Для чего необходимы правовые ограничения

Обновлено: 04.07.2024

Все статьи Выездная диагностика Выбор автомобиля Как избежать обмана Поиск вариантов Покупка б/у авто: Оформление сделки Общение с продавцом Что делать после покупки Как оценить авто Покупка б/у авто в салоне Техническая проверка Покупка б/у авто: с чего начать Советы по покупке

Запрет на регистрационные действия заключается в лишении хозяина возможности реализовывать свои права на имущество, а также эксплуатировать его. Инициатором запрета всегда выступают судебные приставы. А о граничение является мерой, побуждающей владельца автомобиля устранить нарушение, за которое был наложен запрет, или выполнить взятые на себя обязательства.

Содержание

Как снять запрет на регистрационные действия

Ежегодно в РФ выносится несколько миллионов постановлений об аресте, запрете и ограничениях в отношении автомобилей. Оказаться в такой ситуации может любой владелец транспорта. В отдельной статье мы писали о том, что значит арест машины и чем может грозить покупка арестованного авто. Сегодня поговорим о прочих карательных санкциях.

Все об ограничениях на автомобиль

Какие запреты и ограничения могут применяться в отношении транспортных средств

  • запрет или ограничения регистрационных действий;
  • запрет на прохождение техосмотра:

Такая карательная мера часто применялась несколько лет назад, ведь проходить ТО автовладельцам приходится гораздо чаще, чем регистрировать машину, а значит, заставить должника уплатить по счетам можно было гораздо быстрее. Однако запрет на прохождение ТО лишал собственника машины права приобрести полис ОСАГО. Владельцы авто массово подавали иски о незаконности действий судебных приставов и выигрывали дела. Это заставило сотрудников ФССП практически отказаться от применения этой меры.

Наиболее распространенные сегодня карательные меры — это запрет или ограничение госрегистрации.

Что значит запрет на регистрационные действия

В отличие от ареста, который подразумевает невозможность совершать с имуществом абсолютно любые действия, запрет — это санкция, препятствующая реализовать конкретные действия с собственностью, в частности, с машиной.

Что означает ограничение на регистрацию автомобиля

Суть ограничения заключается в лишении хозяина возможности реализовать свои права на имущество. Например, если машина заложена, арендована или арестована.

Кто и за что может ограничить или запретить госрегистрацию

Кто и за что может ограничить или запретить гос. регистрацию авто

  • постановлением суда (за неуплату налоговых сборов, несвоевременную оплату штрафов ГИБДД, долги перед коммунальными или кредитными организациями, а также при разделе имущества);
  • органами следствия (если авто в розыске);
  • ГИБДД (при обнаружении у машины внешних несоответствий с характеристиками, указанными в техпаспорте);
  • органами соцзащиты;
  • представителями таможни (при нарушениях правил ввоза или указании недостоверной информации о транспортном средстве);
  • прочими органами, наделенными необходимыми полномочиями.

Чем грозит покупка авто с ограничениями

Машина с судебным запретом на регистрационные действия не сможет пройти процедуру регистрации в ГИБДД. Новому владельцу на это отводится десять дней с момента приобретения автомобиля. Иначе, согласно статье 19.22 КоАП Российской Федерации, владельцу грозит штраф в размере от полутора до двух тысяч рублей.

Как снять ограничения на автомобиль

В ситуации, когда недобросовестный хозяин не сообщил вам перед покупкой о существующем запрете, эксперты советуют узнать, что стало причиной карательных санкций и какой госорган инициировал их наложение. Ксерокопию постановления должны выдать в МРЭО.

Далее все зависит от указанной в документе даты. Если вы приобрели автомобиль раньше, чем было наложено взыскание на предыдущего хозяина, необходимо написать в ФСПП заявление с просьбой снять ограничение и представить бумаги, которые послужат подтверждением вашего права собственности (ДКП). Во многих случаях для снятия запрета этого бывает достаточно. Правда, гарантировать то, что это произойдет сию же минуту, никто не может. От незадачливых покупателей можно услышать немало историй как со счастливым, так и с печальным концом: у кого-то на снятие ограничений уходит день, а у кого-то – не один месяц или даже годы. В любом случае, если представители ФССП игнорируют ваши обращения, обращайтесь за помощью в суд.

avto

Если ДКП (договор купли-продажи) не составлялся, можно:

  • погасить задолженность самому (хорошо, если речь идет о двух-трех тысячах рублей, а если о десятках или даже сотнях тысяч?);
  • попробовать отыскать бывшего собственника авто и потребовать от него погасить долги, которые стали причиной запрета или ограничений — вариант скорее из области фантастики, так как найти прежнего хозяина, особенно если он этого не хочет или машина покупалась в другом регионе страны, бывает очень сложно (и не факт, что он согласится платить по счетам).

Бывают ситуации, когда лучшим выходом станет подача иска о расторжении ДКП и возврате уплаченной продавцу суммы. Например, в ситуации, если выяснится, что ограничение на машину наложено по причине его нахождения в залоге. Основанием для обращения в судебные органы станет статья 450 ГК РФ, которая предусматривает возможность расторжения ДКП, если одной из сторон серьезно нарушены правила договора.

Проверка машины на запрет регистрационных действий

Для проверки в ГИБДД понадобится указать регистрационные данные машины: номер, марку, модель, VIN и т. д. Чтобы проверить автотранспорт в службе судебных приставов, нужно знать паспортные данные продавца автомобиля. Именно по ним будет производиться поиск задолженностей перед различными государственными и коммерческими структурами.

В отчете, помимо информации об ограничениях, также будут представлены сведения о бывших владельцах, наложенных штрафах, ДТП, в которых участвовал автомобиль, и другая полезная информация.

Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, имеются ли у владельца долги, проблемы с законом, действителен ли его паспорт и проч.

проверка владельца авто

Также сервис проверки владельца авто показывает наличие исполнительных производств в отношении продавца, которое может привести к ограничениям ГИБДД. Может быть ситуация, при которой судебные приставы направили документы на арест автомобиля в ГИБДД, но на момент сделки автоинспекция не успела получить эти документы или внести данные об ограничениях в базу. Покупатель берет юридически чистый автомобиль, а на следующий день у ТС появляются запреты. Пока старый собственник не погасит долги, новый владелец не сможет зарегистрировать машину в ГИБДД. По ссылке вы сможете посмотреть пример отчета.

Если ни у машины, ни у ее владельца нет проблем и вы соберетесь брать авто в кредит, выберите предложение банка с самой низкой процентной ставкой, а после сделки оформите полис ОСАГО без визита в офис с выгодой до 3 000 рублей.

Предметом данной статьи выступает изучение категории интереса государства. Данная статья открывает цикл статей об ограничение исключительного права патентообладателя путем свободного использования объектов патентных прав в интересах государства в России.

В первой статье будет определена природа права и ограничения права в контексте категории интереса государства. Будет раскрыт фундаментальный подход к правовому регулированию и выведена категория интереса государства для целей ограничения субъективных гражданских прав. Во второй статье будет рассмотрено действующее законодательство о свободном использование объектов патентных прав в интересах государства. Будет проведено разграничение между свободным использованием и принудительной лицензии, проанализированы основания свободного использования. В третьей статье будет рассмотрено перспективное регулирование свободного использования объектов патентных прав в интересах государства. Будут проанализированы проекты нормативно-правовых актов по расширению оснований и регламентации порядка свободного использования.

Категория интереса государства является отправной точкой для исследования ограничения исключительного права правообладателя в патентном праве.

2. Что такое право?

Признание интереса основным правообразующим фактором базируется и на той методологической посылке, что самым активным фактором правообразования выступает человек — носитель интереса[2]. В аспекте концепции права как нормативно согласованного интереса должна формироваться современная парадигма законотворчества. Ее основа, исходный и основополагающий пункт — положение о том, что признанными правом (всеобщими) становятся лишь те интересы, которые объективно, обладая свойствами общего (правообразующего) интереса…[3]

Американский правовед Роско Паунд писал, что под интересом в данном случае необходимо понимать требования или желания, которые субъект индивидуально или в сообществе стремится удовлетворить[4]. Развивая эту мысль, российский правовед Михайлов С.В. проводил сравнение понятий интереса и потребности: … потребность — это определенное взаимодействие организма с внешней материальной средой, характеризующееся физической зависимостью субъекта от условий жизнеобеспечения, присущей как человеку, так и животному. Интерес же представляет собой потребность, присущую человеку как социальному субъекту, т.е. потребность, имеющую социальный характер. Именно такая потребность выступает в качестве интереса. Социальный характер потребности поднимает ее до нового качественного состояния – интереса[5].

Важным аспектом, который дополняет категорию интереса, является рассмотрение права как результата борьбы. Немецкий правовед Рудольф фон Иеринг писал, что: … право есть понятие практическое, т.е. представление цели; каждое представление цели по самой природе собой двойственно; ибо оно заключает цель и средство. Недостаточно указать только одну цель, но необходимо дать средство для ее достижения. Следовательно, право должно дать ответ на два эти вопроса… указывает цель этого института, в тоже время дает средство для ее достижения… Всякое право должно быть добыто борьбой… право есть понятие не логическое, а понятие силы[6]. … где существующее право находится в связи с интересами, новое право устанавливается только путем борьбы, которая часто продолжается целыми столетиями. Высочайшей степени напряжения она достигает тогда, когда интересы приняли вид (форму) приобретенного права[7].

3. В чьих интересах такая борьба?

В России на нормативном уровне (ст. 10 ГК РФ) институт пределов осуществления гражданских прав раскрывается через установление запретов на конкретные формы злоупотребления правом. В отечественной цивилистике институт пределов осуществления субъективных прав традиционно рассматривается в неразрывном единстве со злоупотреблением правом[9]. Как отмечается отдельными исследователями, принцип недопустимости злоупотребления правом представляет собой не что иное, как требование к субъектам не выходить за пределы права в процессе их реализации[10]. Всестороннее удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей (интересов) является финальной и основополагающей целью ограничения прав. Ограничение прав представляет собой такое урегулирование поведения отдельной личности, которое не позволит нарушать права других субъектов права (других участников общественных отношений), интересы общественного правопорядка[11].

Например, это отчетливо прослеживается в крайне широких основаниях для свободного использования объектов патентных прав в интересах государства. Во второй и третьей статьях данная тема будет детально рассмотрена.

4. Абсолютный примат интересов Общего (Целого)?

В философии права известна аксиома самопринадлежности – либо каждый человек принадлежит самому себе, либо не каждый – одни люди принадлежат другим людям, третьего не дано[14].

Соответственно, управление другими можно всего двумя способами: 1) как объектом и 2) как субъектом. Управление первым способом осуществляется на основании односторонних волевых действий и от имени и в интересах Целого (общества и государства). Управлении вторым способом происходит на основании взаимного согласия (в форме договора в широком значение), его субъекты всегда равны[15]. Субъект не утрачивает субъектность при заключении договора, в отличие от лица, которым управляют как объектом.

В литературе можно встретиться схожие рассуждения: … если мы будем исходить из примата целого (общества, его институтов, государства, права) над индивидом, то тогда окажется, что человек, приходя в мир, просто застает возникшие до него и в этом смысле объективные социальные роли, которые ему остается только усвоить. Но если люди играют роли, то как можно объяснить изменение самих ролей? И если право — это нечто внешнее для человека, то с какой стати он будет им руководствоваться?[16]

Получается, что если государство ограничивает в одностороннем порядке субъективные права правообладателя, без его согласия, то это управление им как объектом и это уже не частная (приватная) собственность, не абсолютная монопольная власть субъекта над объектом, а лишь ограниченное право, мера возможного поведения. Следовательно, такое явление уже будет не собственностью, а условным держанием, при котором условия держания в одностороннем порядке определяются государством.

Как раз такой подход со стороны государства порождает злоупотребление правом. Именно в этом ключе писал американский философ, экономист и историк Мюррей Ротбард, что … антимонопольное законодательство может представлять собой один из инструментов подавления конкуренции и предоставления квазимонопольных привилегий… Если бы правительство действительно желало одолеть монополии, ему следовало бы просто ликвидировать им же предоставленные монопольные привилегии[17].

5. Что в итоге?

Государство - метафизическая проекция, т.е. то, что реально (с точки зрения точных наук) не существует, а лишь воображаемое представление личности[18] об управлении им и обществом как Должным (естественным и правильным).

Соответственно, категория интересов государства является синонимом категории интересов личности, занимающего государственную должность и выступающего от имени Целого (общества и государства). В таком случае интерес такой личности реализуется путем издания обязательных для всех нормативно-правовых актов публичной власти. Не есть ли это злоупотребление правом?

Категория интереса является отправной точкой для анализа законодательства об ограничение гражданских прав, включая ограничение исключительного права патентообладателя. В последующих статьях данная тема будет подробно раскрыта.

[1] Heck Ph. The Formation of incepts and the Jurisprudence of Interests // The Jurisprudence of Interests Cambridge-Massachusetts, 1948. P. 131.

[2] Червонюк В.И. Правообразование, правообразующие интересы, законодательные технологии и техника: проблема взаимосвязей в контексте современной социогуманитарной концепции права // Юридическая техника. 2012. № 6. С. 621

[4] Pound R. Jurisprudence. St. Paul, 1959. Vol. 3. P. 16.

[6] Иеринг Р. Борьба за право / Доктора Рудольфа фон-Игеринга . ; Пер. с нем. П. П. Волкова. - М.: Изд. К. П. Солдатенкова: тип. Грачева и К., 1874. С. 11-12.

[7] Иеринг Р. Указ. соч.С. 16.

[8] Vischer Fr. General Course on Private International Law, 1992. P. 55.

[11] Згонников П.П. К вопросу о целях ограничения прав // Российская юстиция. 2019. № 7. С. 12.

[16] Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве // СПС КонсультантПлюс.

[17] Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика. Челябинск. 2003. С. 61 - 64.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Запреты и ограничения на государственной гражданской службе — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять должность. К госслужащим предъявляются многочисленные требования.

Общие требования к госслужащим

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание. Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Запреты для госслужащих

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Ограничения для госслужащих

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.


Муниципальный район "Булунский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий. Это обусловлено тем, что Российская Федерация – демократическое правовое государство. Но всегда ли оправдано проведение проведения митингов и пиктов? Нет ли иных возможностей реализовать своё право на участие в управлении государством?

О том, какие политические права имеются у граждан, порядок их реализации и защиты - интервью с прокурором ________

Что такое политические права и чем они закреплены?

Политические права граждан – это права, обеспечивающие возможность участия граждан Российской Федерации в политической жизни государства. Данные права в первую очередь закреплены в основном законе Российской Федерации – Конституции (ст. 29-33).

К политическим правам относятся:

- право граждан участвовать в управлении делами государством как лично, таки и через своих представителей (ч. 1 ст. 32);

- право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в Референдуме (ч. 2, 3 ст. 32);

- право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30);

- право свободно искать, передавать, распространять информацию законным способом (ч. 4 ст. 29);

- право граждан на обращения (индивидуальные, коллективные) в государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 33);

- право граждан участвовать в отправлении правосудия – быть присяжным заседателем (ч. 5 ст. 32)

- право граждан иметь равный доступ в государственной службе – не зависимо от пола, расы религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 32);

- право граждан собираться мирно (без оружия), проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31);

- каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1,2,3 ст. 29).

С какого возраста у гражданина России возникают политические права?

Политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия либо определённого в законе возраста.

Например, в соответствии с действующим законодательством, голосовать на выборах и референдуме могут только граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, а вот Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации.

Кто не может осуществлять политические права?

Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и другие.

Какие препятствия могут встречать граждане при реализации своих политических прав? Как правильно защитить свои политические права?

На сегодняшний день, при осуществлении политических прав граждане могут встречаться с рядом проблем. Гражданину может быть незаконно отказано в проведении публичного мероприятия, в регистрации кандидата на выборах, в регистрации общественной организации, может быть допущено нарушение срока ответа на обращение и т.д.

По ряду таких нарушений законодательство предусматривает административную ответственность. В частности, она предусмотрена за следующие правонарушения:

- воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них (ст. 5.38 КоАП РФ),

- нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан (5.59 КОАП РФ)

- невыполнение уполномоченным лицом требований законодательства о выборах об обеспечении кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий (ст. 5.52 КоАП РФ),

- умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию (ст. 5.14 КоАП РФ),

- подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.16 КоАП РФ) и т.д.

Возбуждение административных дел в сфере проведения публичных мероприятий отнесено к компетенции органов внутренних дел, в сфере реализации избирательных прав - к компетенции органов внутренних дел и членов избирательных комиссий. Прокурор уполномочен возбуждать административные производства по любому из указанных составов.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП указанные дела рассматриваются судами.

В случаях если нарушены нормы законодательства и политические права гражданина, например, отказано в регистрации общественного объединения, отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, выявлена фальсификация итогов выборов - следует обращаться с административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции.

Кроме того, законом предусмотрена уголовная ответственность по ст. 142 УК РФ за фальсификацию избирательных документов, по ст. 142.1 УК РФ за фальсификацию итогов голосования и т.д.

На что необходимо обратить внимание граждан?

Федеральное законодательство предоставляет гражданам широкие полномочия по реализации всего спектра политических прав. При этом всегда надо помнить о недопустимости ущемления прав других лиц, выполнение обязанностей по соблюдению требований закона.

Читайте также: