Для каких должностей предусмотрены ограничения количества сроков пребывания

Обновлено: 30.06.2024

  • Все госслужащие являются государственными должностными лицами.
  • Все государственные должностные лица являются госслужащими.
  • Это два самостоятельных понятия, которые никак не соотносятся.

Все госслужащие являются государственными должностными лицами, но не все государственные должностные лица – госслужащие (ст. 5 Закона о госслужбе, абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

Все госслужащие являются государственными должностными лицами, но не все государственные должностные лица – госслужащие (ст. 5 Закона о госслужбе, абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

Госслужащим, в частности, запрещается:

  • А) Заниматься предпринимательской деятельностью.
  • Б) Иметь счета в иностранной валюте.
  • В) Занимать другие государственные должности.
  • Г) Все варианты верны.
  • Д) Варианты А и В верны.

К запретам, установленным в отношении госслужащих, в частности, относятся (подп. 1.1 и 1.3 п. 1 Закона о госслужбе):

— запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц;

— запрет занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами.

К запретам, установленным в отношении госслужащих, в частности, относятся (подп. 1.1 и 1.3 п. 1 Закона о госслужбе):

— запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через иных лиц;

— запрет занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами.

По общему правилу госслужащим и другим государственным должностным лицам запрещено принимать подарки. Исключение составляют:

  • А) Любые подарки стоимостью до 5 базовых величин.
  • Б) Сувениры, вручаемые на протокольных и других официальных мероприятиях.
  • В) Подарки по случаю дня рождения и праздников.
  • Г) Все варианты верны.
  • Д) Варианты Б и В верны.

Принимать подарки госслужащим и иным должностным лицам допускается на протокольных и официальных мероприятиях, а также по случаю их дня рождения и праздников (подп. 1.8 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе, абз. 9 ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией, п. 20 постановления Пленума ВС о взяточничестве). Если лицо в связи с занимаемым должностным положением принимает материальные ценности, это расценивается как получение взятки независимо от их стоимости (п. 5 постановления Пленума ВС о взяточничестве).

Принимать подарки госслужащим и иным должностным лицам допускается на протокольных и официальных мероприятиях, а также по случаю их дня рождения и праздников (подп. 1.8 п. 1 ст. 22 Закона о госслужбе, абз. 9 ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией, п. 20 постановления Пленума ВС о взяточничестве). Если лицо в связи с занимаемым должностным положением принимает материальные ценности, это расценивается как получение взятки независимо от их стоимости (п. 5 постановления Пленума ВС о взяточничестве).

Отдельные ограничения касаются не только государственных должностных, но и приравненных к ним лиц. К таким лицам, в частности, относятся:

  • А) Руководитель и главный бухгалтер негосударственной организации.
  • Б) Юрисконсульт негосударственной организации.
  • В) Представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка.
  • Г) Все варианты верны.
  • Д) Варианты А и В верны.

К государственным должностным лицам приравниваются лица (абз. 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией, п. 5–8 постановления Пленума ВС от 16.12.2004 N 12):

— постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (например, руководитель, главный бухгалтер, их заместители);

— уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, юрисконсульт);

— представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.

К государственным должностным лицам приравниваются лица (абз. 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией, п. 5–8 постановления Пленума ВС от 16.12.2004 N 12):

— постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей (например, руководитель, главный бухгалтер, их заместители);

— уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, юрисконсульт);

— представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.

Лица, приравненные к государственным должностным лицам:

  • Вправе ездить в служебные командировки за счет физических или юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы их служебной (трудовой) деятельности.
  • Обязаны подписывать обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений.
  • Могут принимать подарки стоимостью более 5 базовых величин.
  • Все варианты верны.

Ограничения, установленные для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, минимальны (ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией). В частности, они не вправе осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы их служебной (трудовой) деятельности. Но к служебным командировкам это не относится (абз. 3 ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).

Ограничения, установленные для лиц, приравненных к государственным должностным лицам, минимальны (ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией). В частности, они не вправе осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы их служебной (трудовой) деятельности. Но к служебным командировкам это не относится (абз. 3 ч. 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).

Запрет на работу по совместительству установлен:

  • Для всех государственных должностных и приравненных к ним лиц.
  • Только для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров госорганизаций и организаций, в уставных фондах которых 50% и более долей (акций) находятся в госсобственности.
  • Только для руководителей госорганизаций и организаций, в уставном фонде которых 50% и более акций (долей) находятся в госсобственности.

Выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства запрещается руководителям госорганизаций и организаций, в уставном фонде которых 50% и более акций (долей) находятся в собственности государства (ч. 1 ст. 255 ТК).

Выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства запрещается руководителям госорганизаций и организаций, в уставном фонде которых 50% и более акций (долей) находятся в собственности государства (ч. 1 ст. 255 ТК).

Ряд запретов и ограничений распространяется и на членов семьи государственных должностных и приравненных к ним лиц. Помимо супругов, к ним относятся близкие родственники и свойственники. Антикоррупционное законодательство под близкими родственниками понимает:

  • Родителей, детей, в том числе усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер.
  • Родителей, детей, в том числе усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков.
  • Родителей, детей, в том числе усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер, деда, бабку, внуков и таких же родственников супруга (супруги).

Близкие родственники – это родители, дети, в том числе усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки (абз. 10 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией). Близкие родственники супруга (супруги) являются свойственниками (абз. 11 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

Близкие родственники – это родители, дети, в том числе усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки (абз. 10 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией). Близкие родственники супруга (супруги) являются свойственниками (абз. 11 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

Если супруг, близкие родственники или свойственники государственного должностного лица являются ИП, собственниками имущества или аффилированными лицами хозобществ, то это должностное лицо:

  • А) Не вправе совершать сделки с такими хозобществами и ИП от имени госорганизации без согласования с госорганами, в подчинении которых находится данная организация.
  • Б) Вправе совершать сделки с такими хозобществами и ИП от имени организаций, в уставных фондах которых 50% и более долей (акций) находятся в собственности государства при соблюдении требований Закона о хозобществах.
  • В) Может по своему усмотрению поручить совершение таких сделок другим должностным лицам.
  • Г) Все варианты верны.
  • Д) Варианты А и Б верны.

Государственное должностное лицо не вправе совершать сделки с ИП и хозобществами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также поручать совершение таких сделок другим должностным лицам (абз. 4 и 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией):

— без согласования с госорганами (организациями), в подчинении (ведении) которых находится (в состав которых входит) госорганизация;

— в нарушение порядка, установленного Законом о хозобществах.

Государственное должностное лицо не вправе совершать сделки с ИП и хозобществами, собственниками имущества или аффилированными лицами которых являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также поручать совершение таких сделок другим должностным лицам (абз. 4 и 5 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией):

— без согласования с госорганами (организациями), в подчинении (ведении) которых находится (в состав которых входит) госорганизация;

— в нарушение порядка, установленного Законом о хозобществах.

Какой из вариантов не попадает под запрет на совместную работу супругов, близких родственников или свойственников в одной госорганизации?

  • Кассир является матерью жены главного бухгалтера.
  • Заместитель руководителя и главный бухгалтер – супруги.
  • Должность завхоза занимает родной брат кассира.
  • Руководитель является дедом мужа главного бухгалтера.

Совместная работа в одной госорганизации не допускается при одновременном наличии следующих условий (ч. 1 ст. 27 ТК, ч. 2 ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией):

— близкое родство или свойство работников;

— занятие должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей), кассира;

— непосредственная подчиненность или подконтрольность одного другому.

Под эти условия не подпадает только работа завхозом родного брата кассира.

Совместная работа в одной госорганизации не допускается при одновременном наличии следующих условий (ч. 1 ст. 27 ТК, ч. 2 ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией):

— близкое родство или свойство работников;

— занятие должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей), кассира;

— непосредственная подчиненность или подконтрольность одного другому.

Под эти условия не подпадает только работа завхозом родного брата кассира.

Обязанность ежегодно представлять декларацию о доходах и имуществе распространяется не только на госслужащих и их супругов, но и на их:

  • Близких родственников и свойственников.
  • Несовершеннолетних детей и совершеннолетних близких родственников.
  • Совершеннолетних близких родственников, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство.

Наряду с госслужащими ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе обязаны их супруг (супруга), а также совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство (ч. 13 ст. 32 Закона о борьбе с коррупцией).

Наряду с госслужащими ежегодно представлять декларации о доходах и имуществе обязаны их супруг (супруга), а также совершеннолетние близкие родственники, совместно с ними проживающие и ведущие общее хозяйство (ч. 13 ст. 32 Закона о борьбе с коррупцией).

Здесь вы можете найти ответы на вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу.

Используемые сокращения:
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации": Федеральный закон № 79-ФЗ, государственная гражданская служба Новосибирской области: гражданская служба.

В каких случаях может быть отказано в участии в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы/конкурсе в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службе?
Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями для поступления на гражданскую службу и ее прохождения, предусмотренными ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Не допущенный к участию в конкурсе претендент вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством.

Можно ли одновременно участвовать в нескольких конкурсах на замещение вакантной должности гражданской службы/конкурсах в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы?
Да.

У меня двойное гражданство. Могу ли я поступить на гражданскую службу?
Нет, если иное не предусмотрено международным договором. Если у вас имеется российское гражданство и гражданство другого государства, все будет зависеть от наличия договора или соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства между Россией и другим государством.

Каковы возрастные ограничения для поступления на гражданскую службу?
Для поступления на гражданскую службу необходимо достичь совершеннолетия (18 лет). Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Поступление на гражданскую службу лиц, достигших возраста 60 лет, действующим законодательством не предусмотрено. Основание: статья 25.1 Федерального закона № 79-ФЗ.

Могу ли я забрать поданые для участия в конкурсе документы?
Да, кандидат может забрать документы по письменному заявлению в течение трёх лет с момента их представления.

В течение какого периода действительно Заключение по форме 001-ГС/у о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению?
Данное Заключение действительно в течение одного года с момента его получения.

Чем отличается конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы от конкурса в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы?
При проведении конкурса в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы, как правило, конкурсная должность не является вакантной. Конкурс проводят с целью формирования кадрового резерва из лиц, чей уровень квалификации и личностные качества соответствуют требованиям, предъявляемым к конкурсной должности. В случае, если конкурсная должность станет вакантной, она может быть замещена лицом, состоящим в кадровом резерве.

Помимо решения о наличии/отсутствии победителя конкурса комиссия также может принять решение о включении в кадровый резерв лиц, чей уровень квалификации и личностные качества получили высокую оценку по результатам голосования членов комиссии.

Кадровый резерв на государственной гражданской службе и резерв управленческих кадров

Что такое кадровый резерв на гражданской службе? Как я могу встать в кадровый резерв на гражданской службе, не являясь гражданским служащим?
Кадровый резерв на гражданской службе создается для оперативного замещения вакантных должностей гражданской службы. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы не проводится в случае наличия претендента, включенного в кадровый резерв на гражданской службе и соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым по указанной должности.
Согласно ст. 64 Федерального закона № 79-ФЗ включение в кадровый резерв государственного органа производится:

  1. граждан - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
  2. граждан - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан;
  3. гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
  4. гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;
  5. гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам аттестации с согласия указанных гражданских служащих;
  6. гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы либо упразднением государственного органа - по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих.

Таким образом, включение граждан в кадровый резерв государственного органа производится по результатам конкурса.

По итогам конкурса меня включили в кадровый резерв на гражданской службе. Могут ли меня назначить из него на должность гражданской службы в ином государственном органе Новосибирской области, а не в том, где проходил конкурс?
В случае его соответствия квалификационным требованиям этой должности, да. При этом должность, на которую гражданский служащий (гражданин) может быть назначен, должна быть не выше той группы должностей, для замещения которых он включен в кадровый резерв.

Основание: Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Новосибирской области (утверждено Постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.03.2014 № 40).

Чем отличается резерв управленческих кадров от кадрового резерва на гражданской службе?
Главное отличие этих резервов состоит в том, что лицо, состоящее в резерве на гражданской службе, с его согласия по решению представителя нанимателя может быть назначено на должность гражданской службы без проведения конкурса, при условии его соответствия квалификационным требованиям по вакантной должности. При этом должность, на которую гражданский служащий (гражданин) может быть назначен, должна быть не выше той группы должностей, для замещения которых он включен в кадровый резерв. Лицо, состоящее в резерве управленческих кадров, но не состоящее в кадровом резерве на гражданской службе, может поступить на гражданскую службу по результатам конкурса, если иное не установлено ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ.

Резерв управленческих кадров Новосибирской области - группа перспективных специалистов, обладающих необходимыми профессионально-деловыми и личностными качествами, положительно проявивших себя в профессиональной деятельности и предназначенных для замещения вакантных должностей в сфере государственного и муниципального управления.

Кадровый резерв на гражданской службе формируется для оперативного замещения вакантных должностей гражданской службы в соответствии с законодательством.

Читайте также: