Для чего нужно пмпк при оформлении инвалидности

Обновлено: 02.07.2024

Здравствуйте! Ребёнок не говорит, речь понимает, все показывает жестами. Нас зачислили в детский сад, но на ТАМПК нам сказали, что не достаточно времени ходили в сад (3 недели), предложили повторно обратиться в феврале. Правомерно ли это? Что нам делать в такой ситуации? Ребёнку 3 года 3 месяца. Спасибо!

Анна, 28 сент. 2021 г.

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, где можно посмотреть, какие документы нужны на комиссию для логогруппы в сад?

Светлана, 16 сент. 2021 г.

Добрый день, подскажите если обучаемся в школе 4 года, по программе 7.2, оставились на 2 года в 1 классе, но никаких дополнительных занятий, с рекомендованым специалистами не было, дополнительных коррекционных работ не проводилась, по факту ребенок учится как и все, единственное что оценивают говорят по другому. Но, даже в этом случае учитель твердит что не усваивает, плохо все. Скажите пожалуйста, могу ли я получить рекомендации как нам взаимодействовать со школой, где я могу получить информацию что должно быть точно в школе для нас, и если мы пройдем еще раз комиссию какой вид обучения могут рекомендовать если у нас оценка актуального развития в норме?

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Ирина, 23 авг. 2021 г.

Здравствуйте. Проходили 3 месяца назад в садике пмпк для того, чтобы попасть в логопедическую группу. А сейчас ребенка направляют на мсэк для установления инвалидности первично (по ортопедии). Нужно заново проходить пмпк или для мсэк подойдет то, что в садике проходили?

Добрый день. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (с ул. Железнодорожной 2/1) действительно один год с даты прохождения.

Анастасия, 10 авг. 2021 г.

Ребёнок на инвалидности, в Краснодаре не прописан. Возможно ли получать образование в краснодаре, если оно показано по предыдущей комиссии?

Добрый день
При отсутствии необходимости менять образовательный маршрут, ребенок может продолжить обучение по установленной ранее программе, без повторного обследования в ПМПК. Вопрос о необходимости прописки решите в образовательной организации

Елена, 30 июня 2021 г.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста проходили у Вас комиссию для перехода из обычной группы в логогруппу,оригинал ПМПК забрали в Мфц, выдали направление для перевода в логогруппу, отнесли заведующей, она просит оригинал ПМПК, а не ксерокопию, говорит , что у Вас можно сделать дубликат. Можно ли к Вам подъехать за ним? Спасибо

При необходимости родители (законные представители) могут заказать дубликат заключения ПМПК и получить его на следующий рабочий день с 14.00 до 16.00. в кабинете № 3.

ОЛЬГА, 14 июня 2021 г.

Добрый день, в группу детского сада с моей дочерью ходит агрессивный ребенок, во время вспышки агрессии он себя не контролирует, моя дочь и другие дети страдают от него. Каким образом создать комиссию по определению его психического здоровья?

Психическое состояние ребенка диагностирует врач соответствующего профиля. Окончательное решение о проведении медицинской диагностики ребенка принимают родители (законные представители) ребенка. Разъяснительную работу с родителями (законными представителями) проводят работники образовательной организации. Психолого-медико-педагогическая комиссия выполняет функции, определенные Положением о деятельности ПМПК.

Татьяна, 9 июня 2021 г.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, для прохождения врачей специалистов для ПМПК на Вашем сайте есть бланк или в свободной форме? Заявление на прохождение ПМПК, Согласие, эти документы заполняются на месте? или есть бланки для скачивания? Спасибо, с уважением Татьяна

Заявление на прохождение обследования в ПМПК и согласие на обработку персональных данных заполняются родителем (законным представителем) ребенка в день проведения обследования. Выписку из истории развития ребенка из медицинской организации по месту жительства ребенка заполняет, как правило, врач педиатр. Заключения врачей, наблюдающих ребенка по профилю заболевания, оформляются на бланке медицинской организации. Документы должны содержать угловой штамп, печать медицинской организации и личную печать врача.

Елена, 8 июня 2021 г.

Ходим в логопедическую группу.семь лет в августе .пмпк прошлогодние онр3 и т.д..выпускной .говорят чтоб два месяца платно будем ходить в сад.имеют право платно чтоб сад посещали.

Вопрос о посещении дошкольной образовательной организации находится в юрисдикции Департамента образования

наталья, 3 июня 2021 г.

Добрый день. Занимаемся с логопедом в частном порядке. в саду есть логопед. но сад не логопедический,нас заставляют проходить пмпк. чтобы с нами занимался логопед в саду. обязаны ли мы проходить пмпк или нет?

Логопедическая помощь в образовательной организации предоставляется воспитанникам, имеющим заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации, на основании заявления родителей (законных представителей) – примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность – Министерство просвещения РФ от 06 августа 2020 № Р-75.

Римма, 26 мая 2021 г.

Добрый день! Подскажите пожалуйста, прохождение комиссии ПМПК остаться анонимной? Если не последуем рекомендациям, особых проблем не видим, хотим проконсультироваться, что скажут специалисты. Спасибо большое.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Родители (законные представители) детей имеют право получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082, п.п. 23, 25).

Лейла Гасанова, 24 мая 2021 г.

Добрый день! Ребенку 2 года аллергик.справка от аллерголога есть. Хотим в садик 212. Требуют пройти коммисию у вас и садик и департамент образования. Я как то звонила на телефон вашего сайта. Мне ответили, что если ребенок просто аллергик , то комиссию проходить не нужно. На что ссылаться мне (документ, приказ, статья). О том ,что нам нет необходимости проходить у вас коммисию. Так как не пойму кто всё таки не прав. Так как 212 садик и департамент образования настаивают на комиссии , без комиссии мне садик 212 не дают. Причина - отсутствие этой комиссии.

В соответствии с регламентом, разработанным департаментом образования г. Краснодара, в пакет документов для получения направления в аллергогруппу входит заключение ПМПК. Следовательно, ребенку необходимо пройти психолого-медико-педагогическое обследование.

Валерия, 17 мая 2021 г.

Добрый день. На 1 сентября ребенку не исполнится 6,5 лет, но мы хотели бы
пойти в 1 класс. В школе в январе 2021 г предоставляли информацию, что комиссию инициирует сама школа и нас пригласят. При подачи заявления в апреле 2021 года секретарь сказала, что вышли какие-то обновления в регламенте приема детей не достигших возраста 6,5 лет и нам откажут. Номер указа ( приказа/регламента) сообщить не смогла. Мы бы хотели самостоятельно пройти ПМПК комиссию для того чтоб не было вопросов у школы. Это возможно сделать ?

Роза, 12 мая 2021 г.

Здравствуйте, ПМПК рекомендуют остаться в садике в возрасте 6.4 ссылаясь лишь на возраст и то, что ребенок не четко произносит букву "Р". Можем ли мы идти в школу, ведь их заключение носит рекомендательный характер соответственно, окончательное решение за мной?

А, 28 апр. 2021 г.

Здравствуйте,мы прошли пмпк 4 года рекомендованна логопедическая группа, в садике куда ходим требуют копию пмпк,мы хотим переходить с этого сада ,законно ли это требовать в нынешнем садике куда ходим копию пмпк

Заключение ПМПК необходимо предоставить в образовательную организацию если Вашему ребенку необходима коррекционно-развивающая, в том числе логопедическая, помощь. В случае утери заключения Вы можете получить дубликат заключения ПМПК.

Надежда, 22 апр. 2021 г.

Добрый день! Мы два года проходили комиссию в детском саду, и занимались со специалистами. Сейчас нас снова направляют, но мы не хотим идти. Нужно писать какое то заявление на отказ от прохождения комиссии?

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование проводится на основании заявления родителей (законных представителей) ребенка. Инициировать проведение обследования может образовательная организация, но решение о его проведении принимают только родители (законные представители) ребенка. Образовательная организация предлагает оформить отказ от прохождения ПМПК, чтобы в дальнейшем подтвердить факт работы с родителями по вопросам организации для их ребенка специальных условий получения образования.

Татьяна, 9 апр. 2021 г.

Здравствуйте. Сын 12 лет, инвалид колясочник, паллиативный статус. Возможно ли выезд комиссии на дом?

Здравствуйте!
Выездные психолого-медико-педагогические обследования проводятся на основании заявления родителей (законных представителей) с приложением врачебного заключения. Заявление оформляется при подаче полного пакета документов (см. на сайте учреждения или по тел. 992-66-74). О дате и времени выезда специалистов ПМПК родителям (законным представителям) сообщают в течение 5 рабочих дней после подачи заявления.

Нина, 17 марта 2021 г.

Инна, 16 февр. 2021 г.

Добрый день. Назначается ли повторная комиссия ПМПКа после логогруппы садика? Перед поступлением в школу?

Здравствуйте!
Если необходима вам в школе адаптированная образовательная программа, то назначается на усмотрение родителей или образовательной организации.

Марина, 11 февр. 2021 г.

Добрый день! Ребёнок посещает логопедическую группу в детском саду(есть заключение ПМПК сроком на 3 года). В этом году наша группа выпускная, но заключение ПМПК рассчитано на 3 года. ТО есть, у нас еще есть 1 год в запасе? То есть, согласно этому заключению мы имеем право остаться в детском саду в логопедической группе еще на год, тем более, что на 1 сентября 7 лет еще не будет. Или нужно заново проходить ПМПК уже в каком-то другом формате, чтобы определить его готовность к школе и уже на основании нового документа нам разрешат остаться в лого группе детского садика еще на год? Разъяните, какие сейчас правила. По телефону не могу до вас дозвониться

Добрый день!
Согласно ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" дети должны идти в школу не раньше 6,5 лет и не позже 8 лет. То есть, если на 1 сентября ребенку меньше 6,5 лет, то со школой придется повременить.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью определения образовательного маршрута (программы обучения) и создания специальных условий получения образования.
Вопросы, касающиеся длительности пребывания в дошкольном учреждении, следует решать в образовательной организации.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций создаются психолого-медико-педагогические комиссии (далее - ПМПК, комиссия) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии).

Инициировать прохождение ПМПК могут родители (законные представители), медицинская организация, образовательная организация, которую посещает ребёнок.

Шаг 1. Подготовка и предоставление документов

Для проведения обследования ребенка необходимо предъявить в комиссию документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также следующие документы:
а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии (бланк заявления Вам предоставит специалист комиссии и поможет в его заполнении);
б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (например, рисунки)
и) копия личного дела обучающегося (для школьников)
й) копия справки МСЭ (при наличии инвалидности у ребенка)
к) копия ИПРА (при наличии инвалидности у ребенка)
л) копия приказа директора образовательной организации, подтверждающий по какой программе обучается ребенок (для обучающихся, которые проходят комиссию для получения заключения о создании специальных условий при сдаче ГИА)
м) копия справки медицинской организации об индивидуальном обучении на дому (для обучающихся, которые проходят комиссию для получения заключения о создании специальных условий при сдаче ГИА)

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Если у Вас возникнут вопросы на этапе подготовки документов для ПМПК, Вы можете задать их специалисту, непосредственно отвечающему за оформление документов в конкретной ПМПК, чаще всего эти функции выполняет социальный педагог ПМПК).

Шаг 2. Диагностическое обследование

Запись на обследование проводится при подаче документов для проведения обследования.

В назначенный день необходимо вместе с ребёнком явиться в ПМПК. Важно, чтобы ребёнок был положительно настроен на работу, хорошо себя чувствовал.

Родитель (законный представитель) имеет право присутствовать при обследовании ребёнка и получать консультации специалистов.

Обследование ребёнка может проводиться каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно (процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей).

Деятельность каждого специалиста ПМПК подчинена решению общей диагностической задачи.

Учитель-дефектолог определяет зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.

Целесообразно предоставление на ПМПК различных рабочих тетрадей ребенка по русскому (родному) языку и математике: для выполнения домашней работы, для контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений). Представление тетрадей позволит дефектологу проанализировать разные виды письменной деятельности. Анализируя тетради, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их в процессе диагностики. Крайне важное значение имеет подробная педагогическая характеристика, которая должна отражать общую ситуацию развития ребенка глазами учителя, характер оказываемой помощи и ее эффективность, а самое главное - чему удалось научить ребенка (в соответствии с программными требованиями) и за какой срок.

Педагог-психолог оценивает поведение, характер деятельности, особенности коммуникации, зрительный и слуховой гнозис, высшие психические функции.

Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.

Социальный педагог, характеризует социальный статус ребенка.

В случае, если у Вашего ребёнка есть нарушение слуха или зрения, очень важно для специалистов ПМПК иметь заключение врача-сурдолога или врача-офтальмолога.

Анализ представленных Вами документов, объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.

В некоторых случаях комиссия может принять решении о дополнительном обследовании в другой день.

В случае, если Вы проходили обследование в территориальной ПМПК и не согласны с её решением, у Вас есть право обратиться в центральную ПМПК. Так же и территориальная ПМПК в сложных диагностических случаях (например, при отсутствии в составе территориальной ПМПК узкопрофильного специалиста (тифло-, сурдопедагога, например), может порекомендовать Вам обратиться в центральную ПМПК.

Шаг 3. Подготовка заключения

Заключение ПМПК оформляется через АИС ПМПК. В нём отражаются следующие данные:
- наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ПМПК делает вывод о том, нуждается/не нуждается ребенок в создании специальных условий получении образования
- нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
- рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Основными показаниями для определения необходимости в сопровождении ассистентом (помощником) являются:
- трудности в передвижении по образовательной организации;
- трудности организации самообслуживания.

Обучение на дому ПМПК не определяет, его рекомендует врачебная комиссия, руководствуясь своими нормативными актами. ПМПК же определяет вариант адаптированной основной образовательной программы, по которой будет реализовываться образование (не важно, на дому или в образовательной организации).

При получении Заключения ПМПК родителей (законных представителей) ознакомят с его содержанием, расскажут об особых образовательных потребностях ребенка и специальных условиях получения образования, необходимых ребенку в образовательной организации, об организациях, находящихся на территории, где проживает ребенок, в которых такие условия созданы,

Шаг 4. Выбор образовательного маршрута

Заключение ПМПК, как и ИПРА ребенка-инвалида, для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер: их можно не предоставлять в образовательные и иные организации. Заключение комиссии действительно для предоставления в течение календарного года с даты его подписания. Это означает, что, если в течении года заключение ПМПК не было предоставлено в образовательную организацию, нужно вновь пройти ПМПК.

Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК.

Для получения выписки из медицинской (амбулаторной) карты для прохождения ПМПК необходимо обратиться в медицинскую организацию по месту проживания ребенка. Вместе с тем, можно обратиться в краевые медицинские организации.

Алтайская краевая офтальмологическая больница
Адрес: г. Барнаул, пр. Строителей, 29.
Телефон: 8 (3852) 59-09-06

Алтайская краевая клиническая детская больница
Адрес: г. Барнаул,ул. Гущина, 179,
Телефон: 8 (3852) 56-99-02

Порядок проведения медико-социальной экспертизы утвержден приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы"

При установлении группы инвалидности члены комиссии (МСЭК) учитывают следующие параметры:

  • способность или неспособность к самообслуживанию;
  • степень зависимости от других лиц для осуществления жизнедеятельности;
  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств.

Критерии установления инвалидности для граждан РФ

К основным видам стойких нарушений функций организма человека относятся:

  • нарушение психических функций;
  • расстройство языкового и речевого аппарата;
  • нарушение сенсорных функций – зрения, слуха, обоняния, осязания и других;
  • нарушение нейромышечных, скелетных и других функций, связанных с движением человека;
  • расстройство функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной, иммунной, мочевыделительной, кроветворной систем человеческого организма;
  • нарушения, обусловленные внешним физическим уродством.

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 %;

II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 %;

III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 %;

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 %.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Критерии установления 1, 2 и 3 группы инвалидности

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Известны следующие критерии присвоения первой группы инвалидности, которые выражаются в неспособности осуществления человеком таких действий:

  • самообслуживание, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе;
  • самостоятельное передвижение;
  • дезориентация и нуждаемость в постоянной посторонней помощи и присмотре других лиц;
  • общение;
  • контролировать свое поведение в обществе;
  • способность освоения элементарных навыков и умений;
  • способность выполнения элементарной трудовой деятельности при помощи иных лиц.

II группа инвалидности устанавливается гражданам с ограниченными способностями. Необходимость социальной защиты устанавливается при наличии таких критериев, которые выражаются в способности человека выполнять определенную жизнедеятельность с частичной помощью других лиц:

  • самообслуживание;
  • самостоятельное передвижение в пространстве;
  • ориентация в пространстве;
  • общение с людьми;
  • обучение и получение образования.

Также одним из важных критериев присвоения II группы инвалидности является способность гражданина к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях при использовании специальной техники и оборудования.

Постановлением Правительства РФ № 339 от 29.03.2018г. установлены такие критерии для определения 3 группы инвалидности в 2018 году:

  • способность к самообслуживанию при более длительном отведении времени на выполнение таких действий, дробность его выполнения, применение вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной трате времени и сокращении расстояния с использованием вспомогательной техники;
  • способность самостоятельно ориентироваться только в знакомой обстановке;
  • способность к общению со снижением темпа и объема передачи и получения информации от собеседника;
  • периодическая потеря способности к самоконтролю над поведением в сложных жизненных ситуациях;
  • способность к обучению и получению образования в рамках федеральных образовательных стандартов в специально созданных условиях для людей с ограниченными возможностями;
  • способность к осуществлению трудовой деятельности в обычных условиях труда после снижения квалификации, тяжести, напряженности работы и уменьшения ее объема.

Что такое индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)

По результатам проведения МСЭ разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).

ИПРА - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Порядок реализации программы реабилитации является обязательным для любых видов учреждений, их осуществляющих, но для самого инвалида носит рекомендательный характер.

Координация мероприятий по реализации ИПРА осуществляется органом социальной защиты населения.

Оценка результатов проведения мероприятий реабилитации осуществляется специалистами бюро МСЭ при очередном освидетельствовании инвалида.

Что относится к техническим средствам реабилитации (ТСР)

При проведении МСЭ определяются показания к техническим средствам реабилитации (ТСР).

ТСР - это общее название средств для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью и другими ограничениями жизнедеятельности.

К ТСР инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, например, кресла-коляски, спортивное оборудование и инвентарь, средства для обучения, для самообслуживания, ухода, ориентирования (включая собак-проводников), средства общения и обмена информацией, протезные изделия.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Порядок обжалования решения Бюро МСЭ

Гражданин (его законный представитель) в случае несогласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.

Бюро, проводившее МСЭ гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в Главное бюро.

Решение Главного бюро может быть также обжаловано в месячный срок в Федеральном бюро (г. Москва, ул Ивана Сусанина д.3) на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.

Решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суде гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно законодательству РФ, обжаловать решение бюро в Федеральном бюро (минуя этап Главного бюро) нельзя.

Ребенок посещает речевую группу в саду комбинированного типа. Попали туда после 1-й психолого-медико-педагогической комиссии, где в заключении было написано - рекомендована адаптированная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Через год - повторное ПМПК, где рекомендовано адаптированная программа для детей с задержкой психического развития и детей с тяжелыми нарушениями речи. После этого заключения комиссии в саду, который посещает ребенок, сообщили, что мы вас исключим, как только закончится учебный год, за несоответствие учебному плану, так как индивидуально прописать учебный план именно для вас нет возможности, поскольку группа именно речевая (логопедическая), а не комбинированная. В саду есть дефектолог и логопед. В управлении образования сказали договариваться с заведующей о написании индивидуального учебного плана, но она отказывается, ссылаясь на заключение ПМПК. Но ведь заключение имеет рекомендативный характер? Есть ли закон, защищающий права ребенка, чтобы он продолжил обучение в данном саду?

В силу п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.

На основании ч. 2 и 4 ст. 63 Закона об образовании общее образование, в том числе начальное, может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка. При этом в целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Закона об образовании).

В связи с изложенным самостоятельный выбор формы получения общего образования является законным правом обучающегося и его родителей (законных представителей).

Обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Миобрнауки России от 30.08.2013 N 1015).

Что касается юридической силы заключения психолого-медико-педагогической комиссии, то согласно п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082, заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. В то же время представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что каких-либо препятствий для получения дошкольного образования по индивидуальному плану не имеется, а для реализации права на выбор формы получения образования родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться с заявлением в соответствующую образовательную организацию с целью оформления и закрепления локальным актом избранной ими формы получения образования в отношении конкретного обучающегося.

С целью защиты права на выбор формы получения образования в рассматриваемой ситуации возможно обращение в органы управления образованием соответствующей территории (муниципального образования), к руководителю образовательной организации, а также в органы прокуратуры или в суд.

Читайте также: