения свободы, в части второй – три года лишения свободы, в частях третьей и четвертой пять лет лишения свободы. Однако Федеральным законом от 07.03.2011 N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" существенно снижено наказание за наиболее опасные формы преступных посягательств на здоровье. ("Собрание законодательства РФ", 14.03.2011, N 11, ст. 1495).

В результате из санкций за все преступления, предусмотренных ст. 111 УК РФ, был исключен минимальный срок лишения свободы. Поэтому одинаковый минимальный срок наказания в виде лишения свободы (два месяца) в настоящее время может быть назначен как за преступления небольшой тяжести (например, кражу – ч. 1 ст. 158 УК РФ), так и за умышленные преступления против жизни и здоровья, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких).

Судебная практика по применению наказания за наиболее опасные преступления против здоровья также не соответствует реальной тяжести этих преступлений. Так по статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2015 г. из 7012 лиц,осужденных за умышленное причинения тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК РФ), свыше половины (3202) приговорены к условной мере наказания.

Применение к большинству лиц, виновных в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью условного осуждения вместо реального лишения свободы не согласуется с конституционными положениями о человеке как высшей ценности, особенно с учетом того, что в результате подобных преступлений человеку причиняется тяжкий, зачастую невосполнимый вред. Еще большее недоумение вызывает практика применения наказания за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч. 2-4 ст. 111 УК РФ). Так в 2015 г. из 19881 осужденных за указанные преступления 5218 виновных (26%) приговорены к лишению свободы условно.

В современном российском законодательстве существенно снизился уровень уголовно-правовой охраны личности в сфере преступлений на транспорте, посягающий на его безопасность. В соответствии со ст. 85 УК РСФСР нарушение работником железнодорожного, водного или воздушного транспорта правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее несчастные случаи с людьми, крушение, аварию или иные тяжкие последствия наказывалось лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет. В современном же УК РФ согласно ч. 3 ст. 263 УК РФ нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок всего лишь до семи лет.

При этом многие преступления в сфере транспорта, признававшиеся таковыми по УК РСФСР, декриминализированы в УК России. Надо отметить, что политика Государственной Думы по декриминализации преступлений в сфере транспорта доведена до абсурда. Например, если водитель, находящийся в состоянии опьянения, совершил наезд на человека на пешеходном переходе и причинил его здоровью вред средней тяжести, он вообще не несет за это уголовной ответственности даже при неоднократном совершении таких деяний. Ответственность за их совершение установлена только административная. В то же время согласно ст. 264-1 УК РФ за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения наступает уголовная ответственность за сам факт такого управления.

Еще более странно выглядит позиция современного российского законодателя, согласно которой нарушение правил безопасности на автомобильном транспорте, повлекшее гибель двух и более лиц наказывается строже (до девяти лет лишения свободы), чем причинение смерти многим десяткам и даже сотням людей вследствие нарушения правил на авиационном транспорте (до семи лет лишения свободы).

Сравнивая уголовное законодательство советского периода и современное, нельзя не остановиться на его положениях, носящих идеологическую окраску. Конституция РФ 1993 г (ст. 13) провозгласила: в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Следует отметить, что в советский период развития нашего государства коммунистическая идеология была по сути государственной. Хотя законодательство советского периода не содержало прямых запретов придерживаться какой-либо другой идеологии, тем не менее в УК РСФСР 1960 г. содержалась статья 70 – антисоветская агитация и пропаганда, предусматривавшая ответственность – за антисоветскую агитацию и пропаганду в целях подрыва и ослабления советской власти. Эта норма уже в перестроечный период подвергалась справедливой критике, поскольку по своей сути преследовала за высказывание своих убеждений, отличных от официальной позиции государства.

Возникает вопрос, почему в государстве, которое признает идеологическое многообразие, преступлением является лишь оскорбление чувств одной из групп населения и почему не преследуется, например, оскорбление антирелигиозных чувств неверующих (атеистов), чувств людей, связанных с их политическими убеждениями, идеологическими предпочтениями. Данная норма сконструирована так далеко не случайно, поскольку позволяет привлечь к уголовной ответственности любого человека не только за критические высказывания по отношению к религии человека, но и не имеющие к ней прямого отношения. Получается, что достаточно установить лишь субъективную позицию конкретного лица, считающего, что его чувства оскорблены.

Обращает на себя внимания тот факт, что такой же срок наказания установлен за преступления, несопоставимые по тяжести с нарушением привил проведения пикетирования, например, за хулиганство с применением оружия (ч. 1 ст. 213 УК РФ). При этом за многие более опасные преступления закон устанавливает, наказания намного меньшие, чем за нарушение предусмотренные ст. 212-1 УК РФ. Например, за получение взятки (ч. 1 ст. 290 УК), за истязание, то есть причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями (ч. 1 ст. 117 УК РФ) – максимальное наказание – лишения свободы на срок до трех лет.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ уголовного российского уголовного законодательства советского периода и современного Уголовного кодекса Российской Федерации приводит к следующим выводам.

1. Конституционный принцип приоритета прав личности в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации реализуется непоследовательно. В результате фактический уровень уголовно-правовой охраны важнейших прав личности, в том числе права на охрану жизни и здоровья применительно к целому ряду преступлений снизился.

2. Конституционные положения, согласно которым никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной реализуются непоследовательно, в результате чего уголовно-правовые способы защиты интересов носителей определенных взглядов, прежде всего религиозных, приобрели гипертрофированный характер, в ущерб сторонникам других взглядов и убеждений.

3. Защита интересов государства и общества от посягательств коррупционного и корыстного характера в современном российском уголовном законодательстве минимизирована, в том числе за счет отказа от мер, выработанных законодательством советского периода и практикой его применения, и прежде всего такой дополнительной меры наказания как конфискация имущества.

4. Залогом успешного развития российского права в целом и уголовного законодательства в частности является учет достижений предшествующих исторических периодов развития законодательства, в том числе советского периода истории государства и права.

Сурдин Геннадий Витальевич,

кандидат философских наук

Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти либо совершения отдельных особо опасных государственных преступлений, распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно распространение либо изготовление или хранение в тех же целях в письменной, печатной или иной форме произведений такого же содержания —

наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет и со ссылкой, на срок от двух до пяти лет или без ссылки или ссылкой на срок от двух до пяти лет.

Те же действия, совершенные с использованием денежных средств или иных материальных ценностей, полученных от иностранных организаций или лиц, действующих в интересах этих организаций, либо лицом, ранее осужденным за особо опасные государственные преступления, а равно совершенные в военное время,—

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки (в ред. Закона РСФСР от 25 июля 1962 г. и Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г.— Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1962, № 29, ст. 449; 1984, № 5, ст. 168).

1. С объективной стороны под антисоветской агитацией или пропагандой понимается распространение идей антисоветского содержания. Это может быть беседа, выступление, доклад и т. п. Для квалификации не имеет значения, какое количество лиц присутствует при этом. Данное обстоятельство должно выясняться для оценки тяжести содеянного и, следовательно, для назначения наказания.

Гораздо реже антисоветская агитация или пропаганда осуществляется путем показа антисоветского кинофильма, вывешивания буржуазно-националистических флагов, эмблем и т. п.

2. При распространении клеветнических измышлений, порочащих советский строй, виновный также использует устную или демонстрационную форму. Для квалификации содеянного как антисоветской агитации или пропаганды необходимо установить, что сведения, распространяемые виновным, являются клеветническими, т. е. заведомо для него ложными; чтобы они относились к советскому строю, т. е. социалистическому образу жизни и советскому образу правления государством, а не к отдельному мероприятию (например, конкретному судебному процессу, частному мероприятию, касающемуся внутренней или международной жизни), не к отдельному органу государства (например, органу правосудия) и тем более не к отдельному лицу. Распространяемые сведения должны порочить социалистический строй.

3. Под произведениями в смысле ст. 70 следует понимать книги, брошюры, статьи, надписи и иные произведения, фиксирующие антисоветские идеи (пластинки, фотоснимки, магнитофонные записи и т. д.).

Под распространением произведения понимаются все способы доведения его до сведения окружающих (показ, рассылка по почте, подбрасывание в почтовые ящики и в общественных местах, расклеивание и т. п..

Распространением произведения является посылка его за границу официальным учреждениям или лицам, а также частным лицам в антисоветских целях. Для квалификации не имеет значения, являлся ли распространитель автором или получил его от других лиц.

4. Не будет состава антисоветской агитации или пропаганды, если лицо ознакомило других с произведением антисоветского характера не в целях идеологической их обработки, а, например, с целью похвастаться своим доступом к антисоветской литературе. Подобные действия могут быть квалифицированы по ст. 190' (см. комментарий).

5. Под изготовлением произведения следует понимать создание его (авторство), редактирование, фиксацию или размножение.

О том, что произведение было изготовлено для распространения, можно судить по ряду признаков: по характеру произведения (манифест, обращение ко многим лицам), по количеству изготовленных экземпляров, по попытке скрыть авторство путем изменения почерка и т. д.

6. Хотя характер участия лица в изготовлении произведения не влияет на квалификацию содеянного, он должен учитываться при избрании наказания.

7. Хранение антисоветской литературы, изготовленной виновным или другими лицами, образуют состав рассматриваемого преступления, если она хранится для последующего ее распространения в антисоветских целях.

8. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из указанных действий.

9. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной и специальной — антисоветской целью.

Виновный сознает, что он распространяет антисоветские идеи, и желает этого. Кроме того, виновный преследует одну из антисоветских целей: цель подрыва или ослабления Советской власти либо цель совершения особо опасных государственных преступлений.

10. Советская власть сильна своей социальной опорой — поддержкой ее трудящимися. Преступник пытается выбить эту опору, стремясь вызвать у окружающих чувство недовольства, Советской властью, недоверия к ней, чувство оппозиции к политике Советского правительства.

11. При совершении данного преступления виновный может преследовать и вторую цель: вызвать у окружающих намерение активно бороться с Советской властью путем совершения террористических актов, диверсий, измены Родине и т. п.

12. Антисоветскую агитацию и пропаганду, проводимую с указанной целью, следует отличать от подстрекательства к совершению особо опасных государственных преступлений.

Различие заключается в степени конкретизации призыва. При подстрекательстве к совершению преступления склоняется определенный человек или группа лиц. Подстрекатель возбуждает у них решимость совершить конкретную преступную акцию в отношении определенного лица или определенного объекта. Степень детализации при подстрекательстве может распространяться также на время, место и способ совершения преступления. При антисоветской агитации и пропаганде с рассматриваемой целью нет этой детализации. Преступник призывает вообще заниматься террором, совершением дивер-сий, изменять Родине и т. п.

13. Субъектом преступления могут быть граждане СССР, иностранные граждане или лица без гражданства, вменяемые и достигшие 16-летнего возраста.

14. Антисоветская агитация или пропаганда в трех случаях образует квалифицированный состав преступления: когда она совершенна и использование денежных средств или иных материальных ценностей, полученных от иностранных организаций или лиц, действующих в интересах этих организаций, либо лицом, ранее осужденным за особо опасные государственные преступления, а равно совершенная в военное время. О понятии военного времени см. комментарий к ст. 238.

15. Лицом, ранее осужденным за особо опасное государственное преступление, признается такое лицо, которое было судимо ранее за любое особо опасное государственное преступление, причем судимость за него не снята и не погашена в установленном законом порядке.

16. Под иностранной организацией следует понимать как государственную организацию, так и негосударственную (частные издательства, теле- и радиокомпании, политические партии и т . п.).

Статья 142. Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви —
наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до ста рублей.

Те же деяния, совершенные лицом, ранее судимым за нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви, а равно организационная деятельность, направленная к совершению этих деяний,—
наказываются лишением свободы на срок до трех лет (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 18марта 1966 г. и 3 декабря 1982 г.— Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1966, № 12, ст. 220; 1982, № 49, ст. 1821).

2. Объективная сторона преступления заключается в различных нарушениях отдельных положений упомянутых законодательных актов. Эти нарушения могут состоять в принуждении граждан к совершению религиозных обрядов, в совершении указанных обрядов в государственных и общественных предприятиях и учреждениях, в преподавании малолетним или несовершеннолетним религиозных вероучений в школах и других государственных или общественных учебных заведениях, в установлении каких-либо привилегий или ограничений в зависимости от вероисповедания, в возбуждении вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями и т. п.

При решении вопроса о том, имеются ли в действиях при-знаки объективной стороны рассматриваемого преступления, необходимо установить, какие конкретно положения закона нарушены.

3. Преступление может быть совершено только умышленно.

4. Субъектом преступления может быть любое лицо, вменяемое и достигшее 16-летнего возраста.

Статья 190'. Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй.

Систематическое распространение в устной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно изготовление или распространение в письменной, печатной или иной форме произведений такого же содержания —
наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до трехсот рублей (введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1966 г.; в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г.— Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1966, № 38, ст. 1038; 1982, № 49 ст. 1821).

1. Объектом рассматриваемого преступления является авторитет, престиж и достоинство государственного и общественного строя СССР.

2. Объективная сторона преступления выражается в систематическом распространении в устной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй.

Все поведение виновного, в том числе и характер ложных сведений, их подборка, способ освещения направлено на то, чтобы либо опорочить, выставить в отрицательном свете в целом весь советский государственный и общественный строй, либо исказить сущность и функционирование отдельных государственно-правовых институтов, отдельных звеньев советской государственной и общественной системы. Преступлением признаются указанного рода действия только в том случае, если они совершаются систематически.

3. Единичные случаи подобных клеветнических высказываний не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 1901, хотя и заслуживают морального осуждения.

5. Состав преступления, предусмотренный ст. 190', предполагает наличие у лица умысла, который состоит в том, что виновный сознает заведомо ложный характер распространяемых им измышлений.

6. В ст. 190' установлена также уголовная ответственность за изготовление или распространение в письменной, печатной или иной форме произведений, содержащих заведомо ложные, порочащие советский государственный и общественный строй измышления. Понятием изготовления закон охватывает любые формы и способы создания литературных произведений, написание писем, изготовление каких-либо ложных документов, рисунков, карикатур, фотографий, магнитофонных пленок, пластинок, кинофильмов, переводов текста, перепечатку его.

8. Преступлением признается не только систематическое изготовление или распространение подобных материалов, но и единичные случаи изготовления или распространения в письменной, печатной или иной форме подобного рода клеветнических произведений.

9. Закон устанавливает уголовную ответственность только за умышленное совершение перечисленных действий.

10. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных в этой статье действий. Для наличия состава оконченного преступления не требуется установления реальных вредных последствий.

11. Хранение с целью распространения указанных материалов рассматривается как приготовление к совершению преступления, предусмотренного ст. 190'.

12. Субъектом преступления могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

13. Преступление, предусмотренное ст. 190', отличается от антисоветской агитации и пропаганды (см. комментарий к ст. 70) содержанием субъективной стороны: у виновного отсутствует цель подрыва или ослабления Советской власти.

Статья 227. Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов.

Организация или руководство группой, деятельность которой, проводимая вод видом проповедования религиозных вероучений и исполнения религиозных обрядов, сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными посягательствами на личность или права граждан, либо с побуждением граждан к отказу от общественной деятельности или исполнения гражданских обязанностей, а равно с вовлечением в эту группу несовершеннолетних,—
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет или ссылкой на тот же срок с конфискацией имущества или без таковой.

Активное участие в деятельности группы, указанной в части первой настоящей статьи, а равно систематическая пропаганда, направленная к совершению указанных в ней деяний,—
наказываются лишением свободы на срок до трех лет или ссылкой на тот же срок, или исправительными работами на срок до двух лет.

Примечание. Если деяния лиц, указанных во второй части настоящей статьи, и сами лица, их совершившие, не представляют большой общественной опасности, к ним могут быть применены меры общественного воздействия (в ред. Закона РСФСР от 25 июля 1962 г. и Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г.— Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1962, № 29, ст. 449; 1982, № 49, ст. 1821).

1. Гражданам СССР гарантируется свобода совести, т. е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви (ст. 52 Конституции СССР).

2. В целях борьбы с общественно вредной деятельностью различного рода группировок, которые нарушают советский закон и посягают на личность и права граждан под видом проповедования религиозных учений и исполнения религиозных обрядов, и введена в УК РСФСР ст. 227.

3. Объектом преступления являются общественный порядок и общественная безопасность.

4. По ст. 227 несут ответственность те лица, которые сознательно используют вероучения и обряды лишь как средство маскировки своих преступных целей.

Ответственность по ст. 227 наступает только в том случае, если религиозная группа проводила такую деятельность, которая была сопряжена с причинением названного в этой статье конкретного вреда или могла привести к таким вредным последствиям.

5. Организация группы — это активная деятельность лица, направленная на создание религиозного объединения двух и более граждан, носящего указанный в ст. 227 характер.

6. Руководство группой предполагает активную деятельность лица, объединяющую усилия всех членов в группе, отражают * его главенствующее положение.

7. Активное участие заключается как в действиях, существенно способствующих посягательствам на личность и права граждан, так и в непосредственном осуществлении подобного рода посягательств: вербовка новых членов секты, выполнение административных обязанностей и т. д.

8. Систематическая пропаганда выражается в распространении среди граждан материалов о полезности религиозного объединения или секты, призывах к участию в деятельности
этих объединений, к участию в отправлении обрядов и религиозных культов.

9. Причинение вреда здоровью граждан означает, что в результате участия лица в указанной группе или в результате ее деятельности гражданам была причинена смерть, нанесены
телесные повреждения, произошло самоубийство или имела место попытка к самоубийству, возникла душевная болезнь или иное нервно-психическое расстройство и т. п.

Причинение вреда здоровью могло иметь место как непосредственно в процессе отправления религиозного обряда, так и в результате длительного самоистязания, необходимость которого была внушена потерпевшему его духовными наставниками, руководителями религиозного объединения.

10. Иными посягательствами на личность признаются: распространение клеветнических измышлений, оскорбления, незаконное лишение свободы, истязания, развратные действия, изнасилование и т. п.

11. Посягательства на права граждан — это действия, направленные на воспрепятствование осуществлению гражданами своих законных прав: права на труд, на образование, избирательного права, права на отдых и др.

12. Под побуждением к отказу от участия в общественной деятельности или исполнения гражданских обязанностей следует понимать психическое или физическое воздействие на гражданина, имеющее целью склонить его к отказу от участия в этой деятельности (участвовать в собраниях и митингах, вступать в общественные организации, служить в Советской Армии и т. п.). Побуждение — это уговоры, обещание предоставить какие-либо льготы или преимущества, угрозы церковными наказаниями и т. п.

13. Вовлечение в группу несовершеннолетних — действия, склоняющие несовершеннолетних к участию в указанных религиозных группах, превращающие их в последователей исповедуемого в группе вероучения, религиозных обрядов или иных мистических учений, вовлечение в конкретные виды специфической деятельности религиозной секты и иного религиозного объединения, деятельность которых носит указанный в ст. 227 характер.

14. При привлечении к уголовной ответственности по ст. 227 организаторов, руководителей, активных участников вышеперечисленных религиозных объединений необходимо установить причинную связь между их действиями и деятельностью группы, посягавшей на личность и права граждан. Например, если имела место попытка к самоубийству члена группы, то для вменения в вину такого рода вредного последствия необходимо доказать, что это вызвано деятельностью перечисленных лиц.

15. С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом: виновный сознает, что он участвует в такой религиозной группе, осознает, что характер ее деятельности сопряжен с причинением вреда здоровью граждан и т. д.

По отношению к конкретным вредным результатам (нанесение телесных повреждений, причинение смерти, попытка самоубийства, душевная болезнь члена группы и т. п.) у организатора, руководителя, активного участника религиозного объединения может быть умысел либо неосторожность.

16. Если установлен прямой умысел на убийство, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилование, действия виновных должны квалифицироваться по совокупности преступлений по ст. 227 и соответствующей статье главы о преступлениях против личности.

17. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

§ 7. Порядок снятия судимости при отбывании основной и дополнительной мер наказания.

В 1958 году 25 декабря были приняты Основы уголовного законодательства ССР и союзных республик, это послужило фундаментом для изменения всего уголовного права РСФСР и как следствие мотивом для пересмотра архитектуры уголовного кодекса.

Новый Уголовный Кодекс РСФСР был принят 27 октября 1960 года и введен в действие, то есть вступил в законную силу, с 1января 1961 года.

Основной задачей нового УК, так же как и старых провозглашалась охрана советского государственного строя, защита собственности (приоритетной, как и ранее являлась социалистическая, то есть государственная), прав граждан и правопорядка то же социалистического. На первое место уже по традиции в своей системе ценностей уголовное право РСФСР выдвигало интересы государства, а не личности.

Общая часть УК РСФСР 1960 состояла из 6 глав: первая глава – общие положения; вторая глава – пределы действия УК; третья глава – о преступлении; четвертая глава - о наказании; пятая глава – о назначении наказания и об освобождении от наказания; шестая о принудительных мерах медицинского и воспитательного характера.

Уточняется формулировка какие именно лица подлежат уголовной ответственности и следовательно наказанию, а именно лица виновные в совершении преступления, то есть умышленно или по неосторожности совершившее общественно опасное деяние. Таким образом, исключалась возможность наказывать какое либо лицо за связи с преступной средой, которые были в прошлом.

В статье 7 давалось определение преступления, которое по своей сути оставалось неизменным все с тем же идеологическим подтекстом, но в отличие от старых кодексов вводилось понятие тяжкого преступления – то есть умышленное деяние имеющие повышенную общественную опасность.

Полная уголовная ответственность наступала с 16 лет, а с 14 лет уголовная ответственность устанавливалась лишь за особо тяжкие преступления (ст. 10 УК РСФСР 1960 г.).

В статье 17 раскрывалось понятие соучастия и его характер, но определение преступной группы и группы лиц совершившей преступление по предварительному сговору было введено поправкой в 1994 году.

В статье 20 целью наказания провозглашалось исправление, перевоспитание осужденных и заслуженная кара за совершенное преступное деяние.

В систему наказаний входили следующие виды (ст.21 УК РСФСР 1960 г.): лишение свободы; исправительные работы; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; штраф; увольнение от должности; возложение обязанности загладить причиненный вред; общественное порицание; конфискация имущества; лишение воинского или специального звания; исключительная мера наказания – расстрел (измена Родине, терроризм, шпионаж и диверсия). Как мы видим, из системы наказаний были исключены: объявление врагом народа и изгнание из пределов СССР. 26 Максимальным сроком лишения свободы устанавливался срок в 10 лет, а для особо тяжких преступлений 15 лет.

Особенная часть УК РСФСР 1960 года состояла из 12 глав: первая глава – государственные преступления; вторая глава – преступление против социалистической собственности; третья глава – преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; четвертая глава – преступления против политических и трудовых прав граждан; пятая глава – преступления против личной собственности граждан; шестая глава – хозяйственные преступления; седьмая глава – должностные преступления; восьмая глава – преступления против правосудия; девятая глава – преступления против порядка управления; десятая глава – преступления против общественной безопасности; одиннадцатая глава – преступления, составляющие пережитки местных обычаев; двенадцатая глава – воинские преступления.

Отличительной особенностью Особенной части УК РСФСР 1960 года являлось появление новых составов преступлений, следовательно, появление новых глав, но при этом каждое из преступлений характеризуется четкими критериями и параметрами.

По числу поправок и дополнений УК РСФСР 1960 года стал определенным рекордсменом, примерно их было более 700. Однако, не смотря на это, к 1985 году остро становится вопрос о принятии нового УК, но данный проект был осуществлен лишь в 1996 году. Основной проблемой Особенной части являлось введение большого количества новых статей, и сложность их систематизации, на что в первую очередь повлияло установление принципов рыночной экономики, к которым данный кодекс оказался полностью неприспособлен.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, по сравнению с предыдущими УК был намного менее политизирован, несмотря на это приоритетной его задачей была защита социалистического государства, социалистической собственности, личности, прав и свобод граждан. Однако, несмотря на это все так же права граждан защищались весьма избирательно (то есть сохранялся дискриминационный подход) а так же весьма ощутимой оставалась разница в охране государственной собственности и имущества граждан. Несмотря на все эти сложности именно в УК РСФСР 1960 года произошли попытки не только в теории, но и на практике развить принципы гуманизма и демократизма. Да не всегда удачно, но именно УК РСФСР 1960 года послужил определенным прообразом для принятия в 1996 году Уголовного Кодекса РФ.

Читайте также: