Для кого главная цель философии обеспечение безмятежности духа

Обновлено: 16.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ПЛАН-КОНСПЕКТ

слушателя-стажера Польской Елены Васильевны

курсов профессиональной переподготовки

в учебной группе 6719 Производственный менеджмент в АПК

Дата проведения . 14.09.2020г.

3 .Цели : ознакомить обучающихся с основными этапами становления и развития философской системы периода Античности, развить умение анализировать, сопоставлять и критически осваивать идеи, понятия, способы рассуждения и аргументации представителей Античной философии.

1)сформировать последовательное целостное представление об основных этапах развития Античной философии;

2)охарактеризовать античные философские учения и их авторов в контексте ценностных ориентиров и исторического времени их создания;

3) выделить черты, определяющие своеобразие античной философии.

1)развить навыки критического восприятия и оценки источников информации;

2)развить умение логично формулировать, излагать, аргументировано отстаивать собственное видение проблем;

3)развить умение ведения дискуссии, полемики, диалога;

4)развить способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

1)воспитывать стремление к самосовершенствованию и к использованию основ философских знаний для формирования мировоззренческой позиции .

4. Тип занятия: комбинированный

5. Вид занятия: теоретическое занятие. Лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

6. Оборудование занятия:

1)учебная литература: История философии: учебник для академического бакалавриата /А.Г.Спиркин.-М.:Юрайт,2019. С.22-76

Основы философии: учебник для вузов/ А.А. Дзевенис.- Благовещенск, 2010. С.16-32

2) раздаточный материал: карточки для рефлексии, лист-бланк ответа на тестовые вопросы;

3)технические средства: презентация, экран, проектор, ноутбук.

Список литературы и интернет-ресурсов для подготовки предоставлен студетам из рабочей программы дисциплины.

7.План занятия.

1. Организационный момент – 3 мин.

2. Опрос студентов по предыдущей теме – 12 мин.

3. Изучение нового материала – 60 мин.

4. Закрепление изученного материала – 10 мин.

5. Подведение итогов. Домашнее задание – 5 мин.

8. Ход урока.

1. Организационный момент – 3 мин.

Приветствие. Преподаватель проводит перекличку студентов, отмечает отсутствующих.

2. Опрос студентов по предыдущей теме – 12 мин.

- учение о мудрости;

+ любовь к мудрости;

- идея совершенной мудрости.

2 Предметом философии является:

+ человек и его место в мире;

- природа и её законы;

- мир как целостность, универсум.

3 Мировоззрение – это…

- мироощущение;

- практический опыт человека;

+ совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру.

4 Из суждений о соотношении философии и мировоззрения верным является:

- философия – часть мировоззрения;

- мировоззрение – часть философии;

+ философия – теоретическая основа мировоззрения;

- основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия вспомогательную.

5 Основной вопрос философии есть …

+ вопрос о первичности материального или духовного;

- вопрос, указывающий на то, как и в какой мере человек в состоянии освоить мир;

- вопрос о человеческом счастье и путях его достижения.

- вопрос о смысле жизни

6 Философская антропология – это…

- учение о ценностях;

+ раздел философии, в котором рассматриваются философские проблемы человека;

- раздел философии, в котором рассматриваются философские проблемы общества;

7 Учение о познании называется

8 Учение о ценностях называется

9 Функция философии, позволяющая увидеть картину мира в целом

10. Учение о бытии называется

3. Изучение нового материала – 60 мин.

Преподаватель сообщает студентам тему, цель и план занятия. Студенты записывают данную тему в тетрадях. В это время преподаватель записывает тему в журнале учебных занятий. План занятия, с указанием основных периодов, школ и их представителей размещен в презентации на экране.

Античная философия. 60 минут.

1. Общая характеристика философии Античного периода. 10 мин.

2.Досократовский период (Античная натурфилософия) 7-6 вв.до н.э. 15 мин .

- Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

- Пифагор и его школа

-Элейская школа (Ксенофант, Парменид)

- Эмпедокл, Анаксагор, Зенон

- Атомизм (Левкипп, Демокрит)

3. Классический период 5-4 вв. до н.э. 20 мин.

- Софисты (Протагор, Горгий)

- Сократические школы: киники (Диоген, Антисфен), киренаики (Аристипп) мегарская ( Евклид), элидо-эретрийская (Федон).

4. Эллинистическая философия 3 в. до н.э. – 6 в. н.э. 15мин.

-Стоицизм (Зенон, Сенека)

-Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик)

- Неоплатонизм (Плотин, Порфий).

Переходим к рассмотрению первого вопроса.

1. Общая характеристика философии Античного периода.

Попытаемся определить характерные черты античной философии. Основные моменты конспектируем.

2. Созерцательный тип философствования. Наивность – античная философия многого достигла на понятийном уровне, однако она почти не знает законов природы, с позиций науки; в философских построениях ещё силен мифологический компонент.

3. Онтологизм. Заключается в признании бытия мира независимого от нашего сознания в качестве предпосылки нашего мышления об этом мире. Философия стремится найти причины начала всего существующего.

4. Диалектичность. Именно античной философии европейская традиция обязана формированием основ диалектического метода. Греческие мыслители первые начали рассматривать мир как постоянно изменяющееся противоречивое целое. Они заложили традицию изучения бытия в процессе его становления. Особое место как основоположнику диалектики принадлежит Гераклиту.

5. Синкретичность – нерасчлененность целостность важнейших проблем.

6. Рациональность – познание учитывает в первую очередь аргументы разума.

7. Практичность – философия призвана помочь людям в жизни. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия (смотрите, например, тексты, посвященные стоицизму, скептицизму и эпикуреизму). Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.

Теперь переходим к следующему вопросу. Рассмотрим основные этапы развития античной философии.

Обучающимся предлагается заполнить таблицу. Преподаватель показывает ее на слайде. И начинает излагать новый материал, студенты размещают таблицу в своих тетрадях и заполняют в течение занятия.

В ходе объяснения материала и после каждого выступления докладчиков, преподаватель делает акценты на той информации, которую необходимо зафиксировать в таблицу.

1 Досократовский период (Античная натурфилософия) 7-6 вв.до н.э.

Первых греческих философов принято называть физиками, поскольку основным объектом их исследования была природа (фюзис). Природа в представлении греческих мыслителей совпадала с космосом как современным гармоничным, упорядоченным состоянием мироздания. Физика подразумевала в античности совокупность всего знания о природе, в котором ещё не произошла чёткая дифференциация между частными естественными науками и философией. Перед первыми греческими философами стояла проблема первоначала, из которого всё происходит (архе). На роль такого первоначала, как правило, претендовали 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Сам набор этих первоначал указывает на господство стихийно-материалистической тенденции во взглядах первых античных философов. К данному этапу существования античной философии относят философов милетской и элейской школ, Пифагора и его последователей, первых античных атомистов (Левкиппа и Демокрита), Эмпедокла и Анаксагора. Первые античные философы были стихийными материалистами. Они впервые поставили вопрос о первоосновах всего сущего. У Фалеса из Милета (ок. 640-562 до н. э.) — это вода, у Анаксимена (585-524 до н. э.) — воздух, у Гераклита (540-480 до н. э.) — огонь. Но уже ученик Фалеса Анаксимандр (611-546 до н. э.) считал первоосновой и основой сущего не воду, не воздух и не огонь, а апейрон — нечто неопределенное, но безграничное и то, из чего состоит все существующее: апейрон, вращаясь, выделяет противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое, парные комбинации которых образуют землю, воду, воздух и огонь.

После каждого доклада студента, преподаватель помогает сделать краткий итог деятельности философа и акцентирует внимание на том, что необходимо зафиксировать в таблицу.

Эмпедокл , как и большинство его предшественников, - стихийный материалист. Но если они были монистами (одна стихия в качестве первоначала), то Эмпедокл – плюралист: у него все четыре традиционные стихии являются началами мироздания (“четыре корня вещей”). Стихии пассивны, всё происходящее в мире объясняется действием двух сил – Любви и Вражды (Ненависти). Любовь – причина единства и добра, Вражда – множественность и зла.

Примечательно, что идея атомизма (атомистическая концепция) существовала свыше двух тысячелетий, хотя в период античности она противоречила принципу бесконечной делимости вещества, вещи, числа, всего сущего. Достаточно заметить, что самим Демокритом была выдвинута мысль о бесконечно малых величинах.

2 Классический период 5-4 вв. до н.э.

Основная движущая сила тела есть неотделимая от него и вечная душа. Она освобождается от тела смертью, придает смысл и цель жизни. Частями души служат чувства (эмоции), память и момент перехода от чувств к восприятиям. Побуждение к благу (добру) - это часть человеческой природы, и на этом основана добродетель. Знание предмета, вещи, явления, всего сущего (бытия) идет от ощущений. Окончательные знания определяются понятиями. Аристотель является одним из первых создателей классовой теории общества и создатель теории справедливого государства.

3 Эллинистическая философия 3 в. до н.э. – 6 в. н.э

Эллинистический период античной философии охватывает сер.IV в. до н.э. и до конца античной эпохи. В эпоху Эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неоплатонизм и т.д.), а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и т.д.). Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Но решить вопрос о том, как должен вести

себя человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем был неразрывно связан с учениями о природе.

Таким образом, главные идеи стоицизма – покорность судьбе и фатальность всего сущего.

Источником знаний, согласно Эпикуру, являются чувственные восприятия. Они не обманывают в процессе познания. Другое дело - мышление. Все заблуждения возникают как следствия процесса мышления, не обладающего непосредственной очевидностью. Философия для эпикурейцев – это деятельность, которая посредством рассуждения приводит человека к счастливой жизни. Критерий счастливой жизни – ощущение удовольствия. Эпикуром впервые выдвинута трактовка государства как результат договора между людьми.

Неоплатонизм (школы: римская, пергамская, афинская), III–VI вв. Представители : Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан . Иерархия бытия представляется как: единое благо – ум – душа – материя. Мировой ум – прообраз всех вещей, мировая душа, производящая все живое, которое образует космос. Материя – восприемница возможных форм и смысла. Задача человека – продумать, прочувствовать свое место в иерархии.

Преподаватель подводит итог занятия.

Развитие античной философии было прервано общим крушением античной культуры под напором варварских нашествий и победы христианства. Датой окончания античного периода развития философии считается 529 г., когда была закрыта последняя философская школа – платоновская Академия. Античная философия предприняла грандиозную попытку построить рационализированную картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззрения, заменить язык мифологии на язык философии. Хотя это была наивная и стихийная философия, но в ней уже имелись в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие разновидности мировоззрения и, следовательно, философские направления, течения и школы.

4. Закрепление изученного материала – 10 мин.

5. Подведение итогов. Домашнее задание – 5 мин.

Подведение итогов учебной деятельности.

Преподаватель оценивает ответы студентов и выступления докладчиков.

Рефлексия. Что нового и полезного вы узнали сегодня? Какое значение лично для вас имеет данное занятие? Какой вывод вы сделали сегодня для себя?

Преподаватель просит студентов оценить себя на занятии. Перед ними лежат карточки, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу на занятии по трем направлениям. Обучающиеся отвечают и сдают карточки преподавателю.

Узнал(а) больше, чем знал(а)

Домашнее задание:

2. Индивидуальные задания:

- эссэ, несколько тем на выбор:

Прокомментируйте высказывание Эпикура:"… Смерть не имеет к нам никакого отношения… Когда мы существуем, смерть еще присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем".

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут самопроизвольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий.

Логика. Мир чувств не иллюзорен, он - главное содержание познания. Мир дан человеку в его очевидности. Подлинные познавательные реалии - не идеи Платона или формы Аристотеля, а чувства.

Этика. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовлетворений. Человек существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолинейных траекторий, ибо такие отклонения не допускают наличия раз и навсегда установленных законов. Для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим отношениям). Боги тоже состоят из атомов, но особых. Боги безразличны к человеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире.

Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космическим законом

Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский философствовал в портике, который был выстроен на торговой площади. Портик (по-гречески - стоя) представлял собой архитектурное сооружение с открытым входом. Во времена тридцати тиранов там проходили судебные заседания. Позднее это место занималось Зеноном и его учениками для проведения жарких философских дискуссий. В нашем изложении стоик - это тот, кто является последователем стоицизма как философского учения. Стоиком часто называют также того, кто мужественно переносит жизненные испытания. В таком смысле стоиками были и киники, и эпикурейцы, и скептики, и собственно стоики.

Физика. Космос - это огненный организм, огненная всепроникающая пневма. Природа это бог, бог есть вся природа (пантеизм).

Логика. Посредством чувств человек постигает ощущения, посредством ума выводы, центр же познания находится в представлении, в согласии ощущений и выводов, а это - смысл слова и предложения.

Этика. Человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе. Смысл мира познается особенно четко в представлении. Познанное представление приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достигнуть не в вечной погоне за благом летучим, а в сознательном следовании космическим, или, что то же, божественным законам. Все люди ходят под одними и теми же божественно-космическими законами. Разница в том, что, как выразился Сенека, "хотящего судьба ведет, нехотящего - тащит".

Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными

Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как бы три смысла - это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание (греческое эпохе') от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ.

Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен.

Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека несостоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Скептик согласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека, - голоде, жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматических суждений. Такое воздержание, эпохе, предполагает не леность ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный характер.

Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.

Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются идеи Платона. Так возник новый платонизм, или - неоплатонизм.

Виднейшим из неоплатоников был Плотин (не путать с Платоном!), живший в третьем веке, т. е. значительно позднее известных событий, происшедших с Христом. Значительную часть своей жизни Плотин провел в Александрии - городе, который часто характеризуется как место встречи греческой философии с восточным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим, Плотин учил философии, в которой платонизм дополнялся восточного происхождения мистикой.

Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т. е. всех душ), а Единое - Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое - Благо.

"Все идущее от Блага, - с пафосом замечает Плотин, - прекрасно, само же оно - выше прекрасного, выше даже высочайшего - царственно содержит в себе весь умопостигаемый мир, являющийся областью умного Духа".

Виктор Канке - Основы философии

Итак, есть иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя. Будучи переполненным самим собой, Единое - Благо, изливаясь, переходит последовательно в Ум, Душу, Материю. Этот процесс мнимого изливания Единого-Блага не является чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого - Блага), нет добра.

Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому-Благу (Плотин иногда называл его богом). Это возможно посредством таинственного переживания и слияния с Единым-Благом. На греческом языке таинственное означает мистическое.

Неоплатонизм является последним всплеском античной философии. Плотин звал к Единому - Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Античная философия заканчивалась на высокой ноте Единого - Блага. Но звучала эта нота не столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот возглас Бога: "Я - сущий". Но этот возглас относится уже не к античной, а к средневековой философии.

О западном и восточном мистицизме

Мистическое, по определению, это сверхразумное и сверхчувственное переживание человека, связывающее его с тем, что для него является более совершенным, чем он сам (чаще всего имеются в виду Бог и Вселенная). Похоже, что без мистики не обходится ни одна из религий. Но при этом существует довольно значительная разница между западной и восточной мистикой.

В западной мистике, а сюда относят обычно христианство, а порой также иудаизм и даже ислам, мистик утверждает, что он встретился с Богом; Бог стал существовать в его душе, но вместе с тем он существует над миром. В восточной мистике, к ней относят индуизм, буддизм и некоторые разновидности китайских религий, мистик утверждает свое полнейшее растворение в Боге или мире: Я есть Бог и Бог есть Я. Западный мистик оставляет между собой и Богом некоторую щель, которую восточный мистик напрочь отрицает. Западный человек более рационален, чем его восточный оппонент.

Более подробный анализ природы мистического не входит в нашу задачу. Отметим лишь, что в ведущих современных философских направлениях к мистическому относятся без особого энтузиазма. Современные философы чаще всего относят мистическое к компетенции религии.

Судьба античной философии

Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христианства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ, платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма, то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н. э. император Юстиниан запретил сторонникам античной философии преподавать, иметь школы. Всем было предписано под страхом ссылки вернуться "в лоно нашей святой церкви". На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века.

Трак­тат пред­став­ля­ет инте­рес ещё и пото­му, что его фило­соф­ские инто­на­ции явля­ют­ся отра­же­ни­ем пути Сене­ки как государ­ст­вен­но­го дея­те­ля: вна­ча­ле — руко­во­ди­те­ля и настав­ни­ка моло­до­го импе­ра­то­ра Неро­на, затем — фак­ти­че­ско­го упра­ви­те­ля дела­ми государ­ства и, нако­нец, отвер­жен­но­го и нена­види­мо­го Неро­ном чело­ве­ка, толь­ко и жду­ще­го роко­вой раз­вяз­ки. Эти эта­пы жиз­нен­но­го пути Сене­ки отра­зи­лись в тональ­но­сти трак­та­та, где сре­ди сме­лых и реши­тель­ных при­зы­вов и побуж­де­ний неред­ко скво­зит грусть без­на­дёж­но­сти и покор­но­сти судь­бе. Одна­ко в целом настрой трак­та­та всё же бод­рый — это испо­ведь не сдаю­ще­го­ся и твёр­до знаю­ще­го свою цель чело­ве­ка: одно­вре­мен­но учи­те­ля и бор­ца; и этот бое­вой дух, зову­щий к пре­одо­ле­нию горе­стей, с. 162 оди­но­че­ства и уны­ния, к борь­бе и прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти, дол­жен быть не чужд и совре­мен­но­му чита­те­лю.

Жизнь Луция Аннея Сене­ки была бога­та взлё­та­ми и паде­ни­я­ми.

Он родил­ся в испан­ском горо­де Кор­ду­бе (Кор­до­ве), сто­ли­це про­вин­ции Бети­ки, в 4 г. до н. э., в бога­той и куль­тур­ной семье. О сво­ём отце Мар­ке (или Луции) Аннее Сене­ке Стар­шем сын пишет, что он был самым выдаю­щим­ся рито­ром сво­его вре­ме­ни (Ad Helv. m. XVII, 3, 4). Мать Сене­ки Гель­вия и его тёт­ка, сест­ра Гель­вии, сыг­ра­ли боль­шую роль в вос­пи­та­нии Сене­ки.

При Авгу­сте семья Сене­ки пере­се­ли­лась в Рим. К два­дца­ти годам Сене­ка полу­чил солид­ные зна­ния гре­че­ско­го язы­ка, грам­ма­ти­ки, поэ­ти­ки, музы­ки, исто­рии и мате­ма­ти­ки. Фило­со­фи­ей Сене­ка увлёк­ся с юно­сти, став после­до­ва­те­лем гре­че­ско­го сто­и­ка Посидо­ния. Кро­ме того, Сене­ка изу­чал так­же фило­со­фию Эпи­ку­ра.

Сна­ча­ла моло­дой фило­соф обра­ща­ет­ся к адво­кат­ской дея­тель­но­сти, соеди­нён­ной с адми­ни­ст­ра­тив­ной. При импе­ра­то­ре Кали­гу­ле (37— 41 гг.) Сене­ка — уже извест­ный писа­тель и ора­тор. Успех, кото­рый име­ли его речи, вызвал силь­ную зависть Кали­гу­лы, и Сене­ка чуть не попла­тил­ся жиз­нью. В даль­ней­шем Сене­ка пол­но­стью пре­да­ёт­ся фило­со­фии.

Глав­ная мысль трак­та­та: жизнь не корот­ка сама по себе, но мы тра­тим её попу­сту. Вре­мя, отдан­ное пирам, домаш­ним делам, служ­бе, бес­плод­ным дряз­гам, мож­но счи­тать поте­рян­ным; напро­тив, истин­ный фило­соф-муд­рец не толь­ко не теря­ет насто­я­ще­го, но при­об­ре­та­ет про­шед­шее, при­бав­ляя к сво­им годам целые сто­ле­тия.

Ссыл­ка Сене­ки про­дол­жа­лась 8 лет. В 48 г., после убий­ства Мес­са­ли­ны и женить­бы Клав­дия на Агрип­пине, Сене­ка был воз­вра­щён из ссыл­ки. Глав­ной целью Агрип­пи­ны было стрем­ле­ние добить­ся вла­сти для сво­его сына от пер­во­го бра­ка Неро­на, кото­ро­му в ту пору было 11 лет, но при этом Агрип­пи­на сама жаж­да­ла цар­ст­во­вать. В сво­ей борь­бе Агрип­пи­на реши­ла зару­чить­ся содей­ст­ви­ем Сене­ки, кото­ро­го она сде­ла­ла настав­ни­ком сво­его сына, но нет свиде­тельств об уча­стии Сене­ки в интри­гах Агрип­пи­ны. В 54 г. Клав­дий был отрав­лен, и к вла­сти при­шёл шест­на­дца­ти­лет­ний Нерон.

После воз­вра­ще­ния из ссыл­ки Сене­ка дела­ет стре­ми­тель­ную карье­ру, про­хо­дя к 56 г. все выс­шие маги­ст­ра­ту­ры, вклю­чая кон­суль­ство. Помощ­ни­ком и союз­ни­ком Сене­ки как бли­жай­ше­го совет­ни­ка моло­до­го импе­ра­то­ра был пре­фект пре­то­рия Афра­ний Бурр, порядоч­ный и непод­куп­ный чело­век. С это­го вре­ме­ни жизнь Сене­ки как фак­ти­че­ско­го упра­ви­те­ля государ­ст­вен­ны­ми дела­ми рас­хо­дит­ся с избран­ной им фило­соф­ской кон­цеп­ци­ей, и ему не раз при­хо­дит­ся всту­пать на путь порой опас­но­го ком­про­мис­са.

В сво­ём обу­че­нии моло­до­го импе­ра­то­ра Сене­ка дал ему сведе­ния об искус­ствах, мате­ма­ти­ке, гре­че­ском язы­ке, гео­гра­фии, исто­рии, рито­ри­ке и фило­со­фии. В плане нрав­ст­вен­но­го вос­пи­та­ния Сене­ка и Бурр не дер­жа­ли Неро­на в суро­вой узде и не тре­бо­ва­ли от него аске­тиз­ма, но допус­ка­ли лёг­кие отвле­каю­щие удо­воль­ст­вия.

В резуль­та­те сов­мест­ной дея­тель­но­сти Сене­ке и Бур­ру уда­лось добить­ся мно­го­го: воз­рос­ла власть сена­та; были про­веде­ны финан­со­вые меро­при­я­тия по отде­ле­нию государ­ст­вен­ной каз­ны от лич­но­го иму­ще­ства импе­ра­то­ра; состо­я­лись судеб­ные про­цес­сы по пре­се­че­нию зло­употреб­ле­ний намест­ни­ка­ми про­вин­ций; были про­веде­ны дру­гие пре­об­ра­зо­ва­ния. По свиде­тель­ству Таци­та, государ­ст­вен­ная поли­ти­ка в 54— 62 гг. пол­но­стью зави­се­ла от Сене­ки и Бур­ра (Tac. Ann. XIV, 52).

После женить­бы Сене­ки в 55— 56 гг. на доче­ри извест­но­го пол­ко­во­д­ца и поли­ти­че­ско­го дея­те­ля Пом­пея Пау­ли­на богат­ство Сене­ки ещё более при­умно­жа­ет­ся. Его день­ги нахо­дят­ся в обо­ро­те в раз­лич­ных про­вин­ци­ях, а поме­стья Сене­ки были зна­ме­ни­ты сво­и­ми вино­град­ни­ка­ми. Эти огром­ные богат­ства, уве­ли­чен­ные бес­чис­лен­ны­ми подар­ка­ми Неро­на, кото­рые Сене­ке при­хо­ди­лось при­ни­мать как пла­ту за уступ­ки прин­цеп­су, вызы­ва­ли зависть и пря­мые обви­не­ния Сене­ки в про­ти­во­ре­чии меж­ду его фило­со­фи­ей и жиз­нью. Кро­ме того, Сене­ке при­шлось всту­пить в борь­бу с Агрип­пи­ной, кото­рая во всех его про­грес­сив­ных начи­на­ни­ях виде­ла ума­ле­ние сво­ей вла­сти и хоте­ла пра­вить сама име­нем Неро­на. В кон­це кон­цов Агрип­пи­на была уда­ле­на от дво­ра, а в 59 г. уби­та по при­ка­за­нию Неро­на. Для оправ­да­ния это­го зло­дей­ства в сенат было посла­но пись­мо, напи­сан­ное Сене­кой, в кото­ром Агрип­пине при­пи­сы­ва­лось наме­ре­ние захва­тить власть и убить Неро­на, а когда это не уда­лось, она сама лиши­ла себя жиз­ни. Таким обра­зом, здесь наи­бо­лее рез­ко всту­па­ют в столк­но­ве­ние гуман­ная мораль­ная про­по­ведь Сене­ки и жесто­кая реаль­ность.

Пусть даже муд­рец богат, одна­ко есть суще­ст­вен­ная раз­ни­ца меж­ду ним и глуп­цом, для кото­ро­го богат­ство состав­ля­ет всё. Муд­рец, по сло­вам Сене­ки, тогда боль­ше все­го дума­ет о бед­но­сти, когда его с. 165 окру­жа­ет богат­ство, не ста­но­вясь в то же вре­мя его рабом.

Сене­ка счи­та­ет счаст­ли­вой такую жизнь, кото­рая осно­вы­ва­ет­ся на пра­виль­ных разум­ных суж­де­ни­ях. Резуль­та­том тако­го рас­по­ло­же­ния духа быва­ет посто­ян­ное спо­кой­ст­вие.

После убий­ства Агрип­пи­ны, потряс­ше­го Сене­ку, в его сочи­не­ни­ях всё боль­ше начи­на­ют зву­чать разо­ча­ро­ва­ние и пес­си­мизм. Посте­пен­но пада­ет вли­я­ние Сене­ки на импе­ра­то­ра, кото­ро­го фило­соф откры­то пори­ца­ет за выступ­ле­ния на под­мост­ках с пени­ем. При этом он осуж­да­ет не толь­ко гла­ди­а­тор­ские бои, но так­же тра­ги­че­ские и коми­че­ские пред­став­ле­ния.

Осо­бен­но ухуд­ши­лось поло­же­ние Сене­ки после смер­ти Афра­ния Бур­ра в 62 г. Пред­по­ла­га­ли, что он был отрав­лен. Сене­ка про­сил Неро­на при­нять обрат­но все полу­чен­ные от него дары и поз­во­лить ему уйти в отстав­ку, но встре­тил отказ. Тогда Сене­ка стал избе­гать пока­зы­вать­ся при дво­ре и в Риме, ссы­ла­ясь на нездо­ро­вье или заня­тия фило­со­фи­ей.

В 64 г. про­изо­шёл гран­ди­оз­ный пожар Рима. Для вос­ста­нов­ле­ния горо­да Сене­ка жерт­во­вал гро­мад­ные сред­ства из сво­его состо­я­ния и про­те­сто­вал, когда по ука­за­нию Неро­на не толь­ко исто­ща­лись сред­ства дру­гих горо­дов Ита­лии и про­вин­ций, но и раз­граб­ля­лись хра­мы и похи­ща­лись ста­туи богов. Сене­ка про­сил у Неро­на раз­ре­ше­ния уехать в отда­лён­ное поме­стье. Полу­чив отказ, Сене­ка, сослав­шись на нездо­ро­вье, с. 167 не выхо­дил из дому и нико­го не при­ни­мал. Тогда импе­ра­тор при­ка­зал воль­ноот­пу­щен­ни­ку Клео­ни­ку отра­вить его. Но это ни к чему не при­ве­ло, так как Сене­ка, живя в сво­ей заго­род­ной вил­ле, уже дав­но питал­ся толь­ко ово­ща­ми и пил клю­че­вую воду.

Пер­вые пись­ма (око­ло 30) соот­вет­ст­ву­ют тому пери­о­ду в жиз­ни Сене­ки, когда он изу­чал фило­со­фию Эпи­ку­ра, и даже завер­ша­ют­ся каким-либо афо­риз­мом, взя­тым у фило­со­фов-эпи­ку­рей­цев, одна­ко не толь­ко соот­вет­ст­ву­ю­щим раз­ви­вае­мо­му стои­че­ско­му поло­же­нию, но и достой­ным иметь обще­фи­ло­соф­ский харак­тер. При этом свет­лые сто­ро­ны эпи­ку­рей­ской фило­со­фии смяг­ча­ют суро­вые край­но­сти уче­ния сто­и­ков.

Настав­ни­че­ский тон писем Сене­ки соот­вет­ст­во­вал страст­но­му жела­нию Луци­лия стать фило­со­фом. Ещё со вре­мён Сокра­та излюб­лен­ной фор­мой поуче­ний стал фило­соф­ский диа­лог с опре­де­лён­ной направ­лен­но­стью вопро­сов к собе­сед­ни­ку и его отве­тов. Такая фор­ма беседы назы­ва­лась диа­т­ри­бой и мог­ла реа­ли­зо­вы­вать­ся даже при выступ­ле­нии фило­со­фа перед ауди­то­ри­ей, когда он свой моно­лог пре­вра­щал в диа­лог, пере­би­вая себя вопро­са­ми. Тем более это отно­сит­ся к пись­мам. Сене­ка, отец кото­ро­го был рито­ром, был зна­ком с мно­го­чис­лен­ны­ми сред­ства­ми рито­ри­ки, кото­рые поз­во­ля­ли мно­го­крат­но уси­ли­вать воздей­ст­вие пись­ма на адре­са­та, а тем самым — и на чита­те­ля. Такой диа­лог, при­об­ре­тая фор­му живой чело­ве­че­ской речи, с с. 168 доступ­ны­ми пони­ма­нию и лег­ко запо­ми­наю­щи­ми­ся сен­тен­ци­я­ми, в то же вре­мя бла­го­да­ря сво­ей стро­гой настро­ен­но­сти и про­ду­ман­ной направ­лен­но­сти ста­но­вит­ся серь­ёз­ным мора­ли­сти­че­ским трак­та­том.

При­во­дя в гл. VIII, IX мно­же­ство дово­дов в поль­зу скром­ной, небо­га­той и береж­ли­вой жиз­ни в про­ти­во­по­лож­ность тяготам, кото­рые при­но­сит вла­де­ние непо­мер­ны­ми богат­ства­ми, дока­зы­вая на при­ме­ре Дио­ге­на спа­си­тель­ную и цели­тель­ную силу осво­бож­де­ния от вся­ко­го иму­ще­ства, даже само­го необ­хо­ди­мо­го, Сене­ка в сле­дую­щей, X гл., рас­суж­да­ет о внеш­ней яко­бы оди­на­ко­во­сти судеб высо­ко­по­став­лен­ных и мало­за­мет­ных людей: « Все мы свя­за­ны с судь­бой: у одних цепь золотая и сла­бо натя­ну­тая, у дру­гих — тугая и из гру­бо­го метал­ла. Но не всё ли рав­но? Одна и та же стра­жа окру­жа­ет всех; свя­за­ны так­же и те, кто зако­вал [дру­гих], если ты слу­чай­но не счи­та­ешь, что цепи сле­ва менее тягост­ны: одно­го ско­вы­ва­ют поче­сти, дру­го­го — богат­ства; одних угне­та­ет знат­ность, дру­гих — низ­кое поло­же­ние; у одних чужая власть сидит на шее, у дру­гих — своя соб­ст­вен­ная; одних удер­жи­ва­ет на одном месте изгна­ние, дру­гих — жре­че­ские долж­но­сти. Вся жизнь — раб­ство.

Начи­ная с XI гл., Сене­ка рас­суж­да­ет о слу­чай­но­стях, горе­стях, опас­но­стях, бед­ст­ви­ях, под­сте­ре­гаю­щих всех людей, о смер­ти, кото­рая гро­зит всем. Пере­ход от бла­го­ден­ст­вия к лише­ни­ям мгно­ве­нен, но кон­траст осо­бен­но рази­те­лен, когда богат­ство и вли­я­ние под воздей­ст­ви­ем неожи­дан­ных обсто­я­тельств сме­ня­ют­ся бед­но­стью и уни­же­ни­ем. При­во­дят­ся выра­зи­тель­ные при­ме­ры Пто­ле­мея — царя Мав­ри­та­нии, Сея­на, Кре­за, Югур­ты, Мит­ри­да­та — армян­ско­го царя.

Но все эти пре­до­сте­ре­же­ния каса­ют­ся обыч­ных людей, несо­вер­шен­ство кото­рых меша­ет им пред­видеть опас­но­сти, быть гото­вы­ми к неожи­дан­но­стям и устро­ить свою жизнь в соот­вет­ст­вии с зако­на­ми при­ро­ды, доб­ро­де­те­ли и разу­ма. Истин­ным спо­кой­ст­ви­ем, уве­рен­но­стью и отсут­ст­ви­ем коле­ба­ний обла­да­ет лишь муд­рец. « …у муд­ре­ца ниче­го не про­ис­хо­дит вопре­ки ожи­да­нию. Мы [счи­та­ем, что] он ограж­дён не от люд­ских несча­стий, а от заблуж­де­ний: у него всё слу­ча­ет­ся в соот­вет­ст­вии не с его жела­ни­я­ми, а пред­по­ло­же­ни­я­ми. В осо­бен­но­сти же он пред­видит, что что-то может про­ти­во­дей­ст­во­вать его замыс­лам. (“О без­мя­теж­но­сти духа”, XIII, 3). Всё своё досто­я­ние и самые боль­шие богат­ства он рас­смат­ри­ва­ет как вре­мен­ный дар судь­бы, а пото­му ника­кие её уда­ры не могут устра­шить его и нару­шить его без­мя­теж­ное спо­кой­ст­вие и ров­ное состо­я­ние духа.

К сожа­ле­нию, судь­ба само­го Сене­ки не яви­лась исклю­че­ни­ем из это­го пра­ви­ла.

(С) Установите соответствие перечисленных ниже философов и философских школ и течений.

Философы: 1) Фалес, 2) Парменид, 3) Анаксимандр, 4) Эпикур, 5) Платон, 6) Демокрит, 7) Сенека, 8) Сократ, 9) Плотин, 10) Аристотель, 11) Анаксимен.

Философские школы и течения:

А - Афинская школа

Б - Милетская школа

В - Элейская школа

32. (П) Какое из приведенных ниже положений соответствует пониманию добродетели Сократом?

а) "Самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно добродетели по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим".

б) "Добродетель есть знание, мудрость. Дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле".

в) "Венцом добродетели является справедливость, воплощенная в идеальном государстве".

33. (ПС) Установите соответствие между основными принципами и названиями этих философских систем:

Принципы философских систем:

1. Знаю и соответствующим образом поступаю.

2. Знаю и уклоняюсь.

3. Знаю и подчиняюсь.

4. Не знаю, а потому живу как живется: воздерживаясь от суждений и следуя обычаю или здравому смыслу, благоразумию или жизненному опыту.

Каким направлениям античной мысли соответствуют эти жизненные установки?

Названия философских систем:

а) Скептицизм. б) Стоицизм. в) Эпикуреизм. г) Платонизм.

Ответ: (а – 4); (б – 3); (в – 2); (г – 1).

34. (П) Кто из древнегреческих философов считал главной задачей философствования самопознание, пропагандируя лозунг "Познай самого себя":

а) Фалес, б) Гераклит, в) Сократ, г) Аристотель, д) Сенека?

35. (С) В учениях античных философов (Демокрита, Платона, Зенона Элейского, Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита) "ключевыми" являются понятия: вода, огонь, воздух, апейрон, апория, атом, идея (эйдос), число.

Поставьте в соответствие каждому имени то или иное понятие из приведенных выше, которое представляет суть воззрений мыслителя.

Ответ: Демокрит - атом, Платон - идея (эйдос), Зенон Элейский - апория, Фалес - вода, Анаксимандр - апейрон, Анаксимен - воздух, Пифагор - число, Гераклит - огонь.

36. (С) Установите соответствие философов и их подхода к пониманию цели философского познания:

Подходы к пониманию цели философского познания:

1) Цель философии - обеспечение безмятежности духа (атараксии), свободы от страха перед смертью и явлениями природы.

2) Философия - познание того, что такое добро и зло, поскольку это гарантирует добродетельную и счастливую жизнь: человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

3) Цель философии - научить человека сохранять самообладание, достоинство и невозмутимость духа в трудной ситуации, научить его умению жить и умирать.

а) Сократ, б) Сенека, в) Эпикур.

Ответ: а) - 2; б) - 3; в) - 1.

37. (П) Кто из античных философов является создателем формальной логики?

а) Сократ, б) Платон, в) Аристотель, г) Эпикур, д) Парменид.

38. (С) Определите, позицию какой из философских школ эпохи эллинизма отражает следующее высказывание:

"Покорного судьба ведет, а непокорного - тащит"?

а) Эпикуреизм. б) Стоицизм. в) Скептицизм. г) Неоплатонизм.

39. (П) "Мудрый молвил: - Я знаю только

То, что я ничего не знаю, -

Величайшее с наименьшим

В беспримерном смиреньи равняя."

Кого из античных философов имеет в виду испанский поэт?

а) Пифагор; б) Гераклит; в) Сократ; г) Платон; д) Аристотель; е)Эпикур.

40. (П) Автором произведений – "Метафизика"; "О душе"; "Категории"; "Физика"; "Риторика"; "Поэтика"; "Никомахова этика" является древнегреческий философ ………….. Указать имя философа.

41. (П) Автор произведений –"Протагор"; "Федон"; "Пир"; "Парменид"; "Теэтет"; "Федр"; "Софист"; "Тимей"; "Государство"; "Законы" является древнегреческий философ ………….. Указать имя философа

42. (П) "Философия началась с …, он был первым." (Цицерон)

Вставьте в суждение Цицерона имя родоначальника философии и науки.

43. (ПС) "Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота." (Демокрит)

Какие философские проблемы представлены в этом высказывании:

а) отношение чувственного и рационального;

б) отношение общего и единичного;

в) отношение сущности и явления;

г) отношение бытия и небытия;

д) отношение рационального и иррационального;

е) сомнение в познаваемости мира?

44. (С) Вот некоторые образцы рассуждений античных философов:

- То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога.

- Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.

- Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

Как называются рассуждения такого типа:

а) диалектические; б) иррациональные; в) софизмы; г) апории; д) антиномии?

45. (П) Установите соответствие этапов античной философии и философов, которые создавали свои учения на этих этапах:

Этапы античной философии:

I – эллинский (VII-V в.в. до н.э.);

II – классический (середина V - конец IV в.в. до н.э.);

III – эллинистический (конец IVв. до н.э. – Vв. н.э.).

Сократ, Платон, Пифагор, Гераклит, Фалес, Аристотель, Сенека, Эпикур, Парменид, Плотин?

Ответ: I – Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид.

II – Сократ, Платон, Аристотель.

III – Сенека, Эпикур, Плотин.

46. (П) Кого из нижеперечисленных философов можно назвать представителями диалектической традиции в философии?

47. (П) Кто из нижеперечисленных античных философов разрабатывал материалистическое направление в философии?

48. (С) Установите соответствие философских школ античности и основателей этих школ:

Философские школы античности:

Основатели школ античности:

1) Аристотель, 2) Платон, 3) Зенон из Кития

49. (С) "Ничуть не более это, чем то". Девизом какого античного философа были эти слова:

50. (П) О какой из философских школ античности рассказывает Аристотель в нижеприведенном отрывке?

Представители этой школы "… занявшись математическими науками, стали считать их начала началами всех вещей."

а) Милетская школа.

в) Элейская школа.

г) Афинская школа.

51. (П) Кому из античных философов принадлежит высказывание: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют"?

а) Фалес; б) Гераклит; в) Протагор; г) Демокрит; д) Сократ; е) Платон.

52. (С) Какие характеристики приписал бытию античный философ, основатель Элейской школы, Парменид?

б) Бытие множественно.

в) Бытие неподвижно.

г) Бытие изменчиво.

д) Бытие неделимо.

53. (П) Укажите в нижеприведенном списке античных философов представителей атомизма:

а) Фалес; б) Гераклит; в) Демокрит; г) Левкипп; д) Платон; е)Эпикур.

54. (П) Кто из античных философов является автором апорий "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Дихотомия", "Стадион" и др.?

а) Гераклит; б) Парменид; в) Зенон Элейский; г) Сократ; д) Аристотель; е) Сенека.

55. (С) Установите соответствие положений античной философии и тех философских течений, которым они принадлежат:

Положение античной философии:

А –мир идей неизменен и вечен, он - первопричина всего существующего;

Б - всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое "да" есть вместе с тем и "нет"; единственно достойная позиция в такой ситуации – молчание;

В – “Числа есть начала всех вещей”.

1) платонизм; 2) пифагореизм; 3) скептицизм.

56. (С) В учении античного философа Плотина бытие иерархизировано и включает в себя четыре элемента : а) "материю"; б) "душу"; в) "ум"; г) "единое (благо)". Установите последовательность этих элементов в иерархии бытия (по Плотину) от "высшей" ступени к "низшей".

57. (П) В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существующего:

Указать одним словом недостающую первопричину.

58. (П) У Платона бытие – это идеи, а небытие - … .

Указать одним словом.

59. (С) В учении Аристотеля о государстве выделяется шесть форм государственного устройства: три правильные (направленные на общее благо) и три неправильные (направленные на личное благо).

Читайте также: