Диалог с оппозицией как метод обеспечения политической стабильности

Обновлено: 30.06.2024

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – состояние политической системы, характеризующееся наличием необходимых условий и факторов, обеспечивающих сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе достижения баланса интересов различных социальных субъектов и политических сил, своевременного легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий в сфере политики с помощью предусмотренных законом механизмов и средств.

В истории политического дискурса существовали различные модели политической стабильности. В античности согласие (homonoia) мыслилось как гармоническое соотношение, имеющее числовой характер. Так, реформы Солона исходили из гармонии, установленной посредством точных пропорций и обеспечивающей согласование между различными группами полиса (2/1, 3/2, 4/3).

В Средние века политическая стабильность достигалась благодаря силе традиций и авторитета христианской церкви.

В Новое время в связи с разделением властей решающей моделью стала модель равновесия между ними, достижения баланса между различными политическими силами. Дифференциация политической системы современного общества, плюралистичность его политических сил существенно усложняют достижение социальной интеграции. В наши дни все больше и больше осознается относительный характер политической стабильности, подверженной флуктуациям и строящейся на основе идей системного подхода и самоорганизации.

Политическая стабильность, как и стабильность общества, обусловлена законами функционирования и развития общества, характером и способами взаимодействия его подсистем, изменения и эволюция которых не влекут за собой разрушения функционального единства структуры и их равновесия.

Массовая поддержка политического режима выражается также в принятии большинством населения всей совокупности основных политических ценностей (принцип разделения властей, гласность, многопартийность, плюрализм мнений, свобода слова, независимость средств массовой информации и т.д.), определяющих характер и способы функционирования данной политической системы.

К основным условиям, влияющим на уровень массовой поддержки существующего политического режима, относятся также: уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности граждан; наличие демократических институтов и механизмов, обеспечивающих участие населения в политическом процессе; безопасность и правовые гарантии личности.

Особое значение приобретает массовая политическая поддержка в условиях реформ, когда общество в целом и его политическая система, в частности, переживают период перехода от одного состояния к другому, становясь на какое-то время разбалансированными, а значит, и менее стабильными. В этих условиях возникает противоречие и даже разрыв между социальными нормами и ценностями, утверждаемыми (насаждаемыми) властными структурами, и социальными нормами и ценностями, доминирующими в массовом сознании. В массовом сознании в силу ряда причин – инерционности, более стойкой приверженности к фундаментальным ценностям, – может возникнуть неприятие норм и ценностей властвующих групп, напряженность и даже конфликт между массами и властями. Важно учитывать, что в обществе всегда существует конкуренция групп за лидерство, смена групп, претендующих на более заметную политическую роль и на более весомый политический статус. Эти группы, организованные в политические движения и партии, могут возглавить оппозиционные выступления в разных формах. Они будут тем успешнее, чем в большей мере отразят общенациональные интересы и цели, ценности культуры и менталитет. Оппозиционные группы способны придти к власти при условии, если им удастся мобилизовать и повести за собой массы, объединив их идеологическими лозунгами и программами. Многое здесь зависит от политически авторитетного лидера, популярного в народных массах. В поддержании политической стабильности особое значение имеют утвердившиеся в обществе, кодифицированные в правовых законах и ставшие легитимными способы борьбы за власть. Исторический опыт нелегитимной политической борьбы – от политических заговоров до политических революций показывает, что она разрушительна для политической стабильности и чревата распадом общества. Нелегитимная борьба за власть может иметь явный и латентный характер. Скрытые формы нелегитимной борьбы за власть, не выходя на поверхность общественной жизни, способны серьезно ослабить устойчивость правящего режима, разрушить его внутреннюю консолидацию и привести в конечном счете к серьезным политическим потрясениям.

Обеспечение политической стабильности общества достигается благодаря правовым гарантиям безопасности участия граждан и политических организаций в политической деятельности и особенно в оппозиционных (протестных) движениях, отстаивающих свои политические интересы и претендующих на политическое участие во власти. Во многих демократических странах мира накоплен значительный опыт политической борьбы (и в первую очередь борьбы за власть), не приводящей к катаклизмам и национальным потрясениям. Реформируемой России такой опыт еще только предстоит обрести. В разных странах выдвинуты и осуществляются специальные программы стабилизации, их опыт выхода из экономического и политического кризиса, восстановления политической стабильности без смены общественно-политической системы, модернизации экономики при государственном контроле и регулировании, учитывающий различие социально-политических систем и исторических условий, национальные и государственные особенности при его адаптации столь же важен для России.

Политическая стабильность зависит от уровня и характера политической активности, от позиций политических лидеров, от их умения выражать общенациональные интересы и консолидировать политическую волю граждан, от способности к критическому анализу своей деятельности, от соблюдения ими нравственных и правовых норм.

Важным условием политической стабильности общества в период реформ является их правовая обеспеченность, достигаемая на основе единства конституции (основного закона), федерального и местного законодательства. Система существующих в обществе законов должна изменяться в соответствии с новыми условиями и новыми вызовами времени. Несвоевременное изменение, отставание или затягивание совершенствования конституционных норм и действующего законодательства оказывает дестабилизирующее воздействие на политический процесс, на взаимодействие политических субъектов и ветвей власти.

Показатель политической стабильности общества – его способность нейтрализовать негативные воздействия извне (подрывную деятельность, международный терроризм, экономическую блокаду, политическое давление, шантаж, дезинформацию, угрозу применения силы и др.). Подобные негативные воздействия могут привести политическую систему в состояние крайней нестабильности и даже разрушить ее. В этом отношении особенно опасно развязывание гражданской войны или масштабных политических насильственных актов со стороны как сторонников, так и противников существующего строя. Поэтому столь важна адекватная реакция государства на угрозу своему суверенитету, своим социальным интересам и безопасности своих граждан.

1. Политическая теория и политическая практика. М., 1994;

2. Семигин Г.Ю. Политическая стабильность российского общества в условиях реформ. М., 1996;

Одной их важных характеристик политической системы является понятие политической стабильности. Политическая стабильность – устойчивое состояние политической системы, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом внутреннюю структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Политическая стабильность есть определенный общественный порядок, основанный на общности и преемственности интересов и целей общественного развития, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность – это способность субъектов противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему воздействиям.

Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, эффективности властных структур, в постоянстве норм и ценностей политической культуры, привычности и устойчивости типов поведения и политических отношений. Из истории известно, что общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка и преемственности, достигали наибольших успехов. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений, приводила к неустойчивости и регрессивной реставрации прежних порядков.

Главными субъектами внутриполитической стабильности выступают государства и политические ячейки общества. Причем, в зависимости от проявляемой ими активности, они могут выступать объектами политического процесса. Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную.

Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.

Недовольство людей политикой правящей элиты порождает системный кризис, дестабилизирует общество в целом и его подсистемы. Именно противоречия между властью и обществом являются главными причинами нестабильности общества.

Факторы политической стабильностиКачественные характеристикиМетоды обеспеченияполитической стабильности
Политические действияСогласованность, последовательность, поэтапность изменений.Базирование на реальных экономических, социальных, культурно-психологических предпосылках.Социально-политическое маневрирование
Политическая программаРеалистическая политическая программа, способная соединять цели со средствами. Политическое манипулирование
Динамика социальныхинтересовУчет автономности, специфики интересов, множественности ориентаций деятельности.Выделение зон согласования интересов и позиций, выработка единых правилповедения, принимаемых всеми участниками политического процесса.Повышение доверия к политическим и нравственным ценностям и идеалам со стороны народа.Баланс интересов различных групп, артикуляция и агрерирование различных интересов.Введение оппозиционныхсил в политическую систему и постепенная их адаптация, и интеграция
Способы достиженияДиктатура: исторически недолговечна, имеетиллюзорный характер без участия народных масс и оппозиции.Развитие демократии: широкая социальная база, развитое гражданское общество.Применение силы
Экономические факторыЭкономическая стабильность, рост благосостояния, эффективность управления
Политико-правовые факторыЖесткое разделение ветвей власти, наличие сдержек и противовесов в функционировании ветвей власти.Сокращение социального пространства дляпрямых непосредственных форм давления на деятельность исполнительной власти.Большое количество фильтров – групп интересов, групп давления, партий, парламентских комиссий и комитетов.

Факторы политической нестабильностиПринимаемые формы
Борьба за властьИзменение политического режима,смена правительства
Создание угрозы целостности государстваИзменение политического режима
Персонификация властиАвторитаризм в политике
Преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующихэлитРаскол общества
Наличие межэтнических и региональных противоречийРаскол общества
Сложности обеспечения преемственности политической властиБорьба группировок

Следует отметить, что анализ политического риска в Казахстане имеет некоторую специфику. Во-первых, политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора. Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции.

В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в Казахстане был особенно высок. В целом риск, вызываемый текущими процессами, крайне высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода.

Политическая стабильность – состояние государства, которое остается неизменным при воздействии разных факторов как внешних, так и внутренних. При политической стабильности любые отклонения в государстве регулируются в рамках определенных норм. Нормы могут быть как правовыми, так и моральными. Достичь идеальной политической стабильности невозможно. Мировое общество безостановочно развивается. С обществом развивается государство. Политическая система подстраивается под прогресс. Всегда какой-то процент населения будет недовольным текущим положением дел.

Рассмотрим основные условия политической стабильности государства.

1. Политическая система должна эффективно функционировать, должна успешно решать все текущие проблемы и обеспечивать стабильный прогресс государства. Слаженный государственный аппарат позволяет эффективно реагировать на проблемы внутри страны. При этом время реагирования будет максимально быстрым. Эффективное решение проблем будет способствовать поднятию авторитета власти. Количество довольных людей текущим положением дел будет возрастать. Внутренняя стабильность государственных органов будет повышать авторитет страны так же и на мировом уровне. Уважение к власти будет способствовать становлению политической стабильности.

2. Согласование социальных групп с выражающими их интересы политическими организациями по основным вопросам общественного развития. Согласованность государства с социальными группами всегда будет одним из самых главных факторов стабильности внутри государства. Что позволит быстрее принимать важные политические решения. При согласовании с социальными группами такие решения будут иметь максимальную эффективность для развития государства.

3. Высокий уровень доверия населения к государственным структурам. Управление государством с максимальным учетом мнения населения вызывает доверие к правительству. Это впоследствии позволяет уменьшить уровень сопротивления общества к новым реформам, что дает государству возможность эффективно развиваться.

4. Легитимность политического режима в государстве, его легальность. Легитимность – признание текущей власти народом. Признание ее правомерности. Власть должна состоять из честных некриминальных людей, должна действовать исключительно в рамках правовых норм. Это позволяет снизить преступную деятельность в государстве. Повышает авторитет государства на мировой арене.

5. Наличие эффективной правовой системы в государстве. Правовая система позволяет избежать хаоса внутри государства. При наличии эффективной правовой системы все конфликты регулируются исключительно в рамках закона, что позволяет достичь внутренней стабильности государства.

6.Поддержание прав и свобод человека, поддержание оптимального уровня участвующих в политике и абсентеистами. Уважительное отношение к человеку в государстве будет вызывать у людей только положительную реакцию. Общество будет больше участвовать в политической жизни государства. Количество абсентеистов будет минимальным. Абсентеист – человек, который уклоняется от какого либо политического участия (например, участия в выборах или каком либо голосовании).

7. Правильное распределение полномочий между разными политическими структурами, оптимизация количества таких структур. Разумное распределение полномочий между центральными и региональными структурами позволяет повысить эффективность управления. Это уменьшит возможность злоупотребления слишком большой властью, предоставленной высшими государственными органами. Оптимально количество государственных структур позволит избежать бюрократических проблем, ускорит выполнение различных указаний, позволит эффективнее решать текущие проблемы.

8. Управление страной с правильным соотношением моральных и правовых норм. У каждого государства есть своя культура, свои моральные и правовые нормы. Нахождение максимального баланса между этими нормами будет приводить к удовлетворению населения, большему признанию власти обществом.

9. Избегание сильного классового разделения в обществе. Сильное классовое разделение будет вызывать недовольство у низшего класса населения. Это может привести к протестам или более агрессивным действиям против власти. Так как это самый массовый класс любого государства, протесты ни к чему хорошему не приведут. Государство должно поддерживать оптимальный классовый баланс, определенный уровень жизни в обществе. Это позволит избежать конфликтов в обществе.

10.Предотвращение острых социально-этнических и религиозных конфликтов внутри государства. Данные конфликты являются довольно большой проблемой для государства, так как могут привести к вооруженным конфликтам между разными этническими или религиозными группами. Правительству необходимо пресекать конфликты такого рода в самом начале. Так как это одна из самых сильных угроз внутренней стабильности государства.

11.Эффективная политическая коммуникация. Эффективное двухстороннее взаимодействие власти с народом. Позволяет поддерживать политическую грамотность населения, что способствует принятию наиболее рациональных решений для государства.

12.Умение власти использовать международный опыт по развитию государства. Это умение наиболее необходимо молодым государствам, так как позволяет избежать основных ошибок в развитии государства на примерах других моделей государств. Использование международного опыта позволяет максимально эффективно решать основные проблемы государства.

13.Наличие общих элементов политической культуры, как у власти, так и у народа. Это позволяет народу больше понимать власть, что приводит к большему пониманию принятых политических решений.

Рассмотренные факторы позволяют достичь максимальной политической стабильности. Правильность соотношения этих факторов зависит от социальной культуры общества и политического режима в стране. У разных народов разные моральные принципы и политические взгляды. В связи с этим у каждого государства приоритет этих факторов может отличаться.

Одной их важных характеристик политической системы является понятие политической стабильности. Политическая стабильность – устойчивое состояние политической системы, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом внутреннюю структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Политическая стабильность есть определенный общественный порядок, основанный на общности и преемственности интересов и целей общественного развития, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность – это способность субъектов противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему воздействиям.

Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, эффективности властных структур, в постоянстве норм и ценностей политической культуры, привычности и устойчивости типов поведения и политических отношений. Из истории известно, что общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка и преемственности, достигали наибольших успехов. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений, приводила к неустойчивости и регрессивной реставрации прежних порядков.

Главными субъектами внутриполитической стабильности выступают государства и политические структуры общества. Причем, в зависимости от проявляемой ими активности, они могут выступать объектами политического процесса. Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную.

Недовольство людей политикой правящей элиты порождает системный кризис, дестабилизирует общество в целом и его подсистемы. Именно противоречия между властью и обществом являются главными причинами нестабильности общества.

Факторы политической стабильности Качественные характеристики Методы обеспечения политической стабильности
Политические действия Согласованность, последовательность, поэтапность изменений. Базирование на реальных экономических, социальных, культурно-психологических предпосылках. Социально-политическое маневрирование
Политическая программа Реалистическая политическая программа, способная соединять цели со средствами. Политическое манипулирова ние
Динамика социальных интересов Учет автономности, специфики интересов, множественности ценностных ориентаций. Выделение зон согласования интересов и позиций, выработка единых правил поведения, принимаемых всеми участниками политического процесса. Баланс интересов различных групп, артикуляция и агрерирование различных интересов. Введение оппозиционных сил в политичес кую систему, постепенная их адаптация, интеграция
Способы достижения Диктатура: исторически недолговечна, имеет иллюзорный характер без участия народных масс и оппозиции. Развитие демократии: широкая социальная база, развитое гражданское общество, поиски консенсуса. Применение силы
Экономические факторы Экономическая стабильность, рост благосостояния, эффективность управления
Политико- правовые факторы Жесткое разделение ветвей власти, наличие сдержек и противовесов в функционировании ветвей власти. Большое количество фильтров – групп интересов, групп давления, партий.




Следует отметить, что анализ политического риска в Казахстане имеет некоторую специфику. Во-первых, несовершенство демократических институтов и переходный этап исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, что само представляет собой существеыннй фактор риска. Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества этносов, опирающихся на различные исторические, политические, культурные и религиозные традиции.

В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в Казахстане был особенно высок. В целом риск, вызываемый текущими процессами, достаточно высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода.

Читайте также: