Для чего требуется правовое регулирование в гостиничном сервисе

Обновлено: 30.06.2024

Туристическая индустрия Российской Федерации (далее — РФ) с каждым годом приобретает все большую значимость для экономического развития страны, как одна из важнейших народно-хозяйственных отраслей. В качестве основных причин и условий, детерминирующих обозначенные процессы, являются не только регулярно проходящие на территории России международные спортивные мероприятия и активное культурное развитие российских городов и мегаполисов, но также и стремительное развитие важнейшего сегмента внутреннего туристического сектора — гостиничных услуг.

В настоящее время гостиничные услуги все больше приобретают характер одного из перспективных направлений туристической отрасли в нашей стране. При этом важно отметить, что устойчивое развитие и высокая конкурентоспособность гостиничных услуг во многом обусловлены регулирующими ее государственными методами и формами, в том числе эффективностью законодательных норм, выступающих ее правовой основой. На протяжении многих лет в нашей стране важнейшей проблемой, которая касалась вопросов правового регулирования коллективных средств размещения, была законодательная классификация предприятий гостиничного комплекса. А ведь правильная классификация гостиниц — это механизм, при помощи которого существует возможность предоставления потребителю всех сведений о качестве инфраструктуры, услуг и обслуживания и иных возможностей предприятия. И кроме того, это еще и повышение уровня информированности и однозначности при определении оценки гостиницы.

В целях более глубокого понимания всех современных задач и процессов, происходящих в рассматриваемой сфере в нашей стране, было бы правильно остановиться на генезисе правового регулирования гостиничных услуг, вопросах классификации и стандартизации гостиниц.

Для нашей страны направления деятельности, связанные с классификацией гостиничной инфраструктуры, не являются чем-то новым. В 1952 г. в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 14 февраля 1952 г. N 770 "О мероприятиях, связанных со снижением платы за номера в гостиницах" (вместе с "Положением об отнесении гостиниц в городах и рабочих поселках СССР к разрядам и номеров в гостиницах к категориям") (далее по тексту — Положение) городские и поселковые гостиницы СССР в соответствии с их благоустройством были распределены на разряды от первого до четвертого. А гостиничные номера первого, второго и третьего разрядов подразделялись также на четыре категории: высшую, первую, вторую и третью. В 1979 г. на смену Положения 1952 г. вступил в силу новый нормативно-правовой акт, утвержденный Постановлением Государственного комитета цен при Совмине СССР, — "Положение об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям и прейскуранта N К 05 на услуги гостиниц". Положение учитывало положительный опыт многих государств, в которых функционировали разнообразные системы, классифицирующие предприятия гостиничного комплекса.

Прекращение существования СССР и возникновение нового государства обусловило введение в 1994 г. Государственного стандарта Р 50645-94 РФ в сфере туристического и экскурсионного обслуживания и классификации гостиниц. Классификация гостиниц относительно категорий по данному ГОСТу сводилась лишь к оценкам технического состояния их оборудования. К 2003 г. назрела необходимость образования единой системы сертификации, которая бы классифицировала российские гостиницы в соответствии с их ассортиментом и уровнем предоставления услуг. 21 июня 2003 г. Приказ Минэкономразвития и торговли РФ N 197 утвердил Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения.

Следующими нормативно-правовыми актами стали распоряжение Правительства РФ от 15 июля 2005 г. N 1004-р "О системе классификации гостиниц и других средств размещения"[1] и Приказ Ростуризма от 21 июля 2005 г. N 86 "Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения". Приказ Ростуризма N 86 разрешил проводить классификацию гостиниц на добровольной основе. Новая система была разработана в соответствии с международными стандартами, поэтому ее без проблем одобрила Всемирная туристическая организация.

В целях реализации Государственной программы РФ "Развития культуры и туризма" в 2014 г. Министерство культуры РФ подготовило и утвердило Приказ от 11 июля 2014 г. N 1215 о новом Порядке классификации объектов туриндустрии[2]. В качестве основных целей классификации средств размещения в соответствии с новым Порядком стала необходимость предоставлять потребителям достоверную информацию о соответствии объектов туриндустрии категориям. Классификация гостиниц и иных средств размещения в соответствии с новым Порядком стала осуществляться аккредитованными организациями, которые стали осуществлять свою деятельность на основании аттестата аккредитации, выдаваемого на три года.

Однако и этот Порядок классификации неоднократно подвергался критике и многочисленным требованиям по его реформированию. Проведенный анализ показал, что на протяжении многих лет в нашей стране применяли добровольную систему классификации гостиниц, а также иных средств размещения, при которой так и не удалось достичь зарубежного уровня качества предоставляемых потребителям услуг и организации гостиничного бизнеса. При этом важно подчеркнуть, что обязательная классификация гостиниц может являться единственным средством приведения их к общепризнанным нормативным требованиям и стандартизации, которые обеспечат не только безопасность, но и повысят уровень качества сервисного обслуживания в гостиницах.

В феврале 2018 г. Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 16-ФЗ (далее — Закон N 16-ФЗ), который предусматривает обязательную классификацию гостиниц[3]. Законом определяется, что такое классификация гостиниц, и разъясняется, что под этим следует понимать. Закон вступил в силу 1 января 2019 г., при этом важно отметить, что его требования будут вводиться последовательно на всей территории РФ. В этой связи до 1 июля 2019 г. пройти классификацию должны все средства размещения, номерной фонд которых составляет более 50 номеров. До 1 января 2020 г. этой процедуре должны быть подвержены гостиницы, номерной фонд которых составляет 15 номеров, и с 1 января 2021 г. — все остальные средства размещения. В целом можно отметить, что на законодательном уровне предприняты все необходимые меры по регулированию обязательной классификации гостиниц.

Всеобщая обязательная классификация средств размещения, предусмотренная новым законодательством, в настоящее время просто необходима. Мониторинг вступивших в силу нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что теперь гостиницы получат большое конкурентное преимущество. Проводить аудит средств размещения будет гораздо проще. А постояльцы и туристы смогут получить заявленный уровень сервиса. Общепонятная, прозрачная и несложная система классификации средств размещения позволит вовлечь в данный процесс ряд организаций и предприятий, сделает возможным и дальше укреплять экономическую составляющую туристической индустрии нашей страны в атмосфере радушия и гостеприимства. Необходимость внедрения нового Порядка классификации средств размещения абсолютно очевидна. Его внедрение сделает возможным значительно повысить качество предлагаемых услуг. Доходы и прибыль предприятий гостиничного бизнеса также возрастут, что в свою очередь неизменно приведет к росту заработной платы персонала, повысит его мотивацию, интерес к работе, стимулирует совершенствовать уровень образования и профессионального мастерства. Все это послужит дополнительным стимулом к стремлению персонала еще лучше удовлетворять потребительский спрос на рынке гостиничных услуг.

В феврале этого года Правительство РФ своим Постановлением от 16 февраля 2019 г. N 158 утвердило новое, седьмое Положение о классификации гостиниц[4]. Данным подзаконным нормативно-правовым актом были установлены важнейшие правила категорирования гостиниц. В соответствии с данным документом всем предприятиям, оказывающим гостиничные услуги, необходимо соблюсти порядок прохождения классификации, по итогам которой коллективным средствам размещения людей присвоят одну из шести возможных категорий. Максимальная оценка, которой может быть удостоена гостиница, составляет 5 звезд, минимальная — без звезды. В рассматриваемом нормативно-правовом акте перечислены предприятия, которым необязательно проходить классификацию. Это объекты, которые не занимаются оказанием гостиничных услуг — услуг размещения, а также других предусмотренных законом услуг для физических лиц, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Основные объекты, работу которых регулирует рассматриваемое Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. N 158, — это средства размещения, которые попали под определение одного из десяти видов гостиниц. Новое Положение значительнее расширило список таких коллективных средств размещения, которые необходимо будет аттестовать (изолированные дома с кухонным оборудованием, находящиеся в горной местности, в лесу, на берегу водоема и др.).

С введением нового Положения увеличился и перечень необходимой документации для успешного прохождения классификации. Положение определяет, какие из необходимых сведений обязаны предоставлять заявители при прохождении процедуры получения категории объекта. Такой перечень предусмотрен п. 16 рассматриваемого Положения. Весьма важными в п. 16 являются подп. "г" и "е", требования которых довольно сильно коррелируют с нормативно-правовыми актами РФ, являющимися правовой основой обеспечения антитеррористической и пожарной безопасности гостиниц.

Утверждение Правительством РФ нового Положения о классификации гостиниц диктовалось острой необходимостью активизации механизма, который практически на протяжении четверти века не подвергался серьезному совершенствованию и фактически стоял на одном месте. Разработка новых подходов, связанных с процедурой классификации коллективных средств размещения, повысит степень государственного контроля в рассматриваемой сфере и значительно снизит ранее имевшие место злоупотребления в сфере гостиничного бизнеса. Снизятся и расходы, связанные с противодействием правонарушений в рассматриваемой сфере.

Необходимо также подчеркнуть, что 2018 г. был довольно продуктивным относительно корректировки и стабилизации туристической отрасли РФ. Так, в дополнение к значительным изменениям нормативно-правовой базы в туристической индустрии, с целью совершенствования государственного управления в туристической сфере и деятельности, а также обеспечения эффективного развития туриндустрии 14 сентября 2018 г. была осуществлена передача Федерального агентства по туризму из Минкультуры РФ в подчинение Минэкономразвития РФ[5].

Подводя итоги, следует акцентировать внимание на том, что действующая до 1 января 2019 г. система по добровольной классификации гостиничных предприятий исчерпала свое предназначение и уже не могла в соответствии с надлежащими требованиями в полном объеме выполнять поставленные перед ней задачи. Отсутствие механизма по контролю, нехватка ответственности и ряд других причин стали свидетельством того, что прежняя система добровольной классификации стала себя изживать. Большое количество разнообразных экспертов и организаций, занимающихся аккредитацией рассматриваемой сферы, сформировали недобросовестную конкуренцию в классификации гостиничных предприятий. Исходя из вышеизложенного, важно обратить внимание, что законодательные новеллы в рассматриваемой сфере были просто необходимы. Их ждало большинство пользователей гостиничных услуг. Поэтому сложившаяся ситуация была исправлена введением Закона N 16-ФЗ, который закрепил обязательность порядка прохождения классификации гостиниц на всей территории РФ. В случае предоставления гостиничных услуг гостиницей, не имеющей свидетельства о присвоении ей категории, ст. 14.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Настоятельная потребность в предпринятых мерах была обусловлена особым состоянием развития гостиничного бизнеса и в большей степени желанием как можно эффективнее встроиться в международную туристическую индустрию.

Предпринятое совершенствование законодательной деятельности в сфере туристической индустрии, и в частности обязательная классификация средств размещения, предусмотренная Законом N 16-ФЗ, в дальнейшем позволит более четко проводить сегментацию имеющегося рынка коллективных средств размещения. Получаемая в процессе оценочной классификации категория будет способствовать упрощению выбора востребованной туристами гостиницы, тем более если этот выбор будет проводиться заранее и дистанционно. Также категория гостиницы будет облегчать работу сотрудникам сферы гостиничных услуг в случае завышенных требований, предъявляемых к обслуживанию и персоналу со стороны клиентов. Категорирование гостиниц также непременно поднимет уровень исполнительной дисциплины работников сферы гостиничных услуг и будет стимулировать руководителей как можно быстрее устранять возникающие недостатки. Дальнейшее успешное развитие туристической индустрии напрямую будет зависеть от качества предоставляемых гостиничных услуг.

Читайте также: