Для кого главная цель философии обеспечение безмятежности духа
Обновлено: 16.05.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПЛАН-КОНСПЕКТ
слушателя-стажера Польской Елены Васильевны
курсов профессиональной переподготовки
в учебной группе 6719 Производственный менеджмент в АПК
Дата проведения . 14.09.2020г.
3 .Цели : ознакомить обучающихся с основными этапами становления и развития философской системы периода Античности, развить умение анализировать, сопоставлять и критически осваивать идеи, понятия, способы рассуждения и аргументации представителей Античной философии.
1)сформировать последовательное целостное представление об основных этапах развития Античной философии;
2)охарактеризовать античные философские учения и их авторов в контексте ценностных ориентиров и исторического времени их создания;
3) выделить черты, определяющие своеобразие античной философии.
1)развить навыки критического восприятия и оценки источников информации;
2)развить умение логично формулировать, излагать, аргументировано отстаивать собственное видение проблем;
3)развить умение ведения дискуссии, полемики, диалога;
4)развить способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
1)воспитывать стремление к самосовершенствованию и к использованию основ философских знаний для формирования мировоззренческой позиции .
4. Тип занятия: комбинированный
5. Вид занятия: теоретическое занятие. Лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.
6. Оборудование занятия:
1)учебная литература: История философии: учебник для академического бакалавриата /А.Г.Спиркин.-М.:Юрайт,2019. С.22-76
Основы философии: учебник для вузов/ А.А. Дзевенис.- Благовещенск, 2010. С.16-32
2) раздаточный материал: карточки для рефлексии, лист-бланк ответа на тестовые вопросы;
3)технические средства: презентация, экран, проектор, ноутбук.
Список литературы и интернет-ресурсов для подготовки предоставлен студетам из рабочей программы дисциплины.
7.План занятия.
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Опрос студентов по предыдущей теме – 12 мин.
3. Изучение нового материала – 60 мин.
4. Закрепление изученного материала – 10 мин.
5. Подведение итогов. Домашнее задание – 5 мин.
8. Ход урока.
1. Организационный момент – 3 мин.
Приветствие. Преподаватель проводит перекличку студентов, отмечает отсутствующих.
2. Опрос студентов по предыдущей теме – 12 мин.
- учение о мудрости;
+ любовь к мудрости;
- идея совершенной мудрости.
2 Предметом философии является:
+ человек и его место в мире;
- природа и её законы;
- мир как целостность, универсум.
3 Мировоззрение – это…
- мироощущение;
- практический опыт человека;
+ совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру.
4 Из суждений о соотношении философии и мировоззрения верным является:
- философия – часть мировоззрения;
- мировоззрение – часть философии;
+ философия – теоретическая основа мировоззрения;
- основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия вспомогательную.
5 Основной вопрос философии есть …
+ вопрос о первичности материального или духовного;
- вопрос, указывающий на то, как и в какой мере человек в состоянии освоить мир;
- вопрос о человеческом счастье и путях его достижения.
- вопрос о смысле жизни
6 Философская антропология – это…
- учение о ценностях;
+ раздел философии, в котором рассматриваются философские проблемы человека;
- раздел философии, в котором рассматриваются философские проблемы общества;
7 Учение о познании называется
8 Учение о ценностях называется
9 Функция философии, позволяющая увидеть картину мира в целом
10. Учение о бытии называется
3. Изучение нового материала – 60 мин.
Преподаватель сообщает студентам тему, цель и план занятия. Студенты записывают данную тему в тетрадях. В это время преподаватель записывает тему в журнале учебных занятий. План занятия, с указанием основных периодов, школ и их представителей размещен в презентации на экране.
Античная философия. 60 минут.
1. Общая характеристика философии Античного периода. 10 мин.
2.Досократовский период (Античная натурфилософия) 7-6 вв.до н.э. 15 мин .
- Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
- Пифагор и его школа
-Элейская школа (Ксенофант, Парменид)
- Эмпедокл, Анаксагор, Зенон
- Атомизм (Левкипп, Демокрит)
3. Классический период 5-4 вв. до н.э. 20 мин.
- Софисты (Протагор, Горгий)
- Сократические школы: киники (Диоген, Антисфен), киренаики (Аристипп) мегарская ( Евклид), элидо-эретрийская (Федон).
4. Эллинистическая философия 3 в. до н.э. – 6 в. н.э. 15мин.
-Стоицизм (Зенон, Сенека)
-Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик)
- Неоплатонизм (Плотин, Порфий).
Переходим к рассмотрению первого вопроса.
1. Общая характеристика философии Античного периода.
Попытаемся определить характерные черты античной философии. Основные моменты конспектируем.
2. Созерцательный тип философствования. Наивность – античная философия многого достигла на понятийном уровне, однако она почти не знает законов природы, с позиций науки; в философских построениях ещё силен мифологический компонент.
3. Онтологизм. Заключается в признании бытия мира независимого от нашего сознания в качестве предпосылки нашего мышления об этом мире. Философия стремится найти причины начала всего существующего.
4. Диалектичность. Именно античной философии европейская традиция обязана формированием основ диалектического метода. Греческие мыслители первые начали рассматривать мир как постоянно изменяющееся противоречивое целое. Они заложили традицию изучения бытия в процессе его становления. Особое место как основоположнику диалектики принадлежит Гераклиту.
5. Синкретичность – нерасчлененность целостность важнейших проблем.
6. Рациональность – познание учитывает в первую очередь аргументы разума.
7. Практичность – философия призвана помочь людям в жизни. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия (смотрите, например, тексты, посвященные стоицизму, скептицизму и эпикуреизму). Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.
Теперь переходим к следующему вопросу. Рассмотрим основные этапы развития античной философии.
Обучающимся предлагается заполнить таблицу. Преподаватель показывает ее на слайде. И начинает излагать новый материал, студенты размещают таблицу в своих тетрадях и заполняют в течение занятия.
В ходе объяснения материала и после каждого выступления докладчиков, преподаватель делает акценты на той информации, которую необходимо зафиксировать в таблицу.
1 Досократовский период (Античная натурфилософия) 7-6 вв.до н.э.
Первых греческих философов принято называть физиками, поскольку основным объектом их исследования была природа (фюзис). Природа в представлении греческих мыслителей совпадала с космосом как современным гармоничным, упорядоченным состоянием мироздания. Физика подразумевала в античности совокупность всего знания о природе, в котором ещё не произошла чёткая дифференциация между частными естественными науками и философией. Перед первыми греческими философами стояла проблема первоначала, из которого всё происходит (архе). На роль такого первоначала, как правило, претендовали 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Сам набор этих первоначал указывает на господство стихийно-материалистической тенденции во взглядах первых античных философов. К данному этапу существования античной философии относят философов милетской и элейской школ, Пифагора и его последователей, первых античных атомистов (Левкиппа и Демокрита), Эмпедокла и Анаксагора. Первые античные философы были стихийными материалистами. Они впервые поставили вопрос о первоосновах всего сущего. У Фалеса из Милета (ок. 640-562 до н. э.) — это вода, у Анаксимена (585-524 до н. э.) — воздух, у Гераклита (540-480 до н. э.) — огонь. Но уже ученик Фалеса Анаксимандр (611-546 до н. э.) считал первоосновой и основой сущего не воду, не воздух и не огонь, а апейрон — нечто неопределенное, но безграничное и то, из чего состоит все существующее: апейрон, вращаясь, выделяет противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое, парные комбинации которых образуют землю, воду, воздух и огонь.
После каждого доклада студента, преподаватель помогает сделать краткий итог деятельности философа и акцентирует внимание на том, что необходимо зафиксировать в таблицу.
Эмпедокл , как и большинство его предшественников, - стихийный материалист. Но если они были монистами (одна стихия в качестве первоначала), то Эмпедокл – плюралист: у него все четыре традиционные стихии являются началами мироздания (“четыре корня вещей”). Стихии пассивны, всё происходящее в мире объясняется действием двух сил – Любви и Вражды (Ненависти). Любовь – причина единства и добра, Вражда – множественность и зла.
Примечательно, что идея атомизма (атомистическая концепция) существовала свыше двух тысячелетий, хотя в период античности она противоречила принципу бесконечной делимости вещества, вещи, числа, всего сущего. Достаточно заметить, что самим Демокритом была выдвинута мысль о бесконечно малых величинах.
2 Классический период 5-4 вв. до н.э.
Основная движущая сила тела есть неотделимая от него и вечная душа. Она освобождается от тела смертью, придает смысл и цель жизни. Частями души служат чувства (эмоции), память и момент перехода от чувств к восприятиям. Побуждение к благу (добру) - это часть человеческой природы, и на этом основана добродетель. Знание предмета, вещи, явления, всего сущего (бытия) идет от ощущений. Окончательные знания определяются понятиями. Аристотель является одним из первых создателей классовой теории общества и создатель теории справедливого государства.
3 Эллинистическая философия 3 в. до н.э. – 6 в. н.э
Эллинистический период античной философии охватывает сер.IV в. до н.э. и до конца античной эпохи. В эпоху Эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неоплатонизм и т.д.), а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и т.д.). Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Но решить вопрос о том, как должен вести
себя человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем был неразрывно связан с учениями о природе.
Таким образом, главные идеи стоицизма – покорность судьбе и фатальность всего сущего.
Источником знаний, согласно Эпикуру, являются чувственные восприятия. Они не обманывают в процессе познания. Другое дело - мышление. Все заблуждения возникают как следствия процесса мышления, не обладающего непосредственной очевидностью. Философия для эпикурейцев – это деятельность, которая посредством рассуждения приводит человека к счастливой жизни. Критерий счастливой жизни – ощущение удовольствия. Эпикуром впервые выдвинута трактовка государства как результат договора между людьми.
Неоплатонизм (школы: римская, пергамская, афинская), III–VI вв. Представители : Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан . Иерархия бытия представляется как: единое благо – ум – душа – материя. Мировой ум – прообраз всех вещей, мировая душа, производящая все живое, которое образует космос. Материя – восприемница возможных форм и смысла. Задача человека – продумать, прочувствовать свое место в иерархии.
Преподаватель подводит итог занятия.
Развитие античной философии было прервано общим крушением античной культуры под напором варварских нашествий и победы христианства. Датой окончания античного периода развития философии считается 529 г., когда была закрыта последняя философская школа – платоновская Академия. Античная философия предприняла грандиозную попытку построить рационализированную картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззрения, заменить язык мифологии на язык философии. Хотя это была наивная и стихийная философия, но в ней уже имелись в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие разновидности мировоззрения и, следовательно, философские направления, течения и школы.
4. Закрепление изученного материала – 10 мин.
5. Подведение итогов. Домашнее задание – 5 мин.
Подведение итогов учебной деятельности.
Преподаватель оценивает ответы студентов и выступления докладчиков.
Рефлексия. Что нового и полезного вы узнали сегодня? Какое значение лично для вас имеет данное занятие? Какой вывод вы сделали сегодня для себя?
Преподаватель просит студентов оценить себя на занятии. Перед ними лежат карточки, в которых нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу на занятии по трем направлениям. Обучающиеся отвечают и сдают карточки преподавателю.
Узнал(а) больше, чем знал(а)
Домашнее задание:
2. Индивидуальные задания:
- эссэ, несколько тем на выбор:
Прокомментируйте высказывание Эпикура:"… Смерть не имеет к нам никакого отношения… Когда мы существуем, смерть еще присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем".
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут самопроизвольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий.
Логика. Мир чувств не иллюзорен, он - главное содержание познания. Мир дан человеку в его очевидности. Подлинные познавательные реалии - не идеи Платона или формы Аристотеля, а чувства.
Этика. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовлетворений. Человек существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолинейных траекторий, ибо такие отклонения не допускают наличия раз и навсегда установленных законов. Для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим отношениям). Боги тоже состоят из атомов, но особых. Боги безразличны к человеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире.
Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космическим законом
Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский философствовал в портике, который был выстроен на торговой площади. Портик (по-гречески - стоя) представлял собой архитектурное сооружение с открытым входом. Во времена тридцати тиранов там проходили судебные заседания. Позднее это место занималось Зеноном и его учениками для проведения жарких философских дискуссий. В нашем изложении стоик - это тот, кто является последователем стоицизма как философского учения. Стоиком часто называют также того, кто мужественно переносит жизненные испытания. В таком смысле стоиками были и киники, и эпикурейцы, и скептики, и собственно стоики.
Физика. Космос - это огненный организм, огненная всепроникающая пневма. Природа это бог, бог есть вся природа (пантеизм).
Логика. Посредством чувств человек постигает ощущения, посредством ума выводы, центр же познания находится в представлении, в согласии ощущений и выводов, а это - смысл слова и предложения.
Этика. Человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе. Смысл мира познается особенно четко в представлении. Познанное представление приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достигнуть не в вечной погоне за благом летучим, а в сознательном следовании космическим, или, что то же, божественным законам. Все люди ходят под одними и теми же божественно-космическими законами. Разница в том, что, как выразился Сенека, "хотящего судьба ведет, нехотящего - тащит".
Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как бы три смысла - это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание (греческое эпохе') от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ.
Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен.
Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека несостоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Скептик согласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека, - голоде, жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматических суждений. Такое воздержание, эпохе, предполагает не леность ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный характер.
Этика. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.
Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются идеи Платона. Так возник новый платонизм, или - неоплатонизм.
Виднейшим из неоплатоников был Плотин (не путать с Платоном!), живший в третьем веке, т. е. значительно позднее известных событий, происшедших с Христом. Значительную часть своей жизни Плотин провел в Александрии - городе, который часто характеризуется как место встречи греческой философии с восточным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим, Плотин учил философии, в которой платонизм дополнялся восточного происхождения мистикой.
Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т. е. всех душ), а Единое - Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое - Благо.
"Все идущее от Блага, - с пафосом замечает Плотин, - прекрасно, само же оно - выше прекрасного, выше даже высочайшего - царственно содержит в себе весь умопостигаемый мир, являющийся областью умного Духа".
Итак, есть иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя. Будучи переполненным самим собой, Единое - Благо, изливаясь, переходит последовательно в Ум, Душу, Материю. Этот процесс мнимого изливания Единого-Блага не является чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого - Блага), нет добра.
Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому-Благу (Плотин иногда называл его богом). Это возможно посредством таинственного переживания и слияния с Единым-Благом. На греческом языке таинственное означает мистическое.
Неоплатонизм является последним всплеском античной философии. Плотин звал к Единому - Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Античная философия заканчивалась на высокой ноте Единого - Блага. Но звучала эта нота не столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот возглас Бога: "Я - сущий". Но этот возглас относится уже не к античной, а к средневековой философии.
О западном и восточном мистицизме
Мистическое, по определению, это сверхразумное и сверхчувственное переживание человека, связывающее его с тем, что для него является более совершенным, чем он сам (чаще всего имеются в виду Бог и Вселенная). Похоже, что без мистики не обходится ни одна из религий. Но при этом существует довольно значительная разница между западной и восточной мистикой.
В западной мистике, а сюда относят обычно христианство, а порой также иудаизм и даже ислам, мистик утверждает, что он встретился с Богом; Бог стал существовать в его душе, но вместе с тем он существует над миром. В восточной мистике, к ней относят индуизм, буддизм и некоторые разновидности китайских религий, мистик утверждает свое полнейшее растворение в Боге или мире: Я есть Бог и Бог есть Я. Западный мистик оставляет между собой и Богом некоторую щель, которую восточный мистик напрочь отрицает. Западный человек более рационален, чем его восточный оппонент.
Более подробный анализ природы мистического не входит в нашу задачу. Отметим лишь, что в ведущих современных философских направлениях к мистическому относятся без особого энтузиазма. Современные философы чаще всего относят мистическое к компетенции религии.
Судьба античной философии
Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христианства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ, платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма, то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н. э. император Юстиниан запретил сторонникам античной философии преподавать, иметь школы. Всем было предписано под страхом ссылки вернуться "в лоно нашей святой церкви". На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века.
Трактат представляет интерес ещё и потому, что его философские интонации являются отражением пути Сенеки как государственного деятеля: вначале — руководителя и наставника молодого императора Нерона, затем — фактического управителя делами государства и, наконец, отверженного и ненавидимого Нероном человека, только и ждущего роковой развязки. Эти этапы жизненного пути Сенеки отразились в тональности трактата, где среди смелых и решительных призывов и побуждений нередко сквозит грусть безнадёжности и покорности судьбе. Однако в целом настрой трактата всё же бодрый — это исповедь не сдающегося и твёрдо знающего свою цель человека: одновременно учителя и борца; и этот боевой дух, зовущий к преодолению горестей, с. 162 одиночества и уныния, к борьбе и практической деятельности, должен быть не чужд и современному читателю.
Жизнь Луция Аннея Сенеки была богата взлётами и падениями.
Он родился в испанском городе Кордубе (Кордове), столице провинции Бетики, в 4 г. до н. э., в богатой и культурной семье. О своём отце Марке (или Луции) Аннее Сенеке Старшем сын пишет, что он был самым выдающимся ритором своего времени (Ad Helv. m. XVII, 3, 4). Мать Сенеки Гельвия и его тётка, сестра Гельвии, сыграли большую роль в воспитании Сенеки.
При Августе семья Сенеки переселилась в Рим. К двадцати годам Сенека получил солидные знания греческого языка, грамматики, поэтики, музыки, истории и математики. Философией Сенека увлёкся с юности, став последователем греческого стоика Посидония. Кроме того, Сенека изучал также философию Эпикура.
Сначала молодой философ обращается к адвокатской деятельности, соединённой с административной. При императоре Калигуле (37— 41 гг.) Сенека — уже известный писатель и оратор. Успех, который имели его речи, вызвал сильную зависть Калигулы, и Сенека чуть не поплатился жизнью. В дальнейшем Сенека полностью предаётся философии.
Главная мысль трактата: жизнь не коротка сама по себе, но мы тратим её попусту. Время, отданное пирам, домашним делам, службе, бесплодным дрязгам, можно считать потерянным; напротив, истинный философ-мудрец не только не теряет настоящего, но приобретает прошедшее, прибавляя к своим годам целые столетия.
Ссылка Сенеки продолжалась 8 лет. В 48 г., после убийства Мессалины и женитьбы Клавдия на Агриппине, Сенека был возвращён из ссылки. Главной целью Агриппины было стремление добиться власти для своего сына от первого брака Нерона, которому в ту пору было 11 лет, но при этом Агриппина сама жаждала царствовать. В своей борьбе Агриппина решила заручиться содействием Сенеки, которого она сделала наставником своего сына, но нет свидетельств об участии Сенеки в интригах Агриппины. В 54 г. Клавдий был отравлен, и к власти пришёл шестнадцатилетний Нерон.
После возвращения из ссылки Сенека делает стремительную карьеру, проходя к 56 г. все высшие магистратуры, включая консульство. Помощником и союзником Сенеки как ближайшего советника молодого императора был префект претория Афраний Бурр, порядочный и неподкупный человек. С этого времени жизнь Сенеки как фактического управителя государственными делами расходится с избранной им философской концепцией, и ему не раз приходится вступать на путь порой опасного компромисса.
В своём обучении молодого императора Сенека дал ему сведения об искусствах, математике, греческом языке, географии, истории, риторике и философии. В плане нравственного воспитания Сенека и Бурр не держали Нерона в суровой узде и не требовали от него аскетизма, но допускали лёгкие отвлекающие удовольствия.
В результате совместной деятельности Сенеке и Бурру удалось добиться многого: возросла власть сената; были проведены финансовые мероприятия по отделению государственной казны от личного имущества императора; состоялись судебные процессы по пресечению злоупотреблений наместниками провинций; были проведены другие преобразования. По свидетельству Тацита, государственная политика в 54— 62 гг. полностью зависела от Сенеки и Бурра (Tac. Ann. XIV, 52).
После женитьбы Сенеки в 55— 56 гг. на дочери известного полководца и политического деятеля Помпея Паулина богатство Сенеки ещё более приумножается. Его деньги находятся в обороте в различных провинциях, а поместья Сенеки были знамениты своими виноградниками. Эти огромные богатства, увеличенные бесчисленными подарками Нерона, которые Сенеке приходилось принимать как плату за уступки принцепсу, вызывали зависть и прямые обвинения Сенеки в противоречии между его философией и жизнью. Кроме того, Сенеке пришлось вступить в борьбу с Агриппиной, которая во всех его прогрессивных начинаниях видела умаление своей власти и хотела править сама именем Нерона. В конце концов Агриппина была удалена от двора, а в 59 г. убита по приказанию Нерона. Для оправдания этого злодейства в сенат было послано письмо, написанное Сенекой, в котором Агриппине приписывалось намерение захватить власть и убить Нерона, а когда это не удалось, она сама лишила себя жизни. Таким образом, здесь наиболее резко вступают в столкновение гуманная моральная проповедь Сенеки и жестокая реальность.
Пусть даже мудрец богат, однако есть существенная разница между ним и глупцом, для которого богатство составляет всё. Мудрец, по словам Сенеки, тогда больше всего думает о бедности, когда его с. 165 окружает богатство, не становясь в то же время его рабом.
Сенека считает счастливой такую жизнь, которая основывается на правильных разумных суждениях. Результатом такого расположения духа бывает постоянное спокойствие.
После убийства Агриппины, потрясшего Сенеку, в его сочинениях всё больше начинают звучать разочарование и пессимизм. Постепенно падает влияние Сенеки на императора, которого философ открыто порицает за выступления на подмостках с пением. При этом он осуждает не только гладиаторские бои, но также трагические и комические представления.
Особенно ухудшилось положение Сенеки после смерти Афрания Бурра в 62 г. Предполагали, что он был отравлен. Сенека просил Нерона принять обратно все полученные от него дары и позволить ему уйти в отставку, но встретил отказ. Тогда Сенека стал избегать показываться при дворе и в Риме, ссылаясь на нездоровье или занятия философией.
В 64 г. произошёл грандиозный пожар Рима. Для восстановления города Сенека жертвовал громадные средства из своего состояния и протестовал, когда по указанию Нерона не только истощались средства других городов Италии и провинций, но и разграблялись храмы и похищались статуи богов. Сенека просил у Нерона разрешения уехать в отдалённое поместье. Получив отказ, Сенека, сославшись на нездоровье, с. 167 не выходил из дому и никого не принимал. Тогда император приказал вольноотпущеннику Клеонику отравить его. Но это ни к чему не привело, так как Сенека, живя в своей загородной вилле, уже давно питался только овощами и пил ключевую воду.
Первые письма (около 30) соответствуют тому периоду в жизни Сенеки, когда он изучал философию Эпикура, и даже завершаются каким-либо афоризмом, взятым у философов-эпикурейцев, однако не только соответствующим развиваемому стоическому положению, но и достойным иметь общефилософский характер. При этом светлые стороны эпикурейской философии смягчают суровые крайности учения стоиков.
Наставнический тон писем Сенеки соответствовал страстному желанию Луцилия стать философом. Ещё со времён Сократа излюбленной формой поучений стал философский диалог с определённой направленностью вопросов к собеседнику и его ответов. Такая форма беседы называлась диатрибой и могла реализовываться даже при выступлении философа перед аудиторией, когда он свой монолог превращал в диалог, перебивая себя вопросами. Тем более это относится к письмам. Сенека, отец которого был ритором, был знаком с многочисленными средствами риторики, которые позволяли многократно усиливать воздействие письма на адресата, а тем самым — и на читателя. Такой диалог, приобретая форму живой человеческой речи, с с. 168 доступными пониманию и легко запоминающимися сентенциями, в то же время благодаря своей строгой настроенности и продуманной направленности становится серьёзным моралистическим трактатом.
Приводя в гл. VIII, IX множество доводов в пользу скромной, небогатой и бережливой жизни в противоположность тяготам, которые приносит владение непомерными богатствами, доказывая на примере Диогена спасительную и целительную силу освобождения от всякого имущества, даже самого необходимого, Сенека в следующей, X гл., рассуждает о внешней якобы одинаковости судеб высокопоставленных и малозаметных людей: « Все мы связаны с судьбой: у одних цепь золотая и слабо натянутая, у других — тугая и из грубого металла. Но не всё ли равно? Одна и та же стража окружает всех; связаны также и те, кто заковал [других], если ты случайно не считаешь, что цепи слева менее тягостны: одного сковывают почести, другого — богатства; одних угнетает знатность, других — низкое положение; у одних чужая власть сидит на шее, у других — своя собственная; одних удерживает на одном месте изгнание, других — жреческие должности. Вся жизнь — рабство.
Начиная с XI гл., Сенека рассуждает о случайностях, горестях, опасностях, бедствиях, подстерегающих всех людей, о смерти, которая грозит всем. Переход от благоденствия к лишениям мгновенен, но контраст особенно разителен, когда богатство и влияние под воздействием неожиданных обстоятельств сменяются бедностью и унижением. Приводятся выразительные примеры Птолемея — царя Мавритании, Сеяна, Креза, Югурты, Митридата — армянского царя.
Но все эти предостережения касаются обычных людей, несовершенство которых мешает им предвидеть опасности, быть готовыми к неожиданностям и устроить свою жизнь в соответствии с законами природы, добродетели и разума. Истинным спокойствием, уверенностью и отсутствием колебаний обладает лишь мудрец. « …у мудреца ничего не происходит вопреки ожиданию. Мы [считаем, что] он ограждён не от людских несчастий, а от заблуждений: у него всё случается в соответствии не с его желаниями, а предположениями. В особенности же он предвидит, что что-то может противодействовать его замыслам. (“О безмятежности духа”, XIII, 3). Всё своё достояние и самые большие богатства он рассматривает как временный дар судьбы, а потому никакие её удары не могут устрашить его и нарушить его безмятежное спокойствие и ровное состояние духа.
К сожалению, судьба самого Сенеки не явилась исключением из этого правила.
(С) Установите соответствие перечисленных ниже философов и философских школ и течений.
Философы: 1) Фалес, 2) Парменид, 3) Анаксимандр, 4) Эпикур, 5) Платон, 6) Демокрит, 7) Сенека, 8) Сократ, 9) Плотин, 10) Аристотель, 11) Анаксимен.
Философские школы и течения:
А - Афинская школа
Б - Милетская школа
В - Элейская школа
32. (П) Какое из приведенных ниже положений соответствует пониманию добродетели Сократом?
а) "Самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно добродетели по отношению к себе, а тот, кто поступает так по отношению к другим".
б) "Добродетель есть знание, мудрость. Дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле".
в) "Венцом добродетели является справедливость, воплощенная в идеальном государстве".
33. (ПС) Установите соответствие между основными принципами и названиями этих философских систем:
Принципы философских систем:
1. Знаю и соответствующим образом поступаю.
2. Знаю и уклоняюсь.
3. Знаю и подчиняюсь.
4. Не знаю, а потому живу как живется: воздерживаясь от суждений и следуя обычаю или здравому смыслу, благоразумию или жизненному опыту.
Каким направлениям античной мысли соответствуют эти жизненные установки?
Названия философских систем:
а) Скептицизм. б) Стоицизм. в) Эпикуреизм. г) Платонизм.
Ответ: (а – 4); (б – 3); (в – 2); (г – 1).
34. (П) Кто из древнегреческих философов считал главной задачей философствования самопознание, пропагандируя лозунг "Познай самого себя":
а) Фалес, б) Гераклит, в) Сократ, г) Аристотель, д) Сенека?
35. (С) В учениях античных философов (Демокрита, Платона, Зенона Элейского, Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита) "ключевыми" являются понятия: вода, огонь, воздух, апейрон, апория, атом, идея (эйдос), число.
Поставьте в соответствие каждому имени то или иное понятие из приведенных выше, которое представляет суть воззрений мыслителя.
Ответ: Демокрит - атом, Платон - идея (эйдос), Зенон Элейский - апория, Фалес - вода, Анаксимандр - апейрон, Анаксимен - воздух, Пифагор - число, Гераклит - огонь.
36. (С) Установите соответствие философов и их подхода к пониманию цели философского познания:
Подходы к пониманию цели философского познания:
1) Цель философии - обеспечение безмятежности духа (атараксии), свободы от страха перед смертью и явлениями природы.
2) Философия - познание того, что такое добро и зло, поскольку это гарантирует добродетельную и счастливую жизнь: человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
3) Цель философии - научить человека сохранять самообладание, достоинство и невозмутимость духа в трудной ситуации, научить его умению жить и умирать.
а) Сократ, б) Сенека, в) Эпикур.
Ответ: а) - 2; б) - 3; в) - 1.
37. (П) Кто из античных философов является создателем формальной логики?
а) Сократ, б) Платон, в) Аристотель, г) Эпикур, д) Парменид.
38. (С) Определите, позицию какой из философских школ эпохи эллинизма отражает следующее высказывание:
"Покорного судьба ведет, а непокорного - тащит"?
а) Эпикуреизм. б) Стоицизм. в) Скептицизм. г) Неоплатонизм.
39. (П) "Мудрый молвил: - Я знаю только
То, что я ничего не знаю, -
Величайшее с наименьшим
В беспримерном смиреньи равняя."
Кого из античных философов имеет в виду испанский поэт?
а) Пифагор; б) Гераклит; в) Сократ; г) Платон; д) Аристотель; е)Эпикур.
40. (П) Автором произведений – "Метафизика"; "О душе"; "Категории"; "Физика"; "Риторика"; "Поэтика"; "Никомахова этика" является древнегреческий философ ………….. Указать имя философа.
41. (П) Автор произведений –"Протагор"; "Федон"; "Пир"; "Парменид"; "Теэтет"; "Федр"; "Софист"; "Тимей"; "Государство"; "Законы" является древнегреческий философ ………….. Указать имя философа
42. (П) "Философия началась с …, он был первым." (Цицерон)
Вставьте в суждение Цицерона имя родоначальника философии и науки.
43. (ПС) "Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота." (Демокрит)
Какие философские проблемы представлены в этом высказывании:
а) отношение чувственного и рационального;
б) отношение общего и единичного;
в) отношение сущности и явления;
г) отношение бытия и небытия;
д) отношение рационального и иррационального;
е) сомнение в познаваемости мира?
44. (С) Вот некоторые образцы рассуждений античных философов:
- То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога.
- Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.
- Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
Как называются рассуждения такого типа:
а) диалектические; б) иррациональные; в) софизмы; г) апории; д) антиномии?
45. (П) Установите соответствие этапов античной философии и философов, которые создавали свои учения на этих этапах:
Этапы античной философии:
I – эллинский (VII-V в.в. до н.э.);
II – классический (середина V - конец IV в.в. до н.э.);
III – эллинистический (конец IVв. до н.э. – Vв. н.э.).
Сократ, Платон, Пифагор, Гераклит, Фалес, Аристотель, Сенека, Эпикур, Парменид, Плотин?
Ответ: I – Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид.
II – Сократ, Платон, Аристотель.
III – Сенека, Эпикур, Плотин.
46. (П) Кого из нижеперечисленных философов можно назвать представителями диалектической традиции в философии?
47. (П) Кто из нижеперечисленных античных философов разрабатывал материалистическое направление в философии?
48. (С) Установите соответствие философских школ античности и основателей этих школ:
Философские школы античности:
Основатели школ античности:
1) Аристотель, 2) Платон, 3) Зенон из Кития
49. (С) "Ничуть не более это, чем то". Девизом какого античного философа были эти слова:
50. (П) О какой из философских школ античности рассказывает Аристотель в нижеприведенном отрывке?
Представители этой школы "… занявшись математическими науками, стали считать их начала началами всех вещей."
а) Милетская школа.
в) Элейская школа.
г) Афинская школа.
51. (П) Кому из античных философов принадлежит высказывание: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют"?
а) Фалес; б) Гераклит; в) Протагор; г) Демокрит; д) Сократ; е) Платон.
52. (С) Какие характеристики приписал бытию античный философ, основатель Элейской школы, Парменид?
б) Бытие множественно.
в) Бытие неподвижно.
г) Бытие изменчиво.
д) Бытие неделимо.
53. (П) Укажите в нижеприведенном списке античных философов представителей атомизма:
а) Фалес; б) Гераклит; в) Демокрит; г) Левкипп; д) Платон; е)Эпикур.
54. (П) Кто из античных философов является автором апорий "Ахиллес и черепаха", "Стрела", "Дихотомия", "Стадион" и др.?
а) Гераклит; б) Парменид; в) Зенон Элейский; г) Сократ; д) Аристотель; е) Сенека.
55. (С) Установите соответствие положений античной философии и тех философских течений, которым они принадлежат:
Положение античной философии:
А –мир идей неизменен и вечен, он - первопричина всего существующего;
Б - всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое "да" есть вместе с тем и "нет"; единственно достойная позиция в такой ситуации – молчание;
В – “Числа есть начала всех вещей”.
1) платонизм; 2) пифагореизм; 3) скептицизм.
56. (С) В учении античного философа Плотина бытие иерархизировано и включает в себя четыре элемента : а) "материю"; б) "душу"; в) "ум"; г) "единое (благо)". Установите последовательность этих элементов в иерархии бытия (по Плотину) от "высшей" ступени к "низшей".
57. (П) В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существующего:
Указать одним словом недостающую первопричину.
58. (П) У Платона бытие – это идеи, а небытие - … .
Указать одним словом.
59. (С) В учении Аристотеля о государстве выделяется шесть форм государственного устройства: три правильные (направленные на общее благо) и три неправильные (направленные на личное благо).
Читайте также: