Для чего нужны логопедические пособия

Обновлено: 08.07.2024

Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.

Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

  1. Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
  2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
  3. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений.

В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.

В каких случаях нужна консультация невролога

Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
  2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
  5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
  6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Из чего состоит обычное логопедическое занятие:

  1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
  2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
  3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
  4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.

Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.

Примерные занятия по изучению звуков:

  1. Четко произнести тот или иной звук.
  2. Выяснить, как при этом работают язык, губы.
  3. Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
  4. Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.

Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:

Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.

Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

  • гимнастику для языка;
  • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
  • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
  • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
  • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
  • составить предложение и рассказ по серии картинок.

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

- расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи;

- автоматизация звуков в речи;

- развитие зрительного гнозиса;

- учить устанавливать логические связи между предметами;

- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

- развитие навыков связной речи;

- развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

- развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

- развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.


Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.






Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.


Цель: развитие ориентировки в пространстве.


Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.



Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.


Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.


В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).


Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;


Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.



Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.




Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.



Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.



Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.


Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.


Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.


Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю - логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

    =
  1. Фотографии из архива логопеда Терёхиной Е.А.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Здравствуйте! У меня вопрос к учителям-логопедам, работающим на логопедическом пункте, что покупают родители ваших воспитанников для занятий на логопункте?
У меня список такой: тетрадь в клетку, альбом, шарик су-джок, соски 10 штук (проверка посчитала, что соски должны использоваться один раз), шарики 3 штуки и сейчас ещё прошу купить клей. Узнала что на некоторых логопунктах помимо этого собирают определённую сумму, около 500 рублей, на нужды логопункта (бумага, пособия), есть ли такое в вашей практике и как к этому относятся родители?

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

2 КПК и 15 вебинаров

Я, как родитель ребенка, зачисленного в логопедическую группу, покупала бумагу и бумагу для ламинирования (это мы разделили на трех родителей), ну и тетрадь в клетку 48 л. Подскажите, пожалуйста, задания на дом даются родителям каждую неделю в тетради?

Отредактировано 27-04-2019 02:45

Здравствуйте, Марина Александровна? Я в логопункт для своего ребёнка покупала только обычную тетрадб 48 листов. Нам задания давались после каждого занятия. Логопед с моим ребёнком занималась два раза в неделю. Пленка для ламинирования и прочее преобретаются за счёт сада.

Нет, это не Марина Александровна) Я задала вопрос Марине Александровне) Последний раз тетрадь видела в октябре - встал вопрос - а чем занимается логопед и занимается ли вообще.

Вот я и возмущена - тетрадь купила, купили то, что нас просили - а результатов никаких. Пришлось консультироваться у платного логопеда, присутствовать на логопедической комиссии и добиваться увольнения логопеда. Возмущена до глубины души, хотя, я не скандальный человек.

Огромное Вам спасибо за понимание! Я понимаю, как важна работа логопеда, поэтому готова приобрести что-то необходимое - от чистого сердца, потому что знаю, как финансируются детские учреждения. В ответ я жду - ответственной работы. Поэтому, была в шоке. Особенно, когда мне дали на руки лист по моему сыну на логопедической комиссии. Поэтому, пришлось жаловаться и требовать (что крайне не люблю)

В логопедической группе обычно даются задания раз в неделю - на выходные, на логопункте я даю задания после каждого занятия, мне так проще, сразу прописываю либо что у ребёнка получается и как надо закреплять, либо что не получается и как надо работать. У меня другая проблема, родители часто не работают по заданиям логопеда и могут нести тетрадь по несколько месяцев, соответственно результаты не закрепляются, работа по постановке и автоматизации звуков затягивается.

Огромное спасибо за подробный ответ, Марина Александровна! эх, безответственные родители - общая проблема педагогов, требуют от нас много, а делают мало) А я ответственный родитель)

На своей работе (в детском саду - воспитатель), мы согласовали работу с логопедом. Она отдает тетради мне, а я объясняю индивидуально каждому родителю - зачем это надо делать. результаты есть) Просто логопеда родители видят реже и часто вообще не понимают - почему родители должны заниматься, ведь есть логопед.

Спасибо, а то некоторые считают, что я перегнула палку, настроила родителей против логопеда. Просто я считаю работу логопеда - очень значимой, я не снимаю с себя ответственности, готова заниматься по выданным заданиям, поэтому халатность в работе - просто недопустима. Теперь проконсультировалась и на своей работе, и у платного логопеда, буду контролировать работу нового логопеда)

Я всегда прошу родителей закупить печатные тетради для занятий групповых по лексическим темам и тетради в клетку для индивидуальных и обучению грамоте. Всё. И за это им спасибо, всегда было без проблем.

Сын занимался в логогруппе( но это было давно). У логопеда были альбомы с заданиями. У ребенка была тетрадь, с которой он на занятии сидел. В конце занятия логопед записывала номер альбома и номера заданий. Ребенка вечером забираю, в папке беру тетрадь, иду к альбомам и выписываю задания. ЕЖЕДНЕВНО. Вечером занимаемся. ЕЖЕДНЕВНО. Еще был альбом для звуков. Там приклеивали-рисовали картинки с общих занятий.

Да, но и ей с нами повезло-занимались добросовестно ВСЕ родители.Например, нужно было в альбом приклеивать картинки, по три штуки на звук в начале-середине-конце слова. Принтеров тогда не было, многие сами рисовали.

Юлия Геннадьевна, может ваш логопед взял основную работу на себя и справляется сам,попробуйте сами связаться с логопедом, всегда рады, когда родители обращаются, но чаще им не хватает времени. И, чтобы задание было выполнено качественно, обязательно нужна консультация у логопеда. Желаю удачи!

Елена, в том то и дело, что не занимался логопед вообще. Я спрашивала у ребенка, он ответил, что логопед никого не берет на занятия. У воспитателей спросила, они эту информацию подтвердили. Я попросила собрать общее собрание, чтобы родители и логопед поговорили - она не пришла. Да и улучшений у сына НИКАКИХ. Я хотела встретиться лично - ее постоянно нет. Огромное спасибо за поддержку)

Добрый день, Юлия Геннадьевна! Работаю на логопункте дошкольного отделения. В начале учебного года логопед встречается с родителями детей, зачисленных на логопункт, и знакомит их со своим функциями и обязанностями родителей, направленными на эффективную коррекцию звукопроизношения. Занятия с детьми проводятся 1-3 раза в неделю ( их кол-во зависит от речевого нарушения). Индивидуально каждого родителя прошу купить папку-скоросшиватель и вложить в неё 10 файлов. В эту папку вкладываю листы с индивидуальной работой. По желанию рекомендую купить тетради В.В.Коноваленко на автоматизацию звуков. Папки с д/з выдаю только на выходные. Эффективность логопедической работы зависит : 1) структура речевого дефекта у ребёнка , 2) профессионализма логопеда, 3) кол-во времени, которое логопед может уделить детям ( очень часто в это время руководство д/с требует от логопеда выполнения различных дел не связанных с коррекцией звукопроизношения), 4) чёткое и систематическое выполнение заданий логопеда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации -это мини сборник дидактических пособий , которые разрабатываются и пополняются с 2012 года. Пособия обьеденены в единый раздел под названием "Логопедические помощники" , они являются авторскими и направлены на благоприятное и успешное использование в коррекционной работе с детьми 5-7 лет с ОНР.




Выполнили :логопеды Верле Г.П.

Любите детство; поощряйте его игры,

его забавы, его милый инстинкт.

Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте,

когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?

Жан-Жак Руссо

Мы живем в век интенсивного речевого общения. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требование не только к нам , взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний , которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным, интересным, увлекательным. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании грамотной и правильной речи.

Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми; активнее осуществляется его психическое развитие .Сложнейшей функцией речи ребенка овладевает как чем- то единым, целостным, не распадающимся на отдельные составляющие.

В настоящее время, контингент воспитанников дошкольных организаций составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонтогенеза.

По статистике нашего ДОУ , с каждым годом наблюдается заметный рост числа детей имеющих речевые нарушения, изменился и характер речевых отклонений. В последние годы большинство детей зачисляемых в группы нашего детского сада, имеют в анамнезе синдром минимальной мозговой дисфункции и последствия перинатальной энцефалопатии. И более чем 90 % воспитанникам , обследованных ПМПК , поставлен диагноз дизартрия, общее недоразвитие речи. Увеличилось число воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями, таким как алалия, ЗРР (задержка речевого развития). У многих детей есть проблемы психического плана-гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших психических функций. Эти факты говорят о том, что уровень начальной подготовки детей снижается, диагнозы становятся сложнее.

Цель нашей работы: повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством использования многофункционального речевого тренажера.

1.Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные ощущения.

2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать звуковому анализу с элементами обучения грамоте.

3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.

4.Развивать внимание, память, наблюдательность, сообразительность, чувство ритма.

5.Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.

Ширма состоит из трех отделов. В двух из них имеются прорези для лица и рук. С лицевой стороны ширмы с помощью магнитов прикрепляются разные персонажи (дедушка, бабушка, волк, медведь и др.) Ширма ставится на стол и может использоваться как на индивидуальных, подгрупповых, так и на фронтальных занятиях.

1.Развитие артикуляционной моторики;

2.Развитие пальчиковой моторики;

3.Развитие связной речи;

По мимо основных целей, логопедическая ширма имеет ещё одну немало важную цель:

Обеспечение психологического комфорта ребёнка на занятии. Спрятавшись за ширму, дети с большей лёгкостью могут раскрыться, менее остро воспринимают свой речевой дефект ,получают возможность взглянуть на себя со стороны.


Развитие артикуляционной моторики;

Развитие мелкой и общей моторики;

Развитие мимической мускулатуры;

Развитие связной речи.

Укрепление психического здоровья

Кукла незаменима в работе учителя логопеда, так как помогает знакомить детей с артикуляционным аппаратом, проводить артикуляционную гимнастику, игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, психогимнастику, физкультминутки, может использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом, постановкой и автоматизацией звуков, обучения грамоте. Она очень удобная, поскольку надевается на ноги и руки (дополнительно фиксируется на шее), поэтому ею пользуются как взрослые, так и дети. Перевоплотившись, надев куклу себе на руки, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками, не стесняясь ошибок в звукопроизношении, ведь он говорит не за себя, а за куклу. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь, так как надо точно запомнить все слова. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введении их в самостоятельную речь. Все стремятся говорить понятно и красиво. Игра с куклой помогает правильно строить диалог, влияет на развитие связной речи.


Этот тренажёр представляет собой полотно из древесно -стружечной плиты, размером 100 / 70 см. При помощи кронштейнов этот тренажёр легко вешается на стену таким образом , чтобы ребёнок мог воспользоваться любым элементом на этой доске. Дополнительно к тренажёру прилагаются массажные коврики, которые являются неотъемлемой частью нашего пособия.

1. Артикуляционную моторику;

2.Диафрагмальное и речевое дыхание;

3. Зрительное восприятие;

5.Внимание , память , мышление, воображение, фонематический слух, просодику;

6.Регулировать функции всех систем организма путём активации рефлекторной зоны стопы.


4. Многофункциональный речевой тренажер

1.Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

2. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать звуковому анализу с элементами обучения грамоте.

3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.

4.Развивать внимание , память. Наблюдательность, сообразительность, чувство ритма.

5. развивать зрительную координацию, умение ориентироваться на плоскости.



( снежинки, листочки, цветочки и др.) Он служит для сезонного обозначения времени года.

Является вспомогательным средством при речевом развитии детей.

Является непосредственным занавесом при театральной деятельности .

Читайте также: