Для попечительства помощи кого во времена крестовых походов был образован ордена святого лазаря

Обновлено: 18.05.2024

Эта статья о средневековом католическом военном ордене. О его преемнике см. Орден Святых Мориса и Лазаря . Для использования в других целях, см Орден Святого Лазаря (значения) . Для общества апостольской жизни, также известного как лазаристы, см. Конгрегация миссии .

В 1489 году папа Иннокентий VIII попытался объединить орден и его земельные владения с рыцарями-госпитальерами . Этому сопротивлялась большая часть юрисдикций Ордена Святого Лазаря, в том числе во Франции, Южной Италии, Венгрии, Швейцарии и Англии. Госпитальерам удалось присвоить владения Лазаря только в Германии.

В 1572 году Орден Святого Лазаря в Италии был объединен с Орденом Святого Мориса под Королевским Домом Савойи, чтобы сформировать Орден Святых Мориса и Лазаря , который существует до сих пор и широко известен как династический преемник итальянской ветви. . [6] Это слияние, однако, исключило владение в южной части Италии, которая тогда составляла часть испанского королевства. Они были преобразованы в церковные приходы. Герцогу Савойскому удалось получить контроль только над теми бенефисами, расположенными в герцогстве Савойском.

В 1608 году король Франции Генрих IV с одобрения Святого Престола административно связал французскую часть с Орденом Богоматери на горе Кармель, чтобы сформировать Королевский военный и госпитальерский Орден Богоматери на горе Кармель и Святого Лазаря Иерусалимского. объединились . Эта ветвь стала тесно связана с Королевской короной в 18 веке, когда гроссмейстеры были членами королевской семьи. Он пострадал от последствий Французской революции и отправился в изгнание вместе со своим великим мастером Луи-Станиславом-Ксавье, графом де Провансом, королем в изгнании Людовиком XVIII . Он формально утратил свою королевскую защиту в 1830 году, а затем перестал оставаться в списке королевской защиты во Франции.Королевский альманах . [7] [8] [9]

Слово lazarette , которое в некоторых языках является синонимом leprosarum, как полагают, также происходит от ордена госпитальеров Святого Лазаря, эти сооружения были приняты в качестве карантинных станций в пятнадцатом веке, когда проказа больше не была бедствием, как это было в предыдущие века. . [10]

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Крестовые походы
    • 1.2 Поздний средневековый период
    • 1.3 Продолжение после 1572 г.
      • 1.3.1 Королевский дом Савойи
      • 1.3.2 Королевский дом Франции
      • 2.1 Преемники
      • 4.1 Библиография

      Орден Святого Лазаря вначале был чисто орденом госпитальеров и принял Правило больницы Святого Августина, используемое на Западе. Утверждалось, что Орден играл военную роль в XII веке, но это не подтверждено достоверными доказательствами. [4] Лазаристы носили на мантии зеленый крест . [13] [14]

      Больницы, зависящие от иерусалимского лепрозария, в конечном итоге были открыты в других городах Святой Земли, особенно в Акко , и в различных странах Европы, особенно в Южной Италии ( Капуя ), Венгрии, Швейцарии, Франции (Буаньи) и Англии ( Бертон Лазарс ). . [15] Французский Людовик VII , вернувшись из Второго крестового похода , в 1154 году отдал ему замок Бруаньи, недалеко от Орлеана. Этому примеру последовали английский Генрих II и император Фридрих II . [11]

      В 1154 году король Франции Людовик VII передал ордену Святого Лазаря собственность в Буаньи близ Орлеана, которая должна была стать штаб-квартирой ордена за пределами Святой Земли. Позже, после падения Акры в 1291 году, рыцари Святого Лазаря покинули Святую Землю и перебрались сначала на Кипр, затем на Сицилию и, наконец, обратно в Буаньи, который в 1288 году стал баронством.

      Орден быстро отказался от военной деятельности после падения Акко в 1291 году . [15] В результате этой катастрофы исчезла больница для прокаженных святого Лазаря Иерусалимского; однако его командования в Европе, вместе с их доходами, продолжали существовать. В 1308 году король Франции Филипп IV отдал приказ о своей временной защите. [ необходима цитата ]

      В 1490 году Папа Иннокентий VIII попытался объединить орден и передать его владения рыцарям Святого Иоанна . Хотя это было подтверждено в 1505 году Папой Юлием II , Орден Святого Лазаря сопротивлялся этому шагу, и Орден Святого Иоанна никогда не вступал во владение этой собственностью, кроме как в Германии. Во Франции Бык подавления был проигнорирован и назначены французские гроссмейстеры. [ необходимая цитата ] Орден Святого Иоанна требовал владения французскими владениями, но их требование было юридически отклонено в 1547 году парламентом Парижа.

      В 1565 году папа Пий IV аннулировал буллы своих предшественников и вернул все владения порядку, чтобы передать великий магистрат своему фавориту Джованни де Кастильоне. Но последнему не удалось добиться передачи командорств во Франции. К концу 16 века орден сохранял заметное присутствие только во Франции и в Италии.

      Эммануэль Филибер, герцог Савойский (1528–1580), основатель и первый великий магистр объединенного Ордена Святых Мориса и Лазаря , признанного в 1572 году Папой Григорием XIII .

      После смерти папского фаворита Кастильоне в 1572 году великая магистратура ордена была освобождена, и Папа Григорий XIII объединил итальянскую ветвь с Орденом Святого Мориса, чтобы основать Орден Святых Мориса и Лазаря . Этот орден был затем навсегда связан с Савойской короной, и с тех пор титул его Великого Магистра передавался по наследству в этом доме.

      Ко времени папы Климента VIII у ордена было два дома, один в Турине должен был участвовать в боевых действиях на суше, а другой в Ницце должен был предоставить галеры для борьбы с турками на море. Но когда таким образом были сведены к штатам герцога Савойского, порядок просто прозябал до Французской революции, которая его подавила. В 1816 году король Сардинии Виктор Эммануил I восстановил титулы рыцаря и полководца св. Морис и Лазарь, как простые украшения, доступные без условий рождения как гражданским, так и военным. [11]

      Он стал национальным рыцарским орденом после объединения Италии в 1861 году, но был запрещен законом с момента основания республики в 1946 году. С 1951 года орден не был официально признан итальянским государством. Однако Савойский дом в изгнании продолжал награждать орденом. Сегодня его получают видные деятели государственной службы, науки, искусства, литературы, торговли и благотворительности.

      Основная статья: Королевский военный и госпитальерский Орден Богоматери горы Кармель и Святого Лазаря Иерусалимского объединились

      В отличие от ситуации с Савойским Орденом Святых Мориса и Лазаря, где произошло полное слияние с образованием одного Ордена, французское отделение не было полностью слито с Орденом Богоматери на горе Кармель, и ордена управлялись как два отдельных объекта, с отдельные лица допускаются к одному заказу, но не обязательно к обоим. [16]

      Во время Французской революции указ от 30 июля 1791 г. запретил все королевские и рыцарские ордена во Франции. В следующем году еще одним указом была конфискована вся собственность Ордена. Святой Престол, который изначально создал Орден, с другой стороны, не подавил Орден; [ цитата необходима ] в то время как Людовик, граф Прованса, тогда Великий магистр ордена, который позже стал Людовиком XVIII , продолжал действовать в изгнании и продолжал допускать различных сановников к ордену. [17]

      Ученые расходятся во мнениях относительно того, в какой степени Орден оставался активным во время и после Французской революции. Однако нет никаких сомнений в том, что он продолжал существовать в это время. В разных музеях хранится ряд картин русских и балтийских дворян, допущенных к ордену после 1791 года. В этом списке генерал Иоанн Лэмб, князь Суворов , граф Пален , граф Сиверс и др. Некоторые из новых рыцарей перечислены в Королевский Альманах с 1814 по 1830 год. Король Людовик XVIII, покровитель ордена, и герцог де Шатр, генерал-лейтенант ордена, умерли в 1824 году. В 1830 году королевский указ лишил орден своей королевской защиты во Франции.

      Самое интересное состоит в том, что если бы военизированные отряды рыцарей ордена Святого Лазаря появились на поле боя в наши дни, они точно также вызвали бы жуткую панику среди войск противника. Сражение с ними в прошлом напоминало битву с ожившими зомби из многочисленных фильмов ужасов. Дело в том, что в отличие от более известных госпитальеров или тамплиеров времен крестовых походов, появившиеся примерно в одно с ними время рыцари ордена Святого Лазаря обладали удивительной, можно сказать невероятной историей создания своей организации. Как известно, каждый из рыцарских орденов Средневековья обладал неким уникальным обетом послушания. Одни рыцари освобождали Гроб Господень, другие охраняли паломников следующих в Палестину, третьи являлись казначеями военно-монашеских орденов. В этом перечне члены ордена Святого Лазаря, основанного в 1098 году, взяли на себя обет лечения рыцарей, возвратившихся в Европу после участия в крестовых походах. Представители ордена не искали для себя легких путей, создав свою организацию при госпитале Святого Лазаря.

      Все бы ничего, да только лечили в данном богоугодном заведении исключительно неизлечимых больных — проказой или, по-научному, лепрой. Это известное из исторических хроник кожно-инфекционное заболевание заставляло человека гнить заживо. К тому же лепра являлось жутко заразным заболеванием, передававшимся воздушно-капельным путем. Добавив в этот список средневековую антисанитарию, отсутствие антибиотиков и методов дезинфекции, можно констатировать: приближаться к данным людям было смертельно опасно. При этом больные лепрой, кроме опасности заражения данной болезнью окружающих, обладали еще двумя характерными качествами. С одной стороны, проказа делала их внешность безобразной до неузнаваемости, а с другой — нервные окончания у этих людей переставали функционировать, делая их нечувствительными к боли. Поэтому наступление вооруженного отряда ордена Святого Лазаря, представляло собой достаточно жуткое зрелище. Гниющие, разлагающиеся почти на глазах, обезображенные внешне люди, переносчики смертельной заразы, при этом не чувствительные к боли и совершенно не боящиеся смерти.

      В качестве хранителя ордена святой Лазарь был выбран не случайно. Как утверждают Евангелия, при жизни этот человек приходился родным братом Марии и Марфы, в связи с чем был близок к Христу. Не удивительно, что на четвертый день после своей смерти от тяжелого заболевания он был воскрешен. Из святых писаний известно, что Христос приблизился к гробнице, в которой покоился Лазарь, и попросил отвалить от нее камень. Спустя несколько минут молитвы из отверстия показалась рука бывшего покойника, а затем и он сам подобно ужу выполз к пораженной публике, туго перевязанный пеленами.

      Однако, данное исключение скорее лишь подтверждало общее правило. Правитель имел возможность долгое время скрывать свое заболевание, а впоследствии удостаивать аудиенции только верных, избранных людей из своего близкого окружения. Простые жители средневековой Европы подобной возможности, естественно, не имели. Нет ничего удивительного в том, что при приближении смердящих, с разлагающейся плотью рыцарей ордена Святого Лазаря вражеские отряды в панике обращались в бегство. Но даже если находились смельчаки, вступавшие с ними в бой, то, вне зависимости от победы или поражения, они сами вскоре заболевали проказой.

      Учитывая их нечувствительность к боли и заразу, которую они несли с собой, их присутствие на поле боя, как правило, приносило христианам победу над неверными. К тому же рыцари ордена в бою искали смерти за веру, как избавления от мучений и последующего ожидаемого воскрешения из мертвых.

      Очевидно, Бог услышал молитвы рыцарей ордена. Во время кровопролитного сражения при Ла-Форьбе (сегодня города Газа) в 1244 году практически все члены ордена Святого Лазаря погибли, включая Великого магистра. Данное сражение оказалось не только последним крупным полевым боем времен Крестовых походов, но и самым необычным.

      Все началось с того, что в 1229 году, находящийся в конфликте и отлученный от католической церкви самим римским Папой Фридрих II сумел фактически чудом без боя вернуть христианским рыцарям власть над Иерусалимом. Однако спустя пятнадцать лет в 1244 году хорзмийцы-мусульмане, поддерживаемые египетскими правителями, захватили священный город, разграбили и сожгли его. Желая отомстить египтянам, христианские рыцарские ордена, объединив свои силы с мусульманами Сирии и кочевниками-бедуинами, бросились в погоню. Их войска настигли египтян у селения Ла-Форбье и вступили в бой. Противостоящие друг другу силы оказались примерно равными. При этом в армии, противостоящей египтянам, мусульман оказалось значительно больше, чем христианских рыцарей. Сражение длилось с 17 по 18 октября 1244 года. Несмотря на проявленную храбрость, объединенное войско христиан и мусульман-кочевников потерпело сокрушительное поражение. В битве погибло более тысячи рыцарей, включая почти весь численный состав ордена Святого Лазаря. Не имея возможности в силу своей малочисленности продолжать участие в крестовом походе, представители ордена вернулись в Европу. Оказавшись на родной земле, они попытались возродить орден Святого Лазаря. Благое дело имело успех.

      Сегодня в данный орден входит около шести тысяч человек (теперь, конечно, вполне здоровых), а его отделения расположены в нескольких странах Европы.

      Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

      Орден прокаженных. МЕТАМОРФОЗЫ РЫЦАРЕЙ ЗЕЛЕНОГО КРЕСТА.

      Орден Святого Лазаря, третий по счету военно-монашеский орден, учрежденынй в Святой Земле, был основан в Иерусалиме в эпоху Крестовых походов. Но первые упоминания о госпитале (странноприимном доме) Святого Лазаря относятся к периоду, предшествовавшему эпохе Крестовых походов, а именно - к 1130 г., когда госпиталь прокаженных, построенный с внешней стороны северной стены Иерусалима, был взят под свою опеку "франкскими" (западноевропейскими) странноприимцами (госпитальерами), придерживавшимися Устава монашеского ордена августинцев и носившие августинское орденское облачение черного цвета безо всяких эмблем или отличительных знаков. По всей вероятности, он был учрежден на базе лепрозория (лечебницы для прокаженных), основанной греками и армянами еще до начала Первого Крестового похода. Госпитальеры Святого Лазаря, возможно, являлись членами Ордена Святого Иоанна, также носившими в первоначальный период своей истории черные августинские (или бенедиктинские) облачения безо всяких знаков отличия. Во всяком случае, первый глава (ректор) Ордена иоаннитов-госпитальеров, блаженный Герард (Жерар) традиционно считается также и первым главой Ордена Святого Лазяря. В пользу правильности данной версии говорит и следующее обстоятельство.

      Орден прокаженных. МЕТАМОРФОЗЫ РЫЦАРЕЙ ЗЕЛЕНОГО КРЕСТА.

      Правила (Уставы) военно-монашеских Орденов храмовников-тамплиеров и госпитальеров-иоаннитов предусматривали переход своих членов, заразившихся проказой (лепрой), из своих прежних Орденов в Орден Святого Лазаря.

      Новое странноприимное братство в 1142 г. уже имело в Святом граде Иерусалиме собственную церковь, а с 1147 г. было известно под названием "Прокаженные братья Иерусалима" ("Прокаженные Иерусалимские братья"). К 1156 г. относятся упоминания о существовании в Иерусалиме самостояткльного конвента (монашеской общины) Святого Лазаря. С 1157 г. в латинских хрониках упоминается уже не просто конвент, а Орден Святого Лазаря, в обязанности которого входила опека над прокаженными и уход за ними, а позднее - также защита паломников, отправлявшихся к Гробу Господню.

      К этому времени Орден лазаритов имел страноприимницы-лечебницы в Тивериаде, Аскалоне, Акконе, Кесарии и Берите (Бейруте). Монахи Ордена Святого Лазаря содержали во всех основанных в Святой Земле государствах западных крестоносцев широко разветвленную сеть госпиталей (странноприимных домов) и церквей. Кстати, именно от названия Ордена Святого Лазаря происходит название "лазарет", означающее "больница" (по преимуществу военная). Покровителем Ордена был избран упоминаемый в Евангелиях Святой Лазарь "Четверодневник" (воскрешенный Иисусом Христом из мертвых на четвертый день после своей кончины), ставший впоследствии первым епископом Массилии (Марселя) и принявший вторичную смерть уже как мученик за Христа.

      По мере усиления мусульманского натиска на "франкские" государства на Ближнем Востоке, все большее значение в деятельности членов Ордена Святого Лазаря (лазаритов) стало приобретать участие в вооруженной обороне христианских владений. Соответственно, все большую роль в Ордене Святого Лазаря стал играть военно-рыцарский элемент. Рыцари, вступавшие в Орден, не обязательно были прокаженными, но, видимо, постепенно заражались проказой, неся свою нелегкую воинскую службу в его рядах, а в перерывах между боями и походами ухаживая за больными. В Ордене Святого Лазаря состояли и "услужающие братья" (сервиенты или сержанты), набиравшиеся из числа прокаженных неблагородного происхождения. Рыцари Святого Лазаря облачались в черные плащи (мантии) с белой каймой и зеленым крестом (принявшим со временем характерную "мальтийскую" форму с "ласточкиными хвостами" на концах креста) и потому нередко именовались в хрониках и документах "рыцарями Зеленого Креста" - наряду с "рыцарями Белого Креста" (госпитальерами-иоаннитами, "рыцарями Красного Креста" (храмовниками-тамплиерами) и "рыцарями Черного Креста" (тевтонскими, или немецкими, рыцарями). Хотя исторически рыцари Ордена Святого Лазаря носили свои зеленые кресты на черных "августинских" (или "бенедиктинских") облачениях, со временем, по мере развития правил геральдики (с принятием запрета накладывать металл на металл и эмаль на эмаль), на орденском гербе лазаритов зеленый крест стал изображаться не на черном, а на белом (серебряном) поле.

      Как уже упоминалось выше, по соглашению, заключенному между Орденом Святого Лазаря и другими военно-монашескими Орденами, члены последних, заболевшие проказой, переходили в состав лазаритов (глава которых – Великий Магистр – по Уставу мог быть избран только из числе прокаженных; впрочем, подобное правило существовало не всегда и со временем было отменено). Как бы то ни было, хронистами было неоднократно засвидетельствовано, что, когда мусульмане в бою встречались с колонной прокаженных рыцарей и сержантов Ордена Святого Лазаря, то предпочитали искать спасения в бегстве.

      Воинский контингент Ордена Святого Лазаря принимал участие в неудачной для армии Иерусалимского королевства крестоносцев битве с армией султана Египта и Сирии Саладина при Хиттине (1187 г.). До нас также дошли сведения об участии вооруженного отряда лазаритов в неудачной для "латинян" битве при Газе (1244 г.), в которой Орден Святого Лазаря понес тяжелые потери. После падения Иерусалима в 1243 г. Орден Святого Лазаря перенес свою штаб-квартиру в Аккон (Аккону, Акру, Аккарон, Екрон, Сен-Жан д'Акр, Птолемаиду, Птолемеис), разместив ее в башне Святого Лазаря, расположенной в северном пригороде Аккона - Монмусарде, оборона которого была поручена лазаритам.

      В 1253 г. Орден лазаритов совершил неудачную военную экспедицию против мусульман в городе Рамле (Рамаллахе) и был спасен от полного уничтожения только благодаря вмешательству французского короля-крестоносца Людовика IX Святого.

      Все братья-рыцари Ордена Святого Лазаря, участвовавшие в обороне Аккона от мусульман, погибли при взятии этого последнего оплота крестоносцев на побережье Святой Земли сарацинами в 1291 г.

      В 1291 г., после падения Сен-Жан д' Акра – последней крепости крестоносцев в Палестине – Орден Святого Лазаря был вынужден навсегда покинуть Святую Землю и перебраться сперва на остров Кипр, а затем - в Королевство Обеих Сицилий (Неаполитанско-Сицилийское королевство) и во Францию, где лазариты основали множество госпиталей и лазаретов. К этому времени лазариты полностью прекратили свою военную деятельность, продолжая нести свое госпитальерское служение вплоть до 1342 г. Со временем, вследствие уменьшения численности кавалеров и монахов, Орден Святого Лазаря был вынужден в 1490 г. подчиниться духовно-рыцарскому Ордену Иоаннитов (влившись со временем в его католическую ветвь, ныне более известную под названием Мальтийского Ордена).

      Тем не менее, 4 мая 1565 г. папа римский Пий IV восстановил правовую и организационную самостоятельность Ордена Святого Лазаря. Однако, назначенному новым Великим Магистром лазаритов двоюродному брату римского понтифика, Джаннотто Кастильоне, не удалось восстановить прежнюю орденскую структуру, а в 1572 г. герцог Савойский Амедей добился от него признания своего сюзеренитета (верховной светской власти) над командорствами Ордена Святого Лазаря, существовавшими во владениях герцогов Савойских.

      С давних времен небесным заступником и покровителем Савойской династии (первоначально - герцогской, а потом и королевской) считался Святой мученик Маврикий – древнеримский военачальник, предводитель Фиванского легиона, претерпевший мученическую кончину за Христа в 286 г., в период преследований христиан Императором Диоклетианом. "Меч Святого Маврикия", наряду со Святым копьем сотника Лонгина, относился к числу древнейших и главнейших святынь и коронационных инсигний ("державных клейнодов") средневековой Священной Римской Империи.

      В 1434 г. герцогом Савойским Амедеем VIII была учреждена монашеская община во имя Святого мученика Маврикия. Сам герцог, отрекшись от Савойского престола, вместе с несколькими бывшими придворными принял монашеский постриг, принес обеты нестяжания, целомудрия и послушания и поселился в основанном для этой цели монастыре. Позднее к ним присоединилось и некоторое количество братьев-рыцарей. Подобное развитие от чисто монашеской к духовно-рыцарской организации проделали многие западноевропейские Ордены(например, госпитальеры-иоанниты, тевтоны или упомянутые выше лазариты). Однако эта первая духовно-рыцарская ассоциация во имя Святого Маврикия, в силу ряда причин, просуществовала очень недолго. Впрочем, 10 сентября 1572 г. Орден Святого Маврикия был восстановлен специальной буллой римского папы Григория XIII. Апостольский престол особой грамотой подтвердил герцогу Савойскому Филиберту, что звание Великого Магистра лазаритов навечно закреплено за ним и за его преемниками на Савойском престоле. О непременном пострижении герцогов и других лазаритов в монахи речи в папской грамоте более не было, хотя определенные религиозные обеты и некоторый штат клириков были сохранены.

      После этого Орден Святого Лазаря был объединен с династическим савойским рыцарским Орденом Святого Маврикия в единый новый Орден Святого Маврикия и Лазаря. 15 января 1573 г. папа римский утвердил новый знак объединенного ордена – белый "клеверный" крест Святого Маврикия, наложенный на зеленый, "мальтийской" формы, крест Святого Лазаря. Эмблема получилась достаточно замысловатой, но в истории военно-монашеской орденской символики случалось и не такое. Эта символика всегда отличалась большим разнообразием. В ней использовалась даже звезда, которую нередко считают чем-то изначально противоположным Кресту.

      Так, эмблемой духовно-рыцарского Ордена Монжуа (или Богородицы Монжуа) долгое время являлась красная пятиконечная звезда! Ливонские рыцари Христовы (меченосцы) одно время носили на своих белых "цистерцианских" орденских облачениях над красным мечом красную же звезду - по одним сведениям, восьми-, по другим - шести- или даже пятиконечную. Красная звезда с синим кругом внутри звезды украшала орденское облачение рыцарей-"звездоносцев", и т.д. Как бы то ни было, Орден Святых Маврикия и Лазаря и по сей день является одним из старейших рыцарских Орденов Европы.

      Развитие Ордена Святого Лазаря во Франции (где он стал именоваться рыцарским Орденом Святого Лазаря Иерусалимского, или – что более точно – Иерусалимским Орденом Святого Лазаря) пошло своим собственным путем, отличным от пути развития одноименного савойского ордена. Он превратился в династический Орден французских королей, получил название "Ордена Пресвятой Богородицы Кармильской (от горы Кармил в Святой Земле)" и специально поддерживался, в частности, "королем-солнцем" Людовиком XIV, в качестве противовеса Ордену Святого Иоанна Иерусалимского. К 1696 г. французский Орден Святого Лазаря насчитывал в своем составе более 140 командорств и содержал собственную военно-морскую эскадру. Корабли французских лазаритов сражались с английскими пиратами. Французские рыцари Святого Лазаря носили белые полукафтанья с вышитым на груди оранжево-зеленым орденским крестом. В 1790 г. французский Орден Святого Лазаря Иерусалимского был, подобно своему главному сопернику и конкуренту - Ордену Святого Иоанна Иерусалимского - упразднен революционными властями Французской республики, а все его владения во Франции были конфискованы.

      В 1798 г. французский король-изгнанник Людовик XVIII пожаловал Орденом Святого Лазаря Иерусалимского предоставившего ему политическое убежище в России Императора и Самодержца Всероссийского Павла I, после того, как тот, в качестве 72-го Великого Магистра Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, пожаловал пребывавшего в изгнании в столице Курляндии Митаве французского монарха Большим Крестом Ордена Святого Иоанна.

      Что же касается нового объединенного савойского Ордена Святых Маврикия и Лазаря, то он унаследовал от древнего Ордена Святого Лазаря традиционную миссию опеки над больными (преимущественно над прокаженными, но не только). Поскольку объединенный Орден имел теперь не одного, а целых 2 небесных покровителей и заступников, то стал ежегодно отмечать не 1, а целых 2 орденских праздника (22 сентября – день Святого Маврикия, а 17 декабря – день Святого Лазаря). Этим орденом пьемонтский (сардинский) король (прямой потомок герцогов Савойских) наградил, между прочим, российского генералиссимуса А.В. Суворова, графа Рымникского и князя Италийского.

      В 1839 г., в рамках системы орденских наград, сардинским королем, как Великим Магистром Ордена, была учреждена золотая Маврикиевская (Маврикианская) медаль за храбрость. Эту медаль получали также все пьемонтские солдаты, прослужившие в армии не менее 50 лет. Сходным образом в России обстояло дело с солдатской Аннинской медалью и солдатскими донатскими знаками отличия Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (павловской эпохи). Впоследствии статус пьемонтской Маврикиевской медали неоднократно менялся. Медаль пережила падение монархии в Италии и была сохранена для вооруженных сил Итальянской республики (впрочем, уже безо всякой связи с Орденом Святых Маврикия и Лазаря).

      В 1848 г. было отменено существовавшее прежде, в качестве непременного условия для приема в Орден Святых Маврикия и Лазаря, требование обязательного подтверждения благородного (дворянского) происхождения кандидата. С тех пор орденом стали жаловаться и не дворяне.

      После объединения Италии под скипетром монархов Савойской династии, поставленных историей во главе Сардинского королевства (Пьемонта), Орден Святых Маврикия и Лазаря сохранился в качестве одной из высших наград объединенного Итальянского королевства и даже получил владения, конфискованные после 1860 г. у Константиновского Ордена Святого Георгия (династического рыцарского Ордена Пармского великогерцогского дома и Королевского дома Обеих Сицилий) и у Ордена Святого Стефана (династического Ордена тосканских герцогов из династии Габсбургов). После объединения Италии Орден Святых Маврикия и Лазаря окончательно утратил свой изначально военно-монашеский характер. Все религиозные обеты, еще существовавшие для кавалеров-лазаритов, были отменены. Тем не менее, Орден Святых Маврикия и Лазаря не прекратил своей госпитальерской деятельности Он по-прежнему содержал лазареты-госпитали в гг. Люцерно, Ланцо, Валенце, Аосте и Турине.

      Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


      Возникновение рыцарских орденов, обусловлена с появлением военных походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военизированных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
      Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
      Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
      Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.
      \n

      Возникновение рыцарских орденов, обусловлена с появлением военных походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военизированных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
      Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
      Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
      Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.

      Тевтонский орден


      Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века.
      По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года. В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле,\n где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой \nиз версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был \nорганизован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в \nдуховно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году\n сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием \nдуховно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество \nдуховных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также \nсвященнослужителей из Иерусалима.
      Главной целью Тевтонского ордена,\n состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с \nеретиками, которые своими действиями противоречили постулатам \nкатолической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого \nсообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи.
      В 1212-1220 гг. Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию, в город Эшенбах,\n принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу \nБоппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения \nцеркви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться \nнемецким.
      К этому же времени успех рыцарского ордена, стал \nприносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись \nбез великого магистра Германа фон Зальца. В Западных \nгосударствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, \nжелающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких \nрыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к \nтевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, \nнемецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной \nТрансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау.\n C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась \nускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили \nсильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному \nвыселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, \nприсоединившись к саксам.
      Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году, которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий,\n попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные \nземли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232,\n когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, \nположило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали \nвоздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним \nотносились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг.\n Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в \nсхватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. \nТаким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже \nнесмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
      \nТевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их \nослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск.\n Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. \nПричиной этому, стало предательство многих русских жителей этого \nрегиона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье. Русский государь Александр Невский,\n в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с\n Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
      В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

      Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века.
      По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года. В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле, где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
      Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи.
      В 1212-1220 гг. Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию, в город Эшенбах, принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
      К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца. В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау. C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
      Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году, которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий, попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232, когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг. Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
      Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск. Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье. Русский государь Александр Невский, в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
      В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

      Читайте также: