Девятый конгресс оон определил коррупцию как

Обновлено: 27.05.2024


В это же время на другом конце планеты в Бангкоке (Таиланд) завершал свою работу XI Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, который пытался найти новые решения в сфере борьбы с преступностью. Он проходил с 18 по 25 апреля. В его работе принимали участие делегаты 131 страны, а общее число участников составляло около 3 тысяч.

§ 1. Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: история и современность

Конгресс ООН относится к числу уникальных институтов и инструментов ООН по отысканию современных способов реагирования государств, народов и всего международного сообщества на преступные проявления во всем их многообразии. Сегодня это самый авторитетный международный орган в сфере борьбы с преступностью. Поскольку в 2005 г. исполнилось 50 лет со дня проведения Первого Конгресса, постольку есть смысл более подробно рассказать об этой структуре международного сообщества.

До середины XIX в. все государства боролись с преступностью индивидуально и самостоятельно. Исключение составляло только пиратство, для борьбы с которым прибрежные государства регулярно объединялись, начиная с XVII в., а эпизодически – еще раньше. Но союзы эти были недолговечными, так как многие государства если и не промышляли пиратством (как одно время Англия), то при случае фрахтовали каперы с наймом экипажа, но без контракта, с целью причинения вреда конкурентам. Однако с середины XIX в. государства столкнулись с тем, что преступность стала захлестывать промышленные города, и старые приемы и методы борьбы с ней оказались недейственными. Нужно было искать новые пути противодействия этому социальному злу, и эти поиски привели к необходимости консолидировать усилия государств.

В связи с этим в 1872 г. в Лондоне собрался Международный конгресс по предупреждению преступности и борьбе с ней. Он положил начало целой череде Пенитенциарных конгрессов, которые в России одно время именовались Тюремными, что полностью соответствовало их содержанию, так как основное внимание конгрессы уделяли рассмотрению вопросов исполнения наказания в виде изоляции осужденного от общества. В 1890 г. Международный тюремный конгресс собирался в Петербурге. Надо отметить, что в тот период человечество предприняло консолидированные и невиданные до того усилия в целях борьбы с преступностью. Стало создаваться множество различных международных структур. Так, в 1885 г. в Антверпене был учрежден Конгресс уголовной антропологии, который собирался еще несколько раз. Самое активное участие в работе таких форумов принимали российские юристы, например Д. А. Дриль[120] 120
Люблинский П. И. Д. А. Дриль как участник международных конгрессов // Дриль Д. А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 751–755.

Международный конгресс в Лондоне учредил Международную тюремную комиссию, которой было поручено заниматься сбором статистических данных в пенитенциарной области, содействовать проведению уголовной реформы и созывать международные конференции. Комиссия просуществовала достаточно долго и даже работала в рамках системы Лиги Наций, где провела в течение 1925–1935 гг. три конференции. Последняя из этих конференций переименовала Международную тюремную комиссию в Международную уголовную и пенитенциарную комиссию.

Лига Наций, как известно, была распущена, такая же участь постигла и Международную уголовную и пенитенциарную комиссию (МУПК). Однако вопрос о борьбе с преступностью с повестки дня не был снят и сразу после создания Организации Объединенных Наций функции и архивы Комиссии перешли в эту вновь созданную организацию. В своей резолюции 415 (V) от 1 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея санкционировала передачу ООН функций МУПК и одобрила инициативу, в соответствии с которой ООН обязалась каждые пять лет проводить международный конгресс для обсуждения политиками, чиновниками, учеными и специалистами в этой области любых актуальных проблем борьбы с преступностью. Одновременно в рамках Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Именно он вел подготовку Первого Конгресса. В 1971 г. Комитет преобразовали в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, а в 1993 г. на его базе был создан более значимый по статусу орган – Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия работает в межконгрессионный период (заседания проходят, как правило, один раз в год) и готовит следующий Конгресс.

Чем занимается Конгресс? Ответ на этот вопрос содержится в п. 29 Декларации принципов и программы действий Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, которые содержатся в приложении к резолюции 46/152 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1991 г.: «Конгрессы Организации Объединенных Наций… в качестве консультативного органа программы представляют собой форум для:

a) обмена мнениями между государствами, межправительственными и неправительственными организациями и отдельными экспертами, представляющими различные специальности и области знаний;

b) обмена опытом в области исследований, права и разработки программ;

c) выявления новых тенденций и проблем в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;

d) представления рекомендаций и замечаний Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию по отдельным вопросам, передаваемым им Комиссией;

К настоящему времени проведено одиннадцать конгрессов.

Первый Конгресс собрался в Женеве (Швейцария) в 1955 г. В его работе участвовало 512 делегатов из 61 страны и территории, многочисленные наблюдатели и представители межправительственных и неправительственных организаций, а также 235 экспертов. По тем временам это был более чем представительный форум. На Конгрессе были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые впоследствии неоднократно перерабатывались и дополнялись и действуют до сих пор. Они стали отправной точкой, прототипом международных моделей, стандартов, норм и руководящих принципов в области отправления уголовного правосудия. Советский Союз на этом Конгрессе представлен не был.

Второй Конгресс проходил в Лондоне (Великобритания) в 1960 г. На нем обсуждался уже более широкий круг вопросов, в числе которых были: а) деятельность специальных служб полиции по предупреждению преступности несовершеннолетних; б) влияние средств массовой информации на отклонения в поведении несовершеннолетних; в) роль национального планирования в предупреждении преступности; г) краткосрочное тюремное заключение и использование труда заключенных; д) подготовка освобождаемых заключенных к жизни в обществе. Надо отметить, что подбор вопросов был связан с тем, что после Второй мировой войны в обществе произошли существенные социальные перемены, сопровождавшиеся бурным экономическим развитием. Преступность приобрела новые качества, в частности, резко возросла преступность несовершеннолетних, и необходимо было реагировать на эти изменения. Начиная с этого Конгресса делегации Советского Союза, а затем Российской Федерации активно работали на всех стадиях подготовки и проведения этого масштабного форума.

Восьмой Конгресс снова вернулся на американский континент и прошел в Гаване (Куба) в 1990 г. Почти 1500 участников из 127 стран обсуждали десятки вопросов. Делегация Советского Союза являлась одной из самых представительных. Это был самый информационно насыщенный Конгресс, он принял самое большое число резолюций – 35. Из международных документов, которые были приняты или рекомендованы для принятия Генассамблеей, необходимо отметить следующие: а) Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), – резолюция 45/110 Генассамблеи; б) Основные принципы обращения с заключенными – резолюция 45/111 Генассамблеи; в) Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) – резолюция 45/112 Генассамблеи; г) Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, – резолюция 45/113 Генассамблеи; д) Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка; е) Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование; ж) Основные принципы, касающиеся роли юристов.

Кроме того, Конгресс принял или рекомендовал Генассамблее принять пять типовых международных договоров – проектов двусторонних соглашений, которыми руководствовались бы правительства в своих переговорах. Среди них был и такой принципиально важный для сегодняшнего дня документ, как Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с причинением ущерба культурному наследию народов в виде движимого имущества. Впервые была принята резолюция о преступлениях, связанных с использованием компьютеров, в которой Конгресс призвал государства-члены принять ряд мер, включая меры по обеспечению более надежной компьютерной безопасности и превентивные меры с учетом проблем, касающихся защиты неприкосновенности частной жизни, уважения прав человека и основных свобод, а также регулятивных механизмов, относящихся к использованию компьютеров. Конгресс принял также резолюцию о коррупции в органах государственной власти, во исполнение которой позже был разработан Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят Генассамблеей 12 декабря 1996 г. – резолюция 51/59). Много внимания было уделено вопросам накопления и изучения опыта в сфере борьбы с преступностью в целях развития.

Первое из упомянутых предложений получило выражение даже не в одной, а в нескольких конвенциях ООН и региональных международных организаций. Причем процесс этот не останавливается, конвенциональное развитие законодательства именно в этой сфере идет очень интенсивно. В будущем оно станет еще более заметным и значимым для национального законодателя. Организованная преступность не знает границ и не признает государственного суверенитета – это хорошо известное положение. Но она на этом не останавливается, и уже на следующем Конгрессе было специально подчеркнуто, что преступные группы, проводя свою деятельность на международном уровне, рассматривают границы не как барьеры, а как коммерческие возможности. Это очень опасная для государств тенденция.

Второе предложение – Минимальные стандартные правила обращения с лицами, обвиняемыми в совершении преступления – интенсивно воплощается в жизнь. Многие национальные законодатели стали более внимательно относиться к этой проблеме.

Для согласования этих непримиримостей мы и должны использовать метод поощрения в уголовном праве как равноправный. Вопрос достижения подлинной гармонии между принуждением и поощрением в уголовном праве – это вопрос будущего. Мы находимся лишь в самом начале этого пути.

Реституционное правосудие (от английского restorative – восстановление), главная цель которого – урегулирование конфликта[122] 122
E/CN.15/1998/2/Add. l/Rev. l.

Данная тема напрямую связана с другой проблемой, вызвавшей острую полемику на Конгрессе. Речь идет о политике в области тюремного заключения (под тюремным заключением понималось наказание, связанное с контролируемой изоляцией осужденного от общества). Споры велись в основном вокруг возможности перевоспитания преступника в местах лишения свободы. В разных странах на это смотрели с различных позиций. Одни утверждали, что наказание само по себе уже несет элемент перевоспитания. Другие весьма скептически отнеслись к идее перевоспитания вообще. В конце концов и те и другие сошлись на том, что, если есть хоть малейший шанс перевоспитать преступника, следует незамедлительно принять все меры для его реализации.

Одним из наиболее важных вопросов, затронутых в рамках этой темы, был поиск возможностей для введения мер, альтернативных лишению свободы. Дело в том, что уже долгие годы лишение свободы во многих странах является основной формой наказания, которое применяет общество по отношению к правонарушителям. Эта практика, как оказалось, беспокоит многих, тем более что содержание преступников за решеткой было признано неэффективным по отношению к лицам, совершившим малозначительные по своей общественной тяжести преступления, и к тем, кто совершил преступления по неосторожности. Кстати, на Конгрессе было отмечено, что в связи с усиливающейся индустриализацией общества увеличивается и число преступлений по неосторожности. В целом же при обсуждении этого вопроса выработалось мнение о необходимости использования мер, альтернативных тюремному заключению. Было предложено более широко использовать системы штрафов и материальных компенсаций потерпевшим.

Мы достаточно подробно остановились на анализе этого Конгресса, поскольку он был одним из самых плодотворных и по сути последним конгрессом, работавшим в сложившемся формате.

На Конгрессе впервые была реализована такая форма работы, как семинары-практикумы. С тех пор они стали неотъемлемой частью последующих конгрессов. Семинары-практикумы проводились с целью содействовать осуществлению более эффективных действий в области предупреждения преступности и виктимизации, а также реформе систем уголовного правосудия во всем мире. Эти семинары обеспечили уникальную возможность для обмена опытом и осуждения успешных мер по решению конкретных проблем, связанных с материально-правовыми вопросами, которые рассматривались на Конгрессе. Конгресс принял 11 резолюций. Его работа показала, что основная текущая работа уже перенесена в Комиссию и этот процесс будет продолжаться.

Во время открытия Конгресса Генеральный секретарь Джорджио Джакомелли обратил внимание на то, современная преступность сумела превратить множество положительных качеств развивающегося мира в отрицательные. Она в уродливых формах использует именно те тенденции, которые обеспечили так много выгод: прогресс технологии в области информатики и транспорта, ослабление пограничного контроля и интернационализация мировых рынков. Так, например, участники современных транснациональных группировок занимаются не только незаконной торговлей, в том числе людьми, оружием и опасными материалами, но и порождают коррупцию, совершают преступления, причиняя страдания людям и нанося ущерб окружающей среде. Каждая страна обязана сделать все возможное для того, чтобы защитить своих детей и будущие поколения от бедствий, причиняемых преступностью, которая в некоторых странах достигла таких размеров, что бросает вызов законным правительствам, создавая угрозу их экономическому и социальному порядку.

Несмотря на достаточную жесткость такой постановки вопроса, проблема все же была смягчена, ибо преступность уже в тот период времени приобрела в ряде регионов характер угрозы национальной безопасности. Суть реализации этой угрозы проста: государство как суверенное образование прекращает свое существование[124] 124
Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы. Владивосток, Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. С. 7.

[Закрыть] . Современные события на территории ряда государств СНГ, на Балканах, в Ираке ярко иллюстрируют этот тезис. К сожалению, опасный тренд пока не преодолен.

[Закрыть] . Это еще раз подчеркивает значимость межконгрессионной работы, проводимой, прежде всего, Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Читайте также: