Дхармашастры и веды являются источниками права в какой правовой семье

Обновлено: 30.06.2024

Религиозная правовая семья представляет собой совокуп­ность правовых систем, в которых одним из базовых источников права являются религиозные нормы. Значимость и распростра­нение их на процесс регулирования общественных отношений различен, но общим является то, что религиозные тексты игра­ют роль правых актов, со всеми вытекающими последствиями.

В современном мире к данной правовой семье относятся мусульманское право, как наиболее яркий представитель данной правовой семьи, индусское право, дальневосточное право.

Мусульманское право (Иордания, Сирия, Тунис, Марокко, Ирак, Судан) как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII-X вв. в Арабском халифате и осно­вано на религии - исламе.

Основные черты мусульманского права.

1. Ислам исходит из того, что существующее право при­шло от Аллаха, который в определенный момент истории от­крыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Ал­лаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество долж­но руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и уш­ли века кропотливой работы мусульманских юристов-факихов. Шариат состоит из 2 частей:

- теологии, принципов веры (акида);

- право (фикх), или мусульманское право, делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть линия его поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Эти две части и составляют предмет юридической науки. Изучение государства не является частью мусульманской юридической науки.

2. Основная функция мусульманского права в сохранении неразрывных связей между законодательством и первичными источниками. У истоков всех мусульманских правовых школ, суннитских и шиитских, учения которых признаются, стояли две школы - школа Медины и иракская школа. Эти старейшие школы использовали обычное право, укоренившееся на контролируемых ими территориях, и приспособили его к потребностям исламской веры. В силу исторических причин сегодня насчитываются четыре суннитские - ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская - школы мусульманского права и три шиитские - джафаритская, исмаилитская, зейдитская.

3. Единственным источником мусульманского права, кроме, конечно же, религиозных текстов, являются труды ученых-юристов. Мусульманское право представляет собой пример права юристов. Оно было создано и развивалось частными специалистами. Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. Основу мусульманских юридических норм составляет казуистический метод. Правовая наука играет роль законодателя.

Отсутствие деления на частное и публичное право, небольшое количество отраслей права (уголовное, судебное, семейное право).

5. Мусульманское право - тесное взаимодействует с местными традициями и обычаями (нередко доисламскими и иссоп падающими со строгими положениями шариата), сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и постоянства с гибкостью испособностью изменяться во времени.

Источники и структура мусульманского права

Коран - священная книга, содержащая в себе собрание ИЗ речений Мухаммеда о нравственности и морали.

Иджма - толкование обязанностей правоверного мусульманским сообществом. Выступает средством восполнения пробелов Корана и Сунны.

Княс (аналогия) - применение к новым случаям правил, установленных Кораном, Сунной или Иджмой.

Кроме этого, дополнительными источниками выступают светские акты - главы государства, парламента, которые должны соответствовать религиозным текстам.

Характеризуя структуру мусульманского права, отметим, что здесь отсутствует классическое деление на публичное и ча­стное право. В базовых источниках глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые можно было бы отнести или к частному, или к уголовному праву. К ос­новным отраслям мусульманского права относятся уголовное право, судебное право и семейное право.

Индусское право

Индусское право распространяется на всех выходцев из Индии, исключая приверженцев ислама, христианства, иудаизма и парсизма (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия, Кения, Танзания, Уганда). Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст - слоев общества.

В основе правовой системы лежит учение индуизма, кото­рый состоит из нескольких вероучений: 1) буддизм; 2) джайнизм; 3) сикхизм. Основу учения индуизма составляет идея о перевоплощении душ и карма. Устанавливалось кастовое деле­ние. Каста - группа людей, объединенных специальным занятием или профессией. Традиционно выделяют 4 группы каст: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрии (вои­ны), вайшья (торговцы) и шудры (слуги и ремесленники).

На основе положений индийской Конституции 1950 г. к на­стоящему времени отменены все правила, регулировавшие при­влечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской мест­ности, и сегодня придерживаются традиционных правил пове­дения. До сих пор крайне редко заключаются браки между чле­нами разных каст, особенно если женщина принадлежит к выс­шей касте. Кастовое деление во многом определило развитие правовой системы (семейное право, наследственное).

Главная особенность классического индусского права - тес­ное сплетение с религией. Индусское право не имеет относи­тельной самостоятельности и является по сути своей неотъем­лемой частью индуизма, традиционной системы, в содержание которой (помимо права) входят различные религиозные верова­ния и обряды, моральные, философские и другие идеологиче­ские ценности, предполагающие определенный образ жизни, определенный общественный порядок, социальную организа­цию и структуру.

Для индусского права характерно своеобразие источников - религиозные акты, обычаи, традиции.

Веды - сборники индийских религиозных песен, молит присловий (созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше) содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения.

Смритри — дарованная мудрость старых жрецов и ученых. Это как бы юридические справочники, состоящие из изречений о религиозных обрядах.

Дхармасутры - первые книги по вопросам права, разъясняющие как члены каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, родственникам, соседям.

В период, предшествовавший британской колонизации классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, устанавливаемых светскими правителями, на судебных решениях. По существу, оно опиралось на труды ученых, на смрити, комментарии и их сборники. Классическое индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии. Современное индусское право непосредственно используется при рассмотрении следующих вопросов: семейное право - законность детей, опекун­ство, усыновление, брак, семья из трех и более поколений и раз­дел имущества, наследование имущества умершего, включая неделимое, пережившими его родственниками; семейные обще­ственные вопросы - религиозные и благотворительные пожерт­вования; кастовое право и отлучение.

Индусские идеи сохранились также в концепции государственного землевладения.

Всестороннее и глубокое изучение источников норматив­ного регулирования общественных отношений в Древней Индии необходимо начать с обращения к памятникам ве­дической литературы. Являясь всеобъемлющим источником знаний об универсальных законах Вселенной, Веды — священ­ные книги древних арийцев — заключают в себя предписания, ритуалы, молитвы и многое другое. Считается, что у Вед нет автора, эти знания передавались святыми мудрецами дале­кого прошлого и были записаны приблизительно в пятом тысячелетии до н.э.


Теоретически, если текст смрити расходился с ведическим текстом, он не мог действовать в качестве источника регулиро­вания общественных отношений, ибо Веды — источник всех знаний. Там, где имеются расхождения между ведическим текстом и смрити, преимущество признается за Ведой. Но по­скольку в самих Ведах нормы правового характера отсутствуют, брахманская ортодоксия исходила из фикции, что часть смри­ти основана на забытых или потерянных шрути, и практически смрити никогда не могут толковаться как противоречащие Ведам.

Исторически первыми из литературы смрити появились дхармасутры. На основе старейших дхармасутр — Гаутамы, Ба- удхаяны, Апастамбы, Васиштхи и других — возникала обшир­ная этико-религиозная литература — дхармашастры (Манусм- рити, Яджнавалкьясмрити, Нарадасмрити, Брихаспатисмрити и другие сборники).

Проводя различие между дхармасутрами и дхармашастра- ми, французский ученый-правовед Р. Ленга выделял три кри­терия.

Кроме того, Р. Ленга указывает и на то, что язык дхарма- шастр менее архаичен и более приближен к классическому санскриту, прост и ясен для понимания.

Во-вторых, предметный критерий. Тематика дхармасутр и дхармашастр чрезвычайно разнообразна, часть тем является для них общей, например, предписания для различных ста­дий жизни — ашрам (ученик, домохозяин, отшельник, аскет), домашние обряды и социальные нормы (отношения между младшими и старшими, учеником и учителем, женой и му­жем, сыном и отцом) и т.д. Несмотря на сходство материала дхармасутр и дхармашастр, последние все же являются по сво­ему содержанию более универсальными, а значительный их объем представлен правовыми предписаниями.

И, наконец, в-третьих, дхармасутры создавались и пере­давались в рамках определенных ведийских школ, некото­рые из них входят в состав объемных ритуальных сборни­ков — кальпасутр. Созданные в соответствующих ритуальных школах, сутры обычно приписывались их легендарным ос­нователям, среди которых встречаются и родоначальники знаменитых брахманских родов, например, Баудхаяна, Апа- стамба и др. В дхармашастрах же связь с ведийскими школа­ми отсутствует, вместо имен основателей школ в их заглавиях появляются имена персонажей преимущественно эпической традиции — Ману, Яджнавалкьи, Нарады и др. Соответствен­но, тексты теперь предназначаются не узкой, ограниченной рамками конкретной школы аудитории, а значительно более широкому кругу обучающихся. Это приводит к увеличению количества рассматриваемых тем, а также к использованию более легкой для запоминания метрической формы. Интен­сивно развивающаяся в конце I тысячелетия до н.э. письмен­ная культура, в свою очередь, создает условия для изменения техники передачи знания. Внешне сохраняя устный характер, новая система обучения опирается тем не менее на письмен­ный текст, охватывающий весь объем передаваемого зна­ния и используемый как учителем, так и самими учениками. Следствием этого оказывается расширение текстов, простран­ность изложения, стремление к ясности и исчерпывающему характеру описания.

Другие ученые, напротив, полагали, что составители шастр — шастрины, вовсе не имели в виду создание правовых текстов; в центре их внимания была разрабатывавшаяся веками система воззрений, которая содержала детальные предписания на все случаи жизни, т.е. этическая модель. Предписаниям древних мудрецов не придавалось обязательной силы, и сфор­мулированы они были как пожелания, а не как законы. Иными словами, речь идет о различных для разных социальных групп и ашрам (стадий жизни) традиционных правилах поведения, выполнение которых приносит религиозную заслугу, наруше­ние же, наоборот, ведет к религиозной и социальной деграда­ции в этом и потустороннем мирах. Право же представлено здесь не само по себе, а в числе и в качестве правил доброде­тельного поведения кшатрия-царя, то есть как предмет этики в понимании дхармашастр. Составители дхармашастр, по сути, имели дело не с религией и правом в чистом виде, а с религи­ей и правом как важными компонентами этики (Д. Деррет, Р. Ленга, А. М. Самозванцев).

Немецкий ученый И. Я. Мейер так же считал, что дхарма­шастры по своей сущности менее всего являлись правовыми сочинениями, но связывал их появление с первобытным суе­верием и страхом перед осквернением, а потому предполагал, что дхармашастры скорее выступали колдовскими книгами. Что касается права, то, по мнению ученого, оно должно было сложиться не в ведийских школах и не в дхармасутрах; истоки его нужно искать в обычаях народа (но не брахманского сосло­вия) и в практике судопроизводства царского двора. Основной тезис ученого сводился к тому, что дхармашастры демонстри­руют не развитие права, а постепенное включение светского права в тексты ритуально-магического содержания.

Таким образом, в Древней Индии существовала развет­вленная система религиозно-нравственных и нормативных предписаний, регулирующих все сферы жизни общества. При этом значительное влияние на развитие системы нормативного регулирования оказывала религиозная, философская и другая ведическая литература, причем влияние это было столь велико, что многие правовые явления и в современной Индии не могут быть поняты и объяснены без его учета.

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Славянская система права представляет собой видоизмененную континентальную правовую систему, новую систему, которая сложилась под влиянием особенностей формирования и развития славянского типа государства, правовой общности, образуемой странами славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Самобытность славянской правовой семьи, и прежде всего российской правовой системы, обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.

В составе славянской правовой семью выделяются группа восточнославянского права (Россия, Беларусь, Украина) и южнославянская группа права (Сербия, Черногория). Исторически славянская правовая семья основывается на правовой культуре Византийской империи, обычаях славян и традициях православия.

Характерные черты данной правовой системы:

- обособление данной правовой семьи отражает историческую и этнокультурную специфику России, других восточноевропейских стран. Для русского права всегда была исключительно важной связь с государством;

- особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив, основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления;

- формирование особого типа социального статуса личности, которому свойственно преобладание коллективистских элементов правосознания и нежесткость линий дифференциации личности и государства;

- тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами не на мирском жизнепонимании Бога и человека (католицизм) и тем более не на благословении стяжательства (протестантизм), а на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (нестяжание, благочестие и т.д.).

- ведущий элемент славянской правовой семьи российская правовая система. Ее историческими, региональными и юридическими источниками выступают два таких различных, на первый взгляд, законодательных массива, как право Российской империи и советское право, чья противоположность, однако, во многом была связана лишь со специфическими Особенностями права СССР, обусловленными социалистической идеологией. Вне рамок этой идеологии (которая также во многом имеет национальную детерминацию) можно говорить о преемственном процессе развития одной и той же правовой системы России;

- сферой влияния российской правовой системы исторически продолжает оставаться территория бывшего Союза ССР, республики которого пользовались с Россией фактически одним и тем же правом, что, вероятно, имеет определенную объективную обусловленность. Несмотря на процессы активной суверенизации, эта обусловленность, скорее всего, сохранит свое действие и в будущем.

§ 6. Мусульманская правовая семья

Мусульманская правовая семья охватывает более пя­ тидесяти государств, расположенных от западной оконечности Аф­ рики до тихоокеанских островов, где проживает около 900 миллио­ нов человек, исповедующих ислам (Сирия, Турция, Тунис, Марокко, Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Пакистан и так далее).

Мусульманское право сложилось в эпоху становления феодаль­ ного общества в Арабском халифате в XII—XIII в.в. и представляет по своей сути религиозное право. В соответствии с догмами ислама, создателем мусульманского права является Аллах, который явил его верующим через своего пророка Мухаммеда. Мусульманское пра­ во, которое берет свое начало в Коране, считается исламскими тео­ логами плодом божественных установлений, данных человечеству раз и навсегда.

Характерные черты данной правовой системы:

- источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая, из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии (мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование). Данные комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме. Наиболее поздним источником мусульманского права является Ки яс — правила применения шариата (норм мусульманского права) к новым случаям по принципу аналогий.

- мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и до сих пор сохраняет черты некоторой архаичности, казуистичности, отличается отсутствием писаных систематизированных норм. Так, согласно теории мусульманского права государство в лице суверена-монарха или же в более позднее время - парламента не может творить право, законодательствовать. Суверен в исламистском понимании является не господином, а слугой права. Мусульманское право создается самим Аллахом и его посланником и пророком Мухаммедом. Что же касается суверена, то он, следуя праву, издает лишь административные акты и следит за правильным осуществлением правосудия. Подобные архаические черты сглаживается принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства. За последние два столетия м усульманское право восприняло идею кодификации. В конце XIX в. в Египте других странах Ближнего Востока были приняты гражданские кодек­сы западного образца. В первой половине XX в. законы о семейном праве были приняты в Египте, Судане, Турции ;

- в современном мусульманском праве отсутствует деление пра­ ва на частное и публичное: предписания имущественного харак­тера излагаются наряду с нормами, которые следовало бы отнести к уголовному праву. К числу основных отраслей относятся судеб­ ное право, уголовное право и семейное право;

- судебная практика отличается простотой. Суд тоже осуществляется в рамках требований и на основе общепризнанных канонов ислама. Теоретически он вершился именем или от имени Аллаха. Иерархия судов в большинстве мусульманских стран отсутствует. Судья единолич­но рассматривает дела всех категорий. Исключение составляет Египет, отказавшийся от мусульманских судов.
§ 7. Индусское право

Индусское право тесно связано с религией и распространено в Индии, а также среди индусов, проживающих в Пакистане, Бирме, Сингапуре, Малай­ зии и восточном побережье Африки.

Источниками индусского права являются Веды - религиоз­ ные сборники, отдельные строки которых содержат правила по­ ведения, и Дхармашастры - свод различных правовых норм, выработанных древними жрецами.

После провозглашения независимости Индии (1947 г.) база правовых источников начала кардинально изменяться , что выразилось в принятии законов, резко ограничивших сферу действия традиций. Ныне судьи руководствуются в первую оче­ редь законами и прецедентами.

Читайте также: