Для кого предназначен порядок предоставления и контроля отчетности

Обновлено: 01.06.2024

По закону "О бухгалтерском учете" от 06.12.11 г. № 402-ФЗ все хозяйствующие субъекты должны вести бухучет и формировать соответствующую бухотчетность. Бюджетные организации в этом случае не исключение.

Учет и отчетность бюджетников

Бухучет в государственных учреждениях и коммерческих организациях различается. Принципы и базовые положения остаются неизменными: двойная запись, денежное измерение, обязательное документирование и учет различных операций, периоды формирования отчетов и др. Однако методика и инструментарий характеризуются некоторыми особенности:

  • различные счета в Плане счетов;
  • состав, структура отчетов и, кроме того, сроки их предоставления;
  • правила отражения активов и пассивов и др.

Бухотчетность бюджетников - это отчеты, в которых содержатся данные о финансовой ситуации экономического субъекта на конкретную дату, о движении денег и финрезультатах осуществляемой деятельности. Какие именно показатели входят в состав отчетов госсектора, определяется бюджетным законодательством.

До 2013 г. бюджетники передавали бухотчетность в вышестоящие органы по отраслевым нормативно-правовым актам. С 2013 г., согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, бюджетные учреждения обязаны сдавать отчеты еще и в ИФНС.

Приказы Минфина по отчетности бюджетников для ИФНС и других госорганов:

  • № 191н от 28.12.10 г. - Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ;
  • № 33н от 25.03.11 г. - Инструкция о порядке составления и представления отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

В данных НПА приведены и регламентированы обязательные формы документов для бюджетников, которые непременно должны включаться в состав их отчетности. Список бухотчетности бюджетников для налоговой службы указан в Письме Минфина от 28.03.13 г. № 02-06-07/9937.

Согласно этому письму, получатели финансирования из бюджетов разных уровней должны подавать в ИФНС Баланс по ф. 0503130. В нем фиксируются показатели на начало и конец периода формирования отчета, поэтому все показатели за предыдущий год должны совпадать с показателями в отчете по текущему году. Исключением являются ликвидация или реорганизация хозяйствующего субъекта. В данной ситуации учреждения госсектора предоставляют ликвидационный или разделительный Баланс по ф. 0503830.

У бюджетных и автономных экономических субъектов перечень отчетных форм для сдачи в налоговые органы обширнее:

  • Баланс по ф. 0503730, в котором отражаются данные о стоимости активов, обязательств, финансовой деятельности;
  • ф. 0503721 - информация о финансовых результатах формируется в разрезе кодов с группировкой по всем видам деятельности организации;
  • ф. 0503737 - в сведениях об исполнении плана ФХД отражаются объемы и источники доходов и направлений расходования средств;
  • ф. 0503769 - бюджетные и автономные учреждения указывают обобщенные сведения о состоянии расчетов отдельно по дебиторской и кредиторской задолженности и по всем видам финансового обеспечения за отчетный период;
  • ф. 0503779 - информация об остатках денег по трем разделам: счета в банках, счета в финоргане и деньги в кассе учреждения.

Для грамотного формирования и заполнения бюджетной бухотчетности целесообразно использовать специализированные программы, например, 1С: Бюджетная отчетность. Данный продукт предназначен для сбора, обработки, проверки, объединения сведений и анализа отчетности бюджетников. Кроме того, для ведения бухучета подойдет 1С: Бухгалтерия для бюджетных учреждений. Эти программы можно интегрировать между собой, чтобы сведения в них совпадали.

Как и коммерческие компании, госучреждения сдают отчетность по имущественным налогам. Если за организацией закреплено какое-либо имущество, то ей необходимо подавать налоговые декларации и платить налоги. Порядок предоставления документов и сроки уплаты налогов одинаковый у получающих или не получающих прибыль организаций.

Важно! Госучреждения не обязаны сдавать в налоговую службу консолидированную отчетность.

Сроки подачи отчетности для бюджетников в ИФНС

На 1 января бюджетники по итогам своей деятельности подготавливают годовую отчетность по результатам предыдущего года. Сведения в ней проставляются в руб. и коп. и обязательно нарастающим итогом. Подписывают бухотчетность директор, главбух и начальник финансово-экономического отдела, если он есть и в отчетах имеются планово-аналитические показатели.

Главную книгу и иные регистры бухучета бюджетной организации сверяют с показателями учета и контрольными соотношениями Федерального казначейства, размещаемыми на сайте госоргана. После сверки составляется годовая бухотчетность с данными по всем филиалам учреждения, независимо от их месторасположения.

Бухгалтерская отчетность передается в ИФНС в течение 3-х месяцев по окончании календарного года. За 2019 г. бюджетники должны сдать свою отчетность до конца марта 2020 г.

Важно! Согласно ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, подлежащих налоговому контролю, налагается штраф 200 руб. по каждой непредставленной форме. На должностных лиц также возможно наложение штрафа (300-500 руб.).

Читайте также: