Директор по защите портфеля что это такое

Обновлено: 28.06.2024

Инвестиции и управление инвестициями не является исключением. Деятельность по управлению активами, осуществляется ли она самим собственником активов или передана им внешнему управляющему, также подвержена большому количеству рисков, главный из которых — существенное снижение стоимости портфеля или полная потеря активов.

И в этой статье мы объединили экспертизу российской юридической компании Mikhailov&Partners PSG и специалистов компании FACTUM AG (Лихтенштейн), чтобы разобраться, когда совокупность принимаемых рисков, присущих управлению активами, переходит черту, за которой действия управляющего откровенно вредят интересам клиента. А также сосредоточимся на вопросах, с которыми сталкиваются клиенты уровня HNWI[1], чье благосостояние обеспечивает им частное банковское обслуживание (private banking) в иностранных банках.

Давайте представим условного россиянина — Кузнецова Ивана Борисовича, бизнесмена, получившего (абсолютно легально, разумеется) сумму, эквивалентную 1 миллиону долларов США. Иван Борисович в принципе готов инвестировать в иностранные финансовые активы, чтобы сохранить полученные деньги. Дополнительную доходность наш герой планирует тратить время от времени на свои личные потребности.

Первичное размещение

И первый вопрос, встающий перед Иваном Борисовичем – это, назовем так, первичное размещение 1 млн. долларов за рубежом. У нашего клиента есть две принципиальные возможности:

1) открыть счет в иностранном банке и перевести деньги именно на банковский счет;

2) перевести деньги на счет непосредственно выбранного им финансового управляющего или управляющей компании.

Но вот в чем существенные различия:

Легальность или чистота средств клиента

У кого находятся средства?

Практически любой иностранный частный банк готов предложить клиенту две опции организации процесса: средствами управляет сам банк или средствами управляет внешний по отношению и к банку, и к клиенту финансовый управляющий (external asset manager).

При этом, и в первом, и во втором случае деньги и финансовые инструменты могут оставаться на счетах клиента в этом банке либо переводится на счета финансового управляющего (финансовой компании). Конечно, банк заинтересован в том, чтобы средства оставались на его счетах, но запретить клиенту перевести все на другие счета банк не может, если только не заподозрит нарушение законодательства, в том числе антиотмывочного.

Наш Иван Борисович твердо решил для управления своими средствами привлечь внешнего финансового управляющего, и далее мы будем рассматривать именно этот вариант.

Выбор финансового управляющего

Рекомендации друзей или знакомых – оставляем за рамками данной статьи, хотя один очевидный совет есть и в этом случае: как минимум, стоит убедиться, что рекомендующий не является заинтересованной или замотивированной стороной. Обратимся к обещанной или заявленной доходности.

Доходность портфеля стоит на двух китах: это доход по финансовым активам, составляющим портфель, также в свою очередь состоящий из двух компонентов:

· non-realized profit или рост рыночной стоимости активов портфеля;

· realized profit или фактически полученные деньги от продажи активов, в виде дивидендов по акциям, купонов по облигациям и т.д.

Второй кит доходности – это расходы на управление портфелем. Ведь действительно, чистый доход – это доходы минус расходы.

Во-вторых, задача данной статьи – это все-таки не анализ рынка финансовых инструментов как таковых, не выяснение вопросов, является ли более или менее надежной инвестицией покупка золота по сравнению с акциями золотодобывающей компании.

Поэтому, давайте обсудим обещания управляющего активами относительно будущих показателей доходов по финансовым активам.

1) Структурирование: структурные ноты, сертификаты и прочие производные инструменты создают у инвесторов впечатление защищенности инвестиций (за счет гарантии капитала, высоких барьеров сохранения капитала при снижении цены базисного актива и т.п.). Как правило, впечатление это ложное – клиент часто платит комиссию за продукт, внутренние риски которого не понимает. Более того, очень часто схожие продукты клиент может структурировать самостоятельно или совместно с финансовым консультантом при помощи опционов и при этом сэкономить на комиссии эмитенту структурного продукта (обычно, от 1% до 5% от инвестированной суммы)

Например, можно сказать, что инвестиции в определенный фонд облигаций служат альтернативой банковскому депозиту, при этом, изучив даже публично доступный fact-sheet[2] фонда (для публичных фондов они, как правило, публикуются ежемесячно, либо их можно запросить у фонда или предлагающего консультанта напрямую), инвестор увидит, что портфель фонда в большинстве своем состоит, например, из облигаций, кредитный рейтинг которых значительно ниже инвестиционного. Между таким портфелем и депозитом в банке очень большая разница, которая должна компенсироваться существенно более высокой доходностью

Например, бенчмарк состоит из индексов акций и облигаций в пропорции 50/50, при этом портфель фонда или стратегии на 80% состоит из акций и на 20% из облигаций. Во время роста рынка такой портфель будет значительно опережать индекс, но при коррекции или панике такой портфель, скорее всего, покажет сильное падение. Для инвесторов, ориентирующихся на сбалансированный риск, преобладание риска акций в портфеле может быть неприемлемым с точки зрения волатильности портфеля.

3) Комиссии при удешевлении портфеля. Очень хитрый, но вполне законный способ стимулировать новые вливания клиента в портфель. Заключается в том, что размер комиссий или вознаграждений ставится в зависимость от размера портфеля. Например, комиссия за управление составляет 0,8% при величине портфеля свыше 1 млн. долларов, но при цене ниже 1 миллиона – уже 1,0%. И в расчет принимается не первоначальная величина средств, переданных в управление, а именно текущая оценка портфеля. Ваш портфель под нашим управлением подешевел? Не беда, просто платите больше комиссию или внесите дополнительные средства!

Описанные выше случаи являются хоть и не всегда этичной, но вполне законной практикой. Эффект от таких действий управляющих выражается в недополученной доходности и более значительных убытках, но редко заканчивается полным или существенным списанием портфеля. Тем не менее, реальные потери инвесторов могут составлять многие проценты доходности в годовом выражении. Как вы видите из текста выше, на этапе выбора управляющего инвестициями довольно трудно получить ответы на вопросы относительно таких расходов, как скрытые затраты или комиссии за продвижение заранее. В самом деле, вряд ли найдется такой консультант, кто на первой встрече с потенциальным клиентом с чистой совестью заявит:

- А в портфель ваш я включу обязательно бумаги Financial Investment Trust потому, что получу за это от них комиссию в 20%!

Лучший способ избежать потенциальных рисков скрытых расходов и комиссий – иметь дело с проверенными управляющими и консультантами, желательно, прошедших лицензирование или подпадающих под финансовое регулирование (это касается управляющих) в странах с устоявшейся финансовой практикой.

Явные недобросовестные действия со стороны управляющего

Если описанное до этого момента так или иначе находится в рамках закона, хотя иногда и за гранью этичного поведения, то сейчас самое время рассмотреть явные недобросовестные действия (если не сказать мошенничество).

Как мы уже говорили выше, средства, переданные в управление внешнему управляющему, могут оставаться на банковских счетах клиента, либо переводится на счета самого управляющего. Но и это еще не весь набор опций. Потому что видов управления в зависимости от вовлечения в этот процесс самого клиента так же существует несколько.

Первый из них – Advisory Asset Management (AAM) или советы по управлению активами. В этом случае, вне зависимости от того, на каком счету – в банке или на в управляющей компании находятся средства, управляющий тут выступает скорее в роли консультанта. Его задача – постоянно информировать клиента о текущей ситуации на инвестрынках и предлагать те или иные операции с активами клиента. Банальный пример – совет продать одни акции и купить другие. Поручения на конкретную операцию заверяет сам клиент установленным способом: от подтверждения по телефону, до подписания соответствующего документа. Банк или финансовая компания именно на основании поручений клиента производят операции и отражают их итог на финансовых счетах клиента.

В этом смысле самый экстремальный случай и откровенное мошенничество – когда средства клиента, как только они попадают на счета управляющего или дружественной ему компании, тут же используются на личные нужды этого управляющего, а клиенту регулярно высылаются бодрые отчеты о невиданном росте его портфеля, составляемые ретроспективно и вообще не имеющие ничего общего с реальностью.

Конечно, возможность недобросовестных действий со стороны управляющих вовсе не означает, что ни в коем случае нельзя передавать средства в DAM, размещая их на счетах управляющего или финансовой компании. Просто нужно понимать, что это более высокий риск, а значит, и обещанная и фактическая доходности должны быть все же выше рынка. Управляющий должен быть надежен, а контролировать такого управляющего необходимо более тщательно.

Отказ от услуг управляющего и перевод портфеля к другому управляющему

Предположим, что наш инвестор Иван Борисович все же доверил свой портфель некоему управляющему, причем перевел деньги на его счета, а по прошествии времени, проанализировав эффективность управления портфелем, решил от услуг этого управляющего отказаться. Здесь его могут поджидать следующие сюрпризы:

Третья проблема – активов просто не существует в природе. Вернее, они, безусловно, существуют, но принадлежат вовсе не клиенту, а другим людям. Спокойно торгуются себе на фондовых ранках и знать никто не знает, что Иван Борисович Кузнецов является, судя по бодрым отчетам его управляющего, счастливым обладателем 100 штук акций Боинга и двух евробондов Газпрома. Конечно, с такой ситуацией сталкиваются те клиенты, кто доверил свои средства не настоящим управляющим, а мошенникам и проходимцам.

Вывод

Доверие – это важный компонент человеческих отношений. Мы доверяем родителям, учителям, иногда политикам и управляющим активами. Но доверие – это не отсутствие контроля. Перейдете ли вы дорогу на красный свет, если по близости нет машин и дорожной полиции? Если человек совершил небольшую ошибку, от которой пострадал не он, а кто-то еще, и эта ошибка не была поставлена ему на вид, как вы думаете, он исправится самостоятельно или скорее ничего не поменяет в своей работе, способе действия и совершит в будущем такую же или более грубую ошибку?

Сергей Тацюн – Директор по развитию (Московское представительство Factum AG Vermögensverwaltung, factum.li)

[1] HNWI – High Net Worth Individual – состоятельное лицо (человек). Обычно под HNWI понимается человек, имеющий сумму свободных денежных средств от $1 млн.


В среднем и крупном бизнесе вопрос внешних и внутренних угроз быстро становится насущным. Проблемы у высшего менеджмента могут начаться из-за активности конкурентов, ошибок некомпетентных сотрудников, мошенничества работников, имеющих доступ к ресурсам бизнеса, и даже от излишнего внимания государственных проверяющих органов.

Чем занимается директор по безопасности

Для минимизации рисков в компании создается специальная структура — служба безопасности. Именно ей и руководит директор по безопасности. В зависимости от структуры бизнеса, этот человек может занимать пост заместителя генерального директора — руководителя службы безопасности. Или быть отдельной топ-единицей. Суть от этого не меняется: специалист должен уметь защищать компанию от угроз.

  • Разработка концепции комплексной системы безопасности.
  • Выявление, защита и анализ внешних и внутренних угроз.
  • Применение методов деловой разведки и контрразведки для обеспечения безопасности компании.
  • Выявление признаков корпоративного мошенничества.
  • Минимизация уголовно-правовых рисков.
  • Проведение следственных действий по факту нарушений правил компании.

Это универсальный список обязанностей, которым можно объяснить принцип работы директора по безопасности.

Должностная инструкция — универсальный пример и образец

Чтобы подробнее разобраться в функциях руководителя службы безопасности, мы проанализировали несколько должностных инструкций таких специалистов — как тех, что лежат в открытом доступе, так и тех, которые используются в крупных компаниях.

Создание системы обеспечения безопасности предприятия

Работа начинается с анализа предприятия, выявления рисков, опасностей и угроз. Закончив комплексное исследование, директор по безопасности составляют общую классификацию угроз, прописывает принципы и схемы выявления рисков и опасных ситуаций. Разрабатывается алгоритм проведения проверок — как регулярных, так и внеплановых.

Система защиты компании должна быть эффективной и быстрой, но при этом полностью законной, поэтому в функции руководителя СБ входит проверка всех алгоритмов на противоречие нормативным актам. Соответственно, либо директор по безопасности сам полноценно разбирается в законодательстве, либо выстраивает систему взаимодействия с юридическим отделом.

Чтобы разобраться во всех тонкостях стратегии построения защиты компании, читайте наш материал про 21 принцип корпоративной безопасности.

Защита компании от корпоративного мошенничества

Для начала нужно разобраться во всех возможных видах корпоративного мошенничества. Затем прописать наиболее типичные сценарии обмана, которые проявляются в сфере деятельности конкретного бизнеса. И создать методики для выявления таких действий.

В службе безопасности есть документ, в котором прописаны косвенные и прямые признаки мошенничества, как среди линейных сотрудников, так и среди руководителей. Он дополняется директором по безопасности на основе анализа работы компании и анализа отношений с деловыми партнерами.

Мы уже рассказывали о том, как распознать корпоративное мошенничество с помощью модели Бениша — это математическое исследование факторов, которые прямо и косвенно могут привести к обману. Есть и другие способы системно подойти к защите бизнеса — учитывая психологические особенности сотрудников в процессах компании. Подробно об этом рассказываем в рамках курса для директоров по безопасности.

Корпоративное мошенничество: хищение активов


Конкурентная разведка

Третье направление в работе службы безопасности — проверка контрагентов, партнеров, конкурентов и других физических и юридических лиц, которые оказывают влияние на деятельность организации. О принципах конкурентной разведки и этапах ее проведения читайте в наших статьях.

Информацию можно получать из официальных источников, например, государственных органов и регистрационных организаций. В задачи СБ входит создание системы поступления данных и их анализа. Для этого используют специальные программные комплексы — СПАРК, Интегрум и другие.

Для разведки хороши методы социальной инженерии — массу информации можно добыть легально в чатах, блогах, социальных сетях и других сервисах, где люди сами рассказывают о себе.

Чтобы вам было проще стартовать, мы собрали в отдельной статье 17 сервисов для проверки контрагентов. Проверка контрагента

Работа с соискателями

Директору по безопасности необходимо наладить систему проверки новых кадров в компании. Проработать инструкции и методички для HR-отдела — что можно говорить, что нет, как распознать подозрительных соискателей, которые потенциально могут нести угрозу компании.

Самих соискателей тоже придется проверять — узнать, не находится ли человек в розыске, не подделал ли он свой диплом, нет ли за ним долгов, не является ли он учредителем компаний.

Информацию можно собирать с помощью интернет-сервисов — мы собрали 10 таких ресурсов для бесплатной проверки соискателей. Не забудьте взять у соискателя разрешение на обработку персональных данных.

Построение системы физической защиты

К превентивным мерам безопасности стоит относить не только проверки людей и компаний, но и банальную защиту от взлома и нападения. Если речь идет о крупном офисе или предприятии, просто заключения договора с охранным агентством может быть недостаточно.

Противостояние возможному уголовному или иному преследованию

Специалист по защите компании должен быть готов и к решительным мерам при обострении ситуации с госорганами или конкурентами. Например, внедрить журнал действий для снижения рисков компании при проведении проверок.

Вместе с PR-отделом директор по безопасности организует работу журналистов и съемочной группы на предприятии — это может быть как отдельное мероприятие для маркетинга, так и внеплановое, при активном противодействии незаконным действиям сотрудников госорганов.

Психологическая подготовка директора по безопасности

  • ИТ-защите — повсеместная компьютеризация накладывает отпечаток на деятельность СБ, приходится заниматься защитой как от технических действий хакеров, так и от социальной инженерии.
  • Юриспруденции — нужно настроить постоянный мониторинг изменений в законодательных актах, которые связаны с деятельностью СБ.
  • Психологии — выявлять мошенничества, проверять соискателей и контрагентов, создавать благоприятную атмосферу в коллективе — все это требует не только технических знаний, но и эмпатии, умения распознать характер человека и просчитать его действия наперед.

В работе директора по безопасности много тонкостей, которые лучше узнать заранее, а не на собственном болезненном опыте. Помогут специальные курсы — отбирайте только те, что разработаны практиками.

  • Разрабатывать концепцию комплексной системы безопасности.
  • Эффективно защищаться от внешних и внутренних угроз.
  • Применять методы деловой разведки и контрразведки и другие практические инструменты.
  • Выявлять признаки корпоративного мошенничества.
  • Минимизировать уголовно-правовые риски бизнеса.


Автор: Дмитрий Кузьмин

До Нового года осталось полтора месяца. Инвестору нужно успеть сделать несколько дел, которые повлияют на его доходы. Рассказываем, зачем открывать ИИС в конце года, как снизить налоги и какие ралли нас могут ждать

Фото: Shutterstock

1. Открыть ИИС и пополнить счет

Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) — это брокерский счет , с помощью которого можно получить специальные налоговые вычеты. Его можно открыть у брокера или управляющей компании. Максимальная сумма взноса — ₽1 млн в год.

Сейчас существует два типа вычетов — А и Б. Первый предполагает вычет на взносы, то есть вы можете вернуть 13% от суммы, которую внесли на счет за год. При этом даже не обязательно покупать ценные бумаги . Однако получить можно не более ₽52 тыс., так как максимальная сумма, с которой рассчитывают 13%, составляет ₽400 тыс.

Кроме того, для получения такого вычета нужно иметь официальный доход, с которого вы платите НДФЛ. Например, белую зарплату. Вычет не может быть больше суммы НДФЛ, которую вы заплатили государству за год. То есть если вы получаете зарплату ₽30 тыс. и ваш работодатель каждый месяц удерживает с вас НДФЛ ₽3,9 тыс., то за год заплатите государству ₽46,8 тыс. Выше этой суммы налоговый вычет вы не получите. По словам финансового консультанта Натальи Смирновой, при вычете типа А нет смысла класть на ИИС сумму больше вашего официального годового дохода.

Инвестировав внесенные средства в консервативные инструменты, вы можете увеличить финансовый результат до 21% в первый год инвестирования. Например, купив облигации с купоном 8% годовых

Вычет можно оформлять каждый год, если вы ежегодно пополняете счет. Однако нужно помнить, что ИИС нельзя закрывать в течение трех лет, иначе полученные вычеты придется вернуть.

Тип Б не предполагает ежегодных налоговых льгот. Если вы получили прибыль от инвестиций, то при закрытии счета и продаже ценных бумаг не будете платить налог в 13%. Средства можно получить только при расторжении ИИС, но не ранее чем через три года после открытия счета. Максимальная сумма вычета не ограничена.

Инвестор может иметь только один ИИС и выбрать для него один тип вычета. Если вы решили воспользоваться вычетом типа А, то деньги на него можно положить в конце года. В таком случае налоговый вычет за 2021 год вы сможете оформить уже в январе 2022 года.

Если вы выбрали вычет типа Б, то пополнение счета тоже нужно контролировать. Смирнова отметила, что если у инвестора уже есть определенные средства, а в конце года он может получить бонус и общая сумма может превысить ₽1 млн, то лучше положить деньги на ИИС сейчас.

Чтобы не получилось, что человек упустил окончание года и у него осталась на следующий год сумма более ₽1 млн. Он физически их не сможет внести на ИИС, даже типа Б

Фото:uforms.ru для РБК Quote

Фото:Pexels

2. Оптимизировать налоги

Для налоговых резидентов России ставка подоходного налога составляет 13%, но если доход оказался выше ₽5 млн, то она повышается до 15%. Доход — это фактическая прибыль от инвестирования. Например, вы продали акции с прибылью и получили дивиденды. Если компания не платит дивиденды, но акции подорожали и вы решили их не продавать, то фактического дохода не будет.

Допустим, вы приобрели 100 акций по ₽3 тыс. за бумагу, а потом их цена выросла до ₽5 тыс. Если компания не платит дивиденды , то вы заработали ₽200 тыс. Эта сумма будет налогооблагаемой базой. С нее вы заплатите подоходный налог в размере ₽26 тыс.

Однако убыток уменьшает сумму дохода, с которой будет рассчитываться налог. Но для этого вам придется продать подешевевшие бумаги. Если за год общий результат от инвестиций убыточный, то налог за этот период платить не нужно.

Фото:TeroVesalainen / Pixabay

Следовательно, если инвестор запланировал продажу каких-то бумаг до конца года, нужно посмотреть, не приведет ли это к фиксации убытка, который нельзя будет перенести и использовать против прибыли в последующих периодах

Сальдировать можно результаты по нескольким брокерским счетам, однако в этом случае придется все делать самостоятельно. Для этого нужно заполнить декларацию 3-НДФЛ по итогам года. При этом дивиденды ни с чем не сальдируются и вернуть налог с них нельзя. Помимо этого, прибыль и убыток, полученные на ИИС, нельзя объединить с прибылью и убытком на обычном брокерском счете.

Если за последние десять лет у вас уже были убытки по обращающимся активам, то сейчас можно воспользоваться льготой по переносу убытков на будущие налоговые периоды, отметил Потанин. Для этого также нужно подать декларацию 3-НДФЛ.

Фото:Kasefoto / Shutterstock

Фото:Allison Joyce / Getty Images

3. Ребалансировать портфель

В этом случае стоит оценить, насколько это оправданно. Скорее всего, более разумным будет сократить долю таких позиций или каким-то образом перестроить распределение и наполнение портфеля, отметил Шакаров.

Ребалансировку нужно проводить в соответствии с вашим риск-профилем и стратегией, сказала Смирнова. Например, акции в портфеле консервативного инвестора сильно выросли и стали занимать большую долю. В этом случае инвестор может зафиксировать прибыль и снова привести портфель к комфортному соотношению бумаг. Или, наоборот, если инвестор агрессивный, но акции в его портфеле стали занимать небольшую часть из-за их падения, то имеет смысл их докупить.

Кроме того, в конце года рынки ждут рождественские и новогодние праздники. С учетом того, что в России они больше, чем в Европе и США, то лучше перед ними закрыть все рискованные позиции, в которых вы сомневаетесь. По словам Смирновой, это нужно для того, чтобы избежать внезапных колебаний портфеля, так как инвестор в этот период может не быть на связи и не следить за ситуацией.

Еще одно отличие от подобных курсов: никто никогда не собирал все эти дисциплины в одну программу. Напротив, обычно видео-тренинги или дистанционные курсы дробятся на минимальные 'кусочки' знаний, касаются одной очень узкой темы. А в Портфель Директора входит и стратегический менеджмент, и маркетинг, и финансовый менеджмент, и управление персоналом. Поэтому данная Программа пока не имеет абсолютно никаких аналогов, и сравнивать её с чем-то трудно.

Executive: Призвана ли ваша Программа заменить курс MBA?

Executive: Насколько наши менеджеры способны себя организовать таким образом, чтобы каждый день находить время для занятий по данному курсу?

И.Т. Понятно, что без мотивации к обучению никакое обучение невозможно. Очень давно великие педагоги говорили о том, что заставить человека учиться можно всего 2 способами – заинтересовать, показать какие преимущества он получит, если что-то новое узнает, и испугать – показать, как плохо ему будет, если он этого не узнает. Здесь те же самые возможности. Руководители обычно самомотивированы на обучение. Мы со своей стороны сделали всё возможное для того, чтобы человека заинтересовать, чтобы заниматься по Программе было интересно и увлекательно. Поэтому, если люди хотят учиться, они будут учиться. Те, кто приобрёл Программу, занимаются по ней достаточно регулярно и с большим интересом. Я даже больше скажу: мой отец, которому 60 лет, прекрасный технический специалист, великолепный инженер-строитель, с большим интересом занимается по этой Программе уже 3 месяца по собственной инициативе, осознавая, что в наше время без знаний об управлении предприятием, без знаний о бизнесе работать уже невозможно.

Executive: Т.е. по вашей Программе могут заниматься и те, кто не получил специального экономического образования?

Executive: Существуют ли какие-то рекомендации по порядку изучения тем Программы?

И.Т. Мы предусмотрели несколько вариантов обучения. Лекции, которые есть в Программе, разбиты на небольшие самостоятельные фрагменты. Вы можете начать с первого диска Программы (первой темы) и последовательно двигаться дальше. Если вы смотрите видеолекцию, справа от видеоизображения показываются слайды, которые анимированы по мере обращения к ним автора, а внизу - тезисы, отражающие основные идеи по данной теме. Часто бывает, что когда вы сидите, например, на семинаре или тренинге, вас неожиданно отвлек телефонный звонок или чей-то вопрос, и вы прослушали то, о чем говорил тренер. Обычно мы находим неуместным переспрашивать автора и просить повторить только что сказанное. И в результате пропускаем ценные мысли. В данном случае, работая с нашей Программой, вы можете воспользоваться тезисами, чтобы вернуться к тому вопросу, который вы недостаточно усвоили или хотите прослушать еще раз. Также вы можете прочитать конспект - мы рекомендуем сделать это для закрепления полученной информации. При этом в конспекте предусмотрена возможность просматривать незнакомые термины и слайды, о которых говорится в тексте.

Иногда бывают ситуации, когда компьютер вам недоступен. Например, вы летите в самолете, ноутбук оставили дома, но у вас есть 2 часа свободного времени, которые вы хотите провести с пользой. Вы можете взять с собой в дорогу конспект, предварительно распечатав его. В Программе предусмотрена возможность сохранения всех текстовых материалов в вашем компьютере, их последующего редактирования и печати.

Очень важное место в Программе занимают приложения. Достаточно часто на семинарах, которые проходят в нашем учебном центре, к нам и нашим консультантам поступают просьбы от участников предоставить в качестве дополнительного материала нормативные документы, положения, инструкции, все то, что можно использовать для организации внутрифирменной деятельности подразделения. Особенно это актуально для молодых, быстроразвивающихся компаний, которые еще совсем недавно состояли из нескольких человек, а сегодня их штат растет на глазах. Поэтому мы постарались учесть это и включили в Программу те приложения, в которых чаще всего нуждаются.

Или, к примеру, вам необходимо провести маркетинговое исследование. Вы опять же в видеолекции получаете от автора алгоритм работы, а в приложении вы уже можете найти пример правильно составленной заявки на проведение маркетингового исследования – в случае если исследование проводит сторонняя организация, или рекомендации по составлению анкеты – если вы проводите исследование собственными силами.

Всего в Программу включено более ста приложений. Замечу еще раз, что все они носят исключительно практический характер и при внесении в них определенной специфики готовы для использования в качестве внутрикорпоративного стандарта.

Executive: Возможен ли альтернативный вариант прохождения курса – не с первого по 20-й диск, а в другом порядке?

При этом очень важный момент – оценка усвоения знаний. Для этого в Программе, помимо входных тестов, мы предусмотрели систему тестирования итоговых результатов обучения. Вы отвечаете на вопросы теста по каждой теме и, если отвечаете неверно, то вам сразу же выдается комментарий, где вы ошиблись и какой ответ был бы правильным. То есть, по сути, материал был прослушан, или прочитан, но часто бывает, что усвоен не на 100 процентов. И подобный интерактивный тест позволяет, не тратя много времени, повторить и закрепить полученный материал. Таким образом вы получаете не просто инструмент контроля за процессом обучения, но и такую очень важную вещь, как обратная связь.

И.Т. Это собственные разработки шести бизнес-тренеров, авторов Программы. Они основаны на следующей концепции. Есть абсолютно объективные знания, допустим, любой маркетолог может рассказать, что такое SWOT-анализ. И большая часть вопросов в этих тестах ориентирована на знание базовых основ шести направлений бизнес-теории. Есть, конечно, такие вещи, которые достаточно субъективны и касаются именно содержания самой Программы. Но мы старались делать тесты не столько на знания каких-то классических или неклассических моделей, сколько на понимание смысла процессов, происходящих в бизнесе. Некоторые из них похожи на кейсы: даётся задачка, которую человек должен решить, и существуют правильные и неправильные ответы, т.е. структура тестов – это классический multi-choice. Если человек даёт неправильный ответ, Программа ему выдаёт правильный ответ и его обоснование. Это позволяет не просто запомнить, но понять и усвоить информацию. Таким образом, мы стараемся внести элемент обратной связи. Конечно, она ограничена возможностями мультимедийной программы, но для самоучителя эта обратная связь – очень хорошее качество.

М.А.. Мы решили искать преподавателей MBA в российских ВУЗах, переговорили с преподавателями экономики, но быстро поняли, что они недостаточно хорошо владеют практической информацией – все больше теорией. После этого мы обратились к консультантам-практикам, авторам наших курсов и семинаров. Некоторые из них преподают по программе МВА в МГУ, МИРБИСе, Государственном университете управления.

Executive: Не могли бы вы рассказать об этих людях подробнее?

Андрей Ильдеменов – кандидат экономических наук, сейчас является финансовым директором крупного российского машиностроительного холдинга, достаточно большое количество времени он уделяет консалтинговым проектам в сфере финансов, преподаёт MBA в Государственном университете управления.

Владимир Пигалов – ведущий консультант по человеческим ресурсам, проводит тренинги по мотивации персонала. В данном курсе он рассказывает о том, как построить систему управления персоналом, включая найм, увольнение, перемещение, мотивацию сотрудников. Сейчас он является независимым консультантом, работает с нами по консалтинговым проектам.

Executive: То есть работа между авторами распределялась по специализации?

И.Т. Именно так: работа распределялась по дисциплинарному подходу, каждый работал над своим разделом, рассказывал то, что он лучше всего знает, а системность и связь между разделами обеспечивало научное руководство Александра Кузнецова. Мы постарались исключить все возможные пересечения и в то же время сделать эту Программу максимально системной, чтобы одна тема плавно перетекала в другую.

Executive: Легко ли проходила работа с авторами?

И.Т. Могу откровенно сказать, что мы очень долго мучили авторов, потому что выдвигали очень высокие требования. По несколько раз переписывались все тесты и конспекты до тех пор, пока это не стало соответствовать заданному нами уровню.

Executive: Много ли отзывов о Программе поступает от ваших покупателей?

И.Т. К нам поступила уже масса отзывов и мы ими очень довольны: они даже превзошли наши ожидания. Многие из наших клиентов находят ещё более интересные возможности применения этой Программы, о которых мы и не задумывались. Выяснилось, что многие наши клиенты хотят использовать эту программу для обучения своих сотрудников, причём массового обучения, с участием целых отделов. Например, устраивают групповой просмотр видео-лекции и групповое обсуждение после него.

Executive: Не возникало ли необходимости модифицировать программу для организации системного корпоративного обучения?

И.Т. Основная модификация уже сделана: по просьбам наших клиентов мы создали сетевую версию Программы. Она позволяет сохранять данные о просмотрах определённых лекций и о результатах прохождения тестирования сотрудниками на сервере администратора. Таким образом, компании получили аналог дистанционной корпоративной системы обучения, и сейчас по такой системе они стараются обучать большое количество своих сотрудников. Хорошо то, что появляется возможность дать всем вовлечённым в процесс управления компанией людям одни и те же знания, чтобы они понимали друг друга, говорили на одном и том же языке. Чтобы не получалось так, что, к примеру, финансовый директор просит у коммерческого директора бюджет продаж, а последний не понимает, о чём речь. В курсе финансового менеджмента очень хорошо рассказана вся система бюджетирования, управленческого учёта в компании. Это понятно любому человеку, не только финансовому директору. Поэтому получается, что эта Программа для многих компаний стала единым профессиональным стандартом.

Executive: Есть ли онлайн-вариант курса?

Executive: Осуществляется ли через Интернет поддержка пользователям мультимедийного курса?

И.Т. Для всех покупателей Программы предоставлена информационная поддержка через сайт, где можно задать вопросы по материалу непосредственно автору.

Executive: Можно ли сформулировать в одной-двух фразах миссию продукта?

Читайте также: